Научная статья на тему 'Дипломатия в ядерной энергетике'

Дипломатия в ядерной энергетике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
294
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЯДЕРНАЯ ГЕОПОЛИТИКА / КОМАНДНЫЕ ЦЕНТРЫ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ / ENERGY DIPLOMACY / ENERGY SECURITY / NUCLEAR GEOPOLITICS / COMMAND CENTERS OF NUCLEAR ENERGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жизнин Станислав Захарович, Тимохов Владимир Михайлович

Дипломатия в ядерной энергетике имеет некоторые отличия от традиционной энергетической дипломатии. Это связано, прежде всего, с проблемами обеспечения радиационной безопасности, опасности распространения ядерных материалов, которые могут быть использованы в военных целях группами международных террористов и другими рисками. Кроме этого, в ядерной энергетике сосредоточен мощнейший технологический и интеллектуальный потенциал, который в процессе ее развития может принести человечеству много неожиданных полезных открытий и находок для использования в других отраслях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diplomacy in nuclear energy

Diplomacy in nuclear energy has some differences from traditional energy diplomacy. This is primarily due to the problems of ensuring radiation safety, the danger of the proliferation of nuclear materials, which can be used for military purposes by groups of international terrorists and other risks. In addition, the nuclear power industry has a powerful technological and intellectual potential that, in the process of its development, can bring to mankind many unexpected useful discoveries and finds for use in other industries.

Текст научной работы на тему «Дипломатия в ядерной энергетике»

УДК 621.039.5

С.З. Жизнин, В.М. Тимохов1

ДИПЛОМАТИЯ В ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ

Дипломатия в ядерной энергетике имеет некоторые отличия от традиционной энергетической дипломатии. Это связано, прежде всего, с проблемами обеспечения радиационной безопасности, опасности распространения ядерных материалов, которые могут быть использованы в военных целях группами международных террористов и другими рисками. Кроме этого, в ядерной энергетике сосредоточен мощнейший технологический и интеллектуальный потенциал, который в процессе ее развития может принести человечеству много неожиданных полезных открытий и находок для использования в других отраслях.

Ключевые слова: энергетическая дипломатия, энергетическая безопасность, ядерная геополитика, командные центры ядерной энергетики.

После энергетического кризиса середины 70-х гг. прошлого столетия во многих государствах были разработаны комплексы особых внешнеполитических и внешнеэкономических мер, в реализации которых участвовала также официальная дипломатия, в ряде стран сформировались функциональные направления во внешней энергетической политике и дипломатии - внешняя энергетическая политика и энергетическая дипломатия [1-3] .

Понятие «энергетическая дипломатия» в первую очередь подразумевает практическую деятельность внешнеполитических, внешнеэкономических и энергетических ведомств, в ряде случаев - совместно с компаниями, по осуществлению целей и задач «внешней энергетической политики».

В ядерной энергетике, также как и нефтегазовой отрасли, существуют страны-экспортеры и импортеры ядерного сырья, топлива и технологий, компании, вовлеченные в ядерный бизнес, но их количество значительно меньше. На рынках ядерной энергетики небольшая группа компаний фактически являются монополистами, но, тем не менее, между ними идет жесткая конкуренция за потребителей. Наконец, ядерная энергетика имеет очевидное геополитическое измерение. Все это в значительной мере определяет необходимость усиления ядерных акцентов в мировой дипломатии, что позволит избежать конфликтов экономических и геополитических,

а также риска попадания ядерных материалов в руки террористов.

В настоящее время в ядерной энергетике сложилась система «командных центров» мировой политики и дипломатии на глобальном, региональном, страновом и корпоративном уровнях. Формируются организационно-правовые основы двусторонней и многосторонней дипломатии в ядерной сфере. Эти факторы определяют новое направление энергетической дипломатии -«дипломатия в ядерной энергетике», которая подразумевает внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность государств по обеспечению своих экономических и геополитических интересов в международном сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии.

