Научная статья на тему 'ДИСБАЛАНС РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ И ПОСЕЛКОВОЙ СИСТЕМЫ В КИТАЕ'

ДИСБАЛАНС РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ И ПОСЕЛКОВОЙ СИСТЕМЫ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
412
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СЕЛЬСКИЕ РАЙОНЫ / ДИСБАЛАНС РАЗВИТИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НОВАЯ УРБАНИЗАЦИЯ / CHINA / RURAL AREAS / IMBALANCE OF DEVELOPMENT / MODERNIZATION / NEW URBANIZATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Казанцев Антон Андреевич

В данной работе рассматриваются важнейшие причины усугубления растущих диспропорций развития между городами и малыми территориями в КНР, а также предлагаются способы их устранения. Целью работы было выявление причин дисбаланса развития сельских и городских территорий в Китае. В работе проанализированы официальные документы и программы о развитии сельских и городских территорий в Китае. Рассмотрены конкретные стратегии, программы и меры по устранению дисбаланса развития городской и поселковой системы Китае. Актуальность данной работы заключается в том, что КНР не сможет построить общество среднего достатка при существующем разрыве в развитии городов и сельских районов. А китайский опыт по развитию деревни может быть изучен и перенят другими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMBALANCE IN THE DEVELOPMENT OF URBAN AND RURAL SYSTEMS IN CHINA

This article discusses the most important reasons for the aggravation of growing imbalances in development between cities and small territories in the PRC, and also suggests ways to address them. The aim of the work was to identify the causes of the imbalance in the development of rural and urban areas in China. The article analyzes official documents and programs on the development of rural and urban areas in China. Concrete strategies, programs and measures to eliminate the imbalance in the development of the urban and township systems in China are examined. The relevance of this work lies in the fact that China will not be able to build a middle-class society with the existing gap in the development of cities and rural areas. And that Chinese experience in village development can be studied and adopted by other countries.

Текст научной работы на тему «ДИСБАЛАНС РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ И ПОСЕЛКОВОЙ СИСТЕМЫ В КИТАЕ»

Дисбаланс развития городской и поселковой системы в Китае Imbalance in the development of urban and rural systems in China

Казанцев Антон Андреевич

Студент 4 курса Экономический факультет Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-Петербург e-mail: anton. kazansev. spb @gmail.com

Kazantsev Anton

4th-year student Faculty of Economics St. Petersburg State University St. Petersburg e-mail: anton. kazansev. spb @gmail.com

Аннотация

В данной работе рассматриваются важнейшие причины усугубления растущих диспропорций развития между городами и малыми территориями в КНР, а также предлагаются способы их устранения. Целью работы было выявление причин дисбаланса развития сельских и городских территорий в Китае. В работе проанализированы официальные документы и программы о развитии сельских и городских территорий в Китае. Рассмотрены конкретные стратегии, программы и меры по устранению дисбаланса развития городской и поселковой системы Китае. Актуальность данной работы заключается в том, что КНР не сможет построить общество среднего достатка при существующем разрыве в развитии городов и сельских районов. А китайский опыт по развитию деревни может быть изучен и перенят другими странами.

Annotation

This article discusses the most important reasons for the aggravation of growing imbalances in development between cities and small territories in the PRC, and also suggests ways to address them. The aim of the work was to identify the causes of the imbalance in the development of rural and urban areas in China. The article analyzes official documents and programs on the development of rural and urban areas in China. Concrete strategies, programs and measures to eliminate the imbalance in the development of the urban and township systems in China are examined. The relevance of this work lies in the fact that China will not be able to build a middle-class society with the existing gap in the development of cities and rural areas. And that Chinese experience in village development can be studied and adopted by other countries.

Ключевые слова: Китай, сельские районы, дисбаланс развития, модернизация, новая урбанизация.

Key words: China, rural areas, imbalance of development, modernization, new urbanization.

Главные проблемы, обозначенные КНР в программах развития сельских и городских территорий, негативно влияющие на развитие деревень, сел, малых городов в основном связаны с низким уровнем социально-экономического развития. Можно выделить следующие проблемы:

• Безработица и отток населения в города.

