Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА'

ДИНАМИКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средняя заработная плата / среднемесячный доход от трудовой деятельности / начальное и среднее профессиональное образование / высшее профессиональное образование / коэффициент опережения / average salary / average monthly income from work / primary and secondary professional education / higher professional education / the coefficient of advance

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карасева Лариса Алексеевна, Охрименко Алексей Арнольдович

Статья посвящена анализу динамики заработной платы преподавателей сферы профессионального образования субъектов Российской Федерации, территория которых полностью относилась к регионам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям по состоянию на 01.01.2018 г. Проанализированы региональные особенности изменения заработной платы педагогических кадров в 2013-2018 гг. на двух ступенях образования: начальном и среднем профессиональном образовании, и высшем профессиональном образовании, обусловленные необходимостью выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее по тексту Указ Президента РФ 2012 г.). Выделены факторы, определившие степень достижения к 2018 г. целевых индикаторов по уровню оплаты труда, преподавателей сферы профессионального образования по регионам страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карасева Лариса Алексеевна, Охрименко Алексей Арнольдович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAGE DYNAMICS OF VOCATIONAL EDUCATION EMPLOYEES IN FAR NORTH

The article analyzes the dynamics of wages of teachers in the sphere of professional education of the Russian Federation, which was applied to the regions of the far North and equated localities as of 01.01.2018. Analyzed regional features of changes in wages of the teaching staff in 2013-2018 on two levels of education: elementary and secondary professional education and higher professional education, due to the necessity of execution of the decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 No. 597 «On measures to implement the state social policy» (hereinafter referred to as the Decree of the President of the Russian Federation 2012). The factors that determined the degree of achievement by 2018 of target indicators on the level of remuneration of teachers of vocational education in the regions of the country are highlighted.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»

Экономика труда и социально-трудовые отношения

ДИНАМИКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНОВ

КРАЙНЕГО СЕВЕРА*

Карасева Лариса Алексеевна Кандидат экономических наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет (г. Москва, Россия),

Охрименко Алексей Арнольдович Кандидат экономических наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет (г. Москва, Россия)

Аннотация

Статья посвящена анализу динамики заработной платы преподавателей сферы профессионального образования субъектов Российской Федерации, территория которых полностью относилась к регионам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям по состоянию на 01.01.2018 г. Проанализированы региональные особенности изменения заработной платы педагогических кадров в 2013-2018 гг. на двух ступенях образования: начальном и среднем профессиональном образовании, и высшем профессиональном образовании, обусловленные необходимостью выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее по тексту Указ Президента РФ 2012 г.). Выделены факторы, определившие степень достижения к 2018 г. целевых индикаторов по уровню оплаты труда, преподавателей сферы профессионального образования по регионам страны.

Ключевые слова: средняя заработная плата, среднемесячный доход от трудовой деятельности, начальное и среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, коэффициент опережения.

ЛЕЬ коды: С18, С82.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00867 «Система образования в регионах Крайнего Севера: текущее состояние, проблемы и перспективы развития и модернизации».

Карасева Л.А., e-mail: karaseva@,econ.msu.ru Охрименко А.А., e-mail: ohrimenko @econ.msu. ru

Введение

Развитие северных регионов России, богатых природными ресурсами, необходимыми для развития страны в целом, является одной из приоритетных задач национальной экономики. Важное условие решения этой задачи - обеспечение указанных регионов профессиональными кадрами, подготовленными с учетом отраслевой специфики экономики. Все северные регионы нашей страны имеют отраслевые особенности, обусловленные, прежде всего, богатыми запасами полезных ископаемых, природно-климатическими условиями. В связи с этим подготовка кадров с начальным, средним и высшим профессиональным образованием по уникальным специальностям, а также по специальностям, требующим наличие умений и навыков работы в сложных природно-климатических условиях, является приоритетной задачей северных регионов.

Главное условие формирования и развития системы образования любого региона -наличие квалифицированных преподавательских кадров. Привлечение и сохранение кадрового потенциала системы образования северных регионов возможно лишь при условии достойного уровня оплаты труда, позволяющего компенсировать дополнительные расходы не только работников, но и членов их семей, связанные с экстремальными условиями проживания. В связи с этим для регионов Севера необходимость выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» является условием не только развития системы образования, но и экономики в целом. Согласно этому Указу, необходимо было обеспечить рост средней заработной платы четырех категорий педагогических работников, в том числе:

• преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования к 2018 г. до средней заработной платы в соответствующем регионе;

• преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования к 2018 г. до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Подписание Указа Президента РФ 2012 г. уже в 2013 г. привело к заметному росту заработной платы преподавателей системы профессионального образования по России в целом, а также по 12 субъектам Российской Федерации, территория которых полностью относится к регионам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В целом за период с 2013 г. по 2018 г. имели место как общие для анализируемых регионов тенденции в динамике оплаты труда педагогических кадров, включая систему профессионального образования, так и региональные особенности, обусловленные уровнем экономического развития региона, тенденциями в изменении самой системы профессионального образования, исходным соотношением между уровнем оплаты труда преподавателей учреждений профессионального образования и средней заработной платой по региону.