В ряде ведущих стран мира ядерное направление энергетической дипломатии занимает приоритетное место в дипломатической деятельности, в которую вовлечены не только внешнеполитические и энергетические ведомства, на также и руководители государств. Среди зарубежных стран следует отметить США, где дипломатией в ядерной сфере занимается Госдепартамент и Министерство энергетики. Эти ведомства совместно с американскими компаниями активно занимаются продвижением американских ядерных технологий и материалов на экспорт, обеспечивая не только внешнеэкономические, но и геополитические интересы

1 Станислав Захарович Жизнин - профессор Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД РФ, президент Центра энергетической дипломатии и геополитики, д.э.н., е-maU: s.zhiznin@rambler.ru;

Владимир Михайлович Тимохов - генеральный директор Центра энергетической дипломатии и геополитики. к.ф-м.н., е-maU: vl.timokhov@gmail.com

США. В России ядерными аспектами энергетической дипломатии занимается ГК «Росатом» в тесном взаимодействии с МИДом и другими ведомствами при координации со стороны руководства страны.

Геополитические и экономические аспекты ядерной энергетики

Геополитика - одно из фундаментальных понятий теории международных отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств или их блоков на региональные, континентальные и глобальные международные процессы.

Исторически становление геополитики, как политической науки, связано с исследованием роли географических факторов, в том числе конфигурации территории и положения конкретной страны в географическом регионе. Эти факторы используются для обоснования внешней политики конкретной страны в отношении других стран, чаще всего расположенных в том же или прилегающих регионах. Это может быть связано с выходом к морю, доступом к судоходным рекам, морским проливам, месторождениям полезных ископаемых или территориям, пригодным для различных видов хозяйственной деятельности и т.д. Если говорить об энергетической геополитике, то нужно еще рассматривать такие факторы, как геополитическое значение технологических программ, использование энергетики в качестве инструмента в международных отношениях с целью обеспечения не только национальных экономических, но и геополитических интересов отдельных стран.

Геополитические интересы государства в международных отношениях вытекают из общих национальных интересов и предполагают специфический анализ и оценку внешнеполитических и внешнеэкономических проблем. При этом применяется пространственная логика, основанная в первую очередь на географических реалиях, которая может не принимать во внимание некоторые категории, например, в области экономики, морали, религии и т.д.

Динамичное развитие мировой ядерной энергетики в начале XXI в., сопровождающееся

значительным расширением потоков международной торговли ресурсами, оборудованием и услугами, сделало актуальным понятие «геополитические аспекты ядерной энергетики». Среди них нужно выделить географическое положение крупнейших месторождений урана с точки зрения их удаленности от основных рынков сбыта, возможности транспортировки и переработки этих ресурсов, а также проблемы транспортировки и захоронения отработанного ядерного топлива АЭС.

В работе [4, с. 11] введен термин «ядерная геополитика», с которым можно согласиться. Под ядерной геополитикой авторы понимают деятельность государств, международных организаций и неправительственных институтов в международных отношениях в глобальном и региональных ядерных пространствах с целью достижения своих интересов с учетом системного влияния внешних и внутренних факторов. В своей работе авторы акцентируют внимание главным образом на военное направление использования ядерной энергии.

В настоящей работе мы рассматриваем ее мирное применение, которое, в свою очередь, имеет свои геополитические измерения. В этой связи можно отметить большую геополитическую значимость стран и компаний, обладающих значительными запасами урана, технологиями его обогащения, производства ядерного топлива, оборудования, проектирования, строительства и обслуживания АЭС.

Приведем также два примера конфликтов, имеющих геополитическую подоплеку в ядерной энергетике. Первый, это отказ Литвы от Ингалинской АЭС под давлением США и ЕС, несмотря на явные экономические преимущества для этой страны. Второй пример - отказ Болгарии от проекта строительства АЭС в Белене с участием России, который был принят также под давлением страна Запада, несмотря на существенные экономические потери Софии в результате такого решения.

Изменение геополитической расстановки сил в мире после распада СССР, СЭВ и Варшавского договора существенно ослабило определенную стабильность, существовавшую на основе паритета Советского Союза и США в области стратегических ядерных вооружений. Несмотря

на надежды мирового сообщества, связанные с окончанием «холодной войны» и возможностях сосредоточиться на поиске рациональных путей решения глобальных проблем, включая ядерную энергетику и экологию, этого не случилось. В условиях однополярного мира появились новые угрозы и вызовы политической и экономической стабильности в глобальном и региональном планах. Заметно усилилось влияние политических факторов в целом, и геополитических - в частности, на мировую ядерную энергетику и мировые рынки в этой сфере.

