Научная статья на тему 'Дисфункции наградных институтов современной России в сфере образования и науки'

Дисфункции наградных институтов современной России в сфере образования и науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ / STATE AWARDS / ДИСФУНКЦИИ / DYSFUNCTION / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ / EDUCATION AND SCIENCE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СОЦИАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ / SOCIAL COMPARISON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ручкин Алексей Владимирович

Цели статьи анализ основных дисфункций наградных институтов России в сфере образования и науки и поиск инструментов их нивелирования, в том числе на основе опыта зарубежных стран. Методика и методы. Автор использовал адаптированный из экономики неоинституциональный подход к решению рассматриваемой проблемы, методы сравнительного и кросс-национального анализа и классификации. Результаты. Представлены итоги социологического изучения системы государственных наград в сфере образования и науки. Определены основные условия нематериального поощрения работников научно-образовательной области в современной России в сравнении с другими странами, в том числе с государствами постсоветского пространства. Рассмотрены как официально установленные правила, так и иные требования к кандидатам на получение государственных знаков отличия, соблюдающиеся с советского периода. Перечислены функции наградных институтов и основные факторы, влияющие на восприятие наград в современном обществе. Научная новизна. Критический анализ действующих норм отечественного законодательства, регулирующих порядок (процедуры) награждения позволил выявить основные недостатки отечественного института государственных наград: размытость оценочных суждений при рассмотрении деяний претендента на награду, отсутствие четкой иерархии государственных наград и количественных показателей при измерении заслуг и результатов деятельности, утрату ценности наград в глазах общества и отдельных граждан и др. Предложены пути решения выявленных проблем. В частности, автор считает, что необходимо создание системы стимулов, рассчитанных не только на отдаленную перспективу (например, по достижении пенсионного возраста), но и на текущий трудовой период; причем вознаграждения должны быть достаточным импульсом для профессионалов и основываться на признании достижений в первую очередь коллегами (внутри самой профессии), а не посторонними. Нужна разработка количественных показателей для оценки деятельности работников образования и науки. Введение структурированных требова ний к деятельности сделает объективным процесс представления к государственным наградам и сформирует эталоны профессиональной деятельности. Следует снизить цензы по наличию определенного стажа и снять некоторые другие ограничения для государственных поощрений. Практическая значимость. Устранение дисфункций российских наградных институтов позволит вернуть им функцию удержания в сфере образования и науки наиболее ценных кадров, привлечь в данную область деятельности свежие творческие силы, создать ориентиры профессионального роста для работающих педагогов и ученых, сформировать в сознании потенциальных работников представления о высокой социальной ценности и значимости профессиональной деятельности в сфере образования и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dysfunction of Modern Russian Institutes of State Awards in the Sphere of Education and Science

The purpose of the study is to analyze the main dysfunctions of the Russian premium institutes in the field of education and science, and to find out its leveling instruments, by examining the experience of foreign countries; to identify the basic requirements for the novitiate for state awards to employees of education and science in modern Russia in comparison with foreign countries. Methods. Neo institutional approach is used by the author. Methods involve comparative analysis, cross-national analysis, and classification. The original solution of tasks associated with the use of a single system-approach to the sociological study of state awards in the sphere of education and science, is extrapolated from institutional economics. Results. The basic approaches to the determination of the nature and functions of awards institutions in the field of education and science are considered; its relationship with other social, economic and political trends of contemporary politics in Russia is noted. The basic conditions of non-material motivation of workers of scientifically-educational area in modern Russia in comparison with other countries, including the post-Soviet territory states are defined. Both officially established rules and other requirements to candidates on reception of the state honourable distinctions, observed with the Soviet period are considered. The study identifies the main factors that influence the perception of the role of changes in modern society awards, offers solutions to the identified problems. Scientific novelty. The critical analysis of working rules of the Russian legislation regulating an order (procedures) of rewarding has allowed to reveal major disadvantages of the Russian institute of the state awards: opacity of estimated judgements considering the work of the applicant for the award; absence of accurate hierarchy of the state awards and quantity indicators at measurement of merits and results of activity; value of awards loss in the opinion of a society and separate citizens, etc. Ways of the solution of the revealed problems are offered. In particular, the author points out that it is necessary to create an incentive system intended not only for remote prospect (for example, upon reaching a pension age), but also for the current labour period; material remuneration should be a sufficient impulse for professionals and based on a recognition of achievements, first of all, by colleagues (of the same profession), not unauthorized people. It is necessary to work out quantity indicators for an estimation of activity of educators and academics. Introduction of the structured requirements to this activity is to make objective process of representation to the state awards and will generate professional work standards. Moreover, it is necessary to lower qualifications on presence of the certain experience and to remove some other restrictions for the state recognition. Practical significance. According to the author’s analysis, the reduction of dysfunctions of the Russian premium institutes will allow to return retention feature in the sphere of education and sciences of the most valuable personnel; to involve «a fresh creative power» in the given field of work; to create reference points of professional growth for working teachers and scientists; to generate the potential workers concepts of high social value and the importance of professional work in an educational sphere and science.

