Научная статья на тему 'Дипломатия и внешняя политика независимого Алжира: эволюция главных направлений и приоритетов'

Дипломатия и внешняя политика независимого Алжира: эволюция главных направлений и приоритетов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
774
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Богучарский Е.

«Восток», М., 2008 г., № 2, с. 123-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дипломатия и внешняя политика независимого Алжира: эволюция главных направлений и приоритетов»

1976-1982 гг. в Сирии «Братья-мусульмане» в основном отказались от активной вооруженной борьбы с режимом. Президенты Египта и Сирии больший упор в планах развития своих стран делают не столько на распространение демократии, сколько на экономические реформы и частичную политическую либерализацию, не затрагивающие правящих режимов. В условиях складывающейся на Ближнем Востоке политической ситуации достаточно сложно предсказать, как долго властям Египта и Сирии, опирающимся на мощный аппарат спецслужб и армию, удастся контролировать действие исламского фактора в своих странах. С учетом этого арабским руководителям уже очень скоро придется решать, что может представлять бульшую опасность их власти: политическое взаимодействие с «умеренным» исламом либо подавление при помощи армии, последствия которого могут оказаться абсолютно непредсказуемыми.

«Азия и Африка сегодня», М., 2008 г., № 6, с. 20-24.

Е. Богучарский,

публицист

ДИПЛОМАТИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НЕЗАВИСИМОГО АЛЖИРА: ЭВОЛЮЦИЯ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПРИОРИТЕТОВ

В последнее время возрос интерес к процессам глобализации в мире и порождаемым ими проблемам. При этом актуальным и важным остается изучение позиций отдельных стран, анализ эволюции их роли и места в международных и региональных системах, через которые они взаимодействуют с государствами, расположенными в других частях планеты, и активно участвуют в жизни мирового сообщества. В силу характера борьбы и путей, которым следовал Алжир, добиваясь независимости, а затем укрепления политической и экономической самостоятельности, он занял одно из лидирующих мест среди стран «третьего мира». С момента достижения независимости внешнеполитический курс Алжира основывался на принципах позитивного нейтралитета, неприсоединения к блокам, поддержки национально-освободительных движений, был направлен на развитие двусторонних отношений со всеми государствами на основе полного и реального равноправия, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела других. Его

дипломатия отличалась напористостью, целеустремленностью, занимала активные позиции по актуальным региональным и международным проблемам. Можно даже сказать, что внешняя политика и дипломатия Алжира - явление неординарное в истории международных отношений и потому заслуживает глубокого, всестороннего изучения. При рассмотрении алжирской дипломатии большой интерес представляют ее контакты с российской дипломатией, та помощь и поддержка, которую оказывает Россия алжирскому народу в его борьбе за упрочение политической независимости, за социальный и экономический прогресс. Анализ основных направлений эволюции внешней политики и деятельности дипломатии Алжира помогает глубже понять общие для большинства развивающихся государств процессы формирования внешней политики, дипломатии и выработки решений в данной сфере, получить более четкое представление о группах политического влияния.

Дипломатия и дипломатическая служба современного Алжира возникли не с провозглашением независимости страны, а значительно раньше. Они зародились в ходе антиколониальной борьбы алжирского народа. Когда в 1957 г. Исполнительный и координационный комитет ФНО обосновался в Каире, его делегация была заменена в начале 1958 г. Департаментом иностранных дел. С момента формирования Временного правительства Алжирской республики (ВПАР) в сентябре 1958 г. название «департамент» было упразднено и заменено «министерством». С 1954 по сентябрь 1958 г. ФНО открыл несколько бюро за границей. Некоторые из представителей ФНО пользовались дипломатическими привилегиями. Эти привилегии распространялись на алжирцев, работавших в бюро ФНО в арабских государствах (из уважения), а также на алжирского представителя в Нью-Йорке, который пользовался «заимствованным» дипломатическим статусом, так как официально был дипломатом посольства Йемена. 6 февраля 1960 г. был издан декрет об организации заграничных миссий, в обязанности которых входило решение вопросов, затрагивавших интересы Алжира и взаимоотношения выходцев из Алжира с местными органами власти. Глава миссии назначался ВПАР по предложению министра иностранных дел; на него у правительства страны, при котором он аккредитовался, запрашивался агреман. Глава алжирской миссии обладал практически всеми прерогативами дипломатического представителя в стране пребывания. Деятельность алжирских миссий, по нашему мнению, представляла собой своеобразный фено-

мен в истории и практике дипломатии, поскольку она знаменовала появление нового института представительства, который впоследствии вошел в употребление как «секция интересов».

