Научная статья на тему 'Дипломатическое участие Германии в конфликте вокруг Ирака (2001-2003 гг. )'

Дипломатическое участие Германии в конфликте вокруг Ирака (2001-2003 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
924
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАК / ГЕРМАНИЯ / АНТИВОЕННЫЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / РЕЗОЛЮЦИИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН / ОРУЖИЕ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ / ПАЦИФИЗМ / IRAQ / GERMANY / ANTI-WAR DIPLOMATIC ALLIANCE / INTERNATIONAL INSPECTIONS / RESOLUTIONS OF UN SECURITY COUNCIL / WEAPONS OF MASS DESTRUCTION / PACIFISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егоров Александр Игоревич

Рассмотривается проблема дипломатического участия Германии в конфликте вокруг Ирака в период 2001-2003 гг. Выявлено, что ФРГ реализовывала свои интересы, ведя двойную игру. С одной стороны, официальный Берлин стремился сохранить партнерские отношения с США, а с другой занял антивоенные позиции, вступив в неформальный альянс с Францией и Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIPLOMATIC PARTICIPATION OF GERMANY IN THE CONFLICT AROUND IRAQ (2001-2003)

The article deals with the problem of diplomatic participation of Germany in the conflict around Iraq during the period of 2001-2003. It has been revealed that Germany realized its own interests while playing a double game. On the one hand, official Berlin sought to maintain a partnership with the United States, on the other hand, it took an anti-war position by entering into an informal alliance with France and Russia.

Текст научной работы на тему «Дипломатическое участие Германии в конфликте вокруг Ирака (2001-2003 гг. )»

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоб ачевского, 2011, № 5 (1), с. 268-274

УДК 94(430).087

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ ГЕРМАНИИ В КОНФЛИКТЕ ВОКРУГ ИРАКА (2001-2003 гг.)

© 2011 г. А.И. Егоров

Дзержинский политехнический институт Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева

[email protected]

Поступила б редакцию 02.09.2011

Рассмотривается проблема дипломатического участия Г ермании в конфликте вокруг Ирака в период 2001-2003 гг. Выявлено, что ФРГ реализовывала свои интересы, ведя двойную игру. С одной стороны, официальный Берлин стремился сохранить партнерские отношения с США, а с другой - занял антивоенные позиции, вступив в неформальный альянс с Францией и Россией.

Ключебые слоба: Ирак, Германия, антивоенный ции, резолюции Совета Безопасности ООН, оружие

Укрепление геополитических позиций Германии в связи с ее объединением позволило федеральному правительству активизировать дипломатические усилия в стратегически важных регионах мира. К числу последних относилась зона Персидского залива, где роль одного из ключевых субъектов международного процесса традиционно играл Ирак. Его значение обусловливалось прежде всего большими запасами энергетических ресурсов. Согласно данным Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), в начале 2000-х гг. Ирак обладал вторыми по величине запасами сырой нефти в мире, уступая лишь Саудовской Аравии [1].

ФРГ преследовала в отношении Ирака преимущественно экономические цели. Интересы Германии состояли в поддержании двусторонней торговли, ежегодный объем которой оценивался примерно в 350 млн долл., а кроме того, с привлечением стран-посредников осуществлялись германские продажи иракским контрагентам на сумму примерно в 1 млрд долл. [2, с. 220].

Вместе с тем Германии приходилось учитывать непрерывно ухудшающийся политический климат в отношениях с Ираком, чему в значительной степени способствовали такие факторы, как опасность, исходящая от предполагаемого иракского оружия массового уничтожения [3], а также негативное отношение к режиму президента С. Хусейна со стороны значительной части мирового сообщества. Последнее в изрядной мере подпитывалось агрессивными внешнеполитическими акциями режима, в частности пытавшегося аннексировать Кувейт в августе 1990 г.

Не обладая собственными эффективными рычагами влияния на Хусейна [4], Германия

дипломатический альянс, международные инспек-массового уничтожения, пацифизм.