Текст научной работы на тему «Дисфункции наградных институтов современной России в сфере образования и науки»

Образование и наука. 2015. № 3 (122)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 371.15:35.089.7

Ручкин Алексей Владимирович

кандидат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом, начальник научного отдела Уральского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Екатеринбург (РФ). E-mail: [email protected]

ДИСФУНКЦИИ НАГРАДНЫХ ИНСТИТУТОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Аннотация. Цели статьи - анализ основных дисфункций наградных институтов России в сфере образования и науки и поиск инструментов их нивелирования, в том числе на основе опыта зарубежных стран.

Методика и методы. Автор использовал адаптированный из экономики неоинституциональный подход к решению рассматриваемой проблемы, методы сравнительного и кросс-национального анализа и классификации.

Результаты. Представлены итоги социологического изучения системы государственных наград в сфере образования и науки. Определены основные условия нематериального поощрения работников научно-образовательной области в современной России в сравнении с другими странами, в том числе с государствами постсоветского пространства. Рассмотрены как официально установленные правила, так и иные требования к кандидатам на получение государственных знаков отличия, соблюдающиеся с советского периода. Перечислены функции наградных институтов и основные факторы, влияющие на восприятие наград в современном обществе.

Научная новизна. Критический анализ действующих норм отечественного законодательства, регулирующих порядок (процедуры) награждения позволил выявить основные недостатки отечественного института государственных наград: размытость оценочных суждений при рассмотрении деяний претендента на награду, отсутствие четкой иерархии государственных наград и количественных показателей при измерении заслуг и результатов деятельности, утрату ценности наград в глазах общества и отдельных граждан и др. Предложены пути решения выявленных проблем. В частности, автор считает, что необходимо создание системы стимулов, рассчитанных не только на отдаленную перспективу (например, по достижении пенсионного возраста), но и на текущий трудовой период; причем вознаграждения должны быть достаточным импульсом для профессионалов и основываться на признании достижений в первую очередь коллегами (внутри самой профессии), а не посторонними. Нужна разработка количественных показателей для оценки деятельности работников образования и науки. Введение структурированных требова-

ний к деятельности сделает объективным процесс представления к государственным наградам и сформирует эталоны профессиональной деятельности. Следует снизить цензы по наличию определенного стажа и снять некоторые другие ограничения для государственных поощрений.

Практическая значимость. Устранение дисфункций российских наградных институтов позволит вернуть им функцию удержания в сфере образования и науки наиболее ценных кадров, привлечь в данную область деятельности свежие творческие силы, создать ориентиры профессионального роста для работающих педагогов и ученых, сформировать в сознании потенциальных работников представления о высокой социальной ценности и значимости профессиональной деятельности в сфере образования и науки.

Ключевые слова: государственные награды, дисфункции, сфера образования и науки, мотивация, социальное сравнение.

Ruchkin Aleksey V.

Candidate of Sociological Sciences, Head of Scientific Department, Associate Professor, Department of Personnel Management, Urals Institute of Management, Affiliate of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Yekaterinburg (RF). E-mail: [email protected]

DYSFUNCTION OF MODERN RUSSIAN INSTITUTES OF STATE AWARDS IN THE SPHERE OF EDUCATION AND SCIENCE

Abstract. The purpose of the study is to analyze the main dysfunctions of the Russian premium institutes in the field of education and science, and to find out its leveling instruments, by examining the experience of foreign countries; to identify the basic requirements for the novitiate for state awards to employees of education and science in modern Russia in comparison with foreign countries.

Methods. Neo institutional approach is used by the author. Methods involve comparative analysis, cross-national analysis, and classification. The original solution of tasks associated with the use of a single system-approach to the sociological study of state awards in the sphere of education and science, is extrapolated from institutional economics.

