Научная статья на тему 'Полномочия Президента РФ по награждению государственными наградами Российской Федерации'

Полномочия Президента РФ по награждению государственными наградами Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1197
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ РФ / ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ / УСЛОВИЯ НАГРАЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАГРАДОЙ / ПРОЦЕДУРА НАГРАЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кишоян Наира Алексеевна

В статье раскрыта история становления института наград в России, анализируются новейшие теоретико-практические вопросы применения государственных наград. Раскрыты исходные понятия государственных наград, а также демократическая ценность применения данного института в условиях российской действительности. Автором рассмотрены основы правовой регламентации полномочий Президента РФ по награждению государственными наградами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полномочия Президента РФ по награждению государственными наградами Российской Федерации»

Н. А. Кишоян. Полномочия Президента РФ по награждению государственными наградами

22 Сагатовский В. Н. Опыт построения категориального аппарата системного подхода // Философские науки. 1976. № 3. С. 69.

23 См.: Садовский В. Н. Основания общей теории систем. С. 92-102.

24 Уемов А. И. Л. фон Берталанфи и параметрическая общая теория систем. С. 38.

25 Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. С. 24.

26 Там же. С. 30.

27 Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М., 1991. С. 408 ; Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. М., 1982. С. 1209.

28 Осейчук В. И. Указ. соч. С. 19.

29 См.: Тихомиров Ю. А. Указ. соч. С. 5.

30 См.: Анохин П. К. Указ. соч. С. 34, 38.

31 См.: Мурзина Л. И. Убийство матерью новорожденного ребенка : уголовно-правовые и криминологические проблемы : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008. С. 158-174.

32 См.: Агахаджиев А. Ю. Оптимизация общественного воздействия на осужденных к лишению свободы. Грозный, 2010. С. 115-149.

33 См.: Сидоров А. В. Системный подход в борьбе с тяжкими и особо тяжкими преступлениями // Проблемы безопасности личности в современной России : сб. ст. / под ред. Б. Т. Разгильдиева. Саратов, 2010. С. 101-105.

34 См.: Шминке А. Д. Эволюция понятия системы права // Вестник СГАП. 2010. № 1(71). С. 31-32.

35 См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М., 2006. Т. 4. С. 90.

36 См.: Философский словарь. С. 512.

УДК 330.34.01

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПО НАГРАЖДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н. А. Кишоян

Саратовский государственный университет E-mail: nanjan88@mail.ru

В статье раскрыта история становления института наград в России, анализируются новейшие теоретико-практические вопросы применения государственных наград. Раскрыты исходные понятия государственных наград, а также демократическая ценность применения данного института в условиях российской действительности. Автором рассмотрены основы правовой регламентации полномочий Президента РФ по награждению государственными наградами.

Ключевые слова: Президент РФ, полномочия Президента РФ, условия награждения государственной наградой, процедура награждения.

Powers of the President of the Russian Federation on Rewarding by the State Awards of the Russian Federation N. A. Kishoyan

The article revealed the history of the institute awards in Russia, analyzed the latest theoretical and practical issues of national awards. Disclosed the original concept of state awards, as well as the democratic value of this institution in the Russian reality. The author covers the basics of the legal regulation of the President of the Russian Federation for State awards.

Key words: President of the Russian Federation, powers of President of the Russian Federation, notion of state awards, procedure for awarding.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. обладает широкими полномочиями,

необходимыми для реализации его функций как главы государства. Так, согласно ст. 89 Конституции РФ он уполномочен осуществлять высшую форму государственного поощрения - награждать государственными наградами за выдающиеся заслуги перед обществом и государством. Государственная награда олицетворяет собой факт признания заслуг человека, степень полезности его деятельности для общества и служит эффективным стимулом трудовой и общественно-политической деятельности граждан. Учреждение, присуждение и вручение Президентом РФ наград за выдающиеся достижения в различных областях государственной и общественной жизни является, с одной стороны, важным фактором в деле оценки государством деятельности ее граждан на благо Отечества, с другой - условием дальнейшего инновационного развития российского общества и государства1. Наградная политика призвана способствовать обеспечению гармоничного развития личности во всех сферах жизнедеятельности, усилению механизма поддержания законности и правопорядка, гуманизации и демократизации общественной жизни, внесению существенных изменений в российское законодательство2.

