Научная статья на тему 'Дипломатическая деятельность П. Неруды. Очерк политической биографии'

Дипломатическая деятельность П. Неруды. Очерк политической биографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дипломатия / гуманизм / космополитизм / конфликт / иммиграция / Испания / Чили / diplomacy / humanism / cosmopolitanism / conflict / immigration / Spain / Chile

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наталия Алексеевна Васильева, Зейнаб Зелимхановна Бахтуридзе

Судьбы и биографии некоторых людей неразрывно связаны с политикой и историей. Жизнь Пабло Неруды подтверждает этот факт, и расширяет горизонты этой взаимосвязи, не ограничиваясь лишь его родиной, а охватывая, по сути, весь мир. Будучи поэтом по призванию, наделенный этим судьбоносным даром, он имел возможность «говорить» о многом так, что был услышан далеко за пределами Чили. Будучи дипломатом по роду деятельности и по убеждению, он реализовывал свой потенциал гуманиста и борца за мир. Его поэзия и его жизнь стали частью мирового наследия, ведь Пабло Неруда как невероятно тонко и верно подмечено – «чилийское сердце, вместившее целый мир». Дипломатическая и политическая деятельность Неруды берут начало с 1927 года и несомненно являются отражением определённых настроений и тенденций того периода латиноамериканской истории, а учитывая масштаб его личности вызывают исследовательский интерес и поныне. Серьезные трансформации последних десятилетий очерчивая новые контуры политического бытия, ставят перед человечеством и человеком множество вопросов, ответы на которые часто можно отыскать в биографиях, наполненных смыслом и потому не потерявших ни силы воздействия, ни значимости. Биография Пабло Неруды, несомненно, один из ярких тому примеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diplomatic Activities of P. Neruda. Essay on a Political Biography

The destinies and biographies of some people are inextricably linked with politics and history. The life of Pablo Neruda confirms this fact, and expands the horizons of this relationship, not limited only to his homeland, but embracing, in fact, the whole world. Being a poet by vocation, endowed with this fateful gift, he had the opportunity to “talk” about many things in such a way that he was heard far beyond the borders of Chile. Being a diplomat by occupation and by conviction, he realized his potential as a humanist and peace fighter. His poetry and his life have become part of the world heritage, because Pablo Neruda, as he incredibly subtly and correctly noted, “a Chilean heart that contains the whole world.” Neruda’s diplomatic and political activities date back to 1927 and are undoubtedly a reflection of certain moods and trends of that period in Latin American history, and given the scale of his personality, they still arouse research interest to this day. Serious transformations of recent decades, outlining new contours of political existence, pose many questions to humanity and people, the answers to which can often be found in biographies that are filled with meaning and therefore have not lost either their impact or significance. The biography of Pablo Neruda is undoubtedly one of the most striking examples of this.

Текст научной работы на тему «Дипломатическая деятельность П. Неруды. Очерк политической биографии»

ПЕРСОНАЖИ ИСТОРИИ/ CHARACTERS OF HISTORY

УДК 94(83)

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-9-194-200

Дата поступления (Submitted) 23.08.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 04.09.2024

Дипломатическая деятельность П. Неруды. Очерк политической биографии

НАТАЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА ВАСИЛЬЕВА

доктор философских наук, профессор кафедры «Мировая политика» факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д.7/9.

e-mail: n52basil@gmail.com

ЗЕЙНАБ ЗЕЛИМХАНОВНА БАХТУРИДЗЕ

доктор политических наук, профессор высшей школы международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

195251, г. Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29.

