Научная статья на тему 'ДИНАМИКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА'

ДИНАМИКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The functional state of the organism of preschoolchildren during a school year has been investigated on the basis of the dynamics of statistical characteristics of the cardiac rhythm. It has been found out that it is more difficult for boys to get adapted to the conditions of a kindergarten than girls. During the school year children develop sex- and age-dependent fatigue. Cardiac rhythm studies data make it possible to assess the organism status of preschoolchildren, in different periods of the school year and, on this basis, to correct educational work in the kindergarten.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1990 УДК 613.954:612.172.2-053.4

Д. А. Полевой, Г. Ф. Беренштейн, М. Н. Нурбаева, А. Г. Караваев

ДИНАМИКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ

В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Витебский педагогический институт им. С. М. Кирова

Физиологическое обоснование и определение оптимальных режимов деятельности детей возможны в результате изучения динамики функционального состояния организма в процессе деятельности [2, 4, 5].

Статистические параметры сердечного ритма, характеризующие регуляцию хронотропной функции сердца, в настоящее время широко используют для оценки реакции организма в ответ на внешние воздействия [1—3, 5—7]. Выявлена зависимость между характеристиками сердечного ритма и состоянием здоровья учащихся, режимов учебных занятий, периодом учебного года [1—6].

В то же время у школьников этот вопрос изучен недостаточно. В связи с этим цель нашего исследования заключалась в изучении динамики статистических характеристик сердечного ритма у детей младшего, среднего и старшего возраста детских садов Витебска в течение учебного года. Исследования проведены в 1987/88 учебном году в сентябре — октябре и апреле — мае. Под наблюдением находились в младших группах 61 мальчик и 53 девочки, в средних — 98 мальчиков и 86 девочек, в старших — соответственно 115 и 125 человек.

ЭКГ регистрировали в положении лежа после 10-минутного отдыха на кардиографе «Малыш». Гистографический анализ 100 кардиоциклов [7] с расчетом их средних значений (М), моды (Мо), амплитуды моды (АМо), вариационного размаха (АХ), индекса напряжения (ИН) осуществляли на микроЭВМ «Электроника МК-61» по специальной программе.

Анализ параметров сердечного ритма у дошкольников разного возраста показал (см. таблицу), что уровень симпатических влияний на деятельность сердца у детей и ее центральной регуляции в этот период жизни с возрастом снижается, усиливаются парасимпатические влияния: у мальчиков /\Х увеличивается с 0,16 до 0,2 с, Мо — с 0,59 до 0,67 с, АМо и ИН уменьшаются соответственно с 51,5 до. ..40,9 % и с 510,3 до

260,1 усл. ед.; аналогичные изменения зафиксированы и у девочек. Однако следует отметить,' что уровень симпатических влияний на деятельность сердца у дошкольников и ее центральной регуляции значительно выше, чем у детей разного школьного возраста, о чем свидетельствует сравнение данных, приведенных нами и другими авторами [1, 3, 7].

Наиболее существенные изменения регуляции хронотропной функции сердца в динамике учебного года отмечены у мальчиков, обучающихся в младшей группе детского сада. Так, у них наблюдалось снижение АМо и ИН (р<0,01) и увеличение АХ (рс0,05). Ослабление симпатических влияний, некоторое усиление парасимпатических влияний, снижение уровня центральной регуляции деятельности сердца весной у мальчиков этой группы свидетельствуют об общем снижении активности сердечно-сосудистой системы в конце учебного года. По мнению М. М. Безруких [3], это может быть связано с утомлением организма. Аналогичная тенденция наблюдалась и у девочек этого возраста, но изменения были недостоверными.

Статистические характеристики сердечного ритма у дошкольников в течение учебного года (М±т)

Показатель Группа Мальчики Девочки

осень весна . осень весна

М, с Младшая 0,64-0,007 0,61±0,01 0,584-0,012 0,594=0,011

Мо, с 0,59+0,007 0,64=0,015 0,574=0,027 0,554=0,01

АМо, % 51,5+1,98 41,94-2,12 48,04=2,0 47,34=2,23

ДХ, с 0,16+0,011 0,24-0,016 0,174=0,013 0,194=0,016

ИН, усл. ед. 510,34-54,1 259,04-35,8 407,64=53,8 323,74=32,8

М, с Средняя 0,634-0,009 0,64=0,014 0,634=0,009 0,614=0,01

Мо, с 0,634-0,01 0,59=Ь0;012 0,614=0,009 0,64=0,016

АМо, % 47,74-1,45 47,04=2,56 43,04=1,49 42,94=1,88

ДХ, с 0,184-0,006 0,184-0,01 0,194=0,009 0,214=0,012

ИН, усл. ед. 355,44-38,6 310,54-46,5 373,14-58,4 296,0=1=59,2

М, с Старшая 0,68=4=0,008 0,654-0,01 0,684=0,007 0,644=0,009

Мо, с 0,67±0,008 0,64+0,01 0,674-0,006 0,634=0,014

АМо, % 40,94-1,24 42,94-1,55 40,2± 1,2 40,14=1,39

Д*, с 0,24-0,009 0,2=4=0,013 0,214=0,009 0,224=0,012

ИН, усл. ед. 260,14-36,8 297,74-48,1 266,14-16,3 223,24-22,5

У детей средней и старшей групп детского сада к концу учебного года наблюдалось достоверное ^снижение М, Мо, что можно трактовать как переход функционирования водителя сердечного ритма на неэкономный в энергетическом отношении уровень вследствие развивающегося утомления.

