Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ'

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ»

�осударственного социального обеспечения более чем на 30%. Из 35 млн. работающих британцев, более 7 млн. человек участвуют в SERPS, 10,5 млн. - в профессиональной системе и 10 млн. - в личной4. Третий

1 Жизнь в Великобритании // Информационный портал. - http://www.lawfirmuk.net/life_in_uk_pensions.html.

2 Slott Ed. The retirement saving time bomb and how to defuse it. - Penguin Books ltd., 2008. - P. 85.

3 Пантелеева А.П., Нуштакина Т.П. Негосударственное пенсионное обеспечение в зарубежных странах // «Решение проблем развития предприятий: роль научных исследований». - Материалы II Международной научно-практической конференции, 20 ноября 2012.

4 Slott Ed. The retirement saving time bomb and how to defuse it. - Penguin Books ltd., 2008. - P. 93._

уровень пенсионной системы образуют добровольные дополнительные частные взносы, обеспечивающие доход, превышающий обязательный минимум. Им охвачены более 50% британцев. Несмотря на частный характер накоплений, участие в индивидуальных программах является обязательным в той мере, в какой оно заменяет участие в государственной дополнительной программе и в программе компаний. В НПФ Великобритании существуют два базовых вида пенсионных схем - "с установленными взносами" и "с установленными выплатами". Первый вид - фиксируются обязательства по внесению средств, а по достижении пенсионного возраста гарантируется возврат накопленной суммы вместе с инвестиционным доходом через выбранный механизм пенсионных выплат. Схемы "с установленными взносами" наиболее просты, в них обязательства всегда соответствуют имеющимся активам. При второй схеме определяются конкретные обязательства пенсионного фонда по выплате пенсий, а его гарантом выступает компания-работодатель. Это более сложный механизм, требующий актуарных расчётов, но и более эффективный, если судить по широкому его применению как в Великобритании, так и в других странах Запада.

Пенсионный рынок Великобритании - крупнейший в Европе, на него приходится 40% всех пенсионных накоплений. Из 33 млн. англичан трудоспособного возраста 22 млн. человек являются работающими по найму. Половина из них участвуют в пенсионных схемах, организуемых компанией, 4,5 млн. - самостоятельно делают взносы для будущей «персональной» пенсии, и лишь треть всех работников не участвует в пенсионных схемах5. Еще 3 млн. граждан, которых статистика относит к самозанятому населению, участвуют во взносах на дополнительные пенсии частично. Сумма ежегодных взносов в НПФ в среднем составляет 37 млрд. ф. ст., а их накопленные активы - 640 млрд. ф. Годовые взносы по индивидуальным пенсионным накоплениям составляют 15 млрд. ф. ст., их активы достигают 190 млрд. ф. Ежегодные взносы по пенсионным планам компаний и индивидуальным схемам в полтора раза превышают сумму пенсионных средств, выплачиваемых ежегодно из бюджета Великобритании (35 млрд. ф. ст.).

НПФ в Великобритании, как правило, создаёт крупная корпорация для обеспечения дополнительного пенсионного обеспечения своих служащих с тем, чтобы привлечь и удержать квалифицированных работников. При желании работник может перевести всю накопленную сумму в другой ПФ, например, при переходе в другую компанию - в ПФ этого предприятия. По достижении пенсионного возраста гражданин обладает выбором: оформить пенсию в том же ПФ, перевести накопленную сумму в другой ПФ или в страховую компанию

5 Лазаревский А.А. Велика Британия пенсионной системой // Финансы и кредит. - № 3, 2011. - С. 18-20.

для приобретения пенсии. Жёсткая конкуренция рыночных структур за деньги пенсионеров обеспечивает гражданам выбор наилучших условий. ПФ разрабатывает пенсионные схемы, ведёт учёт взносов и выплат, рассчитывает свои будущие обязательства и в соответствии с ними ставит условия управляющей компании по возврату средств. Инвестированием НПФ не занимается, это дело работающей по договору с фондом управляющей компании. Дальнейшее развитие пенсионной системы Великобритании будет заключаться в распространении схем дополнительного пенсионного обеспечения на работников с более низким уровнем заработка. Предполагается, что новые формы добровольных пенсионных накоплений должны охватить 50% работников, которые не участвуют в пенсионных схемах предприятий.