e-mail: bahtur_zz@spbstu.ru

Аннотация. Судьбы и биографии некоторых людей неразрывно связаны с политикой и историей. Жизнь Пабло Неруды подтверждает этот факт, и расширяет горизонты этой взаимосвязи, не ограничиваясь лишь его родиной, а охватывая, по сути, весь мир. Будучи поэтом по призванию, наделенный этим судьбоносным даром, он имел возможность «говорить» о многом так, что был услышан далеко за пределами Чили. Будучи дипломатом по роду деятельности и по убеждению, он реализовывал свой потенциал гуманиста и борца за мир. Его поэзия и его жизнь стали частью мирового наследия, ведь Пабло Неруда как невероятно тонко и верно подмечено - «чилийское сердце, вместившее целый мир». Дипломатическая и политическая деятельность Неруды берут начало с 1927 года и несомненно являются отражением определённых настроений и тенденций того периода латиноамериканской истории, а учитывая масштаб его личности вызывают исследовательский интерес и поныне. Серьезные трансформации последних десятилетий очерчивая новые контуры политического бытия, ставят перед человечеством и человеком множество вопросов, ответы на которые часто можно отыскать в биографиях, наполненных смыслом и потому не потерявших ни силы воздействия, ни значимости. Биография Пабло Неруды, несомненно, один из ярких тому примеров.

Ключевые слова: дипломатия, гуманизм, космополитизм, конфликт, иммиграция, Испания, Чили

Diplomatic Activities of P. Neruda. Essay on a Political Biography

NATALIA A. VASILYEVA

Doctor of Philosophy, Professor of the Department of World Politics, Faculty of International Relations. Saint-Petersburg State University. 199034, 7/9, Universitetskaya embankment, Saint-Petersburg, Russia.

e-mail: n52basil@gmail.com

ZEYNAB Z. BAKHTURIDZE

Doctor of Political Sciences, Associate Professor, Professor of the Higher School of International Relations at the Humanitarian Institute. Peter the

Great Saint-Petersburg Polytechnic University. 195251, 29 Polytechnitcheskaya street, Saint-Petersburg, Russia.

e-mail: bahtur_zz@spbstu.ru

Abstract. The destinies and biographies of some people are inextricably linked with politics and history. The life of Pablo Neruda confirms this fact, and expands the horizons of this relationship, not limited only to

his homeland, but embracing, in fact, the whole world. Being a poet by vocation, endowed with this fateful gift, he had the opportunity to "talk" about many things in such a way that he was heard far beyond the borders of Chile. Being a diplomat by occupation and by conviction, he realized his potential as a humanist and peace fighter. His poetry and his life have become part of the world heritage, because Pablo Neruda, as he incredibly subtly and correctly noted, "a Chilean heart that contains the whole world." Neruda's diplomatic and political activities date back to 1927 and are undoubtedly a reflection of certain moods and trends of that period in Latin American history, and given the scale of his personality, they still arouse research interest to this day. Serious transformations of recent decades, outlining new contours of political existence, pose many questions to humanity and people, the answers to which can often be found in biographies that are filled with meaning and therefore have not lost either their impact or significance. The biography of Pablo Neruda is undoubtedly one of the most striking examples of this.

Keywords: diplomacy, humanism, cosmopolitanism, conflict, immigration, Spain, Chile

В июле 2024 года исполнилось 120 лет со дня рождения лауреата Нобелевской премии в области литературы Пабло Неруды (Рикардо Элиэсер Нефтали Рейес Басоальто), который прославился не только как поэт, но и как чилийский дипломат. Его дипломатическая деятельность началась в 1927 году и продолжалась всю жизнь. Представляется актуальным рассмотреть его дипломатическую деятельность как отражение тех идейных трендов, которые определяли особенность латиноамериканских подходов к событийной канве ХХ века, нашедших продолжение и в первой половине XXI века. Как отмечал В. Петровский, в прошлом руководитель штаб-квартиры ООН в Женеве, «в интересах упрочения международного взаимодействия и сотрудничества сила дипломатии должна прийти на смену дипломатии силы» [1]. При этом важно подчеркнуть, что термин «дипломатия» претерпел значительное смысловое расширение, что нашло свое воплощение в понятии «мировая дипломатия», отражающем инновационные процессы международной жизни: феномен дипломатии в ХХ-ХХ1 веках не ограничивается внешней политикой какой-либо страны или классической международной системой в целом, так как «с выходом на мировую сцену новых актеров, - транснациональных корпораций и неправительственных организаций - перед дипломатией открывается возможность играть свою собственную конструктивную роль в международном взаимодействии» [1]. Данные новшества в развитии мировой дипломатии нашли подтверждение и в докладе экспертной группы ООН «Мы, Народы: гражданское общество, Организация Объединенных Наций и глобальное управление», где говорится о «непрекращающемся процессе формирования космополитического права, основанного не на неоспоримой воле суверенных государств, а на общепринятых гражданских принципах и нормах. Кардинальным шагом вперед стало признание индивидуумов субъектами не только национального права, но и космополитических норм, проводимых в жизнь транснациональными институтами» [2]. Данный документ ООН, созданный экспертной группой под руководством известного бразильского общественного деятеля и экс-президента

