Научная статья на тему 'Внешняя политика Алжира на рубеже столетий'

Внешняя политика Алжира на рубеже столетий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
679
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Богучарский Е., Богучарский М.

"Азия и Африка сегодня", М., 2003г., № 4, с. 2125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешняя политика Алжира на рубеже столетий»

Е.Богучарский, М.Богучарский,

историки

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЖИРА

НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ

Вторая половина XX столетия ознаменовалась для Алжира не только обретением свободы и независимости, но и зарождением и становлением алжирской дипломатии, выходом страны на международную арену в качестве нового самостоятельного члена мирового сообщества. Алжир получил возможность для проведения самостоятельной внешней политики, выбора путей и средств ее осуществления. Этот выбор оказался во многом идентичным с выбором, сделанным другими молодыми государствами, освободившимися от колониальной зависимости, хотя и заметно отличался от дипломатического курса многих из них своей активностью, антиимпериалистической направленностью. Объявленный курс внешней политики Алжира сводился к обеспечению таких международных условий, которые были бы наиболее благоприятны для укрепления политической независимости, экономического освобождения, ускоренного социальноэкономического развития и достижения полного равноправия страны, как и других освободившихся государств, на мировой арене. В 60-70-е годы Алжирская Народно-Демократическая Республика (АНДР) переживала период становления политической и экономической независимости. Излишняя идеологизация внешней политики придавала, с одной стороны, остроту отношениям с Францией и другими европейскими государствами, а с другой стороны — сближала Алжир с Советским Союзом и его союзниками. В 80-е годы, когда у власти находился президент Шадли Бенджедид, внешнеполитические приоритеты Алжира несколько изменились. На повестку дня встал вопрос о деидеологизации внешней политики страны, поиске путей улучшения отношений с Францией и другими европейскими странами.

Начиная с середины 80-х и практически все 90-е годы Алжир переживал серьезный политический и социально-экономический

кризис. Борьба между различными политическими силами внутри страны вылилась фактически в гражданскую войну.

Наиболее активными противниками существовавшего в стране режима стали исламские фундаменталисты, выразителем идей которых стал Исламский фронт спасения (ИФС). Рассчитывая изолировать на международной арене установившийся в январе 1992 г. фактически военный режим, исламские террористы избрали своей мишенью дипломатов и вообще иностранцев, которым ИФС предложил покинуть Алжир. С сентября 1993 по июль 1994 г. были убиты 56 иностранцев (к июню 1997 г. — около 100). Исламисты обстреливали машины дипломатов и работавших в стране специалистов, нападали даже на арабских послов и похищали их (например, послов Йемена и Омана 18 июля 1994 г.). После боя у посольства Италии, в котором погибли два полицейских и два боевика в июле 1994 г., посольства Франции и Италии объявили о намерении вывезти из Алжира всех своих граждан и часть персонала. Но затем, в августе 1994 г., после убийства пяти французов (трех жандармов и двух служащих консульства) Франция заявила, что не поддастся шантажу и не прекратит помощи Алжиру. Возникшая в стране военно-политическая ситуация негативно сказывалась на внешнеполитических позициях страны и ее отношениях с Францией, США, со странами Евросоюза и Россией.

Избрание в апреле 1999 г. при поддержке военного руководства президентом Алжира А.Бутефлики, известного политического деятеля, в 60-70-е годы находившегося более 60 лет во главе министерства иностранных дел, положительно повлияло как на внутриполитический, так и внешнеполитический курс страны. Проводимая с первых месяцев прихода к власти новым президентом политика “национального согласия” способствовала улучшению не только политического климата в стране, но и имиджа Алжира за рубежом. Позитивно встреченный на Западе курс на демократизацию страны создал благоприятные условия для активизации дипломатии Алжира на международной арене. Ее действия были направлены на изоляцию алжирских исламистов на международной арене, на расширение и укрепление сотрудничества прежде всего с европейскими странами, на активизацию внешней политики Алжира в целом. Следует отметить, что, несмотря на все перипетии, алжирская дипломатия продолжала декларировать принципы антиколониализма и антиимпериализма, пози-тивного нейтралитета, равенства, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств.

