Научная статья на тему 'Правовые модели международного сотрудничества России в атомной энергетике'

Правовые модели международного сотрудничества России в атомной энергетике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
387
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ядерно-энергетический рынок / межправительственные соглашения / строительство АЭС / ядерная безопасность. / nuclear energy market / intergovernmental agreements / construction of nuclear power plants / nuclear safety.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михаил Николаевич Лысенко

В статье даны прогнозы развития глобального ядерно-энергетического рынка. Рассмотрены модели межправительственных соглашений, заключаемых Россией в области мирного использования атомной энергии. В числе долгосрочных приоритетов России на мировом ядерном рынке автор выделяет заключение новых соглашений о создании центров ядерной науки, повышенное внимание к вопросам ядерной безопасности, совершенствование отечественных ядерных технологий, гибкое использование наработанных моделей межправительственных соглашений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михаил Николаевич Лысенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal models of Russia’s international cooperation in the nuclear energy

The article presents forecasts for the development of the global nuclear energy market. Legal models of intergovernmental agreements concluded by Russia in the field of peaceful uses of atomic energy are examined in detail. The author estimates Russia's long-term priorities in the world nuclear market and makes stress on the need to conclude new agreements on nuclear science centers, increase attention to nuclear safety issues, improve domestic nuclear technologies, make flexible use of existing models of intergovernmental agreements.

Текст научной работы на тему «Правовые модели международного сотрудничества России в атомной энергетике»

Международное право; европейское право

УДК 341 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10313

ПРАВОВЫЕ МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ В АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ

Михаил Николаевич ЛЫСЕНКО, доцент кафедры международного права Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России,

кандидат юридических наук E-mail: mikelys@mail.ru

Научная специальность: 12.00.10 - международное право; европейское право

Аннотация. В статье даны прогнозы развития глобального ядерно-энергетического рынка. Рассмотрены модели межправительственных соглашений, заключаемых Россией в области мирного использования атомной энергии. В числе долгосрочных приоритетов России на мировом ядерном рынке автор выделяет заключение новых соглашений о создании центров ядерной науки, повышенное внимание к вопросам ядерной безопасности, совершенствование отечественных ядерных технологий, гибкое использование наработанных моделей межправительственных соглашений.

Ключевые слова: ядерно-энергетический рынок, межправительственные соглашения, строительство АЭС, ядерная безопасность.

Annotation. The article presents forecasts for the development of the global nuclear energy market. Legal models of intergovernmental agreements concluded by Russia in the field of peaceful uses of atomic energy are examined in detail. The author estimates Russia's long-term priorities in the world nuclear market and makes stress on the need to reonclude new agreements on nuclear science centers, increase attention to nuclear safety issues, improve domestic nuclear technologies, make flexible use of existing models of intergovernmental agreements.

Keywords: nuclear energy market, intergovernmental agreements, construction of nuclear power plants, nuclear safety.

Россия как активный участник глобального ядерно-энергетического рынка в своих долгосрочных прогнозах полагает, что потребление энергии в мире будет неуклонно расти. По оценкам «Бритиш Петролеум», к 2040 г. «мировой ВВП более чем удвоится», а «мировой спрос на энергию вырастет примерно на треть»1.

Очевидно, что ядерная энергетика останется одним из ведущих и развивающихся секторов в мировом энергетическом балансе. Это мотивируется рядом факторов: ядерная энергия бесперебойна (не зависит от природных и сезонных

условий); экологически чистая (нет выбросов углекислоты и вредных веществ); экономически эффективная (не требует поставок огромных объемов топлива); долгосрочная (срок службы АЭС составляет от 60 до100 лет).

Расчеты МАГАТЭ до 2050 г. показывают, что мощности ядерной энергетики при высоких темпах вырастут на 123%, при низких темпах сохранятся на нынешнем уровне2.

Согласно анализу академика В.П. Велихова и других авторов, «к середине столетия будет наблюдаться ощутимый дефицит в энергоресур-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

сах... Обойтись без развития крупномасштабной ядерной энергетики не удастся» [1, с. 99].

Россия в своем сотрудничестве с новичками учитывает, что атомная энергия связана с радиологическими рисками, в том числе трансграничными, для человека и окружающей среды. Кроме того, атомные электростанции — это масштабные, технологически сложные, затратные объекты. Они не реализуемы без наличия у стран-заказчиков достаточных финансов, подготовленных кадров, национального ядерного законодательства, способности соблюдения международных требований по ядерной безопасности и ядерному нераспространению.

