Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА'

ДИНАМИКА ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕБНОЙ СПОРТ / ГРЕБЦЫ-АКАДЕМИСТЫ / ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОМОТОРИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аракелян С.Р., Байер Е.А., Быков Н.Н.

Цель исследования - выявить уровень развития таких психомоторных способностей у гребцов-академистов на этапе ССМ, а также характер и степень их взаимосвязи со спортивным результатом в различных классах лодок. Методика и организация исследования. В научной работе принимали участие 92 гребца, 42 девушки и 50 юношей в возрасте 15-17 лет, тренирующихся на этапе совершенствования спортивного мастерства, стаж занятий гребным спортом 5-8 лет. Результаты исследования и выводы. Выявленный уровень психомоторных качеств, а также характер их взаимосвязи со спортивным результатом у гребцов-академистов на этапе ССМ существенно отличается в зависимости от специализации. Исследование особенностей психомоторики у гребцов-академистов на этапе ССМ выявило отсутствие доступных и эффективных методик их контроля и анализа, в аспекте их применения в практике спортивной подготовки, что предопределяет смещение акцента и в тренировочной и научной работе, в сторону повышения функциональных и кондиционных способностей гребцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аракелян С.Р., Байер Е.А., Быков Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF PSYCHOMOTOR ABILITIES IN ACADEMIC ROWERS AT THE STAGE OF IMPROVEMENT OF SPORTS SKILLS

Objective of the study was to identify the level of development of such psychomotor abilities in rowers-academicians at the stage of improving sportsmanship, as well as the nature and degree of their relationship with sports results in different classes of boats. Methods and structure of the study. The scientific work involved 92 rowers, 42 girls and 50 boys aged 15-17, who train at the stage of improving sportsmanship, rowing experience is 5-8 years. Results and conclusions. The revealed level of psychomotor qualities, as well as the nature of their relationship with sports results in academic rowers at the stage of improving sportsmanship differs significantly depending on the specialization. The study of the psychomotor features of academic rowers at the stage of improving sportsmanship revealed the lack of available and effective methods for their control and analysis, in terms of their application in the practice of sports training, which predetermines the shift in emphasis in training and scientific work, towards increasing functional and conditioning abilities. rowers.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА»

ДИНАМИКА ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ГРЕБЦОВ-АКАДЕМИСТОВ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 01.11.2022 г.

Аспирант С.Р. Аракелян1

Доктор педагогических наук, профессор Е.А. Байер1 Кандидат педагогических наук, профессор Н.Н. Быков1 1Донской государственный технический университет (ДГТУ), Ростов-на-Дону

DYNAMICS OF PSYCHOMOTOR ABILITIES IN ACADEMIC ROWERS AT THE STAGE OF IMPROVEMENT OF SPORTS SKILLS

Postgraduate student S.R. Arakelyan1 Dr. Hab., Professor E.A. Bayer1 PhD, Professor N.N. Bykov2 1Don State Technical University (DSTU), Rostov-on-Don

Информация для связи с автором: elenabaier@list.ru

Аннотация

Цель исследования - выявить уровень развития таких психомоторных способностей у гребцов-академистов на этапе ССМ, а также характер и степень их взаимосвязи со спортивным результатом в различных классах лодок. Методика и организация исследования. В научной работе принимали участие 92 гребца, 42 девушки и 50 юношей в возрасте 15-17 лет, тренирующихся на этапе совершенствования спортивного мастерства, стаж занятий гребным спортом 5-8 лет.

Результаты исследования и выводы. Выявленный уровень психомоторных качеств, а также характер их взаимосвязи со спортивным результатом у гребцов-академистов на этапе ССМ существенно отличается в зависимости от специализации.

Исследование особенностей психомоторики у гребцов-академистов на этапе ССМ выявило отсутствие доступных и эффективных методик их контроля и анализа, в аспекте их применения в практике спортивной подготовки, что предопределяет смещение акцента и в тренировочной и научной работе, в сторону повышения функциональных и кондиционных способностей гребцов.