Results. The basic approaches to the determination of the nature and functions of awards institutions in the field of education and science are considered; its relationship with other social, economic and political trends of contemporary politics in Russia is noted. The basic conditions of non-material motivation of workers of scientifically-educational area in modern Russia in comparison with other countries, including the post-Soviet territory states are defined. Both officially established rules and other requirements to candidates on reception of the state honourable distinctions, observed with the Soviet period are considered. The study identifies the main factors that influence the perception of the role of changes in modern society awards, offers solutions to the identified problems.

Scientific novelty. The critical analysis of working rules of the Russian legislation regulating an order (procedures) of rewarding has allowed to reveal major disadvantages of the Russian institute of the state awards: opacity of estimated judgements considering the work of the applicant for the award; absence of accurate hierarchy of the state awards and quantity indicators at measurement of merits and results of activity; value of awards loss in the opinion of a society and separate citizens, etc. Ways

of the solution of the revealed problems are offered. In particular, the author points out that it is necessary to create an incentive system intended not only for remote prospect (for example, upon reaching a pension age), but also for the current labour period; material remuneration should be a sufficient impulse for professionals and based on a recognition of achievements, first of all, by colleagues (of the same profession), not unauthorized people. It is necessary to work out quantity indicators for an estimation of activity of educators and academics. Introduction of the structured requirements to this activity is to make objective process of representation to the state awards and will generate professional work standards. Moreover, it is necessary to lower qualifications on presence of the certain experience and to remove some other restrictions for the state recognition.

Practical significance. According to the author's analysis, the reduction of dysfunctions of the Russian premium institutes will allow to return retention feature in the sphere of education and sciences of the most valuable personnel; to involve «a fresh creative power» in the given field of work; to create reference points of professional growth for working teachers and scientists; to generate the potential workers concepts of high social value and the importance of professional work in an educational sphere and science.

Keywords: state awards, dysfunction, education and science, motivation, social comparison.

Наградные институты в сфере образования и науки не являются на данном этапе развития зарубежной и отечественной науки отдельной темой для исследования. Чаще всего упоминания о государственных наградах в каких-либо отраслях (секторах, сферах) касаются поощрений видных деятелей [1, 19] или организаций за достигнутые результаты [2, 4]. В большинстве работ, посвященных изучению факторов мотивации и инструментов оценки труда награды вообще не рассматриваются как отдельные стимулы [6], что, вероятно, связано с временным разрывом между приложенными усилиями и получением наград.

Отсутствие академического внимания к государственным наградам как инструменту мотивации обусловлено, видимо, еще и тем, что в лабораторных или экспериментальных условиях трудно смоделировать ситуации, которые бы выявили значимость наградных институтов для индивида: ценность и последствия государственных наград определяются взаимодействием с другими членами общества [20, с. 67]. Особенно сложно найти подходящие контрольные группы и измерить заслуги лиц в сферах, где нет четких статутов, очерчивающих границы непреложных трудовых обязанностей и их превышения, заслуживающего награды. К таким областям относятся, в частности, образование и наука.

Между тем наградные институты как один из способов государственного признания могут мотивировать работников сферы образования и науки прилагать максимум усилий при осуществлении своей трудовой деятельности. Основная особенность государственных наград, отличающая их от других видов вознаграждений (премий, единовременных выплат и т. д.) в том, что их присвоение не требует больших материальных расходов работодателя, но подчеркивает ценность сотрудника для орга-

низации, которая его представила к поощрению. Являясь вещественным доказательством более высокого социального статуса по отношению к коллегам (эффект социального сравнения), государственные награды также формируют высокую степень лояльности к организации и повышают желание к продолжению трудовой деятельности [15, с. 45], что важно для области образования и науки, где в силу невысоких заработных плат факторы «удержания» и интереса к работе играют существенную роль для всей системы в целом и конкретного учреждения в частности.

В положениях о государственных наградах России они условно делятся на специализированные, получить которые могут исключительно педагогические работники, и неспециализированные, предназначенные для поощрения в различных секторах экономики и общественной деятельности, в том числе и в области образования и науки (таблица). Опираясь на нормативные правовые документы, мы выделили основные требования к заслугам, трудовому стажу и периодичности награждения, установленные государственными статутами и методическими рекомендациями органов власти [8, 10].

Награды в сфере образования не ограничиваются перечнем, размещенным в таблице. Помимо узкоспециализированных наград существует еще 45 почетных званий отраслевого характера, например «Заслуженный работник прокуратуры РФ», «Заслуженный юрист РФ», присвоение которых возможно за подготовку высококвалифицированных кадров.

