Научная статья на тему 'ДИНАМИКА СЕКСУАЛЬНОЙ МОРАЛИ: ОТ СССР К СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ДИНАМИКА СЕКСУАЛЬНОЙ МОРАЛИ: ОТ СССР К СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
458
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИНТИМНОСТЬ / СЕКСУАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / ГОМОФОБИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тужба Эмир Нодариевич

В Европейских странах представители секс меньшинств позиционируются с, как бы, «прогрессивной» социальной группой, права которой защищены различными общественными организациями. В статье показано, что пропаганда и реклама подобного сексуального поведения, позиционирование в качестве нормы, ее трансляция молодому поколению недопустимы и опасны. Автором рассмотрены две противоположные точки зрения и аргументации, противников и последователей сексуальных меньшинств, а также, представлены мировоззренческие истоки гомофобии. Доказывается, что искусственно насаждаемая пропаганда нетрадиционных сексуальных ориентаций, направленна на реализацию проекта изменения общественного сознания россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Тужба Эмир Нодариевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF SEXUAL MORALITY: FROM THE USSR TO MODERN RUSSIA

In European countries, representatives of sex minorities are positioned as a «progressive» social group, whose rights are protected by various public organizations. It is shown that propaganda and advertising of such sexual behavior, positioning as a norm, broadcasting to the younger generation is unacceptable and dangerous. Two opposing points of view and argumentation, opponents and followers of sexual minorities, are considered, and the ideological origins of homophobia are presented. It is proved that the artificially imposed propaganda of non-traditional sexual orientations is aimed at implementing a project to change the public consciousness of Russians

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА СЕКСУАЛЬНОЙ МОРАЛИ: ОТ СССР К СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 316.4

DOI 10.23672/k5824-3336-4674-t

Тужба Эмир Нодариевич

доктор социологических наук, профессор,

профессор кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет emirtu@yandex.ru

Emir N. Tuzhba

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Professor of the Department of Sociology, Law and Work With Personnel, Kuban State Technological University emirtu@yandex.ru

Динамика сексуальной морали:

от ссср к современной россии

The dynamics of sexual morality:

from the ussr to modern russia

Аннотация. В Европейских странах представители секс меньшинств позиционируются с, как бы, «прогрессивной» социальной группой, права которой защищены различными общественными организациями. В статье показано, что пропаганда и реклама подобного сексуального поведения, позиционирование в качестве нормы, ее трансляция молодому поколению недопустимы и опасны. Автором рассмотрены две противоположные точки зрения и аргументации, противников и последователей сексуальных меньшинств, а также, представлены мировоззренческие истоки гомофобии. Доказывается, что искусственно насаждаемая пропаганда нетрадиционных сексуальных ориентаций, направленна на реализацию проекта изменения общественного сознания россия.

Ключевые слова: мораль, сексуальная революция, интимность, сексуальные меньшинства, гомофобия, традиционные ценности, общественное сознание.

Annotation. In European countries, representatives of sex minorities are positioned as a «progressive» social group, whose rights are protected by various public organizations. It is shown that propaganda and advertising of such sexual behavior, positioning as a norm, broadcasting to the younger generation is unacceptable and dangerous. Two opposing points of view and argumentation, opponents and followers of sexual minorities, are considered, and the ideological origins of homophobia are presented. It is proved that the artificially imposed propaganda of non-traditional sexual orientations is aimed at implementing a project to change the public consciousness of Russians.

Keywords: morality, sexual revolution, intimacy, sexual minorities, homophobia, traditional values, public consciousness.

Общепринято, что сексуальная революция, кардинально изменившая взгляды на интимную жизнь в мире, произошла в 60-е годы XX века. Советская сексуальная революция произошла после Октябрьской революции 1917 года. Первыми указами советской власти наряду с декретами «О мире и земле» стали декреты Ленина «Об отмене брака», «О гражданском браке». Л. Троцкий разработал новую концепцию взаимоотношения полов, согласно которой все сексуальные запреты, даже однополой любви должны быть сняты. Новые законы были встречены парадами сексуальных меньшинств в Петербурге и Москве. В уничтожении старого царского мещанского быта, православной нравственности, раскрепощении молодежи комсомольские ячейки видели свою задачу. Квинтэссенция этого подхода сформулирована, в докладе коммунистки И. Се-мидович, суть которого сводится к следующему: «Любой даже несовершеннолетний, комсомолец и студент «рабфака» может удовлетворить сексуальные потребности, а воздержание есть ограниченность, присущая буржуазной морали; если мужчина возжелает юную девушку (работницу, студентку, школьницу), то девушка обязана

подчиниться этому порыву, иначе она буржуазная дочь, недостойная называться истинной коммун и сткой...» [1].