Бразилии Э. Кардозу, ментально близок чилийскому дипломату Пабло Неруде, поскольку идея космополитизма понималась им в контексте развития идей гуманизма и неприятия войны как способа разрешения конфликтов.

Методологически идея космополитизма в том или ином виде дискутировалась философами разных эпох. По мнению античных философов, концепция космополитичного мироустройства в полной мере реализуется при условии, что человек станет распространять уважение и доброжелательное отношение, которое испытывает к людям вокруг себя, на людей в целом. В Новое время И. Кант сформулировал идею о вечном мире, которая в современных условиях приобретает новое звучание. Так, для реализации идеи И. Канта о вечном мире, по мнению бельгийского политического философа-постмарксиста Ш. Муфф, необходимо признать гетерогенность современного мира, т. к. «всякая социальная объективность в конечном итоге является политической» и «должна обнаруживать следы исключения, определяющего ее устройство», а «политическую практику следует рассматривать не как простое представление интересов предустановленных идентичностей, а как установление самих этих идентичностей в непрочной и всегда уязвимой области», то по сути «не нужно уничтожать оппонента - мы просто признаем разницу наших устройств» [3, с. 193].

Отсюда вытекает вывод о возможности объединения идей космополитичного и многополярного мира. По логике постмарксистов, идея космополитичного мира предполагает формирование соответствующих международных институтов, таких как мировая федерация, где участники будут весьма независимы и свободны. Но ни в коем случае не идет речи об унитарном государстве (И. Кант). Любопытно отметить тот факт, что для Канта основой человечности является такой критерий как разумность, а для Ш. Муфф такого критерия не существует, а «логика человеческих сообществ строится на различных по своим внутренним механизмах решениях, действиях, конкретных исторических событиях. И это различие всегда может привести к конфликту» [4]. «Главная цель левых сил отныне должна состоять в том, чтобы в полную

силу зазвучали все голоса, каждый из которых обладает своей собственной неискоренимой дискурсивной идентичностью» [5, р. 2]. Именно в таком методологическом ключе и можно рассмотреть подходы чилийского дипломата и коммуниста П. Неруды к проблематике дипломатической деятельности, как деятельности, направленной на сближение народов и борьбу с насилием и войной: «Это правда, что мир еще не избавился от войн, еще не отмылся от крови, не очистился от ненависти. Это правда. Но правда еще и то, что мы все явственнее понимаем одну истину: в зеркале мира отражается насилие, и лик его противен ему самому. Я все так же верю в возможность любви. И твердо знаю, что ценой страданий, крови и разбитых стекол люди достигнут взаимопонимания» [6, с. 354].

Дипломатическая деятельность П. Неруды в Юго-Восточной Азии.

Дипломатическая деятельность Пабло Неруды началась в 1927 году, когда он принял должность чилийского консула в Бирме. Несмотря на это назначение, экономические невзгоды, через которые ему пришлось пройти, помешали достигнуть улучшения отношений между Чили и этой частью мира.

Дипломатическое представительство от искусства, реализуемое в 1920-е годы, позволило людям искусства осуществлять дипломатическую деятельность в таких странах, как Париж, Лондон или Мадрид, в контексте такого подхода поэта П. Неруду предупредили о возможности получения должности дипломатического представительства. По словам Эдмундо Оливареса, специализирующегося на творчестве Пабло Неруды, после долгого путешествия Неруда прибыл в Бирму, где понял, что его положение как государственного служащего было не лучшим, так «он понял, что является консулом третьего сорта, и был по сути в крайней нищете. Хотя в нашей стране у него было такое состояние, там, в Янгоне, на него смотрели как на нищего с должностью» [7]. Кроме того, как отмечал Оливарес, «англичане плохо обращались с ним, потому что он был беден и приехал из маленькой страны, поэтому он стал своего рода изгоем», «у него не было никаких контактов с влиятельными личностями», поэтому говорить о каком-то дипломатическом наследии на этом этапе жизни П. Неруды не приходится [7].

