Научная статья на тему 'Функциональная характеристика директора современной школы и требования к его профессиональным компетенциям'

Функциональная характеристика директора современной школы и требования к его профессиональным компетенциям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2018
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ / ФУНКЦИОНАЛ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ / ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ / SCHOOL DIRECTOR / FUNCTIONAL DIRECTOR OF SCHOOL / PROBLEMS OF SCHOOL MANAGEMENT / PRINCIPLES OF SCHOOL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чалаева А.Х.

В статье анализируются причины обращения к образу директора школы, проблемы управления современной образовательной организацией, предложены группы профессиональных компетенций директора школы, выделены его профессионально-личностные качества и принципы, на которых должна основываться управленческая деятельность руководителя нием семестрового и модульного принципов построения графика учебного процесса; объединить основные подразделения вуза в единую информационную среду; уменьшить объем бумажного документооборота, снизить трудоемкость процессов обработки и получения данных; повысить достоверность и оперативность обработки информации для поддержки принятия своевременных управленческих решений; формализовать и упорядочить бизнес-процессы; снизить вероятность ошибок пользователей; обеспечить контроль и управление ресурсами и др.. Таким образом, автоматизированная информационная система управления деятельностью вуза, вне зависимости от того какие пути использовал вуз при её создании, должна носить информационно-аналитический характер, обеспечивать информационную поддержку принятия решений по всем направлениям деятельности вуза, строиться на принципах комплексности, открытости, масштабируемости, безопасности, надежности, снижения стоимости эксплуатации. школы. В статье делается вывод о том, что современный руководитель школы должен обладать навыками стратегического проектирования, системного моделирования протекающих в учреждении процессов, организации эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций в педагогическом коллективе. Он должен обеспечивать целенаправленность совместной деятельности всех сотрудников школы и их организованность для достижения общих положительных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL CHARACTERIZATION OF THE DIRECTOR OF A MODERN SCHOOL AND REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE DIRECTOR

The article analyzes reasons for applying to the school principal, the problems of modern educational management organization, the proposed group of professional competencies of a school director. The work is dedicated to the school director's professional and personal qualities and principles that should underpin the management performance of the school leader. The article concludes that the leader of the modern school must possess skills in strategic projecting, in managing processes, organization of effective interpersonal and professional communication in teaching staff. It needs to focus joint efforts of all the employees and their organization to achieve positive results.

Текст научной работы на тему «Функциональная характеристика директора современной школы и требования к его профессиональным компетенциям»

Таблица 3

Основные сервисы системы «Электронный университет»

Сервисы для абитуриентов Сервисы для студентов Сервисы для преподавателей

• онлайн регистрация для поступления в ВУЗ, • назначение времени сдачи вступительных экзаменов, • рассылка электронных писем с информацией о поступлении • информация об академической успеваемости за весь срок обучения, • учебный план, • уведомления о необходимости выплат, • возможность оплаты с помощью кредитных карт • возможность просмотра списка студентов и листа ожидания своего курса, • академической успеваемости студентов курса, • он-лайн выставление оценки в электронную зачётку студента, • составления индивидуального расписания преподавателя в матричной форме

трудовой деятельности каждого сотрудника, расчёт заработанной платы, система штрафов и поощрений; Формирование отчетов по преподавателям, студентам, финансовому положению Университета.

В качестве яркого примера использования вузами АИС, разработанными специализированными организациями в области разработки информационных технологий, является система «Галактика Управление вузом» (www.galaktika.ru) .

Разработка и развитие системы Галактика Управление вузом - результат многолетнего сотрудничества корпорации «Галактика» с ведущими учебными заведениями стран СНГ Пользователями решений корпорации являются более 30 вузов, в том числе Тихоокеанский и Дальневосточный государственные университеты.