Поскольку использование атомной энергии в мирных целях иногда переплетается с военными программами, то наблюдается сильное международное воздействие, прежде всего по линии ООН и МАГАТЭ, на страны, которые под предлогом развития ядерной энергетики предпринимали попытки создания ядерного оружия в нарушение принципа нераспространения. Наиболее известными примерами является ситуация вокруг Северной Кореи и ядерной программы Ирана [5, с. 67].

Северная Корея, получив от СССР в 80-е годы прошлого столетия технологии и оборудование для строительства АЭС в соответствии с межправительственным соглашением, заключенном в 1985 г., так и не завершила этот проект. Вместо этого руководство страны в условиях сильного внешнего давления со стороны США, Японии и Южной Кореи, которое северокорейские лидеры воспринимали в качестве угрозы своего свержения, приступили к созданию собственного ядерного оружия. В 1993 г. страна официально вышла из Договора по нераспространению атомного оружия, а в 1994 г. запретила инспекции МАГАТЭ на своей территории. К настоящему времени в стране проведено несколько подземных испытаний ядерных боезарядов, а также осуществлены пуски баллистических ракет, тем самым создается угроза международной безопасности. Хотя страна находится в полной изоляции, ее руководство продолжает создавать ракетно-ядерный арсенал, что увеличивает ее геополитическое значение в мире, несмотря на низкий экономический потенциал.

Программа развития ядерной энергетики Ирана началась в 1967 г. при поддержке США. В 1960-е гг. были подписаны соглашения между

Ираном и Францией о сотрудничестве по очистке и обогащению урановых руд. Вначале 70-х гг. прошлого века появилась программа создания в стране сети АЭС из 23-х энергоблоков. Эту программу поддерживали США и европейские страны. В те времена Иран заявлял о намерении развивать ядерную энергетику без целей создания ядерного оружия. Страна является членом МАГАТЭ, участником Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, а также Договора о нераспространении ядерного оружия. После свержения проамериканского режима в 1979 г. новое руководство страны замыслило создать ядерное оружие с целью защитить страну после установления в ней исламского порядка, а также усилить свои геополитические позиции в регионе. В этой связи со стороны США, России, других стран, ООН и МАГАТЭ были предприняты меры с целью заставить Тегеран отказаться от своей ядерной программы. Против страны было введено эмбарго, что существенно ухудшило ее экономическое положение. Санкции сказались и на реализации проекта строительства АЭС «Бушер», от которого отказалась компания «Сименс», а в 1990-е гг. в этом проекте стала участвовать Россия. В 2015 г. под сильным влиянием России и отказа Ирана от программы создания ядерного оружия эмбарго было снято. Это позволило продолжить реализацию проекта АЭС «Бушер». При содействии «Росатома» наработанное Ираном высокообо-гащенное ядерное топливо, которое могло быть использовано для изготовления боезарядов, было вывезено в Россию в обмен на российский природный уран, что было предусмотрено соглашением между Тегераном и международной «шестеркой».

Геополитику нередко связывают с геоэкономикой, под которой чаще всего понимается внешнеполитическая деятельность государства, исходящая из установки на достижение преимущества над другими странами с помощью экономических рычагов. Рассматривая эту концепцию в отношении энергетической сферы, следует обратить внимание на то, что энергетический фактор неоднократно использовался для достижения внешнеполитических целей. В качестве примера можно напомнить навязывание США

своих ядерных технологий и ядерного топлива для украинских АЭС в целях разорвать давно сложившееся тесное и взаимовыгодное сотрудничество между Украиной и Россией в ядерной энергетике.

Состояние ядерной энергетики оказывает большое влияние на могущество ряда стран мира. Могущество государства - понятие из политологической науки, означающее совокупность политических, финансово-экономических, военных, социальных, технологических, гуманитарных, геополитических и других факторов, определяющих роль и степень влияния государства в международных отношениях. Говоря о роли ядерного энергетического фактора в структуре могущества государства, можно отметить, что это касается ресурсно-сырьевой базы, промышленной инфраструктуры, а также наличия современных корпораций в сфере ядерной энергетики.

