УДК 33 © В. В. Преснякова, 2013
В. В. Преснякова ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Негосударственные пенсионные фонды и иные частные структуры в области пенсионного обеспечения получают распространения в различных странах мира. Внедрение данных институтов вызвано определенными причинами, и самой распространенной среди них является сложная демографическая ситуация в мире, вызванная старением населения и сокращением численности лиц трудоспособного возраста. В данной статье рассмотрен радикальный и постепенный способ внедрения механизмов негосударственного пенсионного обеспечения на основе международного опыта и его преемственность для Российской Федерации.
Ключевые слова: негосударственное пенсионное обеспечение, негосударственные пенсионные фонды, частные структуры.
Одной из главных задач любого государства является обеспечение населения достойным уровнем существования при наступлении пенсионного возраста. Пенсионная система России и многих других государств являлась распределительной на протяжении длительного периода времени. Однако данная система полностью себя исчерпала, и многие страны перешли полностью к накопительной пенсионной системе или к системе, которая сочетает элементы накопительного и распределительного механизма, применяя при этом негосударственные структуры в качестве определенного гаранта благополучного финансового обеспечения при достижении пенсионного возраста.
Большинство стран мира вынуждены были отказаться от распределительной пенсионной системы вследствие изменения демографической ситуации, которая связана с увеличением средней продолжительности жизни и сокращением численности трудоспособного населения по отношению к количеству лиц пенсионного возраста, и отдали предпочтение накопительной пенсионной системе, либо пенсионной системе, сочетающей элементы накопительного и распределительного пенсионного обеспечения.
Вводя накопительную составляющую, государство делало акцент на частный сектор, так как именно НПФ, управляющие компании или страховые организации способны эффективно управлять пенсионными накоплениями в долгосрочной перспективе. Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и в мировом сообществе получило широкое распространение. Д. В. Бочкарев выделяет два метода внедрения механизмов негосударственного пенсионного обеспечения - радикальный и постепенный [2].
Первый метод является достаточно жестким и осуществляется с использованием агрессивных принципов. Срок внедрения новой пенсионной системы около 10 лет. Чаще всего осуществляется в условиях диктатуры.
Второй метод предусматривает внедрения новых принципов функционирования системы пенсионного обеспечения с использованием частных структур в течение более длительного периода времени (от 20 лет и более). Такой способ перехода могут позволить экономически развитые страны мира.
По мнению автора, так же существует и третий метод внедрения механизма пенсионного обеспечения - второстепенный. Данный метод является дополнительным по отношению к государственной пенсионной системе и используется только по собственной инициативе физического лица либо его работодателя.
Радикальный способ перехода к новой пенсионной системе использовали страны Латинской Америки (Чили, Боливия, Мексика, Сальвадор) и Республика Казахстан.
Чили является первой в мире страной, в которой произошел переход от распределительной системы к накопительной. Пенсионная реформа началась в 1981 г. под руководством Хосе Пиньеры, возглавлявшего пост министра труда в данный период времени. Большинство стран отказываются от распределительной системы в период демографического кризиса, когда взносы работающего населения не могут полностью компенсировать расходы на выплату пенсий. В Чили реформирование пенсионной системы осуществлялось в момент демографического роста, который сопровождался тяжелой политической ситуацией.
Пенсионная реформа затронула все населения данного государства, независимо от возрастного критерия. Работающему населению было предложено два варианта - оставить распределительную систему или перейти к накопительной. При переходе к новой пенсионной системе размер взноса уменьшался в несколько раз и составлял около 10 процентов от оплаты труда [3]. Данное обстоятельство не могло не заинтересовать чилийцев, так как увеличилась получаемая ими заработная плата. Лица, начавшие трудовую деятельность после начала пенсионной реформы, автоматически присоединялись к накопительной системе. О преимуществах проводимой реформы постоянно сообщалось по телевидению и в других средствах массовой информации. Таким образом, все население было информировано и в основном полностью присоединялось к новой пенсионной системе.