Ключевые слова: гребной спорт, гребцы-академисты, психомоторные способности, показатели психомоторики.

Abstract

Objective of the study was to identify the level of development of such psychomotor abilities in rowers-academicians at the stage of improving sportsmanship, as well as the nature and degree of their relationship with sports results in different classes of boats.

Methods and structure of the study. The scientific work involved 92 rowers, 42 girls and 50 boys aged 15-17, who train at the stage of improving sportsmanship, rowing experience is 5-8 years.

Results and conclusions. The revealed level of psychomotor qualities, as well as the nature of their relationship with sports results in academic rowers at the stage of improving sportsmanship differs significantly depending on the specialization. The study of the psychomotor features of academic rowers at the stage of improving sportsmanship revealed the lack of available and effective methods for their control and analysis, in terms of their application in the practice of sports training, which predetermines the shift in emphasis in training and scientific work, towards increasing functional and conditioning abilities. rowers.

Keywords: rowing, academic rowers, psychomotor abilities, indicators of psychomotor skills

Введение. Гребной спорт в аспекте техники является одним из сложнейших, так как: во-первых, вариативность соревновательных условий (скорость и направление ветра и течений, температура и плотность воды и воздуха и др.) требует от гребцов вариативной техники гребли; во-вторых, гребец-академист воздействует на воду и получает информацию опосредованно через сложную систему (подножка-банка-весло-лодка-весло-вода); в третьих, в экипажных лодках техника гребли еще в большей степени усложняется необходимостью точного согласования кинематических, динамических и ритмических характеристик гребка, так как функциональные, психомоторные и другие характеристики могут также варьироваться в той или иной степени [7]. Учитывая также, что возраст 15-17 лет специалистами [3, 6] отмечается как благоприятный для формирования вестибулярной устой-

чивости, точности движений, запоминания кинематических и динамических параметров движений, а также быстроты сложной моторной реакции, исследование взаимосвязи психомоторики и спортивного результата в академической гребле на этапе ССМ является актуальной научно-практической задачей.

Цель исследования - выявить уровень развития таких психомоторных способностей у гребцов - академистов на этапе ССМ, а также характер и степень их взаимосвязи со спортивным результатом в различных классах лодок.

Методика и организация исследования. В научной работе принимали участие 92 гребца, 42 девушки и 50 юношей в возрасте 15-17 лет, тренирующихся на этапе совершенствования спортивного мастерства, стаж занятий гребным спортом 5-8 лет. Так как многие гребцы в сезоне выступали

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

в нескольких классах лодок, в статистическим анализ включался лучший результат гребца в гонке на 2000 м, в данном классе лодки, на основе чего была сформирована таблица, характеризующая выборку гребцов в трех значимых для исследования классах лодок (табл. 1). Как видно из таблицы, объем выборки гребцов в каждом классе лодок соответствует требованиям к минимальному их объему для метода ранговой корреляции.

Для определения величины показателей исследуемых психомоторных способностей применялись следующие методы:

- способность к дифференциации кинематических и динамических характеристик двигательных действий определялась по методу «Контактная координационометрия по профилю», фиксировались количество касаний в с. (Ni) и длительность касаний в с (Ti) [6, 8];

- вестибулярная устойчивость определялась по методу «Стабилометрия», оценивалась функция равновесия - КФР (%) [1,7];

- латеральная асимметрия (ЛА) определялась на основе оценки разности результатов теппинг-теста ведущей и ведомой рукой в (%) [5];

- моторная память (МП) определялась на основе оценки точности воспроизведения заданного усилия 15 кг для девушек и 20 кг для юношей, на электронном кистевом динамометре без зрительного контроля. После разминки спортсмены трижды выполняли тест при зрительном контроле, удерживая заданное усилие в течение 5-10 с, а затем в трех попытках с закрытыми глазами пытались воспроизвести заданное усилие, оценивался средний результат, по минимальному отклонению от заданной величины усилия в % [2, 6]. Значение показателей: ЛА, Ni и Ti определялось на программно-аппаратном комплексе для психофизиологических исследований - ПАКПФ-02 [10], а значение показателя КФР определялось с применением компьютерного стабилоанализатора «Стабилан-01» [8]. Тестирование показателей психомоторики было проведено после восстановительного микроцикла, в начале предсоревновательного периода (март).