Система «Галактика Управление Вузом» позволяет: осуществлять эффективное планирование учебного процесса в соответствии со стандартами третьего поколения, с использова-

Библиографический список

нием семестрового и модульного принципов построения графика учебного процесса; объединить основные подразделения вуза в единую информационную среду; уменьшить объем бумажного документооборота, снизить трудоемкость процессов обработки и получения данных; повысить достоверность и оперативность обработки информации для поддержки принятия своевременных управленческих решений; формализовать и упорядочить бизнес-процессы; снизить вероятность ошибок пользователей; обеспечить контроль и управление ресурсами и др..

Таким образом, автоматизированная информационная система управления деятельностью вуза, вне зависимости от того какие пути использовал вуз при её создании, должна носить информационно-аналитический характер, обеспечивать информационную поддержку принятия решений по всем направлениям деятельности вуза, строиться на принципах комплексности, открытости, масштабируемости, безопасности, надежности, снижения стоимости эксплуатации.

1. Подолякин О.В. Оценка эффективности инвестиций в информационную систему управления вузом. Диссертация ... кандидата экономических наук. Вологда, 2008.

2. Андреев В.В., Герова Н.В. Требования к информационной системе управления учебным процессом вуза. Программные продукты и системы. 2010; 3. Available at: http://swsys.ru/index.php?page=article&id=2456&lang=lnfaowvg

3. Лазарев Г.И. Автоматизация процесса управления вузом и базовые принципы, лежащие в ее основе. Available at: http://abc.vvsu. ru/Books/Konfer_2000/page

References

1. Podolyakin O.V. Ocenka 'effektivnosti investicij v informacionnuyu sistemu upravleniya vuzom. Dissertaciya ... kandidata 'ekonomicheskih nauk. Vologda, 2008.

2. Andreev V.V., Gerova N.V. Trebovaniya k informacionnoj sisteme upravleniya uchebnym processom vuza. Programmnye produkty i sistemy. 2010; 3. Available at: http://swsys.ru/index.php?page=article&id=2456&lang=lnfaowvg

3. Lazarev G.I. Avtomatizaciya processa upravleniya vuzom ibazovye principy, lezhaschie v ee osnove. Available at: http://abc.vvsu.ru/Books/ Konfer_2000/page

Статья поступила в редакцию 01.04.15

УДК 378

Chalaeva A.H., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute, Director of School №16 (Grozny, Russia),

E-mail: a.chalaeva@mail.ru

FUNCTIONAL CHARACTERIZATION OF THE DIRECTOR OF A MODERN SCHOOL AND REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE DIRECTOR. The article analyzes reasons for applying to the school principal, the problems of modern educational management organization, the proposed group of professional competencies of a school director. The work is dedicated to the school director's professional and personal qualities and principles that should underpin the management performance of the school leader. The article concludes that the leader of the modern school must possess skills in strategic projecting, in managing processes, organization of effective interpersonal and professional communication in teaching staff. It needs to focus joint efforts of all the employees and their organization to achieve positive results.

Keywords: school director, functional director of school, problems of school management, principles of school management.

А.Х. Чалаева, аспирант ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»,

директор СОШ № 16, г. Грозный, E-mail: a.chalaeva@mail.ru

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИРЕКТОРА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ

В статье анализируются причины обращения к образу директора школы, проблемы управления современной образовательной организацией, предложены группы профессиональных компетенций директора школы, выделены его профессионально-личностные качества и принципы, на которых должна основываться управленческая деятельность руководителя

школы. В статье делается вывод о том, что современный руководитель школы должен обладать навыками стратегического проектирования, системного моделирования протекающих в учреждении процессов, организации эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций в педагогическом коллективе. Он должен обеспечивать целенаправленность совместной деятельности всех сотрудников школы и их организованность для достижения общих положительных результатов.

Ключевые слова: директор школы, функционал директора школы, проблемы управления школой, принципы управления школой.

Актуальность данной публикации, направленной на исследование функционала директора современной школы и требований к его профессиональным компетенциям, обосновывается следующими причинами:

Во-первых, общеобразовательные учреждения становятся более разнообразными, открытыми и гибкими, меняются содержание, формы и методы работы школы, требующие от руководителя творческих и, даже креативных решений.

