Научная статья на тему 'Династия профессиональных строителей в средневековом Цахуре (по данным арабоязычных строительных надписей XIV-XV вв. )'

Династия профессиональных строителей в средневековом Цахуре (по данным арабоязычных строительных надписей XIV-XV вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦАХУР / СТРОИТЕЛЬНЫЕ НАДПИСИ / АРАБОЯЗЫЧНАЯ ЭПИГРАФИКА / ДИНАСТИЯ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Закарияев Замир Шахбанович

В статье анализируется содержание ряда арабоязычных строительных надписей XIV-XV вв. в Южном Дагестане. Эти эпиграфические памятники позволяют проследить профессиональную деятельность нескольких поколений одной семьи ремесленников-строителей из средневекового Цахура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Династия профессиональных строителей в средневековом Цахуре (по данным арабоязычных строительных надписей XIV-XV вв. )»

ДИНАСТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ЦАХУРЕ (по данным арабоязычных строительных надписей XIV—XV вв.)

® 20103акарияев З.Ш. Дагестанский государственный институт народного хозяйства

В статье анализируется содержание ряда арабоязычных строительных надписей XIV-XV вв. в Южном Дагестане. Эти эпиграфические памятники позволяют проследить профессиональную деятельность нескольких поколений одной семьи ремесленников-строителей из средневекового Цахура.

The author of the article analyzes a number of Arabic building inscriptions of the 14-15th centuries in Southern Dagestan. These epigraphic monuments show the professional activity of some generations of one family of builders from medieval Tsakhur.

Ключевые слова: Цахур, строительные надписи, арабоязычная эпиграфика, династия, средневековье.

Keywords: Tsakhur, building inscriptions, Arabic epigraphy, dynasty, the middle Ages.

Древнее высокогорное селение Цахур расположено в юго-западной части Дагестана, в верховьях реки Самур. В средневековую эпоху Цахур был крупным населенным пунктом, одним из политических, культурных и идеологических центров региона. Таковым Цахур предстает перед нами из сообщений нарративных письменных источников и средневековых эпиграфических памятников на арабском языке. Так, по сообщению Закарийи ал-Казвини (1203-1283), Цахур был большим, густонаселенным городом, столицей раннефеодального государства Лакз в Южном Дагестане. В Цахуре имелось медресе, которое основал знаменитый визирь сельджукских правителей Низам ал-Мулк, живший в XI веке [4. С. 371].

Среди богатейшего

эпиграфического наследия

Дагестана многочисленные

арабоязычные надписи Цахура и соседних цахурских селений

занимают важное место. Интенсивные поиски и исследование эпиграфических памятников на арабском языке в последние годы позволили нам достигнуть определенных результатов в изучении истории и культуры средневекового Цахура. В частности, новые ценные находки

средневековых арабских надписей, среди которых особое место занимает обнаруженная нами

строительная надпись 848 г. хиджры (1444-45 гг.) из цахурского селения Мишлеш, позволяют говорить о существовании в XIV—XV вв. в верховьях Самура, на территории Горного магала, неизвестной доселе местной мусульманской династии. Эта династия условно названа нами

Кадиридами, - по имени

предполагаемого основателя

династии - Кадир-бека.

Эпиграфические памятники на

арабском языке позволяют проследить правление кадиридских эмиров, наследовавших власть по прямой линии (от отца к сыну), на протяжении около ста лет (с середины XIV до середины XV в.) [2. С. 194-196].

Правление цахурских Кадиридов совпало по времени с резким

увеличением числа работ по

возведению и ремонту

мусульманских культовых

сооружений в цахурских селениях в конце XIV - первой половине XV вв. В последние годы нами здесь обнаружен ряд строительных надписей на арабском языке первой половины XV в., повествующих о

строительстве и восстановлении мечетей и минаретов. Сведения арабоязычных надписей об

интенсивной строительной

деятельности в верховьях Самура позволяют говорить об этом феномене как о «строительном буме» в регионе. Кстати, интенсивное строительство косвенно указывает на установление здесь в это время относительной политической стабильности.

Изучение средневековых

строительных надписей региона дало возможность говорить о существовании в Цахуре в XIV-XV вв. (возможно, и позже) целой

династии профессиональных

мастеров-строителей, в которой строительное ремесло передавалось от отца к сыну, и проследить профессиональную деятельность представителей нескольких

поколений этой семьи. Впервые на это обстоятельство обратил внимание А. Е. Криштопа. Анализ четырех арабоязычных надписей региона привел ученого к выводу о том, что они «отражают

деятельность между 1374 и 1432 гг. трех поколений одной семьи

ремесленников-профессионалов, связанных со строительным делом» [3. С. 143]. Они работали не только в родном селении Цахур, но и выполняли работу на заказ в других селениях региона, что указывает на их квалификацию и

профессиональную востребованность.