Необходимость решения проблем устойчивого энергообеспечения в условиях глобализации энергетики и усиления энергетической взаимозависимости привела к возрастанию активности внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств многих государств на ядерном направлении энергетической дипломатии.

Предметом дипломатической деятельности часто становятся крупные энергетические проекты с привлечением зарубежных инвестиций для их реализации, вопросы обеспечения поставок топлива для АЭС, решения проблем захоронения отработанного топлива, стабильности и предсказуемости рынков ядерной энергетики. В целях совершенствования систем ядерной и энергетической безопасности, а также развития мировых рынков ядерного сырья и технологий, необходимо усиление межгосударственного регулирования и технологического совершенствования с учетом современных экологических стандартов для развития ядерной энергетики. В первую очередь это относится к странам-членам МАГАТЭ и АЯЭ ОЭСР, а также другим глобальным и региональным организациям международного сотрудничества в мирном использовании атомной энергии.

Ядерная энергия играет свою самостоятельную роль в геополитических интересах России. Эта концепция определяется целым рядом факторов, среди которых можно выделить:

а) сохранение ключевых позиций России на рынке тех стран СНГ, Восточной и Северной Европы, где были установлены и успешно функционируют АЭС российского производства;

б) тенденции к расширению экспорта российского ядерного энергетического оборудования в развивающиеся страны (Иран, Индия, Китай и др.), которые будут способствовать усилению российского присутствия в них;

в) статус великой ядерной державы, являющийся важнейшим показателем особого геополитического положения России в мире.

Экономика ядерной энергетики имеет свои особенности, которые выделяют ее из большинства конкурирующих технологий. К ним относятся: высокая наукоемкость, требующая большого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения и обоснования ядерной радиационной безопасности; чрезвычайно большой объем и более длительный период проектирования и сооружения; низкие эксплуатационные затраты и затраты на топливо и т.д., но в целом она конкурентоспособна с энергетикой на органическом топливе. Бизнес во всех сегментах ядерной энергетики является выгодным, но, в отличие от нефтегазовой отрасли, количество стран-экспортеров и импортеров ядерного сырья, топлива и технологий значительно меньше. Однако наблюдается рост торгового оборота на всех рынках, имеющих отношение к отрасли. Так, в 2015 г. он составил, согласно нашим оценкам по материалам годового отчета ГК «Росатом» за 2015 год [6], порядка 300 млрд долларов. Более подробно экономические аспекты ядерной энергетики мы рассматривали в работах [5, 7, 8].

Командные центры развития мировой ядерной энергетики

Международное взаимодействие в ядерной энергетике в основном обусловлено необходимостью обеспечения внешнеэкономических и внешнеполитических национальных интересов различных государств и нахождения их баланса. Можно выделить интересы трех групп государств: 1) стран - пользователей АЭС, 2) стран - обладателей ядерными технологиями, 3) ресурсных стран. Кроме того, следует обратить

внимание на то, что после распада СССР, приведшего к возникновению однополярного мира, у ряда государств появились свои геополитические интересы в энергетической области. Различные сочетания и комбинации интересов указанных групп стран в отношениях между ними, а также внутри этих групп в немалой степени будут определять степень воздействия политических и экономических факторов на ядерную энергетику в нынешнем столетии.

Кроме того, основную практическую роль в мировой ядерной энергетике играют несколько десятков крупных компаний, а также ряд сравнительно небольших фирм. Эти компании можно разделить на четыре группы:

1) компании по добыче и обогащению урана, производству ядерного топлива;

2) компании по проектированию, строительству и обслуживанию АЭС;

3) компании, производящие оборудование для АЭС;

4) компании в сфере ядерной медицины, утилизации РАО и ОЯТ и пр.

Отметим также, что в зависимости от характера бизнеса количество групп может быть и больше.

Важно отметить, что к настоящему времени в мире сформировалась и продолжает развиваться система командных центров развития мировой ядерной энергетики.

Под командными центрами авторы подразумевают организации, институты, страны, а также компании, в которых разрабатываются и принимаются все важные стратегические решения, связанные с развитием ядерной энергетики и обеспечением радиационной безопасности. Термин «командные центры» в развитии мировой ядерной энергетике используется нами, исходя из распространенной в международной практике и науке концепции «мирового управления» в разных сферах экономики (world governance).