За Бирмой последовали Цейлон, Сингапур, Голландская Ост-Индия. В воспоминаниях свое потрясение от пребывания в те годы в странах Южной Азии Пабло Неруда опишет следующим образом: «Восток поразил меня, представ моим глазам огромным и невезучим людским родом. <...> Миллионы людей в окрестностях Бомбея из ночи в ночь спят у дорог. У дорог они спят, рождаются и умирают. Нет жилья, нет хлеба, нет лекарств. В таком положении бросила свои колониальные владения цивилизованная, высоко-

мерная Англия. Она не оставила своим древним подданным школ, фабрик, жилищ, больниц, а только тюрьмы да горы бутылок из-под виски» [6, с. 128].

Справедливости ради говоря о европейской колонизации следует отметить, что наряду с получением огромных доходов метрополиями, колонии получили серьезный толчок к развитию. При британцах, например, Бирма стала крупнейшим мировым экспортёра риса, в стране шла активная стройка, прокладка новых дорог, освоение земель, лесопереработка, в начале ХХ века Бирма превратилась в одну из основных стран-нефтеэкспортёров. В Бирме появились системы административного управления, судебная система и налоговая служба, системы образования и здравоохранения, в 1920 г. был открыт первый университет. Таким образом, несмотря на то что огромную выгоду от развития колониальной экономики Бирмы получали колонизаторы, сама страна получила импульс к развитию, однако, это не помогло ей в дальнейшем стать развитым государством.

Важно отметить, что дипломатическая работа П. Неруды не была высокооплачиваемой, поскольку Чили была страной достаточно бедной, зависимой от экспорта своего основного богатства - меди и селитры. В воспоминаниях Неруда писал: «В Коломбо я имел право удерживать для себя (если деньги поступали) 166 долларов и 76 центов. Теперь же, становясь консулом сразу в двух колониях, я имел право удержать два раза по 166 долларов и 76 центов, то есть 333 доллара и 52 цента (если они будут поступать). Это значило для начала, что я уже смогу не спать на раскладушке. Мои материальные запросы не были чрезмерными» [6, с. 152]. Сложно представить себе современного европейского дипломата, который довольствовался бы столь малым.

Любопытны рассуждения П. Неруды по поводу того «зачем у Чили, крошечной республики, приютившейся у самого Южного полюса, было столько рассеянных по всему свету консульств». Осмысливая эту ситуацию, он приходит к следующему выводу: «в этих заморских землях отгружают для Чили джут, твердый парафин для свечного производства и, конечно же, чай, огромное количество чая. Мы, чилийцы, пьем чай четыре раза в день. А у нас он не растет. Помнится, случилась даже забастовка рабочих на селитряных копях из-за перебоев с этим экзотическим продуктом - чаем» [6, с. 153].

Важно подчеркнуть, что П. Неруда в полной мере понял все негативные стороны колониального господства Британии в Южной Азии, что во многом сформировало его мировоззрение, как гуманиста, который «приехал на Восток не для того, чтобы уживаться с временными колонизаторами, но затем, чтобы быть вместе с этим огромным неудачливым людским племенем и понять древний дух этого мира» [6, с. 137].

Следует особо отметить, что, путешествуя, познавая и открывая для себя мир других культур и другие реальности, восхищаясь или поражаясь увиденному, Пабло Неруда изливал это в своем творчестве, в частности в книге «Местожительство - Земля». Однако вместе с этим восприятием, становясь гражданином мира, он не переставал быть гражданином Чили. Здесь нет никакого противоречия, никакой наигранности, он так ощущал себя в мире, и совершенно закономерно и очень тонко сказано о нем «чилийское сердце, вместившее целый мир». Служба на Востоке конечно сыграла определенную роль в становлении его личности, возможно соприкосновение с другими культурами и позволило ему написать в своих мемуарах, что его жизнь была «соткана из множества жизней», однако здесь не столько важен этот внешний фактор, возможно смысловой сердцевиной его бытия была имманентно присущая ему склонность единовременно пребывать в различных измерениях, как в культурном, так и в географическом контексте. Он изучал не по отдельности себя и мир вокруг, он изучал и искал себя в этом меняющемся мире.