Министерство иностранных дел Алжира обладает целым рядом прерогатив, дающих ему право координировать деятельность государственных учреждений за границей. Все они обязаны согласовывать с МИД Алжира или его дипломатическими и консульскими представительствами за границей заключаемые ими соглашения, сделки и принимаемые программы сотрудничества с иностранными партнерами. В последние годы алжирское руководство стало придавать большее значение дипломатической службе страны, подготовке дипломатических кадров и работе с ними. Обновление и укрепление дипломатического аппарата рассматриваются руководством министерства как весьма важные и актуальные. Предпринимаются шаги по формированию системы управления министерства, написанию внутренних регламентов, создан Центр анализа и прогнозирования, в 2002 г. образован Институт дипломатии и международных отношений при МИД Алжира, установлено сотрудничество министерства со столичным университетом и т.д. В этой работе первостепенное внимание уделяется человеческому фактору, в частности начала проводиться в жизнь практика разработки планов профессионального роста и продвижения дипломатических сотрудников. В первые годы борьбы за независимость деятельность нарождающейся алжирской дипломатии была направлена прежде всего на противодействие попыткам Франции изолировать алжирских патриотов на мировой арене, мобилизацию мировой общественности на поддержку борьбы алжирского народа против французского господства, обеспечение постоянных контактов с дружественными государствами, создание благоприятных международных условий для национально-освободительной революции.

В 1960-1970-е годы Алжир переживал период становления независимости, и это, безусловно, определяющим образом сказывалось на его внешней политике и дипломатии: с одной стороны, придавало остроту его отношениям с Францией и другими европейскими государствами, а с другой - сближало Алжир с Советским Союзом. В 1980-е годы, когда у власти находился президент Шадли Бенджедид, внешнеполитические приоритеты Алжира несколько изменились. На повестку дня встал вопрос деидео-логизации внешней политики государства, поиска путей улучше-

ния отношений с Францией и другими европейскими странами. Со второй половины 1980-х годов и по настоящее время Алжир прошел через серьезные внутриполитические кризисы, неоднократную смену руководства страны. Все это сказывалось на внешней политике Алжира и деятельности алжирской дипломатии, двусторонних связях с Францией, Россией и странами Евросоюза, обусловливало спады и подъемы в отношениях с ними.

Особенности формирования внешней политики и функционирования алжирской дипломатической службы в разные исторические периоды следует рассматривать с учетом значительного влияния на них субъективного фактора в лице президента. Роль главы государства в переходных обществах велика, и ее недооценка привела бы к неполному пониманию исторических особенностей страны. Серьезное влияние на внешнюю политику и дипломатию Алжира оказал и оказывает Абдельазиз Бутефлика. Алжирцы называют период, начинающийся с 1999 г., «золотым веком алжирской дипломатии». С приходом к власти Бутефлики была не только выработана новая концепция внешней политики страны, но и проведена перестройка работы дипломатической службы с целью ее адаптации к деятельности в новых международных условиях. Каковы же принципы и главные направления внешней политики и дипломатической деятельности Алжира?

Внешнеполитический курс, основанный на принципах позитивного нейтралитета, неприсоединения к блокам, поддержки национально-освободительных движений, неизменно проводился Алжиром после завоевания им политической независимости. Отношения со всеми странами алжирская дипломатия стремилась строить на основе полного и реального равноправия, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств. Тем не менее в 1960-1970-е годы названные принципы и цели во многом определялись под влиянием идеологем антиимпериализма и антиколониализма, вытекавших из социалистической ориентации страны. В начале 1980-х годов стала происходить смена приоритетов, которую можно охарактеризовать как поворот к большему политическому прагматизму. Это проявило себя прежде всего в том, что несколько снизился интерес алжирской дипломатии к общеарабским и африканским вопросам, к проблемам «третьего мира» в целом. Эта тенденция проявилась и в стремлении к рассмотрению внешней политики главным образом сквозь призму внутренних проблем. С середины 1980-х и практически все

1990-е годы в условиях серьезного политического и социально-экономического кризиса, переживаемого страной, идет процесс дальнейшей деидеологизации дипломатического курса Алжира, снижение активности алжирской дипломатии на мировой арене. С учетом этого Алжир начинает стремиться к равноудаленности в своих отношениях как с социалистическими, так и с капиталистическими государствами, хотя и с постепенно увеличивающимся креном в сторону последних.

С приходом в начале 1999 г. к власти нового главы государства внешняя политика АНДР претерпела ряд существенных изменений, была выработана практически ее новая концепция. Этот период на рубеже веков интересен с точки зрения появления новых концептуальных подходов к обеспечению национальных интересов, поворота в сторону укрепления и развития региональной интеграции, активной вовлеченности в многостороннюю дипломатию, превращения сотрудничества с членами Лиги арабских государств, Африканского союза и Союза Арабского Магриба в основной приоритет алжирской внешней политики. В деятельности алжирской дипломатии прослеживается стремление к более активному участию Алжира в работе международных организаций, к масштабному обсуждению актуальных проблем, интересующих мировое сообщество. К ним относятся: установление нового мирового экономического порядка, диалог между народами и цивилизациями, борьба с международным терроризмом, роль Движения неприсоединения в современном мире и т.д.

За годы независимого развития Алжира сформировались следующие главные направления и приоритеты его внешней политики и дипломатической деятельности, отражающие основные интересы алжирского государства. В двусторонних связях алжирская дипломатия приоритетное внимание уделяла арабскому, в том числе магрибскому, и африканскому направлениям, а также развитию отношений с Францией, США, Россией и европейскими странами.