Для оценки роли и степени влияния основных центров развития мировой ядерной энергетики были рассмотрены их структурные связи в системе международных отношений. Для этого использовался метод системного анализа, который является одним из наиболее распространенных приемов исследований международных отношений и организаций. Имеется много

определений понятий «система». Большинство из них, согласно теории систем, сводится к существованию основных соотношений и связей между всеми отраслями знаний, экономики и политики. Чаще всего «система» понимается как нечто целое, состоящее из сложенных вместе или собранных по соответствующим общим критериям и признакам элементов. В системном анализе в качестве системы могут рассматриваться некоторые ее элементы, которые иногда называют подсистемами [9].

Применяя этот метод для исследования процессов в центрах развития мировой ядерной энергетики в международных отношениях, можно говорить о формировании соответствующей системы на глобальном уровне, а также подсистем на региональных уровнях, страновом и корпоративном уровнях. Пока еще нельзя утверждать, что эта система и ее подсистемы полностью сформированы. В то же время создание и развитие ряда международных организаций и институтов ядерно-энергетического профиля, имеющих общие признаки, позволяют утверждать о наличии элементов формирующейся глобальной системы развития мировой ядерной энергетики. В первую очередь это относится к специализированным международным организациям: МАГАТЭ [10] и АЯЭ ОЭСР [11].

На региональном уровне развиваются различные организации и институты многостороннего сотрудничества в ядерной энергетике, которые в определенной степени можно назвать элементами региональных подсистем. Кроме того, формируются международные управленческие структуры в рамках реализации ряда многосторонних международных проектов в области ядерно-энергетических инноваций.

Базовыми элементами системы мировой энергетической политики являются страны, входящие в определенные выше три группы, а также ведущие частные и государственные компании, вовлеченные в международный бизнес в сфере ядерной энергетики. Элементы и структурные связи системы «командных центров в мировой ядерной энергетике» (международных организаций и институтов, стран и корпораций) приведены на рисунке.

Система командных центров состоит из четырех уровней:

Источник: подготовлено авторами по материалам [10-12, 20].

Командные центры развития мировой ядерной энергетики

1. Глобальный уровень, куда входят международные организации и институты: МАГАТЭ [10], ВЯА [12], ВАО АЭС [13], ВЯУ [14], АЯЭ [11], МЭА [15].

2. Региональный уровень (международные организации и институты): Евратом [16], ЦЕРН [17], Форатом [18], МЦОУР [19], сети ядерного образования при ООН (ENEN, ANENT, LANET, AFRO-NEST, SNAR-NET).

3. Страновой уровень (3 группы стран определены выше).

4. Корпоративный уровень (4 группы компаний).

От взаимодействия между всеми участниками мировой ядерной отрасли в рамках этой системы во многом зависит будущее этой отрасли. По сути, можно утверждать, что речь идет о формировании системы «командных» центров ядерного направления энергетической дипломатии, поскольку деятельность этих центров нередко помогает избегать конфликта геополитических и экономических интересов, чтобы находить взаимовыгодные решения на основе баланса этих интересов. Как отмечал один из классиков дипломатической теории Г. Никольсон, важным предназначением дипломатии является установление и поддержание отношений между различными субъектами, имеющими противоположные или подчас разные интересы [9]. Подразумевается, прежде всего, определение самих интересов с целью нахождения их баланса. Это справедливо и по отношению к дипломатии в ядерной энергетике, где субъектами выступают государства, их ассоциации и компании. Россия активно участвует в развитии многостороннего и двустороннего сотрудничества в ядерной энергетике, а также усиливает свои позиции в международном бизнесе этой сферы. Это подразумевает, что Россия и ее представитель - ГК «Росатом» вовлечены в дипломатическую деятельность в сфере ядерной энергетики.

Формирование и развитие дипломатии ГК «Росатом»

Госкорпорация «Росатом» (далее «Росатом») является проводником политики Российской Федерации в области использования атомной энергии. Она обеспечивает выполнение россий-

ских международных обязательств в ядерной сфере. «Росатом» является исполнительным органом РФ по вопросам сотрудничества в области мирного использования атомной энергии при реализации межгосударственных и межправительственных соглашений. Особое внимание уделяется сотрудничеству по обеспечению и укреплению международного режима нераспространения ядерного оружия [6].