Дипломат-антифашист.

В дальнейшем дипломатическая деятельность П. Неруды была связана с Испанией, где в 1934 году он стал консулом в Барселоне, а затем в Мадриде. Дипломат П. Неруда тяжело воспринимал гражданскую войну в Испании, которая началась 18 июля 1936 года, и зверское убийство своего друга испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки. Неруда взял на себя ответственность заявить, что правительство Чили поддерживает испанских республиканцев, что вызвало недовольство чилийских официальных властей и он был в 1937 был срочно отозван из Испании. Будучи потрясённым происходящими событиями, Неруда писал: «Более пятисот тысяч человек, принимавших участие в войне и гражданских лиц, перешли французскую границу. Во Франции правительство Леона Блюма под давлением реакционных сил заключило их в концентрационные лагеря, разбросало по крепостям и тюрьмам или загнало в Африку, в районы близ Сахары» [6, с. 200].

Прийдя к власти правительство Народного фронта, отправило П. Неруду во Францию с краткосрочной миссией в 1938 году, как вспоминал сам дипломат «с миссией самой благородной, какую только мне случалось выполнять в жизни: вызволить из заключения испанцев и отправить их ко мне на родину. <...> Я стал консулом по вопросам испанской иммиграции - так говорилось в назначении» [6, с. 200]. Так он помогает республиканским беженцам эмигрировать в Чили. Впрочем, и здесь было непросто, о сложностях и перипетиях этого процесса чилийский дипломат писал в своих воспоминаниях, отмечая среди прочего тот факт, что от президента

Педро Агирре Серда, который ранее давал указание привезти в Чили оказавшихся в изгнании испанцев, пришла телеграмма, в которой он просил опровергнуть «необычайное известие» о том, что Неруда готовит приезд в Чили испанских эмигрантов. Телеграмма президента и этот запрос вызвали недоумение и привели дипломата в состояние смятения: «Совершенно один, без чьей-либо поддержки, я занимался с начала и до конца этим трудным делом - организовывал, рассматривал все дела и отбирал людей. К счастью, испанское правительство, находившееся в изгнании, понимало важность моей миссии, и все равно каждый день возникали новые и неожиданные препятствия. А между тем из концлагерей Франции и Африки, где скопились тысячи беженцев, прибывали или готовились отправиться в Чили сотни людей [6, с. 207].

Задаваясь вопросом о том, что делать в этой драматической ситуации, выполняя работу, которая представлялась ему некой кульминацией деятельности на этом поприще, Неруда пребывал в замешательстве. Позже, в воспоминаниях он напишет: «Моя рука, протянутая бойцам, которых подвергали преследованиям, означала для них спасение и выражала суть, существо моей родины, борющейся маленькой страны, готовой принять их. Телеграмма президента рушила все эти мечты» [6, с. 208].

Получив мудрый совет от Хуана Негрина и найдя поддержку у министра Даниэлья Ортега, дипломату удалось продолжить свой труд, который был так важен и значим и для тех, кому он старался помочь, и для него самого. Когда это весьма неожиданное препятствие было преодолено, эмигранты были погружены на «Виннипег», где «после долгой разлуки снова встретились жены с мужьями, отцы с детьми, добиравшиеся до парохода с разных концов Европы и Африки. К каждому прибывшему поезду спешила толпа ожидавших. В слезах, крича на ходу, они бежали за вагонами и в гроздьях человеческих лиц, выглядывавших в окошки, различали родное. А потом они шли на пароход. Тут были рыбаки, крестьяне, рабочие, интеллигенты, каждый из них - образец духовной силы, героизма, труда. Моя поэзия в борьбе и в действии помогала им обрести родину. Я был счастлив», - писал Пабло Неруда [6, с. 209].

Поддержка СССР в годы Второй мировой войны.

Что касается деятельности Пабло Неруды в странах Латинской Америки во время Второй мировой войны, ее основой и установкой стал антифашизм.

