Научная статья на тему 'Discourse of the British parliamentary debates'

Discourse of the British parliamentary debates Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
342
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИТАНСКИЙ ПАРЛАМЕНТ / BRITISH PARLIAMENT / ДИСКУРС ПАРЛАМЕНТСКИХ ДЕБАТОВ / DISCOURSE OF PARLIAMENTARY DEBATES / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ЖАНРЫ / PARLIAMENTARY GENRES / ДИСКУССИОННОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / DISCUSSION / ПОЛЕМИЧЕСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / ПАРЛАМЕНТСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / CONTROVERSY / DEBATE / DISPUTE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Косовцева Анна Викторовна

В статье автор описывает деятельность британского парламента, раскрывает цель и структуру британских парламентских дебатов, рассматривает типы речи в парламентских выступлениях, а также даёт определение дискурсу парламентских дебатов. Автор приходит к выводу о существовании национальных особенностей парламентского дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Discourse of the British parliamentary debates»

Lingua mobilis № 4 (37), 2012

ЯЗЫК ПОЛИТИКИ

ДИСКУРС БРИТАНСКИХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ДЕБАТОВ, ЕГО СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ

А. В. Косовцева

В статье автор описывает деятельность британского парламента, раскрывает цель и структуру британских парламентских дебатов, рассматривает типы речи в парламентских выступлениях, а также даёт определение дискурсу парламентских дебатов. Автор приходит к выводу о существовании национальных особенностей парламентского дискурса.

Ключевые слова: британский парламент, дискурс парламентских дебатов, парламентские жанры, дискуссионное выступление, полемическое выступление, парламентское выступление.

Парламент можно рассматривать как информационную модель общества и способ институализации политической оппозиции.

Коммуникативные цели парламентского дискурса - это информация, убеждение, побуждение к действию, несогласие с чем-то, поправка чего-то, формирование общественного мнения.

Все выступления участников парламентских дебатов объединены единой общей темой. Кроме того, весь дискурс парламентских дебатов направлен на достижение некоторой глобальной цели, определяющей прагматические установки коммуникантов и влияющей на выбор коммуникантами стратегий и конкретных тактик общения.

В качестве совокупности действий в рамках парламентских дебатов выступают речевые действия, совершаемые участниками - членами Парламента - для получения конкретного результата, который можно определить как утверждение одной из многих точек зрения на определенную проблему в качестве единственно приемлемой для ее решения.

Данный процесс представляет собой цепь или совокупность последовательно разворачивающихся и пересекающихся друг с другом коммуникативных событий, включающих различное количество речевых действий, направленных на достижение ближайших и конкретных, а также отдаленных и более общих коммуникативных

82

Язык политики

целей, для реализации которых субъекту необходимо обладать различными видами знаний - языковых и неязыковых, личностных и социально разделяемых. Как при порождении, так и при восприятии речи, участники дебатов строят свои дискурсивные стратегии прежде всего на базе знаний и представлений, которыми обладают все члены единого с ними языкового сообщества (имеются в виду общие, ситуативно не связанные или фоновые знания).

Слово в парламентском дискурсе выполняет две функции: 1) номинативную функцию, при которой слово воплощает мир реалий и духовных сущностей. Сферу политического общения формирует политическая лексика и фразеология; 2) оценочную функцию, где слово участвует в формировании системы политических взглядов. Оценочная лексика участвует в политической борьбе, оставаясь едва ли не обязательным атрибутом столкновения разных политических позиций.

Парламентские выступления делятся на контрастные функционально-смысловые типы речи информационного характера, аргу-ментативно - аналитического характера, императивного характера.

В речи информационного характера преобладает тенденция к описательно-повествовательному развитию темы в широком смысле слова. Это может быть вступительное слово председателя, открывающего заседание сессии; речи ритуального характера (принесение присяги, поздравление) и др.

В речи аргументативно - аналитического характера текстовые построения носят характер рассуждений. На первый план выдвигается логико-семантическая организация текста, при которой ведущую роль играют умозаключения, доводы и доказательства. К этому типу относятся выступления, в которых центр тяжести изложения составляют аргументы и доводы, привлекаемые оратором для доказательства тех положений, которые депутат считает бесспорными.

В речи императивного характера наблюдается стремление эффективно и настойчиво воздействовать на слушателей. Для этого используются оценочные прилагательные, стилистические фигуры, эмоциональные восклицания, повелительные формы глагола, экспрессивные оценки, интенсивы, гиперболы. Этот тип речи характеризуется категоричность, безапелляционностью суждений и особенно сильным критическим началом.