Важно отметить, что внешнеэкономическая деятельность «Ростама» опирается на солидную базу участия советских, а затем и российских специалистов по строительству и эксплуатации АЭС во многих зарубежных странах. «Росатом» был образован в 2007 г. на базе упраздненного Федерального агентства по атомной энергии РФ, которое являлось правопреемником Министерства атомной энергетики (Минатом) РФ. В свою очередь Минатом РФ был образован на базе Министерства атомной энергетики и промышленности СССР, которое было сформировано в 1989 г. после объединения Министерства среднего машиностроения СССР и Министерства атомной энергетики СССР.

Внешнеэкономическая деятельность советской ядерной энергетики началась в 1965 г., когда было подписано межправительственное соглашение между СССР и ГДР по строительству первого блока АЭС в ГДР. Всего за период с 1965 по 1986 гг. было заключено свыше 20-ти межправительственных соглашений по строительству 61-го энергоблока АЭС в следующих странах: ГДР, Болгария, Венгрия, Чехословакия, Финляндия, Румыния, Польша, Ливия, Куба и КНДР [21]. Хотя не все эти проекты были завершены, тем не менее в целом ряде стран АЭС были построены, что имело не только внешнеэкономический, но и геополитический эффект для СССР и в последствии для России.

Среди основных целей международной деятельности «Росатома», в которой он действует в тесном сотрудничестве с МИД РФ, является создание благоприятных международно-правовых и политических условий для продвижения российских ядерных технологий на мировые рынки, укрепление режимов ядерной безопасности и ядерного нераспространения, а также активное участие в работе международных организаций и форумов.

«Росатом» принимает активное участие в подготовке межправительственных соглашений Российской Федерации по сотрудничеству с зарубежными странами и межведомственных документов, обеспечивающих реализацию этих соглашений. По состоянию на 31 декабря 2014 г., при участии «Ростатома» было подписано около 80-ти соглашений и межведомственных договоренностей. Немаловажную роль в его деятельности занимают вопросы импортозамещения и системной модернизации отрасли энергомашиностроения, включая производство оборудования для атомной энергетики. Необходимость такой модернизации была обоснована нами еще в работе [22].

Важно отметить, что в своей внешнеэкономической деятельности «Росатом» совместно с МИД, другими министерствами, посольствами и торгпредствами России осуществляет дипломатическое сопровождение реализации наиболее крупных проектов, прежде всего по строительству АЭС в зарубежных странах. В этих целях «Ростатом» успешно практикует создание своих представительств при посольствах и торгпредствах в ряде стран. На конец 2014 г. функционировали представительства «Росатома» в 14-ти государствах, сотрудники которых принимают активное участие в работе с зарубежными партнерами в странах пребывания.

Одним из приоритетов дипломатии «Росато-ма» является развитие сотрудничества с рядом международных организаций, направленного на обеспечение ядерной безопасности и доступа всех заинтересованных стран к ядерной энергии. В первую очередь это касается взаимодействия с Международным агентством по ядерной энергии (МАГАТЭ), Агентством по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития (АЯЭ ОЭСР), Комиссией государств-участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях. Проводится работа по подготовке и повышению квалификации кадров в области использования атомной энергии в мирных целях, по изучению и внедрению лучших практик в области эксплуатации АЭС, обеспечению ядерной и радиационной безопасности, выводу из эксплуатации ядерных и радиационно-опасных объектов, реабилитации территорий, подвергшихся воздействию

ядерных предприятий. На этих площадках действуют форумы заинтересованных сторон [6].

Отдельно следует отметить, что с 1 января 2013 г. Россия стала полноправным членом АЯЭ ОЭСР [11]. «Росатом» и другие российские организации принимают активное участие в исследовательских, расчетных и экспериментальных проектах и программах Агентства, что будет способствовать развитию российских инновационных ядерно-энергетических технологий, повышению ядерной и радиационной безопасности. Большая работа также проводится в рамках Многонациональной программы оценки новых проектов АЭС (МДЕП) совместно с другими странами-участницами (Великобритания, Индия, Канада, Китай, Россия, США, Финляндия, Франция, Швеция, ЮАР, Южная Корея и Япония) по согласованию национальных подходов к лицензированию и определению подходов к взаимопризнанию результатов экспертизы новых проектов АЭС. Налажено сотрудничество с АЯЭ ОЭСР и по другим направлениям, в частности ядерной медицины.

