Научная статья на тему 'Динамика течения бронхиальной астмы у детей и подростков'

Динамика течения бронхиальной астмы у детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Романцова Е.Б., Доровских В.А., Бабцева А.Ф., Приходько О.Б.

Katamnesis of 200 cases of bronchial asthma depend-ing on terms of its demonstration is reviewed. It was revealed that progressing asthma was promoted by the high degree of a sensi-tization, frequency of the accompanying allergic and somatic pathology, the changed vegetative reactance, moderate and high uneasiness, and decrease in adaptation abilities of the organism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS IN BRONCHIAL ASTHMA IN CHILDREN AND TEENAGERS

Katamnesis of 200 cases of bronchial asthma depend-ing on terms of its demonstration is reviewed. It was revealed that progressing asthma was promoted by the high degree of a sensi-tization, frequency of the accompanying allergic and somatic pathology, the changed vegetative reactance, moderate and high uneasiness, and decrease in adaptation abilities of the organism.

Текст научной работы на тему «Динамика течения бронхиальной астмы у детей и подростков»

30

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 616.248-053.2/.6-036

Е.Б. Романцова, В.А. Доровских, А.Ф. Бабцева, О.Б. Приходько

ДИНАМИКА ТЕЧЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Амурская государственная медицинская академия (г. Благовещенск)

Ключевые слова: бронхиальная астма, дети, подростки.

Динамика течения бронхиальной астмы (БА), начавшейся в детском возрасте, является одной из актуальных проблем педиатрии. Наиболее широко дискутируются вопросы о возрастном факторе, преобладании пола и тяжести состояния в прогнозе заболевания [2, 5—7].

Целью настоящего исследования явился анализ исходов бронхиальной астмы в зависимости от сроков ее манифестации.

Изучен катамнез 200 больных БА, развившейся в дошкольном, школьном и подростковом возрасте. Дебют заболевания в раннем и дошкольном возрасте (от 1 до 6 лет) отмечен у 75 больных (I группа, средний возраст дебюта — 4,5 года), в возрасте 7—11 лет — у 65 больных (II группа, средний возраст дебюта 9,1 года), в подростковом возрасте (12—18 лет) — у 60 больных (III группа, средний возраст дебюта — 14,3 года). Длительность БА до 3 лет была у 28%, 4—5 лет — у 15%, 6—10 лет — у 38%, 11—15 лет — у 12%, более 15 лет — у 7% больных. При взятии на диспансерный учет БА легкой степени тяжести наблюдалась у 93 (46,5%), средней степени тяжести — у 92 (46,0%) и тяжелая — у 15 человек (7,5%). Динамику течения болезни оценивали на основании диагноза, жалоб, выраженности клинических симптомов, данных обследования, частоты и длительности приступов, эффективности лечения и длительности ремиссии. При этом выделяли стабильное течение астмы, переход болезни в более легкую форму, прогрессирующее течение.

В возрастных группах доля больных с прогрессирующим течением БА, у которых не удалось добиться стабилизации процесса, колебалась в пределах 1/4—1/3 всех наблюдений. Следует отметить, что у больных с «ранней астмой» (I группа) к следующему возрастному периоду наблюдалась тенденция к положительной динамике, которая становилась более отчетливой в подростковом возрасте. Так, более чем через 10 лет в 1,4 раза увеличивалась частота более легкого течения болезни и, соответственно, в 1,3 раза уменьшилась частота ее прогрессирующего течения. Напротив, у больных с манифестацией астмы в возрасте 7—11 лет почти через 5 лет (уже в подростковом возрасте) уменьшилось число пациентов со стабильным течением астмы — в 1,2 раза, что сказалось на увеличении (в 1,1 раза) частоты прогрессирующего течения болезни. В целом при сроках наблюдения в

течение 5—10 и более лет прогрессирующее течение астмы выявлено у 27,2%, регрессирующее — у 35,4% и течение без перемен — у 37,3% больных.

