Научная статья на тему 'Директор школы в пространстве перемен'

Директор школы в пространстве перемен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изменение приоритетов в деятельности директора школы / многоаспектная трансформации общества / управленческие профессиональные навыки директора школы / changing priorities in the activities of a school director / multidimensional transformation of society / administrative professional skills of a school director

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. А. Максимова

В статье осуществляется попытка анализа изменения приоритетов в деятельности директора школы в зависимости от социально-экономической и социально-культурной ситуаций, содержательно обосновывается проблема определения предназначения руководителя школы в условиях многоаспектной трансформации общества. Исследования, в которых рассматриваются проблемы изменения содержания ключевой роли директора школы, базируются на принципах системности и корреляции целей образования с социально-экономическими и социально-культурными условиями общества. Теоретическая и практическая ценность представляемого в статье содержания определяется выдвижением гипотезы о необходимости изучения и учета в профессиональной деятельности директора школы особенностей, изменяющихся моделей управления общеобразовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative position of a general education organization director in the space of changes

The article attempts analyzing changes in priorities in the activities of a school director depending on social and economic and social and cultural situations; substantiating and presenting the problem of determining the purpose of a school director in the context of a multidimensional transformation of society. The research that examines the problems of changing the content of the key role of a school director is based on the principles of consistency and correlation of educational goals with the social and economic and social and cultural conditions of society. The theoretical and practical value of the content presented in the article is determined by putting forward a hypothesis about the need to study and take into account in the professional activities of a school director the features and changing models of management of a general education organization.

Текст научной работы на тему «Директор школы в пространстве перемен»

Директор школы в пространстве перемен

С. А. МАКСИМОВА, доктор философских наук, профессор кафедры теории и практики управления образованием Нижегородского института развития образования (Нижний Новгород) maksimovasa@niro.nnov.ru

Аннотация: В статье осуществляется попытка анализа изменения приоритетов в деятельности директора школы в зависимости от социально-экономической и социально-культурной ситуаций, содержательно обосновывается проблема определения предназначения руководителя школы в условиях многоаспектной трансформации общества. Исследования, в которых рассматриваются проблемы изменения содержания ключевой роли директора школы, базируются на принципах системности и корреляции целей образования с социально-экономическими и социально-культурными условиями общества. Теоретическая и практическая ценность представляемого в статье содержания определяется выдвижением гипотезы о необходимости изучения и учета в профессиональной деятельности директора школы особенностей, изменяющихся моделей управления общеобразовательной организации.

Annotation: The article attempts analyzing changes in priorities in the activities of a school director depending on social and economic and social and cultural situations; substantiating and presenting the problem of determining the purpose of a school director in the context of a multidimensional transformation of society. The research that examines the problems of changing the content of the key role of a school director is based on the principles of consistency and correlation of educational goals with the social and economic and social and cultural conditions of society. The theoretical and practical value of the content presented in the article is determined by putting forward a hypothesis about the need to study and take into account in the professional activities of a school director the features and changing models of management of a general education organization.

Ключевые слова: изменение приоритетов в деятельности директора школы, многоаспектная трансформации общества, управленческие профессиональные навыки директора школы

Keywords: changing priorities in the activities of a school director, multidimensional transformation of society, administrative professional skills of a school director

ÍUÉ

Проблемное поле профессионального, социального и личностного статуса руководителя современной школы представляет собой многомерное, сложное и противоречивое пространство мнений и позиций представителей таких научных областей как менеджмент, психология,

социология, и конечно, педагогика. Проблемы характерных функций руководителя в различных моделях управления (работы А. Файоля, Р. Блейка, Д. Моутона, Т. Сан-талайнена, Э. Воутилайнена, П. Поренса, И. Ниосинена), стилей управления и механизмов влияния руководителя (работы

Вместе с тем, на наш взгляд, остается недостаточно изученным контекст приоритетности направлений в управленческой деятельности руководителя школы.

Р. Чалдини, А. И. Пригожина, Я. Леманна), необходимых условий и типов лидерства руководителя (работы Р. Л. Кричевского, М. Х. Мескона, А. В. Решетникова, Л. С. Та-ранова [7] находятся в центре внимания и активно обсуждаются в среде научной и педагогической общественности. Такой интерес к этой проблематике обусловлен тем обстоятельством, что от решения вопросов о предназначении руководителя современной школы, о перечне требований к его профессиональной — управленческой деятельности, напрямую зависит реализация главной стратегической задачи российского образования в новых реалиях — «суверенное образование Российской Федерации» [7; 9; 10]. Вопросы влияния личности руководителя школы на достижение ею требуемых социумом и государством образовательных результатов в постоянно изменяющихся условиях, рассматриваются практически во всех работах, где обсуждаются зоны ответственности администрации школы за эти образовательные результаты.