Наличие почетных званий в России объясняется, на наш взгляд, «эффектом колеи» при формировании и развитии института государственных наград, т. е. преемственностью аналогичного института, функционировавшего в СССР. В США [24] и Европе, например в Австрии [18], Италии [22], Нидерландах [17], Словакии [25], Великобритании [23], Франции [20], подобных государственных наград нет. Отечественные почетные звания - наследие социальной культуры советской эпохи. Они отчасти сохранились и на постсоветском пространстве: в Армении [9], Белоруссии [7], на Украине [13] и т. д.

Таблица 1

Государственные награды России в сфере образования и науки

Специализированные награды в сфере образования и науки

Награда Требования к стажу и периодичности награждения Требования к деятельности Примечания

1 2 3 4

Народный учитель Российской Фе- Присваивается не ранее, чем через За выдающийся вклад в развитие отечественного образования, его популяризацию, подго- Присваивается исключительно учителям, препо-

1 2 3 4

дерации 10 лет после получения почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» или «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» товку в рамках образовательного процесса учащихся, добившихся высоких результатов в научной, общественной и производственной сферах давателям и другим работникам образовательных организаций

Заслуженный учитель Российской Федерации 20 лет и более За личные заслуги: - в педагогической деятельности, обеспечивающей получение обучающимися высококачественного общего образования; - выявлении и развитии индивидуальных способностей обучающихся, раскрытии их научного и творческого потенциала; - подготовке победителей региональных, всероссийских и международных олимпиад; - научно-методическом и методологическом совершенствовании образовательного процесса и образовательных стандартов, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ и авторских методик; - подготовке и профессиональной переподготовке педагогических кадров Присваивается при наличии отраслевых наград федеральных и/или региональных органов власти

Заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации 20 лет и более За личные заслуги: - в педагогической деятельности, обеспечивающей получение обучающимися высококачественного среднего профессионального образования; - формировании образовательных программ, позволяющих обучающимся получать профессиональные знания и навыки, отвечающие современным пот- Присваивается исключительно преподавателям среднего профессионального образования при наличии наград (поощрений) органов государственной власти Российской Федера-

1 2 3 4

ребностям рынка труда; - научно-методическом и методологическом совершенствовании образовательного процесса, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ и авторских методик ции и/или субъекта Российской Федерации

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации 20 лет и более За личные заслуги: - в осуществлении высококвалифицированной педагогической и научной деятельности с применением новейших образовательных стандартов и методик, позволяющих повысить процент усвоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и стимулировать его углубленное изучение обучающимися; - разработке новейших методик и методологий преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей); - привлечении студентов и аспирантов к активной научно-практической деятельности; - в воспитании и подготовке научно-педагогических кадров Обязательно наличие ученой степени и отраслевых наград органов власти РФ или субъекта РФ. Присваивается исключительно преподавателям и работникам высшего или дополнительного профессионального образования

Заслуженный деятель науки Российской Федерации Отсутствуют За личные заслуги: - в разработке приоритетных направлений науки и техники, способствующих осуществлению российскими организациями существенного научного и технологического прорыва, а также обеспечению лидерства Российской Федерации в научном мире; - успешном внедрении и использовании научных разработок и их результатов в высокотехнологичном производстве; в создании научных межотраслевых школ, в том числе в области нанотехнологий; - развитии и осуществлении научно-исследовательской де- Обязательно наличие ученой степени доктора наук и заключения государственных академий, подтверждающих наличие личных заслуг, указанных в положении о звании

1 2 3 4

ятельности в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации с привлечением к работе студентов, аспирантов и молодых ученых

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации 20 лет и более За личные заслуги: - в осуществлении высококвалифицированной педагогической и научной деятельности с применением новейших образовательных стандартов и методик, позволяющих повысить процент усвоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и стимулировать его углубленное изучение обучающимися; - разработке новейших методик и методологий преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей); - привлечении студентов и аспирантов к активной научно-практической деятельности; - воспитании и подготовке научно-педагогических кадров Обязательно наличие ученой степени и отраслевых наград органов власти РФ или субъекта РФ. Присваивается исключительно преподавателям и работникам высшего или дополнительного профессионального образования

Неспециализированные награды в сфере образования и науки

Орден Святого апостола Андрея Первозванного Отсутствуют Выдающиеся заслуги на государственном и общественном поприще в сфере науки, различных отраслях экономики, способствующие процветанию, величию и славе России (на образовании внимание не акцентировано. - Прим. автора)