Следует отметить, что в целом динамика заболевания практически не зависела от сроков манифестации астмы. Так, при возникновении БА в 1—6 лет регрессирующее ее течение отмечено у 36,4%, прогрессирующее — у 26,7% и стабильное — у 36,9% пациентов. При манифестации астмы в 7—11 лет регрессирующее течение отмечено у 33,1%, прогрессирующее — у 28,5% и стабильное — у 38,5% больных. При манифестации в 12—18 лет регрессирующее течение зарегистрировано у 36,7%, прогрессирующее — у 26,7% и стабильное — у 36,7% пациентов (склонность к прогрессирующему течению астмы наблюдалась несколько чаще, чем в другие возрастные периоды). Отмечено, что у больных с прогрессирующим течением БА в целом исходная тяжесть процесса была легкой степени в 45,4%, средней степени — в 37,7% и тяжелой — в 16,9% наблюдений. Длительность болезни в катамнезе у большинства обследованных превышала 5 лет.

Прогрессирующее течение БА у больных дошкольного и младшего школьного возраста чаще регистрировалось среди девочек, заболевших в эти возрастные периоды. Среди подростков с дебютом обструкции в 12—18 лет половая разница стиралась при ухудшении течения астмы. В целом среди девочек, больных астмой, прогрессирующее течение наблюдалось в 31,3%, среди мальчиков — в 21,3% случаев.

Манифестации астмы способствовала умеренная и высокая степень сенсибилизации организма (соответственно по группам 61,6, 68,3 и 48,5%) во всех возрастных периодах с некоторым преобладанием в дошкольном и младшем школьном возрасте. Среди больных с прогрессирующим течением БА более частая встречаемость аллергического ринита наблюдалась у старших детей. Частота атопического дерматита у больных с прогрессирующим течением БА, напротив, была в большей степени выражена при манифестации астмы в дошкольном возрасте. Следует отметить, что сочетание аллергического ринита и атопического дерматита отмечалось чаще при прогрессирующем течении БА в более старшем возрасте. Для детей дошкольного возраста отсутствие аллергических заболеваний было более характерным, чем в старшем возрасте. Сопутствующая соматическая патология при прогрессирующем течении астмы у больных I группы выявлена в 76,1%, II группы — в 79,5% и III группы — в 74,3% наблюдений (табл. 1).

Следует отметить, что прогрессирующему течению астмы способствовали высокая степень сенсибилизации и высокая частота сопутствующей аллергической и соматической патологии, особенно в школьном возрасте. Почти у половины больных всех возрастных групп зарегистрирован синдром соединительно-тканной дисплазии. Характерно, что во всех возрастных группах преобладали пациенты с измененной вегетативной реактивностью (особенно

Факторы, способствующие прогрессирующему течению БА

Таблица 1

Фактор Частота регистрации, %

I группа II группа III группа

Сенсибилизация: низкая умеренная высокая отсутствие 27,7±5,1 25,8±5,0 35,8±5,5 10,7±3,6 23,5±5,2 25,8±5,4 42,5±6,1 18,2±4,7 29,3±5,8 21,6±5,2 22,2±5,3 26,9±5,7

Сопутствующие аллергические болезни: аллергический ринит атопический дерматит их сочетание отсутствие 16,7±4,33 27,6±5,13 14,3±4,03 38,5±5,63 55,5±6,1 9,1±3,5 27,8±5,5 7,6±3,3 30,8±5,0 10,0±3,8 46,7±6,4 12,5±4,1

Сопутствующие соматические болезни: 1 заболевание 2 заболевания 3 заболевания и более отсутствие 22,2±4,7 18,8±4,5 35,1±5,52 23,9±4,9 33,3±5,8 24,0±5,2 22,2±5,1 20,5±4,9 36,1±6,1 20,0±5,1 18,2±4,9 44,9±6,4

Синдром соединительно-тканной дисплазии: наличие отсутствие 46,9±5,7 15,2±4,1 31,3±5,7 13,3±4,1 44,9±6,4 11,4±4,0

Исходный вегетативный тонус: эйтонический симпатикотонический ваготонический 38,6±5,61 32,4±5,3 29,0±5,01 57,0±6,13 27,0±5,1 16,0±4,5 37,2±6,2 35,1±6,1 27,7±5,7

Вегетативная реактивность: симпатикотоническая гиперсимпатикотоническая асимпатикотоническая 27,4±5,1 39,3±5,6 33,3±5,02 25,0±5,3 48,7±6,13 26,3±5,43 17,7±4,9 32,3±4,0 50,0±6,4

Реактивная тревожность: умеренная и высокая низкая 57,1±5,72 42,9±5,72 70,6±5,6 29,4±5,6 84,2±4,7 15,7±4,7

1 Разница статистически значима между I и II группами.