отдавала приоритет многосторонним механизмам воздействия на положение в Ираке. Ключевым инструментом урегулирования ситуации она считала ООН, в связи с чем поддержала принятие резолюции № 687 Совета Безопасности от 3 апреля 1991 г., в соответствии с которой Ирак должен был безоговорочно согласиться на уничтожение, изъятие или обезвреживание под международным контролем всего химического и биологического оружия и всех запасов агентов, всех относящихся к ним подсистем и компонентов и всех связанных с этим научно-исследовательских, опытно-конструкторских, обслуживающих и производственных объектов; всех баллистических ракет с дальностью свыше 150 км и относящихся к ним основных частей и объектов по ремонту и производству [5]. Для контроля над разоружением Ирака была создана ЮНСКОМ - Специальная комиссия ООН, инспекторы которой провели большую работу по выявлению химического, бактериологического и ракетного оружия, а совместно с МАГАТЭ - объектов, связанных с созданием ядерного оружия. Комиссия выполняла свои функции до декабря 1998 г., но затем С. Хусейн прекратил отношения с ООН и выслал из Ирака международных инспекторов [1], что послужило основанием для обострения ситуации.

Нарастание напряженности вокруг Ирака в начале 2000-х гг. совпало с приближением очередных парламентских выборов в Германии. Ввиду этого коалиционное правительство социал-демократов и «зеленых» оказалось в непростом положении. С одной стороны, оно было вынуждено учитывать серьезный пацифистский потенциал в стране. Опросы общественного мнения свидетельствовали, что большинство

немцев были настроены на мирное разрешение иракской проблемы [6, с. 41; 7, с. 414]. С другой стороны, правительство стремилось быть лояльным к заокеанскому союзнику, взявшему курс на подготовку вооруженной борьбы с режимом президента Хусейна.

18-19 сентября 2001 г. состоялся визит министра иностранных дел ФРГ Й. Фишера в Вашингтон, где он встретился с заместителем министра обороны США П. Вулфовицем. Американская сторона в резкой форме высказалась по поводу адекватного ответа на вызовы международного терроризма, подчеркнув, что видит свою миссию в освобождении ряда стран от их «террористических правительств» [8, S. 87], не останавливаясь перед применением военной силы. Хотя список таких стран не был оглашен, становилось ясно, что Ирак займет в нем не последнее место.

Между тем с середины 2002 г. Г ермания начала дистанцироваться от силового курса американского союзника. 7 августа 2002 г. Й. Фишер выступил с широким обоснованием позиции правительства ФРГ в отношении иракской проблемы. В нем впервые прозвучали критические высказывания в адрес США, ориентация которых на военные методы разрешения конфликтной ситуации была признана неприемлемой. К тому же Фишер дал понять, что акценты при постановке проблемы расставлены Вашингтоном некорректно.

С точки зрения официального Берлина, на первое место среди угроз, вставших перед международным сообществом в начале XXI в., выходил исламский терроризм. Связь режима Саддама Хусейна с террористическими организациями, в том числе «Аль-Каидой», не была доказана. Не сомневаясь, что у американской военной машины достаточно мощи для того, чтобы одержать победу над режимом Хусейна, Фишер счел иллюзорными надежды президента Дж. Буша-младшего на полное преобразование Ирака в духе демократии и в сжатые сроки. «Понадобятся десятки лет и постоянное военное присутствие США в регионе», - предупреждал министр иностранных дел ФРГ. Более того, гипотетическая возможность вывода американских войск из региона до полной стабилизации положения расценивалась Германией как фактор риска, ибо это грозило взорвать ситуацию в зоне Персидского залива, что могло негативно отразиться на безопасности стран Европы [9].

15 августа 2002 г. в интервью влиятельной газете «Die Zeit» федеральный канцлер Г. Шредер попытался показать юридическую несостоятельность позиции сторонников военного вторжения в Ирак тем, что Совет Безопасности

ООН не санкционировал такие действия. Однако ФРГ предложила техническую помощь, а также поддержала продолжение миссии инспекторов ООН в Ираке, настаивая на их неограниченном доступе ко всем подозрительным объектам [10].

Антивоенную линию в тот момент выдерживала и консервативная оппозиция в лице кандидата на пост федерального канцлера, баварского премьер-министра Э. Штойбера, который 28 августа 2002 г. представил свои соображения по поводу целесообразности военного вмешательства в иракские дела. Штойбер предостерегал США от самостоятельных действий и допускал участие бундесвера в антииракской кампании лишь в случае получения соответствующего мандата Совета Безопасности ООН и выработки консолидированной позиции Евросоюза в отношении этой проблемы [11].