«Государствам, рассматривающим ядерно-энергетические программы в качестве основы для безопасного, надежного и мирного использования ядерных технологий, необходимо принять широкий диапазон законодательных актов», — констатируют авторы справочника МАГАТЭ «Ядерное право» [6].

Таким образом, для начала работы со странами-новичками требуется выстроить договорно-правовую базу путем заключения серии двусторонних договоров межправительственного уровня. У России широкий модельный спектр таких соглашений. «Межправительственные соглашения — это основные правовые инструменты создания благоприятных условий для выхода российских ядерных технологий и услуг на мировой рынок», — указывают профессор В.В. Романова и другие авторы [3, с. 50].

Шаг первый в создании договорно-правовой базы — это заключение двусторонних «рамочных» межправительственных соглашений о сотрудничестве в использовании атомной энергии в мирных целях. Эти соглашения определяют общие правовые основы взаимодействия: сферы и формы сотрудничества; порядок обмена информацией и технологиями; механизмы защиты прав интеллектуальной собственности, ответственности за ядерный ущерб, соблюдения правил экспортного контроля и ядерного нераспространения; способы урегулирования споров и проч.

Такие соглашения не гарантируют, что стороны автоматически начнут конкретные проекты, но юридически позволяют переходить к практической работе в согласованных областях. «Возможности использования международного сотрудничества, направленного на извлечение максимальной пользы для отечественных ядерных программ, можно рассматривать по трем основным направлениям: взаимовыгодный об-

мен информацией, подготовка коммерческих проектов, решение политических задач на базе международной ядерной кооперации», — резюмируют профессор С.З. Жизнин и другие авторы. [4, с. 200].

Шаг второй — заключение соглашений о строительстве АЭС. Если стороны решились совместно сооружать атомные станции, то они заключают специализированные межправительственные соглашения собственно о строительстве АЭС, содержащие обязательства заказчиков и подрядчиков по вопросам проектирования, сооружения, эксплуатации возводимых реакторов АЭС, условиям поставок ядерного топлива и его возврата и проч. Эти межправительственные соглашения далее имплементируются в заключение коммерческих контрактов, в том числе по выбору строительной площадки, графику поставок оборудования и топлива, участию местных строительных и монтажных фирм и проч.

Шаг третий — соглашения о местной инфраструктуре. «Одним из ключевых требований создания ядерной отрасли в конкретном государстве является учреждение национальной правовой и регуляторной инфраструктуры», — указывают эксперты МАГАТЭ [7, с. 8]. Для оказания помощи новичкам в решении такой задачи Россия в каждом конкретном случае практикует заключение попутных модельных соглашений по вопросам ядерной безопасности, оперативного информирования и помощи в случае ядерной аварии, обучения студентов и операторов АЭС, работы учебных и информационных центров. Могут подписываться также отдельные межправительственные соглашения по линии надзорных органов, по линии минфинов в случае предоставления госкредита и др.

Россия сегодня лидирует на мировом рынке атомных технологий. По данным «Росатома», портфель российских зарубежных заказов составляет 36 блоков АЭС в 12 странах на сумму 133 млрд долл. (В самой России сооружается 6 блоков АЭС)3.

За последние годы Россия заключила порядка 50 межправительственных соглашений о сотрудничестве в мирном атоме. В их числе 15 «рамочных» соглашений со странами-новичками (с Алжиром, Боливией, Замбией, Камбоджей, Кубой, Марокко, ОАЭ, Парагваем, Саудовской Аравией, Руандой, Сербией, Суданом, Таджикистаном, Тунисом, Узбекистаном).

С 14 странами подписаны соглашения о строительстве АЭС (с Арменией, Белоруссией, Бангладеш, Венгрией, Вьетнамом, Ираном, Инди-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

ей, Египтом, Иорданией, Китаем, Нигерией, Финляндией, Турцией, Узбекистаном). Строительные работы на площадках сооружения АЭС ведутся в шести странах — Беларуси, Китае, Индии, Иране, Бангладеш, Турции4.

Какие же перспективные задачи стоят перед Россией на мировом ядерно-энергетическом рынке?

Очевидно, что России предстоит продолжить поиск зарубежных заказчиков, особенно среди проявляющих интерес к ядерной энергетике стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки.