2 Разница статистически значима между I и III группами.

3 Разница статистически значима между II и III группами.

среди подростков), что влияло на их адаптационные возможности. Обращал на себя внимание большой процент больных с умеренной и высокой личностной тревожностью во всех возрастных группах, что также снижало адаптивные возможности пациентов, тем самым способствуя прогрессированию заболевания.

Проанализирована динамика адаптационных реакций у 126 больных с прогрессирующим течением БА в разные сроки наблюдения. При этом на протяжении 3 лет с момента постановки диагноза реакции изучались у 70 человек, 5 лет — у 39, 10 и более лет — у 17. Полученные данные сравнили с аналогичными у больных БА, где в те же сроки наблюдения отмечали улучшение состояния и стабилизацию процесса (табл. 2).

При анализе полученных показателей (по сигнальным отклонениям лейкоцитарной формулы [1]) отмечено преобладание активационных реакций у больных с регрессирующим течением астмы при длительности процесса на протяжении 3 лет в 1,73 раза, 5 лет — в 1,36 раза, более 10 лет — в 1,67 раза по сравнению с больными, у которых астма характери-

зовалась прогрессирующим течением. В то же время стрессорные реакции (стресса и переактивации) при прогрессирующем течении заболевания преобладали при разной длительности болезни соответственно в 1,6, 1,7 и 2,5 раза по сравнению с показателями больных с регрессивным течением.

В целом при катамнестическом наблюдении акти-вационные реакции отмечены у больных с прогрессирующим течением болезни в 45,2%, с регрессирующим — в 59,3% случаев. Стрессорные реакции выявлены соответственно в 54 и 24% случаев, что свидетельствовало о явном снижении адаптационных возможностей организма у больных БА. При этом стрессорные реакции с низким уровнем реактивности имели средней силы достоверные корреляционные связи с выраженностью сенсибилизации организма, частотой аллергических и соматических сопутствующих заболеваний, показателями исходного вегетативного тонуса, вегетативной реактивности и уровнем тревожности. Среди иммунологических показателей реакции адаптации имели корреляционные связи

32

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таблица 2

Типы адаптационных реакций у больных БА при разных сроках наблюдения

Кол-во наблюдений, %

Тип реакции в течение 3 лет в течение 5 лет в течение 10 лет

ухудшение улучшение ухудшение улучшение ухудшение улучшение

Спокойной активации 18,5 29,4 17,9 24,0 17,7 31,3

Повышенной активации 17,1 32,3 23,0 32,0 17,7 28,1

Тренировки 21,4 11,8 17,9 20,0 23,5 21,9

Переактивации 15,7 17,6 20,5 14,0 23,5 10,3

Стресса 27,1 8,8 20,5 10,0 17,6 6,3

с лейко-Т- и лейко-В-клеточным индексами, соотношением СD4/CD8, изменение которых характеризовало не только снижение Т- и В-клеточного иммунитета, но и дизрегуляцию системы (г=0,38—0,66). Прослеживались также корреляционные связи адаптационных реакций с лейкоцитарными индексами [3, 4], индексом соотношения лимфоцитов и эозинофилов, индексом сдвига лейкоцитов, индексом аллергизации с ^Е, эозинофилами и уровнем малонового диальде-гида (г=0,27—0,72), свидетельствовавшими о сохраняющейся в период ремиссии астмы активности хронического аллергического воспаления в связи со снижением неспецифической адаптированности организма.

Корреляционная взаимосвязь между показателями различных систем организма диктует необходимость для дальнейшей разработки прогностических критериев ремиссии БА, изучения интегральных показателей функционирования данных систем.

Литература

1. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С. Анти-стрессорные реакции и активационная терапия. — М.: Имедис, 1998.

2. Ковалевская М.Н., Розинова Н.Н. // Рос. вест. пери-нат. и педиатрии. - 1997. - № 1. - С. 34—38.