Накопительные принципы доминируют так же и в пенсионной системе Швеции. Здесь пенсия состоит из трех частей - условно-накопительной, накопительной и гарантированной. Первая часть - условные деньги (обязательства), размер которых зависит от зарплаты работника. Она складывается из взносов (16% от зарплаты). Накопительная часть (2,5% от зарплаты) - реальные деньги, которые направляются на индивидуальный счет, которые потом инвестируются. Причем работник может выбрать как один, так и несколько пенсионных фондов. В Швеции их сейчас более 500. Гарантированная пенсия выплачивается тем, у кого нет ни накопительной, ни условно-накопительной или они слишком малы. В отличие от двух других частей, которые назначаются с 61 года, гарантированную пенсию граждане получают с 65 лет. Широко распространены добровольные профессиональные системы, которые охватывают не менее 90% работников. Они добавляют к сумме основной пенсии около 10% от зарплаты.

Сложившаяся в Германии модель ПС характерна также для Австралии, Италии, Франции и других стран Западной Европы. В настоящее время пенсионное обеспечение Германии включает три самостоятельные системы: обязательное пенсионное страхование, пенсионное страхование на предприятиях и частное пенсионное страхование. Все пенсионные системы носят негосударственный характер. В отличие от других европейских стран и США немецкая система не предусматривает перераспределения средств от богатых к бедным. Расходы на пенсионное страхование занимают наибольший удельный вес в структуре социального бюджета - около 30%. Финансирование таких схем осуществляется, во-первых, за счет взносов, которые равны 20,3% от заработка. Размер пенсии не может быть больше 60-70% заработной платы. Вторым источником финансирования являются дотации, объем которых составляет 20% расходов страхового бюджета, они определяются с учетом тенденций в изменении заработной платы и взносов.

Порядок получения пенсий и ее размеры ежегодно корректируются в соответствии с динамикой доходов. Такой принцип не только позволяет работнику поддерживать средний уровень, достигнутый им в течение трудовой деятельности, но и стимулирует к повышению производительности труда и росту доходов. Второй уровень - добровольное пенсионное страхование на предприятии для лиц наемного труда, не связанное с отчислением из заработной платы работников. Отчисления работодателей в систему пенсионного обеспечения составляют сумму, не превышающую 0,5% фонда оплаты труда ежегодно. Эта форма пенсионного страхования носит добровольный характер. Предприниматель решает сам все вопросы, связанные с размером пенсий, объемом взносов и др. Финансирование пенсий зависит от схемы, выбранной из существующих вариантов: 1. Нефондируемые схемы с прямыми вложениями на балансовые счета фирмы. Взаимное страхование от банкротства фирмы осуществляется через систему PSV - систему страхования пенсий. На страховку уходит менее 0,001 капитала фирмы в год. При этом взносы освобождаются от налогов. 2. Прямое страхование - предприятия заключают контракт со страховой компанией в пользу работника. Весь риск инвестирования и расходов перекладывается в этом случае на страховую компанию, но и средства фонда принадлежат страховой компании. 3. Независимые пенсионные кассы или кассы обеспечения, действующие в виде взаимных страховых ассоциаций. Хотя они отличаются отсутствием инвестиционных ограничений, в них законодательно запрещено получение дополнительной прибыли работником. Только часть взносов освобождается от налога.

В Германии пенсии подвергаются индексации6. По закону сотрудники сохраняют за собой право на получение установленной пенсии, даже если им пришлось уйти с предприятия, не достигнув пенсионного возраста. Если работодатель не платежеспособен, пенсия выплачивается из учрежденного для этой цели ПФ. Однако обязательное пенсионное обеспечение пока преобладает, так как оно обеспечивает пенсию, равную 50% заработной платы. Программа начисления пенсии негосударственных пенсионных систем, основывается на распределительном принципе обеспечения пенсии при определенных элементах накопительного характера, тем самым, размер пенсии в частных страховых компаниях значительно выше за счет высоких страховых взносов. В НПФ возможны добровольные взносы работников, которые повлияют на дополнительное начисление пенсии в будущем7. Альтернативой обязательного

6Пенсионные системы в период кризиса: Региональный доклад по странам Европы и Центральной Азии. -http://siteresources.worldbank.org/ECAEXT/Resources/PensionCrisisPolicyNotefinalru.pdf.