Сложно не согласиться с мнением о том, что «самый внушительный международный авторитет СССР завоевал в годы Второй мировой войны - авторитет поистине гигантский. Это в полной мере отразилось и в Латинской Америке, где под влиянием этого фактора многие лати-

ноамериканские государства установили с Советским Союзом дипломатические отношения, где прошла целая серия мощнейших кампаний солидарности с борьбой нашей страны против фашистских держав» [8]. Так, друг за другом страны региона стали устанавливать дипломатические отношения с Советским Союзом, в 1944 Коста-Рика, Никарагуа, Чили, в 1945 году

- Доминиканская Республика, Венесуэла, Бразилия, Боливия, Гватемала, Эквадор, в 1946 года

- Аргентина. В этот военный период (1939-1944 гг.) П. Неруда работает секретарем, затем консулом чилийского посольства в Мехико. Именно тогда он написал знаменитые стихи, посвященные битве под Сталинградом, восхищаясь мужеством и стойкостью советских солдат.

Как отмечают российские специалисты по Латинской Америке, еще в 80-х годах XVIII века наметились дипломатические контакты России в период правления Екатерины II, когда «предтеча освободительной борьбы народов Латинской Америки против испанского господства Франси-ско де Миранда, искавший в Европе помощи для развертывания освободительного движения» был принят в российской столице на высшем уровне [8]. Важно подчеркнуть, что идеи борьбы за свободу, независимость народов Латинской Америки нашли отражение и в идейных направлениях XX века, идеи социализма нашли отклик в среде латиноамериканской интеллигенции и рабочего класса. Как отмечает Л.С. Хейфиц, в этом регионе значительное влияние имели идеи Коммунистического Интернационала [9]. Важным этапом в оформлении идеологических позиций П. Неруды стало членство в Коммунистической партии Чили (1945). Именно тогда в наиболее четкой форме определились идейные основы дипломатической деятельности П. Неруды, как борца за мир во всем мире, как защитника всех угнетенных и эксплуатируемых народов, которые в этот послевоенный период стали активно развивать антиколониальную борьбу за право на самоопределение и государственность.

Народная дипломатия П. Неруды по борьбе за всеобщий мир после Второй мировой войны.

В результате сложной внутриполитической борьбы в Чили в послевоенный период Пабло Неруда в 1949 году оказался в изгнании, но именно тогда в наибольшей степени проявился его дипломатический талант, как общественного деятеля в борьбе за идеалы всеобщего мира и разоружения и нашел воплощение его главный принцип творчества и дипломатической деятельности - «Местожительство - Земля».

П. Неруда много путешествовал, в том числе и по Советскому Союзу, куда его пригласили как известного поэта-антифашиста. Он был участником Всемирного конгресса сторонников мира, что способствовало его активной деятельности в рамках народной дипломатии. Путешествуя по миру, П. Неруда во время встреч с политически-

ми деятелями и простыми гражданами постоянно пропагандировал гуманистические идеи: мира, добрососедства, безопасности, справедливости. Памятуя о том, какую роль играет в международных отношениях народная дипломатия, которая закладывает нравственную основу развития мира, привлекает внимание к необходимости решения глобальных проблем, вызовов и угроз, снимает барьеры в межциви-лизационных диалогах. В этом плане показателен пример дипломатических усилий П. Неруды по активизации движения сторонников мира в Индии. Прибыв в Дели в 1950 году, по поручению председателя Всемирного Совета Мира Жоли-о-Кюри, Неруда встретился с представителями различных политических направлений, чтобы на месте разобраться в возможностях развития индийского движения сторонников мира. «В Нью-Дели, уже в день приезда, в саду под большим зонтом, укрывшим меня от раскаленного солнца, я беседовал с несколькими важными представителями столичной общественности. Это были писатели, философы, духовные лица

- буддисты и индуисты, - люди обаятельные в своей простоте, лишенные какого-либо высокомерия. Они были едины в том, что борьба за мир отвечает духу их древней страны с ее прочными традициями доброжелательства и всепонима-ния. И мудро считали, что в движении сторонников мира не может быть места ни сектантству, ни гегемонии: ни буржуазия, ни коммунисты, ни буддисты не должны посягать на ведущую роль, ибо главная задача - добиться всеобщего участия в борьбе за мир. Я полностью согласился с ними» [6, с. 273]. Неудивительно, что об этом этапе жизни П. Неруды французский поэт Луи Арагон писал:

«Он изгнан, и он повсюду,

Он загнан, но все ему внемлют,

И звонкие песни Неруды,

Как воздух обходят землю» [10].