3. Мустафина Ж.Г., Крамаренко Ю.С., Кобцева В.Ю. //Клин. лаб. диагностика. - 1999. - № 5. - С. 47-48.

4. Солдатов А.А., Соболев А.В., Берензон М.Б. и др. // Клин. лаб. диагностика. - 1997. - № 11. - С. 35—36.

5. Cserhati E, Barouni M, Mezeu G. // Schweiz med Wochenschr. - 1999. - Vol. 121, No. 40. - P. 29.

6. Jenkins M.A., Hopper J.L., Bowes G. et al. // Brit. Med. J. - 2004. - Vol. 309. - P. 90- 93.

7. Kjellman В., Hesselmar В. // Acta Pediatr. Int. J. -1999. - Vol. 83, No. 8. - Р. 854-861.

Поступила в редакцию 29.03.05.

DYNAMICS IN BRONCHIAL ASTHMA IN CHILDREN AND TEENAGERS

E.B. Romantsova, V.A. Dorovskih, A.F. Babtseva, O.B. Prihodko Amur State Medical Academy (Blagoveshchensk) Summary — Katamnesis of 200 cases of bronchial asthma depending on terms of its demonstration is reviewed. It was revealed that progressing asthma was promoted by the high degree of a sensitization, frequency of the accompanying allergic and somatic pathology, the changed vegetative reactance, moderate and high uneasiness, and decrease in adaptation abilities of the organism.

Pacific Medical Journal, 2005, No. 3, p. 30-32.

УДК 616-053.5(47+57-25)

С.А. Валиуллина, И.В. Винярская, А.В. Митраков, В.В.Черников

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Научный центр здоровья детей РАМН (г. Москва)

Ключевые слова: качество жизни, дети.

Наиболее выраженное ухудшение состояния здоровья детей происходит в период обучения в школе, то есть от 7 до 17 лет. Установлено, что за последние 10 лет распространенность функциональных отклонений среди учащихся младшей школы повысилась на 84,7%, хронических болезней — на 83,8%, среди учащихся старшей школы — соответственно на 73,8% и 39,6% [1].

Негативные факторы школьного обучения (повышенные учебные нагрузки, сниженная двигательная активность, нерегулярное питание, нарушение санитарно-гигиенических норм образовательного про-

цесса) приводят к ухудшению физического и нервно-психического здоровья детей. Кроме того, школа является местом, где ребенок постигает основы социального функционирования, учится строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и в то же время местом, где высок риск девиантного поведения как стереотипа, особенно в подростковой среде [3].

Чтобы оценить состояние физического, психологического и социального здоровья ребенка, необходим комплексный показатель, каковым является показатель качества жизни (КЖ). С этой целью начато исследование КЖ московских школьников с учетом состояния их здоровья, а также условий и образа жизни.

Объектом исследования на первом этапе стали четыре московских общеобразовательных школы, для которых была составлена репрезентативная выборка учеников с 1 по 11 классы (180 человек). Основным инструментом изучения КЖ был выбран общий опросник Pediatric Quality of Life Inventory — (PedsQL 4.0) [7]. Основанием для выбора опросника явились хорошие психометрические свойства, доказанные

множеством мультицентровых международных исследований, простота и удобство в заполнении и шкалировании данных, краткость и доступность для детей любого возраста, наличие параллельных форм для родителей [2, 4, 7].

Было исследовано два возрастных блока — 8—12 и 13—18 лет. Дети заполняли опросник самостоятельно, родительскую форму заполнял один из родителей, в подавляющем большинстве — мать, обязательно отдельно от ребенка.

Опросник PedsQL оценивает КЖ по следующим аспектам: физическое функционирование, эмоциональное функционирование, социальное функционирование и функционирование в школе. Подсчет производился по 100-балльной системе — чем выше балл КЖ, тем лучше. Состояние здоровья детей оценивалось по результатам диспансеризации путем выкопи-ровки из школьной медицинской документации.

Распределение по группам здоровья выглядело следующим образом. Дети с I группой здоровья составили 20%, со II группой — 62%, с III группой — 18%.

