ния учреждений призрения, участие благотворителей и других представителей общественности в управлении благотворительными обществами и заведения на местах дают основание считать Ведомство императрицы Марии также и общественной организацией. Таким образом, Ведомство учреждений императрицы Марии можно охарактеризовать как специфическое, уникальное в своем роде государственное учреждение, действовавшее как благотворительная общественная организация.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.
2. Собрание узаконений Ведомства учреждений императрицы Марии. Т. V. Царствование государя императора Николая Второго. Кн. 2., Т. 5. (с 10 ноября 1894 по 3 декабря 1897). СПб.,1908.
3. ПСЗ-П. Т. 3. № 2379.
4. Высшие и центральные государственные упреждения России. 1801-1917 гг.: в 4 т. Т. I. СПб., 1998.
5. Шепелев Л. Е. Чиновный мир России. XVIII — начало XX вв. СПб., 1999.
6. Список почетных опекунов Опекунского совета учреждений императрицы Марии (составлен в порядке старшинства чинов по 15 ноября 1896 г.). СПб., 1896.
7. Устав Опекунского совет учреждений императрицы Марии СПб., 1905.
8. ПСЗ-1. Т. 3. № 2491.
9. Верноподаннейшие отчеты по Ведомству учреждений императрицы Марии за 1899—1911 гг. СПб., 1904—1913.
10. Цамутали А. Н. Глава петербургской исторической школы: Сергей Федорович Платонов // Историки России. XVIII — начало XX века. М., 1996.
11. Ведомство учреждений имп. Марии. Краткий исторический очерк. СПб., 1912.
12. Каптерев П. Ф. Подготовка преподавателей средних школ // Вестник школы. 1914. № 1.
13. РГИА. Ф. 759. Оп. 1. Записка неустановленного лица (сост. не ранее 1914 г.).
ДИНАМИКА РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ТОРГОВЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
DYNAMICS OF THE RUSSIAN^HINESE TRADE IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY
М. В. Коваль
В статье рассматривается структура и динамика русско-китайских торговых отношений, процесс оформления, а затем ликвидации Кяхтинской монополии и падение роли торговли через Сибирь. Лишь в последние годы XIX в. вывоз товаров русской фабрично-заводской промышленности в Китай стал оживляться в связи с введением в эксплуатацию участков Великой Сибирской магистрали. С ее окончательной постройкой российско-китайские торговые связи вступили в новый период своего развития.
Ключевые слова: Кяхта, Одесса, китайский чай, чайные торговцы.
История российско-китайских торговых связей с давних пор привлекала внимание исследователей. Обращение исследователей к названной проблеме было вызвано конкретными политическими и экономическими мероприятиями, что определило узкий круг исследуемых объектов. Особое место отводилось процессу складывания и развития Кяхтинской торговой
M. V. Koval
The article considers the structure and dynamics of the Russian-Chinese trade relations, the emergence and subsequent liquidation of the Kjahtinsky monopoly and the diminishing role of trade through Siberia. Only at the close of the XIX century the export of goods of Russian factory industry to China began to step up as a result of the introduction of the Great Siberian highway. With its definitive construction the Russian-Chinese commercial relations entered the new period of their development.
Keywords: Kyakhta, Odessa, Chinese tea, tea dealers.
монополии. С ее ликвидацией торговые отношения двух стран вступили в новый этап своего развития. Их динамика не получила разработки в научной литературе. Потенциал имеющегося в распоряжении исследователей корпуса статистических материалов не был реализован полностью. Слабая изученность проблемы в научной литературе обусловила появление данной статьи.
Согласно «Положению» от 15.03.1800 г., а также «Наставлению» и «Инструкции» Кяхтинской таможни от 15.10.1800 г. торговля на Кяхте (торговой слободе Троицкосавского округа Забайкальской области, находившейся на самой границей с Китаем) должна была производиться исключительно путем простого обмена, без всякого участия денег и кредита; расценки на русские товары устанавливались выборной коллегией из шести купеческих старейшин (ею же проверялось и качество китайских товаров). С этого времени товары из России стали расцениваться на китайские чаи, тогда как ранее для этой цели служила так называемая «китайка» - гладкая хлопчатобумажная ткань преимущественно вишневого цвета. В 1822 г. ввоз чая через западную границу был воспрещен, и кяхтинская меновая торговля приобрела все черты монополии. Только за период с 1821 по 1830 г. ввоз чая в пределы Российской империи увеличился более чем на 50% по сравнению с предшествующим десятилетием.