В сентябре 2002 г. под давлением мирового сообщества иракское руководство согласилось на возвращение в страну инспекторов ООН без предварительных условий. Была сформирована новая Комиссия ООН по мониторингу, проверке и инспекциям - ЮНМОВИК, которая продолжила работу ЮНСКОМ в соответствии с резолюцией СБ ООН № 1284 от 17 декабря 1999 г. [12, с. 407].

Более решительная антивоенная позиция, занятая правительственной коалицией в лице социал-демократов и «зеленых», помогла ей заручиться поддержкой избирателей и стала важным фактором, обеспечившим победу на парламентских выборах. После формирования обновленного состава правительства федеральный канцлер Г. Шредер выступил 29 октября

2002 г. с правительственным заявлением, в котором подтвердил прежний курс Германии в отношении иракской проблемы. В качестве цели он обозначил последовательную политику разоружения и международной проверки Ирака [13].

К этому времени ситуация вокруг Ирака вновь стала накаляться. 8 ноября 2002 г. СБ ООН принял резолюцию № 1441, достаточно жесткую по отношению к Ираку. В документе выражалось сожаление по поводу того, что Ирак не предоставил точной, полной, окончательной и всеобщей информации обо всех аспектах его программ разработки оружия массового уничтожения и баллистических ракет дальностью свыше 150 км и обо всех запасах такого оружия, его компонентах и производственных объектах и местоположениях, а также всех других ядерных программах, в том числе тех, которые, по утверждению иракских властей, осуществляются в целях, не связанных с материалами, которые могут быть использованы для производства ядерного оружия.

Совет Безопасности утверждал, что Ирак неоднократно препятствовал предоставлению доступа на объекты, определенные специальной комиссией ООН и МАГАТЭ, не сотрудничал в полной мере и безоговорочно с инспекторами по вопросам вооружений и в конечном счете прекратил всякое сотрудничество с ними в 1998 г. С декабря того года в Ираке отсутствовали международные наблюдатели, инспекции и контроль в отношении оружия массового уничтожения и баллистических ракет.

СБ предоставлял Ираку последнюю возможность выполнить свои обязанности по разоружению, постановив ввести усиленный режим инспекций в целях обеспечения полного и поддающегося проверке завершения процесса разоружения.

Багдад должен был обеспечить «немедленный, беспрепятственный, безоговорочный и неограниченный» доступ международных инспекторов ко всем без исключения иракским объектам, которые инспекторы сочтут необходимым проверить.

Совет Безопасности ООН предупреждал Ирак, что дальнейшее нарушение им своих обязанностей приведет к серьезным для него последствиям [14].

В соответствии с требованиями резолюции планировалось возобновить деятельность международных инспекторов в Ираке не позднее

23 декабря 2002 г., а не позднее чем через 60 дней они должны были предоставить в СБ ООН отчет о проделанной работе. Уже 27 ноября 2002 г. инспекторы ООН возобновили свою работу в Ираке [12, с. 408].

По итогам первого этапа своей деятельности новая миссия инспекторов подготовила доклад, в котором не содержалось сколько-нибудь значительных упреков в отношении Ирака по поводу наличия у него оружия массового уничтожения. С другой стороны, ряд вопросов по иракским программам разработки ядерных, химических, биологических вооружений остались без ответов [1].

Это дало повод США и Великобритании заявить, что они не доверяют С. Хусейну, и потребовать принятия в кратчайшие сроки жесткой, ультимативной резолюции Совета Безопасности ООН, которая фактически бы санкционировала применение военной силы против Ирака. Такую позицию одобрили ряд государств, в том числе страны Восточной Европы, которые в 2004 г. должны были присоединиться к Европейскому союзу. В конце января 2003 г. они выступили с обращением, содержащим полную поддержку США в иракском вопросе [15].

Активное дипломатическое наступление сторонников войны выразилось в том, что 24 февраля 2003 г. Испания, Великобритания и США внесли в Совет Безопасности ООН проект резолюции, в п. 1 которой констатировалось: «Совет Безопасности объявляет, что Ирак упустил момент использовать последний шанс, предоставленный ему в соответствии с резолюцией № 1441» [16].

26 февраля 2003 г. американский президент Дж. Буш-младший дал понять: США ставят перед собой более глобальные цели, чем выявление и ликвидация гипотетического оружия массового уничтожения Ирака. Это предположение превратилось в уверенность 17 марта 2003 г., когда президент США заявил о необходимости устранения режима Саддама Хусейна в рамках антитеррористической войны [15].