• Высокая смертность, низкая рождаемость.

• Упадок сельского хозяйства.

• Неразвитость инфраструктуры.

Для начала необходимо понимать предпосылки того, как сложилась текущая ситуация. Начиная с 1949 года, в КНР начинается активная урбанизация. Помимо роста населения в старых городах появились новые промышленные центры, которые стали экономическими центрами благодаря индустриализации страны. Уже к середине 50-х городское население было около 15%. Наиболее значительный рост пришёлся на первую пятилетку, в это время в деревне внедрялась система кооперативов, именно в этот период начинается отток молодёжи в крупные города. [1] Так сложились диспропорции развития между городом и деревней. Они начали укрепляться

в виду того, что город и деревня имели разные стратегии развития. Деревня должна была отдавать всё для стремительной индустриализации страны. Деревня была как бы придатком города, но не самостоятельной единицей. Для функционирования этой системы прибегли к ограничению имущественных прав крестьян, их прав на перемещение и так далее.

XV съезд КПК принял курс строительства маленьких городов в Китае, а XVI съезд сделал акцент в развитии аграрной экономики. План предусматривал построение общества среднего достатка в городе и деревне, ускорение урбанизации и координацию развития больших и малых городов. Одними из главных задач являлись создание современного сельского хозяйства и увеличение доходов сельских жителей. И это было действительно важно, так как в то время в Китае среди сельского населения была большая безработица, а вот уровень заработной платы городских жителей рос. Соответственно, многие сельские жители покидали деревню и перебирались в города на заработки, так возникло такое явление как трудовые мигранты. Самыми быстро развивающимися городами стали те, которые находились в восточных прибрежных провинциях, возникал дисбаланс развития регионов страны. Система отношений между городом и деревней начала меняться лишь в 2004 году, когда была продиктована стратегия обратная: теперь город должен поддерживать деревню. Однако основная часть механизмов старой системы сохранила своё существование.

Далее стоит рассмотреть, какие проблемы возникли в развитии малых территорий.

Во-первых, из-за уменьшения количества земли, которую может использовать семья, часть дохода крестьян от сельского хозяйства уменьшилась, увеличилась часть дохода от несвязанных с сельским хозяйством видов деятельности - это можно связать с развитием сферы услуг в деревне, но на самом деле основным источником дохода остаются поступления от трудовых мигрантов, которые пересылают деньги своим родственникам. Соответственно, население деревни оказывается зависимо от положения трудового мигранта. На территории Китая немало деревень, где живёт лишь небольшая часть того населения, которое жило раньше.

Вторая проблема является продолжением предыдущей. Преимущественно в деревнях остаются дети и старики. Считается, что в настоящее время более трети жителей деревни, занятых в сельском хозяйстве, - это люди старше 55 лет. Трудоспособное население переезжает в города. Главная проблема - отсутствие надёжного, стабильного и более высокого дохода. Резко сократились уровень образования работников, их квалификация, а значит и эффективность сельского хозяйства. Путём повышения производительности могло бы стать активное внедрение машин, но во многих областях это бывает сложно сделать или просто невозможно (например, при выращивании риса).

На современном этапе китайское правительство заинтересовано в создании новой системы отношений между городом и деревней. Во-первых, город и деревня должны стать равными, деревня должна пересдать быть придатком большого города. Во-вторых, необходимо сконцентрировать силы для развития деревни, модернизации сельского хозяйства, улучшения экологии и так далее. Это действительно может решить указанные выше проблемы, уже можно заметить, что часть мигрантов стала возвращаться в сельскую местность, многие из них открывают небольшой бизнес, да и крупный бизнес начинает активно выходить в деревню, рассчитывая на спрос сельских жителей, что в целом отвечает стратегии Китая по наращиванию внутреннего спроса.