7 Пенсионная система в Германии // Пенсионный план 401К. - http://www.401k.ru/2009/08/pensionnaja-sistema-v-germanii.html._

и корпоративного обеспечения выступает частное пенсионное страхование. Взносы в частные страховые компании могут обеспечивать от 78 до 83% заработной платы.

Сейчас немецкая частная пенсионная система переживает реформу. Ожидается, что ее результатом станет двукратное увеличение объема пенсионных накоплений. Этому может способствовать введение новых пенсионных продуктов через НПФ. Реформа открыла путь для развития накопительных схем рыночного стиля. Но основная часть населения предпочитает пользоваться традиционными страховыми пенсионными схемами - 90% заключенных после начала реформы контрактов имеют страховую основу. Так, планы страхования жизни составили в 2013 году 28% от объема всех проданных пенсионных продуктов8. Из-за этого новые пенсионные фонды (Riester Plans) пока терпят фиаско. Немцы не спешат инвестировать в них средства из-за высокой волатильности фондового рынка и из-за недостатка информации о новом пенсионном инструменте.

Во Франции, например, НПФ в виде дополнительных факультативных режимов охватили немногий процент французских пенсионеров9. НПФ действуют на заключении договоров с отдельными предприятиями и наемными работниками и содержат специальные положения о пенсионном обеспечении, а также способах и размерах внесения средств со стороны работников. Государство поощряет подобные фонды и освобождает их от уплаты налогов. Подобные льготы также распространяются на НПФ, которые работают на привлеченные средства от населения индивидуального характера, аккумулируют их и вкладывают в ценные бумаги и экономику государства.

Пенсионная система, существующая в США в значительной степени отличается от европейских и основывается преимущественно на личном страховании. В настоящее время в США действует несколько пенсионных программ: 1. Общенациональная обязательная программа страхования (Social Security), охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу, однако в нее встроены очень значительные элементы, социального и государственного регулирования. Финансовое и административное управление государственными фондами осуществляет Совет управляющих, куда входят представители Правительства США: министры труда, финансов, здравоохранения и социальных услуг. Важно отметить при этом, что эти фонды являются внебюджетными - их средства не входят в федеральный бюджет. 2. Дополнительная программа пенсионного

8 Накопительный пенсионный фонд Capital // Официальный сайт. - http://www.npfcapital.kz/pensionnaya-sistema-v-mire/germaniya. html?lang=ru.

9 Пенсионная система во Франции // Пенсионный план 401К. - http://www.401k.ru/2009/08/pensionnaja-sistema-vo-francii.html.

обеспечения (SSI). Под ее действие попадает целый ряд категорий трудящихся, доход которых недостаточен для уплаты пенсионного налога: лимит отсечения установлен на уровне 11 тыс. долл. в год, и лица, которые вообще не имеют трудового дохода. При этом финансирование пенсионных схем осуществляется из бюджетных средств штатов. На данный момент программой социального страхования охвачено около двух третей работающих американцев, для которых государственные пенсии составляют основную часть дохода. 3. Частная пенсионная система. Бурное развитие частной пенсионной системы началось с 50-х годов ХХ века, когда наблюдалось активное развитие американской экономики. Эта система, в отличие от государственной, построена по накопительному принципу. Все частные пенсионные платы основываются либо на системе фиксированных выплат, либо на системе фиксированных взносов. В случае нехватки денег для выплат пособий в фиксированном объеме компании-учредители обязаны покрыть дефицит средств из прибыли. Частные пенсионные планы имеют целью возместить 65 -80% последнего заработка для низкооплачиваемых работников и 45 - 60% последнего заработка для высокооплачиваемых работников. Взносы работодателей полностью освобождаются от налогов как деловые расходы, взносы с заработков работников обычно облагаются налогом, а самозанятые граждане имеют налоговые отсрочки в отношении взносов. 4. Система личных пенсионных счетов. Помимо участия в корпоративных пенсионных схемах, каждый работник может открыть личный пенсионный счет (IRA) и копить свою пенсию. При этом ежегодные отчисления на счет не должны превышать 2 тыс. долл. Вклады можно открыть в банке, страховой компании, паевом фонде или у брокера, работающего на РЦБ. По существующим условиям, до 59,5 лет средства нельзя снять со счета, а после 79,5 счет в обязательном порядке закрывается. Взносы не подлежат налогообложению, но в момент закрытия и снятия денег облагаются налогом.

