Научная статья на тему 'ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТЫ В ОРГАНИЗМЕ ЖИВОТНЫХ ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ УГЛЕВОДОРОДОВ'

ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТЫ В ОРГАНИЗМЕ ЖИВОТНЫХ ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ УГЛЕВОДОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
21
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТЫ В ОРГАНИЗМЕ ЖИВОТНЫХ ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ УГЛЕВОДОРОДОВ»

УДК 615.778.5-099-07:616-008.934.752-074

ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТЫ В ОРГАНИЗМЕ ЖИВОТНЫХ ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ УГЛЕВОДОРОДОВ

Доценты И. Г. Самедов и А. М. Мамедов, Л. П. Павлова

Азербайджанский научно-исследовательский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний им. М. М. Эфенди-Заде, Баку

В последние годы внимание исследователей привлечено к изменениям, связанным с длительным воздействием малых концентраций токсических веществ на витаминный обмен. Однако С-витаминная обеспеченность организма под влиянием малых концентраций углеводородов в эксперименте исследована недостаточно.

Стремясь изучить С-витаминную обеспеченность организма в условиях, максимально приближенных к производственным, мы провели 3 серии хронических опытов на животных, которых затравливали при разных режимах бензином марки Б-70, имеющим в своем составе различные группы углеводородов. Затравку животных осуществляли статическим методом 6 раз в неделю, по 4 часа ежедневно, в течение 4 месяцев. Опыты ставили на 44 морских свинках с определением содержания витамина С в крови, моче и некоторых органах. До затравок у всех животных провели 2—3-кратные исследования на содержание витамина С в крови и моче (фон).

Соответственно фону морские свинки были разделены на 4 группы по 11 животных в каждой. В 1-ю группу вошли животные, подвергавшиеся затравкам постоянными концентрациями бензина (первый режим); во 2-ю группу — животные, подвергавшиеся затравкам равномерно повышавшимися в течение экспозиции концентрациями (второй режим); в 3-ю группу — животные, подвергавшиеся затравкам «пляшущими» в течение экспозиции концентрациями (третий режим); 4-я группа животных была контрольной.

Весь период исследования как подопытные, так и контрольные животные находились в одинаковых условиях (рацион питания, метеорологические условия и др.), за исключением воздействия паров бензина. Средняя концентрация бензина в течение экспозиции при всех режимах была одинакова и не превышала в среднем 2 мг/л (по расчету)1.

Через каждые 3 недели мы определяли содержание витамина С в крови подопытных и контрольных животных методом Farmer и Abt и в моче методом Иецлера — Нидерберга в модификации М. С. Левинсона и Д. Б. Ратнера. Через 5 месяцев после начала затравок часть животных забивали путем взятия крови из сердца и последующей декапитацией. В надпочечниках, почках, печени и селезенке определяли содержание аскорбиновой кислоты дихлорфенолиндофенольным методом (В. С. Асатиани).

Динамика суточного диуреза, содержания витамина С в крови и моче показана на рисунке.

Из приведенных данных видно, что первичной реакцией, которую мы расцениваем как «ситуационную», является общее падение содержания витамина С в крови. После первичного падения содержание витамина С в крови контрольных животных постепенно повышалось и к концу эксперимента почти не отличалось от исходного уровня.

Динамика изменений содержания витамина С в крови животных 1-й группы не отличалась от контроля; во 2-й группе уровень его в конце наблюдений не достиг исходного (Р<0,02) и был достоверно ниже, чем в контрольной группе СР<0,02). В 3-й группе наблюдалось максимальное падение содержания аскорбиновой кислоты в крови; к концу исследований его уровень не достиг исходного (Р<0,01), однако различие с контролем оказалось недостаточным.

Сопоставляя уровень витамина С в крови, мы обнаружили достоверные различия при разных режимах затравок. Так, на 16-й неделе исследований содержание витамина С в крови морских свинок 1-й группы было достоверно выше, чем у животных 2-й (Р<0,05) и 3-й (Р<0,05) группы.

Достоверных различий в содержании аскорбиновой кислоты в моче этих групп животных в исходном периоде не выявлено. Первичная реакция проявлялась в увеличении выброса ее с мочой у всех животных. Содержание витамина С в моче контрольных животных к концу исследований не отличалось от исходного уровня. Динамика этого показателя у животных 1-й группы аналогична изменениям в контрольной группе. У животных 2-й группы наблюдались более выраженные колебания содержания витамина С в моче в различные периоды исследования; колебания в сторону уменьшения этого показателя по сравнению с исходными были достоверны на 7-й и 10-й неделе экспозиции (Р<0,01). К концу исследований содержание аскорбиновой кислоты в моче животных 2-й группы не отличалось от исходного уровня и от контроля. У животных 3-й группы после первичного увеличения содержания витамина С в моче на 10,

1 В связи с тем что в исследованиях использован расчетный метод определения концентраций углеводородов, данные имеют ограниченное значение. — Ред.

13 и 16-й неделе установлено достоверное снижение выделения его по сравнению с исходным уровнем (соответственно Р<0,05, <0,02 и <0,05). Однако к концу исследований выведение витамина С у этой группы животных не отличалось от такового у контрольной группы.

Несмотря на общую направленность в изменении содержания витамина С в моче, были обнаружены некоторые различия при разных режимах затравок. На 7-й неделе содержание аскорбиновой кислоты в моче животных 2-й группы достоверно ниже, чем в 1-й и 3-й группе (Р<0,05). На 10-й неделе исследований достоверно различались данные, полученные при втором и третьем режимах затравки (Р<0,02).