Участие авторов статьи в исследованиях, выполненных в интересах двух из 12 анализируемых субъектов Российской Федерации, показало, что для региональных органов исполнительной власти необходимость выполнения Указа Президента РФ 2012 г. была сопряжена не только с позитивными, но и с негативными социальными последствиями, к числу которых

относится, прежде всего, сокращение численности преподавательских кадров системы профессионального образования (Карасев и др., 2016). В целом по стране численность преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования сократилась в 2018 г. по сравнению с 2013 г. на 8,5%. В 9 из 12 анализируемых регионов Севера также имело место сокращение численности данной категории работников: от 3,2% в Республике Саха (Якутия) до 21,3% в Республике Коми. Численность преподавателей вузов в России уменьшилась за рассматриваемый период на 26,7%. Аналогичная тенденция имела место во всех регионах Севера. Наименьшее сокращение - на 24,2% - было в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра, а наибольшее - на 79,7% - в Ямало-Ненецком автономном округе. Нами предложена методика и проведены расчеты абсолютного и относительного изменения средней заработной платы указанных категорий работников по всем регионам страны, в том числе по регионам Севера, результаты которых заслуживают самостоятельного рассмотрения. В рамках данной статьи предпринята попытка объяснить причины принятия на региональном уровне указанных негативных мер для достижения необходимого уровня оплаты труда преподавателей системы профессионального образования.

1. Особенности динамики оплаты труда преподавателей разных уровней системы профессионального образования регионов Крайнего Севера

Экономическая деятельность в регионах Крайнего Севера осуществляется в тяжелых, порой экстремальных, природно-климатических условиях, что предполагает необходимость компенсации дополнительных затрат работников и членов их семей путем введения повышающих районных коэффициентов к заработной плате. В связи с этим уровень оплаты труда педагогических работников в регионах Севера должен быть выше, чем в среднем по стране. Индикатор выполнения Указа Президента РФ 2012 г. для системы профессионального образования - средняя заработная плата по региону. Следовательно, более высокий уровень средней заработной платы в северных регионах страны должен обеспечивать превышение оплаты труда педагогических работников над среднероссийским уровнем (Деркачев, 2014; Родина, 2014). Однако в течение 2013-2018 гг. уровень оплаты труда преподавателей системы профессионального образования в Республике Карелия и Республике Тыва был ниже, чем в среднем по России. В 2018 г. ниже среднероссийского уровня была и оплата преподавателей вузов в Архангельской области (см. табл. 1).

Вторая особенность, на которую необходимо обратить внимание при анализе динамики оплаты труда преподавателей системы профессионального образования - опережающий рост заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по сравнению со средним уровнем оплаты труда этой категории работников по России в целом в большинстве северных регионов. Указанная тенденция имела место в 8 регионах из 12. В системе высшего образования такое соотношение наблюдалось только в 3 регионах из 7.

Таблица 1.

Средняя месячная заработная плата преподавателей системы профессионально образования в

регионах Крайнего Севера1

№ п/п Начальное и среднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование

Регион руб. в месяц в % к средней по стране руб. в месяц в % к средней по стране

2013 2018 2013 2018 2013 2018 2013 2018

Российская Федерация 25 144 36 536 100 100 40 428 82 486 100 100

1 Чукотский автономный округ 69 722 97 519 277,3 266,9 2

2 Ямало-Ненецкий авт. округ 62 644 91 237 249,1 249,7 63 915 158,1

3 Сахалинская область 44 212 74 364 175,8 203,5 58 148 143,8

4 Магаданская область 48 540 72 382 193,0 198,1 54 646 135,2

5 Камчатский край 46 570 70 172 185,2 192,1 67 453 125 536 166,8 152,2

Ханты-

6 Мансийский авт. округ-Югра 59 483 64 963 236,6 177,8 78 331 129 956 193,8 157,5

7 Республика Саха (Якутия) 37 095 61 168 147,5 167,4 51 596 122 071 127,6 148,0

8 Мурманская область 38 940 51 585 154,9 141,2 49 872 106 470 123,4 129,1

9 Республика Коми 35 526 45 776 141,3 125,3 45 477 88 384 112,5 107,2

10 Архангельская область 27 943 41 304 111,1 113,1 44 333 77 843 109,7 94,4

11 Республика Карелия 23 448 35 234 93,3 96,4 33 148 68 080 82,0 82,5

12 Республика Тыва 21 309 31 354 84,7 85,8

1 Источник: таблица составлена авторами. Расчеты проведены на основе информации, опубликованной на сайте Росстата. URL: http://www.gks.ru/.

2 Знак «...» показывает, что данные не опубликованы Росстатом в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от единственных организаций.

Третья особенность - по всем регионам Севера имеет место более ощутимое превышение оплаты труда преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования по сравнению со средним уровнем по России, чем аналогичное соотношение по преподавателям вузов. Это свидетельствует о том, что в процессе выполнения Указа Президента РФ 2012 г. региональными органами власти больше внимания уделялось необходимости увеличения заработной платы преподавателей системы среднего профессионального образования, в которой в 2013-2018 гг. наблюдался рост числа студентов во всех северных регионах, кроме Архангельской области. За указанный период число студентов на этой ступени системы образования в регионах Севера увеличилось на 33,7%, а по России в целом - на 20,3%. В системе начального и высшего профессионального образования северных регионов происходило заметное сокращение числа студентов. В системе начального профессионального образования - на 27,9% в регионах Севера и на 28,1% в целом по стране; в вузах - на 39,8% в северных регионах и на 24,8% по России в целом.