Первое свидетельство о выдаче особого знака отличия относится к 1100 г. В рассказе об отра-

© Кишоян Н. А., 2012

жении набега половцев на Киев при Владимире Мономахе упоминается Александр Попович, награжденный самим князем Владимиром золотой гривной - массивным золотым обручем, который носили на шее3. В XVI в. отмечается возросшее моральное значение наград - их стали носить на одежде, публично демонстрируя свои заслуги перед государством и его правителем. Само понятие «награда» укоренилось в законодательстве лишь на рубеже XVП-ХVШ столетий, до этого употреблялся термин «пожалование». Первый российский орден был учрежден по личному приказу Петра I, им стал орден Святого апостола Андрея Первозванного. Переход власти к Временному правительству обусловил существенные изменения, затронувшие наградную политику Российского государства. Существенным отличием советской наградной политики от политики императорской России является закрепление принципа равенства награды для всех, то есть ориентирование «не на экономико-социальную, а на духовно эмоциональную шкалу»4.

Датой учреждения государственных наград современной России принято считать 20 марта 1992 г., когда Верховный совет Российской Федерации принял законы, устанавливающие первые государственные награды страны5.

В полномочия Президента РФ входит издание нормативного акта по вопросам государственных наград. Так, Президент РФ в целях совершенствования государственной наградной системы Российской Федерации утвердил Положение о государственных наградах Российской Федерации, в котором утвердил статуты орденов РФ, положения о знаках отличия, медалях, почетных званиях, описания названных государственных наград и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации6. А для эффективной реализации своих конституционных полномочий в сфере награждения глава государства своим Указом от 2 декабря 2008 г. № 1712 создал Комиссию при Президенте РФ по государственным наградам7. Помимо издания нормативно-правовых актов в полномочия Президента входит также издание индивидуальных актов по принятию решения о награждении государственными наградами России конкретных лиц путем издания ненормативного указа8.

Действующая Конституция РФ урегулировала лишь некоторые вопросы о наградах государства. Так, в частности, п. «с» ст. 71 определяет, что государственные награды находятся в ведении Российской Федерации, а п. «б» ст. 89 Конституции право награждать государственными наградами России предоставляет Президенту РФ.

Статьей 76 Конституции РФ установлено, что по предметам ведения Российской Федерацией предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Несмотря на указанное требование, у Президента РФ в настоящее время имеются формально-юри-

дические основания самостоятельно регулировать вопросы, связанные с государственными наградами Российской Федерации, в том числе определять их виды, а также относить почетные звания к числу государственных наград. Такое положение существует ввиду того, что в Постановлении Конституционного суда РФ от 30 апреля 1996 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. № 1969 “О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации” и п. 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ, утвержденного названным Указом», был сделан вывод о возможности издания Президентом России указов до принятия соответствующего законодательного акта9. Следует отметить, что данному постановлению была дана неоднозначная оценка. Так, судья Конституционного суда РФ В. О. Лучин выразил особое мнение, в котором отмечалось: «Конституционное установление о том, что Президент как гарант Конституции “обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти” (ст. 80), породило немало спекуляций и по существу стало оправданием его вседозволенности. Это не означает, что Президент не связан Конституцией, может поступать по собственному усмотрению и принимать любые указы по всем вопросам независимо от того, к ведению какой ветви власти они относятся. Поэтому было бы большим упущением полагать, что Президент, например, убедившись в медлительности Федерального Собрания, вправе издавать указы, заменяющие законы».

В практике присуждения государственных наград существуют и иные негативные моменты, помимо отсутствия законодательного закрепления наградного права. К таким недостаткам можно отнести неумеренность в присвоении государственных наград. Следует согласится с мнением о том, что политика государства в области награждения в Российской Федерации все больше связывается с «популизмом, конъюнктурными политическими решениями»10. В частности, перед выборами или в кризисных обстоятельствах власть активизирует свою деятельность по награждению, в результате чего происходит массовая раздача наград, званий, премий.

