Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ'

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
261
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ЮНОШИ / РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Быченкова А.А., Рубан Е.В.

В данной статье показан уровень развития жизнестойкости на разных возрастных этапах: в подростковом возрасте, юношеском возрасте, на этапе ранней взрослости. Выявлены различия по общему показателю жизнестойкости, а также по отдельным компонентам. Проанализированы основные данные и сделан вывод о динамике развития уровня жизнестойкости и входящих в её структуру компонентов на разных возрастных этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Быченкова А.А., Рубан Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК159.9

А.А. Быченкова, Е.В. Рубан

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

В данной статье показан уровень развития жизнестойкости на разных возрастных этапах: в подростковом возрасте, юношеском возрасте, на этапе ранней взрослости. Выявлены различия по общему показателю жизнестойкости, а также по отдельным компонентам. Проанализированы основные данные и сделан вывод о динамике развития уровня жизнестойкости и входящих в её структуру компонентов на разных возрастных этапах.

Ключевые слова: жизнестойкость, подростки, юноши, ранняя взрослость.

В настоящее время большое внимание исследователей привлекает феномен жизнестойкости, который можно определить, личностную характеристику, которая является общей мерой психического здоровья человека и отражает три жизненные установки: вовлеченность в процесс жизни, уверенность в возможности контроля над ее событиями, а также готовность к риску [1].

Актуальность изучения жизнестойкости приобретает значение, так как обществу необходимо знать основные детерминанты развития жизнестойкости людей, создавать механизмы

© Быченкова А.А., Рубан Е.В., 2014.

преодоления трудностей, формировать готовность человека выстраивать стратегии будущего развития и благополучие современного общества.

Методы психологической диагностики: «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Д. И. Рассказовой [2].

В исследовании принимали участие 131 человек - учащиеся 7-8-х классов МОУ СОШ № 73 в возрасте 12-14 лет (45 человек), учащиеся 10-11-х классов (46 человек), студенты факультета сервиса и туризма и факультета педагогики и психологии КГУФКСТ в возрасте 21-30 лет (40 человек) обоего пола.

Нами было проведено исследование уровня развития компонентов жизнестойкости в подростковом, юношеском возрасте и на этапе ранней взрослости.

На рисунке 1 представлены результаты исследования компонентов жизнестойкости в подростковом возрасте. Значения компонентов жизнестойкости: «вовлеченность», «контроль», «принятие риска» и интегральный показатель жизнестойкости находятся в диапазоне средних значений, что говорит об умеренном уровне развития жизнестойкости у подростков.

средние значения показателей (баллы)

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

36,40

-25,53

16,91

Вовлеч. Контроль Прин.риска

компоненты жизнестойкости

85,36

Интегр.

Рис. 1. Средние значения показателей жизнестойкости у подростков

Рассмотрим компонент жизнестойкости - вовлеченность. Низкий уровень показателей вовлеченности зафиксирован у 15% исследуемых подростков (рис. 2), что говорит о не выраженности данного компонента. Для этих подростков не характерно активное освоение социокультурного пространства, получение удовольствие от своей жизни в целом и от выполняемой деятельности. Подростки с низким уровнем вовлеченности не уверены в своих силах и возможностях, в структуре самоотношения таких подростков преобладает чувство отвергнутости, беспомощности, ощущение себя «вне» жизни. У большей части подростков (71,2% испытуемых) зафиксирован средний уровень вовлеченности и у 13,3% подростков выявлен высокий уровень вовлеченности. Подростки с высоко выраженной вовлеченностью характеризуются открытостью миру и новому опыту, доброжелательностью и доверчивостью, они уверены в себе и склонны воспринимать отношение окружающих к себе как дружелюбное и доброжелательное.

