У детей средней и старшей групп детского сада к концу учебного года наблюдалось достоверное ^снижение М, Мо, что можно трактовать как переход функционирования водителя сердечного ритма на неэкономный в энергетическом отношении уровень вследствие развивающегося утомления.
По степени напряжения регуляторных систем были определены состояния нормы, адаптации, напряжения [6]. Условная граница между состояниями нормы и адаптации проходит на уровне значений ИН, равных 80, а между состояниями адаптации и напряжения — на уровне значений ИН, равных 160. У обследованных нами детей состояние нормы отмечено осенью и весной у 5 % мальчиков, осенью у 10 % и весной у 3,5 % девочек; состояние адаптации — осенью у 27 % мальчиков и 28 % девочек, весной соответственно у 16 и 13 %. В конце учебного года увеличивается количество дошкольников, находящихся в состоянии напряжения, которое можно рассматривать как реакцию организма, направленную на преодо-♦ ление утомления. При этом мы исходим из того, что чем выше активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, тем выше уровень возбудимости ЦНС и функциональная зрелость всех органов и систем и ниже степень утомления [8].
Наши исследования показали, что труднее адаптируются к условиям детского сада мальчики; в течение учебного года у детей развивается утомление, зависящее от пола и возраста ребенка.
Анализ динамики сердечного ритма позволяет проследить за изменением функционального состояния организма дошкольников в течение учебного года и на этой основе корректировать учебно-вос-питательную работу в детском саду.
Литература
1. Безруких М. М. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков.— М., 1981.— С. 249.
2. Безруких М. М. // Физиолого-гигиеническое изучение учебной нагрузки учащихся VII классов в условиях обучения по усовершенствованным программам.— М., 1984.— С. 86—
98.
3. Безруких М. М. // Новые исследования по возрастной физиологии.— М., 1985.— С. 58—62.
4. Гринене Э., Линдишене Д., Бурнейкене В. // Физиология человека.— 1978.—№ 4.— С. 708—715.
5. Осколкова М. К. Функциональные методы исследования системы кровообращения у детей.— М., 1988.
6. Панова Н. А., Олешкевин Т. Г. // Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте.— Ставрополь, 1977.— Вып. 2.— С. 52—62.
7. Ритм сердца у спортсменов / Под ред. Р. М. Баевского, Р. Е. Мотылянской.— М., 1986.
8. Суворова В. В. Психофизиология стресса.— М., 1975.
Поступила 02.12.88
Summary. The functional state of the organism of preschool-children during a school year has been investigated on the basis of the dynamics of statistical characteristics of the cardiac rhythm, it has been found out that it is more difficult for boys to get adapted to the conditions of a kindergarten than girls. During the school year children develop sex- and age-dependent fatigue. Cardiac rhythm studies data make it possible to assess the organism status of preschoolchildrem in different periods of the school year and, on this basis, to correct educational work in the kindergarten.
4
&
Б. О. АНДЖЕЛЯН, 1990
УДК 613.954.4/.955-07
Б. О. Анджелян
ГИГИЕНА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 6—7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Армянский педагогический институт им. X. Абовяна, Ереван
Акселерация, или ускорение роста и развития детей и подростков, наблюдается повсеместно во всех странах мира. В связи с этим современные дети стали выше ростом, имеют большую массу тела и более развиты умственно. Высокий уровень физического развития современных детей вызвал необходимость определения возраста, с которого следует начинать систематическое обучение в школе [4, 5].
Естественно при этом возникает вопрос о школьной зрелости, т. е. функциональной готовности детей к обучению. В ряде стран мира обучение детей также начинается в возрасте 6 лет.
Школьная зрелость — такой уровень морфо-функционального развития, который обеспечивает выполнение всех требований режима школы без всякого ущерба для здоровья ребенка. По данным Института гигиены детей и подростков Мин-
здрава СССР [3], у 60 % первоклассников физиологические функции соответствуют возрасту, у 20 % развитие организма опережает возраст, а у остальных 20 % наблюдается задержка так называемых школьно-необходимых функций мозга, которая ведет к ухудшению высших психических функций, обеспечивающих систематическое обучение в школе.