Детальный анализ динамики оплаты труда преподавателей вузов затруднен в связи с тем, что данные, полученные от единственного респондента, не публикуются. В 2013 г. по двум регионам Севера не было необходимой информации, а к 2018 г. таких регионов было 5, что свидетельствует о сокращении числа вузов, осуществляющих подготовку высококвалифицированных кадров для этих регионов. Аналогичная тенденция наблюдается и по России в целом. За период с 2013/14 по 2017/18 учебный год число высших учебных заведений в нашей стране сократилось почти на 21%. Это происходило не только в результате закрытия неэффективных вузов, но и в результате их укрупнения. В анализируемых регионах Севера число вузов за указанный период сократилось на 8,6%. В связи с этим анализ оплаты труда преподавателей высших учебных заведений по указанным регионам возможен только по 7 субъектам Российской Федерации.

Учитывая некорректность использования показателя средней заработной платы в связи с особенностями методологии ее расчета для оценки хода выполнения Указа Президента РФ 2012 г., этот показатель применялся только до 2016 г., а с 2016 г. в качестве целевого индикатора используется среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), методика расчета которого разработана и утверждена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2015 № 698 (Лайкам, 2016; Лайкам и др. 2016; Уманец и др. 2016; Лайкам и др. 2017).

При оценке эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти и отдельных организаций системы профессионального образования по выполнению Указа Президента РФ 2012 г., как правило, учитывается только конечный результат достижения целевого индикатора (Таточенко и др., 2017). При этом в качестве основных факторов обеспечения выполнения Указа Президента рассматриваются только факторы внутри самой системы образования: объем финансирования расходов на оплату труда и численность работников. Однако, на наш взгляд, зависимость является более сложной: степень выполнения Указа Президента РФ 2012 г. определяется не только динамикой заработной платы педагогических кадров, но и исходным соотношением между уровнем оплаты труда преподавателей и средней заработной платой по региону, которое сложилось на момент начала выполнения

Указа Президента, а также динамикой средней заработной платы в целом по субъекту РФ. То есть степень достижения в 2018 г. целевых показателей Указа Президента РФ 2012 г. по заработной плате преподавателей системы профессионального образования зависит от:

• соотношения между уровнем оплаты труда преподавателей и средней заработной

г обр

платой по региону в базисном (2013) году: Л0 = —— :

—0

где /Ообр- средняя заработная плата преподавателей системы профессионального образования в базисном году, в качестве которого при проведении анализа в рамках данной статьи принят 2013 г.;

— - средняя заработная плата по региону в базисном (2013) году;

• коэффициента опережения (К), представляющего собой соотношение между темпами роста заработной платы преподавателей системы профессионального образования и темпами роста средней заработной платы по региону:

/-обр г

К = (—х100%) /(— X100%)

—0 —0

где —обр - средняя заработная плата преподавателей в текущем (отчетном) году; — - средняя заработная плата (доход от трудовой деятельности) по региону в отчетном году.

Следовательно, степень выполнения Указа Президента РФ 2012 г. зависит не только от темпов роста оплаты труда преподавателей системы профессионального образования, но также от соотношения между оплатой труда педагогических кадров и средней заработной платой по региону, которое сложилось до начала процесса реализации принятых решений, и от динамики средней заработной платы в целом по региону.

г обр

Степень достижения целевого индикатора в 2018 г. ( йъ = —5— ) определяется уровнем

—5

достижения этого индикаторов в 2013 г., умноженному на произведение цепных коэффициентов опережения за 2014-2018 гг.:

г обр /-обр 5

Л5 = ^ = —тхПК •

—5 —0 г = 1

Динамика цепных коэффициентов опережения на уровне региона позволяет оценить наличие или отсутствие долгосрочной стратегии, направленной на выполнение Указа Президента РФ 2012 г. Различия в соотношениях между уровнем оплаты труда преподавателей и средней заработной платой по регионам страны в базисном году определяют необходимость использования при формировании такой стратегии разных среднегодовых значений коэффи-

циента опережения. Отклонение в каком-либо году коэффициента опережения в меньшую сторону от среднегодового значения приводит к необходимости корректировки коэффициентов опережения в последующие годы в большую сторону. Если этого не происходит, то достижение целевого индикатора по оплате труда преподавателей становится невозможным.

Необходимость выполнения целевых индикаторов по уровню оплаты труда педагогических кадров сохраняется и в настоящее время, следовательно, предлагаемая методика анализа, на наш взгляд, может быть полезна для выработки долгосрочной стратегии повышения уровня оплаты труда педагогических работников, в том числе в сфере профессионального образования, не только на уровне субъектов РФ, но и на уровне отдельных организаций системы образования.

В рамках дальнейшего изложения проанализируем особенности динамики оплаты труда преподавателей каждого уровня системы профессионального образования, а также причины выполнения или невыполнения Указа Президента РФ 2012 г.

2. Динамика оплаты труда преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования

Развитие системы начального и среднего профессионального образования в регионах Севера - важное условие подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики регионов с учетом их отраслевой специализации.

На начальном этапе выполнения Указа Президента РФ 2012 г. имело место заметное увеличение заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования как по России в целом, так и по 6 из 12 рассматриваемых регионов Севера. В Чукотском автономном округе, Магаданской области и в Республике Саха (Якутия) в 2014 г. был наибольший темп прироста. Максимальный темп прироста заработной платы преподавателей и мастеров анализируемой ступени образования в 2014 г. имел место в Чукотском автономном округе -22,3%, что обеспечило региону переход со второй позиции в рейтинге по оплате труда в 2013 г. на лидирующую позицию.