Контроль в выборке подростков также развит на среднем уровне. Умеренный уровень выраженности контроля в структуре жизнестойкости выявлен у 59,7% подростков, что позволяет сделать вывод о наличии у них убежденности в том, что их собственные усилия в целом позволяют повлиять на результат жизненных событий, но полной уверенности в этом у подро-

стков нет. Низкий уровень контроля обнаружен у 27% испытуемых подросткового возраста. Подростки с низкими показателями контроля ощущают собственную беспомощность и неспособность повлиять на происходящие в их жизни события, они не чувствуют себя полноправными субъектами собственной жизни. Высоким уровнем контроля обладают 13,3% подростков, для них характерна уверенность в своей возможности влиять на ситуацию и воспринимать её как менее травматичную. Они предпринимают более активные действия для её изменения, быстрее получают результат, достигают больших успехов.

х л

s

ф >

о ш

о

V

о

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

71,20%

15%

59,70%

60%

27%

13,30%

Вовлеченность

42,60%44

44,40%

13,30%-13,00%

п >s п >1 п п >s п >1 п

"Г "Г "Г "Г "Г X

(1) X (1) ^ (1) (1) X (1) ^ (1)

m Ч m о m го m Ч m о m

о Ф о о о о Ф о о о

п. . . п . . . . п .

> и > ш > > и > ш >

Контроль

5 Ф <-0 од

s й

X Ср

>

22 20 %

Принятие риска

18%

>s п >1 п п >s п >1 п

"Г "Г "Г "Г "Г

X (1) ^ (1) (1) X (1) ^ (1)

Ч m о m го m Ч m о m

Ф о о о о Ф о о о

. . п . . . . п п.

и > ш > > и > ш >

Интегральный показатель

компоненты жизнестоикости

Рис. 2. Частота встречаемости низких, средних и высоких показателей жизнестойкости у подростков

По показателям компонента «принятие риска» 44,4% подростков имеют высокий уровень выраженности. Высоко развитый компонент принятия риска отражает убеждённость в том, что всё происходящее с личностью способствует ее развитию за счёт приобретенных знаний, информированности, учета позитивного и негативного опыта. Для 13% подростков с низким уровнем принятия риска характерна закрытость в поведении, повышенное стремление к простому комфорту и безопасности с избеганием трудных или конфликтных ситуаций, приверженность уже сформированным способам выполнения деятельности из-за страха совершить ошибку и потерять контроль над ситуацией.

В целом можно сделать вывод о том, что в подростковом возрасте жизнестойкость является достаточно сформированной и оказывает благоприятное влияние на способность к совла-данию со стрессовыми ситуациями и восприятию их как менее значимых.

Рассмотрим проявление компонентов жизнестойкости в юношеском возрасте. Также как и в подростков, у юношей показатели жизнестойкости находятся на среднем уровне, что свидетельствует об умеренном уровне развития у них данного личностного конструкта.

Низкий уровень вовлеченности выявлен у 15,2% испытуемых юношеского возраста (рис. 3). Юноши не испытывают удовольствия от проживаемой ими жизни и чувствуют интереса к событиям, происходящим в ней, они неактивно участвуют в происходящем и не доверяют окружающему миру. Отсутствие вовлеченности в происходящее может негативно повлиять на процесс формирования личности на последующих этапах развития, поскольку не позволяет ей

в полной мере осваивать социокультурное пространство, в котором она находится и блокирует развитие собственного потенциала личности. В юношеском возрасте познание социальной среды и реализация различных социальных ролей играет большое значение для успешного функционирования человека в обществе и формирования, и реализации индивидуального жизненного плана.

средние значения показателей (баллы)

100,00 90,00 80,00 70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

87,50

37,50

35,30

14,70

Вовлеченность Контроль Принятие риска

Интегральный показатель

компоненты жизнестойкости

Рис. 3. Средние значения компонентов жизнестойкости в юношеском возрасте

Испытуемые, стремящиеся получать большее удовольствие от собственной деятельности, убежденные в позитивном отношении к себе со стороны окружающих и уверенные в собственных силах, составляют 17,4% от общего количества обследованных лиц юношеского возраста.

По показателям контроля в юношеском возрасте нами было выявлено следующее: у 2,2% исследуемых выявлен низкий уровень контроля, 60,8% опрошенных имеют средний уровень контроля и 37% опрошенных - высокий. Юноши с низкими показателями не предпринимают попыток изменить ситуацию, поскольку заранее уверены в собственной беспомощности. Высокий уровень контроля позволяет предпринимать более активные действия для изменения ситуации, быстрее получать результат, достигать больших успехов.