На межарабской арене алжирская дипломатия провозгласила своими основными целями достижение арабского единства и прекращение внутриарабских распрей, выработку единой стратегии, поддержку и укрепление роли Лиги арабских государств (ЛАГ). Алжир занимал и занимает четкую позицию по таким важнейшим проблемам, как ближневосточный конфликт, агрессия Ирака против Кувейта и операция США в Ираке. Появление нового феномена - экстремистских сил под флагом ислама - создало предпосылки

для координации действий в борьбе против него с рядом арабских государств, и прежде всего с Египтом и Тунисом. До второй половины 90-х годов прошлого столетия Алжир наиболее тесно сотрудничал с арабскими странами, в которых установлен республиканский режим, а среди них с теми, кто относился к так называемым прогрессивным странам. После прихода к власти президент А. Бутефлика проявил инициативу в вопросах активизации, расширения и укрепления сотрудничества с монархическими государствами Персидского залива. Улучшение отношений Алжира с этими государствами давало возможность руководству страны проводить политику изоляции алжирских радикальных исламистов на международной арене, лишения их финансовой поддержки из-за рубежа. В отношении арабского мира алжирская дипломатия выступает за глубокие структурные и не навязанные извне преобразования, учитывающие местную специфику. Алжирцы являются активными сторонниками реформирования ЛАГ, переживающей, как они считают, глубокий кризис и нуждающейся в адаптации к современным реалиям, без чего она не сможет эффективно отстаивать общеарабские интересы. Политическая реформа ЛАГ, считают в Алжире, должна проложить путь к экономической интеграции с выходом на образование в конечном счете самостоятельного арабского полюса в мире.

Важное место в действиях алжирской дипломатии занимали вопросы укрепления сотрудничества АНДР с арабскими государствами Северной Африки. Алжирские руководители довольно часто заявляют о приверженности Алжира идее строительства Великого Арабского Магриба. В 60-80-е годы XX столетия отношения между странами региона не были ровными, переживали подъемы и спады. В основе трудностей, существовавших в отношениях между ними, были проблемы границ как наследие колониальных времен, различные подходы к путям решения региональных, международных вопросов и т.д. Приход к власти А. Бутефлики дал толчок к активизации связей Алжира со странами Магриба. Алжирская дипломатия пытается реанимировать деятельность созданного в 1989 г. Союза Арабского Магриба (САМ). Алжир участвует во всех мероприятиях, проводимых по линии этого Союза. Однако ввиду сохраняющихся серьезных противоречий, обусловленных прежде всего различием в их государственных устройствах, подходах к решению социально-экономических, внутренних и внешнеполитических проблем, в частности алжиро-марокканских разногласий по

западносахарской проблеме, механизм этой субрегиональной организации продолжает функционировать в вялотекущем режиме. Говоря в целом о политике Алжира в отношении арабских стран, следует отметить, что алжирская дипломатия придавала значение поддержанию и развитию отношений с арабскими странами, занимала активную позицию в поисках решения актуальных межарабских и межмагрибских проблем. В основе этой активности было несколько причин. Среди них следует назвать в первую очередь дух панарабизма, арабского единства. Алжир является арабской страной, в которой, как и в большинстве из них, арабизм, идеи арабского единства широко распространены среди различных слоев населения, имеют глубокие исторические, культурные, этнические и языковые корни. Безусловно, что все это не могло не учитывать алжирское руководство и не могло не предпринимать определенные дипломатические шаги, направленные на укрепление единства арабских стран, развитие сотрудничества между ними, на поддержку позитивного решения проблем, волнующих арабский мир. Этому направлению алжирской дипломатии способствовала и мелкобуржуазная революционность, присущая руководству страны. Лозунги антиимпериализма, антиколониализма, поддержки национально-освободительной борьбы арабских народов против иностранного господства, использовавшиеся алжирской дипломатией, были популярны в арабском мире. Поэтому ее действия воспринимались благожелательно в арабском мире и способствовали росту престижа Алжира. Немаловажной причиной, побуждавшей алжирскую дипломатию к активности, было и стремление руководства страны к лидерству в арабском мире.

Африканский континент всегда занимал одно из приоритетных мест во внешней политике Алжира. В связи с этим следует отметить, что уже в декларации 1 ноября 1954 г., возвестившей миру о начале национально-освободительной войны против французских колонизаторов, ФНО заявлял, что эта война является частью войны, ведущейся в Африке и в «третьем мире» за освобождение от колониализма. К концу 1990-х годов Алжир имел дипломатические представительства в 29 странах Африки, с 28 из них были подписаны соглашения о создании смешанных межправительственных комиссий.

