Научная статья на тему '"ДИСКОБОЛ" МИРОНА КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ ДИАЛЕКТИКИ ГЕРАКЛИТА'

"ДИСКОБОЛ" МИРОНА КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ ДИАЛЕКТИКИ ГЕРАКЛИТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
518
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДИМЫЙ ПЛАН ПРОИЗВЕДЕНИЯ / СКРЫТЫЕ ПЛАНЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ / ДИАЛЕКТИКА ГЕРАКЛИТА / ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ / КОМПОЗИЦИОННАЯ ФОРМУЛА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ / ЛУК СО СТРЕЛОЙ И ЛИРА КАК РЕПРЕЗЕНТАНТЫ ВОЙНЫ И МИРА / ГАРМОНИЯ ВОЙНЫ И МИРА - ИСТОЧНИК ВЕЧНОГО КРУГОВРАЩЕНИЯ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жуковский В. И., Пивоваров Д. В.

Авторы статьи пытаются выяснить подлинный философский смысл такого шедевра древнегреческого искусства, как скульптура «Дискобол», созданная Мироном. Обычно считается, что эта скульптура изображает спортсмена на Олимпийских соревнованиях и что в ней более не следует искать какой-то более глубокий смысл. Согласно гипотезе авторов, скульптура «Дискобол » репрезентирует главное содержание диалектики Гераклита, выражает диалектическую идею о единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия и гармонии мироздания. Показано, что в фигуре дискобола гармонично совмещены две геометрические схемы - схема лука со стрелой и схема лиры. Лук репрезентирует идею войны, борьбы, вражды, а лира выражает идею мира, согласия, тождества противоположностей. Такова композиционная формула скульптуры «Дискобола», являющаяся основной художественной идеей этого шедевра Мирона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYRON`S DISCOBOLUS TO REPRESENT HERACLITUS` DIALECTICS

The article clarifies the true philosophical meaning of such a masterpiece of ancient Greek art, as sculpture “Diskobolus”, created by Myron. The sculpture is believed to depict an athlete at the Olympic competitions and considered to lack a whatever deeper meaning. According to the hypothesis of the authors, the sculpture “Diskobolus” represents the main content of the Heraclitus dialectics; it expresses the dialectical idea of unity and struggle of opposites as the source of life and harmony of the Universe. The article points out that two geometrical schemes are harmoniously combined in the figure of the Diskobolus - the scheme of a bow with an arrow and the scheme of a lyre. The bow represents the idea of war, struggle, hatred; and the lira expresses the idea of peace, harmony, identity of oppositions. The article suggests the compositional formula of the sculpture “Diskobolus”, which expresses the main artistic idea of Myron's masterpiece, according to authors.

Текст научной работы на тему «"ДИСКОБОЛ" МИРОНА КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ ДИАЛЕКТИКИ ГЕРАКЛИТА»

В. И. Жуковский, УДК 130.2:73.05

доктор философских наук, профессор кафедры искусствоведения Гуманитарного института, ФГБОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» e-mail: art_dec@lan.krasu.ru

Д. В. Пивоваров,

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения Института социально-политических наук. Департамент философии. ФГБОУ ВПО «Уральский федеральный университет.имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» e-mail: daniil-pivovarov@yandex.ru

«ДИСКОБОЛ» МИРОНА КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ ДИАЛЕКТИКИ ГЕРАКЛИТА

Авторы статьи пытаются выяснить подлинный философский смысл такого шедевра древнегреческого искусства, как скульптура «Дискобол», созданная Мироном. Обычно считается, что эта скульптура изображает спортсмена на Олимпийских соревнованиях и что в ней более не следует искать какой-то более глубокий смысл. Согласно гипотезе авторов, скульптура «Дискобол» репрезентирует главное содержание диалектики Гераклита, выражает диалектическую идею о единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия и гармонии мироздания. Показано, что в фигуре дискобола гармонично совмещены две геометрические схемы - схема лука со стрелой и схема лиры. Лук репрезентирует идею войны, борьбы, вражды, а лира выражает идею мира, согласия, тождества противоположностей. Такова композиционная формула скульптуры «Дискобола», являющаяся основной художественной идеей этого шедевра Мирона.