Актуализация «свободной любви», смешение разных практик интимности, разрушение традиционных взглядов на сексуальную мораль - харак-те р и стики этого периода времени. На тех, кто рассматривал любовь, выходя за рамки физиологии, смотрели как на умственно отсталых и убогих субъектов, пережитков прошлого.

Изнасилование в 20-30-е годы ХХ века стало нормой поведения членов большевистской молодежи, и не только молодежи, и не считалось преступлением. Изнасилования же «дворянок» и «буржуек» особенно в период «военного коммунизма» воспринималось как торжество классовой справедливости. Такая новая трактовка роли женщины в «советском обществе» была навязана молодежи, а насилие и разврат стали нормой их поведения.

Нарушительниц правил новой коммунистической этики и морали осуждали и наказывали на комсомольских собраниях. Подобные связи и

отношения привели к возникновению социальных проблем: дети, рожденные в результате этой «свободной» любви, которых матери не могли содержать, пополняли ряды беспризорников и преступного мира; способствовали всплеску заболеваний венерическими болезнями.

Что касается однополых связей, то в дореволюционной России они существовали в сексуальных практиках богатых и знатных особ, были запрещены, правда, полицией они особо не преследовались. Тем не менее, в рынок однополых сексуальных услуг в качестве «товара» были вовлечены крестьянская молодежь, солдаты и т.д. Отношение к однополым сексуальным связям и до, и после революции воспринималось как нечто порочное, но особой агрессии по отношению к «замеченным» не наблюдалось, их терпели и игнорировали.

Большевики, не внесли добровольное мужеложство совершеннолетних в УК РСФСР 1922 г., а добавлено в УК оно было в 1934 году и просуществовало до 1993 года. Естественно, такие извращенные комсомольские формы сексуальных отношений вызывали протест. Здоровый инстинкт с отвращением отказался от этих экспериментов и вернулся в лоно традиции, а конечная цель уничтожения семьи, оплота нравственности и государства оказалась недостижимой. Большинство молодых люди стали вступать в нормальные браки и создавать семьи, причем, они отказывались жениться на комсомолках. Им нужны были жены, хозяйки дома, а не партийные и комсомольские «шалавы».

Во второй половине 1920-х гг. и идеологи власти заговорили о браке, семье, любви, стал заметен отказ от прежних идей, стремление усмирить пыл «сексуального освобождения» пролетарской молодежи. В противовес идее «свободной любви» предлагалась концепция коммунистической морали в брачных отношениях. А уже в середине 1930-х годов, официальный дискурс, ориентированный на половые и сексуальные темы, прекращается, а в общественном сознании насаждается деэротизация.

И.В. Сталин пресек сексуальную вакханалию, вернул человеческие отношения в нормальное русло, и советская сексуальная революция пошла на спад. Он прекрасно понимал, что кто, совершая социалистическую революцию, участвовал и в сексуальной, представляют опасность, которая заключалась в организованности и взаимной поддержке. Сплоченность и взаимопомощь этого меньшинства могла способствовать установлению диктатуры над нормальным большинством. Помогая своим и мешая другим, осознавая собственную ущербность и страдая от неполноценности, они будут мстить другим за их нормальность. Наибольшее их количество просматривается в элитарном слое, ввиду их больших возможностей, так как, пресытившись отношениями доступными в пределах половых сношений с женщинами, они ищут новых ощущений (одно из объяснений подобной сексуальной практики).

Победив левую оппозицию, И.В. Сталин запретил аборты, усложнил процедуру разводов, криминализировал мужеложество (по инициативе ОГПУ в Ленинграде и Москве было проведено несколько процессов). Была установлена цензура на сексуальность в кино, пропагандировалось плакатное целомудрие, а сексуальные отклонения воспринимались как потенциальная угроза государству. Тема телесности и сексуальности, половой свободы, гомосексуальности стала недопустимой в публичном дискурсе и существовала только в медицинской сфере.