Избрание А. Бутефлики на пост президента страны ознаменовало новый этап деятельности алжирской дипломатии на африканском континенте. Именно в знак признания заслуг страны в ре-

шении общеафриканских проблем в 1999 г. в алжирской столице и была проведена очередная, XXXV сессия Ассамблеи Организации африканского единства (ОАЕ). Алжирцы принимали активное участие в чрезвычайной встрече ОАЕ на высшем уровне в г. Сирте (Ливия) в сентябре 1999 г., на которой было принято решение о создании Африканского союза (АС), и на очередном саммите ОАЕ в столице Того г. Ломе в июле 2000 г., где был одобрен Учредительный акт Африканского союза. Все эти и другие меры, разрабатываемые на общеафриканских саммитах, по мнению алжирцев, имеют целью поиск путей выхода Африки из того социально-политического и финансово-экономического кризиса, в котором она находится, ускорения ее социально-экономического прогресса. В последние годы значительно усилилась африканская составляющая внешней политики Алжира, особенно в области миротворчества (Эфиопия-Эритрея, Судан-Дарфур). Политический капитал, накопленный им в период председательства в ОАЕ в 1999-2000 гг., подкрепляет претензии алжирского руководства на превращение страны в один из «центров силы» в Африке. В правительстве АНДР была введена специальная должность министра-делегата по делам Африки. Алжирцы явно стремятся к образованию неформальной «тройки» Алжир-ЮАР-Нигерия. Одной из главных ее задач должно стать воздействие на развитые страны по вопросам задолженности и помощи африканским странам. Последним примером стала амбициозная «Программа возрождения Африки в новом тысячелетии», нынешнее название которой - «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД), выработанная президентами Алжира, Нигерии и ЮАР и представленная в январе 2001 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Алжирская дипломатия проявляет растущую напористость в деле институционализации НЕПАД, добиваясь скорейшего запуска ее механизмов. Задействуя рычаги участия в руководящих структурах НЕПАД, алжирцы, по сути, выступают одними из координаторов выработки панафриканской стратегии (в том числе в сфере обороны и безопасности). Они настойчиво выступают в пользу облегчения долгового бремени стран континента, предоставления им более щедрой финансовой помощи, стимулирования прямых инвестиций в Африку и поощрения экспорта сельскохозяйственной продукции из стран континента. Приняв встречу на высшем уровне комитета по имплементации этой программы, АНДР активно участвовала в согласовании общеафриканской платформы к саммиту «большой восьмерки» в Глениглсе.

Претендуя на статус одного из лидеров Африки и одного из ведущих выразителей озабоченностей стран континента, алжирская дипломатия пытается ускорить процесс становления АС, старается «задавать тон» на его саммитах.

Особое место в деятельности алжирской дипломатии в течение рассматриваемого периода, естественно, занимали отношения с бывшей метрополией - Францией, которые были подвержены спадам и подъемам. Такая ситуация была связана прежде всего с тем, что алжирская дипломатия последовательно проводила политический курс на перестройку алжиро-французских отношений на основе равноправия, независимости и взаимной выгоды в целях укрепления политической и экономической независимости страны. Несмотря на фактически прямо противоположные цели, преследовавшиеся сторонами, существовал и существует целый ряд политических, экономических и других факторов, определяющих обоюдную заинтересованность Алжира и Франции в поддержании и расширении двустороннего сотрудничества. Действия алжирской дипломатии по упрочению сотрудничества с Францией были обусловлены сохранявшейся зависимостью бывшей колонии от метрополии в экономической и торговой областях. Это было вызвано привязанностью алжирской экономики к французским рынкам, потребностью в получении кредитов для финансирования развивающейся промышленности, наличием большого количества алжирских иммигрантов во Франции, что не только способствовало уменьшению числа безработных в Алжире, но и являлось одним из дополнительных источников получения конвертируемой валюты и т.д. Политику Франции в Алжире следует рассматривать в общем контексте ее курса в отношении развивающихся стран, который учитывал постоянное усиление их влияния на международную обстановку и расстановку сил в мире. При этом Франция, проводя «глобальную политику», стремилась к максимальному сохранению и, по возможности, расширению своего «присутствия» в наиболее важных частях мира. А такими, по ее мнению, в «третьем мире» являются Алжир и Северная Африка в целом, Ближний Восток и ряд других. Большое значение имеет и экономический аспект. Франция заинтересована в Алжире как в рынке сбыта своих товаров, прежде всего промышленного оборудования, потребности Алжира в котором постоянно возрастают. Алжир, со своей стороны, обладает большими потенциальными возможностями для поставки во Францию нефти, газа и ряда других сырьевых товаров.

Французские правящие круги вынуждены учитывать и тот факт, что алжирские иммигранты составляют 20% от общего числа иностранных рабочих, находящихся во Франции. Эти моменты и сыграли важнейшую роль в том, что, хотя позиции Франции были серьезно подорваны в Алжире, тем не менее она сохранила за собой довольно большие возможности в этой стране для осуществления влияния на ее политику и экономику. Достаточно напомнить, что Франция продолжает занимать первое место в экспорте Алжира и второе в его импорте. Именно поэтому, рассматривая перспективы развития отношений между двумя странами, есть основание предполагать, что проводимый алжирской дипломатией курс на укрепление двустороннего алжиро-французского сотрудничества на основе равноправия, независимости и взаимной выгоды, хотя, возможно, и с определенными трудностями, будет продолжаться и в будущем.