Основные парламентские жанры: доклад, выступление, реплика, официальный депутатский запрос, вопрос, информация, дискуссионное выступление.

83

Lingua mobilis № 4 (37), 2012

Структура политического доклада имеет общие черты с научным докладом: обоснование темы; показ разных аспектов темы; постановка проблем; описание возможных путей их решения; аргументация выбора именно данных путей; детальный перечень условий проведения определенных действий.

Дискуссионное выступление - это монологическая речь, содержащая элементы полемики. Цель дискуссии - поиск приемлемого решения, но одновременно это и поиск истины, единственно правильного решения, поскольку в парламенте ставится задача совместного уяснения какого-то дискуссионного вопроса. Информативность и доказательность доводов в парламентском споре первостепенны.

Реплика - краткое возражение, замечание, высказывание с места по содержанию речи оратора. Основные побудительные мотивы выступающего - кооперация, конфликтность, солидарность.

В мировой практике парламентский дискурс является основным объектом исследования теоретиков политической коммуникации, однако, в России в связи со спецификой ее парламентаризма, а также определенным тяготением парламентской коммуникации к аппаратным формам она оказывается изученной недостаточно и, более того, привлекает куда меньший интерес по сравнению с публичной коммуникацией.

Выступление на парламентских слушаниях носит полемический характер. Выступающий выражает полное или частичное несогласие с ранее высказанной точкой зрения или с положениями того документа, который обсуждается (проекты обсуждаемого закона обязательно раздаются каждому депутату), или поддерживает одного из выступающих, приводя дополнительные аргументы. Таким образом, хотя выступление - это монологическая речь, но оно включается в общий ход дискуссии и не может не учитывать выступления предыдущих ораторов. Формально это выражается в ссылках на мнение предыдущих выступающих и их оценке.

Схема классического спора имеет следующий вид: первый выступающий высказывает мысль (тезис), оппонент устанавливает пункт разногласия, указывает на него и выдвигает свое положение -антитезис.

Полемическое выступление, как правило, не имеет такой четкой структуры, но каждый аргумент в защиту своей точки зрения полемически направлен против оппонента с целью привлечь на свою сторону как можно больше депутатов.

84

Язык политики

Для полемического выступления характерны следующие приемы воздействия:

• формирование мнения аудитории путем обращения к оценкам, выраженным метафорически.

• использование гиперболы (преувеличения) или литоты (преуменьшения), зачастую поддержанных антитезой (противопоставлением).

• намек — это непрямое указание на лицо;

• повторы различного рода. Они могут быть лексико-синтаксического характера, т.е. повтор слов и синтаксических конструкций: анафора (единоначалие), эпифора (повтор в конце каждого предложения); смысловые, когда близкие по значению слова выстраиваются в один ряд или с усилением смысла (восходящая градация), или, наоборот, со снижением интенсивности признака (нисходящая градация).

Парламентское выступление, несмотря на свою полемичность, требует соблюдения этических норм. Выступления не должны содержать нападок на личность оппонента, нельзя изображать оппонента глупым, непоследовательным, сомневаться в его искренности. Полемика должна вестись вокруг предмета обсуждения, а не вокруг личности выступающего. Нарушением правил этики является и представление своей точки зрения как истины, не требующей доказательства. Нельзя в своих интересах искажать точку зрения оппонента или приписывать ему вымышленную точку зрения.

Порядок проведения парламентских заседаний строго регламентирован. Начинаются они с так называемого «часа вопросов» (англ. Question Time) премьер-министру и членам правительства. Далее парламентарии переходят к рассмотрению наиболее срочных дел, а также правительственных и частных заявлений, и затем - к основной повестке дня, то есть законотворчеству, которое включает дебаты и голосование.

Правительственное заявление (англ. ministerial statement) - устное заявление члена кабинета министров по вопросам внутренней и внешней политики правительства - как текущей (устное заявление), так и планируемой (письменное заявление). По окончании выступления парламентарии могут ответить на заявление или добавить к нему свои комментарии, а также задать министру соответствующие вопросы.

Частное заявление (англ. personal statement) - заявление члена палаты по частному делу, то есть в связи с каким-либо событием

85

Lingua mobilis № 4 (37), 2012

или для пояснения своей позиции по какому-либо вопросу, который обсуждался ранее.