Во-вторых, возрастает сложность самих процессов управления, их стратегическая и тактическая дифференциация и интеграция, растёт число и направленность, как внешних, так и внутренних коммуникаций директора, что подразумевает владение руководителем управленческой культурой.

В-третьих, меняются требования к личностным и профессионально-личностным качествам руководителя школы. Мало того, чтобы он обладал лидерскими качествами и видел пути развития школы, мог брать на себя ответственность в принятии управленческих решений, но эти решения должны быть эффективными, т.е. давать образовательные, социальные и экономические эффекты.

В-четвертых, управление образовательным учреждениям должно: соответствовать демократическим изменениям в российском обществе; быть ориентированным на мобильную адаптацию к изменениям в государстве и обществе; отвечать запросам ранка образовательных услуг. Это требует со стороны руководителей образовательных учреждений постоянного изучения инновационного теоретического и практического опыта управления в сфере образования, а также развития и саморазвития умений и навыков менеджмента и маркетинга в сфере образования.

Наконец, в-пятых, законодательно [1] утвердились формальные требования к руководителю образовательного учреждения, состоящие из трех частей: должностные обязанности, требования к знаниям и требования к квалификации, что, с одной стороны, неизбежно привело к кадровым перестановкам, а, с другой стороны, к необходимости организации специальной подготовки или переподготовки директорского корпуса.

В тоже время, исследования некоторых авторов [2; 3] и полученные нами данные, указывают на существование проблем в управлении школой, которые напрямую связаны с низким уровнем управленческой культуры руководителей. Отрицательными моментами в управленческой деятельности современных российских руководителей общеобразовательных учреждений являются:

- руководство школой и организация деятельности административно-управленческого персонала школы, в большей степени как закрытой, а не как открытой социально-педагогической системой, неготовность (или нежелание) руководителя к постоянным изменениям и инновациям;

- отсутствие управленческой структуры и механизмов управления, обеспечивающих его эффективность и качество;

- ориентация управленческой деятельности директора, либо на хозяйственные, либо на образовательные функции, редкий случай - взвешенное и успешное сочетание хозяйственных и образовательных управленческих функций;

- преобладание в большинстве школ (как и в управлении системой образования) авторитарного стиля управления; формализация и фальсификация общественно-государственного управления;

- отсутствие стабильности в работе и определенная рассогласованность действий на административном, общественном, педагогическом и ученическом уровнях управления;

- недостаточный уровень применения руководителями системы организационно-педагогических и правовых основ в управленческой деятельности.

И еще одно дополнение. По данным педагога-исследователя З.К. Шнекендорфа [4], из 100 конфликтов между учителями и учениками в школе (в которые, так или иначе, втянут директор) 69 возникают по вине учителей. 23% учащихся 6-11-х классов считают, что в школе нарушаются их права. 15% указали на по-

стоянное грубое, унижающее их обращение со стороны учителей и адмистраторов. Заболевания, вызываемые действиями учителей, составляют 35% всех детских неврозов.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что управление школой и, в целом, российской системой образования нельзя считать эффективным, что подтверждает наличие многочисленных проблем в образовании. Поэтому одной из наиболее актуальных является проблема недостатка специалистов в области менеджмента, имеющих не только стаж педагогической работы, но и навыки эффективного управления образовательным учреждением.

Компетентность руководителя в сфере образования - это комплекс управленческих знаний, умений и опыта, а также профессионально значимых личностных качеств лидерской и творческой направленности. Мастерство управления состоит в умении выбирать наиболее эффективные (совпадающие по целям и результатам) для данного конкретного момента времени и сложившихся обстоятельств методы управленческой деятельности [5] и формирует портрет современного, главное, эффективного, руководителя школы

Нужно отметить, что в зарубежных исследованиях образовательная среда оценивается с точки зрения «эффективности школы» как социальной системы - эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса. При этом констатируется, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые бы определили «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна и одновременно является срезом общества.