В силу объективно существующих условий внешнеэкономические связи Алжира всегда были ориентированы в значительной степени на промышленно развитые страны Европы. Начавшаяся в 1999 г. нормализация отношений с Парижем позволила алжирцам интенсифицировать двусторонние связи со многими западноевропейскими странами, которые в той или иной степени продолжают в своем подходе к Алжиру ориентироваться на Францию. Динамично развиваются отношения с Италией, ФРГ, Испанией, Великобританией, Бельгией и др. Западные европейцы, по примеру французов, начали преодолевать «зашоренность» в отношении Алжира и готовы всерьез вступить в борьбу за сохранение своих позиций, с которых их в последнее время успешно вытесняют американцы. Вопрос о связях Алжира с европейскими странами возник еще до завоевания им независимости. Даже оставаясь французской колонией, Алжир в силу своих колоссальных природных богатств вызывал большой интерес со стороны европейских государств. Именно поэтому ст. 227 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, с 1992 г. - Европейский союз) предусматривала распространение на Алжир основных положений договора. После получения Алжиром в 1962 г. независимости его отношения с ЕЭС строились на условиях «временного статус-кво». Выступая за развитие отношений со странами ЕЭС, алжирская дипломатия ясно видела и те негативные моменты, которые могла бы иметь эта ассоциация для своей страны. Однако постоянно растущие потребности Алжира в современном оборудовании и техноло-

гиях и необходимость расширения экспорта объясняли его заинтересованность в соглашении с ЕЭС. В последние годы алжирской дипломатии удалось добиться серьезного поворота в контактах с ЕС. В ходе этих контактов обсуждалась база для подписания окончательного соглашения об ассоциации Алжира с ЕС. Признавая алжирскую специфику, ЕС настойчиво стремился приспособить условия сотрудничества с Алжиром к особенностям собственного законодательства, деловой практики и политических ценностей. Принятие государством-партнером законодательных норм по образцу европейских в огромной степени облегчает фирмам ЕС ведение бизнеса с алжирскими контрагентами. Данная тенденция улучшает условия обеспечения Западной Европы сырьем, а также доступ к рынкам сбыта готовой продукции. Соглашение об ассоциации Алжира с ЕС было подписано в апреле 2002 г. Первая часть этого Соглашения, касающаяся торговли, вступила в фазу реализации 1 сентября 2005 г. Процесс снижения торговых пошлин рассчитан до 2017 г. Руководство ЕС приветствует «прогресс, достигнутый в Алжире по проведению политических, экономических и социальных реформ», что свидетельствует, по его мнению, «о желании алжирского руководства довести эти реформы до успешного завершения, в частности в вопросах создания правового государства и государства с рыночной экономикой». В ходе контактов по вопросам реализации Соглашения об ассоциации обычно рассматривается большой круг вопросов как двустороннего сотрудничества, так и координации внешнеполитических усилий участников процесса ассоциации. Руководство ЕС стремится поднять на «должную высоту уровень сотрудничества с Алжиром», который рассматривается им «как важный компонент безопасности, стабильности и сотрудничества в районе Средиземного моря». Именно исходя из этого стороны обмениваются также мнениями по актуальным международным вопросам, в частности обсуждают ситуацию в Магрибе, западносахарскую проблему, в решении которой ЕС «поддерживает усилия ООН», положение на Ближнем и Среднем Востоке и др. В последние годы алжирской дипломатии удалось добиться серьезного поворота в контактах с ЕС. Выступая на семинаре дипломатических и консульских работников в июне 2005 г., министр иностранных дел М. Беджауи назвал реализацию Соглашения об ассоциации с Европейским союзом и решение вопроса о вступлении в ВТО среди приоритетов алжирской дипломатии. В будущем дипломатия страны, по словам министра, должна

действовать более активно для укрепления ее экономического потенциала. При этом она должна использовать возможности, предоставляемые международным сотрудничеством и партнерством, а также оказывать поддержку в вопросах продвижения продукции национальной промышленности на внешние рынки.

Алжир является активным сторонником Евросредиземномор-ского процесса (ЕСП). Алжирская дипломатия принимала участие практически во всех средиземноморских форумах, выступила одним из инициаторов выработки евросредиземноморской Хартии мира и стабильности. Алжирцы проявляют повышенный интерес к активизации взаимодействия в западном Средиземноморье по формуле «5 + 5» (в том числе в плоскости налаживания военных связей), хотя потенциал и этого механизма, по их мнению, используется неоправданно слабо. Внимание к ЕСП во многом продиктовано стремлением АНДР «потуже пристегнуться» к ЕС.

Последние годы в рамках своей европейской политики алжирская дипломатия стала уделять внимание вопросам установления контактов с НАТО. Долгие годы Алжир рассматривался членами Североатлантического альянса как союзник СССР и стран Варшавского договора. После роспуска этой организации и исчезновения СССР АНДР стремится к сотрудничеству с НАТО. Алжирские дипломаты заявляют о нежелании их страны стать членом НАТО. Они скептически относятся к численному увеличению его рядов и расширению «зоны ответственности», хотя по-прежнему признают необходимость установления дозированного (особенно в свете событий вокруг Ирака и Югославии) прямого диалога с НАТО «в интересах адаптации к новым реалиям расстановки сил в Средиземноморье».