Ликвидация кяхтинской чайной монополии прошла через несколько этапов. В 1855 г. русское правительство разрешило вывозить золотую монету через Кяхту и предоставило российским купцам право торговать с китайцами по вольным ценам, без каких бы то ни было ограничений. В 1861 г. таможня из Кяхты была переведена в Иркутск; русские купцы получили право покупать у китайцев товары на деньги и вывозить за границу кредитные билеты. Наконец, в 1862 г. правительство императора Александра II, разрешив ввоз чая на внутренний рынок через европейскую границу и европейские порты России, нанесло кяхтинской монополии окончательный удар. Как писал в 1892 г. авторитетный исследователь чайной торговли, «...история собственно чайной торговли России есть в то же время история Кяхты, которая только за последние 25 лет утратила свое исключительное значение и уступила место другим рынкам» [1, с. 457]. Из главного торгового форпоста она превратилась в простой перевалочный пункт для китайских товаров. Русские купцы стали закупать чай на местах производства и отправлять их либо старым сухопутным маршрутом, либо по морю.
Главным чайным рынком Поднебесной являлся г. Ханькоу. Там были открыты постоянные представительства русских чайных фирм: «Бр. К. и С. Поповы» (в 1888 г.), «Молчанов, Печат-нов и Ко», «Токмаков, Молотков и Ко» и «Чирков, Панов и Ко». В 1895 г. эти четыре фирмы купили гораздо больше половины всего байхового (листового) чая, поступившего на рынок г. Ханькоу [2, с. 84-85], сильно потеснив своих английских конкурентов: «Так как русские стараются покупать чай из первых рук в горах, заказывают его заранее, а также имеют свои фабрики, то они лучше обеспечены чаем, чем англичане, и могут приобретать его за более сходные цены; при этом большая часть чаев поступает прямо в их склады, минуя рынок» [1, с. 480].
Главным морским портом, откуда чай поступал во внутренние губернии Российской империи, стала Одесса. Тем не менее, несмотря на все удобства доставки товаров морем (17 ноября 1869 г. состоялось официальное открытие Суэцкого канала), большая часть китайского чая поступала на внутренний рынок Российской империи через Иркутскую таможню, о чем свидетельствуют данные таможенной статистики, приведенные в таблице [2, с. 83].
Как указывается в литературе, в 70-80-е гг. XIX в. чайные торговцы на Кяхте еще делали значительные обороты отчасти из-за того, что большинство российских потребителей этого удивительного напитка мало доверяло качеству так называемых «кантонских чаев» (так в деловом обиходе называли продукт, доставлявшийся морским путем), предпочитая им чаи «караванные» ввиду привычки к их специфическому «затхлистому» аромату и вкусу. Что касается кирпичных и плиточных чаев, то от морской перевозки они плесневели и тем самым теряли свои важные потребительские свойства.
Доставленный караванным путем через Сибирь чай попадал на внутренние рынки через Нижегородскую ярмарку только на следующий за его покупкой год (через 14-18 месяцев), а авансированный капитал возвращался лишь через два года. «Ярмарочная торговля, сосредоточение оборота в Москве и ее амбарах, необходимость целой сети посредников и влияние кредита, доходившего до 24 месяцев, оставляли торговлю в руках фирм, еще при кяхтинском торге через Сибирь создавших себе прочные внутренние связи» [3, с. 97].
В первые годы после открытия Суэцкого канала регулярного торгового сообщения России с Китаем по морю вообще не было - морской фрахт на Одессу был выше, чем на Лондон, и в период 1874-1877 гг. в порт Одессы не пришло ни одного чайного парохода. Только с 1878 г., в связи с созданием российского Добровольного флота (6 пароходов, пользовавшихся правительственной субсидией), морской фрахт понизился, и начались регулярные сношения с Ханькоу. Благодаря морской доставке чая оборот капитала в чайной торговле сократился до 2-3 месяцев.