Следует отметить, что выводы по самым масштабным в мире исследованиям за последние 15 лет в области доказательной педагогики по факторам, влияющим на результаты школьного обучения, представлены в книге Джона Хэтти «Видимое обучение». Аналитические материалы более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников по всему миру позволяют сравнивать многочисленные инновации, которые внедряются сегодня в современных школах. Фактор — руководство школой — изучался с точки зрения влияния, которое директор школы и его управленческая команда оказывает на ее учеников, расположился в середине рейтинга (74 из 138) факторов позитивно влияющих на образовательные результаты обучающихся. В проведенных мета-анализах было зафиксировано, что «наиболее эффективны директора школ, ставящие в

центр своего внимания успеваемость детей и стратегии обучения» [8].

Вместе с тем, на наш взгляд, остается недостаточно изученным контекст приоритетности направлений в управленческой деятельности руководителя школы, зависящей от той или иной модели управления, которая в свою очередь детерминируется конкретными социально-экономическими условиями страны и особенностями релевантной этой управленческой модели социокультурной ситуации [12].

Необходимость обращения к различным моделям управления при рассмотрении вопроса о степени и характере влияния руководителя школы на достижение требуемых ФГОС результатов обусловлена тем, что роль руководителя в этих управленческих моделях существенно различается.

Так, исторический период рационального (осознанного) и теоретически обоснованного управления еще не насчитывает и ста лет, отрезок времени с 1920 по 1950 годы занимает так называемая, классическая школа управления, родоначальником которой считается Анри Файоль, именно его называют отцом менеджмента. Основным отличием его теоретической концепции (модели управления — «управленческий контур») является то, что он рассматривал организацию как систему двух ключевых компонентов материального (обеспечение деятельности организации необходимыми материально-техническими и другими ресурсами) и социального (обеспечение организации людьми, необходимыми именно для этой организации). Эффективное управление социальной составляющей организации зависит от применения 14 научных принципов управления, сформулированных автором классической теории управления, применяемых при осуществлении руководителем организации 6 ключевых функций и являющихся универсальными для всех типов организаций и сфер деятельности. В рамках классической модели управления для достижения поставленных целей,

в организации должна быть программа действий и единый руководитель.

Предназначение руководителя в такой системе координат — распорядительство, определяемое А. Файолем как «заставлять персонал надлежаще работать». Управленческий контур, включающий в себя совокупность взаимосвязанных процессов, таких как предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль, постоянно воспроизводиться (корректируется) по факту получения результата. Для нас важным моментом является положение о том, что такой «управленческий контур» эффективно функционирует в организации как закрытой системе и достаточно определенной (устойчивой) внешней по отношению к организации макросреде. Исследование процесса управления как самостоятельного и особого вида деятельности в организации — впервые акцентировало интерес к руководителю, к его профессиональным и личностным характеристикам.

Трансляция этой модели управления в российском образовании ярче всего проявилась в период первой послесовет-ской программы реформирования, модернизации системы образования нашей страны. И не случайно, после утверждения федеральных документов, определяющих основные направления реформирования образования, «краеугольным камнем» предстоящих изменений и главным действующим лицом этих процессов был определен директор школы [13]. Одним из главных условий реализации документа «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» было названо изменение карты компетентности руководителя школы.

По заказу Министерства науки и образования РФ в рамках проекта ФЦРПО «Разработка и апробация модели многовекторной системы непрерывного образования (повышения квалификации) директоров школ в системе общего образования РФ и с использованием модульных программ» был

разработан и осуществлен проект повышения квалификации директоров общеобразовательных организаций с учетом новых требований к деятельности директоров российских школ. Данный проект направлен на решение проблемы управленческой компетентности директоров российских школ с целью максимально быстрого и эффективного включения их в процессы модернизации своих школ, муниципальных территорий и регионов. Перечень разработанных и апробированных учебных модулей, их содержание в полной мере отражало сущность классической теории менеджмента. Директор школы должен был стать менеджером, для этого он фактически должен был овладеть новой профессией — управленца.