Орден «За заслуги перед Отечеством» Отсутствуют Особо выдающиеся заслуги, связанные с научно-исследовательской деятельностью, социально-экономическим развитием страны (на образовании внимание не акцентировано. -Прим. автора) Награждение осуществляется последовательно, начиная с медали. Исключение - наличие иных орденов Российской Федерации либо специальных, в том числе почетных, званий

1 2 3 4

Орден Александра Невского Отсутствуют Высокие личные достижения в образовательной и иной общественно-полезной деятельности, научно-исследовательской деятельности Наличие иного ордена Российской Федерации

Орден Почета Отсутствуют За заслуги в усовершенствовании российской системы образования, направленном на значительное улучшение качества предоставляемого образования, системы подготовки специалистов для нужд российской экономики и повышение международного престижа российских учебных заведений; за достижения в научно-исследовательской деятельности, позволившие обеспечить России значительное научное и технологическое преимущество в различных отраслях науки, повысить уровень внутреннего производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции Наличие иной государственной награды, получение которой предшествовало представлению к ордену Почета

Орден Дружбы Отсутствуют За плодотворную деятельность по развитию образования, науки Наличие иной государственной награды, получение которой предшествовало представлению к ордену Дружбы

Медаль «За заслуги перед Отечеством» Отсутствуют За особые заслуги в различных отраслях промышленности, строительстве, науке, образовании, здравоохранении, культуре, на транспорте и в других областях трудовой деятельности Награждение осуществляется последовательно от II к I степени

Медаль Пушкина 20 лет и более За заслуги в сфере просвещения, в области гуманитарньгх наук

В статутах как специализированных, так и неспециализированных государственных наград дублируется перечень заслуг, которые подлежат поощрению со стороны государства. «Гибридное» состояние наградной системы России таит институциональную ловушку типа «speed-up» (повышение нормы выработки без повышения зарплаты) [14, с. 32]. Кроме

того, размытость оценочных суждений при рассмотрении деяний претендента на награду («особо выдающиеся заслуги», «плодотворная деятельность», «высокие личные достижения» и т. д.), отсутствие иерархии государственных наград (в соотношении «орден - медаль - почетное звание») и количественных показателей при измерении заслуг и результатов деятельности (как, например, в системе KPI - Key Performance Indicators (ключевые показатели эффективности)) порождают ряд дисфункций наградных институтов.

Первая дисфункция - девальвация ценности государственных: наград в сознании населения, что приводит к потере мотивации их получения. По мнению экспертов и населения, государственные награды дискредитированы и не означают признания заслуг, не являются показателем авторитета и почета в социуме, поскольку «люди зачастую не знают, кого, чем и за какие заслуги награждает государство. В итоге теряется ценность награды в глазах общества» [3, 12]. Сознательный отказ от получения государственной награды связан также и с дискриминацией рабочего состава: согласно статистическим данным, свыше 60% от общего числа награжденных - это руководящий персонал [11, с. 53].

Вторая дисфункция наградных институтов напрямую связана с первой: государственные награды не сопровождаются материальной поддержкой, т. е. это исключительно символ социального сравнения, не подразумевающий финансового благополучия и не удерживающий профессионалов в сфере деятельности или организации, где они трудятся. Так, данная дисфункция приводит к тому, что компетентные преподаватели либо уходят в частные учреждения, где уровень заработка выше, чем в среднем по отрасли, либо стремятся к назначению на руководящие должности.

Третья дисфункция - отсутствие образцов морально-нравственного поощряемого государством поведения и четких эталонов деятельности, прописанных в статутах и транслируемых в социум при награждении, что приводит к отказу работников образования и науки от «"сверхисполнения" обязанностей и к совершению социально ценных творческих действий вне трудовых и гражданских обязательств» [16, с. 161].

Наличие значительных ограничений в требованиях к претендентам на награду также нивелирует ее функцию мотивации и удержания квалифицированных специалистов в сфере образования и науки. Основным ограничительным фактором является требование к стажу - у почетных званий, например, не менее 20 лет [8]. В других странах данный ценз к сопоставимым наградам значительно ниже: в Армении и Белоруссии -15 лет [9, 7], в Украине - 10 лет [13].