По компоненту «принятие риска» у большей части обследованных юношеского возраста выявлена степень выраженности показателей. Для данного возраста с позицией принятия риска жизнь является в первую очередь способом приобретения опыта и им свойственна готовность действовать в отсутствие надежных гарантий успеха. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

При рассмотрении общего показателя жизнестойкости в юношеском возрасте видно, что подавляющая часть юношей имеет умеренный уровень развития жизнестойкости. Высокой жизнестойкостью обладают только 17,4% опрошенных. На наш взгляд, это может быть связано с особенностями возрастного периода: перед старшеклассниками стоит проблема профессионального самоопределения, построения индивидуального жизненного сценария, активно продолжаются процессы формирования самоидентификации, расширения социального круга и освоения новых социальных ролей и т.д. Все эти задачи усложняют восприятие жизни юношами и могут в зависимости от успешной или неуспешной их реализации повлиять на развитие уверенности юношей в собственных силах и преобладание активной или пассивной роли в своей жизни.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

80,40%

67,40%

5,20%

2 <u (о са

60,80%

17,40%

2,20%

Вовлеченность

2 <и (о са

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37%

41,30%

32,70%

26%

Контроль

2 <и (о 59

2,20%

Принятие риска

17,40%

Интегральный показатель

компоненты жизнестойкости

Рис. 4. Частота встречаемости низких, средних и высоких показателей жизнестойкости в юношеском возрасте

Исследование жизнестойкости на этапе ранней взрослости (рис. 5) позволило нам выявить, что взрослые имеют высокий уровень развития жизнестойкости. Для них характерна позитивная система убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, основанная на уверенности в собственных возможностях, убежденности в необходимости и успешности активного освоения культурно-общественной среды и принятии ответственности за результаты происходящих в жизни событий.

средние значения показателей (баллы)

120,00 100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0,00

^103,75,»

90;

И

Вовлеченность Контроль Принятие риска Интегральный

показатель

компоненты жизнестойкости

Рис. 5. Средние значения показателей жизнестойкости в ранней взрослости Анализ частоты встречаемости низких, средних и высоких показателей жизнестойкости в ранней взрослости (рис. 6) позволил нам выявить отсутствие низкого уровня выраженности по показателям «вовлеченности», «принятия риска» и интегральному показателю жизнестойкости.

Испытуемые на этапе ранней взрослости характеризуются высокой вовлеченностью: они более открыты, доброжелательны, доверчивы, уверены в себе и считают мир дружелюбным и великодушным, что порождает уверенное и доброжелательное поведение, благополучные взаимоотношения с коллегами и закрепляет существующую систему убеждений.

Только 2% испытуемых из выборки взрослых имеют низкий уровень контроля. Эти респонденты убеждены в том, что невозможно воздействовать на ситуацию, тем самым они сводят к минимуму активные действия, попытки изменить что-либо в своем поведении, не стремятся к результату. У 55% взрослых выявлен умеренный уровень контроля и у 42,5% зафиксирован высокий уровень показателей данного компонента жизнестойкости. Компонент «принятие риска». Подавляющее большинство опрошенных взрослых убеждено в том, что всё происходящее с человеком способствует его развитию за счёт приобретенных знаний, информированности, учета позитивного и негативного опыта. Взрослые проявляют открытость реальному опыту в социокультурном пространстве и склонны воспринимать жизненные события как испытания и вызов самому себе.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

82,50%

71,20%

0%

55%

13,30%

2,50%

Вовлеченность

42,50%

17,50%

0%

Контроль

62,50%

37,50%

0%

Принятие риска

Интегральный показатель

компоненты жизнестоикости

Рис. 6. Частота встречаемости низких, средних и высоких показателей жизнестойкости в ранней взрослости

Обратимся к анализу достоверности различий между выборками подростков и юношей, представленному в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей жизнестойкости у подростков и юношей

Компоненты жизнестойкости Подростки (n=45) Юношеский возраст (п=46) Достоверность различий