В этой ситуации Германия оказалась перед трудным выбором: продолжить антивоенную линию, рискуя серьезно испортить трансатлантические отношения, или двинуться в фарватере агрессивного внешнеполитического курса Вашингтона.

Официальный Берлин вынужденно вел двойную игру. С одной стороны, федеральное правительство не собиралось ставить под сомнение партнерство с Соединенными Штатами. 29 января 2003 г., выступая с речью в офисе Всемирного банка в Вашингтоне, координатор германо-американского сотрудничества в Министерстве иностранных дел ФРГ К. Фойгт убеждал администрацию Дж. Буша-младшего в лояльности Германии букве и духу трансатлантического партнерства. Об этом, подчеркивал германский дипломат, лучше всего говорят действия федерального правительства.

Прежде всего имелась в виду адекватная реакция ФРГ на террористические акты против США, имевшие место 11 сентября 2001 г. «Никто не выразил лучше скорбь и сочувствие американскому народу, чем немцы», - заявил Фойгт [17]. Тем более что канцлер Г. Шредер гарантировал «неограниченную солидарность Германии с Соединенными Штатами в их борьбе с терроризмом» [18].

Кроме того, в ноябре 2001 г. федеральный канцлер принял решение предоставить подразделения бундесвера для участия в операции «Устойчивая свобода» в Афганистане [19], а через год германский бундестаг обновил немецкий мандат на участие в этой операции.

Вместе с тем Фойгт недвусмысленно заявил, что бундесвер не в состоянии одновременно участвовать в военных кампаниях по всему земному шару. «Германское обязательство сосредоточивается в Афганистане, где наша стра-

на готова осуществить руководство вместе с Нидерландами группировкой ISAF», - подчеркивал германский дипломат.

Что касается иракского вопроса, то он старался смягчить противоречия, доказывая, что позиции Германии и США сходятся по трем принципиальным пунктам. Прежде всего речь шла о принципиальной оценке политического режима С. Хусейна, который был назван «жестоким, агрессивным диктатором, не уважающим резолюции Совета Безопасности ООН». Также стороны были едины во мнении, что Ирак не может обладать оружием массового уничтожения и средствами его доставки. Наконец, США и ФРГ требовали предоставить международным инспекторам беспрепятственный доступ к иракским военным объектам.

Следовательно, констатировал германский дипломат, цель у обеих стран в отношении Ирака оказалась общей, однако в понимании средств ее достижения обнаружились разногласия. Германия полагала, что решение проблемы кроется в эффективных многосторонних действиях, осуществляемых в рамках ООН. В связи с этим ФРГ напоминала о резолюции № 1441 СБ ООН, которая, по ее мнению, открыла дорогу политическому решению иракской проблемы [17].

Признание приоритета невоенных средств подталкивало официальный Берлин к более тесному взаимодействию с Москвой и Парижем, выступавшим против силового решения иракского вопроса. Период с декабря 2002-го по январь 2003 г. был отмечен консультациями министра иностранных дел Германии с российскими и французскими коллегами. Так, 27 декабря 2002 г. и 26 января 2003 г. состоялись телефонные переговоры министров иностранных дел России И.С. Иванова и Германии Й. Фишера, в ходе которых основное внимание было уделено ситуации в зоне Персидского залива. Высказываясь за ликвидацию возможного оружия массового уничтожения Ирака, стороны настаивали на продолжении инспекционных миссий согласно резолюции № 1441 СБ ООН [20].

В этой связи позиция официального Берлина в отношении военного способа урегулирования конфликта даже ужесточилась. Прозвучало заявление, что Германия ни при каких обстоятельствах не примет участие в военной акции против Ирака, независимо от того, что решит Совет Безопасности [8, с. 112].

В начале февраля 2003 г. антивоенный дипломатический альянс приобрел более четкие очертания, оформив свои приоритеты в урегулировании конфликта вокруг Ирака. 10 февраля в Париже было подписано Совместное заявление Франции, России и ФРГ, в котором страны

выступили за скорейшее завершение процесса разоружения Ирака, предусмотренного резолюциями Совета Безопасности ООН. Любые решения, по мнению сторон, должны были основываться на принципах Устава этой организации. Основу для достижения разоружения Ирака Франция, Россия и Германия видели в неуклонной реализации резолюции СБ № 1441, подчеркивая, что использованы не все возможности, которые открывает данная резолюция.