Инвестирование пенсионных средств передавалось в частные структуры. Пенсионные накопления формирует сам работник, ежемесячно отдающий десять процентов от заработной платы. Средства перечисляются работодателем в выбранный НПФ. Данный способ передачи отчислений позволяет сократить издержки и избежать ошибок. Каждого гражданина интересует, каким образом инвестируются его средства, и поэтому вкладчик имел право два раза в год менять управляющую компанию, если он не был доволен результатами их деятельности. Государство создает контролирующий орган (Superintendence de Administrator de Fondues de Pensions) за деятельностью частных структур, получивших возможность осуществлять инвестиционную деятельность. Таким образом, за объем пенсионные накопления одновременно отвечают работник, его работодатель и государство.
Вовлечение частных структур в систему пенсионного обеспечения становится своеобразным толчком для развития фондового рынка в некоторых странах Латинской Америки, который начинает эффективно работать. Однако положительная динамика, прослеживавшаяся на начальной стадии развития накопительной пенсионной системы, по истечению тридцатилетнего периода не смогла достигнуть предполагаемого результата. Значительно увеличились затраты на управление негосударственными фондами, которые достигают 25 % от величины ежегодных взносов, производимых участниками накопительной системы, что значительно превышает уровень инвестиционного дохода пенсионных накоплений. При этом средняя реальная доходность от инвестирования пенсионных накоплений по данным за 2010-2011 гг. составляет 9 % при уровне инфляции за аналогичный период 6,5 % [1]. При сохранении подобной динамики уровень финансового благополучия граждан, участвующих в накопительной пенсионной системе, находится в состоянии риска. Поэтому независимый государственный орган за пенсионной системой «Суперинтенданство по пенсиям» (Superintendencia de Pensiones) внедряет систему надзора, основанную на рисках (Risk-based Supervision) и определяющую факторы риска и меры предупредительного характера для каждого управляющего пенсионными активами и в целом по пенсионной системе для формирования стабильности пенсионных накоплений при условии ограничения рисков и получения доходности. Кроме того, в целях разработки оптимального инвестиционного режима, способствующего получению AFP максимального возможного дохода от инвестирования пенсионных активов, создается Технический инвестиционный совет (ТИС).
Таким образом, за инвестиционной деятельностью установлена жесткая система контроля и для того, чтобы ввести в действие инвестиционный режим или произвести дополнения или изменения в него для управляющего пенсионными активами, необходимо получить разрешение согласованное одновременно Суперинтенданством и ТИС.
В республике Чили участники накопительной пенсионной системы получили определенную степень самостоятельности, которая заключается в праве выбора инвестиционного портфеля для инвестирования активов. С 2002 года введена система мультипортфелей. AFP формируют 5 видов инвестиционных портфелей: А, B, С, D и E, различающихся по видам финансовых инструментов и степени инвестиционных рисков. При этом портфели B, С, D - являются обязательными для формирования AFP, а портфели А и Е - добровольными. При этом тип портфеля А - наиболее рискованный; B - рискованный; C -умеренный; D - консервативный; E - наиболее консервативный. При этом в зависимости от типа инвестиционного портфеля фондов установлены максимальные и минимальные лимиты инвестирования в акции (табл. 1).
Таблица 1
Максимальный и минимальный лимиты инвестирования в акции _(в % от суммы активов каждого фонда) [3]_
Тип портфеля Максимальный порог лимита Минимальный порог лимита
А 80 40
B 60 25
C 40 15
D 20 5
E 0 0
Подобные ограничения внедряются с целью избежания риска безвозвратной потери инвестиционного дохода вследствие падения стоимости акций, которое способно привести к существенному сокращению сумм ежемесячных пенсий, а в отдельных случаях - к необходимости государству гарантировать минимальный уровень ежемесячной пенсионной выплаты. Несмотря на десятилетнюю историю существования системы мультипликаторов, более 75 % граждан самостоятельно не осуществляют выбор инвестиционного портфеля и поэтому в зависимости от половозрастной структуры населения законодательно установлена процедура распределения участников пенсионной системы по типам портфелей (табл. 2).