Ключевые слова. Видимый план произведения. Скрытые планы художественной работы. Диалектика Гераклита. Единство и борьба противоположностей. Композиционная формула и художественная идея. Лук со стрелой и лира как репрезентанты войны и мира. Гармония войны и мира - источник вечного круговращения Солнечной системы.

Произведения древнегреческого искусства во все времена поражали людей своим гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения достоинства человека. Искусство Древнего Рима, Средневековья, Возрождения, Нового времени черпало силы в сокровищницах греческого наследия. И сегодня, когда мы отделены от Древней Греции историческим каньоном шириной во многие и многие столетия, искусство Эллады остается для нас в известном смысле нормой и недосягаемым прекрасным образцом, является источником чувств, мыслей и творческого вдохновения. Поэтому анализ шедевров древнегреческого изобразительного искусства, в том числе скульптуры Мирона «Дискобол», по сей день является актуальной задачей философии искусства и искусствоведения [1, с. 99-100].

Конец второй четверти и середина V в. до н. э. - период расцвета творческой деятельности одного из величайших греческих скульпторов -Мирона из Элевтер, друга философа-диалектика

Гераклита. Мирон был непревзойденным новатором в области пластики, мастером бронзовой техники. Он создал множество статуй, однако ни одна из них, к великому сожалению, не сохранилась в подлиннике. Крупные бронзовые скульптуры Мирона, в том числе и его шедевр - статуя «Дискобол» (между 460 и 450 гг. до н. э.), были переплавлены римлянами в годы гибели античного общества. Сохранились лишь редкие мраморные копии, выполненные древнеримскими мастерами по оригиналам Мирона [2, с. 175-187].

То, что сегодня мы вправе назвать непосредственно видимым планом скульптуры Мирона «Дискобол», является продуктом восстановления первоначального вида статуи на основе мраморных, наиболее совершенных в художественном смысле экземпляров: экземпляра, найденного в Castel Ротапо (туловище), экземпляра Ланче-лотти (голова), лондонского экземпляра (ноги) и статуи из CasaBuonaшttiво Флоренции (правая рука). Скомпонованный таким образом слепок покрыли бронзой, были удалены подпоры - весь-

ма характерный элемент мраморных копий греческих оригиналов. По мнению многих весьма авторитетных исследователей античного искусства, реставрация дала положительные результаты. Получившийся в итоге восстановительных работ художественный предмет соответствует первоначальному облику знаменитой статуи, главный слой ее видимого плана позволяет зрителю проникнуть в нематериальные слои произведения.

Проникая в пределы первого слоя скрытого плана «Дискобола», мы видим, как статичный художественный предмет в глубине музейного помещения с помощью нашего зрительского визуального мышления [3] постепенно наполняется движением, в нем начинает просыпаться жизнь. Перед нами уже не мертвая бронзовая форма, а живое мускулистое молодое тело метателя диска, все члены которого динамичны и упруги. Слегка согнувшись, юноша поднял правую руку с диском вверх, а левую опустил, приняв тем самым позу метателя. Обе ноги чуть согнуты в коленях и напряжены, голова повернута в сторону руки с диском (рис. 1).

Проникая за телесную оболочку статуи, мы замечаем, что античному мастеру удалось передать не только физическое напряжение, но и волевую сосредоточенность; лицо прекрасного

телом и духом атлета исполнено властной энергии и в то же время спокойно. Доблестный дух в гармонически развитом теле - это единство считалось у греков самым ценным качеством, и именно на этом в первом нематериальном слое сосредоточил наше внимание Мирон, утверждая своим произведением красоту разумной воли, сдерживающей силу страсти и придающей ей достойную человека форму.