Вернувшись в 1953 году после демократических изменений в Чили, П. Неруда занялся активной политической деятельностью, был избран в сенат республики. С воодушевлением встретил революцию на Кубе, посвятив этому событию «Героическую песнь». В 1969 году Коммунистическая партия выдвинула Пабло Неруду в качестве кандидата на президентский пост. Однако он выступил в поддержку другого политика

- кандидата от блока «Народное единство» С. Альенде, который и одержал победу в 1970 году. Левая коалиция ставила своей целью добиваться политической и экономической самостоятельности Чили. В том же году П. Неруда был назначен послом во Францию, однако его дипломатическая деятельность продлилась недолго, поскольку левое правительство Чили подверглось сильнейшему внешнеполитическому и экономическому воздействию со стороны США. «Согласно документам ЦРУ, президент Р. Никсон

приказал предпринять шаги, направленные на то, чтобы чилийская экономика «закричала», что и стало основой долгосрочной дипломатии США по удушению экономики Чили путем эмбарго на медь и другие важнейшие экспортные ресурсы страны» [11]. В итоге 11 сентября 1973 года был организован военный переворот, в результате которого друг П. Неруды президент С. Альенде был убит. Возможно эти трагические события привели к смерти дипломата и поэта П. Неруды в сентябре 1973 года.

В 1971 году Пабло Неруда был удостоен Нобелевской премии по литературе «за поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента». Пожалуй, это самое точное определение его деятельности в ее неразрывной связи как поэта и диплома. Следуя своему убеждению всем своим творчеством, своей деятельностью на дипломатическом и политическом поприще, своей жизнью Неруда рассказывал о том, кто он есть, призывая и нас обрести ответ на вопрос, никогда не теряющий актуальности, о том, кто мы такие.

Пророческие строки из его стихотворения «Я буду жить.», написанного в далеком 1950 году, гласят:

«Я не умру. Сегодня, в этот день, вулканами увенчанный, я кану в народ, я ухожу в пространство жизни. Все это я хочу решить сегодня, сейчас, когда наемные убийцы, вооружившись «западной культурой»,

Литература и источники

в Испании вторят кровопролитье, и в Греции от виселиц темно, и Чили четвертовано бесчестьем, -всего не перечесть. Я остаюсь

с народами, дорогами, стихами, которые меня зовут, стучат руками звездными в мое окно» (перевод П. Груш ко).

Так и случилось. Мир разительно поменялся, но интерес к личности Пабло Неруды, к его удивительному наследию, его видению мира, которым он столь щедро поделился с человечеством, не иссякает.

Хочется согласиться со словами С.В. Лаврова, который отметил: «российско-чилийские дипломатические отношения были восстановлены сразу после крушения режима Пиночета в марте 1990 г. С тех пор они имели устойчивую тенденцию к развитию. Уверен, что так и будет в дальнейшем, какие бы конъюнктурные веяния ни овладевали отдельными чилийскими политиками. Нас многое объединяет - общие страницы истории, великий Тихий океан, торгово-экономическое взаимодействие, культурные, гуманитарные и образовательные обмены» [11]. Следует добавить, что нас объединяет и деятельность замечательного чилийского дипломата и поэта Пабло Неруды, который был и патриотом своей страны, и космополитом, стремившимся объединить человечество под знаком мира и добрососедства.

1. Петровский В. О тонкостях нашей профессии. URL: http://irelations.narod.ru/diplom.htm (дата обращения: 29.05.2024).

2. Мы, Народы: гражданское общество, Организация Объединенных Наций и глобальное управление. URL: https://iiaun.ru/publishing/collections/2004/we-the-people-civil-society-un-and-global-governance (дата обращения: 03.06.2024).

3. Муфф Ш. К агонистической модели демократии // Логос. 2004. № 2 (42). С. 180-197.