Так, согласно строительной надписи из селения Хнов, расположенного в верховьях Ахты-чая - правого притока Самура, здесь в мае-июне 1401 г. минарет построили мастер-профессионал (устаз) Хурсан сын Халифа и его сын Мамай аз-Захури (т.е. «из Цахура»). Эта надпись, которая была обнаружена и опубликована А. Р. Шихсаидовым, гласит:

«Владелец (сахиб) этого минарета и его строитель (амир) Хама, сын Абакара, сына Чакука, 2) сына

Базкуха, сына Хамма, сына Мамма, сына Хамма, и его жена Фатима, 3) дочь Араба. Построили они этот минарет ради Аллаха Великого из страха перед [адским] огнем и 4) желая рая. Строитель (амил) минарета устаз Х.зсаз (или Х.зсан, Х.нсан), сын Халифа 5) и его сын Мамма аз-Захури (Цахурский). Писец (катиб) этих строк Сулайман сын Мухаммада. 6) Имело место это событие в месяце шаввал восемьсот третьего года хиджры. 7) В этом же году подарил Курки (Гурги) мулк селению Киш ал-Хинав» [4. С. 234].

Немусульманское имя мастера, ввиду недостаточной сохранности надписи, выполненной почерком «насх», А. Р. Шихсаидов предлагал читать в вариантах «Х.зсаз», «Х.нсан», «Х.зсан». Чтение

последнего варианта, при отнесении точки к букве «х», А. Е. Криштопа предложил в форме «Хурсан» [3. С. 192]. По нашему мнению, ввиду отсутствия огласовок, одним из вариантов чтения этого имени может быть «Хирсан» (от

среднеперсидского «хирс» -

«медведь»). Известно, что правители

средневекового Лакза носили титул «хирсаншах» («медвежий шах» или «шах медведей») [1. С. 94].

Имя сына мастера А. Р. Шихсаидов читал в форме «Мамма». Мы предлагаем чтение «Мамай», трактуя последнюю букву как «йа». Именно такая форма имени этого человека встречается в одной из надписей начала XV в., которая обнаружена нами (об этом ниже). А. Р. Шихсаидов указывал, что в надписи из Хнова мастер (Хурсан) выступает в качестве строителя-профес-сионала, в то время как в лице его сына (Мамая) следует видеть ученика, «шагирда» [4. С. 236].

Профессиональное звание

мастера отмечено титулом «устаз» (устад). Это звание было наиболее универсальным среди

профессиональных званий зодчих и мастеров-строителей. Этим званием характеризовался человек

творческого труда, достигший высокой квалификации, прошедший соответствующие ступени

профессионального ученичества. Несомненно, что званием устада обладали зодчие, достигшие определенной степени признания и имевшие учеников [4. С. 236-237].

А. Е. Криштопа высказал предположение, что устаз Хурсан был также упомянут в утраченной ныне надписи на стене мечети селения Цахур [3. С. 143]. Надпись известна по неточному переводу Н. Г. Вучетича и приводится в книге Л. И. Лаврова:

«Начинаю во имя бога. Мечеть с минаретом основал, уповая на слова бога: «Не пропадут добрые дела», -Сафи Кадыр-бек-оглы по приказанию Хадиджата Магомет-кизы, в начале месяца раджаба, в четверг, в 677-м году магометанского

летоисчисления. Мастера: Харус и Гасан. Надпись эту писал Гамид. Это есть время основания Цахура по уничтожению селения Хиц, Исми-шамхалом» [5. С. 85].

Месяц раджаб 677 г. хиджры соответствует 18.11. - 17.12.1278 г.

Имя мастера приводится Н. Г. Вучетичем в форме «Харус», однако А. Е. Криштопа считает, что при восстановлении точки над конечной арабской буквой «син» читается имя «Хурсан» [3. С. 192]. Т. М. Айтберов указывал на то, что дата «677 г. хиджры» (1278 г.) зафиксирована в надписи в неверном, обратном чтении. Поэтому ее следует читать как «776 г. хиджры», что соответствует декабрю 1374 г.

После 1401 г., т.е. после составления известной хновской надписи, Хурсан сын Халифа перестает упоминаться в

строительных текстах. Напротив, начиная с этого времени, в надписях фигурирует его сын Мамай. В частности, Мамай, сын Хурсана, упомянут в строительной надписи из селения Мишлеш, которое расположено по соседству с Цахуром, выше по течению Самура. Это одна из самых оригинальных по манере письма средневековых надписей Дагестана, где сочетаются элементы арабских почерков «куфи» и «насх». Яркими особенностями письма являются треугольные клинья стволов букв и наличие характерных спиралевидных

завитков. Подобные завитки букв отмечены еще лишь в двух эпиграфических надписях из Дагестана: известной надписи 1150 г. из Рутула о строительстве «ханака» (общежития для суфиев), а также в обнаруженной нами трафаретной надписи из лакского селения Верхний Катрух, также датируемой XII в. Примечательно, что все три надписи с «завитками» выявлены в верховьях Самура, на территории нынешнего Рутульского района Дагестана.