В Положении о государственных наградах Российской Федерации установлено, что государственные награды присуждаются за выдающиеся и иные заслуги, а вид награды определяется характером и степенью заслуг награждаемого. Каждый статут содержит перечень заслуг, за которые лицо может быть награждено конкретными орденом, медалью или за которые присваивается почетное звание. Данные заслуги должным образом не конкретизированы, поскольку являются лишь оценочными понятиями. Как правило, данное обстоятельство приводит к негативным моментам

104

Научный отдел

Н. А. Кишоян. Полномочия Президента РФ по награждению государственными наградами

в процессе правоприменения. В данном случае следует согласиться с мнением О. М. Киселевой, утверждающей, что отсутствие четких объективных показателей, определяющих основания для получения той или иной награды, уменьшает возможность возникновения у индивида субъективного права на ее получение11. Действительно, на данном этапе развития наградного процесса присвоение наград «по усмотрению» лишает любое лицо права требовать указанные награды12.

Рассматривая вопросы реализации полномочий Президента РФ по награждению государственными наградами Российской Федерации, нельзя не остановиться на Комиссии при Президенте РФ по государственным наградам (далее - Комиссия) и ее деятельности.

Комиссия является консультативным органом при Президенте РФ, обеспечивающим реализацию его конституционных полномочий по решению вопросов награждения государственными наградами Российской Федерации. В ее компетенцию входят: рассмотрение представлений о награждении государственными наградами, внесенных Президенту РФ; принятие решения по вопросам о выдаче дубликатов орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям, передаче государственных наград и документов о награждении в государственные и муниципальные музеи для постоянного хранения и экспонирования; рассмотрение вопросов совершенствования системы государственных наград13. Комиссия как консультативно-совещательный орган при Президенте РФ не наделена правом издания общеобязательных нормативно-правовых актов. Вследствие этого при реализации своих полномочий Комиссия подготавливает письма по государственным наградам, которые имеют рекомендательный характер.

Решение Комиссии является основанием для подготовки проектов указов Президента РФ о награждении государственными наградами и восстановлении в правах на государственные награды. Комиссия может принять решение об изменении вида или степени государственной награды, к награждению которой представлено лицо, либо о нецелесообразности награждения лица государственной наградой.

Решение о награждении государственной наградой принимается Президентом РФ на основании представления, внесенного главе государства по результатам рассмотрения ходатайства о награждении государственными наградами, и предложения Комиссии. На основании ходатайства формируются документы о награждении, которые направляются главе муниципального образования, на территории которого осуществляется работа или общественная деятельность лица, в отношении которого возбуждено ходатайство о награждении государственной наградой.

Глава муниципального образования рассматривает документы о награждении и направляет

их для дальнейшего рассмотрения высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, а тот в свою очередь по результатам рассмотрения направляет их полномочному представителю Президента РФ в федеральном округе на согласование. И лишь после согласования с ним высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации представляет документы о награждении в соответствии со своей компетенцией Президенту РФ либо направляет их в соответствующий федеральный орган исполнительной власти в соответствии с отраслевой принадлежностью лиц, представленных к награде.

Представления о награждении государственными наградами вместе с соответствующими документами вносятся Президенту РФ Председателем Правительства РФ, руководителем Администрации Президента РФ, заместителем Председателя Правительства РФ - руководителем Аппарата Правительства РФ, руководителями федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов, полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и президентами государственных академий наук.

Таким образом, весьма серьезным недостатком российского наградного права является отсутствие его законодательного закрепления (единственной государственной наградой, закрепленной законом, является звание Героя Российской Федерации14). Данное обстоятельство может привести к падению социально-юридической значимости государственных наград. Так, неуважение к политической фигуре Президента, учредившего и вручающего высшую государственную награду, может привести, как уже приводило, к дискредитации государственных наград15. А отказ от принятия государственной награды можно расценивать как сигнал о необходимости более тщательной разработки и применения данного вида поощрения.

Примечания

1 См.: Тихон Е. А. Президент Российской Федерации -гарант прав и свобод человека и гражданина. Саратов, 2008. С. 86.