Статуя «Дискобол» производит впечатление устойчивости и монументальности, ибо автор выбрал момент движения спортсмена в период броска весьма удачно. Готовящийся метнуть диск юноша, замахнувшись, отнес свой снаряд как можно дальше назад, чтобы в следующий миг резким движением послать его вперед. Он словно сжатая пружина, имеющая огромный энергетический потенциал. Положение, в котором находится дискобол, возможно только в момент перехода от одного движения к другому, и находиться в нем длительное время практически невозможно. В выбранном Мироном кратчайшем мгновении покоя выгодно сочетаются завершившееся движение и движение грядущее. Вследствие этого действие метателя выражено во всей полноте и целостности.

Бросок и вместе с ним движение бросающего бессмысленны, если их поместить в пространство музея. Бросок нуждается в обширном пространстве, он требует греческой палестры, принадлежит ей и вызывает ее. Это приводит к тому, что наше внимание переключается с настоящего на давно прошедшие времена, зритель обращается к истории, к общегреческим спортивным состязаниям в Олимпии, которые имели огромное значение для эллинов, являя собой смотр физической и духовной доблести граждан Древней Греции. В результате художественная модель, предложенная зрителю Мироном, экстраполируется на ту историческую действительность, от которой гимнастическая жизнь античной атлетики просто неотделима.

Завершив цикл ступенчатого прохождения пластов первого слоя умозрительного плана скульптуры, мы вновь возвратились к бронзовой поверхности статуи, дабы ответить на вопрос: а почему, собственно говоря, скульптор предложил нашему вниманию именно такую художественную модель метателя диска? Ясен сюжет произведения, но какова основная идея Мирона? Вновь внимательно осмотрев скульптуру, мы с удивлением обнаружили в ней многочисленные искажения и, подобно римскому оратору Квинтилиану, воскликнули: «Где еще

можно найти такое же искаженное и сложное движение, как у Дискобола?». Перечислим лишь некоторые из них.

1. Статуя «Дискобол» имеет совершенно плоский, рельефный характер; главные элементы движения находятся на передней плоскости скульптуры, это в любом случае приводит к тому, что зритель (откуда бы он ни начал обзор) рассматривает ее только спереди.

2. Движение сосредоточено исключительно в конечностях спортсмена, торс его почти неподвижен.

3. Трактовка тела дискобола суховатая, детализированная, линейно точная, грудь метателя диска плоская.

4. Характерен сильно выступающий затылок; половины лица трактуются по-разному: левая половина - плоская и широкая, правая - компактная, имеет полные, выпуклые формы.

5. Плечи дискобола находятся не в плоскости ступней ног, т. е. голова вместе с плечевым поясом показана скульптором анфас, тогда как ноги даны в профиль.

Заметим, что эти искажения не являются следствием оплошности Мирона или его профессиональной некомпетентности. Полагаем, искажения сознательно введены мастером в художественную ткань статуи, чтобы помочь зрителю проникнуть во второй, нематериальный, слой «Дискобола». Самыми информационно емкими элементами изображения являются руки метателя диска. Большие пальцы правой и левой кисти несколько отведены в сторону. Мы замечаем собственно кисть руки, но одновременно фиксируем и угол, образованный пальцами, т. е. соответствующую геометрическую форму. Благодаря этому наш взор движется в направлении от угла между пальцами дискобола к его голове. Фиксируется точка, находящаяся в районе подбородка метателя диска.

В том случае, если наблюдатель фиксирует точку на подбородке метателя диска, то «зоной отдыха» для него (вернее, для его глаз) будет затылок дискобола. Если же наш взгляд начинает «пульсировать» по дуге от правой кисти руки метателя диска к левой и обратно, то «зоне отдыха» в этом случае соответствует область тазобедренного сустава. В результате развитое визуальное мышление опытного зрителя продуцирует наглядный образ туго натянутого лука. Обе руки метателя превращаются в корпус этого орудия стрельбы, а торс вместе с головой становится его стрелой (рис. 2). Нет сомнения, что Мирон умышленно изобразил в профиль ноги дискобола

и в анфас его торс, уменьшив тем самым угол обзора статуи, дабы мы, наблюдая абрис плавного контура, созданного дугообразным движением обеих рук метателя вместе с плечами и согнутой в колене левой ногой, смогли возбудить в сознании образ визуального мышления - лук со стрелой - и приблизились тем самым на шаг к общей художественной идее данного шедевра.