Все перечисленное выше указывает на необходимость изменения подходов к поощрениям педагогов, учителей и ученых. Перемены нужны в целях реализации стратегических планов органов государственной власти по повышению эффективности работы во всех отраслях, что обеспе-

чивается прежде всего сферой образования и науки. На наш взгляд, требуются

• создание системы стимулов, рассчитанных не только на отдаленную перспективу (например, по достижении пенсионного возраста), но и на текущий трудовой период; причем речь идет о вознаграждениях, которые были бы достаточным импульсом для профессионалов и основывались бы на признании достижений в первую очередь коллегами (внутри самой профессии), а не посторонними [5, с. 96], что повысило бы значимость наград. Подобная оценка заслуг со стороны профессионального сообщества существует при присвоении почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», однако назвать ее объективной некорректно, поскольку значимость заслуг определяется представителями государственных академий, где ведутся фундаментальные исследования, в то время как профессорско-преподавательский состав вузов занимается, как правило, изысканиями эмпирического характера (что не умаляет их ценности);

• разработка количественных показателей для оценки деятельности работников образования и науки (например, числа подготовленных кандидатов и докторов наук, количества полученных патентов, создания эффекивных моделей и т. д.); введение структурированных требований к деятельности, с одной стороны, объективизировало бы процесс представления к государственным наградам, с другой - сформировало бы эталоны профессиональной деятельности;

• снижение цензовых категорий по наличию определенного стажа и иных (ведомственных, отраслевых, региональных и т. д.) ограничений для государственных поощрений.

Устранение дисфункций российских наградных институтов позволит вернуть им функцию удержания в сфере образования и науки наиболее ценных кадров, привлечь в данную область деятельности свежие творческие силы, создать ориентиры для работающих педагогов и ученых, в частности помочь им соотнести свои потребности с теми возможностями, которые могут быть предоставлены кавалерам государственных наград. Реформирование статутов необходимо и для того, чтобы сформировать в сознании потенциальных работников представления о высокой социальной ценности и значимости (с точки зрения статуса, уважения, профессиональной сплоченности и т. д.) профессиональной деятельности в сфере образования и науки.

Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. Ф. Т. Хаматнуровым

Литература

1. Видт И. Е. Думающий, ответственный, творческий... (к 75-летию

академика РАО В. И. Загвязинского) // Образование и наука. 2005. № 1. С. 136-139.

2. Горшков О., Чупрунов Е. Образование на основе исследований и разработок // Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 39-42.

3. Иванова О. Праздник для орденов / / Российская газета. 2008. 17 нояб.

4. Кокурина О. Ю. Конституционные и административно правовые аспекты наградного законодательства Российской Федерации // Образование и общество. 2011. № 5. С. 103-108.

5. Мирский Э. Наука как социальный институт // Высшее образование в России. 2004. № 8. С. 89-108.

6. Назарова И. Трудовые нагрузки: усилия и результаты (преподаватели вузов) // Социология образования. 2005. № 10. С. 37-41.

7. О государственных наградах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 18 мая 2004 г. № 288-З [Электрон. ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.pra-vo.by/webnpa/text.asp? RN=H10400288.

8. О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.09.2010 г. № 1099 // Российская газета. 2010. 15 сент.

9. О почетных званиях Республики Армения: Закон Республики Армения HO-105-N от 10.07.2004 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www.arlis.am/DocumentView.aspx? DocID=43830.

10. Об учреждении медали Пушкина: Указ Президента РФ от 09.05.1999 г. № 574 [Электрон. ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Пестова Г. А., Ручкин А. В. Анализ формальных наградных институтов и неформальных наградных практик в современной России // Вопросы управления. 2013. № 4 (6). С. 48-56.

12. Пестова Г. А., Ручкин А. В. Институциональные и неинституциональные факторы отношения к государственным наградам России // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 4. С. 45-50.

13. Про державш нагороди Украши: Закон Украши вщ 16.03.2000 № 1549-III // Вщомоси Верховно'* Ради Украши (ВВР). 2000. № 21. С. 162.

14. Скоробогацкий В. В. Институциональные ловушки в политике // Вопросы политологии и социологии. 2011. № 1 (1). С. 29-40.

15. Ashrafa N., Bandierab O., Lee S. S. Awards unbundled: Evidence from a natural fieldexperiment // Journal of Economic Behavior & Organization. 2014. № 100. P. 44-63.