Именно накопления в НПФ, прежде всего созданных в рамках накопительной системы, служат одним из главных источников инвестиций в американскую экономику. Таким образом, частные накопительные пенсионные системы США оказались способны аккумулировать гигантские средства и внесли крупный вклад в развитие экономики.

Сейчас США столкнулись с большой проблемой, а именно - по прогнозу Bridgewater Associates в ближайшие 30 лет 85% негосударственных пенсионных фондов обанкротятся, однако комитет по бюджету Конгресса США полагает, что все случится намного быстрее. Уже сейчас обязательства американских НПФ составляют 10 триллионов долларов при активах в 4 триллиона долларов - ситуация отрицательных чистых активов, что свидетельствует о банкротстве всей негосударственной пенсионной отрасли

США. Одна из причин возникших проблем в этом сегменте финансового рынка - это выход на пенсию «бэби-бумеров», другая причина - это низкая доходность американских НПФ, которая «съедается» внутренними затратами организаций.

Страны с развивающейся экономикой можно условно разделить на три группы в зависимости от типа пенсионной системы и степени ее развития: страны с распределительной пенсионной системой (Аргентина, Уругвай, Колумбия, Чехия), страны с чисто накопительной системой (Боливия, Чили, Сальвадор, Мексика, Казахстан, Польша, Латвия) и страны со смешанной системой (Хорватия, Венгрия). Наиболее ярким примером перехода к накопительной системе среди стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии является пенсионная реформа, осуществленная в 1981 году в Чили. Новая система унифицировала старые пенсионные схемы. Суть чилийской реформы в следующем: каждый работающий гражданин имеет индивидуальный счет, на который зачисляются его пенсионные взносы, равные 10% от заработной платы. Индивидуальные накопления капитализируются за счет доходов от инвестиций, которые управляющие компании осуществляют из аккумулированных ПФ средств. По окончании трудовой жизни этот капитал возвращается участнику или его правопреемникам в форме пенсии.

В дореформенный период в Чили, как и в других государствах с распределительной пенсионной системой, деньги аккумулировались в государственном ПФ. Им передавали свои сбережения до двух третей работающих граждан. Эти фонды могли только накапливать средства, а управляли ими специальные компании - администраторы (АПФ). В начале реформы их было больше 15, сейчас осталось только 7. Крупнейшей компанией-администратором является «Провида». Она лидирует на рынке пенсионных накоплений с момента его появления. На сегодняшний день под ее управлением находятся пенсионные накопления 2,5 млн. чилийцев или 40% от общего числа застрахованных лиц, что составляет сумму в 11 млрд. долларов.

Работающие граждане могут свободно выбирать АПФ и менять его, когда пожелают. Кроме того, они могут выбирать тип пенсионного фонда в зависимости от предпочитаемой стратегии инвестирования. Однако существуют ограничения, связанные с возрастом участника. Люди, которые уже являются участниками пенсионной системы, в том числе и те, чей возраст близок к пенсионному, должны выбирать тот фонд, основная масса средств которого вложена в инструменты с фиксированным доходом. Граждане, только начинающие трудовую деятельность, в основном выбирают фонды, чьи средства вложены в более доходные, но более рискованные инструменты. Чилийское государство осуществляет надзорные и контрольные функции посредством уполномоченного органа - Суперинтендантства администраторов пенсионных фондов. Недавно принятые законы ввели также новые модели

пенсионного накопления: такие как добровольные пенсионные накопительные счета, договорные вклады и т.д. В накопительной системе участвуют свыше 6 млн. чилийцев - достаточно высокий показатель для страны с 15-милионным населением. Благодаря «пенсионным» деньгам темпы роста национальной экономики увеличились в среднем на 2-3% в год. При этом правительству за счет этих средств удалось «поднять» главные отрасли промышленности, в частности металлургию.

Итак, чилийской системе присущи определенные гарантии, которые включают в себя, во-первых, минимальный уровень социальной помощи пенсионерам, во-вторых, гарантированную государством минимальную пенсию, составляющую приблизительно 25% средней заработной платы, при условии, что взносы в пенсионные фонды сделаны в течение, по крайней мере, 20 лет, в-третьих, минимальную норму доходности, гарантируемую каждым пенсионным фондом, и, в-четвертых, гарантированная государством выплата ренты, если страховая или пенсионная компания терпит неудачу.