Госкорпорация «Росатом» от имени Российской Федерации участвует в ряде международных инновационных исследовательских проектах, в частности «Международный проект по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам» (ИНПРО) [23], «Международный форум «Поколение IV» (GIF) [24] и «Устойчивая технологическая платформа атомной энергетики» (SNETP) [25].

Отдельно целесообразно отметить, что рамках реализации инициативы Президента РФ В.В. Путина 2006 г. о формировании глобальной инфраструктуры атомной энергетики создан Международный центр по обогащению урана (МЦОУР) [19], в работе которого принимают участие ряд зарубежных партнеров. В развитие инициативы подписано Соглашение между Правительством РФ и МАГАТЭ о создании на территории России гарантийного запаса низко-обогащенного урана в объеме 120 тонн. «Запас НОУ является своего рода «страховкой», позволяющей стране, по каким-либо причинам лишенной возможности купить уран на свободном рынке, в любой момент обеспечить себя необходимым количеством этого материала» [6].

Международная деятельность «Росатома» призвана обеспечить не только внешнеэкономические, но и геополитические интересы России. «Росатом» обязан обеспечить интересы страны, касающиеся ее безопасности в военном отношении, способствовать достижению лидирующих позиций российских компаний коорпорации на мировом рынке ядерных услуг и технологий. Каждая АЭС, построенная «Росатомом» за рубежом, очень важна как для этой страны, так и для России. Она создает такой позитивный эффект, который способствует развитию дружеских отношений между государствами, что, в свою очередь, также активно формирует и поддерживает геополитические интересы России.

Россия на международных рынках ядерной энергетики

В настоящее время в России и мире существуют различные рынки, связанные с развитием ядерной энергетики. К ним относятся: рынок природного урана; рынок услуг по конверсии и обогащению урана; рынок ядерного топлива; рынок энергомашиностроения; рынок сооружения и сервиса АЭС; рынок электроэнергии и мощности; рынок обращения с радиоактивными отходами (РАО) и отработанного ядерного топлива (ОЯТ), вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии; рынок радиационных технологий и некоторые другие. Основные емкости этих рынков, доля присутствия на них «Росатома» показаны в работе [6]. Из этих данных следует, что Госкорпорация «Росатом» присутствует во всех представленных рынках.

В 2015 г. госкорпорация занимала: 13% мировой добычи урана; более 1/3 мирового рынка обогащения урана; 17% рынка ядерного топлива; первое место в мире по количеству энерго-

блоков АЭС в зарубежных проектах. Она является одним из основных участников мирового рынка обращения с радиоактивными отходами (РАО), отработанного ядерного топлива (ОЯТ) и вывода из эксплуатации ядерных и радиационно-опасных объектов. На рынке радиационных технологий вклад «Росатома» пока невысок, но корпорация активно увеличивает свою долю присутствия и в этом сегменте, диверсифицирует свой бизнес, выходит на новые рынки, продвигает на международный рынок новые, конкурентоспособные продукты.

Важно также отметить, что «Росатом» является единственной в мире атомной корпорацией, которая работает во всех сегментах производства - от добычи природного урана до проектирования и строительства АЭС, ее эксплуатации и обслуживании, вывода АЭС из эксплуатации, утилизации радиоактивных отходов или переработки отработанного ядерного топлива. При этом она сочетает функции как оператора, так и поставщика технологий, что дает возможность предлагать решения «под ключ». В значительной степени это связано с тем, что в России не было так называемой «атомной паузы» после постчернобыльского атомного затишья, а также распада СССР. Даже в эти тяжелые годы велись научные разработки, продолжали строиться новые АЭС, отрабатывались различные ядерные технологии. Согласно среднесрочным прогнозам, «Росатом» планирует нарастить долю новых бизнесов в структуре выручки с 15% в 2015 г. до 30% в 2030 году.