На межарабской арене алжирское руководство провозгласило основными принципами своей политики достижение арабского единства и прекращение внутриарабских распрей, выработку единой стратегии, поддержку и укрепление роли Лиги арабских государств (ЛАГ). Алжир занимал и занимает четкую позицию по таким важнейшим международным проблемам, как ближневосточный конфликт, ирано-иракская война, агрессия Ирака в Кувейте. До второй половины 90-х годов Алжир наиболее тесно сотрудничал с арабскими странами, в которых установлен республиканский режим. После прихода к власти президент А.Бутефлика проявил инициативу в вопросах активизации, расширения и укрепления сотрудничества с монархиями Персидского залива. Улучшение отношений Алжира с этими странами помогало руководству страны успешно проводить политику изоляции алжирских исламистов на международной арене. Важное место в отношениях АНДР с государствами Северной Африки занимали вопросы укрепления сотрудничества между ними и создания в перспективе Великого арабского Магриба. Однако негативное влияние на алжиро-марокканские связи оказывала западно-сахарская проблема.

С учетом изменившейся обстановки в мире, вызванной распадом СССР и прекращением “холодной войны”, серьезно снизилась роль развивающихся государств в современных международных отношениях. Они потеряли свою стратегическую значимость в системе внешнеполитических координат ведущих держав, а характер их политических и экономических связей с государствами “третьего мира” подвергся критической переоценке. Однако даже в таких условиях Алжир, обладающий значительными природными ресурсами и являющийся одним из лидеров развивающихся стран, продолжает представлять огромный интерес для развитых государств Запада.

Стратегия США в рассматриваемый период была направлена на постепенное внедрение в Алжир, приобщение его к зоне своего влияния путем тесной привязки в политическом, экономическом, а в последние годы — и в военном планах. Тенденция к глобализации мирового хозяйства и международных отношений, особенно усилившаяся в последнее десятилетие, также содействовала сближению двух стран, поддерживала заинтересованность Алжира в развитии отношений с США. После смерти Х.Бумедьена в конце 1978 г. отношения между двумя странами стали улучшаться, и у Вашингтона появилась надежда, что при президенте Ш.Бенджедиде либерализация Алжира

создаст условия для дальнейшего сближения двух стран. И действительно, несмотря на напряженные политические отношения, экономическое сотрудничество стало развиваться более быстрыми темпами. Алжир стал важным поставщиком нефти и природного газа для Соединенных Штатов.

Однако во второй половине 80-х годов Алжир вступил в полосу серьезных испытаний. США пристально следили за движением Алжира к демократии, а также за подъемом в этой стране исламского экстремизма. Аннулирование результатов второго тура парламентских выборов в январе 1992 г. поставило дилемму перед Вашингтоном. С одной стороны, эта мера шла вразрез с политикой демократизации, но, с другой — возможный победитель по итогам выборов — Исламский фронт спасения (ИФС) — открыто занимал позицию жесткого антиамериканизма с момента войны в Персидском заливе в 1991 г. Кроме того, в этот период некоторые влиятельные лица в Вашингтоне были убеждены, что рано или поздно ИФС придет к власти и что необходимо поддерживать с ним контакты даже после его запрещения. Именно поэтому в 1992—1995 гг. Вашингтон давал понять, что он занимает позицию относительного дистанцирования по отношению к правительству Алжира, а американские представители продолжали время от времени конфиденциально встречаться с руководителями ИФС в Европе или в США. Вашингтон официально заявил о своей поддержке так называемой “платформы Сант-Эжидио”, опубликованной в начале 1995 г. и призывающей к мирному и политическому урегулированию алжирского кризиса.

