Научная статья на тему 'ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА'

ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА»

того или иного ксенобиотика, в том числе и свинца. В настоящем эксперименте оценивали активность цитохрома Р-450 и глутатионредуктазы.

Выживаемость животных в обеих группах составила 100 %. Животные опытной группы отличались от крыс контрольной группы большей подвижностью и лучшим состоянием шерсти (более густая, эластичная).

Анализ полученных результатов позволяет отметить наличие определенных изменений изучаемых показателей у животных обеих групп, более выражены у животных контрольной группы.

Результаты гематологических и биохимических анализов крови животных (табл. 1) показывают, что у животных контрольной группы по сравнению с подопытными имело место более существенное и продолжительное снижение уровня гемоглобина (на 21 % в контроле и на 1,5 % в опыте), количества эритроцитов (на 17,8 и 4,5 % соответственно), содержания гемоглобина в одном эритроците (на 8 и 2,4 %), содержания общего белка (на 79,3 и 1,4 %) и альбуминов (на 12,2 и 3 %). У животных контрольной группы в сыворотке крови обнаружен прямой билирубин.

Анализ данных, отражающих общетоксическое действие свинца, накопление его в органах и выведение из организма (табл. 2), указывает на выраженные различия между сравниваемыми группами. У животных, получавших рационы с более высоким содержанием кальция, уровень АЛК в моче был в 1,5 раза ниже по сравнению с контролем. Кроме того, у этих животных отмеча-

лось уменьшение содержания свинца в печени (в 3,4 раза по сравнению с контролем), активности ферментов монооксигеназной системы, а также увеличение концентрации свинца в моче, что служит подтверждением протекторного действия кальция при свинцовой интоксикации.

Таким образом, повышенное содержание кальция в рационе животных опытной группы предупредило токсическое действие свинца на печень и систему крови.

На основании полученных данных можно предположить, что кальций препятствует проникновению и накоплению свинца в органах и тканях лабораторных животных и способствуют усиленному выведению его из организма с мочой, что в целом значительно ослабляет общее токсическое действие данного металла на организм.

Литература

1. Гигиенические критерии состояния окружающей среды.

Т. 3. Свинец.— М., 1980.—С. 193.

2. Иваницкий А. М., Стасенкова К. П., Соколов А. Б. и др. // Вопр. питания.— 1985.— № 2.— С. 63—66.

3. Чекунова М. П., Фролова А. Д. // Гиг. и сан.— 1986.— № 12.— С. 18—21.

Поступила 01.12.89

Summary. The effect of an increased calcium diet content on the onset and development of lead intoxication in rats was studied. Data analysis shows that calcium inhibits lead accumulation in laboratory animals organs and tissues and promotes its accelerated excretion with urine, thus significantly reducing general toxic effect of calcium on the organism.

Гигиена детей и подростков

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 613.731:613.956

Т. Л. Лихачева, И. И. Анненкова, А. Ю. Лихачев

ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ

10-Х КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Орловский педагогический институт

Целью настоящего исследования является изучение умственной работоспособности десятиклассников в зависимости от пола и индивидуальных особенностей [1, 2, 4].

В 1987/88 учебном году продолжено наблюдение за 66 школьниками 10-х классов Знаменской средней школы г. Орла в возрасте 17 лет (40 девочек и 26 мальчиков). Гигиенический эксперимент проведен в течение 4 нед учебного года (в ноябре, декабре, январе и апреле) 3 дня в неделю (во вторник, среду и пятницу). В день делали 3 замера: перед 1-м уроком, в конце 2-го и последнего (4—6-го) урока. Проанализировано

1216 заданий по методике НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР [3].

В течение учебного года были изучены следующие показатели умственной работоспособности учащихся 10-х классов: интенсивность и качество работы, сила активного внутреннего торможения (САВТ) по абсолютным показателям (числу просмотренных знаков по буквенным таблицам В. Я. Анфимова, числу ошибок), коэффициент продуктивности и характер адаптации по интегральным показателям суточной (ПСАд) и недельной (ПНАд) адаптивности.