Если бы автор развернул свою статую в пространстве, как того требует действительное положение вещей и что можно наблюдать в реальности в момент подлинного броска, или же поднял бы правую руку дискобола на максимальную высоту, тем самым выпрямив ее, то не только нарушилось бы декоративно-гармоническое расположение элементов скульптуры, но также ни о каком наглядном образе лука в модели дискобола не моглобы быть и речи. Лук и стрела воссоздаются тренированным зрительским визуальным мышлением только при плоскостном расположении всех частей статуи.

Почти одновременно с реконструкцией наглядного образа «лук и стрела» в нашем сознании возникает и другой рациональный наглядный образ — «лира». Этот древний и почти забытый нами музыкальный инструмент в те времена состоял из плоского, округлой формы корпуса-резонатора, по бокам которого крепились две стойки с перекладиной между ними, куда прилаживались струны числом от семи до двенадцати и где находились приспособления для их натяж-

ки. Нередко корпус инструмента греки раскрашивали в виде маски человеческого лица.

Лира была довольно распространенным музыкальным инструментом в Древней Греции. Образ ее хранился в памяти почти каждого жителя Эллады и при желании мог быть легко воспроизведен графически. Нам сделать это значительно труднее, ибо лиру в том виде, в каком она существовала у греков, в настоящее время встретить практически невозможно. И все же, несмотря на трудности, наше визуальное мышление способно преобразить голову метателя диска, плечевой пояс и грудные мышцы в корпус-резонатор популярного греческого инструмента. Роль стоек лиры выполняют руки дискобола, а перекладиной служит прямая линия, соединяющая запястья атлета. Слегка трансформировав графическое изображение лиры, мы в результате получим рисунок, который по своим основным характеристикам вполне соответствует наглядному образу, который мы постарались умозрительно воспроизвести на основе анализа «Дискобола» (рис. 3).

В качестве натянутых струн наглядного образа «лира» Мирон использует не что иное, как торс дискобола. Известно, что в греческой философии того времени существовал особый термин «tonos» («натянутость»), который многие

античные мыслители использовали, характеризуя бытие. Пространство и все, что его заполняет, по представлениям греков, с начала до конца и сверху донизу в разной степени натянуто и напряжено, сгущено и разряжено. Мирон, которому были близки философские воззрения его эпохи, натянутые и напряженные мышцы дискобола мыслил как определенную конструкцию (настроенный и звучащий музыкальный инструмент).

Все свои произведения, в том числе и «Дискобол», Мирон отливал из металла для площадей городов Древней Греции. Его скульптуры должны были стоять не в пыльных помещениях музеев, а на открытом воздухе под прямыми лучами яркого южного солнца. Следовательно, проектируя ту или иную скульптуру, Мирон не мог не учитывать игру света и тени на полированной бронзовой поверхности. Если с этих позиций взглянуть на статую, то можно себе представить, как при утреннем, солнечном освещении одни мышцы тела проступают отчетливо и выпукло, другие погружены в глубокую тень. При вечернем же заходящем солнце картина резко меняется. Получается, что на протяжении солнечного дня скульптура рождала естественное и мерное «звучание».

Стало быть, Мирон организовал все элементы своего творения так, чтобы у нас (зрителей) появилась возможность представить определенные и довольно четкие наглядные образы лука со стрелой и лиры. Но что они означают, какую смысловую нагрузку несут? За ответом на поставленный вопрос обратимся к текстам современника и друга Мирона древнегреческого философа Гераклита, который, как известно, провозгласил: 1) истинная природа мира скрыта от внешнего взора; 2) скрытая гармония лучше явной; 2) источником становления, изменения и скрытой гармонии вещи является единство и борьба заключенных в вещи ее внутренних противоположностей [4]. Диалектический тезис Гераклита о том, что «скрытая гармония лучше явной», Мирон, по всей вероятности, воспринял как программу к действию. Пластика человеческого тела, скульптура как модель являлись для Мирона тем образным языком, оперируя которым, можно показать (и передать) всеобщее состояние мира и самой жизни.