16. Benhtam J. Teorie des peines et des recompenses. Troisieme edition. Tome second. Paris, 1826.

17. Besluit van 10 mei 1995, houdende nadere regels met betrekking tot de Orde van de Nederlandse Leeuw en de Orde van Oranje-Nassau (Reglement op de Orde van de Nederlandse Leeuw en de Orde van Oranje-Nassau): rijkswet van 15 april 1994 tot wijziging van de wet van 4 april 1892, houdende instelling van de Orde van Oranje-Nassau, en van de wet van 29 september 1815, houdende instelling van de Orde van de Nederlandse leeuw, alsmede instelling van het Kapittel voor de civiele orden // Staatsblad is gepubliceerd (Stb. 1994, 350).

18. Dekorationen, Insignien und Hoheitszeichen [Электрон. ресурс] // Österreichischen Bundesheer. Режим доступа: http://www.bmlv.gv.at/abzeic-hen/ dekorationen. shtml.

19. Jon Carlson: Award for Distinguished Career Contributions to Education and Training in Psychology // The American psychologist. Vol. 66. Issue 8. 2011. P. 739-741.

20. Les décorations [Электрон. ресурс] // France phaleristique. Режим доступа: http: / /www.france-phaleristique.com/accueil.htm.

21. Neckermanna S., Freyc B. S. And the winner is? The motivating power of employee awards // The Journal of Socio-Economics. 2013. № 46. P. 66-77.

22. Ordinamento delle strutture generali della Presidenza del Consiglio dei Ministri (Testo aggiornato): Decreto del Presidente del Consiglio dei Ministri del 1 marzo 2011 // Gazzetta Ufficiale del 14 giugno 2011, n. 136 - Suppl. Ordinario n. 145.

23. Queen and Honours [Электрон. ресурс] / / The official website of The British Monarchy. Режим доступа: http://www.royal.gov.uk/MonarchUK/Hono-urs/Honours.aspx.

24. Torreon B. S. A Guide to Major Congressional and Presidential Awards. Congressional Research Service, 2004. 6 p.

25. Zâkon NR SR o stâtnych vyznamenaniach z 2. februâra 1994 151/1997 Z.z. [Электрон. ресурс] // Prezident SR. Режим доступа: http: / / schuster. prezident. sk/?371.

References

1. Vidt I. E. Dumajushhij, otvetstvennyj, tvorcheskij... (k 75-letiju akademi-ka RAO V. I. Zagvjazinskogo). [Thinking, responsible, creative. (to the 75-th anniversary of the RAE academician, V. I. Zagvyazinskij)]. Obrazovanie i nauka. Izv. UrO RAO [Education and science. News of Ural Branch of Russian Academy of Education], 2005. № 1. P. 136-139. (In Russian)

2. Gorchkov O., Chuprunov E. Obrazovanie na osnove issledovanij i razra-botok. [Education through research and development]. Vysshee obrazovanie v Rossii. [Higher Education in Russia]. 2008. № 4. P. 39-42. (In Russian)

3. Ivanova O. Prazdnik dlja ordenov. [Feast for orders]. Rossijskaja gazeta. [Russian newspaper]. 17 November, 2008. (In Russian)

4. Kokurina O. Yu. Konstitucionnye i administrativno pravovye aspekty na-gradnogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. [Constitutional and administrative law aspects of the reward legislation of the Russian Federation]. Obrazovanie i obshhestvo. [Education and Society]. 2011. № 5. P. 103-108. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Mirskiy E. Nauka kak social'nyj institute [Science as a social institution]. Vysshee obrazovanie v Rossii. [Higher Education in Russia]. 2004. № 8. P. 89-108. (In Russian)

6. Nazarova I. Trudovye nagruzki: usilija i rezul'taty (prepodavateli vuzov). [Labour forces: efforts and results (university teachers)]. Sociologija obrazovanija. [Sociology of education]. 2005. № 10. P. 37-41. (In Russian)

7. O gosudarstvennyh nagradah Respubliki Belarus': Zakon Respubliki Belarus' ot 18 maja 2004 № 288-Z. [On State awards of the Republic of Belarus: law the Repub-

lic of Belarus, d.d. 18 May, 2004 № 288-Z]. Nacional'nyj pravovoj Internet-portal Res-publiki Belarus'. [National law-legal Internet portal of the Republic of Belarus]. Available at: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp? RN=H10400288. (In Russian)

8. O merah po sovershenstvovaniju gosudarstvennoj nagradnoj sistemy Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 07.09.2010 № 1099. [On measures to improve the State award of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation, d.d. 07 September, 2010 № 1099]. Rossijskaja gazeta. [Russian newspaper]. 15 September, 2010. (In Russian)