Второй наиболее ощутимый прирост в большинстве регионов наблюдался в 2018 г., т.е. в год подведения итогов выполнения Указа. В наибольшей степени средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования за 2014-2018 гг. увеличилась в Сахалинской области - на 68,2% и в Республике Саха (Якутия) - на 64,9%. (см. табл. 2). В результате Сахалинская область с 6 места в 2013 г. в рейтинге регионов Севера по уровню оплаты труда данной категории работников переместилась на 3 место. Относительно невысокий уровень оплаты труда анализируемой категории преподавателей в Республике Саха (Якутия) привел лишь к небольшому повышению ее места в указанном рейтинге в 2018 г. по сравнению с 2013 г. - с 8 места регион переместился на 7-е.

Таблица 2.

Динамика средней месячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в регионах Крайнего Севера3

Регион Темп роста

в % к предыдущему году 2018 г. в % к 2013 г.

2014 2015 2016 2017 2018

Российская Федерация 110,1 103,6 104,1 107,9 113,4 145,3

Чукотский автономный округ 122,3 102,3 102,4 102,0 107,1 139,9

Ямало-Ненецкий авт. округ 105,9 104,0 104,8 110,7 114,0 145,6

Сахалинская область 114,9 102,8 110,4 107,2 120,3 168,2

Магаданская область 118,0 102,0 101,7 107,2 113,6 149,1

Камчатский край 108,4 112,2 113,1 100,2 109,2 150,7

Ханты-Мансийский авт. округ -Югра 101,8 97,4 105,1 101,8 102,9 109,2

Республика Саха (Якутия) 115,7 108,6 104,1 111,0 113,6 164,9

Мурманская область 106,3 101,8 103,6 106,5 110,9 132,5

Республика Коми 102,3 99,9 99,1 108,2 117,4 128,9

Архангельская область 110,6 103,4 99,9 111,9 115,6 147,8

Республика Карелия 106,7 102,1 103,9 112,0 118,5 150,3

Республика Тыва 113,5 105,5 102,6 103,5 115,8 147,1

В наименьшей степени оплата труда преподавателей начального и среднего профессионального образования увеличилась в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра - на 9,2%. В результате регион с 3 места в 2013 г. переместился на 6 место среди регионов Севера по величине изучаемого показателя. Каждый процент увеличения заработной платы в этом регионе приводил к увеличению заработной платы работников на 616 руб. в месяц (см. рис. 1 ), т.е. регион уступал по среднему абсолютному значению каждого процента прироста только Чукотскому и Ямало-Ненецкому автономным округам. Однако низкий среднегодовой темп прироста привел к общему увеличению уровня оплаты труда преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования за 2014-2018 гг. в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра только на 5480 руб. (см. рис. 2), что на 83% меньше, чем в Республике Тыва, которая замыкает рейтинг регионов Севера по величине рассматриваемого показателя.

Чукотский автономный округ в течение всего рассматриваемого периода являлся лидером по уровню оплаты труда преподавателей начального и среднего профессионального образования, благодаря максимальному абсолютному значению каждого процента прироста

этого показателя - 801 руб. Среднегодовой темп прироста анализируемого показателя в регионе был относительно невысоким - 6,9%. при среднем значении по России - 7,8%, в результате по абсолютному приросту заработной платы преподавателей системы начального и среднего профессионального образования за 2014-2018 гг. Чукотский автономный округ уступил Сахалинской области и Ямало-Ненецкому автономным округам (см. рис. 2).

Рисунок 1. Среднегодовое абсолютное значение 1% прироста средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в отдельных регионах Крайнего Севера (руб.)

Таким образом, место каждого региона в рейтинге по уровню оплаты труда по итогам рассматриваемого периода определяется не только темпом прироста показателя, и местом в рейтинге по уровню оплаты труда в 2013 г., но и средним абсолютным значением каждого процента такого прироста.

Рисунок 2. Абсолютный прирост заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в 2018 г. по сравнению с 2013 г., руб.

Для преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования целевым индикатором выполнения Указа Президента РФ 2012 г. является средняя заработная плата (доход от трудовой деятельности) по региону. В 2013 г., т.е. на начальном этапе выполнения Указа Президента РФ 2012 г., заработная плата преподавателей анализируемой ступени профессионального образования в целом по России и в 11 из 12 регионов Севера была ниже средней по соответствующему региону. Исключение составлял Ханты-Мансийский авт. округ-Югра (см. табл. 3), в котором выполнение целевого индикатора имело место в течение всего анализируемого периода. С 2014 г. достигла среднего уровня по региону оплата труда преподавателей начального и среднего профессионального образования в Чукотском автономном округе; с 2015 г. - в Камчатском крае.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует обратить внимание на то, что максимальный процент превышения заработной платы преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования над средней зарплатой по субъекту Российской Федерации в большинстве регионов Севера наблюдался в 2015 г., что, на наш взгляд, обусловлено политическими причинами - проведением выборной кампании различного уровня во всех субъектах Российской Федерации, кроме двух, не относящихся к северным регионам. В 2016 г. анализируемое соотношение изменилось не в пользу оплаты труда преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, что, на наш взгляд, свидетельствует об отсутствии в указанных регионах долгосрочной стратегии в области повышения уровня оплаты труда преподавателей системы профессионального образования.

