Научная статья на тему 'ДИНАМИКА УТОМЛЕНИЯ ДИСПЕТЧЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ВО ВРЕМЯ ДНЕВНЫХ И НОЧНЫХ ДЕЖУРСТВ '

ДИНАМИКА УТОМЛЕНИЯ ДИСПЕТЧЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ВО ВРЕМЯ ДНЕВНЫХ И НОЧНЫХ ДЕЖУРСТВ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF FATIGUE IN RAILWAY DISPATCHERS DURING NIGHT AND DAY SHIFTS

A decrease of fatigue and a rise of the working capacity in railway dispatchers may be attained by shortening the time of shifts, by use of devices and apparatus facilitating the work and by introduction of industrial physical exercises. The best time for performing industrial physical exercises is the period prior to excessive strain, i. e. during day shifts on the 6th and 9th hour of work and at night — on the 9th hour. Besides, in order to improve the functional state physical exercises should be performed before the night shifts.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА УТОМЛЕНИЯ ДИСПЕТЧЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ВО ВРЕМЯ ДНЕВНЫХ И НОЧНЫХ ДЕЖУРСТВ »

УДК 613.6:(556.071.7«372»

ДИНАМИКА УТОМЛЕНИЯ ДИСПЕТЧЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ВО ВРЕМЯ ДНЕВНЫХ И НОЧНЫХ ДЕЖУРСТВ

Г. К. Борисов

Ленинградский научно-исследовательский институт физической культуры

Автоматизация и механизация повысили роль диспетчера на железнодорожном транспорте. Диспетчер руководит движением десятков поездов на 25—35 станциях и остановочных пунктах, делая соответствующие отметки на графике и в специальных журналах, обрабатывая информацию, поступающую с мест в виде телеграмм, телефонных и селекторных разговоров. Достаточно указать, что число селекторных и телефонных разговоров, проводимых диспетчером за время дежурства, достигает пятисот и выше. Полученная же информация не просто регистрируется, а требует немедленного анализа, принятия решения и отдачи необходимого распоряжения.

Высокая личная ответственность за судьбы людей и материально-технические ценности, большой объем, интенсивность и плотность работы (86—98%), отсутствие регламентированных перерывов при 12-часовом дежурстве — все это делает труд диспетчера напряженным и утомительным. Проблема утомляемости диспетчера уже изучалась в связи с введением диспетчеризации на железнодорожном транспорте (А. 3. Редько с соавторами, и др.), причем сравнивались варианты 8- и 12-часового дежурства. В послевоенные годы появился ряд работ М. Г. Бабаджаняна с сотрудниками, исследовавших утомляемость диспетчеров железнодорожного транспорта после 12-часового дежурства. Работ по изучению динамики утомления диспетчера мы не встретили.

Исследования проведены нами непосредственно на рабочих местах 37 диспетчеров Октябрьской железной дороги. Интересующие нас показатели мы снимали перед началом дежурства, через 30 мин. после окончания работы и 5 раз в течение дежурства. Регистрировали пульс, максимальное и минимальное артериальное давление, максимальное давление крови височной артерии, скорость зрительно-моторной реакции, устойчивость, объем и переключаемость внимания (таблица Платонова). Исследования проводили в условиях, не отличающихся от санитарных норм, установленных Министерством путей сообщения для диспетчерских помещений. Все полученные данные обработаны методом вариационной статистики. При коэффициенте достоверности (Г), превышающем 3, цифровые значения указывали без сноски на достоверность данных.

Наблюдения показали, что продолжительная работа, связанная с высоким эмоциональным напряжением, накладывает отпечаток на деятельность центральной и вегетативной нервной системы, двигательного анализатора и других функций организма. Так, нарушаются функции ве-стибуляторного аппарата (пошатывание при ходьбе, неустойчивость в позе Ромберга), что, кстати сказать, отмечают М. Г. Бабаджанян с сотрудниками, а также К. Киряков. Появляется тремор рук и век, тик и повышенная потливость, нарушается правильная осанка, изменяется почерк, нарушается связность речи, повышается нервозность и ослабевает самоконтроль. Эти явления возникали в разное время дежурства в зависимости от напряженности работы. Часть из них можно было наблюдать уже через 3 часа, часть (например, изменение почерка) — только к 12-му часу, но большинство приходилось на последние 6 часов работы, причем в этот период все ранее наблюдавшиеся явления были выражены с наибольшей силой.