В конце 1995 г. американская политика начала, однако, меняться. На протяжении многих лет встречи на высоком уровне были довольно редки, но после избрания Л.Зеруаля президентом страны Госдепартамент США решил возобновить контакты с алжирским руководством. Однако новый президент показал себя, по мнению американцев, плохим реформатором, и зондаж американских дипломатов оказался безрезультатным. Наиболее важные изменения в двусторонних отношениях произошли весной 1999 г. после избрания президентом Алжира А.Бутефлики. Сами выборы были, по мнению американцев, больше похожи на фарс, но, по крайней мере, Алжир получил, наконец, на посту президента крупного государственного деятеля, выступающего за установление хороших отношений со всеми странами.

После прихода Дж.Буша к власти наметились серьезные подвижки в двусторонних американо-алжирских отношениях. Их стимулировали в первую очередь нефть и борьба против международного терроризма. Определенную роль сыграли связи, которые президент Буш поддерживал с нефтяными компаниями, особенно после избрания губернатором Техаса. Одна из этих компаний, “Андарко”, штаб-квартира которой находится в Хьюстоне, сделала большие капиталовложения в Алжире и открыла в результате с 1991 г. 12 новых месторождений, запасы которых, согласно опубликованному отчету, оцениваются в 2,8 млрд. баррелей. Добыча нефти уже началась. Объемы добычи здесь относительно скромные по сравнению с объемами добычи государств Персидского залива, но для не входящего в число ведущих американских нефтяных гигантов независимого производителя их все же можно считать значительными.

Сразу же после событий 11 сентября А.Бутефлика, как многие другие главы государств, предложил свои услуги Вашингтону в расчете на то, что борьба Алжира против исламских экстремистов будет признана составной частью борьбы с международным терроризмом. Всего несколько лет назад трудно было представить, что командующий 6-м американским флотом ВМС США посетит Алжир с официальным визитом, а президента Алжира примет в овальном кабинете Дж.Буш, причем дважды за четыре месяца. Свидетельствует ли все это о том, что США и Алжир начали претворять в жизнь “стратегическое партнерство”, о котором так часто говорит глава алжирского государства? Некоторые французские эксперты уже давно подозревают, что США хотели бы играть первую скрипку в Алжире. Однако, вероятно, еще слишком рано делать вывод, что Вашингтону удастся оттеснить Францию — привилегированного партнера Алжира. Хотя отношения между Алжиром и Вашингтоном носят особый характер, остается еще много препятствий на пути к тому, чтобы сотрудничество между ними стало более тесным.

История алжиро-американских отношений состоит из чередующихся подъемов и спадов, часто трудных, прерывающихся серьезными кризисами. Все это дает основания проявить осторожность в оценке перспектив значительного улучшения их отношений в ближайшем будущем.

Политику Франции в Алжире следует рассматривать в общем контексте французской внешнеполитической линии в отношении развивающихся стран. В своей глобальной политике Париж стремил-

ся к максимальному сохранению и по возможности расширению своего присутствия в некоторых важных районах земного шара. А к таковым, по его мнению, в “третьем мире” относятся Алжир, другие страны Магриба и Ближний Восток. Большое значение имеют и экономические аспекты. Алжир был и остается для Франции важным поставщиком сырья и покупателем ее промышленной продукции. Алжирское руководство, со своей стороны, также отводило особое место сотрудничеству с Францией. Это обусловливалось рядом объективных и субъективных факторов. В первые годы после обретения независимости АНДР настойчиво проводила политический курс, имевший целью перестройку отношений с бывшей метрополией на базе равноправия, независимости и взаимной выгоды. Результатом этого курса стало серьезное падение политического влияния Франции в АНДР и уменьшение возможностей эксплуатации французами производительных сил Алжира. Однако зависимость бывшей колонии от метрополии в экономической и торговой областях сохраняется. Она обусловлена привязанностью алжирской экономики к французскому рынку, потребностью в получении кредитов для финансирования развивающейся промышленности, а также наличием большого числа алжирских иммигрантов во Франции, что не только способствовало уменьшению числа безработных в Алжире, но и стало одним из дополнительных источников получения валюты.