Наиболее популярным среди вкладчиков, осуществлявших подобный выбор, является инвестиционный портфель типа С, так как он сочетает приемлемый уровень риска и доходности для населения.
При этом минимальный среднегодовой уровень доходности в зависимости от типа инвестиционного портфеля с 2002 г. по 2010 г. установлен в 3,86 %, а максимальный -9,22 %.
Таблица 2
Распределение участников в зависимости от возрастной группы _по типам инвестиционных портфелей_
Мужчины Тип возрастной группы
до 35 лет включительно от 36 до 55 лет от 56 лет и старше Пенсионеры
Женщины от 36 до 50 лет от 51 года и старше
А v v - -
B по умолчанию v v -
C v по умолчанию v v
D v v по умолчанию v
E v v v v
Использование системы мультипликаторов является целесообразным и безболезненным для населения решением Правительства Республики Чили, так как граждане самостоятельно могут участвовать в процессе формирования объема пенсионных накоплений, учитывая одновременно и вероятный уровень доходности и риска. Данный опыт может быть преемлем и для Российской Федерации.
Особого внимания при изучении опыта Чили заслуживает уровень выполнения обязательств негосударственных пенсионных фондов перед участниками накопительной пенсионной системы, так как с июля 2012 г. в России начинаются первые выплаты за счет фондов застрахованным лицам в рамках обязательного пенсионного страхования. Наиболее эффективным способом исполнения обязательств управляющего пенсионными накоплениями перед вкладчиками является выполнение определенных норм, а именно:
1) устанавливается минимальный размер собственного капитала, который определяется в зависимости от объема привлеченных активов;
2) определяется минимальный уровень доходности за 3 года, который определяется как средневзвешенная доходность по всей пенсионной системе за аналогичный период времени. Если уровень доходности не соответствует нормативу, то фонды обязаны компенсировать полученную разницу;
3) устанавливаются ограничения в части инвестирования собственных активов AFP (собственные активы AFP необходимо инвестировать в краткосрочные финансовые инструменты с фиксированной доходностью, запрещено приобретать недвижимость для коммерческих целей);
4) определена процедура передачи пенсионных накоплений от обанкротившегося AFP (при этом наибольшим образом учитываются интересы вкладчика, так как средства переводятся в фонд, имеющий наиболее высокий уровень доходности). В случае, если активов ликвидируемого фонда недостаточно для осуществления возмещения вкладчикам, ответственность по возмещению убытков возлагается на государство [1].
Таким образом, за тридцатилетнюю историю функционирования накопительной составляющей в Чили сформирован колоссальный опыт по формированию и инвестированию пенсионных накоплений, и по обеспечению выполнения обязательств перед вкладчиками. Поэтому не удивительно, что страны, переходящие от солидарной пенсионной системы к накопительной используют опыт данной республики в качестве основы для проведения пенсионной реформы.
Используя международный опыт стран, применяющих накопительные пенсионных систем для России, возможно произвести внедрение следующих наиболее эффективных инструментов пенсионного обеспечения в отношении системы обязательного пенсионного страхования в части накопительного компонента, а именно: внедрение минимального уровня доходности от инвестирования пенсионных накоплений. Целесообразно ввести норму по обязательному приращению накоплений с темпом выше уровня инфляции. При этом необходимо разработать механизм по принятию мер воздействия на НПФ в случае получения доходности ниже уровня инфляции; внедрение системы мультипликаторов, состоящих из пяти инвестиционных портфелей; определение эффективного способа передачи пенсионных активов в случае банкротства фонда (передавать пенсионные накопления не в государственную управляющую компанию, а фонду, занимающему лидирующую позицию на рынке обязательного пенсионного страхования по уровню доходности и надежности); наделить ФСФР или иной орган полномочиями по оценке уровня инвестиционных рисков деятельности НПФ по размещению пенсионных активов, а также разработать систему надзора, которая будет определять факторы риска и меры предупредительного характера для каждого фонда и др.