Вовлеченность 36,47 ± 8,95 37,5 ± 9 -

Контроль 25,53 ± 10,06 35,30 ± 6,51 p < 0,01

Принятие риска 16,91 ± 5,85 14,70 ± 6,00 Р < 0,1

Интегральный показатель 78,91 ± 19,58 87,50 ± 14,02 Р < 0,05

Нам удалось выявить различия между подростками и юношеским возрастом по общему показателю жизнестойкости, а также отдельным компонентам - «вовлеченность» и «принятие риска». У испытуемых юношеского возраста жизнестойкость выше, чем у подростков. Юноши

в большей степени способны выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

Показатели контроля в юношеской выборке также гораздо выше, чем в выборке подростков. Юношам свойственна большая независимость в выборе собственной деятельности, своего пути, они более склонны оказывать влияние на результат происходящего, способность адекватно формулировать четкие цели у юношей выше, чем у подростков.

Вместе с тем, по показателю принятия риска подростки превосходят испытуемых юношеского возраста - у подростков склонность действовать в отсутствие гарантий успеха более развита.

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей жизнестойкости у подростков и взрослых

Компоненты Подростки Взрослые Достоверность

жизнестойкости (n=45) (n=40) различий

Вовлеченность 36,47 ± 8,95 45,9 ± 5,03 p < 0,01

Контроль 25,53 ± 10,06 35,95 ± 6,54 p < 0,05

Принятие риска 16,91 ± 5,85 21,9 ± 4,9 p < 0,01

Интегральный показатель 78,91 ± 19,58 103,75 ± 10,99 p < 0,01

Между подростками и взрослыми выявлены различия по показателям жизнестойкости (таблица 2). У взрослых все компоненты жизнестойкости значительно более развиты.

Между выборкой взрослых и выборкой представителей юношеского возраста (таблица 3) обнаружены различия по параметрам «вовлеченность», «принятие риска» и общему показателю жизнестойкости личности. Эти параметры также более развиты в период ранней взрослости.

Для личности на этапе ранней взрослости способность к совладанию со стрессовыми ситуациями при сохранении внутренней устойчивости и уверенности является необходимым условием успешности во всех сферах жизни. Успешное освоение профессиональной деятельности, широкий спектр социальных ролей, раскрывающийся перед человеком на этапе, предшествующем зрелости, преодоление кризисов («кризис молодого специалиста» и кризис «близости - изоляции» по Э. Эриксону) невозможно без позитивно сформированной системы убеждений о себе и о взаимодействии с миром. Накопленный в подростковом и юношеском возрасте опыт социальных взаимоотношений, преодоления препятствий, совершения ошибок и достижения успехов позволяет взрослых сформировать убежденность в собственной способности быть «штурманом» своей жизни, стимулирует у них активный поиск путей изменения стрессогенных ситуаций и извлечения из них пользы для себя, позволяет воспринимать жизненные события как испытания и вызов самому себе.

Таблица 3

Сравнительный анализ показателей жизнестойкости у взрослых и юношей

Компоненты Взрослые Юношеский Достоверность

жизнестойкости (n=40) возраст (п=46) различий

Вовлеченность 45,9 ± 5,03 37,5 ± 9 р < 0,01

Контроль 35,95 ± 6,54 35,30 ± 6,51 -

Принятие риска 21,9 ± 4,9 14,70 ± 6,00 р < 0,01

Интегральный показатель 103,75 ± 10,99 87,50 ± 14,02 р < 0,01

По результатам исследования уровня жизнестойкости на разных возрастных этапах мы можем сделать вывод о динамике показателей жизнестойкости: в целом с возрастом наблюдается рост показателей включенности в происходящее, контроля и принятия риска, а также рост общего уровня жизнестойкости как способности личности к успешному совладанию со стрес-согенными событиями без возникновения внутреннего напряжения.

Библиографический список

1. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63с.

2.Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2002. 542с: ил. - (Серия: Мэтры мировой психологии)

БЫЧЕНКОВА Анна Андреевна - магистрант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.

РУБАН Екатерина Владимировна - студент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.