Стремление АНДР к дальнейшему расширению экономических и торговых отношений с Францией объяснялось и наличием традиционных связей в этой области между двумя странами, определенной зависимостью ряда отраслей алжирской экономики от французских технологий и поставок запасных частей из Франции. Алжир вместе с тем заинтересован, как представляется, в сохранении, хотя и в определенных рамках, французского экономического присутствия в стране, исходя из того, что значительное ослабление алжирофранцузских экономических связей могло бы в конечном итоге нанести ущерб интересам его экономического развития. Развитие алжиро-французских отношений отличалось спадами и подъемами. Такая ситуация объясняется во многом деятельностью террористических исламских групп в Алжире, а также ответными дискриминационными мерами, принятыми французскими властями в отношении алжирских граждан, судоходных и авиационных компаний. Кроме того, была отменена встреча президентов двух стран во время празднования 50-летия ООН. Однако избрание Л.Зеруаля президентом, а

также явное возрастание интереса к Алжиру со стороны ряда европейских государств и США заставили французское руководство искать новые пути налаживания связей с этой страной и рассматривать кризис в отношениях с Алжиром как временный.

После избрания президентом страны А.Бутефлики алжирской дипломатии удалось заметно улучшить двусторонние отношения с Францией. Участился обмен посланиями между высшими руководителями страны. С 1 января 2000 г. в Алжире вновь начал действовать французский культурный центр. Важным событием в двусторонних франко-алжирских отношениях стал визит президента А.Бутефлики в Париж в июне 2000 г. Хотя А.Бутефлика, покидая Париж, и заявил, что он “ничего не просил и ничего не получил”, его визит придал новый импульс франко-алжирскому сотрудничеству. Характерно, что уже в 2000 г. число выданных виз алжирским гражданам на въезд во Францию увеличилось с 90 тыс. до 150 тыс., хотя число желающих посетить Францию, которым отказано во въезде, продолжает оставаться значительным. Существенным позитивным моментом в двусторонних отношениях стало открытие в конце 2000 г. после длительных проволочек французского генерального консульства в городе Аннаба.

В начале 2001 г. состоялась целая серия визитов французских министров. В январе—феврале Алжир посетили министры по туризму, внутренних дел и министр иностранных дел. Среди главных вопросов, обсуждавшихся во время пребывания в Алжире министра внутренних дел Даниеля Вейланта, можно выделить два: о визах и о взаимоотношениях с мусульманской общиной во Франции. Вопрос о визах до сих пор регулируется франко-алжирским соглашением 1968 г., однако сейчас обстановка значительно осложнилась ввиду того, что Франция вошла в Шенгенскую зону. Вопрос о визах было решено обсудить в рамках переговоров Алжир—Европейский Союз. Французский министр внутренних дел имел деловые встречи с алжирским министром по религиозным делам и рядом религиозных деятелей, надеясь, что через алжирцев ему удастся достичь большего взаимопонимания с руководством мусульманской общины во Франции.

Говоря о перспективах развития франко-алжирских отношений, следует исходить из того, что продолжает сохраняться целый ряд политических, экономических и других факторов, определяющих обоюдную заинтересованность Алжира и Франции в расширении

двустороннего сотрудничества. Таким образом, процесс расширения и укрепления двустороннего алжиро-французского сотрудничества будет продолжаться и в будущем. Об этом свидетельствуют итоги первого после завоевания независимости Алжиром визита в эту страну президента Франции Ж.Ширака в марте 2003 г.