Инспекции, проводимые ЮНМОВИК и МАГАТЭ в Ираке, по мнению участников антивоенной коалиции, дали положительные результаты. Франция, Россия и ФРГ выступали за продолжение этих инспекций, а также в пользу их существенного укрепления в кадровом и техническом отношениях всеми средствами в рамках резолюции № 1441.

Стороны предостерегали от использования силы, считая, что это последнее средство решения проблемы. «Альтернатива войне все еще имеется... Россия, Франция и ФРГ преисполнены решимости обеспечить все необходимые условия для завершения процесса разоружения Ирака мирным путем», - подчеркивалось в заявлении трех стран [21].

13 февраля 2003 г. министр иностранных дел ФРГ Й. Фишер выступил перед бундестагом с речью, в которой изложил три принципа урегулирования ситуации с Ираком. Прежде всего Германия настаивала на том, что Ирак не может иметь оружие массового уничтожения и должен сотрудничать по линии разоружения с ООН на основании резолюций СБ. Далее, Фишер требовал ужесточения и активизации режима инспекций; наконец, контрольный режим предполагалось поддерживать в долгосрочной перспективе [22].

Страны антивоенного дипломатического альянса стремились донести до мирового сообщества свою озабоченность обострением ситуации вокруг Ирака. 24 февраля 2003 г. было опубликовано письмо, подписанное постоянными представителями России, Германии и Франции при Совете Безопасности ООН, где сообщалось, что эти страны разработали Совместный меморандум к положению в Ираке.

В меморандуме участники альянса излагали свою позицию, пытаясь дипломатическим путем остановить надвигающееся военное вмешательство во внутренние дела Ирака.

По мнению России, Франции и Германии, так и не было предоставлено никаких доказательств обладания Ираком оружием массового уничтожения или технологиями, способными такое оружие произвести. Инспекции, начавшиеся в Ираке, позволили сдвинуть с мертвой

точки процесс контроля, что свидетельствовало о прогрессе, поскольку сотрудничество Ирака с международным сообществом медленно, но верно улучшалось.

Как отмечали страны антивоенного альянса, для урегулирования ситуации должны быть предприняты меры, адекватные сложившемуся положению. Они сводились к следующим пунктам.

Во-первых, меморандум требовал выдвижения четкой программы действий инспекторов ООН в Ираке. Согласно резолюции № 1284 СБ ООН комиссии по контролю, проверке и инспекции Объединенных Наций и МАГАТЭ должны были представить рабочую программу на утверждение Совета Безопасности ООН. Россия, Франция и Германия предложили ускорить представление этой программы, уделив приоритетное внимание задачам по разоружению Ирака. Особое внимание уделялось тому, что должен делать Ирак для исполнения каждого задания в рамках программы своего разоружения.

Во-вторых, приоритет в деле разоружения Ирака отводился усиленным инспекциям, чей режим определялся резолюцией № 1441 СБ ООН. Предполагалось принятие мер по укреплению инспекций: расширение и диверсификация персонала инспекционных миссий; создание мобильных единиц, осуществлявших контроль; введение новой воздушной системы контроля; систематическая обработка полученных данных.

В-третьих, поднимался вопрос о сроках деятельности инспекции. Календарный план, разработанный экспертами стран антивоенного дипломатического альянса, предусматривал такой график: с 1 марта 2003 г. должны были предоставляться данные относительно самолетов и ракет-носителей, химического оружия и сопутствующих материалов, биологического и ядерного оружия; сообщения ЮНМОВИК и МАГАТЭ, в которых оценивались результаты исполнения заданий, предоставлялись бы инспекторами через 120 дней после утверждения рабочей программы в соответствии с резолюцией СБ ООН № 1284. В соответствии с п. 1 резолюции № 1441 исполнительный председатель ЮНМОВИК и Генеральный директор МАГАТЭ передавали Совету Безопасности ООН информацию о каждом факте вмешательства иракских властей в деятельность инспекций [23].