Мишлешская надпись была сфотографирована З. А. Никольской в 1952 г. и издана Л. И. Лавровым, который считал, что надпись находится «в стене жилого дома» [5.

С. 87]. На самом же деле эта врезная надпись из шести строк нанесена на речной камень размером 32x26 см, который вмонтирован в стену мишлешского минарета. Перевод Л. И. Лаврова содержит ряд неточностей. Предлагаемое нами чтение и перевод надписи выглядят следующим образом:

^ 4^ V

■I}]!

и<'1 1Ь& <-_£& ^

С1ь-и| ^

«1) Нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад - посланник Аллаха. 2) Владычество принадлежит Аллаху Единому, Всепобеждающему. 3) Надпись остается на камне, а руки (написавшего надпись - 3.3.)

истлевают 4) под землей. Написал эту надпись 5) Ибрахим, сын Уста, -да помилует [их] Аллах! 6) Сделал (амила) Мамай сын Хурсана».

По палеографии надписи Л. И. Лавров относил ее составление ко времени «около XIII в.». Мы согласны с мнением А. Е. Криштопы, который предложил датировать эту надпись рубежом XIV-XV вв. [3. С. 192]. Дело в том, что в данной надписи мы имеем дело с более поздней стилизацией почерка «под куфи». Об этом убедительно свидетельствуют данные выявленных нами датированных строительных

надписей региона с упоминанием имени Мамая сына Хурсана. Эти надписи созданы в первой четверти XV в., следовательно, составление приведенной выше мишлешской надписи можно уверенно отнести к этому же времени.

Нам удалось значительно расширить круг строительных объектов, в возведении которых принимали участие представители указанной строительной династии из Цахура. В частности, Мамай, сын Хурсана, упоминается в строительной надписи, которая обнаружена нами в

стене мечети цахурского селения Микик. Арабоязычная эпиграфика этого старинного селения, расположенного в нижней части Горного магала, была прежде практически не изучена.

В восточной стене соборной мечети селения Микик установлен камень 39x27 см с врезной надписью из шести строк. Текст высечен почерком «насх» и помещен внутри врезной рамы. Надпись местами повреждена, некоторые имена читаются неуверенно. Чтение и перевод выполнен нами.

^ ^ 4л.оЬд

^ л?~ 3^*^

[■^0] [ся] ^)лС' У* 1 ^

| | С1ш 4_д1а1э о!

^ | ^ ‘ ^ ^ ^ ^ [о-^^^-] ~1>Г ^ 4£-1_1х^а^

_з ^ .'.У-

«1) Построил (бана) этот минарет ради лика Аллаха Благословенного... 2) Всемогущего, Величайшего, Преславного Кудай сын покойного, 3) счастливого Умара, [сына] покойного Зайда (?), - да примет Аллах [это] 4) от него и его жены по имени Фатима, дочери Бадала (?). 5) А возвели его (суннауху): мастер (устад) Мамай сын [Хурсана] и Рамадан (?) сын 6) Хасана. Написано это в пятнадцатый день [месяца] зу-л-хиджжа восемьсот десятого года».

Пятнадцатое число месяца зу-л-хиджжа 810 г. хиджры соответствует 12 мая 1408 г.

Благодаря этой надписи мы узнаем имена заказчиков, строителей, а также дату возведения микикского минарета, который к настоящему времени не сохранился. Впервые в средневековых строительных текстах Дагестана зафиксирована производная форма от глагола «санаа» (делать). Мы считаем, что это слово «^и_^» («мастеровые, ремесленники»). Минарет построил

профессиональный строитель Мамай б. Хурсан, впервые упоминаемый в

надписях как мастер (устад). Мы считаем, что это сын зодчего Хурсана б. Халифа. Примечательно, что имя второго строителя приводится в микикской надписи без профессионального звания «устад».

Еще одна средневековая датированная надпись с

упоминанием Мамая, сына Хурсана, выявлена нами в цахурском селении Хиях, которое расположено по соседству с Цахуром, ниже по течению Самура. Эпиграфика этого селения оставалась до последнего времени не изученной.

Врезная строительная надпись из семи строк нанесена на трапециевидную плиту 28x16 см, которая установлена во внешней стене михраба хияхской мечети. Текст высечен грубоватым почерком «насх» и содержит ошибки. Чтение и перевод надписи выполнены нами.