Внимательно вчитываясь в тексты эфесско-го мыслителя (сохранилось примерно 130 фрагментов труда Гераклита «О природе»), нельзя не заметить, что лук со стрелой и лира - два подлинно гераклитовских образа, причем сам Гераклит вкладывает в них не столько поэтический,

сколько философский смысл. Он ассоциирует с образом лука со стрелой состояние борьбы противоположностей, а с образом лиры - состояние единства и тождества диалектических противоположностей всякой вещи.

Лук - орудие войны (символ войны, борьбы), а лира, как противоположность лука, - это орудие мира (символ мира, гармонии).Исключая-друг друга, лук и лира в то же время составляют неразрывное единое целое. По Гераклиту, сущность бытия активна, природа вещей подвижна; за различием следует усматривать сходство, за борьбой - гармонию, за прерывным и отдельным - непрерывное и покоящееся. «Луку имя -жизнь, а дело его - смерть» [5, В 62, 48].

Скульптура Мирона «Дискобол» буквально пропитана афронтальностью и асимметрией, всецело отвечает установленному Гераклитом закону контраста, вечной борьбы противоположностей, без которой никакое согласие и никакая гармония невозможны, - несогласие находится в согласии с собой. Греческому скульптору удалось сделать зримой сущность философской концепции Гераклита посредством простых, четких и удивительно емких по своему смысловому содержанию наглядных образов - продуктов визуального мышления. Позволяя нам (зрителям) перейти от любования внешней формой произведения (сколь бы замечательной она ни была) к глубоким и широким обобщениям, Мирон продумывает место и положение каждого наглядного образа.

Во-первых, образы «лук со стрелой» и «лира» нанизаны на одни и те же элементы фигуры дискобола - его руки, плечи, голову, торс и правую ногу от бедра до колена. Оба наглядных образа имеют единую структурную основу, одни и те же метки-индексы и возникают в сознании зрителей не друг за другом, а оба сразу, одновременно, вдруг. Во-вторых, и лук и лира в равной степени напряжены и натянуты. Готова сорваться стрела и зазвенеть лира. Движение в состоянии покоя вызвано действием противодействующих сил внутри каждого образа, оно скрыто. В-третьих, пространственно-структурированные продукты визуального мышления расположены один к другому по диагонали и направлены в противоположные стороны: лук и стрела - слева направо вверх, лира - справа налево вниз. Пользуясь наглядными образами, Мирон провозглашает, что наличие у противоположностей сходного, тождественного обусловливает как их отдельное существование, так и переход друг в друга, в гармонию.