13 16 Время ( в неделях)

Диагностика суточного диуреза и содержание витамина С в крови и моче морских свинок в процессе хронической затравки углеводородами.

/— 1-я группа животных; 2 — 2-я группа животных; 3 — 3-я группа животных; 4 — контроль.

Известно, что специального депо витаминов в организме человека нет. Различное же содержание витаминов в отдельных органах объясняется особенностями обмена и функционального состояния самих этих органов.

В проведенных нами исследованиях обнаружено, что наиболее богаты витамином С надпочечники, затем — селезенка, печень и почки. У подопытных животных отмечалось увеличение содержания аскорбиновой кислоты в некоторых органах по сравнению с контролем. Так, содержание витамина С в селезенке подопытных животных по сравнению с контролем оказалось достоверно выше (Р<0,02 <0,001 и <0,01), особенно наглядно это увеличение было во 2-й группе животных. Кроме того, наблюдалась достоверная разница в содержании витамина С в селезенке животных 1-й и 2-й группы (Р<0,02).

Максимальным оказалось увеличение содержания витамина С в надпочечниках животных 2-й группы. Содержание витамина С у них было достоверно выше, чем у контрольных животных (Р<0,05) и у морских свинок 1-й группы (Р<0,01).

Содержание витамина С в других органах подопытных животных незначительно отличалось от того, которое выявлено у контрольной группы.

Сопоставление динамики суточного диуреза, содержания витамина С в крови и моче позволило выявить некоторую фазность изменений. Условно это можно представить так: I фаза — увеличение суточного диуреза, большой выброс с мочой витамина С и одновременное обеднение витамином С крови; II фаза — снижение суточного диуреза, одновременное снижение содержания аскорбиновой кислоты в крови и моче (фаза наибольших изменений). Максимальное снижение содержания витамина С в крови и моче, возможно, является следствием первичного большого выброса его. И наконец, III фаза — фаза восстановления, когда все показатели в той или иной степени приближаются к исходному уровню.

Известно, что напряжение защитных реакций организма на воздействие вредных факторов внешней среды свидетельствует об отклонении ее от оптимальных условий.

Мобилизация защитных сил рассматривается как доказательство несоответствия внешней среды гигиеническому уровню.

В литературе отмечалась тесная связь симпатико-адреналовой системы с обменом витамина С, а также влияние последнего на систему гипофиз — надпочечники (А. М. Утев-ский; Н. Н. Березовская; Б. Л. Смолянский; Bacchus, и др.). Кроме того, установлено, что изменение функции системы гипофиз — надпочечники может привести к изменению минерального обмена, которое способствует увеличению суточного диуреза. По-видимому, все это приводит к вымыванию витамина С из организма, вследствие чего наблюдается уменьшение содержания этого витамина в крови и повышение его уровня в моче.

Если на контрольную группу животных в наших наблюдениях действовал только ситуационный раздражитель, то на опытную группу влиял еще дополнительный раздражитель — пары бензина; поэтому у экспериментальных морских свинок наблюдалось затягивание фазовых реакций. Так, в 1-й группе животных названная нами II фаза растянулась до 10—13-й недели исследования, после чего началось восстановление показателей до исходных величин. В III фазу организм начал приспосабливаться к новым повышенным требованиям. Поступавшие с пищей витамины расходовались экономнее, вследствие чего происходило постепенное повышение содержания витамина С в крови и моче и достигались исходные величины этого показателя.

При втором режиме затравок к организму предъявлялись большие требования. В этом случае II фаза затягивалась практически до 13—16-й недели исследования и в конце не наблюдалась фаза «восстановления». Прибавление каждый раз нового раздражителя предъявляло организму все новые и новые требования, к которым он оказался не в состоянии приспособиться за период, в течение которого проводились исследования. Что касается 3-й группы животных, то у них снижение содержания витамина С в крови и моче во II фазу оказалось наибольшим. Следовательно, резкие колебания концентраций в ходе экспозиции явились еще большим раздражителем, и поэтому не удалось практически выделить фазу «восстановления».

Таким образом, хроническая затравка животных парами бензина, по-видимому, приводит к изменению функционального состояния различных органов и систем, в первую очередь центральной нервной и эндокринной систем, что сопровождается изменением С-витаминного баланса организма. Степень же изменений зависит от режимов затравок и длительности экспозиций.

Выводы

1. Действие малых концентраций паров бензина в хроническом опыте в концентрациях, не превышающих в среднем 2 мг/л (по расчету), сопровождается нарушением С-витаминного обмена у подопытных животных.

2. Интермиттирующее действие паров бензина оказалось более вредным, чем действие его в постоянной соответствующей средней концентрации. Наибольшие изменения С-витаминного баланса наблюдаются у животных, подвергавшихся затравкам при режимах равномерно повышающихся и «пляшущих» в течение экспозиции концентраций.

3. Динамика суточного диуреза, содержания витамина С в крови и моче позволила выявить некоторую фазность изменений, связанную с длительностью экспозиций и режимами затравок.

ЛИТЕРАТУРА

Асатиани В. С. Методы биохимических исследований. М., 1956. — Березовская H H В кн : Материалы 4-и научной сессии Научно-исслед. ин-та витаминологии. M 1961 с 17 — Л ев и неон М. С., Р а т н е р Д. Б. Труды Всесоюзн. конференции по" витаминам. М. — Л., 1940, с. 286. — С м о л я н с к и й Б Л. Тер. арх., 1963 в 1, с. 71. _ у т е в с к и й А. М. В кн.: Витамины. Киев, 1953, с. 185. — Bacchus H., bndo-crinology, 1954, v. 54, p. 402.

Поступила 2/VIII 1965 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.