Либерализация русско-китайской торговли в целом пошла ей на пользу. Среднегодовой объем чайного импорта увеличился с 335 тыс. пудов в 1851-1860 гг. до 2133 тыс. пудов в 1885-1894 гг. (в том числе 1180 тыс. пудов было ввезено через Иркутск). То же самое можно сказать и в отношении стоимостных показателей. Сравнивая, к примеру, среднегодовые показатели 1871-1875 гг. с периодом 1896-1900 гг., мы можем констатировать их увеличение в 3,4 раза: с 12 224 тыс. руб. до 42 091 тыс. руб. в среднем за год [4, с. 11].
Одесса мало-помалу стала главным пунктом, через который на внутренний рынок поступали чаи, но не прессованные, а байховые. Если за период 1885-1889 гг. через ее таможню прошло 2 004 130 пудов чая, то в 1890-1894 - уже 3 162 808 пудов. Для удобства доставки чая во внутренние губернии администрацией Юго-Западной железной дороги были организованы специальные чайные поезда. Значение Иркутска как перевалочного пункта для байховых чаев сокращалось - с 2 114 560 пудов в 18851889 гг. до 1 759 365 пудов в 1890-1894гг. [2, с. 83].
Рост потребления чая и, соответственно, его импорт из Китая могли бы быть еще больше, если бы не высокие таможенные пошлины. Чайный импорт все время оставался важным источником доходов русского государственного бюджета. Как сообщали кяхтинские купцы, «.по тарифу 1841 г., при цене цветочного и зеленого чая в Кяхте 50 руб. за ящик
весом в 57 фунтов и черного чая до 40 руб. за ящик весом в 87 фунтов, пошлина составляет на первые чаи 85%, а на последний до 130%, сравнительно со стоимостью товара на Кяхте, по тарифу же 1845 г. и дополнительному 1849 г. размер пошлины с "цветочного" и зеленого чая определился в 80% и с черного до 87% против их стоимости» [2, с. 61]. Одним из главных составных элементов цены чая и в последующее время являлась таможенная пошлина, меньшая в Сибири и почти двойная по западной границе. С 1885 г. таможенные пошлины взимались в золоте, тогда как сам рубль еще десять лет оставался кредитным, то есть неразменным на золото. Как показали подсчеты, сделанные на основании таможенной статистики, пошлины в 70-80-х гг. XIX в. составляли от 22 до 30% стоимости чая, поступившего на внутренний рынок страны. Так, в 1883 г. было ввезено в Россию чая на сумму 62 млн 884 тыс. руб., а пошлины с него было получено 18 млн 455 тыс. руб. [5]. Самыми высокими пошлинами облагался высококачественный байховый чай, что делало его малодоступным для широкого потребителя. Так, в 1886 г. за фунт знаменитого «лянсина» петербургские розничные торговцы просили от 2 руб. 60 коп. до 7 руб.; в 1888 г. дешевле 4 руб. его уже не было [6, с. 84].
В первые десятилетия после отмены монополии сохранялась такая отличительная особенность кяхтинской торговли, как ее неустойчивость. Например, в 1853 г. вследствие внутренних неурядиц в Китае торговля на Кяхте почти совершенно замерла. Статистические показатели физических объемов чайного импорта, представленные в таблице, говорят о колебаниях его по годам, иногда весьма значительных, например, в 1887-1888 гг. Вместе с тем ее данные позволяют высказать предположение, что с начала 90-х годов упомянутая неустойчивость начинает преодолеваться.