В 2018 г., т.е. в год подведения итогов выполнения Указа Президента РФ 2012 г., значение целевого индикатора по оплате труда преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в целом по стране не было достигнуто. В 8 из 12 рассматриваемых регионов Севера Указ был выполнен. По 4 регионам имело место небольшое отклонение от целевого индикатора -на 0,1-0,6 процентных пункта при отклонении по стране в целом на 3,6 процентных пункта.

Таблица 3.

Заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в % к средней заработной плате по региону4

Регион 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Российская Федерация 83,9 84,9 93,5 91,5 93,2 96,4

Чукотский автономный округ 99,3 111,7 121,7 112,3 108,4 108,4

Ямало-Ненецкий авт. округ 90,2 89,2 101,0 93,4 97,8 103,0

Сахалинская область 91,3 93,1 95,9 101,6 103,7 113,4

Регион 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Магаданская область 85,0 92,9 101,5 96,7 97,5 99,6

Камчатский край 95,8 95,2 117,1 118,2 111,7 110,6

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 109,1 104,6 107,7 106,9 105,0 102,9

Республика Саха (Якутия) 80,4 84,6 95,2 91,5 97,0 99,5

Мурманская область 97,4 96,5 106,9 99,4 99,1 99,4

Республика Коми 95,2 91,5 103,6 92,0 94,8 102,1

Архангельская область 86,1 86,8 102,2 90,6 97,1 99,9

Республика Карелия 84,5 85,5 98,3 91,7 97,5 103,0

Республика Тыва 83,1 87,1 101,5 97,9 96,7 100,4

Рассмотрим причины, определившие степень выполнения Указа Президента РФ 2012 г. по отдельным регионам Севера. В целом по России заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования росла более высокими темпами, чем средний уровень оплаты труда, о чем свидетельствует величина коэффициента опережения за 2014-2018 гг., равного 1,149. Указанное соотношение имело место во все годы рассматриваемого периода, кроме 2016 г. (см. табл. 4). В 2015 г. коэффициент опережения имел максимальное значение, что было обусловлено причинами политического характера. Однако в 2013 г. заработная плата преподавателей системы начального и среднего профессионального образования была ниже среднероссийского уровня на 16,1%, что при достаточно серьезных усилиях, направленных на выполнение Указа Президента РФ 2012 г., не позволило в 2018 г. достичь среднего уровня оплаты труда преподавателей в данной сфере деятельности.

Таблица 4.

Анализ факторов достижения целевых показателей Указа Президента РФ 2012 г. по заработной плате преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования 5

Уровень Коэффициент опережения Уровень

Регион выполне- В целом выполне-

ния в 2013 г. 2014 2015 2016 2017 2018 за 20142018 гг. ния в 2018 г.

Российская Федерация 83,9 1,012 1,101 0,979 1,019 1,035 1,149 96,4

Чукотский автономный 99,3 1,125 1,089 0,923 0,966 0,999 1,091 108,4

округ

Ямало-

Ненецкий 90,2 0,988 1,132 0,925 1,047 1,053 1,142 103,0

авт. Округ

Регион Уровень выполнения в 2013 г. Коэффициент опережения Уровень выполнения в 2018 г.

2014 2015 2016 2017 2018 В целом за 20142018 гг.

Сахалинская область 91,3 1,020 1,030 1,059 1,021 1,093 1,242 113,4

Магаданская область 85,0 1,093 1,092 0,953 1,008 1,021 1,171 99,6

Камчатский край 95,8 0,993 1,230 1,009 0,945 0,990 1,154 110,6

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 109,1 0,959 1,029 0,993 0,982 0,980 0,943 102,9

Республика Саха (Якутия) 80,4 1,053 1,125 0,961 1,060 1,025 1,238 99,5

Мурманская область 97,4 0,990 1,108 0,930 0,996 1,003 1,020 99,4

Республика Коми 95,2 0,961 1,133 0,888 1,031 1,076 1,072 102,1

Архангельская область 86,1 1,008 1,178 0,886 1,072 1,028 1,160 99,9

Республика Карелия 84,5 1,012 1,150 0,933 1,063 1,056 1,219 103,0

Республика Тыва 83,1 1,048 1,166 0,964 0,988 1,038 1,208 100,4

В регионах Севера, кроме Ханты-Мансийского автономного округа-Югра величина коэффициента опережения в целом за 2014-2018 гг. была больше единицы, т.е. рост заработной платы преподавателей системы начального и среднего профессионального образования обгонял рост среднего уровня оплаты труда по региону. В 9 регионах максимальное значение этот показатель также имел в 2015 г., а минимальное - в 2016 г. Но на степень достижения целевого индикатора в 2018 г. это оказало разное влияние. По 8 рассматриваемым регионам высокое значение коэффициента опережения в целом за 2014-2018 гг. стало главным фактором выполнения Указа Президента РФ 2012 г. в 2018 г.

В Ханты-Мансийском автономном округе-Югра величина коэффициента опережения в 2014-2018 гг. была меньше единицы, т.е. главным фактором, обеспечившим выполнение этим регионом Указа Президента РФ 2012 г., являлось превышение в 2013 г. на 9,1% оплаты труда преподавателей системы начального и среднего профессионального образования по сравнению со средней заработной платой по региону.