По уголовной статье 121 «Мужеложство» с 1934 по 1980 гг. осуждались тысячи человек. К концу 1980-х гг. количество таких приговоров уменьшилось. По данным Министерства юстиции РФ, в

1989 г. по этой статье получили приговор - 538, в

1990 - 497, в 1991 - 462, в первой половине 1992 -227 человек. Всего же, в период с 1934 по 1992 гг. по этой статье было осуждено свыше 60 тыс. чел. В 1993 году она была исключена из Уголовного кодекса, а в 1996 году был принят новый Уголовный кодекс РФ, не запрещающий подобные отношения [2].

Уголовное наказание за аборты было отменено лишь в 1955 году, а лишь в конце 1960-х упростилась процедура разводов. До начала 1990-х годов в Советском Союзе доминировала мораль в сексуальной сфере, квинтэссенцией чего стал известный тезис: «В СССР секса нет!».

Хотя, 1960-е годы (урбанизация) можно назвать временем «мягкой сексуальной революции» в СССР, которая совпала с западной и протекала менее заметно и несколько иначе. Послевоенное поколение легче вступало во внебрачные отношения, легче разводилось, раньше начинало сексуальную жизнь.

В современной России, как и в Европейских странах, представители секс меньшинств позиционируются с, как бы, «прогрессивной» социальной группой, права которой защищены различными общественными организациями, а гомофобия преследуется по закону.

В.В. Кортунов с соавторами, пишут, что быть гомосексуалистом стало выгодным и модным: такой статус гарантирует определенную неприкосновенность и известность.... «К врожденной гомосексуальности отношение россиян вполне терпимое - как к своеобразной «ошибке природы», досадному генетическому сбою, что выражается в сочувствии и жалости к больным. Другое отношение к убежденным гомосексуалистам, осознанно пришедшим к такому состоянию. В представлениях большинства россиян, это результат распущенности, извращенности [3].

Пропаганда и реклама этого извращения, позиционирование в качестве нормы, трансляция молодому поколению совершенно недопустимы и опасны. Принять гомосексуализм в качестве нормы, в Европе готовы порядка 80 % населения, в России с этим пока относительно все в порядке, если можно так выразиться, всего 15-20 %. Но этот процент будет увеличиваться, благодаря

пропаганде, рекламе и романтизации этой проблемы в СМИ. Сегодня невозможно встретить ни одного российского, не говоря о западном кино, в котором не фигурируют представители ЛГБД, причем, зачастую, они показаны в позитивном ключе в качестве успешных, смешных при первом приближении, интересных персоналий.

Рассмотрим, частично, две противоположные точки зрения и аргументацию, противников и последователей ЛГБД, и попытаемся проследить мировоззренческие истоки гомо фобии.

Противники гомосексуализма утверждают, что он не присущ животным, случаи гомосексуальных контактов в природной среде крайне редки, и вызваны, как и у людей, генетическими дефектами. Гомосексуальные отношения среди животных не приводят к образованию гомосексуальных пар в отличие от человеческих образований. Сторонники ЛГБД, не исследуя вопрос глубже, приводят лишь единичные факты половых отношений среди животных. Хотя, подобное поведение среди животных определяется не половым влечением, а демонстрацией, выражением подчиненной или доминирующей роли.

Вообще, попытка спроецировать межчеловеческие отношения на животный мир сомнительна и некорректна. Созданная людьми культура отличает нас от животных, так как культура - это механизм противостояния и взаимодействия с природой - это всегда изменение природы, создание знаковых систем, символов, образов, которых в природе нет. Именно поэтому, противоположные стороны апеллируют к культуре.

Представители ЛГБД предпочитают обращаться к культурно-историческому опыту Античности, что не совсем корректно, по мнению В.В. Кортунова и др. авторов, так как примеры Древней Греции и Древнего Рима не вполне удачны для культурного обоснования феномена гомосексуализма. «бисексуальные связи имели место, но они носили «развлекательный» или коммуникативный характер и не приводили к образованию гомосексуальных семей. Тем более, распутные пиры и оргии того периода не могут служить образцом высокой культуры, а демонстрируют нравственную и моральную деградацию цивилизации».

Христианизация Европы, свела на нет эту тему, либо для демонстрации порока и греха, практически к нулю, а если и присутствовала, то лишь для иллюстрации «греха и порока» [3].