Таким образом, при внедрении перечисленных механизмов система обязательного пенсионного страхования сможет более эффективно функционировать, и интересы застрахованных лиц будут учитываться более эффективно, так как в настоящее время в России не урегулирована процедура получения минимальной доходности, что позволяет
НПФ отражать невысокий уровень доход на пенсионных счетах участников накопительной составляющей пенсионной системы.
Постепенный способ внедрения негосударственного пенсионного обеспечения заключается во внедрении накопительного элемента в сочетании с распределительной пенсионной системой. Данный способ используется в таких странах как: Великобритания, Швеция, во многих странах бывшего СНГ, в том числе и в России.
Наиболее эффективное сосуществование солидарной и накопительной пенсионной системы характерно для Великобритании. Система пенсионного обеспечения данного государства является одной из самых старейших и совершенных в мире, но в, тоже время является сложной по организации, регулированию и набору возможностей для осуществления инвестиционного процесса.
Система пенсионного обеспечения в Великобритании имеет трехуровневую структуру, и подразделятся на базовые государственные пенсии, государственные пенсии по выслуге лет и негосударственные пенсии (рис. 1).
Система государственного страхования Негосударственные пенсии
Рис. 1. Структура пенсионного обеспечения в Великобритании
Государственная пенсия формируется за счет обязательных взносов, произведенных работодателем и самим работником. Средства поступают в национальный страховой фонд и затем производятся выплаты из данного фонда лицам, находящимся на пенсии (т.е. учитывается солидарность поколений). Если же не хватает средств на выплату данных обязательств, то дефицит покрывается за счет налогов. Налоговые льготы не распространяются на данный вид пенсионного обеспечения. Пенсия этого уровня является минимальной и составляет примерно 20 % от заработка. Государственная пенсия в Великобритании подразделяется на два уровня, а именно: гарантированная минимальная пенсия (базовая государственная пенсия); дополнительная государственная пенсия, учитывающая величину заработка и трудового стажа физического лица (государственные пенсии по выслуге лет).
Государственная пенсия первого уровня назначается всем гражданам в фиксированном размере и является незначительной, а пенсия второго уровня зависит от полученного заработка работника и позволяет дифференцировать размер государственной пенсии.
В настоящее время порядка 70 % от всего объема выплачиваемых в Великобритании пенсий приходится на систему негосударственного пенсионного обеспечения. Профессиональные пенсии назначаются работодателем и являются дополнительными по отношению к государственным пенсиям. Данная система наделяется налоговыми льготами (взносы не облагаются налогом в момент поступления их на счет пенсионного фонда или страховой компании, полученный инвестиционный доход в период накопления так же не подлежит налогообложению) и повышает престиж компании. Взносы уплачиваются работодателем в пенсионный фонд Великобритании, затем происходит процесс их
инвестирования и накопления. Если же работодатель не вносит всей суммы, которая установлена договором, то работник обязан внести не более 15 % от заработка в пенсионный фонд.
Таким образом, в Великобритании система профессионального пенсионного обеспечения гарантирует высокий уровень пенсионных выплат участникам профессиональных программ при достижении определенного возраста (для мужчин - 65 лет, для женщин - 60 лет).
Система персональных пенсий заключается в том, что работник самостоятельно производит отчисления в страховые компании в определенном размере (собственный выбор) и они не облагаются налогом в момент получения заработной платы. Вступление в данную систему негосударственного пенсионного обеспечения является добровольным.