Серьезное внимание алжирская дипломатия уделяла взаимоотношениям с США. Ей приходилось вести борьбу за упрочение политической и экономической независимости страны в сложной обстановке, когда Алжиру противостояли не только бывшая метрополия, но и объединенный фронт западных государств, и прежде всего США. Главным объектом интересов США в Алжире служила добыча нефти и газа. Американский капитал выискивал наиболее выгодные и надежные формы эксплуатации нефтяных и газовых месторождений. Алжирское правительство, заинтересованное в увеличении доходов от нефти и в освобождении от невыгодной и обременительной опеки бывшей метрополии, использовало экспансионистские устремления США для постепенного сокращения доли

Франции в добыче нефти. Идеологические водоразделы, существовавшие до распада СССР в ориентации руководства двух стран, сдерживали прямую политическую экспансию США. Однако выискивались окольные пути. Проникновению американского капитала в Алжир в немалой мере способствовала деятельность определенных элементов в правительстве и госаппарате АНДР, стремящихся противопоставить сближению Алжира с СССР сотрудничество с США и другими западными странами. На алжиро-американские отношения серьезное влияние оказывали политические факторы. Алжирская дипломатия возлагала на Соединенные Штаты ответственность за сохраняющиеся очаги напряженности на Ближнем Востоке и в других районах земного шара, критиковала их позицию по энергетическим проблемам. Официальная линия действий алжирской дипломатии в отношении США оставалась долгие годы неизменной, что наглядно проявлялось в выступлениях руководителей страны, в материалах прессы, радио, телевидения, которые, как правило, носили четко выраженный антиамериканский характер. Несмотря на это, экономическое сотрудничество между ними продолжало развиваться. Во второй половине 1980-х годов Алжир вступил в полосу серьезных испытаний. А аннулирование результатов второго тура парламентских выборов в январе 1992 г. поставило дилемму перед США. В 1992-1995 гг. Соединенные Штаты давали понять, что они занимают позицию относительного дистанцирования по отношению к правительству Алжира, и продолжали поддерживать время от времени конфиденциальные контакты с руководителями Исламского фронта спасения (ИФС) в Европе или в США. Однако в конце 1995 г. американская политика по отношению к Алжиру начала меняться. На протяжении многих лет встречи на высоком уровне были довольно редки, но после избрания Л. Зеруаля президентом страны Госдепартамент США решил возобновить контакты с алжирским руководством. Наиболее важные изменения в двусторонних отношениях произошли после избрания А. Бутефлики президентом Алжира. Первоначально более чем сдержанная реакция Вашингтона на избрание А. Бутефлики постепенно сменилась демонстрацией поддержки курса нового алжирского президента и готовностью развивать с Алжиром партнерские отношения. Стратегия США направлена на постепенное проникновение в Алжир, приобщение его к зоне своего влияния путем тесной привязки в политическом, экономическом, а в последние годы и в военном плане. В целом алжирская дипломатия продол-

жает занимать активную и самостоятельную позицию по важнейшим международным проблемам, однако это не сказывается на алжиро-американских отношениях, которые расширяются и углубляются. Алжирская дипломатия стремилась к извлечению для своей страны максимальной выгоды от сотрудничества с США, особенно в области экономики и финансов, хотя одновременно и старалась не допустить укрепления политических позиций США в стране и в регионе. Тенденция к интернационализации мирового хозяйства и международных отношений, особенно усилившаяся в последнее десятилетие, также содействовала сближению двух стран, поддерживала заинтересованность Алжира в развитии отношений с США.

В деятельности алжирской дипломатии одним из приоритетных направлений всегда были отношения с Советским Союзом, а затем с Россией. С первых дней после достижения независимости Алжир стал устанавливать и наращивать связи с Советским Союзом и другими социалистическими странами. Этому способствовало то, что алжирский народ и его руководители в период борьбы за независимость получали моральную поддержку и материальную помощь со стороны Советского Союза и других государств социалистического содружества. После подписания Эвианских соглашений и провозглашения независимости в 1962 г. Алжир нуждался в помощи для ликвидации последствий колониализма и длительной войны, для восстановления экономики и развития ее на независимой основе. Среди первых, кто оказал Алжиру помощь в этом деле, были Советский Союз и другие социалистические страны. В 19601980-е годы советско-алжирское сотрудничество успешно развивалось в политике, экономике, науке, культуре, военно-технической сфере и в других областях. Расширение и укрепление двусторонних связей отвечало интересам обеих стран. Алжир исходил прежде всего из своих прагматических интересов. Как было сказано выше, он видел в СССР силу, которая могла служить ему политической, экономической и военной опорой в борьбе за укрепление независимости страны, против засилья французов во всех областях жизни и деятельности. Курс Алжира на укрепление своей политической и экономической независимости, намерения алжирского руководства направить страну по так называемому пути некапиталистического развития, проведение социально-экономических реформ, курс на неприсоединение во внешней политике - все это отвечало и геополитическим интересам Советского Союза. Вместе с тем ставка