мм

рт ст

130

ПО НО

то

90 НО 7О 60 50 ЬО 30 -' 70 Ю в

Удары Я минуту

ЯП

■ 70

60 50 40 30 20 10 О

Более половины диспетчеров жаловались на сильные головные боли в конце работы, на бессонницу и ситуационные сны. Путем многократных опросов выявлено, что ухудшение самочувствия и субъективное ощущение усталости у отдельных лиц отмечаются уже после 6-го часа работы, а у большинства — к 9-му часу.

Результаты исследования некоторых вегетативных функций приведены на рис. 1. Обращает на себя внимание, что во время дневного дежурства максимальное артериальное давление за первые 6 часов работы

снижалось на 13,6 мм рт. ст., а частота сердечных сокращений — на 11,1 удара в минуту. После этого наблюдалась относительная стабилизация исследуемых показателей. Лишь после 9-го часа работы появлялась некоторая тендеция к снижению максимального артериального давления и урежению пульса. Во время ночного дежурства подобное явление отмечалось уже в первые 3 часа работы: максимальное артериальное давление снижалось на 13,6 мм рт. ст., а пульс — на 9 ударов в минуту. Минимальное артериальное давление в период дневного дежурства оставалось почти без изменения (в пределах 75—80 мм рт. ст.), а во время ночного дежурства не изменялось вовсе. Вследствие этого пульсовая разница уменьшалась к концу дневного дежурства на 40,8%, а к концу ночного — на 43,3%, причем уменьшение разницы между максимальным и минимальным давлением днем и ночью происходило уже в первые 3 часа работы.

Максимальное давление височной артерии в дневные дежурства повышалось с 69,5 до 123,5 мм рт. ст. (при норме 50—70 мм рт. ст.). Это повышение происходило уже после первых часов работы, но особенно быстрый подъем наблюдался с 6-го по 9-й час работы (на 21,3 мм рт. ст.). В ночные дежурства повышение максимального давления височной артерии отмечалось преимущественно в первые 6 часов работы (с 95,2 до 132,3 мм рт. ст.), а в последующие 6 часов каких-либо заметных изменений этого показателя не наблюдалось. Височно-плечевой коэффициент постепенно увеличивался: днем с 0,56 до 1,11, а ночью с 0,75 до 1,23.

Результаты исследования зрительно-моторной реакции (простая сенсомоторная реакция) приведены на рис. 2. Судя по этим данным, латентный период в дневные дежурства увеличивался с 312 до 400,1 м/сек (достоверно), причем особенно большие изменения наблюдались с 6-го по 9-й час и с 9-го по 12-й час работы. В ночные дежурства латентный период увеличивался с 338 до 367 м/сек, причем колебания между отдельными измерениями несущественны. Латентное время реакции после дифференцировки (сложная условнорефлекторная реакция) днем увеличивалось к концу работы в среднем на 113 м/сек, причем увеличение

Ло! 3 6 9!2 После

Ао I 3 6 9 12 После

работы Часы работы раЬоты Часы раЬоты время исследования

0 I Ц?

Рис. 1. Изменение некоторых вегетативных функций во время дневных и ночных дежурств диспетчеров. А — дневные дежурства; £ — ночные дежурства; 1 — максимальное артериальное давление; 2 —минимальное артериальное давление; 3 — пульс; 4 — максимальное височное давление.

происходило в основном в первые 6 часов работы. Ночью .отмечалось увеличение латентного периода зрительно-моторной реакции после диф-ференцировки с 485 до 516 м/сек (Г = 2,9; Я = 0,0037). Однако в отличие от дневных дежурств в первые 3 часа работы не было никаких сдвигов (Т—0,4; Р = 0,6892), затем, к 6-му часу, наблюдалось значительное его укорочение; лишь к 9-му часу работы происходит удлинение латентного периода реакции после дифференциров-^.^ % ки. При этом к 6-му часу работы резко }од\ возрастало число случаев положительной индукции (с 20,7 до 55,5%) и уменьша-лось число случаев последовательного торможения (с 66,4 до 27,7%); к 9-му же часу случаи положительной индукции становились реже, зато случаи последо- ]50 вательного торможения учащались. Довольно частыми были срывы дифферен-цировочного торможения, причем в первые 3 часа работы в обоих случаях на- ш блюдалось снижение числа ошибочных реакций, а возрастали ошибки в дневные ш дежурства с 6-го, а в ночные — с 9-го часа работы. ,5а