Опыт Великобритании для России наиболее интересен в области регулирования системы пенсионного обеспечения (особенно с позиции налогового администрирования) и в организации добровольных пенсионных накоплений за счет участия в профессиональных пенсионных программах.
Постепенный способ внедрения механизмов негосударственного пенсионного обеспечения используется в странах Балтии и в большинстве стран СНГ. К основным проблемам, с которыми сталкиваются страны СНГ и Балтии при внедрении механизмов негосударственного пенсионного обеспечения, можно отнести следующие: низкий уровень доверия населения к негосударственным институтам; недостаток финансовых средств у работодателей для участия в корпоративных программах; относительно низкий уровень доходности от инвестирования пенсионных накоплений; участие НПФ в краткосрочных проектах при инвестировании средств; несовершенство законодательной базы в сфере негосударственного пенсионного обеспечения; относительно низкая грамотность населения в вопросах пенсионного обеспечения.
В каждом государстве СНГ предпринимаются определенные шаги для устранения, сложившихся проблем. Так, например, на Украине с 1 января 2010 года НПФ обязаны ежедневно проводить расчет стоимости единицы пенсионных взносов (ЕПВ) по единой методике. Это позволит определять для каждого участника системы негосударственного пенсионного обеспечения сумму пенсионных накоплений с учетом текущих расходов фонда, а так же убыток или доход от инвестиционной деятельности, что повысит прозрачность их деятельности и может привести к возрастанию доверия со стороны населения к деятельности негосударственных институтов.
В Латвии для увеличения накопительной составляющей внедрена схема «2+4». Смысл данной схемы заключается в том, что работник вносит 2% из заработной платы в пенсионный фонд (частный пенсионный фонд) для создания обязательной накопительной пенсии, а государство добавляет к этому еще 4% [4]. В результате происходит увеличение накопительной составляющей, размер будущей пенсии возрастет при эффективном инвестировании средств.
В Российской Федерации так же используется постепенного способа внедрения негосударственного пенсионного обеспечения и исходя из опыта рассмотренных стран наиболее эффективным для применения является система пенсионного обеспечения Великобритании. Для эффективного развития профессиональных пенсионных систем в России необходимо кардинально изменить налоговую политику по отношению к юридическим лицам, особенно это касается плательщиков специальных налоговых режимов (УСНО, ЕНВД, ЕСХН), так как участие в дополнительных пенсионных программах, направленных на преумножение финансового благосостояния работников при наступлении пенсионного возраста, для субъектов малого бизнеса полностью отсутствует. При условии появления налоговых льгот, направленных на формирование дополнительных пенсионных отчислений, как со стороны работодателей, так и с позиции работников, обеспечат дополнительный рост объемов пенсионных активов и создадут новый импульс для эффективного развития инвестиционной деятельности НПФ.
Второстепенный метод внедрения негосударственного пенсионного обеспечения осуществляется в странах сохранивших распределительную пенсионную систему и использующие негосударственные институты только в качестве дополнительного источника повышения уровня финансового состояния за счет самостоятельно осуществляемых добровольных взносов направленных на формирование пенсионных накоплений. Данный метод используется в таких странах, как Германия, Франция, США, Швейцария, Япония, Норвегия и других промышленно развитых странах.
Наиболее эффективная солидарная пенсионная система среди стран Европейского союза присуща Германии. Система пенсионного обеспечения данного государства имеет так же трехуровневую структуру, а именно: обязательного государственного пенсионного страхования; производственного страхования; частный способ обеспечения старости.
Обязательное государственное пенсионное страхование предусматривает пенсионное обеспечение государственных служащих, фермеров, преподавателей, адвокатов, нотариусов и медицинских работников.
Производственное страхования предусматривает выплату пенсий за счет средств перечисленных работодателем в фиксированном размере в банк, страховые компании или негосударственные пенсионные фонды. Накопленная сумма выплачивается сотрудникам при выходе на пенсию.