15 марта 2003 г. министры иностранных дел Германии, РФ и Франции выступили с совместным заявлением, которое явилось последней попыткой остановить надвигающуюся войну. Апеллируя к решениям Совета Безопасности ООН и ссылаясь на доклады Генерального ди-

ректора МАГАТЭ, стороны доказывали, что разоружение Ирака началось и может быть доведено до конца в сжатые сроки. Вновь ссылаясь на рабочую программу ЮНМОВИК, которую предполагалось вынести на рассмотрение СБ ООН в ближайшее время, Франция, Россия и Германия, в случае ее одобрения, предлагали немедленно собрать Совет Безопасности на уровне министров иностранных дел, чтобы принять задачи разоружения и утвердить календарный план реализации данной программы [24].

19 марта 2003 г. федеральный президент Й. Рау провел консультации с представителями политических партий Германии, где обсуждалось положение в Ираке. По итогам консультаций Рау заявил об отсутствии непосредственной угрозы для населения Германии ввиду возможного начала боевых действий в Ираке, хотя и не исключил повышения опасности террористических актов на ее территории [25].

После того как Хусейн не принял положения ультиматума, адресованного союзнической коалицией во главе с США, ее вооруженные силы 20 марта 2003 г. приступили к военной операции против Ирака.

В период войны германская дипломатия вела себя активно. Сразу же после начала боевых действий с телеобращением к нации выступил федеральный канцлер Г. Шредер. Он заявил, что было принято «ошибочное решение» и выразил надежду на скорое окончание войны [26].

24 марта в журнале «Шпигель» появилось интервью Й. Фишера, в котором он сожалел по поводу недостаточной готовности обеих сторон идти на компромисс [27]. На следующий день, выступая на Пленуме 59-й Комиссии по правам человека ООН в Женеве, Фишер поднял вопрос об угрозе правам человека ввиду боевых действий в Ираке. Германский представитель призвал членов Комиссии апеллировать к воюющим сторонам на предмет соблюдения международного гуманитарного права [28].

Немецкая дипломатия перенесла свое внимание на разработку принципов послевоенного урегулирования ситуации. В речи, произнесенной 3 апреля 2003 г. перед бундестагом, федеральный канцлер Г. Шредер провозгласил Программу создания «справедливого и демократического порядка в Ираке и во всем регионе». Согласно этой программе, территориальная целостность страны сохранялась, а независимость и политический суверенитет восстанавливались в полном объеме. Иракскому народу предоставлялось право самому определить свое будущее, причем в его владении и под контролем оставались ресурсы страны, в том числе нефтяные месторождения [29].

В целом кризис 2001-2003 гг. вокруг Ирака показал невозможность нахождения компромисса между контролируемым разоружением и четким курсом на военное решение иракской проблемы. Альянс в лице Франции, России и Германии оказался не в состоянии противостоять авторитету США, поддержанных союзниками в Европе. Также не увенчалась успехом попытка официального Берлина укрепить свое влияние на международной арене путем проведения антивоенной линии.

Список литературы

1. Романченко Ю. Геополитические аспекты войны в Ираке [Электронный ресурс] I Цели США в Ираке usa-irak.shtml II URL: http:llarmy.armor.kiev.ual histlusa-irak.shtml (дата обращения: 9.06.2011).

2. Королев В.И. «Император всея Земли», или За кулисами «нового мирового порядка». М.: Вече, 2004. 480 с.

3. См.: Гузман В. Германия нашла в Ираке запретное оружие [Электронный ресурс] I bbc.co.uk IIURL:http:IInewsIbbc.co.ukIhiIrussian/newsInewsid_ 2709000I27 (дата обращения: 9.06.2011).

4. Interview des Bundesministers des Auswartigen, Joschka Fischer, zur AuPenpolitik der neuen Bundesre-gierung mit der Zeitung «Der Tagesspigel» vom З. November 1998 [Электронный ресурс] II Internationale Politik. 1998. № 12 linternationalpolitik.dellURL: http:ll internationalepolitik.deI1998I12 (дата обращения:

28.07.2009).

З. Резолюция 687 (1991), принятая Советом Безопасности ООН на его 2981-м заседании 3 апреля 1991 г. [Электронный ресурс] Iun.orgIIURL:http:I Iun.orgIrussian/documen/scresolI1991Ires6S7.htm (дата обращения: 9.06.2011).

6. См.: Шварц Х.-П. О слонах и бобрах II Интернационале политик. 2003. № 3. С. 30-43

7. Павлов Н.В. Современная Германия: Учеб. пособие по страноведению. М.: Высшая школа, 200З. З67 с.