9. O pochetnyh zvanijah Respubliki Armenija: Zakon Respubliki Armenija H0-105-N ot 10.07.2004. [On the honorary titles of the Republic of Armenia: the Law the Republic of Armenia HO-105-N, d.d. 10 July, 2004]. Avialable at: http://www.arlis.am/DocumentView.aspx? DocID=43830. (In Russian)

10. Ob uchrezhdenii medali Pushkina: Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.1999 № 574. [On the establishment of the Medal of Pushkin: Russian Federation Presidential Decree, d.d. 09 May, 1999 № 574]. Available at: http://www.consul-tant.ru/. (In Russian)

11. Pestova G. A., Ruchkin A. V. Analiz formal'nyh nagradnyh institutov i neformal'nyh nagradnyh praktik v sovremennoj Rossii. [Analysis of formal and informal institutions award practices in modern Russia]. Voprosy upravlenija. [Management Issues]. 2013. № 4 (6). P. 48-56. (In Russian)

12. Pestova G. A., Ruchkin A. V. Institucional'nye i neinstitucional'nye fak-tory otnoshenija k gosudarstvennym nagradam Rossii. [Institutional and non-institutional factors related to State awards of Russia]. Srednerusskij vestnik ob-shhestvennyh nauk. [Medium Russian Bulletin of Social Sciences]. 2012. № 4. P. 45-50. (In Russian)

13. Pro derzhavni nagorody Ukrai'ny: Zakon Ukrai'ny vid 16.03.2000 № 1549-III. [On State awards of Ukraine: law of Ukraine d.d. 16 March, 2000 № 1549-III]. Vidomosti Verhovnoi' Rady Ukrai'ny (VVR). [Bulletin of the Ukraine Supreme Council], 2000. № 21. P. 162.

14. Skorobogackiy V. V. Institucional'nye lovushki v politike. [Institutional traps in politics]. Voprosy politologii i sociologii. [Issues of Political Science and Sociology]. 2011. № 1 (1). P. 29-40. (In Russian)

15. Ashrafa N., Bandierab O., Lee S. S. Awards unbundled: Evidence from a natural fieldexperiment. Journal of Economic Behavior & Organization. 2014. № 100. P. 44-63. (Translated from English)

16. Benhtam J. Teorie des peines et des recompenses. Troisieme edition. Tome second. Paris, 1826. (Translated from French)

17. Besluit van 10 mei 1995, houdende nadere regels met betrekking tot de Orde van de Nederlandse Leeuw en de Orde van Oranje-Nassau (Reglement op de Orde van de Nederlandse Leeuw en de Orde van Oranje-Nassau): rijkswet van 15 april 1994 tot wijziging van de wet van 4 april 1892, houdende instelling van de Orde van Oranje-Nassau, en van de wet van 29 september 1815, houdende instelling van de Orde van de Nederlandse leeuw, alsmede instelling van het Kapittel voor de civiele orden // Staatsblad is gepubliceerd (Stb. 1994, 350). (Translated from Dutch)

18. Dekorationen, Insignien und Hoheitszeichen // Österreichischen Bundesheer. Avialable at: http://www.bmlv.gv.at/abzeichen/dekorationen.shtml. (Translated from German)

19. Jon Carlson: Award for Distinguished Career Contributions to Education and Training in Psychology / / The American psychologist. Vol. 66. Issue 8. 2011. P. 739-741. (Translated from English)

20. Les decorations. France phaleristique. Available at: http://www.france-phaleristique.com/accueil.htm. (Translated from French)

21. Neckermanna S., Freyc B. S. And the winner is...? The motivating power of employee awards. The Journal of Socio-Economics. 2013. № 46. P. 66-77. (Translated from English)

22. Ordinamento delle strutture generali della Presidenza del Consiglio dei Ministri (Testo aggiornato): Decreto del Presidente del Consiglio dei Ministri del 1 marzo 2011 // Gazzetta Ufficiale del 14 giugno 2011, n. 136 - Suppl. Ordinario n. 145. (Translated from Italian)

23. Queen and Honours. The official website of The British Monarchy. Available at: http://www.royal.gov.uk/MonarchUK/Honours/Honours.aspx. (Translated from English)

24. Torreon B. S. A Guide to Major Congressional and Presidential Awards. Congressional Research Service, 2004. 6 p. (Translated from English)

25. Zakon NR SR o statnych vyznamenaniach z 2. februara 1994 151/1997. Z.z. Prezident SR. Available at: http://schuster.prezident.sk/?371. (Translated from Slovenian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.