Исследование функции внимания в динамике рабочего дня диспетчеров (см. т __ таблицу) выявило постепенное увеличение времени просчета, характеризующего устойчивость внимания как в дневное, так и в ночное время, причем уже в первые 3 часа работы время просчета днем увеличивалось на 42,9 сек., а ночью — на 24,2 сек. Объем внимания у обследуемых во время дневного дежурства снижался с 6-го часа работы, а во время ночного дежурства — с 3-го часа. Показатель переключаемости внимания днем в первые 3 часа улучшался с 95,3 до 62,2 сек., а к 6-му часу резко ухудшался (103,7 сек). В ночное время улучшение переключаемости внимания наблюдалось

вплоть До 6-го часа работы, но затем наступало быстро прогрессирующее ухудшение. Количество ошибок в просчете таблицы во время дневных дежурств увеличивалось с 1,04 до 3,1, а во время ночных дежурств—с 3,1 до 6,4, причем зарегистрировано некоторое уменьшение количества ошибок к 6-му и 12-му часу работы.

50

-',0 30

20 10

Ул

Ла I

{¡ежурсг/Оа

□ 5

3 6 i часы

Щ £

12 После ieMypcmSa,

Рис. 2. Изменение зрительно-моторной реакции у диспетчеров во время дневных и ночных дежурств.

Дневные ■*— дежурства —> ночные 1 — латентный период после диффе-ренцировки днем; 2 — то же ночью; 3 — латентный период днем; 4 — то же ночью; 5 — срывы дифференцировочно-го торможения днем; 6 — то же ночью.

Изменения некоторых функций внимания в процессе дневных и ночных дежурств

у диспетчеров

Исследуемая функция Смена До дежурства Через 3 часа t Через 6 часов t Через 12 часов t После дежурства t

Устойчивость внимания Ночная Дневная 99,7 91,6 123,9 133,5 11,1 26,0 132,3 124,6 3,1 9,3 120,7 123,6 5,3 3,3 135,1 134,8 6,1 6,3

Объем внимания Ночная Дневная 222,1 175,1 228,3 195,7 4,6 1,9 213,6 228.3 4,0 13,1 229.4 197.5 4,9 9,3 272,6 232,4 12,7 15,2

Переключаемость внимания Ночная Дневная 122,4 83,4 104.4 62.2 2,5 3,0 81,3 103.7 5,8 18,8 108,7 73,9 1,7 6,4 137,5 97,6 4,9 11,6

Таким образом, под влиянием 12-часовых дневных и ночных дежурств снижается объем, уменьшается устойчивость и переключаемость внимания. Между тем эти функции служат основными факторами, обеспечивающими успех работы диспетчера. Увеличение количества ошибок в просчете таблицы и сокращение числа срывов дифференцировок при исследовании зрительно-моторной реакции говорят об ослаблении внутреннего дифференцировочного торможения. А это в свою очередь свидетельствует об уменьшении надежности работы диспетчера. Данные исследования зрительно-моторной реакции, трактуемые с позиций А. А. Ухтомского, А. Н. Крестовникова и В. В. Васильевой, могут быть истолкованы как отрицательные изменения корковой нейродинамики, заключающиеся в уменьшении силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов. С точки зрения В. Г. Крыжановского, В. А. Райб-штейн, А. И. Златоверова, изменение функций сердечно-сосудистой системы указывает на то, что у диспетчеров под влиянием работы ухудшаются условия кровообращения, ослабевает сила и частота сердечной деятельности, возрастает периферическое сопротивление сосудистой системы и, что особенно важно, ухудшается кровоснабжение мозга.

При этом в ночные дежурства наблюдаются более значительные изменения функций сердечно-сосудистой системы, а изменения функций центральной нервной системы происходят в меньшей мере и наступают несколько позднее, чем во время дневных дежурств. Вместе с тем измерения, проведенные до работы, показывают, что функциональное состояние организма у диспетчеров перед ночной сменой значительно хуже, чем перед дневной.

Снижение функциональных возможностей организма, свидетельствующее о развитии утомления, регистрируется в дневные дежурства к 6-му, а в ночные к 9-му часу, причем как ночью, так и днем особенно быстрое прогрессирование утомления наблюдается с 6-го по 9-й час работы. В последний (12-й) час работы как ночью, так и днем исследуемые функции организма, в частности функции, отражающие деятельность центральной нервной системы, несколько улучшаются. Это может рассматриваться как «конечный порыв». После окончания работы вновь наблюдается ухудшение большинства показателей исследованных физиологических функций.

Выводы

1. Под влиянием работы во время дневных и ночных дежурств у диспетчеров значительно ухудшается функциональное состояние организма по всем исследуемым показателям. Это свидетельствует о возникновении утомления, снижении трудоспособности и надежности работы изученной нами категории специалистов железнодорожного транспорта.