2 См.: Киселева О. М. Наградная политика // Правовая политика в России : теория и практика : монография / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2006. С. 572.

3 См.: Дуров В. Ордена России. М., 1993. С. 8.

4 Правовая политика в России : теория и практика. С. 583.

5 Об установлении звания Героя Российской Федерации и учреждении знака особого отличия - медали «Золотая Звезда» : Закон РФ от 20 марта 1992 г. № 2553-1 // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 14, ст. 719 ; Об установлении почетных званий «Летчик-космонавт Российской Федерации», «Заслуженный военный летчик Россий-

Право

105

ской Федерации» и «Заслуженный военный штурман Российской Федерации» : Закон РФ от 20 марта 1992 г. № 2555-1 // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 14, ст. 721.

6 О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации : Указ Президента РФ от 07.09.2010 г. № 1099 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 37, ст. 4643.

7 О Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам : Указ Президента РФ от 02.12.2008. № 1712 (в ред. от 11.06.2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47, ст. 5767 ; 2011. № 24, ст. 3415.

8 О награждении государственными наградами Российской Федерации работников открытого акционерного общества «Ракетно-космическая корпорация “Энергия” имени С. П. Королева» : Указ Президента РФ от 06.04.2010 г. № 428 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 15, ст. 1788.

9 По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом : Постановление Конституционного суда РФ от 30.04.1996 г. № 11-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1006. № 19, ст. 2320.

10 Киселева О. М. Указ. соч. С. 592.

11 Там же. С. 595.

12 Впервые усмотрение было закреплено статутом Императорского ордена Св. апостола Андрея Первозванного, согласно которому «никакие точные заслуги не определяются законом для достижения сего ордена и удостоение оным зависит единственно от Монаршего внимания к службе и отличиям высших чиновников государственных». Кроме того, существовал запрет на представление к данному ордену (см.: Кузнецов А. А. Энциклопедия русских наград. М., 1998. С. 485-486).

13 См.: О Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам : Указ Президента РФ от 02.12.2008 г. № 1712 (в ред. от 11.06.2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47, ст. 5767 ; 2011. № 24, ст. 3415.

14 Об установлении звания Героя Российской Федерации и учереждении знака особого отличия - медали «Золотая Звезда» : Закон РФ от 20 марта 1992 г. № 2553-1 // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 14, ст. 719.

15 Так, А. И. Солженицын в 1990-х гг. отказался от Государственной премии, объяснив, что не хочет принять высший орден от верховной власти, которая допустила разграбление страны в 90-е годы (см.: Почему Солженицын отказался от награды Ельцина, но принял другую во времена Путина, 03.08.2009. иИЬ: Шр:// www.zagolovki.ru/daytheme/solshenitsen/03Aug2009 (дата обращения: 31.08.2011).

УДК: 343.9

О ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

А. М. Гармаш

Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел России Е^Н: gar-anna@yandex.ru

В статье рассматриваются криминологические аспекты возникновения и существования преступности в сфере предпринимательской деятельности, а также некоторые меры по ее предупреждению.

Ключевые слова: преступность, экономическая деятельность, предпринимательская деятельность, криминологическая характеристика, экономические преступления, уголовное законодательство.

About Crime in the Sphere of Entrepreneurial Activity and Some of Measures for its Prevention А. М. Garmash

This article introduces criminological aspects of crime and the existence in the sphere of entrepreneurial activity and discusses some of the measures for its prevention.

Key words: crime, economic activity, entrepreneurial activity, criminological characteristics, economic crimes, criminal legislation.

Преступность как антиобщественное явление появилась одновременно с возникновением человечества. С момента убийства третьим человеком на Земле, Каином, своего брата Авеля истребление человеком себе подобных достигло поистине гигантских масштабов. И если в первом случае убийство произошло из-за чувства ревности, то сегодня мотивом убийства может быть что угодно.

Прошлый век вошел в историю нашей страны не только как век стремительного научно-технического прогресса, но и как век революций и «переворотов», а также войн и жесточайшего истребления людей. Запомнилось ХХ столетие

© Гармаш А. М., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.