Республика Саха (Якутия) по величине коэффициента опережения уступала только Сахалинской области, т.е. в регионе предпринимались серьезные меры, направленные на повышение уровня оплаты труда анализируемой категории работников. Однако низкая величина исходного соотношения между заработной платой преподавателей организаций начального и среднего профессионального образования и средним уровнем оплаты труда по региону -

80,4% - не позволила этой республике обеспечить достижение целевого индикатора Указа Президента РФ 2012 г. в 2018 г. Аналогичная ситуация имела место в Мурманской и Архангельской областях.

3. Динамика оплаты труда преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования

Подготовка высококвалифицированных кадров с учетом отраслевой специфики регионов является главным условием успешного решения стратегических задач, стоящих перед регионами Севера. Уровень образования населения региона - один из главных показателей потенциала его социально-экономического развития. Из 12 рассматриваемых в рамках данной статьи регионов Севера, только в 4 регионах по данным переписи населения России 2010 г. доля лиц с высшим образованием среди взрослого населения была выше, чем в среднем по России (193 чел. на 1000 чел. взрослого населения): в Ханты-Мансийском автономном окру-ге-Югра - 248 чел.; в Ямало-Ненецком автономном округе - 267 чел.; в Камчатском крае -243 чел., в Магаданской области - 239 чел.

Развитие системы высшего образования в северных регионах невозможно без сохранения и дополнительного привлечения высококвалифицированных кадров преподавателей. Необходимым условием для этого является достойный уровень оплаты труда с учетом экстремальных природно-климатических условий этих регионов.

Необходимость выполнения Указа Президента РФ 2012 г. привела к заметному росту уровня оплаты труда преподавателей высшей школы. В целом по стране за 2014-2018 гг. заработная плата этой категории работников увеличилась более чем в 2 раза. Из 7 регионов Севера, по которым есть все необходимые данные за указанные годы, на первом месте в рейтинге по уровню оплаты труда преподавателей вузов находится Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, в котором самый низкий темп прироста указанного показателя за 20142018 гг. - 65,9% (см. табл. 5) и, соответственно, самый низкий среднегодовой темп прироста - 10,7%. Наиболее высокими темпами увеличивалась заработная плата преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования в Республике Саха (Якутия) - в среднем ежегодно на 18,8%.

Таблица 5.

Динамика средней месячной заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования в регионах Крайнего Севера6

Регион Темп роста

в % к предыдущему году 2018 г. в % к 2013 г.

2014 2015 2016 2017 2018

Российская Федерация 116,7 107,4 108,5 116,0 129,2 204,0

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 106,3 106,0 104,6 119,8 117,4 165,9

Камчатский край 92,3 110,6 102,7 120,1 147,8 186,1

Республика Саха (Якутия) 112,7 104,2 104,5 112,3 171,7 236,6

Мурманская область 107,8 110,6 97,9 115,9 157,9 213,5

Республика Коми 111,5 108,1 100,3 113,3 141,9 194,3

Архангельская область 103,2 105,3 101,0 107,4 149,0 175,6

Республика Карелия 116,1 107,9 106,2 119,8 128,9 205,4

Ямало-Ненецкий авт. округ 118,2 110,0 137,9

Сахалинская область 114,4 102,2 104,2

По стране в целом максимальный темп прироста заработной платы преподавателей системы высшего образования имел место в 2018 г., т.е. в год подведения итогов выполнения Указа Президента РФ 2012 г. Аналогичная ситуация имела место в 6 из рассматриваемых регионов Севера. Максимальный темп прироста был в 2018 г. в Республике Саха (Якутия) -71,7%. В результате уровень оплаты труда анализируемой категории преподавателей увеличился в регионе почти в 2,4 раза. Республика Саха (Якутия) сохранила третье место в рейтинге регионов Севера по уровню оплаты труда преподавателей вузов, но разница с Камчатским краем, который занимал второе место в рейтинге, сократилась с 15,9 тыс. руб. в 2013 г. до 3,5 тыс. руб. в 2018 г.

Первое место в рассматриваемом рейтинге сохранил Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, благодаря самому большому среднему абсолютному значению каждого процента прироста - 969 руб. (см. рис. 3) при низком темпе прироста.

Республика Саха (Якутия) 750

Ханты-Мансийский авт. округ-... 969

Республика Карелия

) 200 400 600 800 1000 1200

Рисунок 3. Среднегодовое абсолютное значение одного процента прироста средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования в отдельных регионах Крайнего Севера (руб.)

Аналогичная ситуация имела место и в Камчатском крае, который на протяжении анализируемого периода стабильно находился на втором месте в рейтинге по оплате труда преподавателей высшей школы среди регионов Севера.

В Архангельской области и Республике Карелия самое низкое среднее абсолютное значение каждого процента прироста заработной платы преподавателей вузов. В результате в этих регионах за весь рассматриваемый период прирост заработной платы преподавателей учреждений высшего образования был меньше, чем по России в целом (см. рис. 4), что определило сохранение за этими регионами последних мест в рейтинге регионов Севера по уровню анализируемого показателя.

В отличие от системы начального и среднего профессионального образования в вузах Севера до 2018 г. не наблюдалось резких колебаний в динамике средней заработной платы преподавателей. Более высокие темпы роста во всех регионах имели место в 2017-2018 гг.

