УДК 331.5.024.54
Берестина К.А.
Ученица 9 «Г» класса Научный руководитель: Кинзябулатов А.Ф
учитель
МАОУ «Школа № 1 имени В.И. Муравленко»
г. Муравленко
ДИСБАЛАНС МЕЖДУ РЫНКОМ ТРУДА И РЫНКОМ
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В современных экономических условиях наблюдается устойчивый дисбаланс между рынком труда и рынком образования. Данная проблема проявляется в несоответствии между квалификациями, которые предоставляет система образования, и потребностями работодателей, что приводит к дефициту рабочей силы в определённых отраслях и избытку специалистов в других.
Ключевые слова: рынок труда, трудовые ресурсы, образование.
Berestina K.A.
A student of the 9th grade Scientific supervisor: Kinzyabulatov A.F.
teacher
MAOU «V.I. Muravlenko School No. 1»,
Muravlenko
THE IMBALANCE BETWEEN THE LABOR MARKET AND THE
EDUCATION MARKET
Abstract: In modern economic conditions, there is a steady imbalance between the labor market and the education market. This problem manifests itself in the discrepancy between the qualifications provided by the education system and the needs of employers, which leads to a shortage of labor in certain industries and an excess of specialists in others.
Keywords: labor market, labor resources, education.
В Российской Федерации на протяжения последних лет принимаются меры и усилия по повышению конкурентоспособности отечественной экономики и переходу ее на инновационный тип развития. Для осуществления инновационной деятельности необходимы не просто трудовые ресурсы, а высококвалифицированные специалисты, способные превращать НИОКР в конкурентоспособную наукоемкую продукцию, востребованную на рынке. Применение инновационных технологий в свою очередь позволяют повысить
производительность труда, который является важнейшим устойчивым источником экономического роста в долгосрочном периоде. В связи с этим в последние годы в Российской Федерации существенное значение начали уделять анализу рынка труда, который находится в неоднозначном положении и характеризуется различного рода дисбалансами.
Дисбаланс на рынке труда — сложное социально-экономическое явление, характеризующее эффективность использования трудового потенциала региона. Следует отметить, что рынок редко находиться в состоянии равновесия и причин у этого много, рассмотрим самые основные. В первую очередь, следует выделить такое явление как жесткость заработной платы, т.е. как мы видели ранее, минимальная заработная плата может быть установлена очень строго по требованию профсоюза. Есть еще один отрицательный момент, это внутренние рынки труда, его суть заключается в том, что некоторые предприятия сформировали свой собственный рынок труда, более или менее изолированный от внешнего влияния. Они нанимают неквалифицированных или недостаточно квалифицированных работников и готовили их к работе в собственных учебных центрах. Это связано с тем, что учебные центры готовят работников только для своей компании, а когда работники меняют компанию, им приходится начинать с самой низкой должности. Трудно перевести работника из одной компании в другую, если спрос на рабочую силу уменьшается в компании, где работник проходил обучение, и увеличивается в соседней компании.
Профессии, которые несколько лет назад не пользовались особым спросом, становятся все более важными. В частности, это ^-специалисты, фрилансеры из разных сфер, робототехники, разработчик имплантов, специалисты, рекрутеры и др.[1]. Кроме того, на рынок труда влияние окажут технологические изменения. Происходят преобразования в существующей структуре рынка, предприятий и отраслей, в результате чего меняются и требования компетенциям и подготовке работников. Также такие демографические тенденции как старением населения, низкий уровень рождаемости в развитых странах, рост заболеваемости населения приводит к сокращению трудоспособного населения. Решение проблемы дефицита в трудовых ресурсах возможно прибытием трудовых мигрантов или же посредством создания автоматизированных и роботизированных комплексов, призванных максимально сократить ручной рутинный труд. Но на сегодняшний день масштабы автоматизации и роботизации производственных процессов в России крайне малы: на 10 тыс. работников предприятий в 2017 году приходится 1 промышленный робот. Однако по мере развития технологий и обновления производственных мощностей, данный процесс неизбежен и должен сопровождаться изменением качественных характеристик и профессиональной структуры трудовых ресурсов. Так, согласно «Атласу новых профессий», до 2030 года исчезнут около 57 профессий, при этом появятся более 186 новых. К вымирающим профессиям, которые в скором времени уйдут в прошлое относят документоведов, бухгалтеров, тур агентов,
риелторов, экскурсоводов, почтальонов и даже штурманов. В современных условиях российская экономика обладает рядом особенностей, которые в том числе сказываются и на рынке труда. Так, экономика Российской Федерации продолжает носить преимущественно сырьевой характер - в структуре экспорта доля минеральных продуктов составляет 64,9 %. В результате в отечественной экономике высокой остается доля государственных компаний, которые представлены крупными монопольными и сырьевыми предприятиями. По данным Федеральной службы финансового надзора, в 2018 году теневая доля в общем объеме ВВП России превысила 20 трлн. рублей, или около 20% ее ВВП. Сумма была рассчитана с учетом незаконного или неправильно заявленного импорта, криминальных элементов, скрытых доходов корпораций и неофициальной заработной платы рабочих, выплачиваемых в обход налогового законодательства. Четверть от суммы составляют «черные» зарплаты и доходы от преступных предприятий. Современная мировая экономика, характеризуется развитием цифровых технологий и интенсивных методов развития. Для России еще рано говорить о переходе на цифровую, инновационную экономику, но все же сдвиги в данном направлении имеются, что, естественно, оказывает влияние на рынок труда. Так, наблюдается постепенный рост валовых внутренних затрат на развитие цифровой экономики России (в 2019 г. - 3,7%). В Российской Федерации также идет массовое обновление компьютерной техники, повышается доступность информационно-коммуникационных технологий, развитие нанотехнологий и др. Однако экстенсивных методов в отечественной экономике остается достаточно большое количество. С сентября 2021 году в школах проходит переход на новый ФГОС третьего поколения, который отличается тем, что в них сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков.
В качестве рекомендаций по регулированию профессиональной структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда предложены следующие меры: - проведение профессиональной ориентации учащихся школ, направленной на повышение престижа рабочих профессий;-планирование численности приема в учебные заведения после проведения подробного анализа профессиональных рынков труда;- корректировка учебных планов и программ в соответствии с требованиями работодателей к будущему специалисту для занятия вполне определенного рабочего места, разработка образовательных программ «под заказ» с учетом текущего и перспективного спроса на рабочую силу. В процессе восстановления системы образования и реагирования рынка труда необходимо учитывать важность экономических параметров. Проблема профессиональной подготовки искажает структуру профессиональной подготовки, при этом остается много нерешенных фундаментальных вопросов, таких как диверсификация экономики, рыночная конкуренция, регулирование заработной платы, финансирование образования и науки. Сигналы с рынка труда, по-видимому, определяют образовательные стратегии населения, в том числе предпочтения
тех или иных специальностей. Поэтому реализация требований к структуре и качеству подготовки специалистов и рабочих должна идти рука об руку с системными преобразованиями экономики.
Использованные источники:
1. Рынок труда. Статистика Евразийского экономического союза. Евразийская экономическая комиссия. - Москва, 2023. - 169 с.
2. Труд и занятость в России. 2021: Стат.сб./Росстат М., 2021. - 177 с
3. Шувалов Н. Рынок труда в России [Электронный ресурс] // Visasam.ru.-ШЬ: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/rynok-truda-v-rossii.html (дата обращения: 01.10.2024)