Характеристика портрета руководителя образовательного учреждения на современном этапе основывается на требованиях оптимальной организации труда, сформированном благоприятном социально-психологическом климате и высокой общей культуре управленческого труда. Детерминирующими компетенциями руководителя являются такие их группы, как профессиональные, коммуникативные, морально-волевые и организационно-управленческие. На основе чего формируется система взаимодействия руководителя с коллективом (стиль руководства и его эффективность, отношение подчиненных к личности руководителя и процессу руководства). Следовательно, руководитель образовательного учреждения должен понимать и затрагивать в своей деятельности все сферы деятельности коллектива.

Если мы попытаемся смоделировать образ директора школы, то он должен быть:

- открытым - предоставлять возможность получения субъектами образования (школьникам, родителям, учителям и др.) разнообразной информации, касающейся образовательно-воспитательной деятельности школы;

- доступным - с лёгкостью устанавливать как физический, так и психологический контакт с административным персоналом, учителями, родителями, учениками;

- коммуникабельным - уметь общаться с учениками, родителями, органами власти, СМИ на понятном им языке, адаптированном к особенностям каждой целевой группы;

- дальновидным - уметь выявлять потенциал и направлять развитие образовательного учреждения, принимать меры по самообразованию;

- объективным - умения выделять в потоке информации достоверные факты, отличать действительное от кажущегося, истинное и надуманного;

- последовательным - уметь решать поставленные задачи, не отвлекаясь от цели и учитывая правовые, управленческие и психолого-педагогические условия;

- предприимчивым - учитывать (изучать) современные требования рынка образовательных услуг, поддерживать и развивать конкурентоспособность школы, использовать креативный подход к профессиональной деятельности, подкрепленный накопленным опытом и знаниями;

- активным и мобильным - быть инициатором и исполнителем разнообразных начинаний и уметь переносить накопленный

опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей;

- лидером - обладать способностью ставить и решать управленческие задачи, уметь выделять основное, отсекая детали, вскрывать причины недостатков, уметь рационально решать профессиональные задачи;

- эффективным - постоянно быть нацеленным на собственную и всего коллектива школы результативную (эффективную) профессиональную деятельность, позволяющую получать образовательные, социальные, экономические и экстернальные эффекты.

Для того чтобы быть эффективным руководителем и достичь названных эффектов в своей профессиональной деятельности, директор должен руководствоваться следующими принципами:

- принципом справедливости, от него проистекают все наши представления о равенстве и правосудии. Всем детям присуще врожденное чувство справедливости, даже, несмотря на имеющийся негативный опыт, а вот - взрослым нет. Существует огромное разнообразие толкований справедливости и способов ее достижения, однако в самой идее справедливости никто не усомнится;

- такими принципами, как честность и искренность. Они создают в социуме школы основу доверия, без которого невозможно сотрудничество и долгосрочное развитие личности руководителя и межличностных отношений;

- принципом - человеческое достоинство. Эта ценность заложена в основу «Декларации о защите прав человека», «Декларации о правах ребенка»; Конституций разных стран. Истина, не требующая доказательств: все люди созданы равными и наделены определенными неотъемлемыми правами, такими как право на жизнь, свободу и стремление к счастью;

- следующий принцип - это служение - идея внесения вклада в общее дело и далее, принципы - качество и совершенство;

- принцип потенциальных возможностей - идея о том, что мы (директор, учитель, ученик) находимся в начальной стадии развития и можем расти и развиваться, все шире и шире рас-

Библиографический список

крывая свои потенциальные возможности и развивая свои способности;

- с потенциальными возможностями связан принцип роста - процесс высвобождения потенциальных и развивающихся способностей, непременно требующий присутствия таких принципов, как терпение, воспитание и воодушевление.