Существует и конкретный план развития деревни, который включает в себя три этапа. На первом этапе до конца 2020 года планируется создать институциональную основу для подъёма деревни, а также полностью победить бедность в сельской местности. Что касается институциональной основы, то в первую очередь имеется в виду решение правового неравенства жителей деревни и города (главным образом имущественного). Правовые аспекты и местные власти, кроме экономических вопросов, должны сфокусироваться на экологии в сельских

районах. А решение проблемы бедности, должно помочь в решении остальных проблем, так как для преодоления бедности потребуется инфраструктура, рабочие места и так далее. Можно сказать, что это действительно одна из первоочередных задач для китайских властей. Второй этап плана должен завершиться в 2035 году. Это уже этап действия, а не подготовки, наиболее важным условием этого этапа является быстрая модернизация сельских районов. Также на этом этапе должно быть улучшено взаимодействие между городом и деревней, должен быть решён вопрос продовольственной безопасности КНР, необходимо обеспечить поддержку коллективным хозяйствам и мелким фермерам. Третий этап будет длиться до 2050 года, к этому времени развитие сельских районов в рамках плана должно быть завершено. На данном этапе наибольший акцент уделяется повышению качества жизни, то есть развитию социальной и культурной сферы. И именно на этом этапе предполагается решить большую часть экологических проблем в деревне и создать экологические хозяйства, рекреационные зоны, развить сельский туризм. [2]

Таким образом, можно выделить ряд конкретных мер, которые планируют осуществлять китайские

власти:

• Модернизация сельского хозяйства и развитие его взаимосвязей с промышленным сектором и сферой услуг интеграция с промышленностью и сферой услуг в деревнях. Сельские районы могут активно развивать пищевую промышленность, тем самым создавая рабочие места и повышая уровень зарплаты труда работников. Тут также следует добавить, что местные власти должны оптимизировать структуру управления всеми процессами в деревне и обратить особое внимание на качество сельскохозяйственной продукции, так как зачастую сами китайцы не уверены в полезности местных продуктов.

• Преодоление трудовых проблем. Необходимо обеспечить деревню квалифицированными кадрами, которые хотят работать в сельских районах. Кроме того, нужно создать все условия для того, чтобы молодые жители оставались в своих деревнях, а не уезжали на заработок в город. И, наконец, создание всех условий для жизни и работы в целях привлечения трудовых мигрантов обратно в деревни. [3]

• Решение вопроса охраны окружающей среды. Загрязнённые земли должны быть очищены, созданы экспериментальные экологические деревни, опыт которых должен будет использоваться во всех сельских районах. Также необходимо построить рекреационные зоны, чтобы всё в совокупности создавало комфортную среду для местных жителей и привлекало в деревню туристов.

• При проведении всех изменений нельзя забывать о культурных особенностях и традициях местных жителей, всё это должно быть учтено. Таким образом, к каждой деревне местные власти должны искать индивидуальный подход, а не только пользоваться стандартными рекомендациями.

Далее было бы интересно посмотреть, какие есть успешные примеры развития сельских районов. Пока ещё частные примеры отдельных деревень и небольших посёлков могут в будущем помочь Китаю преодолеть неразвитость сельских районов, а также уменьшить дисбаланс развития в восточных и западных районах. Например, уже с 2013 посёлок Юньци и интернет-гигант Alibaba реализуют совместную программу про модернизации данной местности. Администрация посёлка неслучайно обратилась именно к компании Alibaba, её головной офис находится в городе, который расположен недалеко от посёлка. К 2015 году уже открыли 328 производств на основе новых и высоких технологий. [4] В первую очередь данные технологии относятся к цифровой экономике, развитие которой всесторонне поощряется китайскими властями. Здесь мы говорим о внедрении в жизнь китайцев таких вещей как FinTech, BigData, облачные вычисления, мобильные приложения и так далее. Население посёлка Юньци вновь стало расти.