В 90-е годы алжирской дипломатии удалось также добиться серьезного поворота в контактах с Европейским Союзом. Началом этого поворота можно считать итоги заседания совета министров иностранных дел ЕС, состоявшегося 29—30 января 1996 г. в Брюсселе. Там, в частности, было принято решение о проведении серии переговоров Евросоюза с алжирским руководством с целью заключения соглашения о партнерстве по типу документов, ранее подписанных с Марокко и Тунисом. Тем самым западноевропейские страны показали, что они берут курс на возобновление контактов с Алжиром на высоком уровне. Определенную роль сыграла их заинтересованность в освоении близких к Европе нефтегазовых месторождений АНДР. Визит в Алжир в январе 1998 г. “тройки” Евросоюза во главе с английским госсекретарем по иностранным делам Дж.Фетчетом позволил возобновить политический диалог АНДР — ЕС. В феврале Алжир посетила делегация Европарламента, традиционно занимающего из-за проблем с соблюдением прав человека весьма критическую позицию по отношению к Алжиру. Парламентарии провели переговоры с представителями властей и оппозиции, однако демонстративно отказались от предложения представителей Исламского фронта освобождения о встрече. Выступая за развитие отношений со странами ЕС, алжирцы видят и негативные моменты, которые могли бы иметь такие отношения для Алжира. Однако постоянно растущие потребности Алжира в современном оборудовании и технологиях, а также необходимость расширения экспорта объективно ведут к росту заинтересованности этой стороны в достижении соглашения с ЕС.

Алжир — активный сторонник Европейско-

Средиземноморского процесса (ЕСП). Алжирские дипломаты принимают участие практически во всех средиземноморских форумах. Они стали одними из инициаторов выработки евро-

средиземноморской Хартии мира и стабильности, проект основных положений которой получил одобрение на третьей министерской конференции в Штутгарте в апреле 1999 г. Еще на июньской внеочередной встрече министров иностранных дел ЕСП в 1998 г. в Палермо алжирцами был представлен также проект Конвенции по борьбе с

терроризмом. Алжирцы с пониманием относятся к вовлеченности России в европейско-средиземноморские дела и приветствовали наше участие в очередной министерской конференции ЕСП в качестве наблюдателей. Европейские державы придают важное значение привлечению южносредиземноморских стран к активному участию в ЕСП. Им импонирует позитивное отношение алжирской дипломатии к данному процессу. Именно поэтому они способствовали проведению в Алжире в марте 2001 г. Институтом Роберта Шумана для Европы в сотрудничестве с Национальным торговым институтом Алжира конференции на тему “Средиземноморье — Европа”.

В последние годы в рамках своей европейской политики алжирская дипломатия стала уделять внимание вопросам установления контактов с НАТО. Долгие годы Алжир рассматривался Североатлантическим альянсом как союзник СССР и стран Варшавского договора. После роспуска этой организации и распада СССР Запад стал предпринимать усилия по установлению сотрудничества НАТО с Алжиром. В августе 1998 г. Алжир посетил американский адмирал Лопес, через месяц алжирский генерал Шабан Годбан принял участие в работе состоявшейся в Лиссабоне конференции Североатлантического альянса на тему “Морские проблемы будущего тысячелетия”. В октябре 2000 г. в Брюсселе состоялись официальные переговоры НАТО— Алжир. Алжирские дипломаты заявляют о нежелании их страны стать членом Североатлантического альянса, хотя и не скрывают намерения Алжира дифференцировать свои военные связи. Они скептически относятся к расширению НАТО и расширению “зоны ответственности” альянса, но признают необходимость установления дозированного (особенно, на фоне событий вокруг Ирака и Югославии) прямого диалога с Альянсом “в интересах приспособления к новым реалиям расстановки сил Средиземноморья”.

Сохраняя приоритетным направлением сотрудничество с Западом, алжирская дипломатия проявляет заинтересованность и в восстановлении связей страны с ее традиционными партнерами, прежде всего, Россией. Это объясняется соображениями прагматического характера, в частности, стремлением уменьшить зависимость Алжира от опеки Запада. Россия, в свою очередь, также имеет в этой стране свои политические и экономические интересы. Характерно, что первое письменное послание нового главы российского государства В.Путина руководителям арабских стран было отправлено именно президенту Алжира А.Бутефлике.