2. Уменьшение утомляемости и повышение работоспособности диспетчера могут быть достигнуты сокращением времени его дежурства, применением приборов и аппаратов, облегчающих труд (например, по-ездографов), и введением производственной гимнастики.

3. Наилучшим для проведения производственной гимнастики можно считать время, предшествующее накоплению утомления, т. е. в дневные дежурства — 6-й и 9-й час работы, а в ночные — 9-й час. Целесообразно также проведение вводной гимнастики перед ночным дежурством. Это позволит улучшить функциональное состояние организма и уменьшить время врабатываемости.

ЛИТЕРАТУРА

Бабаджанян М. Г., Соколова В. Н., Чирков В. Я- и др. Тезисы докл. 2-й научной конференции по физиологии труда. Киев, 1955, с. 106.— Киряков К. В кн.: Материалы 4-й научной конференции по физиологии труда, посвящ. памяти

А. А. Ухтомского. Л., 1963, с. 173.— Крестовников А. Н., Васильева В. В. Теор. и практ. физ. культуры, 1955, № 1, с. 52,—К р ы ж а н о в с к и й В. Г. Физиол. ж. СССР, 1963, № 12, с. 1440,— Редько А. 3., Френкель Е. В. и др. В кн.: Труд поездного диспетчера. М., 1934, с. 30. — Райбштейн В. А. Ж. невропатол., 1962, № 1, с. 28,— Ухтомский А. А. Собрание сочинений. Л., 1951, т. 2, с. 127.

Поступила 6/1II 1964 г.

THE DYNAMICS OF FATIGUE IN RAILWAY DISPATCHERS DURING NIGHT AND

DAY SHIFTS

G. К■ Borisov

A decrease of fatigue and "a rise of the working capacity in railway dispatchers may be attained by shortening the time of shifts, by use of devices and apparatus facilitating the work and by introduction of industrial physical exercises. The best time for performing industrial physical exercises is the period prior to excessive strain, i. e. during day shifts on the 6th and 9th hour of work and at night — on the 9th hour. Besides, in order to improve the functional state physical exercises should be performed before the night shifts.

УДК 613.63:678.4

ИЗУЧЕНИЕ ТОКСИЧНОСТИ НЕКОТОРЫХ АНТИОКСИДАНТОВ РЕЗИНЫ И ИХ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Г. Я. Кельман

Городская санэпидстанция, Москва

Мы провели экспериментальное изучение токсических свойств 4 новых антиоксидантов резины: 2,2,4-триметил-1,2 дигидрохинолина (аце-тонанила), ди-р-нафтилпарафенилендиамина (ДНФДА), пара-оксифе-нил-р-нафтиламина (пара-оксинеозона) и меркаптобензимидазолята цинка (MBZn). Их промышленное применение рекомендовано Научно-исследовательским институтом резиновой промышленности (Л. Г. Ан-герт и А. С. Кузьминский).

Для определения сравнительной токсичности и гигиенической оценки этих соединений параллельно с ними исследованы токсические свойства фенил-р-нафтиламина (неозона «Д»), который широко используется в отечественной промышленности и имеет агрегатное состояние, сходное с новыми антиоксидантами.

По своим физико-химическим свойствам перечисленные выше вещества представляют собой порошки, хорошо растворимые в ацетоне, хлороформе и эфире. Температура плавления MBZn 290°, остальных веществ 110—140°. Большой интерес представляет степень их растворимости в биологических средах, близких по величине pH к средам организма, в частности в воде, 0,22% растворе ЫагСОз и 0,3% растворе HCl. Наиболее растворим в этих средах MBZn, а в кислой среде хорошо растворяется ацетонанил (табл. 1). Лишь единичные работы содержат сведения о токсических свойствах новых антиоксидантов резины. Так, Р. С. Воробьева с соавторами установили в эксперименте, что меркап-тобензимидазол вызывает нарушение окислительных процессов, изменение функционального состояния нервной системы и печени, анемию и сдвиг лейкоцитарной формулы влево. Fassett и Roudabush отмечают, что меркаптобензимидазол обладает кумулятивными свойствами и вызывает изменения в лейкоцитарной формуле крови. Л. В. Путилина обнаружила, что ДНФДА приводит к образованию в крови подопытных животных до 8% метгемоглобина. Mallette и Нааш указывают, что ДНФДА обладает средней токсичностью и не оказывает местного действия на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.