Расчет коэффициента корреляции Спирмена (rs) между показателями психомоторики гребцов и спортивными результатами в различных классах лодок, а также результатами гребцов-академистов соревнований по «Гребля-индор» на гребном тренажере «Концепт-2» на дистанции 2000 м проводился с использованием компьютерной программы SPSS, значение уровня статистической значимости а=0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты показали, что значения исследуемых показателей психоТаблица 1. Характеристика выборки гребцов

моторики и у юношей, и у девушек соответствуют высокому уровню их развития для данного возраста, при этом у юношей все показатели существенно выше, чем у девушек (рис. 1, 2).

Сравнительный анализ показателей психомоторики гребцов одиночников (M1x и Ж1х), гребцов экипажных лодок (распашные (M2- и Ж2-) и парных лодок (M2x и Ж2х) выявил, что у юношей отсутствуют статистически достоверные различия в уровне развития вестибулярной устойчивости (КФР) между гребцами всех классов лодок, а также в способности к дифференциации кинематических и динамических характеристик двигательных действий (Ni) между гребцами одиночниками и парниками.

У девушек отсутствуют статистически достоверные различия только в уровне развития способности к дифференциации кинематических и динамических характеристик двигательных действий (Ni и Ti) между спортсменками экипажных лодок (распашная и парная). Выявлены статистически досто-

КФР(%)

Рис. 1. Показатели психомоторики гребцов-академистов (юноши)

Рис. 2. Показатели психомоторики гребцов-академистов (девушки)

Категория гребцов Девушки Юноши

II разряд I разряд К.М.С. II разряд I разряд К.М.С.

«Одиночники» 3 3 4 2 5 3

Гребцы двоек распашных 4 10 2 3 9 8

Гребцы двоек парных 2 7 7 2 10 8

Таблица 2. Показатели спортивного результата (с)

Номинация Класс лодок и (объем выборки) Достоверность различий между классами лодок в спортивных результатах (а=0,05)

Юноши

M1x (10) M2- (20) M2x (20) 1x-2- 2-2x 1x -2x

Гонка 2000 м 461,8±36,35 396,5±49,24 378,17±37,62 < < <

Гребля-индор 378,3±31,62 383,4±52,77 381,34±43,71 > > >

Девушки

Ж1х (12) Ж2- (16) Ж2х (16) 1x-2- 2-2x 1x -2x

Гонка 2000 м 523,7±28,44 511,38±76,81 501,8±,62,27 < < <

Гребля-индор 422.0±73,53 426,6±59,28 418,2±83,31 > > >

48

http://www.teoriya.ru

№1 • 2023 Январь | Yanuar

верные различия в показателях уровня развития латеральной асимметрии (ЛА) и моторной памяти (МП), между гребцами всех классов лодок, а у девушек и в показателе вестибулярной устойчивости (КФР).

Наиболее низкий уровень ЛА у юношей отмечается у гребцов одиночников и парников, а наиболее высокий - у гребцов в распашных лодках. У девушек наиболее низкий показатель ЛА отмечается у гребчих в парных лодках, по сравнению с гребчихами экипажных лодок. Наилучшие показатели МП отмечаются у гребцов одиночников и у гребчих в парных лодках, а худшие показатели ЛА - у юношей и девушек в распашных лодках.

В табл. 2 представлены показатели спортивных результатов гребцов, согласно которым отмечается отсутствие достоверных различий в значениях в номинации «Гребля-индор».