По мнению Дегтярь Л.С., успехи чилийской пенсионной реформы во многом объясняются не только удачными стратегическими решениями, но и благоприятной экономической и политической ситуацией в стране в 80-е годы. Государство накопило значительный профицит бюджета, благодаря экономическим реформам начался период стабильного роста. Жесткий авторитарный режим обеспечивал социально-политическую стабильность при обязательном участии в новой системе всего работающего населения.

Мировая известность и успехи чилийской реформы стали образцом для других латиноамериканских государств, а также ряда стран Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Индия). Эти страны с некоторыми модификациями приняли базовую чилийскую модель с НПФ. При этом к концу 20 века лишь четыре государства Латинской Америки - Чили, Боливия, Сальвадор и Мексика, а также Казахстан - полностью отказались от распределительной системы и перешли на чисто накопительную.

Главное изменение пенсионной системы в Мексике - формирование НПФ как единственных источников пенсионного обеспечения. Прогнозировалось, что их эффективность положительно скажется на росте благосостояния пенсионеров, на сокращении государственных капиталовложений в пенсионное обеспечение, на стабилизации рынка капитала и уровне сбережений. У занятого лица есть право выбора управляющей компании НПФ, которая распоряжается его пенсионными средствами. Это - IMSS, AFORE, SIEFORE. Работодатель открывает индивидуальный счет на каждого занятого и перечисляет сумму в размере 2% заработной платы. Подобный счет является накопительным счетом в целях пенсионного обеспечения работников. Депозит осуществляется на счет в AFORE в Системе пенсионных сбережений. AFORE вправе вкладывать

пенсионные средства в высокодоходные государственные и частные финансовые активы страны, при этом иностранные капиталовложения запрещены. На октябрь 2010 г. в AFORE было зарегистрировано более 34 млн. индивидуальных счетов с объемом ресурсов в 557 млрд. мекс. песо, что равнялось 6,8% ВВП Мексики.

В 2004 г. инвестиционный режим для пенсионных сумм стал более открытым за счет организации, управляющей паевыми инвестиционными фондами SIEFORES, которая получила право инвестировать до 15% своих ресурсов в ЦБ национального фондового рынка в целях получения гарантированного дохода, вкладывать до 20% в международные ЦБ. SIEFORES предлагают два вида базовых счетов: первый позволяет инвестировать во внутренние и международные финансовые инструменты с фиксированной ставкой дохода. Такие счета предназначены для лиц 56 лет и старше. Вторая разновидность возможности инвестирования пенсионных финансовых ресурсов позволяет вкладывать до 15% пенсионных сумм в финансовые инструменты с плавающей ставкой дохода. В 2004 г. SIEFORES вложили 77 млрд. мекс. песо в государственные и частные инвестиционные проекты, а к 2040 г. эта цифра возрастет до 1445 млрд. мекс. песо.

Что касается других государств Латинской Америки, то большинство из них - Аргентина, Колумбия, Перу, Уругвай - предпочли сохранить свои распределительные схемы и ввести накопительный механизм частично. Здесь были созданы смешанные многоуровневые системы. Доля пенсионных взносов, идущих в накопительную часть, колеблется в этих странах от 8% (Перу) до 15% (Уругвай) месячного дохода работника. Работникам предоставляют право свободного выбора распределительной или накопительной системы, и право менять их (Колумбия), переходя из одной в другую.

Так, например, в Малайзии в 1991 г. был создан Сберегательный фонд работников, который охватывал почти всё работающее население. Начиная с 1994 года, ставка отчислений в этот фонд составляет 15% для работодателя и 12% для рабочего. Сберегательный фонд работающих, как и в Чили, подвержен серьезному государственному регулированию и контролю. Более 70% активов фонда инвестируется в государственные ценные бумаги. Управление фондом осуществляется централизовано. Такая система, естественно, не позволяет участникам выбирать среди различных конкурирующих фондов. Интересно отметить, что фонд не практикует периодических пенсионных выплат, а осуществляет одноразовую выплату всей суммы после выхода работающего на пенсию. Подобные сберегательные фонды функционируют в Индии, Непале, Гамбии, Замбии, только в этих странах работники делают взносы в систему, которая объединяет пенсионные фонды - Центральное объединение. Такие схемы чаще всего предлагаются служащим частного сектора. Объединенный

фонд инвестирует полученные средства в различные активы, и получает дивиденды и проценты по вкладам, в зависимости от инвестиционной стратегии. Фондам также разрешено покупать недвижимость или делать другие инвестиции, которые считаются социально полезными. В некоторых странах дивиденды усредняются за несколько лет, чтобы уменьшить потери в случае, если система будет недостаточно профинансирована.