Особенностью русской деятельности на китайском чайном рынке стало изготовление фабричным способом прессованного чая. В 80-е годы крупные сибирские чайные дома («Молчанов, Печатнов и Ко», «Токмаков, Молотков и Ко» и «Чирков, Панов и Ко») завели в г. Ханькоу фабрики по производству кирпичных чаев. Примерно 2/3 физического объема китайского чая, очищенного пошлиной в Иркутской таможне, приходилось на кирпичный чай. Продукт довольно низкого качества, он приготовлялся из отходов чайного производства. Кочевые народы Азии, Сибири и Дальнего Востока варили его в котлах, как похлебку, с маслом, солью и салом. Фирма торгового дома «Кузнецов А. и Ко, преемник А. Губкина» (с 1891 г. - товарищество на паях), ввела в обращение высококачественный плиточный чай из так называемых «высевок» - чайного материала, который по своим потребительским качествам почти не уступал байховым (листовым) чаям. Чай в форме плиток фирма производила на собственной большой фабрике «Синтай» в г. Ханькоу. Как говорится в рекламном объявлении товарищества, «... тщательный под-
Таблица
Привоз чая из Китая в Россию в 1885-1894 гг. (в пудах)
Годы Всего В т.ч. через Одессу % к итогу В т.ч. через Иркутск % к итогу
1SS5 1 e5e 13e 246 193 14,S7 949 223 57,32
lsse 2 0S9 005 380 511 1S,21 1 142 709 54,7
1SS7 3 031 792 370 323 12,21 1 472 S47 4S,5S
1SSS 2 040 053 495 524 24,29 1 224 402 e0,02
1SS9 1 92e 753 511 579 2e,55 1 ^0 se7 e0,25
1S90 2 04e ^0 661 709 32,34 1 053 S07 51,5
1S91 l se7 4e7 724 988 3S,S2 SS7 144 47,51
1S92 l 9ss e7e 471 660 23,72 1 197 es7 e0,23
1S93 2 2le 91S 640 676 2S,9 1 242 217 5e,03
1S94 2 4e5 119 663 775 2e,93 1 4e9 790 59,e2
бор "хуасянов", новейшее техническое оборудование фабрики, кропотливое изучение и знание нужд потребителей русского рынка дает полную возможность товариществу держать все производство кирпичного и плиточного чая от начала до конца под неослабным наблюдением и выпускать наилучшие и разнообразнейшие по качеству и отделке сорта на всякие цены. Такой широкой постановки дела нет другой - ни в России, ни за границей» [7]. Однако 90-е гг. XIX в. в общем объеме прессованных чаев доля плиточного оставалась еще незначительной. Так, в 1895 г. через Иркутскую таможню было ввезено в Россию 977 766 пудов кирпичного чая и только 46 096 пудов чая плиточного [2, с. 83].
Оптовая торговля чаем на внутреннем рынке России очень рано была монополизирована небольшим числом крупных фирм. После введения в 1890-1895 гг. обязательного казенного обандероливания чая, внутренняя оптовая торговля им сосредоточилась в руках 5-6 фирм, которые располагали достаточными капиталами для устройства собственных чаеразвесочных фабрик. К тому же для составления чайных купажей при оптовой продаже фасованного чая требовалось иметь большие партии полупродукта и на всякую цену. Первое место на российском рынке расфасованного чая захватили четыре фирмы: торгово-промышленное товарищество «Кузнецов А. и Ко, преемник А. Губкина», товарищество на паях «Высоцкий и Ко», паевые товарищества «Караван» (дочернее предприятие знаменитого торгового дома «Вогау и Ко») и «Братья К. и С. Поповы». Из торговцев и экспедиторов они превратились в чайных фабрикантов.
Если говорить о русском экспорте в Китайскую Империю, то стоит отметить что, еще в конце XVIII - начале XIX в. первое место в российском экспорте занимали меха («мягкая рухлядь»); они составляли до 85% промена на Кяхте [2, с. 90]. По ценности среди мехов на первом месте стояла мерлушка. В 1817-1819 гг. русские купцы променяли китайцам 5 806 120 обработанных шкурок мерлушки. Затем шла белка - 16 208 105 шкурок [8, с. 102].
Второе место принадлежало изделиям кожевенной и мануфактурной промышленности. Из российских текстильных изделий большой популярностью пользовалась «китайка», в меньшей степени - даба. Уже в 1853 г. мануфактурные
ВОПРОСЫ
ИСТОРИИ
товары вышли на первое место (68,9%), оттеснив «мягкую рухлядь» на одно из последних мест (4,2%). Сумма отпуска русской мануфактуры в Китай за время с 1851 по 1861 г. доходила до 6,5-7 млн руб. в год [9, с. 3]. 60-е годы XIX в. экспертами считались высшей точкой в кяхтинской торговле. В Китай ежегодно вывозилось до 1,5 тыс. аршин сукна, 3,5 тыс. аршин плиса, 600 тыс. аршин нанки, 120 тыс. аршин драдеда-ма, а также некоторое количество льна, пеньки, юфти и других изделий русской промышленности [10, с. 118].