Перечисленные принципы являют собой глубинные, основополагающие истины, имеющие универсальное применение. Их можно применять к отдельным людям, ко всему педагогическому коллективу, к родителям учащихся, к разнообразным частным или общественным организациям. Если эти истины у директора преобразуются в навыки, они наделяют их возможностью осуществлять широкий спектр практик применительно к различным ситуациям. Простой способ понять очевидность принципов это прикинуть всю абсурдность попытки работать и жить эффективно, руководствуясь тем, что противоречит этим принципам. Несправедливость, обман, низость, посредственность или вырождение не могут быть надежной основой длительного благополучия и успеха руководителя.

Таким образом, если суммировать вышеизложенное, то современный руководитель школы должен обладать навыками стратегического проектирования, системного моделирования протекающих в учреждении процессов, организации эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций в педагогическом коллективе. Он должен обеспечивать целенаправленность (целеустремленность) совместной деятельности всех сотрудников школы и их организованность (сплоченность, ско-ординированность, интеграцию, консолидацию) для достижения общих положительных (и, главное, эффективных) результатов, обладать определенными навыками менеджмента, знать и понимать сущности происходящих перемен в государстве, обществе, школе, их нормативно-правовое обеспечение, все изменения законодательства в сфере образования.

Общий вывод таков, что в настоящее время в системе общего образовании складывается особый специфический менеджмент, который сводит в едино понятия директор, менеджер и педагог в образовании.

1. Харченко Л.Н. Социально-экономические кризисы в России - российские синдромы Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Материалы IV Международного конгресса. Москва: Издание Государственной Думы, 2005: 20 - 23.

2. Милютин П. Управленческая культура личности и факторы развития. Власть. 2007; 5: 90 - 93.

3. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

4. Шнекендорф З.К. Конвенция о правах ребёнка и проблема взаимоотношений «учитель-ученик». Воспитание свободной, независимой и ответственной личности:м Сборник материалов 7 Международной конференции по педагогике ненасилия. Санкт-Петербург. Ч. 1: 13 - 14.

5. Компетентность руководителя образовательного учреждения. Что это сегодня? Available at: http://planeta.edu.tomsk.ru/files/ file/1271341377.

References

1. Harchenko L.N. Social'no-'ekonomicheskie krizisy v Rossii - rossijskie sindromy Mir na Severnom Kavkaze cherez yazyki, obrazovanie, kul'turu: Materialy IV Mezhdunarodnogo kongressa. Moskva: Izdanie Gosudarstvennoj Dumy, 2005: 20 - 23.

2. Milyutin P. Upravlencheskaya kul'tura lichnosti i faktory razvitiya. Vlast'. 2007; 5: 90 - 93.

3. Shejn 'E. Organizacionnaya kul'tura iliderstvo. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

4. Shnekendorf Z.K. Konvenciya o pravah rebenka i problema vzaimootnoshenij «uchitel'-uchenik». Vospitanie svobodnoj, nezavisimoji otvet-stvennoj lichnosti:m Sbornik materialov 7 Mezhdunarodnoj konferencii po pedagogike nenasiliya. Sankt-Peterburg. Ch. 1: 13 - 14.

5. Kompetentnost' rukovoditelya obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Chto 'eto segodnya? Available at: http://planeta.edu.tomsk.ru/files/ file/1271341377.

Статья поступила в редакцию 21.04.15

УДК 378

Chernyshova T.S., postgraduate, North-Caucasus Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: Tsch78@mail.ru

CONTINUING EDUCATION AS A BASIS FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SPECIALIST OF MEDICAL PROFILE.

The most important task of continuing education is to create conditions conducive to the expansion of human capabilities to maximize personal potential, intellectual and other internal resources for the purpose of extending the duration of its active and creative life. In the conditions of modern politics, scientific-technical progress in the field of health there is a need of training experts and researchers. Consequently, it becomes a real pedagogical challenge of developing mechanisms to ensure each medical worker the formation of the need to develop and to realize their potential throughout their professional life, in other words, to carry out continuing professional development, discussed in this article as the professional responsibility of every health worker.

Key words: continuing professional development, continuing medical education, manpower policy, occupational training, skills development.

Т.С. Чернышова, аспирант, Северо-Кавказский социальный институт, г. Ставрополь, E-mail: Tsch78@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.