По степени напряжения регуляторных систем были определены состояния нормы, адаптации, напряжения [6]. Условная граница между состояниями нормы и адаптации проходит на уровне значений ИН, равных 80, а между состояниями адаптации и напряжения — на уровне значений ИН, равных 160. У обследованных нами детей состояние нормы отмечено осенью и весной у 5 % мальчиков, осенью у 10 % и весной у 3,5 % девочек; состояние адаптации — осенью у 27 % мальчиков и 28 % девочек, весной соответственно у 16 и 13 %. В конце учебного года увеличивается количество дошкольников, находящихся в состоянии напряжения, которое можно рассматривать как реакцию организма, направленную на преодо-♦ ление утомления. При этом мы исходим из того, что чем выше активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, тем выше уровень возбудимости ЦНС и функциональная зрелость всех органов и систем и ниже степень утомления [8].

Наши исследования показали, что труднее адаптируются к условиям детского сада мальчики; в течение учебного года у детей развивается утомление, зависящее от пола и возраста ребенка.

Анализ динамики сердечного ритма позволяет проследить за изменением функционального состояния организма дошкольников в течение учебного года и на этой основе корректировать учебно-вос-питательную работу в детском саду.

Литература

1. Безруких М. М. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков.— М., 1981.— С. 249.

2. Безруких М. М. // Физиолого-гигиеническое изучение учебной нагрузки учащихся VII классов в условиях обучения по усовершенствованным программам.— М., 1984.— С. 86—

98.

3. Безруких М. М. // Новые исследования по возрастной физиологии.— М., 1985.— С. 58—62.

4. Гринене Э., Линдишене Д., Бурнейкене В. // Физиология человека.— 1978.—№ 4.— С. 708—715.

5. Осколкова М. К. Функциональные методы исследования системы кровообращения у детей.— М., 1988.

6. Панова Н. А., Олешкевин Т. Г. // Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте.— Ставрополь, 1977.— Вып. 2.— С. 52—62.

7. Ритм сердца у спортсменов / Под ред. Р. М. Баевского, Р. Е. Мотылянской.— М., 1986.

8. Суворова В. В. Психофизиология стресса.— М., 1975.

Поступила 02.12.88

Summary. The functional state of the organism of preschool-children during a school year has been investigated on the basis of the dynamics of statistical characteristics of the cardiac rhythm, it has been found out that it is more difficult for boys to get adapted to the conditions of a kindergarten than girls. During the school year children develop sex- and age-dependent fatigue. Cardiac rhythm studies data make it possible to assess the organism status of preschoolchildrem in different periods of the school year and, on this basis, to correct educational work in the kindergarten.

4

&

Б. О. АНДЖЕЛЯН, 1990

УДК 613.954.4/.955-07

Б. О. Анджелян

ГИГИЕНА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 6—7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Армянский педагогический институт им. X. Абовяна, Ереван

Акселерация, или ускорение роста и развития детей и подростков, наблюдается повсеместно во всех странах мира. В связи с этим современные дети стали выше ростом, имеют большую массу тела и более развиты умственно. Высокий уровень физического развития современных детей вызвал необходимость определения возраста, с которого следует начинать систематическое обучение в школе [4, 5].

Естественно при этом возникает вопрос о школьной зрелости, т. е. функциональной готовности детей к обучению. В ряде стран мира обучение детей также начинается в возрасте 6 лет.

Школьная зрелость — такой уровень морфо-функционального развития, который обеспечивает выполнение всех требований режима школы без всякого ущерба для здоровья ребенка. По данным Института гигиены детей и подростков Мин-

здрава СССР [3], у 60 % первоклассников физиологические функции соответствуют возрасту, у 20 % развитие организма опережает возраст, а у остальных 20 % наблюдается задержка так называемых школьно-необходимых функций мозга, которая ведет к ухудшению высших психических функций, обеспечивающих систематическое обучение в школе.

По нашему мнению [2] и мнению специалистов [3, 4], недостаточная школьная "зрелость, или функциональная неготовность к обучению, определяется не общим отставанием в развитии, а частичным отставанием школьно-необходимых функций (скорость образования условных рефлексов, подвижность нервных процессов, чистота речи, отсутствие дефектов произношения, способность выполнять мелкие движения пальцами рук и др.). Поэтому такие дети в процессе учебы

%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.