При анализе пластов первого слоя умозрительно представляемого плана скульптуры Мирона «Дискобол» мы исходили из предположения, что статуя представляет собой художественную модель атлета - победителя олимпийских игр, участника состязаний в метании диска. Победитель олимпиады для древних греков достоин статуи в свою честь за то, что победой утвердил славу родного города, выдвинувшего его, за то, что атлет выступил на соревнованиях как мужественный и примерный гражданин, став образцом для других. Однако в истории изобразительного искусства, наряду с указанной, существует и другая версия. У римского писателя Филострата Старшего (конец Х1в.), который занимался тем, что описывал картины наиболее знаменитых художников, есть заметки о фигуре дискобола в сцене состязания греческого бога Аполлона. Аполлон, метнув диск, промахнулся, и попав спортивным снарядом в своего друга Гиацинта, убил его. Поза и фаза движения Аполлона почти точно повторяют позу и фазу движения метателя диска Мирона. Это обстоятельство позволило некоторым историкам искусства выдвинуть предположение, что дискобол Мирона - это изображение дельфийского бога Аполлона. Обнаруженные нами наглядные образы «лук со стрелой» и «лира» подтверждают данную гипотезу. В самом деле, ведь именно Аполлон и только Аполлон, согласно народной религии греков, использовал одновременно и лук, и лиру. Гомер, например, называл Аполлона «Сребролукий», «Славнолукий»; Пиндар - «Златолукий», «Луконосец». Аполлон своими знаменитыми стрелами, выпущенными из не менее знаменитого лука, поражал то змия Пифона, то Тития, пытавшегося оскорбить Лето, циклопов, ковавших молнии Зевсу. С помощью своих стрел Аполлон разносит чуму в ахейском лагере в «Илиаде», убивает стариков, если они слишком долго живут, и даже, как повествует Гомер, без всякого повода убивает людей и животных. Аполлон считается убийцей Ахилла, Мелеагра, Флегия, Эврита, Марсия, причиной смерти Неоптолема, детей Ниобы и детей-чудовищ Ало-адов. Вместе с тем на пирах у олимпийцев именно Аполлон играл на звонкой лире в окружении поющих муз, а в гомеровском гимне Гермесу повествуется о том, как Гермес передает Аполлону лиру, получая взамен стада животных.

Будучи сильной гармонической личностью, имеющей определенное устойчивое начало, Аполлон властвует над жизнью и смертью, войной и миром, объединяя в себе противоположности, в том числе и противоположные значения

лука и лиры. Сказанное дает нам основание считать, что именно художественный образ Аполлона представил нам Мирон, причем представил не явно, а через явное; сквозь явное постепенно начинает проступать сущность изображенного. «Природа любить скрываться», в том числе и «природа» грозного дельфийского бога, который, по словам Гераклита, «не говорит и не скрывает, но знаками показывает» [6, В 93] т. е. показывает, что явное (зримое) является носителем сущности и указывает на нее. Видимое -бронзовая статуя дискобола (восприятие которой доступно нашим органам чувств), по мысли Мирона должно указывать на невидимое - наглядные образы «лук со стрелой» и «лира», воссоздавая которые зритель, имеющий «не грубую душу», получает возможность видеть за материальной оболочкой статуи образ всесильного и мудрого бога Аполлона. Лук и лира совместно образуют гениальную композиционную формулу, которая репрезентирует диалектическую художественную идею Мирона.

Статуя создана в геометрии полукруга. Но если мысленно достроить полукруг до полной окружности и провести несколько кругов через наиболее характерные траектории на фигуре, то можно предположить, что Мирон изобразил целостность околоземного мироздания, источником сохранения которого является динамическая гармония его внутренних противоположностей -войны и мира. Мы начинаем умозрительно представлять себе систему вращающихся небесных тел и «бога» (гармонию противоположностей лука и лиры), приводящего эту систему в вечное движение. Диск в руках Аполлона в этом случае - это образ вращающейся вокруг своей оси и вокруг источника движения планеты «Земля». Скульптура символизирует один из вариантов античной картины мира, а именно вариант гелиоцентрической системы. Тогда понятно, почему эта скульптура вызывала ожесточенные споры в кругу современников Мирона - между диссидентским меньшинством гелиоцентристов и большинством геоцентристов.

Литература

1. Акимова, Л.И. Искусство Древней Греции: Классика / Л.И. Акимова. - СПб: Азбука-классика, 2007. - С. 99-100.

2. Жуковский, В.И. Зримая сущность / В.И. Жуковский, Д.В. Пивоваров. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, - 1991, С. 175-187.

3. Жуковский, В.И. Интеллектуальная визуализация сущности / В.И. Жуковский, Д.В. Пивоваров. - Красноярск: Красноярский госуниверситет, 1998. - 223 с.

4. Кессиди Ф.Х. Гераклит / Ф.Х. Кессиди. - М.: Мысль, 1982. - 200 с.

5. Гераклит. О природе. - В 62, 48.

6. Там же. О природе. - В 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.