Законотворчество представляет собой строго последовательный процесс рассмотрения законопроектов - биллей, сначала в нижней, а затем в верхней палате. Обсуждение законопроекта - парламентские прения, или дебаты, происходят путем внесения предложений. Предложения (англ. motions) - проекты резолюций, в которых формулируется позиция палаты по определенному вопросу. Таким образом, посредством предложений парламентарии ставят на обсуждение какой-либо вопрос, предлагая вынести по нему решение. Правом на внесение предложений наиболее активно пользуется оппозиция, поскольку это дает возможность широкого обсуждения политики правительства. Предложения от оппозиции вносятся её представителем, от правящей партии - членом правительства. Депутаты могут вносить поправки в предложение: если предложение внесено оппозицией, поправки предлагает правительство, и наоборот. По вопросам, инициированным правительством, сначала выступает министр, затем соответствующий член «теневого правительства». Потом слово предоставляется рядовым депутатам фракции большинства и меньшинства. По предложениям оппозиции, наоборот, первым выступает её представитель, потом член правительства, далее слово получают другие депутаты. Чтобы получить слово депутат Палаты общин должен «перехватить взгляд спикера» (англ. catch the speaker’s eye), то есть привлечь его внимание - встать или приподняться со своего места. Депутаты выступают в прениях только один раз, однако они вправе комментировать выступления других членов палаты - при этом они всегда обращаются к спикеру. Продолжительность выступлений не регламентирована, однако спикер может её ограничить. Члены Палаты лордов независимо от фракционной принадлежности имеют право выступить в любое время, причем не один раз, при этом они обращаются не к лорду-спикеру, а к другим членам палаты. Правила сворачивания дебатов в верхней палате не используются.

После окончания дебатов происходит голосование. Следует отметить, что его процедура весьма специфична. Во-первых, голосование - открытое и устное, а во-вторых, своеобразны его способы. Сначала спикер предлагает высказаться тем, кто «за», затем - тем, кто «против». При этом парламентарии выкрикивают, соответственно, «Да» (англ. «Aye») или «Нет» (англ. «Nay») - в Палате общин, а

86

Язык политики

в Палате лордов - «Согласен» (англ. «Content») или «Не согласен» (англ. «Not-Content»). Спикер принимает решение в зависимости от распределения голосов. Если голоса разделились примерно поровну или у спикера возникли сомнения, то проводится повторное голосование, во время которого депутаты, в зависимости от занимаемой ими позиции по рассматриваемому вопросу, собираются по правую и левую руку от спикера. Кворум для принятия решений в палате лордов составляет 30, а в палате общин - 40 парламентариев.

Заседания палат в большинстве случаев проходят открыто, но спикер вправе распорядиться и о проведении заседания при закрытых дверях. Для проведения заседания Палате лордов необходимо соблюсти кворум в 3 человека, в то время как в Палате общин он формально отсутствует.

Заседания парламентских комитетов проводятся при кворуме от 5 до 15 членов в зависимости от их численности. По окончании работы над каким-либо вопросом комитет составляет отчет, который представляется соответствующей палате.

Таким образом, дискурс парламентских дебатов представляет собой совокупность последовательно разворачивающихся и пересекающихся друг с другом различных коммуникативных действий, основной целью которых является обоснование или опровержение некоторого положения (точки зрения) для восприятия и адекватного понимания его коллективным реципиентом, и в результате -совместной выработки и принятия определенного рационального решения относительно некоторого факта или явления объективной действительности.

Список литературы

1. Баранов, А. Н. : 1) Парламентские дебаты: традиции и новации / А. Н. Баранов, Е. Г. Казакевич. М., 1991; 2) Культура парламентской речи / А. Н. Баранов, Е. Г. Казакевич. М.,1994.

2. Правикова, Л. В. Язык парламентских дебатов: опыт системного описания дискурса по терроризму в Конгрессе США и Парламенте Великобритании

References

1. Baranov, A. N. : 1) Parla-mentskie debaty: tradicii i novacii / A. N. Baranov, E. G. Kazakevich. M., 1991; 2) Kul'tura parlaments-koj rechi / A. N. Baranov, E. G. Kazakevich. M.,1994.

2. Pravikova, L. V. Jazyk parla-mentskih debatov: opyt sistem-nogo opisanija diskursa po ter-rorizmu v Kongresse SShA i Parlamente Velikobritanii : av-

87

Lingua mobilis № 4 (37), 2012

: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Пятигорск, 2005.

3. Карасик, В. В. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс : сб. науч. тр. Волгоград : Перемена, 2000. С. 5-20.

toref. dis. ... d-ra filol. nauk. Pjati-gorsk, 2005.

3. Karasik, V. V. O tipah dis-kursa // Jazykovaja lichnost': institucional'nyj i personal'nyj dis-kurs : sb. nauch. tr. Volgograd : Peremena, 2000. S. 5-20.

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.