8. МаШІ H.W., Harnisch S. Deutschland im Abseits? Rot-grune AuPenpolitik 1998-2003I Hrsg. C. Grund. Baden-Baden: Nomos, 2003. 193 S.

9. Interview von BundesauPenminister Joschka Fischer mit der «Suddeutschen Zeitung» vom 7. August

2002 [Электронный ресурс] II Internationale Politik. 2002. № 9 I internationalepolitik.deIIURL:http:II interna-tionalepolitik.deI2002I9 (дата обращения: 29.07.2009).

10. Interview von Bundeskanzler Gerhard Schroder mit der Wochenzeitung «Die Zeit» vom 1З. August 2002 [Электронный ресурс] II Internationale Politik. 2002. № 9 Iinternationalepolitik.deIURL:http:II internationale-politik.deI2002I9 (дата обращения: 29.07.2009).

11. Rede des bayerischen Ministerprasidenten, Edmund Stoiber, beim 21. Franz-Josef-StrauP-Symposiuml Internation Fachtagung fur Politik und Strategie am З. Juli 2002 in Munchen [Электронный ресурс] II Internationale Politik. 2002. № 8linternationalepolitik.del URL:http:IIinternationalepolitik.deI2002I8 (дата обращения: 29.07.2009).

12. Дериглазова Л.В. Анализ подходов к решению иракской проблемы как пример проявления влияния стереотипов восприятия международного конфликта на перспективы его разрешения II Российское общество и социология в XXI веке: доклады II Всероссийского социологического конгресса: в 4 т. М.: Альфа-М, 2004. Т. 2. С. 40З-411.

13. Regierungserklarung des deutschen Bundeskan-zlers, Gerhard Schroder, am 29. Oktober 2002 vor dem Deutschen Bundestag in Berlin [Электронный ресурс] II Internationale Politik. 2002. № 11linternational-politik.deIURL:IIhttp:IIinternationalepolitik.deI2002111 (дата обращения: 30.07.2009).

14. Resolution 1441 (2002) des Sicherheitsrats der Vereinten Nationen zu Irak vom 8. November 2002 [Электронный ресурс] II Internationale Politik. 2002. № 12I internationalepolitik.deIURL:IIhttp:IIinternational-politik.deI2002I12 (дата обращения: 1.08.2009).

1З. Dokumente zum Irak-Krieg I Beitrag von T.Chladek [Электронный ресурс] II Internationale Poli-tik. 2003. № 3Iinternationalepolitik.deIURL:IIhttp:II in-ternationalepolitik.deI2003I3 (дата обращения:

14.08.2009).

16. Resolutionsentwurf Spaniens, Gropbritanniens und der Vereinigten Staaten von Amerika zu Irak fur den UN-Sicherheitsrat vom 24. Februar 2003 [Электронный ресурс] II Internationale Politik. 2003. № 3linternational-politik.deIURL:IIhttp:IIinternationalepolitik.deI2003I3 (дата обращения: 14.08.2009).

17. Rede des Koordinators fur die deutsch-amerikanische Zusammenarbeit im Auswartigen Amt, Karsten D. Voigt, uber transatlantische Partnerschaft im 21.Jahrhundert am 29.Januar 2003 bei der Weltbank in Washington [Электронный ресурс] II Internationale Politik. 2003. № 2I internationalepolitik.deIURL:IIhttp:II internationalepolitik.deI2003I2 (дата обращения:

14.08.2009).

18. Regierungserklarung des deuschen Bundeskan-zlers, Gerhard Schroder, zu den Anschlagen in den USA am 12. September 2001 vor dem Deutschen Bundestag in Berlin [Электронный ресурс] II Internationale Poli-tik. 2001. № 10I internationalepolitik.deIURL:IIhttp:II internationalepolitik.deI2001I10 (дата обращения:

28.07.2009).

19. Regierungserklarung des deuschen Bundeskan-zlers, Gerhard Schroder, zur aktuellen Lage nach Beginn der Operation gegen den internationalen Terrorismus in Afghanistan am 11. Oktober 2001 vor dem Deutschen Bundestag in Berlin [Электронный ресурс] II Internationale Politik. 2003. № 11Iinternationalepolitik.deIURL IIhttp:IIinternationalepolitik.deI2003I11 (дата обращения: 1З.08.2009).