1^с- ^

^ас. 1 Т< I и

С1]1 ^ ^

«1) Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. [Построили ?] 2) эту мечеть истинно Мамай, сын Хурсана, и его жена Фатима. 3) И был у него мастер (устад), а с ним [еще] три мастера. Ради 4) лика Всевышнего Аллаха, из страха перед [адскими] мучениями от Аллаха 5) и надеясь на милость Аллаха. В дату: восемьдесят [и] 6) тринадцать. О, Аллах! Прости верующих мужчин и женщин, 7) мусульман и мусульманок Твоей милостью!»

Совершенно очевидно, что писец (катиб) надписи допустил ошибку при написании даты, начертав вместо «восемьсот» числительное

«восемьдесят». Таким образом, дату следует читать как «восемьсот тринадцатый год», что соответствует 06.05.1410 - 24.04.1411 г. Эта дата хронологически полностью

согласуется с данными других строительных текстов первой трети

XV века из верховьев Самура, где встречается имя зодчего Мамая, сына Хурсана. Следовательно, сооружение или восстановление мечети в Хияхе имело место спустя 2-3 года после строительства минарета в Микике.

Судя по всему, в хияхской надписи 813 г. хиджры Мамай, сын Хурсана, единственный раз упоминается не как

непосредственный мастер-

строитель, а как заказчик (организатор) строительства, ибо вместе с ним упоминается и его жена Фатима. Ее имя также встречается в дагестанской эпиграфике только однажды. В средневековых строительных надписях Дагестана супружеские пары выступали, как правило, в роли заказчиков, финансировавших строительные работы.

Глагол, обозначающий характер строительных работ, читается неуверенно, поэтому речь в надписи может идти как о непосредственном строительстве, так и о восстановлении (ремонте) мечети Хияха. Наличие датированной строительной надписи в Хияхе свидетельствует о том, что это цахурское селение в начале XV в. уже существовало. Хияхский мастер Ахмад, сын Алана, принимал участие в восстановлении соборной мечети селения Мишлеш в 1444-45 гг. Об этом сообщает строительный текст, обнаруженный нами в соборной мечети Мишлеша [2. С. 194].

После 813 г. хиджры (1410-11 г.) в надписях нет указаний на профессиональную деятельность мастера Мамая, сына Хурсана. Однако есть данные о том, что строительное ремесло мог унаследовать сын Мамая. В конце хорошо известной историкам надписи 1432 г. из Цахура о строительстве крепости и боевых столкновениях войска Цахура с войском Рутула и

«тюрками» упоминается «катиб» (профессиональный каллиграф-резчик надписей) Иса, сын Мамая аз-Захури, т.е. «Цахурский» [4. С. 271]. А. Е. Криштопа обоснованно считает его сыном Мамая б. Хурсана и внуком устаза Хурсана б. Халифа [3. С. 143].

Не исключено, что

профессиональная деятельность представителей этой ремесленной семьи из Цахура продолжалась и позже. В обнаруженной нами превосходной строительной надписи от 1600 г. из рутульского селения Амсар, которое также расположено в долине реки Самур, говорится о том, что строительные работы по возведению минарета осуществил мастер («уста») хаджи Мухаммад, сын Мамая Захури». Упомянутый в надписи «Мамай» из Цахура жил в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

XVI веке и, вполне возможно, мог

быть потомком мастера Мамая, сына Хурсана, жившего во второй половине XIV - первой половине XV вв., ибо в Дагестане издавна детям давали имена предков.

Таким образом, данные

эпиграфических памятников на арабском языке позволили нам

проследить профессиональную деятельность династии мастеров-строителей из средневекового Цахура, узнать имена

представителей этой династии, которые жили несколько столетий назад. Сведения, предоставляемые строительными надписями из

Южного Дагестана, являются ярким примером уникальных возможностей арабоязычной эпиграфики по

реконструкции исторического

прошлого народов Дагестана.

Примечания

1. Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хакаик» (XI—XII вв.). М., 2003. 2. Закарияев 3. Ш. Новые данные по средневековой истории юго-западного Дагестана (по сведениям арабских надписей XIV—XV вв.) // Актуальные проблемы истории Кавказа: Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Р. М. Магомедова (Махачкала, 14-15 апреля 2010 г.). Махачкала, 2010. С. 194-196. 3. Криштопа А. Е. Дагестан в XIII - начале XV вв. Очерк политической истории. М., 2007. 4. Шихсаидов А. Р. Эпиграфические памятники Дагестана Х-ХУП вв. как исторический источник. М., 1984. 5. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Часть 1. Надписи Х-ХУП вв. Тексты, переводы, комментарии, введение и приложения Л. И. Лаврова. М., 1966.

Статья поступила в редакцию 17.04.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.