Многочисленные дискуссии, развернувшиеся в этот период можно выразить популярной дилеммой «Директор школы: менеджер или педагог?» [11]. Работы директоров наших школ в конкурсе «Директор школы» по мнению, одного из главных экспертов этого конкурса директора школы № 14 г. Новоуральска Свердловской области Великова Андрея Владимировича, подтверждают, что в центре их внимания и забот, предмет их гордости и достижения лежит в сфере экономики образования. В журнале «Директор школы» он пишет, что «появление в этих работах ребенка скорее исключение, чем правило» [4]. Аксиомой является положение о том, что менеджер должен быть эффективным, и свою эффективность он должен и будет доказывать внешними атрибутами (дипломами, регалиями, титулами и т. д.) и в максимально короткие сроки.

Образовательная ситуация существенно меняется в российском образовании, начиная с национальных проектов «Наша новая школа» (период реализации с 2010 по 2018 год) и «Образование» (период реализации с 2018 по 2024 год).

И не случайно, после утверждения федеральных документов, определяющих основные направления реформирования образования, «краеугольным камнем» предстоящих изменений и главным действующим лицом этих процессов был определен директор школы.

Перечень федеральных проектов по своим целям, содержанию и планируемым результатам охватывает наиболее актуальные проблемы российского образования, и большинство этих проектов касаются уровня школьного образования.

По результатам многофакторных исследований, проведенных национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», были выявлены проблемные, дефицитные зоны на всех уровнях российского образования, начиная с дошкольного уровня и заканчивая высшим уровнем образования. В рамках обсуждаемой темы особого внимания заслуживают выводы относительно уровня школьного образования.

К основным, принципиально важным для нас положениям следуем отнести следующие результаты, представленные в аналитических материалах проведенных исследований:

■/ российские школьники показывают низкие результаты при выполнении задач на применение знаний, возникают сложности при решении проектных и исследовательских задач;

■/ российские школьники показывают низкие результаты при выполнении заданий, где требуется совместное командное решение, нестандартный подход и критическое мышление;

•/ выявлена проблема равных возможностей обучающихся, социальных стартов;

•/ российские учителя, обладая высоким потенциалом, не в полной мере реализуют его на практике;

■/ руководители школ большую часть своего времени тратят на решение хозяйственных задач и заполнение бесконечного объема различной документации.

Данные положения легли в основу заключительных выводов, касающихся приоритетных и перспективных направлений развития российского образования, повышения его конкурентоспособности при сохранении и укреплении суверенности. Именно поэтому, национальный проект «Образование» включил в себя 10 федеральных проектов, реализация которых

обеспечивает одну из стратегических целей российского образования, а именно воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Перечень федеральных проектов по своим целям, содержанию и планируемым результатам охватывает наиболее актуальные проблемы российского образования, и большинство этих проектов касаются уровня школьного образования. Роль директора школы в новом социально-культурном и экономическом контексте сложно переоценить, потому что реализации этих проектов существенно меняет подход к управлению школой. Управление основными и вспомогательными процессами в школе, управление человеческим ресурсом, управление собой — взаимосвязанные процессы, когда каждый из них непосредственно зависит от всех остальных [2; 3].

Об изменении роли директора школы, ее многозначности написано достаточно большое количество научных работ, в которых директора школы называют и модератором, и фасилитатором, и агентом изменений, и коучером, и др. Конечно, в этом факте присутствует элемент следования моде, «трендам», но присутствует и отражение реального положения дел. Директор школы в позиции ответственного за все происходящее в школе, обязан и выстраивать эффективные коммуникации, и обеспечивать инновационные изменения в общеобразовательной организации, и при необходимости быть профессиональным и личным консультантом для субъектов образовательных отношений [1; 5]. Без этих компетентностей (их часто называют жизненными) ему невозможно, на наш взгляд, сделать главное — обеспечить достижение поставленных целей, как по отдельным федеральным проектам, так и стратегической цели — сформировать личность с осознанной позитивной жизненной позицией, с практико-ориентированной граж-

данской идентичностью, принимающей и демонстрирующей духовно-нравственные и культурные ценности своей страны.

Сложность складывающейся в настоящее время международной обстановки, массированное давление на нашу страну со стороны США и большинства стран Запада, объективная необходимость начала специальной военной операции, оптимизация всех внутренних ресурсов — задача общая, а значит и каждого из нас. Директор школы, в такой ситуации не может быть просто должностным лицом, он в ответе за полноценную, результативную жизнь школы, за каждого ученика и за каждого, работающего в ней педагога. Поэтому личностные компетентности директора школы, его степень ориентации на человека, его уровень эмоциональной культуры как способности определять и управлять эмоциями, способность к сопереживанию — его душевность и духовность — становятся чрезвычайно важными.