Для большинства среднеразвитых африканских стран и стран Ближнего Востока характерны распределительные системы, не требующие на данный момент какого-либо серьезного реформирования. То же самое можно сказать и о странах африканского и ближневосточного региона с низким доходом. Для них характерен низкий коэффициент зависимости, в силу преобладания работающего населения над пенсионерами. Высокий процент рабочей силы занят в сельском хозяйстве (70%), поэтому большинство пенсионных систем в Африканских странах района Сахары часто охватывает менее 5% рабочей силы, а расходы на выплату пенсий составляют менее 1,5% ВВП. В более развитых странах Африки района Сахары охват пенсионным обеспечением достигает приблизительно 10% рабочей силы, функционирующей в частном секторе. Во многих африканских странах существует национальная социальная система страхования - программа пенсионного обеспечения государственного служащего.

В более развитых странах Африки наблюдается наличие «смешанной» пенсионной системы, где наряду с распределительной встречается и накопительная система в виде отдельных схем для населения и частного сектора. Однако в целом пенсионные системы находятся в развивающемся состоянии. Отсутствие развитого финансового рынка приводит, во-первых, к тому, что в роли пенсионных фондов выступают, главным образом, полугосударственные и иностранные компании (например, в Замбии и Кении), во-вторых, к неэффективному управлению денежными средствами. В Египте и Замбии, к примеру, из-за низких, а иногда и отрицательных, доходов пенсионных фондов происходит отток денежных средств и перенос этих средств плательщиками на вклады в банках, где проценты по вкладам в среднем составляют 8-12 %.

В заключение стоит отметить, что доля НПФ различается в разных пенсионных системах в зависимости от их типа и сложившихся традиционных особенностей их устройства и функционирования. В связи с чем считается правомерным сравнение их деятельности только в рамках отдельно выделенных групп стран или отдельно взятой страны. Но можно отметить общие тенденции, а именно снижение доли государственных пенсий в доходах пенсионеров, рост доли трудовых пенсий и увеличение работающих

пенсионеров с 2000 по 2010 годы, что можно увидеть на графиках в приложении 3.

В развитых странах НПФ обеспечивают в среднем 20% пенсионных выплат, в США, Канаде, Великобритании, Австралии они составляют более 40%, в Чехии, Польше, Венгрии, Словакии - пока менее 5%. Высокие пенсии в Дании, Финляндии, Франции, США и других высокоразвитых странах мира стали таковыми благодаря, прежде всего, пенсионным накопительным системам, в которых участвует около 40% населения планеты, причем в США и Европе этот показатель в два раза выше (80%), а в Азии - в два раза ниже; в Африке южнее Сахары - всего лишь 5%. В официальных документах ЕС, установлены конкретные цели перехода к новым конструкциям пенсионных схем до 2020 года. Предполагается, что за этот период доля в пенсионных выплатах распределительной системы снизится с 84 до 64%; возрастет накопительный компонент - с 12 до 29%, а доля добровольного частного пенсионного страхования утроится (с 1,5 до 4,5%).

Таким образом, за последние 10 - 15 лет многие страны в процессе реформ системы государственного пенсионного обеспечения добавили дополнительные возможности наращивания пенсий за счет финансирования из дополнительных источников, создания планов стимулирования дополнительных частных накоплений. Также страны расширили существующие системы корпоративных и трудовых пенсий, представили новые пенсионные программы (корпоративная и частная) и налоговые льготы. Некоторые государства даже гарантируют оказать прямую финансовую поддержку пенсионных вкладов, в общем, делают все, чтобы поощрять людей к самостоятельным пенсионным накоплениям. Часть стран, особенно в Центральной и Восточной Европе, сохраняют систему государственного пенсионного обеспечения с целью гарантирования сохранения активов большей части населения. Другие страны, например, США и Великобритания, ввели стратегии налоговых льгот, чтобы способствовать развитию частных пенсионных систем. Новые корпоративные и частные пенсионные системы развиваются и в странах Азии, где процессы старения населения, индустриализации и урбанизации начали разрушать существующие неформальные базирующиеся на семье пенсионные модели. Все эти реформы привели к изменениям в структурах финансовых активов домохозяйств в течение последних 15 лет, что видно на диаграмме в приложении 4.