Частный способ обеспечения достойной старости осуществляется за счет уплаты фиксированного процента от ежегодного дохода. При этом государство способствует развитию негосударственных структур в сфере пенсионного обеспечения, предоставляя субсидии на счет гражданина Германии.
Позитивным моментом является то, что инвестированием средств занимаются кредитные организации, которые разрабатывают накопительные программы на длительный или краткосрочный период и вкладчик самостоятельно выбирает необходимый ему вариант. В каждом из банков в Германии учреждается собственный негосударственный пенсионный фонд, через который и происходит размещение пенсионных активов. Однако участники не могут получить всю накопленную сумму единовременно. Данная система позволяет поддерживать пенсионные выплаты на уровне 70% от средней заработной платы по стране. Модель пенсионной системы Германии характерна также для Австрии, Италии, Франции и большинства других стран западной Европы. Опыт данных государств может быть интересен для России, если обязательную накопительную составляющую пенсионного страхования отменят, и предоставят возможность гражданам РФ выбирать использование только распределительной пенсионной системы, либо сочетание страховой и накопительной части пенсионного страхования.
Таким образом, большинство развитых стран постепенно используют в системе пенсионного обеспечения негосударственные структуры, которые обеспечивают поддержку уровня финансового благосостояния граждан пенсионного возраста благодаря внедрению дополнительных профессиональных пенсионных систем, либо индивидуальных программ, направленных на повышение доходной составляющей пенсионного счета физического лица.
Каждый из рассматриваемых способов имеет отрицательные и положительные моменты. Используя радикальный, постепенный или второстепенный способ внедрения механизмов негосударственного пенсионного обеспечения, каждое государство пытается повысить благосостояние пожилых граждан и обеспечить им достойную старость. Однако каждый гражданин должен понимать, что свое будущее мы делаем сами, и от того, каким образом мы управляем накопительной составляющей, зависит наше благосостояние при наступлении пенсионного возраста. При этом государство должно быть заинтересованно в развитии частного сектора в области пенсионного обеспечения, так как самостоятельно может обеспечить лишь минимальный уровень пенсии, а эффективно используя инвестиционный потенциал НПФ или ЧУК размер пенсии будет существенно увеличен и коэффициент замещения достигнет 60%, как в большинстве развитых стран.
Библиографический список
1. Vial Ruiz-Tagle J., Castro F. The Chilean Pension System // OECD Journal on Budgeting. 2001.Vol. 1. № 1
2. Бочкарев, Д. В. Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации: дисс. ... кандидата экономических наук [Текст] / Д. В. Бочкарев. - М., 1999. - 211 с.
3. Подкорытов, Р. А. Применяется ли чилийский опыт реформирования пенсионной системы в России? [Текст] / Р. А. Подкорытов // Вестник московского университета (серия б «Экономика). - 2009. - № 5. - С. 31.
4. Романов, А. А. Пенсионная система Латвии [Текст] / А. А. Романов // Пенсия. - 2009. - № 7. - С. 5S.
FOREIGN EXPERIENCE IN THE SPHERE OF NON-STATE PENSION PROVISION
AND THE CONTINUITY OF ITS USE IN THE RUSSIAN FEDERATION
Victoria V. Presnyakova,
senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation,
Omsk branch
Abstract. Non-state pension funds and other private entities in the area of pensions receive any distribution in different countries of the world. The introduction of these institutions due to certain reasons, and the most common among them is a complicated demographic situation in the world, caused by the ageing of the population and reduction of the number of persons of working age.
This article presents a radical and step by step approach to the introduction of mechanisms for non-state pension provision based on international experience and the succession to the Russian Federation.
Key words. non-government pension funds, private pension funds, and private structures
Сведения об авторе:
Преснякова Виктория Васильевна - старший преподаватель Омского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: viktoriya_presny@mail.ru. Статья поступила в редакцию 11.06.2013.