Вариационно-статистический анализ получен-

ных материалов показал, что уровень умственной работоспособности зависит от пола и индивидуальных особенностей. Девочки имеют более высокую работоспособность, чем мальчики. Так, интенсивность работы у них выше на 23,4 %, качество работы — на 2,4%, коэффициент продуктивности — на 23,1 % и САВТ — на 33,3 %.

В ноябре после длительных летних каникул и сельскохозяйственных работ у девочек наблюдались наиболее низкие показатели интенсивности и продуктивности работы за учебный год, однако они были выше, чем у мальчиков, ПНАд у мальчиков был положительным, у девочек — отрицательным. В течение недели показатели имели значительные колебания и были разнонаправленными. ПСАд у мальчиков к концу недели менял отрицательное значение на положительное, а у девочек наоборот, к концу недели становился отрицательным.

В декабре отмечалось значительное напряжение функциональных систем организма. Интенсивность работы повышалась, качество снижалось и в большей степени у мальчиков. ПНАд был отрицательным. Недельные показатели отличались разнонаправленностью. Следует отметить значительное снижение качества работы к пятнице. ПСАд у мальчиков от начала к концу недели переходил из отрицательного в положительный, у девочек — в положительный и снижался к концу недели.

В январе после зимних каникул зарегистрировано снижение интенсивности и повышение качества работы. ПНАд был положительным и имел более высокое значение у мальчиков. Недельные показатели характеризовались резкими колебаниями, разнонаправленностью. ПСАд был положительным.

В апреле интенсивность и качество работы приобретали наивысшее значение за учебный год. У девочек эти показатели были выше, чем у мальчиков. ПНАд был положительным и выше у мальчиков. Недельные показатели носили разнонаправленный характер. ПСАд был положительным у мальчиков, а у девочек обнаружил резкие

колебания — от положительных значений во

%

вторник и пятницу до отрицательных в среду.' Коэффициент продуктивности у девочек был выше, чем у мальчиков.

Нами проведен анализ индивидуальных особенностей умственной работоспособности и типов ее изменений (ровный, усиливающийся, ослабевающий, неровный). Среди учащихся, в основном работающих со средней скоростью, выделялись школьники с высокой скоростью работы — 12,5 %, из них 7,8 % девочек и 4,7 % мальчиков. У подростков ровного и усиливающегося типов работоспособности (65,6 %) скорость и точность работы, сопротивляемость утомлению оставались устойчивыми или повышались к концу уроков, причем среди девочек был более распространен ровный тип, а среди мальчиков — усиливающийся. У школьников ослабевающего и неровного типов (34,4 %), среди которых преобладали девочки, наблюдалось ухудшение преимущественно точности работы и снижение сопротивляемости утомлению.

Интегральный показатель годовой адаптивности у девочек был равен +20 %, у мальчиков

Изучение динамики умственной работоспособности учащихся 10-х классов показывает, что в конце учебного года и особенно в конце I полугодия (декабрь) отмечаются крайне неблагоприятные изменения показателей умственной работоспособности и появление признаков утомления.

Литература

1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Колесов Д. В., Корниенко Н. А., Фарбер Д. А. и др. М., 1987.

2. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности.— М.,

1968.

3. Методические рекомендации по физиолого-гигиеническо-му изучению учебной нагрузки / Под ред. М. В. Антроповой, В. Н. Козлова.— М., 1984.

4. Нормализация учебной нагрузки школьников / Антропова М. В., Безруких М. М., Бетелева Т. Г.— М., 1989.

Поступила 11.07.89;

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 613.956-07:612.766.11-07:681.31

Е. К. Глушкова, И. К. Барсукова, 3. И. Сазанюк, Т. Н. Сорокина, М. И. Степанова

ВОЗДЕЙСТВИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРОВ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И САМОЧУВСТВИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИ Центра профилактической медицины Минздрава

СССР, Москва

Внедрение в учебный процесс компьютеров су- техническим устройством, способен не только эмо-щественно изменяет привычный характер учеб- ционально активизировать умственную деятельной деятельности школьников. Компьютер, при- ность учащихся, но и ускорить усвоение учебной влская учащихся и вызывая у них желание как информации.

можно быстрее научиться управлять сложным Это может увеличивать напряжение и темп ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.