Управленческие профессиональные навыки директора, в свою очередь, определяются принципами, заявленными в новом

федеральном проекте «Школа Минпросве-щения России» [13].

■/ лидерство руководителя школы ■/ вовлечение всего коллектива ■/ принятие решений, основанных на фактах

■/ постоянное улучшение ■/ системный подход к управлению ■/ взаимовыгодные отношения с социальными партнерами

■/ ориентация на основных интересантов

■/ управление процессами на основе проектной технологии

Даже на протяжении жизни одного поколения мы видим как с изменением внешней и внутренней среды школы меняются требования к должности и личности руководителя школы. Быть конгруэнтным происходящим изменениям задача непростая, но решаемая. Жизненная установка директора школы «быть, а не казаться» -главное условие вовремя увидеть и понять происходящие изменения, а значит — обеспечить успех своей школы, ее учеников и педагогов.

Список литературы

1. Бершадскии, М. Е. Российская эффективная школа: образовательная среда, организация

и управление / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев, А. А. Нестеренко; под общей редакцией В. В. Гузее-ва. — Москва : НИИ школьных технологий, 2019. — 187 с.

2. Витвар, О. И. Современное управление школой: практикум для директора / О. И. Витвар. — Москва : Национальный книжный центр, Сентябрь, 2015. — 192 с.

3. Герасимова, И. В. Культурные эффекты образования взрослых: на пути к человеку эпохи постмодерна : монография / И. В. Герасимова, С. А. Максимова. — Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. — 127 с.

4. Директор современной российской школы: статистический портрет, система подготовки, практики управления : сборник научных трудов / Н. В. Исаева, Е. Н. Куксо, Д. Ю. Куракин и др. — Москва : Институт образования НИУ ВШЭ. Серия: Факты образования. — 2016. — Часть 1. —

№ 5 — С. 1—19.

5. Короткое, Э. М. Управление изменениями: учебник и практикум для вузов / Э. М. Коротков, М. Б. Жернакова, Т. Ю. Кротенко. — Москва : Юрайт, 2022. — 278 с.

6. Корчинская, Т. И. Особенности управления современным учреждением образования: методы управления и виды управленческих функций / Т. И. Корчинская // Проблемы и перспективы развития экономики и управления. — Новосибирск : Априори, 2019. — С. 206—211.

7. Максимова, С. А. Результативность руководителя образовательной организации в работе с большими данными как критерий его управленческой компетентности / С. А. Максимова,

И. Н. Лескина // Профессиональная компетентность современного руководителя как фактор развития образовательной сферы: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (26—28 апреля), 2021 г. — Москва — Минск, 2021. — С. 322—328.

8. Минакова, С. С. Изучение управленческого потенциала директора школы / С. С. Минакова, А. А. Николаева // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 2. — С. 61—66.

9. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.09.2023).

10. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1& nd=102468157 (дата обращения: 12.02.2022).

11. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102 792289 (дата обращения: 12.02.2022).

12. Хэтти, Джон А. С. Видимое обучение: синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников / Джон А. С. Хэтти ; под редакцией В. К. Загвоздкина, Е. А. Харламовой. — Москва : Национальное образование, 2017. — 496 с.

13. Школа Минпросвещения России : официальный сайт. — Москва. — URL: https:// smp.edu.ru/?ysclid=lha8rxbl9t271538948 (дата обращения: 05.05.2023).

Плетенева О. В. Профилактика школьной неуспешности детей с миграционной историей в образовательных организациях Нижегородской области : методические рекомендации, 2023. — 65 с.

Рекомендации основываются на результатах мониторинга по показателю «Доля ОО, имеющих школьные программы или разделы в школьных программах профилактики по сопровождению обучающихся с особыми образовательными потребностями от общего количества ОО, имеющих обучающихся с особыми образовательными потребностями», который проводился с 1 по 7 декабря 2022 года с целью определения состояния работы по профилактике образовательной неуспешности детей с миграционной историей в образовательных организациях Нижегородской области.

Пособие содержит адресные рекомендации учителям начальных классов, учителям русского языка, учителям-предметникам, классным руководителям, педагогам-психологам, социальным педагогам, представителям администрации образовательных организаций.

Г

Л

В 2023 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования готовится к выходу в свет издание:

V

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.