Российско-алжирское сотрудничество в 80—90-е годы переживало серьезные трудности. Экономический спад в Алжире и распад СССР привели к серьезной деградации многосторонних и взаимовыгодных отношений, каковыми они были в 60—80-х годах. Тем не менее, они продолжались и продолжаются. В декабре 2000 г. внешнеторговое объединение “Сельхозпромэкспорт” завершило сооружение плотины “Зит-Эмба” и ремонт плотины “Бени-Зид”, принятой алжирцами в эксплуатацию в 1993 г. “Зарубежводстрой” продолжает строительство плотины “Тилездит” в вилайе Буира. До 2002 г. включительно Россия оказывала техническое содействие в эксплуатации металлургического комбината “Эль-Хаджар”, в частности, проводились ремонтные работы трубопрокатного цеха и коксовой батареи. До сих пор оказывается техническое содействие алжирским химическим предприятиям “Асмидаль”, “ЕНГИ” и “Мессер”. В 1996-1997 гг. российская колония в Алжире даже увеличилась с 400 до 650 человек. В Алжире также живут 950 гражданок государств СНГ (в основном России), ранее вышедших замуж за алжирцев.

И хотя объем сотрудничества и торговли ныне находится на минимальном уровне, алжирская армия на 90% оснащена советской техникой и испытывает постоянную потребность в поставках запчастей и модернизации имеющегося вооружения, в российских инструкторах и советниках для поддержания квалификации своих специалистов. По данным прессы, военное сотрудничество значительно превышает по объему прочие внешнеторговые связи России и Алжира.

Определенное развитие сотрудничества наблюдается в области культуры, науки и образования. Качественно новое звучание стали получать в последние годы политические контакты. Состоялся обмен делегациями Государственной Думы РФ и Национального народного собрания АНДР в апреле 1999 г. Важным событием в двусторонних отношениях стал официальный визит министра иностранных дел России И.Иванова в Алжир в октябре 2000 г. Это был первый визит российского министра иностранных дел за весь период российско-алжирских отношений. В ходе встречи с президентом АНДР А.Бутефликой И.Иванов передал личное послание президента Российской Федерации В.Путина. В послании подтверждалось стремление российской стороны вывести отношения с Алжиром на более высокий уровень, отвечающий потребностям нынешнего этапа развития обеих стран. Президент Алжира, в свою очередь, подтвердил готов-

ность руководства своей страны к наращиванию связей с Россией, которую в Алжире рассматривают как одного из приоритетных партнеров. Объективным результатом потепления в отношениях между Россией и Алжиром, наметившегося в последние годы, стал официальный визит президента Алжира А.Бутефлики в Россию в апреле 2001 г. В ходе своего пребывания в России А.Бутефлика неоднократно заявлял о желании алжирского руководства наращивать связи с Россией на долговременной основе, опираясь при этом на накопленный опыт сотрудничества в различных областях. Он выражал уверенность, что конструктивный вклад Алжира в международные дела будет возрастать, а роль России как одного из влиятельных полюсов многополярного мира неуклонно укрепляться.

Важным итогом визита А.Бутефлики в Россию стало подписание совместной Декларации о стратегическом партнерстве между Россией и Алжиром. Речь идет об укреплении и развитии сотрудничества между двумя государствами в политической, торговоэкономической, военной, научной и культурной областях. Подписание Декларации было подтверждением готовности сторон вывести отношения между ними на более высокий уровень, отвечающий потребностям нынешнего этапа развития обеих стран и задаче укрепления взаимодействия участников мирового сообщества.

Как представляется, руководство независимого Алжира будет и в обозримом будущем проводить на международной арене внешнеполитический курс, основанный на сбалансированных отношениях со всеми странами мира.

“Азия и Африка сегодня”, М., 2003 г., № 4, с. 21—25.

Владимир Френкель,

эссеист

(Израиль)

ПОД ТЕНЬЮ ИСЛАМА

Ислам заставляет о себе говорить — чего он, собственно, и добивался. Разумеется, не только этого, но и этого тоже. Но вот странность: говорящие изо всех, сил стараются доказать, что на самом-то деле вовсе не об исламе речь, что настоящий ислам вовсе тут и ни при чем, т.е. та причина, из-за которой сейчас столько говорят об исламе, — а это, конечно, международный террор, — вовсе к исламу и не име-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.