Лишь, начиная со второй половине XX века, тема однополых связей стала активно внедрятся в различные виды искусства (кино, литература, театр), и интерес к стал расти. Сегодня Голливуд создает фильмы, в которых представители ЛГБД выступают в различных образах - это и романтическая однополая любовь, иногда с трагической развязкой; комедийные образы; преступники и т.д. Последняя позиция наиболее интересна, когда в банде, занимающейся грабежами, один из членов -гей, причем, довольно профессиональный и яркий персонаж. Над ним подшучивают остальные, тем не менее, он - уважаемый член группы,

профессионал своего дела, не оставляющий без внимания их комические выпады в свой адрес. Представить подобное раньше, чтобы преступники ввели в свой состав на равных позициях гомосексуалиста? Потребителю внушается мысль, о нормальности подобных вещей, он такой же, как все остальные, и может претендовать на любой статус. Из чего вытекают два их основных тезиса: «Мы не такие как все - мы другие, соответственно имеем такие же права, как все обычные люди»; «Все люди разные, есть одни, а есть другие - их меньшинство». Что же касается механизма реализации далеко идущих планов гомосексуализма, он раскрыт в общих чертах в манифесте некоего Майкла Свифта (в Интернете в свободном доступе). Цитирую основные моменты: ««Мы будем сексуально использовать ваших сынов, оплот вашей немощной мужественности.совращать их везде».. «...Ваши законы, запрещающие гомосексуализм, будут отменены. Новое законодательство будет поощрять любовь между мужчинами» .. «Все гомосексуалисты должны встать плечом к плечу как братья...Наши писатели и музыканты сделают любовь между мужчинами модной и престижной...».«Семья - этот рассадник лжи, предательства, тщедушия, лицемерия и жестокости - будет упразднена....Все церкви, которые нас осуждают, будут закрыты. Нашими единственными богами будут юноши...» и т.д. «..Мы широко осветим гомосексуальность великих лидеров и мыслителей, которые создали цивилизацию; продемонстрируем неразрывную связь гомосексуальности, интеллектуальности и творчества, гомосексуальность как залог истинного благородства и подлинной красоты в мужчине...» и т.д.

Несмотря на масштаб «атаки», тематика однополых связей в России не столь популярна и уступает традиции. В доминирующих православии и исламе, определяющих мировоззрение большей части населения, отношение к идеям ЛГБД однозначное: это грех и грязь, порочное искажение природы человека, которая определена Богом.

Несмотря на свою малочисленность, следует признать, что гомосексуалисты в отличие от людей традиционной ориентации, создают определенные проблемы:

1. Медицинского характера, так как специфика этих отношений повышает риски заражения рядом заболеваний, которые известны, в том числе и психического состояния представителей этой группы. Как правило, средний гомосексуалист, меняет сотни партнеров на протяжении жизни. А это - явное психическое нарушение. Гомосексуалисты в несколько раз чаще совершают попытки самоубийства.

2. Демографии, потому что гомосексуалисты не воспроизводят потомство. Правда, у России есть все возможности для того, чтобы избежать печальной участи западных стран, признавших гомосексуализм некой моральной нормой, и сделать осознанный выбор в пользу своих традиций и нравственных ценностей.

3. Интимная жизнь не должна быть публичной и не носить характер пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Этот закон вызвал поток критики со стороны правозащитников и либерально настроенной общественности. Психику ребенка очень легко травмировать и далеко не всякая информация (даже правдивая) полезна для него. Гомосексуалисты же стремятся публично, открыто демонстрировать свои сексуальные предпочтения, напоминая о себе, своем равноправии, для собственного психического комфорта, решения собственных психических проблем. Поэтому для ЛГБТ-сооб-щества так важно проведение гей-парадов, различных демонстраций, открытое обсуждение своей сексуальности, идентичности в СМИ.

В культуре нашего общества не принята демонстрация своей интимной жизни и предпочтений, это всегда считалось признаком невоспитанности. Исторически сложились определенные ограничительные традиции и механизмы, пропаганда же нетрадиционной сексуальной ориентации есть ни что иное, как попытка переформатирования общественного сознания. Большинство населения выступает против пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации и однополых браков, главным образом люди старшего и среднего возраста. Молодежь - индифферентней в этом отношении, она относится к данному явлению спокойней.

Значительная часть пропаганды ЛГБД носит поверхностный характер - в том отношении, что не оказывает серьезного влияния на систему ценностей, взгляды и поведение населения. Идентичность представителей старшего или среднего возраста уже сформирована, им не грозит отказ от существующих норм, правил, установок своей культуры. Иначе влияние пропаганды нетрадиционных сексуальных связей проявляется в среде молодежи.