Таким образом, активная деятельность госкорпорации и сформированный портфель заказов в 2016 г. позволяют утверждать, что ядерная энергетика продолжает развиваться в мире, и, как указывалось выше, эта деятельность способствует укреплению геополитических интересов России в этих регионах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жизнин С.З. Основы энергетической дипломатии, учебник в 2 т. МГИМО (университет) МИД России, МИТЭК, М., 2003, т. 1, 320 с.

2. Жизнин С.З., Тимохов В.М. Технологические аспекты энергетической дипломатии России //Вестник МГИМО, № 3 (48), 2016, с. 43-53.

3. Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия и модернизация ТЭК России // Международная жизнь. 2012, с. 15-32.

4. Анненков В.И., Кононов Л.А, Моисеев А.В. Ядерный мир: геополитические и военно-политические аспекты современности. М.: Русайнс, 2016, 282 с.

5. Жизнин С.З., Тимохов В.М. Геополитические и экономические аспекты развития ядерной энергетики. Вестник МГИМО, № 4 (43), 2016, с. 64-73.

6. Годовой публичный отчет Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» за 2015 год. URL: http://www.rosatom.ru/about/ publichnaya-otchetnost/.

7. Жизнин С.З., Тимохов В.М. Экономические аспекты некоторых перспективных ядерных технологий за рубежом и в России // Вестник МГИМО, № 6 (45), 2016, с. 284-297.

8. Жизнин С.З., Тимохов В.М. Перспективы международного сотрудничества в развитии термоядерной энергетики. Экономические и экологические аспекты // Энергетическая политика, 2016, № 3, с. 98-108.

9. Nicolson H. Diplomasy. New York: Oxford Univ. Press. 1964, p. 26-27.

10. International Atomic Energy Agency. URL: https://www. iaea. org/.

11. Nuclear Energy Agency. URL: http://www. oecd-nea. org.

12. Word Nuclear Association. URL: http://www. world-nuclear. org/.

13. World Association of Nuclear Operators. URL: http://www.wano.info.

14. World Nuclear University. URL: http://www. world-nuclear-university.org/imis20/wnu/.

15. International Energy Agency. URL: http:// www.iea.org.

16. Euratom. URL: http://www.euratom.org/

17. Европейский центр ядерных исследований. URL: http://home.cern/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. European Nuclear Energy Forum (ENEF). URL: https://ec.europa.eu/.

19. Международный центр по обогащению урана. URL:http://www.iuec.ru/.

20. Доклад ген. директора МАГАТЭ. Обзор ядерных технологий - 2015. URL: https://www. iaea.org/About/Policy/GC/GC59/.../gc59inf-2_rus. pdf .

21. Козлов В.В. Атомная энергетика России за рубежом. М.: Энергоатомиздат, 2001, с. 40.

22. Жизнин С.З., Тимохов В.М. Международная энергетическая безопасность и модернизация ТЭК России // Энергетическая политика, 2011, № 6, с. 21-29.

23. INPRO. URL: http://www.iaea.org/INPRO.

24. Generation IV InternationaL Forum. URL: http://www.gen-4. org/index.html.

25. Sustainable Nuclear Energy Technology Platform. URL: http://www.snetp.eu/.

Поступила в редакцию 26.05.2917 г.

S.Z. Zhiznin, V.M. Timokhov2

DIPLOMACY IN NUCLEAR ENERGY

Diplomacy in nuclear energy has some differences from traditional energy diplomacy. This is primarily due to the problems of ensuring radiation safety, the danger of the proliferation of nuclear materials, which can be used for military purposes by groups of international terrorists and other risks. In addition, the nuclear power industry has a powerful technological and intellectual potential that, in the process of its development, can bring to mankind many unexpected useful discoveries and finds for use in other industries.

Key words: energy diplomacy, energy security, nuclear geopolitics, command centers of nuclear energy.

2 Stanislaw Z. Zhiznin - Professor MIEP MGIMO (University) of the MFA of the Russian Federation, professor, Doctor of Economics, e-mail: s.zhiznin@rambler.ru;

Vladimir M. Timokhov - General Director of the Center of Energy Diplomacy and Geopolitics, Ph.D, e-mail: vl.timokhov@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.