По нашему мнению [2] и мнению специалистов [3, 4], недостаточная школьная "зрелость, или функциональная неготовность к обучению, определяется не общим отставанием в развитии, а частичным отставанием школьно-необходимых функций (скорость образования условных рефлексов, подвижность нервных процессов, чистота речи, отсутствие дефектов произношения, способность выполнять мелкие движения пальцами рук и др.). Поэтому такие дети в процессе учебы
%
Распределение детей (в %) по группам здоровья
Группа здоровья
Дети 7 лет
i
п ш
i
п ш
Осенний осмотр
35,8 46,0 18,2
Весенний осмотр
32,5
45.2
22.3
52,2 40,7
7,1
50,0 40,9 9,1
испытывают значительное умственное напряжение.
Неблагоприятное влияние учебной нагрузки на здоровье «незрелых» школьников особенно отчетливо может проявиться в последующие годы начального обучения. При этом наблюдается снижение умственной работоспособности с ухудшением состояния здоровья, которое возникает вследствие кумуляции утомления в организме.
В 1983/84 учебном году нами было проведено изучение состояния здоровья 137 детей 6-летнего возраста, обучающихся в подготовительных классах, и 140 детей 7-летнего возраста 1-х классов 5 общеобразовательных школ Советского района Еревана. На основании медицинского осмотра, оценки состояния здоровья весь контингент обследованных детей (277 человек) был распределен на группы здоровья (см. таблицу).
Как видно из представленных данных осеннего осмотра, 81,8 % детей в 6-летнем возрасте и 92,9 % детей в 7-летнем возрасте были здоровыми и относились к I и II группам здоровья. Удельный вес детей I группы здоровья среди 7-летних несколько выше, чем среди 6-летних.
Дети, отнесенные ко II группе, имели различные морфофункциональные отклонения: кариес зубов, заболевания дыхательных путей, близорукость и др. Только у небольшой части детей 6-летнего возраста (18,2 %) и семилеток (7,1 %) имелись хронические заболевания (III группа здоровья). В III группу вошли в основном дети, страдающие хроническим тонзиллитом, хроническим холециститом, а также дети с аллергическими и невротическими проявлениями. Детей, относящихся к IV группе здоровья, среди обследованных не было. К концу учебного года дети в основном сохраняли свою групповую принадлежность (см. таблицу). Вместе с тем II группа
здоровья оказалась более многочисленной и в то же время более лабильной.
Таким образом, в состоянии здоровья детей, имеющих разный возраст (6 и 7 лет) при поступлении в школу, были обнаружены незначительные различия.
Следует отметить, что разделение детей на «зрелых» и «незрелых» — сложная задача. Необходимы новые методы определения функциональной деятельности коры головного мозга ребенка, а также методы диагностики, коррекции и профилактики недостаточной готовности детей к обучению в школе. В целях предупреждения отставания школьно-необходимых функций следует проводить в течение года их тренировку. В настоящее время большое значение придается педагогической и медицинской диспансеризации (проведению комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в 1-й класс), что способствует более эффективной адаптации к школе и лучшей успеваемости [2].
Считаем необходимым остановиться еще на одном важном вопросе, касающемся причины школьной незрелости. Многие авторы [3, 4] указывают, что причиной школьной незрелости являются биологические и социальные факторы. По нашему мнению [1], из всех заболеваний ребенка существенное значение имеют наиболее часто встречающиеся болезни, и в первую очередь желудочно-кишечные заболевания раннего и дошкольного возраста (дизентерия и диспепсия). У детей в последнее время особенно часто наблюдаются атипично'протекающие, стертые формы дизентерии, влияющие на общее развитие ребенка, ухудшающие не только физическое, но и умственное развитие, определяющее его психическое здоровье. Указанные неблагоприятные факторы в конечном счете могут отрицательно сказываться и на степени школьной зрелости детей.
Литература
1. Анджелян Б. О. // Всесоюзная конф. по гигиене детей и подростков: Материалы.— М., 1981.— С. 93. ~
2. Анджелян Б. О. // Гиг. и сан.— 1987.— № 10.— С. 81—82.
3. Гигиена детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева.— М., 1986.
4. Дубинская И. Д., Черток Т. #., Зуева Е. Б. // Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста.— М., 1975.— С. 86—96.
5. Каруле А. Я. Обучение шестилетних детей в школе.— М., 1984.
Поступила 22.09.88