Чуждые национальной психологии российского общества, распространяющиеся поведенческие штампы, стали олицетворением счастливой жизни, под их влиянием происходит формирование идеалов и внутреннего мира молодежи. Родителей и старших родственников - носителей традиций, которые представляются отставшими и устаревшими, заменяют новые «герои». Если раньше молодежь была очень похожа на представителей старших поколений, то сегодня подростки обществ, стоящих на передовой глобали-зационных процессов, гораздо больше похожи друг на друга, чем на своих отцов и дедов, продолжающих существовать в рамках собственной культурной традиции.

Традиционные механизмы формирования уклада и морали (от родителей к детям) не перестали существовать. Во многом, личность и идентичность молодого человека по-прежнему формируется в

Литература:

1. Газета «Правда». 21 марта 1925.

детстве под влиянием семьи, школы и других социальных институтов. Но если раньше, усвоив стандартный набор «истин» и правил, человек мог прожить, руководствуясь ими всю свою жизнь в силу малой изменчивости мира, то сегодня подобное невозможно. Слишком быстрые изменения в мире, ставят вопросы постоянной адаптации к новым условиям среды. Культурная картина мира формируется не однажды в детстве, а по ходу сознательной жизни. На смену старым алгоритмам передачи знаний, дающим «сбой», приходят новые, главным образом сетевые, эмоциональный фон большинства которых опирается либо на первичные биологические инстинкты -секс и агрессию, или на ценности гедонизма.

Сегодня все говорят о свободе прессы, в том числе, и на уровне правительств, однако, многие не имеют даже простого представления о последствиях подобной политики. В свое время, китайский вождь Дэн Сяопин сказал: «Открывая окно, нужно помнить, что помимо свежего воздуха в него влетают мухи и москиты». Упомянутые мухи и москиты - это неизбежный приток западных культурных ценностей, которые могут поставить перед любым традиционным обществом множество серьезные проблем. Учитывая то, что все глобальные СМИ принадлежат определенным группам влияния - частным или государственным структурам, информация, преподносимая ими, носит заведомо пристрастный характер.

Если допустить, что пропаганда однополых браков, гомосексуализма в СМИ есть «атака» Запада на подрыв духовных основ нашего общества, изменения его сознания, то все становится на свои места. Лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией становятся просто авангардом или одним из основных направлений большой политической игры. В то же время, нельзя отрицать того факта, что и Запад (в том числе, и США) подвержены этим вызовам. Поток низкопробной продукции, демонстрирующей и рекламирующей сексуальную распущенность как образцы поведения современного человека, стал частью жизни и этих обществ. Следовательно, хотя бы в качестве гипотезы, следует признать существование некой силы «группы влияния», целью которой является уничтожение духовности как основной и последней крепости старого традиционного мира. Отсюда и вытекает искусственно насаждаемая пропаганда нетрадиционных сексуальных ориента-ций, направленная на реализацию проекта изменения общественного сознания.

Дальнейшее развитие российского общества, выбор модели его модернизации будут зависеть от специфики социокультурного пространства, проблем соотношения традиций и инноваций, проблем культурной идентичности; а также от того, насколько успешно наше общество ответит на выше описанные вызовы.

Literature:

1. Newspaper «Pravda». March 21, 1925.

2. ДэнХили. Сколько человек осудили за «мужеложство» в СССР / Дэн Хили. URL : http://www. xgay.ru/society/legislation/121/danhealy.html// (дата обращения 25.01.2021).

3. Кортунов В.В. Проблема восприятия гомосексуальности в современной России: основания актуального дискурса / В.В. Кортунов [и др.]. URL : https://cont.ws/@kurennoi/898478// дата обращения 03.02.2021.

4. Гидденс Э. Трансформация интимности / Э. Гидденс. Спб. : Питер, 2004. 208 с.

2. Dan Healy. How many people were convicted of «sodomy» in the USSR / Dan Healy. URL : http://www.xgay.ru/society/legislation/121/dan-healy.html// (date of application 25.01.2021).

3. Kortunov V.V. The problem of the perception of homosexuality in modern Russia: the foundations of the current discourse / V.V. Kortunov [et. al.]. URL : https://cont.ws/@kurennoi/898478//date of access 03.02.2021.

4 . Giddens E. Transformation of intimacy / E. Giddens. SPb. : Peter, 2004. 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.