4. Башкина О. Философы — о возможности космополитичного мира URL: https://yeltsin.ru/news/filosofy-o-vozmozhnosti-kosmopolitichnogo-mira/ (дата обращения: 26.05.2024).

5. Crowder G. Chantal Mouffe's agonistic democracy. University of Newcastle, 25-27 September 2006. Pp. 2-10.

6. Неруда П. Признаюсь: я жил. Воспоминания. М.: Политиздат. 1978. 431 с.

7. Las adversidades económicas de Pablo Neruda como diplomático en Birmania // URL: https://www.bcn.cl/observatorio/ asiapacifico/noticias/adversidades-economicas-pablo-neruda-diplomatico-birmania (дата обращения: 06.06.2024).

8. Сизоненко А. Образ России в Латинской Америке. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1545 (дата обращения: 06.06.2024).

9. Хейфец В.Л., Хейфец Л.С. Коминтерн и Латинская Америка: люди, структуры, решения. М.: Политическая энциклопедия, 2019. 759 с.

10. Неруда в литературе и истории // Латинская Америка, 2005, № 2. URL: https://old.ilaran.ru/?n=302 (дата обращения: 06.06.2024).

11. Лавров С.В. 50 лет путчу в Чили: память и уроки. URL: https://rg.ru/2023/09/11/50-let-putchu-v-chili-pamiat-i-uroki.html (дата обращения: 06.06.2024).

References

1. Petrovskij V. O tonkostjah nashej professii. [About the intricacies of our profession]. Available at: http://irelations.narod.ru/diplom. htm (Accessed 29 May 2024).

2. My, Narody: grazhdanskoe obshhestvo, Organizacija Obedinennyh Nacij i global'noe upravlenie [We the Peoples: Civil Society, the United Nations and Global Governance]. Available at: https://iiaun.ru/publishing/collections/2004/we-the-people-civil-society-un-and-global-governance (Accessed 03 June 2024).

3. Muff Sh. K agonisticheskoj modeli demokratii. [Towards an Agonistic Model of Democracy] Logos. [Logos], 2004. no. 2 (42), pp. 180-197.

4. Bashkina O. Filosofy — o vozmozhnosti kosmopolitichnogo mira [Philosophers on the Possibility of a Cosmopolitan World Philosophers on the Possibility of a Cosmopolitan World]. Available at: https://yeltsin.ru/news/filosofy-o-vozmozhnosti-kosmopolitichnogo-mira/ (Accessed 29 May 2024).

5. Crowder G. Chantal Mouffe's agonistic democracy. University of Newcastle, 25-27 September 2006. Pp. 2-10.

6. Neruda P. Priznajus': ja zhil. Vospominanija [I confess: I lived. Memories]. Moscow, Politizdat Publ. 1978. 431 p.

7. Las adversidades económicas de Pablo Neruda como diplomático en Birmania. Available at: https://www.bcn.cl/observatorio/ asiapacifico/noticias/adversidades-economicas-pablo-neruda-diplomatico-birmania (Accessed 07 June 2024).

8. Sizonenko A. Obraz Rossii v Latinskoj Amerike [The Image of Russia in Latin America]. Available at: https://interaffairs.ru/jauthor/

material/1545 (Accessed 07 June 2024).

9. Hejfec V.L., Hejfec L.S. Komintern i Latinskaja Amerika: ljudi, struktury, reshenija [Comintern and Latin America: People, Structures, Decisions Comintern and Latin America: People, Structures, Decisions]. Moscow, Political Encyclopedia Publ., 2018. 758 p.

10. Neruda v literature i istorii [Neruda in Literature and History]. Latinskaja Amerika [Latin America], 2005. no. 2. Available at: https:// old.ilaran.ru/?n=302 (Accessed 07 June 2024).

11. Lavrov S.V. 50 let putchu v Chili: pamjat' i uroki. [50 years since the coup in Chile: memory and lessons]. Available at: https:// rg.ru/2023/09/11/50-let-putchu-v-chili-pamiat-i-uroki.html (Accessed 07 June 2024).

© «Клио», 2024 © Васильева Н.А., Бахтуридзе З.З., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.