Особый упор целесообразен на возведение Центров ядерной науки и технологий (ЦЯНТ). Большинство новичков выбирают их в качестве первого шага к созданию национальной ядерной энергетики. Такие Центры сооружаются в два раза быстрее, чем АЭС, и стоят намного дешевле. Россия уже заключила пять межправительственных соглашений о создании ЦЯНТ — с Боливией, Вьетнамом, Венесуэлой, Замбией, Нигерией. Например, по соглашению России с Боливией в состав ЦЯНТ войдут исследовательский ядерный реактор мощностью 200 кВт, центр облучения, медицинский циклотронный комплекс, исследовательские лаборатории5.

Повышенное внимание надлежит и далее уделять ядерной безопасности. «Долгосрочным наследием аварии на АЭС «Фукусима» станет гораздо больший упор на стандарты ядерной безопасности», — подчеркивает юридический консультант МАГАТЭ Р.Ь. Джонсон [5, с. 28].

В своей зарубежной работе необходимо учитывать, что на международном ядерном рынке прогнозируется обострение конкуренции. «Россия зарекомендовала себя как государство, которое в состоянии конкурировать за большую часть нового, расширяющегося рынка в области использования ядерной энергии», — заключает профессор А.И. Грищенко [2, с. 31].

Для того чтобы удерживать лидерские позиции на этом рынке, от России требуется: совершенствование отечественных ядерных технологий, гибкое использование опробованных моделей межправительственных соглашений, масштабное обучение зарубежных специалистов и студентов по российским программам, формулирование привлекательных коммерческих условий.

1 BP Energy Outlook: 2019 edition. Copyright © 1996 — 2019. P. 6, 15.

2 Годовой доклад МАГАТЭ за 2017 г. / Офиц. сайт МАГАТЭ. С. 1 // URL: https://www.iaea.org/opic/annual-report-2017 (Дата обращения: 01.04.2019)

3 См.: Офиц. сайт Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» // URL: https://rosatom.ru/;

Росатом планирует расширить строительство АЭС за рубежом. ТАСС. 3 июля 2018 г. // URL: https:// rosatom.ru/journalist/news/rosatom-planiruet-rasshirit-stroitelstvo-aes-za-rubezhom/?sphrase_id=627962 (Дата обращения: 01.04.2019)

4 Подсчитано по: Публичный годовой отчет. Итоги деятельности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» за 2017 г. // URL: https://rosatom.ru/ upload/iblock/e5d/e5d0fefbd69c8d8a779ef817be2a63d0.pdf; Росатом — 2018: достижения везде — на земле и на воде / Офиц. сайт Госкорпорации «Росатом». 29 декабря 2018 г. // URL:

https://rosatom.ru/journalist/smi-about-industry/rosatom-2018-dostizheniya-vezde-na-zemle-i-na-vode/ ?sphrase_id=6279464362 (Дата обращения: 01.04.2019)

5 Росатом сдаст первую очередь объектов Центра ядерных исследований и технологий в Боливии до конца 2019 г. // URL: http://www.atomic-energy.ru/news/2019/03/28/ 93616 (Дата обращения: 01.04.2019)

Библиографический список

1. Велихов Е.П., Гагаринский А.Ю., Субботин С.А., Цибульский В.Ф. Энергетика в экономике XXI века. М.: ИздАт, 2010. 176 с.

2. Грищенко А.И. Ядерное право России: Учеб. пособие. М.: Юрист, 2017. 150 с.

3. Проблемы и тенденции правового регулирования в области использования атомной энергии: Монография / Под ред. В.В. Романовой. М.: Юрист, 2017. 224 с.

4. Ядерные аспекты энергетической дипломатии: Монография / С.З. Жизнин, В.М. Тимо-хов. М.: МГИМО (Университет) МИД России, 2017. 264 с.

5. Johnson P.L. Developments in Nuclear Law / Nuclear Law in Progress / Ed. by Rafael M. Manovil. XXI AIDN / INLA Congress. Buenos Aires, 2014. 807 p.

6. Stoiber C., Cherf A., Tonhauser W., Carmona M. Handbook on Nuclear Law: Implementing Legislation. IAEA, Vienna, 2010. 153 p.

7. Rautenbach J., Tonhauser W., Wetherall A. Overview of the International Legal Framework Governing the Safe and Peaceful Use of Nuclear Energy. Some Practical Steps / International Nuclear Law in the Post-Chernobyl Period. A Joint Report by the OECD Nuclear Energy Agency and the IAEA. 2006. 241 р.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.