Изменения заметны по всей стране: по данным Народного Банка, в 2018 году количество мобильных платежных операций, составило 274,883 млрд (что соответствует росту на 112,25%). Общий денежный объём

операций равен 74,42 трлн. юаней. Именно мобильные платежи являются самые популярным средством расчёта, они составляют 95% от всех онлайн-платежей. [5] Можно сказать, что образцовые посёлки (или те, в которых проводят работы по улучшению экологии) способствуют тестированию механизмов, которые потом могут быть применены для всех сельских территорий. При этом важно отметить, что в Китае большое значение придают личном участию каждого жителя деревни, китайские власти считают, что без мотивации общественности, без энтузиазма нельзя представить стремительное развитие деревни. В данном случае эту проблему решают партийные служащие, проводящие работы с местными жителями.

Количество таких посёлков, естественно, будет увеличиваться, по оценкам китайских экспертов, суммарный объём инвестиций в строительство экспериментальных посёлков превысит 1 трлн. юаней. Это существенный толчок для развития экономики сельских регионов Китая, что в будущем обязательно скажется на развитии экономики всей страны. Примером успешного привлечения инвестиций могут служить посёлки из Чжэцзян, которые смогли заинтересовать более 3300 предприятий, и привлекли инвестиций на 48 млрд. юаней. [4] В этих посёлках акцент делается в развитии инноваций, внедрении новых технологий и повышения квалификаций работников. Кроме того, можно вспомнить о деревне Шитан (провинция Цзянсу), которая сделала ставку на развитие сельского туризма, для этого была необходима инфраструктура, соответственно, были построены гостевые дома и отели. Благодаря эко-туризму провинция смогла уже к 2017 году увеличить среднедушевой доход за год до 48000 юаней. [6]

Далее стоит сказать о развитии образования в сельских районах. Так 1000 сельских начальных школ открыли курсы по науке и высоким технологиям, для лучшей подготовки учеников. Занятия посвящены искусственному интеллекту, организации умного производства, сельскохозяйственным наукам и так далее. На проект было выделено 38 млн. юаней, большую поддержку проекту оказывает страховой гигант Ping An. [7]

Для изменений отношений между деревней и городом нельзя ограничиться изменениями только в сельских районах. Поэтому китайские власти реализуют политику «новой урбанизации». Целями данной инициативы являются:

• интеграция трудовых мигрантов из сельских районов в число городского населения,

• оптимизация структуры городов и поселков,

• улучшение социальной среды в городах,

• совершенствование и рационализация механизмов урбанизации.

Наиболее важной является интеграция мигрантов, для этого городские власти разработали программы по повышению квалификации и переподготовке рабочих, увеличили число квот для детей мигрантов на обучение в школах, чтобы они могли получать образование. [8] Раньше дети должны были учиться только у себя в деревне, при переезде с родителями в города они либо не учились вовсе, либо родители платили за них. Также в рамках данной программы часть трудовых мигрантов получила городскую прописку, что существенно изменяло их правовой статус.

Новая урбанизация также предусматривает:

• Определение границ роста городов, чтобы обеспечивать контроль за развитием городских агломераций.

• Чёткое разграничение уровней, полномочий и зон ответственности городских правительств и ведомств.

• Постройку более развитых сетей общественного транспорта.

• Увеличение общественных зеленых зон, эко-пространств.

• Создание открытой городской среды.

• Сохранение историко-культурного наследия в городах, особенно связанных с историей КПК.

• Улучшение качества материалов и методов строительства.

Благодаря этим нововведениям города должны стать комфортнее, экологичнее и эффективнее. Они должны потреблять меньше ресурсов и энергии, но создавать более благоприятную социальную и культурную среду для своих жителей.

Изучая дисбаланс развития между городом и деревней в Китае, было обнаружено, что самая большая проблема для китайской деревни - это отсутствие работы при большом количестве населения, проживающего в сельской местности. Это является причиной огромных масштабов рабочей миграции: китайцы покидали родные деревни и уезжали в города на заработки. Однако даже при наличии работы существует большая разница в уровне оплаты труда, что также подталкивает китайцев уезжать в города, где они могут заработать больше. Кроме того, за время урбанизации сложилось много различий в статусе городских и сельских жителей.