Камчатский край

Республика Саха (Якутия)

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра

Мурманская область Архангельская область Республика Коми Республика Карелия Российская Федерация

О 40 000 8 0 000

Рисунок 4. Абсолютный прирост заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования в 2018 г. по сравнению с 2013 г., руб.

Самый большой абсолютный прирост средней заработной платы преподавателей системы высшего образования в 2018 г. по сравнению с 2013 г. был в Республике Саха (Якутия), что привело к сокращению разницы в оплате труда преподавателей вузов в этом регионе по сравнению с лидером - Ханты-Мансийским автономным округом-Югра с 26,7 тыс.руб. в 2013 г. до 7,9 тыс. руб. в 2018 г.

Указом Президента РФ 2012 г. было предусмотрено повышение заработной платы преподавателей учреждений высшего профессионального образования к 2018 г. до 200% от средней заработной платы в регионе. В 2019 г. необходимость выполнения этого соотношения сохранена. По России в целом в 2018 г. установленный целевой индикатор был достигнут: заработная плата преподавателей вузов была больше среднего дохода от трудовой деятельности на 117,7%. Из 7 регионов Севера, по которым проводился анализ, в системе высшего профессионального образования целевой индикатор был достигнут только в двух регионах - Ханты-Мансийском автономном округе-Югра и в Мурманской области (см. табл. 6).

Таблица 6.

Заработная плата преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования в % к средней заработной плате по региону7

Регион 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Российская Федерация 134,9 144,7 165,2 168,6 184,6 217,7

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 143,6 143,8 161,1 159,1 184,0 205,8

Камчатский край 138,8 117,3 142,3 130,4 147,6 197,8

Республика Саха (Якутия) 111,8 114,6 123,7 119,4 128,1 198,6

Мурманская область 124,8 125,2 150,8 132,5 143,6 205,2

Республика Коми 121,9 127,6 156,3 140,4 151,5 197,1

Архангельская область 136,5 128,5 154,1 137,9 141,9 188,2

Республика Карелия 119,4 131,6 159,8 152,3 173,2 199,0

Ямало-Ненецкий авт. округ 92,0 101,5 121,6 148,1

Сахалинская область 120,0 121,9 124,8 124,8

Следует отметить, что заметный опережающий рост заработной платы преподавателей системы высшего образования по сравнению со средним уровнем оплаты труда по региону имел место в 2015 г. В 2016 г. наблюдалось обратное соотношение между темпами роста указанных показателей почти во всех регионах, кроме Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2017-2018 гг. оплата труда преподавателей вузов увеличивалась опережающими темпами, что подтверждают данные табл. 7.

Таблица 7.

Анализ факторов достижения целевых показателей Указа Президента РФ 2012 г. по заработной плате преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования в 2018 г. 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регион Уровень выполнения в 2013 г. Коэффициент опережения Уровень выполнения в 2018 г.

2014 2015 2016 2017 2018 В целом за 20142018 гг.

Российская Федерация 134,9 1,072 1,142 1,021 1,095 1,179 1,613 217,7

7 Источник: таблица составлена авторами. Расчеты проведены на основе информации, опубликованной на сайте Росстата. URL: http://www.gks.ru/.

8 Источник: таблица составлена авторами. Расчеты проведены на основе информации, опубликованной на сайте Росстата. URL: http://www.gks.ru/.

Коэффициент опережения

Регион Уровень выполнения в 2013 г. 2014 2015 2016 2017 2018 В целом за 2014- Уровень выполнения в 2018 г.

2018 гг.

Ханты-

Мансийский авт. округ-Югра 143,6 1,001 1,120 0,988 1,157 1,118 1,433 205,8

Камчатский край 138,8 0,845 1,213 0,916 1,132 1,340 1,425 197,8

Республика Саха (Якутия) 111,8 1,025 1,080 0,965 1,073 1,550 1,777 198,6

Мурманская область 124,8 1,004 1,204 0,878 1,084 1,429 1,644 205,2

Республика Коми 121,9 1,046 1,225 0,898 1,079 1,300 1,616 197,1

Архангельская область 136,5 0,941 1,199 0,895 1,029 1,326 1,378 188,2

Республика Карелия 119,4 1,102 1,214 0,953 1,137 1,149 1,667 199,0

По России в целом выполнение целевого индикатора по оплате труда преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования обусловлено действием двух факторов: соотношением между оплатой труда преподавателей вузов и средней заработной платой по стране, сложившимся в 2013 г., и высоким значением коэффициента опережения - 1,613, показывающим, что темп роста заработной платы преподавателей вузов был в 1,613 раза выше, чем темп роста средней зарплаты по стране в целом.

В Ханты-Мансийском автономном округе-Югра Указ Президента РФ 2012 г. был выполнен за счет одновременного примерно одинакового влияния двух указанных факторов. В Мурманской области главное влияние оказало достаточно большое значение коэффициента опережения.

Самое высокое значение коэффициента опережения было в Республике Саха (Якутия), т.е. регион предпринимал серьезные усилия, направленные на достижение целевого индикатора. Однако в 2013 г. заработная плата преподавателей вузов в регионе была лишь на 11,8% выше среднего заработка по региону, что не позволило достигнуть в 2018 г. установленного соотношения. Чтобы выполнить Указ Президента РФ 2012 г. коэффициент опережения в Республике Саха (Якутия) должен быть 1,789.