СССР на постепенное «подтягивание» алжирских националистов к социалистическим ценностям оказалась нежизненной по многим объективным и субъективным причинам. «Социалистический этап» послеколониального развития Алжира не состоялся. Постепенно пошел на убыль и постколониальный романтизм. Очищенный от него арабский национализм отказался от революционных социальных преобразований. К тому же окончательно идею общеарабского единства победил «страновой национализм». Все это плюс обнаружившаяся неспособность алжирского руководства обеспечить политическую стабильность и экономическую динамику способствовало активизации экстремистских исламских сил в Алжире. Процессы, происходившие в Алжире и СССР после 1989 г., привели к деградации двусторонних отношений. Однако, несмотря на крайне тяжелые условия, российско-алжирское сотрудничество продолжалось. Отдавая приоритет отношениям с Западом, Алжир в то же время был заинтересован в восстановлении связей со своими «традиционными» партнерами, и в первую очередь с Россией, что связано с соображениями прагматического характера, с расчетами на то, что наша страна будет играть роль противовеса в отношениях с Западом. Россия, в свою очередь, также имеет в Алжире свои политические и экономические интересы, поэтому после довольно длительного перерыва, вызванного осложнением внутриполитической ситуации в Алжире, российско-алжирские связи начали активизироваться.

Объективным результатом потепления в отношениях между Россией и Алжиром, наметившегося в конце прошлого и в начале нынешнего столетия, стал официальный визит президента Алжира А. Бутефлики в Россию в начале апреля 2001 г. Важным итогом визита явилась совместная Декларация о стратегическом партнерстве между Россией и Алжиром. АНДР была первой арабской страной, с которой новая Россия подписала соглашение о стратегическом партнерстве. Подписание Декларации явилось подтверждением готовности сторон вывести отношения между ними на более высокий уровень, отвечающий потребностям нынешнего этапа развития обеих стран и задаче укрепления взаимодействия участников мирового сообщества в деле поиска оптимальных ответов на вызовы современности. Подписанный документ явился серьезным толчком к укреплению и развитию сотрудничества между двумя государствами в политической, торгово-экономической, военной, научной и культурной областях. Знаменательным событием в дву-

стороннем российско-алжирском сотрудничестве стал визит российского президента в эту страну в марте 2006 г. В ходе состоявшихся переговоров в центре внимания находились вопросы приоритетных направлений взаимодействия с Алжиром. Важной составляющей российско-алжирского диалога был обмен мнениями по актуальным международным вопросам, который подтвердил близость или совпадение позиций сторон по многим из них. Особое значение придавалось рассмотрению практических вопросов двустороннего сотрудничества, а также перспективных планов российско-алжирских контактов на различных уровнях, включая высший. Еще раз был подтвержден высокий уровень и статус наших отношений как в политической, так и в экономической, энергетической и военно-технической сферах. Подчеркивалась важность укрепления связей в области культуры, по линии молодежи и спорта, а также в такой традиционной сфере двустороннего взаимодействия, как образование. В ходе визита были подписаны соглашения о торгово-экономических и финансовых отношениях и об урегулировании задолженности АНДР перед РФ, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, а также конвенция об избежании двойного налогообложения. Результаты визита В. В. Путина позволили алжиро-российскому сотрудничеству обрести в стратегическом плане не только реальную перспективу, но и ощутимое наполнение. Стороны смогли найти оптимальное, взаимоприемлемое и качественное решение проблемы алжирского долга, заложив на ближайшую и среднесрочную перспективу основу для военно-технического сотрудничества (ВТС) двух стран. Особенно важным представляется пакетное решение проблем развития ВТС и возможности кооперации России и Алжира в энергетической сфере. Военные контракты были увязаны с перспективами совместного экспорта сжиженного газа в Европу на условиях взаимозачета. Российские компании получили хорошие шансы выйти на рынки Южной Европы, а алжирские - Северной. В связи с подписанием вышеназванных соглашений и фактически окончательным закрытием проблемы задолженности на первый план стали выдвигаться вопросы чрезвычайно важного и перспективного, стратегического партнерства между нашими странами в энергетической области. История алжиро-российских отношений более чем за полувековой период говорит о взаимной заинтересованности Алжира и России в развитии и укреплении всесторонних связей между нашими странами. Для России Алжир является прежде всего традиционным

политическим и экономическим партнером, завоевавшим значительный международный авторитет как один из лидеров развивающихся стран. Расширение и упрочение связей России с Алжиром будет способствовать восстановлению ее влияния в арабских странах, особенно в тех, которые имеют богатый опыт сотрудничества с нашей страной.

Заметную роль играет Алжир в деятельности целого ряда авторитетных международных и региональных организаций, он занимает активную позицию по актуальным международным и региональным проблемам. Амбициозности алжирской дипломатии способствовало и геополитическое положение Алжира, принадлежащего одновременно Средиземноморью, арабскому и африканскому мирам, а в экономическом плане и к кругу нефтедобывающих стран. Алжирская дипломатия проявляла и проявляет активность в деятельности международных и региональных организаций, имеет в них репутацию серьезного и надежного партнера. С 1962 г. Алжир является членом Организации Объединенных Наций. С 1963 г. АНДР - член Организации африканского единства. Как одна из стран арабского мира Алжир - член Лиги арабских государств - участвует в Движении неприсоединения, в работе Организации Исламская конференция, в «Группе 77 + Китай», играет важную роль в Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и др. На рубеже столетий позиция алжирской дипломатии характеризуется сбалансированными подходами к большинству актуальных международных и региональных вопросов. Проводя внешнеполитический курс, основанный на принципах позитивного нейтралитета, оставаясь членом Движения неприсоединения, АНДР выступает за перестройку международных отношений, за создание Нового мирового экономического порядка. АНДР неизменно выступает за создание неконфронтационного мироустройства, базирующегося на безусловном соблюдении общепризнанных норм и принципов международного права. Алжир привержен поиску широкого консенсуса относительно схемы модернизации ООН. Рассматривая поддержание мира в качестве одной из важнейших функций ООН на нынешнем этапе, алжирцы выступают за укрепление миротворческого потенциала этой организации. В вопросах разоружения Алжир - сторонник объявления Африки и Ближнего Востока безъядерными зонами, превращения в зоны мира районов Средиземного и Красного морей, Персидского залива и Индийского океана. В ряду «новых» угроз международной безопасности на-