20. Сообщение для печати. О телефонном разговоре Министра иностранных дел России И.С. Иванова с Федеральным министром иностранных дел ФРГ Й. Фишером [Электронный ресурс] I newmarkets.ru IIURL:IIhttp:IInewmarkets.ruInm-ruIMIDIgermanyI germany.htm (дата обращения: 9.06.2011).

21. Gemeinsame Erklarung Russlands, Deutschlands und Frankreichs zu Irak vom 10. Februar 2003 [Электронный ресурс] II Internationale Politik. 2003. № 3 Iinternationalepolitik.deIURL:IIhttp:IIinternationalepoliti k.deI2003I3 (дата обращения:14.08.2009).

22. Rede des deuschen AuPenministers, Joschka Fischer, in der Debatte uber die aktuelle internationale Lage vor dem Deutschen Bundestag am 13. Februar

2003 in Berlin [Электронный ресурс] II Internationale Politik. 2003. № 3I internationalepolitik.deIURL:II http:IIinternationalepolitik.deI2003I3 (дата обращения:

14.08.2009).

23. Письмо Постоянных представителей Германии, Российской Федерации и Франции при Организации Объединенных Наций от 24 февраля 2003 г. на имя Председателя Совета Безопасности [Электронный ресурс] Iun.orgIURL:IIhttp:IIun.orgIrussian/ what-newldocsl03-214.htm (дата обращения: 9.06.2011).

24. Gemeinsame Erklarung der AuPenminister Russ-lands, Frankreichs und Deutschlands zu Irak, abgegen in Moskau, Paris und Berlin am 1З. Marz 2003 [Электронный ресурс] II Internationale Politik. 2003. №4Iinternationalepolitik.deIURL:IIhttp:IIinternationalep olitik.deI2003I4 (дата обращения: 14.08.2009).

2З. Erklarung des deutschen Bundesprasidenten, J.Rau, im Anschluss an ein Gesprach mit den Partei- und Fraktionsvorsitzenden uber den Irak-Krieg am 19 Marz

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2003 in Berlin [Электронный ресурс] II Internationale Politik. 2003. № 4Iinternationalepolitik.deIURL:IIhttp:II internationalepolitik.deI2003I4 (дата обращения:

14.08.2009).

26. Fernsehansprache des deutschen Bundeskanzlers, Gerhard Schroder, nach dem Beginn des Krieges gegen Irak am 20. Marz 2003 [Электронный ресурс] II Internationale Politik. 2003. № 4linternationalepolitik.del URL:IIhttp:IIinternationalepolitik.deI2003I4 (дата обращения: 14.08.2009).

27. Interview des deutschen AuPenminister, Joschka Fischer, mit dem Nachrichtenmagazin «Der Spiegel», erschienen am 24. Marz 2003 [Электронный ресурс] II Internationale Politik. 2003. № 4linternationalepolitik.del URL:IIhttp:IIinternationalepolitik.deI2003I4 (дата обращения: 14.08.2009).

28. Rede des deutschen AuPenminister, Joschka Fischer, im Plenum der З9. Menschenrechtskommission der UN am 2З. Marz 2003 in Genf [Электронный ресурс] II Internationale Politik. 2003. № 4linternational-politik.deIURL:IIhttp:IIinternationalepolitik.deI2003I4 (дата обращения: 14.08.2009).

29. Erklarung des deutschen Bundeskanzlers, Gerhard Schroder, zur internationalen Lage (Irak-Krieg) und zum Europaischen Rat in Brussel vor dem Deutschen Bundestag am 3. April 2003 [Электронный ресурс] II Internationale Politik. 2003. № ЗIinternationalepolitik.deI URL:IIhttp:IIinternationalepolitik.deI2003IЗ (дата обращения: 1З.08.2009).

DIPLOMATIC PARTICIPATION OF GERMANY IN THE CONFLICT AROUND IRAQ (2001-2003)

A.E. Egorov

The article deals with the problem of diplomatic participation of Germany in the conflict around Iraq during the period of 2001-2003. It has been revealed that Germany realized its own interests while playing a double game. On the one hand, official Berlin sought to maintain a partnership with the United States, on the other hand, it took an anti-war position by entering into an informal alliance with France and Russia.

Keywords: Iraq, Germany, anti-war diplomatic alliance, international inspections, resolutions of UN Security Council, weapons of mass destruction, pacifism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.