Аналогичная ситуация имела место в Республике Карелия и Республике Коми. Камчатский край при высоком уровне оплаты труда преподавателей учреждений высшего профессионального образования не достиг целевого индикатора в 2018 г. Главная причина заключается в относительно невысоком значении коэффициента опережения. Для выхода на

необходимый уровень выполнения Указа Президента РФ 2012 г. коэффициент опережения в этом регионе должен быть равен 1,441.

Таким образом, даже сокращение численности преподавателей вузов регионов Севера не обеспечило выполнение Указа Президента РФ 2012 г. по 5 из 7 анализируемых субъектов РФ. При исходном соотношении между оплатой труда преподавателей вузов и средней заработной платой по региону, которое имело место по России в целом - 134,9%, и фактически сложившимся значением коэффициента опережения за 2014-2018 гг. в Республике Саха (Якутия) степень достижения целевого индикатора в 2018 г. составила бы 239,7%; в Республике Карелия - 224,9%; в Республике Коми - 218,0%. Следовательно, по регионам Севера с высоким уровнем средней заработной платы в 2013 г. анализ хода выполнения Указа Президента РФ 2012 г. является еще более сложной задачей. В этих условиях важное значение приобретает выработка обоснованной долгосрочной стратегии в области повышения оплаты труда преподавателей системы высшего профессионального образования, необходимым элементом которой является прогнозирование величины коэффициента опережения, предполагающее наличие достаточно точных оценок динамики средней заработной платы по региону.

Заключение

Полученные на данном этапе работ результаты, представленные в рамках данной статьи, на наш взгляд, доказывают необходимость комплексного анализа всех факторов выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». На достижение целевых индикаторов Указа Президента оказывают влияние не только факторы, формируемые в рамках системы профессионального образования, но и находящиеся вне сферы влияния этой системы. Результаты их анализа частично представлены в данной статье. В последующих исследованиях предполагается провести анализ процесса формирования коэффициента опережения, который необходим для прогнозирования величины этого показателя.

В рамках проведенного исследования нами получены также результаты, отражающие влияние на уровень средней заработной платы преподавателей внутренних факторов системы профессионального образования. Результаты указанных расчетов предполагается представить в последующих работах.

Важным условием выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 в последующие годы является выработка на региональном уровне и уровне отдельных организаций системы образования долгосрочной стратегии, опирающейся на результаты прогнозных оценок динамики средней заработной платы по региону, а также на результаты комплексного анализа внутренних и внешних факторов, определяющих степень достижения целевых индикаторов, предусмотренных Указом Президента РФ.

Список литературы

Деркачев П. В. Межрегиональные различия в решении задачи повышения заработной платы педагогических работников // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 128-147.

Карасев О.И., Карасева Л.А., Охрименко А.А. Методологические проблемы расчета и использования показателя средней заработной платы в качестве индикатора эффективности региональной социальной политики в России // Вопросы статистики. 2016. № 12. С. 3-12.

Лайкам К.Э. О развитии системы статистических показателей заработной платы // Вопросы статистики. 2016. № 10. С 3-11.

Лайкам К.Э., Зайнуллина З.Ж., Зарова Е.В. Методология расчета среднемесячной заработной платы // Вопросы статистики. 2016. № 7. С. 52-56.

Лайкам К.Э., Зарова Е.В., Зайнуллина З.Ж., Рыжикова З.А., Мусихин С.Н. Обоснование изменений методики расчета среднемесячной заработной платы наемных работников // Вопросы статистики. 2017. № 6. С. 3-8.

Родина Н. В. Межрегиональные различия в заработной плате педагогов до и после принятия указов о повышении оплаты труда // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 64-79.

Таточенко И. М., Таточенко А. Л., Оздарбиев Р. Г. О разработке методики количественной оценки результатов выполнения субъектами Федерации положений «майских указов» Президента РФ, касающихся оплаты труда педагогических работников общего образования // Электронный научный журнал. 2017. № 1-2. С. 167-177.

Уманец Л.В., Лайкам К.Э., Жихарева О.Б. О статистическом наблюдении за дифференциацией работающих по размерам начисленной заработной платы // Вопросы статистики. 2016. № 10. С. 31-43.

Labor Economics and Social-Labor Relations

WAGE DYNAMICS OF VOCATIONAL EDUCATION EMPLOYEES IN FAR NORTH

Larisa A. Karaseva Ph.D., Associate professor Lomonosov Moscow State University, Faculty of Economics (Moscow, Russia),

Aleksey A. Okhrimenko Ph.D., Associate professor Lomonosov Moscow State University, Faculty of Economics (Moscow, Russia)

Abstract

The article analyzes the dynamics of wages of teachers in the sphere of professional education of the Russian Federation, which was applied to the regions of the far North and equated localities as of 01.01.2018. Analyzed regional features of changes in wages of the teaching staff in 20132018 on two levels of education: elementary and secondary professional education and higher professional education, due to the necessity of execution of the decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 No. 597 «On measures to implement the state social policy» (hereinafter referred to as the Decree of the President of the Russian Federation 2012). The factors that determined the degree of achievement by 2018 of target indicators on the level of remuneration of teachers of vocational education in the regions of the country are highlighted.

Key words: average salary, average monthly income from work, primary and secondary professional education, higher professional education, the coefficient of advance.

JEL codes: C18, C82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.