С выходом непосредственно на китайский рынок русские торговые дома всю сумму своего вывоза покрывали не товарами, как в кяхтинские времена, а векселями на английские банки в Шанхае и Ханькоу и частично наличными деньгами в виде аккредитивов в фунтах стерлингов сроком на 3-6 месяцев. Аккредитивы обналичивали на месте, то есть на чайных рынках. Немногочисленные российские банковские и страховые учреждения не имели в Китае своих отделений, из-за чего крупным русским торговцам приходилось переводить деньги в Китай через комиссионеров в Москве и Лондоне и платить значительный комиссионный процент, который включался в цену продукта, то есть чая. Колебания курса русской бумажной валюты на Лондон бывали очень невыгодны для русских импортеров, которым приходилось покупать наличную валюту в Лондоне для оплаты своих закупок на китайских чайных рынках. Так, весной 1888 г. при переводах на Лондон платили 120 руб. кредитных за 10 фунтов стерлингов, осенью того же года - 96-100руб. за те же 10 фунтов [1, с. 374]. В результате Россия получила отрицательное сальдо в товарообороте с Китаем. С 9,3 млн руб. в среднем за период 1851-1855 гг. русский экспорт в Китай опустился до 2,2 млн руб. в среднем за 1885-1890 гг.
Лишь в последние годы XIX в. вывоз товаров русской фабрично-заводской промышленности в Китай стал ожив-
ляться в связи с введением в эксплуатацию участков Великой Сибирской магистрали. С ее окончательной постройкой российско-китайские торговые связи вступили в новый период своего развития.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Субботин А. П. Чай и чайная монополия. Опыт исследования основ обложения чая в России. СПб., 1908.
2. Краткий очерк возникновения, развития и теперешнего состояния наших торговых с Китаем сношений через Кяхту. М., 1896.
3. Губаревич-Радобыльский А. Чай и чайная монополия. Опыт исследования основ обложения чая в России. СПб., 1908.
4. Покровский В. И. Статистические сведения о торговле России с Китаем. СПб., 1909.
5. Отчет о таможенных сборах и внешней торговле за 1883. Б.м., б.г. Страницы не нумерованы.
6. Бочагов А. Д. Наша торговля и промышленность в старину и ныне. (Исторические очерки). Вып. 1. Торговля предметами потребления. СПб., 1891.
7. Фабрично-заводские предприятия Российской империи (исключая Финляндию). Изд. 2-е. Пг.: Л. П. Кандауров и сын, 1914. Объявление № 315.
8. Корсак А. Историко-статистическое обозрение торговых сношений России с Китаем. Казань, 1857.
9. Носков И. Кяхтинская торговля за последние восемь лет. СПб., 1870.
10. Грум-Гржимайло Г. Е. Чайная торговля в России // Производительные силы России / под ред. В. И. Ковалевского. Отдел IX. СПб.,1896.
ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ СНАБжЕНИЕ ДЕТСКИХ ДОМОВ РСФСР В 1930-е гг.
THE FINANCING AND SUPPLY OF CHILDREN'S HOMES IN THE RSFSR IN 1930-s
А. А. Карасева
В статье на материалах отечественных архивов предпринята попытка анализа и оценки сформировавшейся в 1920-1930-е гг. системы финансирования и материального снабжения детских домов. Автор приходит к выводу о том, что, несмотря на ежегодное увеличение плановых объемов финансирования, в условиях слабости местных бюджетов, сбоев в снабжении детских домов, главная их задача - воспитание «нового человека» - была трудноразрешимой.
Ключевые слова: РСФСР, детские дома, финансирование, снабжение, нормы, продовольствие, одежда, оборудование, бюджет.
A. A. Karaseva
This article is about the system of financing and supply of children's homes in the USSR in the time-span 1929 - 1941. The author arrived at the conclusion that under the conditions of weakness of local budgets, failures in financing and supply of children's homes, their main concern - education of «the new person» — was an intractable problem throughout the period.
Keywords: RSFSR, children's home, financing, supply, norms, provision, clothes, equipment, budget.