чиная с 90-х годов прошлого столетия Алжир регулярно упоминает терроризм и войны с «врагом без границ». Бутефлика называет «бичом века слепой, не признающий границ терроризм». Алжир поддержал российский проект Международной конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма, которая была принята консенсусом на Генассамблее ООН 13 апреля 2005 г. Заявляя о верности своим международным обязательствам, Алжир не остается индифферентным «к проявлениям насилия, которые потрясают мир сегодня». «Перед лицом проявлений экстремизма и ксенофобии, порождающих чувства зла и ненависти, Алжир, - неоднократно заявлял А. Бутефлика, - выступает за диалог цивилизаций, призывая к лучшему взаимному познанию и уважению, к терпимости по отношению друг к другу». На международных форумах, посвященных борьбе с терроризмом, алжирская дипломатия выступает не только за использование силы, но и за принятие мер, направленных на искоренение причин терроризма, прежде всего социальной отсталости и бедности. С учетом этого инициативы алжирской дипломатии ориентированы на ликвидацию неравенства между Югом и Севером, на поощрение развития партнерства, учитывающего интересы развивающихся государств. Все это, по мнению алжирцев, должно способствовать ликвидации источников насилия. Призывая к борьбе против терроризма, Бутефлика твердо заявляет, что он против попыток некоторых государств причислить к нему «законное сопротивление отдельных народов иностранному господству», и в качестве примера ссылается на «движение палестинского сопротивления израильской оккупации». Внешнеполитическая деятельность Алжира в рассматриваемый период способствовала дальнейшему укреплению политической и экономической независимости государства, была направлена на поднятие и упрочение его международного авторитета, сохранение страны в числе лидеров развивающихся стран и Движения неприсоединения.

После избрания А. Бутефлики президентом республики в 1999 г. алжирская дипломатия достигла существенных успехов. Ей удалось восстановить и упрочить международный авторитет Алжира. Расширились приоритетные направления дипломатии, которая стала комплексной, многополюсной и многоуровневой. На рубеже столетий Алжир привел свои внешнеполитические связи в соответствие с динамикой развития экономических интересов и требованиями проведения самостоятельной прагматической внешней политики. Стремясь к обеспечению интересов страны, алжир-

ская дипломатия овладела искусством маневрирования между различными центрами силы и влияния. Есть основания полагать, что, исходя из прагматически понимаемых интересов, руководство страны будет продолжать и в обозримом будущем осуществлять дипломатическую деятельность, направленную на поиск взаимопонимания и сотрудничества между странами и народами независимо от географического положения, их политической, экономической, социальной и культурной ориентации. Деятельность, основанную на принципах укрепления всеобщего мира и международной безопасности.

«Восток», М., 2008 г., № 2, с. 123-135.

ИСЛАМСКИЕ ЭКСТРЕМИСТЫ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ ВСЕ УВЕРЕННЕЕ В СТРАНАХ ЗАПАДА (Из интервью кандидата политических наук Дмитрия Нечитайло)

Вопрос: Недавно, вращая ручку радиоприемника, я случайно попал на какую-то англоязычную радиостанцию, передающую музыку в ныне популярном стиле «рэп». Язык был английский, причем неплохой английский, а слова какие-то странные, неанглийские и даже неевропейские: «Калашников»... «Хезболла»... «Хамас»... «джихад»... И мелодия явно жесткая, агрессивная, чем-то напоминающая фашистские марши 30-х годов. Как вы думаете -что это было?

Ответ: Скорее всего, вам удалось услышать диск очень популярного на Западе рэпера Мухаммада Камила Мустафы по прозвищу «аль-Ансари», живущего сейчас в Англии. Он - сын имама мечети в Финсбэри-парке Абу Хамзы аль-Масри, по слухам, тайного активиста «Аль-Каиды». «Аль-Ансари», несмотря на молодые годы, считается даже «отцом-основателем» нового направления в «рэпе», которое так и называется «джихадрэп». Недавно он создал группу «Львы пустыни». О чем он поет? О том, что хочет быть солдатом, взять в руки «калашников», участвовать в джихаде, защищать свою религию - самую «правильную» в мире...

Вопрос: И вот так запросто, абсолютно свободно поет, по сути, о терроре? Да еще в Лондоне, где, наверное, не забыли недавние теракты в автобусах, принесшие множество жертв? Я понимаю - на Западе свобода высказывать свои мнения священна, на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.