Пенсионные системы все более индивидуализируются, усиливается связь пособия с уровнем и продолжительностью страховых взносов. В рамках Евросоюза также были приняты нормы для стран-кандидатов на вступление в ЕС, в соответствие с которыми предлагается провести реформирование пенсионных систем, чтобы довести их до общего европейского уровня. В

развитых западных странах сложилась проверенная годами система НПФ, в которые люди делают ежемесячно отчисления. В отличие от них, например, в странах СНГ первые такие фонды оказались финансовыми пирамидами. Насколько реально восстановить доверие к новым пенсионным фондам покажет время.

Следует отметить, что существующие НПС в различных странах серьезно отличаются по своим характеристикам. Например, национальные пенсионные (социально-страховые) системы получили развитие в Швеции и Великобритании, корпоративные - в США, Германии и Швейцарии. Отраслевые пенсионные системы играют важную роль во Франции и Нидерландах, а индивидуальные пенсионные программы - в Великобритании и Дании. Распространенность систем негосударственного пенсионного страхования (как коллективного, так и индивидуального) зависит в первую очередь от уровня обеспечения, предоставляемого по обязательным государственным программам. Чем ниже относительный уровень пенсионного обеспечения, тем большую роль играют дополнительные системы, например, в Великобритании, и наоборот, например, в Германии. Некоторое исключение представляют собой Нидерланды и Швеция с высокими показателями коэффициента замещения и почти полным (более 90%) охватом работников профессиональными пенсионными программами, не носящими обязательного характера.

Наибольшее развитие НПС, и соответственно НПФ, получили в промышленно развитых странах с высоким уровнем доходов населения: Великобритании, Нидерландах, США, Бельгии, Швеции, Швейцарии, Франции, Японии и др. В ряде стран, в которых действуют системы обязательного дополнительного пенсионного страхования через НПФ или специальные пенсионные страховые компании, НПС нашли массовое применение, например, Австралия, Великобритания, США, Финляндия, Швейцария. При этом доля НПС в совокупных пенсионных выплатах может приближаться к доле выплат по государственным пенсионным системам, а иногда, например, в Великобритании, превышать их. В ряде других стран, таких как Франция и Нидерланды, НПС играет меньшую, но все-таки существенную роль в пенсионном обеспечении населения и составляет до 25-35% коэффициента замещения.

Но помимо реформирования пенсионных систем, необходимо еще параллельно совершенствовать работу тех институтов, которые впоследствии будут обеспечивать работу пенсионной системы страны. Помимо важного института доходов населения НПФ являются мощным инвестиционным ресурсом: величина накоплений в ряде стран (Нидерланды, Великобритания, Швейцария) соизмерима с объемами национальных ВВП. В связи с этим

возрастает роль финансовых рынков, как одних из основных источников сохранения и преумножения пенсионных накоплений. Далее будет более подробно рассмотрена инвестиционная политика управления пенсионными активами в разных странах, выявлены проблемы, связанные с функционированием НПФ.

Использованные источники:

1.Жизнь в Великобритании // Информационный портал. -http: //www.lawfirmuk.net/life_in_uk_pensions .html.

2.Slott Ed. The retirement saving time bomb and how to defuse it. - Penguin Books ltd., 2008. - P. 85.

3.Пантелеева А.П., Нуштакина Т.П. Негосударственное пенсионное обеспечение в зарубежных странах // «Решение проблем развития предприятий: роль научных исследований». - Материалы II Международной научно-практической конференции, 20 ноября 2012.

4.Slott Ed. The retirement saving time bomb and how to defuse it. - Penguin Books ltd., 2008. - P. 93.

5.Лазаревский А.А. Велика Британия пенсионной системой // Финансы и кредит. - № 3, 2011. - С. 18-20.

6.Пенсионные системы в период кризиса: Региональный доклад по странам Европы и Центральной Азии. -http://siteresources.worldbank.org/ECAEXT/Resources/PensionCrisisPolicyNotefinal ru.pdf.

7.Пенсионная система в Германии // Пенсионный план 401К. -http://www.401 k.ru/2009/08/pensionnaj a-sistema-v-germanii.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.