Средняя оценка КЖ по ответам детей составила 81, родителей — 74 балла. Наиболее высокие цифры получены по физическому здоровью и социальному функционированию, которое отражает уровень общения ребенка. На гораздо более низком уровне оказалось эмоциональное функционирование и функционирование в школе. Результаты опроса родителей показали сходные тенденции: наиболее высокие баллы получены по шкале физического и социального функционирования, наиболее низкие — по эмоциональному и школьному функционированию. В то же время родители по всем параметрам давали более низкую оценку КЖ детей, чем сами дети (табл. 1).

Проведено определение возможных возрастно-половых различий показателя КЖ школьников. Общий балл КЖ детей 8—12 лет составил 79,1, 13—18 лет — 79,4 балла. У мальчиков общий балл равнялся 79,3, у девочек — 79,1. Таким образом, возрастно-по-ловых различий выявлено не было. В то же время, согласно данным большинства отечественных и зарубежных ученых, проводивших популяционные исследования КЖ взрослого контингента, ее оценка у мужчин выше, чем у женщин [5, 6].

Наибольший интерес представляло изучение уровня показателя КЖ школьников в зависимости от состояния их здоровья. Как и предполагалось, состояние здоровья ребенка влияет на качество его жизни. Так, по нашим данным, общий балл КЖ детей с I группой здоровья составил 83,5, со II группой здоровья — 78,8, с III группой — 72,6. Выявлена любопытная тенденция: девочки с I группой здоровья оценивали свое КЖ выше, чем мальчики (86,6 против 79,1 балла), в то время как среди II группы выявлена обратная тенденция — мальчики оценивали свое КЖ выше (82,7 и 75,9 балла соответственно). У детей с III группой здоровья показатели уравнивались (72 балла у мальчиков и 73,1 у девочек). Таким образом,

Таблица 1

Показатели качества жизни школьников

Аспект КЖ Оценка, баллы

дети родители

Физическое функционирование 85 79

Эмоциональное функционирование 72 66

Социальное функционирование 86 80

Функционирование в школе 72 64

Общий балл 81 74

тендерные различия на уровне тенденций выявлены у детей в зависимости от состояния здоровья, и этот феномен требует дальнейшего изучения.

В результате проведенного исследования установлена взаимосвязь КЖ с состоянием здоровья — у школьников с I группой здоровья показатель КЖ выше, чем у детей с III группой здоровья. Определив средние уровни показателя для каждой группы здоровья, необходимо выявлять детей с низким уровнем КЖ — они требуют углубленного обследования и консультации психолога. Настораживает факт, что школьники, даже здоровые, низко оценивают школьное функционирование. Это еще раз подтверждает актуальность исследования и требует дальнейшего изучения.

Литература

1. Баранов А.А. // Справочник педиатра. — 2006. — № 3. — С. 9-14.

2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. // Вопросы современной педиатрии. — 2005. — Том 4, № 2. — С. 7—12.

3. Волосовец Т.В. // Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ» : материалы конференции. — М., 2004. — С. 14—17.

4. Лукьянова Е.М. // Качественная клиническая практика. — 2002. — № 4. — С. 34—42.

5. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. — СПб. : Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

6. Сенкевич Н.Ю. Качество жизни и кооперативность больных бронхиальной астмой: автореф. дис.... докт. мед. наук. — М., 2000.

7. Varni J.W, Seid M, Kurtin PS. // Med. Care. — 2001. — No. 39. — P. 800—812.

Поступила в редакцию 25.07.05.

ESTIMATION OF LIFE QUALITY IN SCHOOL-AGE CHILDREN IN MOSCOW

S.A. Valiullina, I.V. Vinyarskaya, A.V. Mitrakov, V.V. Chernikov Scientific Center of Children's Health of RAMS (Moscow) Summary — It's the first results of life quality investigation in children of school age depending on the condition of their health. As the evaluation tool the questionnaire PedsQL was chosen. It is found that simultaneously with the high level of physical and social functioning schoolchildren estimate emotional and school functioning as low. The correlation between the degree of life quality and a state of health of the child is revealed — in children in I group of health it was higher, than in children in III group.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pacific Medical Journal, 2005, No. 3, p. 32—33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.