Рост различий в статусе городских и сельских жителей в Китае обусловлен:

• Различным имущественным статусом.

• Тем, что рыночные отношения не распространяются на землю и на жильё крестьян.

• Слабой правовой защищённостью крестьян.

• Сохранением института прописки.

Главная особенность нового этапа развития Китая — переход от урбанизации как процесса односторонней сельской миграции в город к «двустороннему движению» рабочей силы в город и деревню, к так называемой двухколейной урбанизации. Урбанизация подошла сегодня к этапу, когда размещение ресурсов и направление развития с первоначальной ориентации на город меняется на равномерное развитие города и деревни. Правительство и КПК не видят дальнейшего социального и экономического развития страны без развития деревни, что подтверждается тем, что стратегия развития была внесена в устав КПК. Дальнейшее социально-экономическое развитие страны может быть обеспечено во многом за счет создания нового пространства, которое будет находится в деревне и будет обеспечено внедрением высоких технологий в жизнь жителей деревни, а также развитием сферы услуг, сохранением и улучшением экологии. Для реализации этих идей Правительство КНР привлекает в деревню крупные 1Т-компании, которые дают сельским жителям новые рабочие места, улучшают инфраструктуру или становятся площадкой для сбыта сельскохозяйственной продукции (например, через платформу ТаоЬао).Что касается городов, то в рамках «новой урбанизации» они будут становиться более комфортными для проживания, более экологичными и энергоэффективными, также будет улучшаться положение рабочих мигрантов: они будут ассимилироваться с городским населением.

Таким образом, можно выделить основные пути уменьшения дисбаланса между городом и деревней, которые, на мой взгляд, будут наиболее эффективны:

1) Постройка инфраструктуры и создание рабочих мест. Здесь речь идёт, например, о проекте «Один пояс, один путь», который позволяет построить железные дороги и автомагистрали в западных провинциях, а также обеспечивает занятость местного населения. Кроме того, крупные 1Т-компании должны обеспечить деревни высокоскоростным интернетом и необходимой инфраструктурой.

2) Развитие сферы услуг. Это может быть достигнуто организацией сельского туризма и созданием рекреационных зон. Для этого требуется улучшить экологическую ситуацию в деревне, что позитивно скажется на общем уровне жизни в сельской местности.

3) Активная цифровизация деревни. При высокоскоростном интернете и необходимой транспортной инфраструктуре сельские жители могут стать активными участниками площадок электронной торговли, например, площадки ТаоЬао. Это позволит расширить круг покупателей и сбывать свой товар быстрее. Может

быть востребована продукция не только сельскохозяйственного происхождения, но и товары местного традиционного ремесла. Это позволит сохранять традиции, которые очень важны для Китая, и модернизирует деревню, сделает её привлекательной для молодых и предприимчивых людей.

Список используемой литературы:

7. Погудина Ю.Ю. Особенности процесса урбанизации в Китае. / Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2011. Серия 9. Вып. 4. С. 171-173.

8. Бони Л.Д. Новая аграрная стратегия XIX съезда КПК: цели и проблемы / Проблемы Дальнего Востока № 5, 2018 г. С. 56-66.

9. Си Цзиньпин: стратегия для миллиардов сельских жителей / СМИ Россия-Китай URL: http ://russian. china. com

10. Чун, Ч. Новая урбанизация / Ч. Чун, В. Ши // Китай. 2017. URL: http://www.kitaichina.com

11. Мобильные платежи набирают обороты в сельских районах Китая / Информационное агенство «Синьхуа» / Китай. 2019. URL: http://russian.news.cn

12. "Зеленое" развитие деревни Шитан в провинции Цзянсу / Информационное агенство «Синьхуа» / Китай. 2018. URL: http ://russian. news.cn

13. В 1000 сельских школах Китая будут предоставляться специальные курсы для повышения научной грамотности / Информационное агенство «Синьхуа» / Китай. 2018. URL: http://russian.news.cn

14. Shepard W. The Impact Of China's New Urbanization Plan Could Be Huge / Forbes. 2016. URL: https://www.forbes.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.