Все исследуемые показатели психомоторики гребцов имеют статистически достоверную среднюю степень взаимосвязи с результатом в гонке на 2000 м, кроме показателей (КФР) и (№) у гребцов распашных лодок, а также отсутствие такой связи с показателями результата в гребле-индор. Получены отрицательные значения показателей Т МП и ЛА, что связано с особенностями методики их измерения и оценки.

Наиболее значимыми психомоторными качествами для спортивного результата гребцов-юношей являются способность к равновесию и латеральная асимметрия, а наименее значимыми - мышечная память; в то время как для девушек наиболее важными также являются функции равновесия и латеральная асимметрия, а наименее значимыми - мышечная память и способность к дифференциации кинематических и динамических характеристик двигательных действий у гребчих распашных лодок.

Выводы. Выявленный уровень психомоторных качеств, а также характер их взаимосвязи со спортивным результатом у гребцов-академистов на этапе ССМ существенно отличаются в зависимости от специализации.

Исследование особенностей психомоторики у гребцов-академистов на этапе ССМ выявило отсутствие доступных и эффективных методик их контроля и анализа, в аспекте их применения в практике спортивной подготовки, что предопределяет смещение акцента и в тренировочной, и в научной работе, в сторону повышения функциональных и кондиционных способностей гребцов.

Литература

1. Бердичевская Е. М. Применение стабилометрии для анализа функции равновесия у спортсменов / Е. М. Бердичевская // Журнал медико-биологических исследований. - 2017. - Т. 5. - № 1. -С. 93-95.

2. Гончаров В. И. Память на движения как мнемический компонент процесса формирования двигательных навыков: дис. ... докт. пси-хол. наук / В. И. Гончаров - СПб., 2009. - 343 с.

3. Слуцкий А. А. «На пороге» регрессионного анализа в оценке: Требования к объему выборки и нормальности распределения ошибок. Теория, методология и практика оценки. 22.03.2021 / А. А. Слуцкий, 2021 //tmpo.su/sluckij-a-a-na-poroge-regressionnogo-analiza-v-ocenke-trebovaniya-k-obyomu-vyborki-i-normalnosti-raspredeleniya-oshibok/.

4. Шестаков М. П. Использование стабилометрии в спорте: монография / М. П. Шестаков. - М.: ТВТ Дивизион, 2007. - 112 с.

References

1. Berdichevskaya E.M. Primeneniye stabilometrii dlya analiza funktsii ravnovesiya u sportsmenov [The use of stabilometry for the analysis of the balance function in athletes]. Zhurnal mediko-biologicheskikh issle-dovaniy. 2017. Vol. 5. No. 1. pp. 93-95.

2. Goncharov V.I. Pamyat na dvizheniya kak mnemicheskiy komponent protsessa formirovaniya dvigatelnykh navykov [Memory for movements as a mnemonic component of the process of formation of motor skills]. St. Petersburg, 2009. 343 p.

3. Slutsky A.A. «Na poroge» regressionnogo analiza v otsenke: Trebovaniya k obyemu vyborki i normalnosti raspredeleniya oshibok. Teoriya, metodologiya i praktika otsenki ["On the Threshold" of Regression Analysis in Estimation: Requirements for Sample Size and Normality of Error Distribution. Theory, methodology and practice of evaluation]. //tmpo.su/sluckij-a-a-na-poroge-regressionnogo-analiza-v-ocenke-trebovaniya-k-obyomu-vyborki-i-normalnosti-raspredeleniya-oshibok/.

4. Shestakov M.P. Ispolzovaniye stabilometrii v sporte[ The use of stabi-lometry in sports]. Moscow: TVT Divizion publ., 2007. 112 p.

5. Caplan N., Gardner T., (2006) A fluid dynamic investigation of the Big Blade and Macon oar blade designs in rowing propulsion. Journal of Sports Sciences, pp.1-8.

6. Raczek J., Mynarski W., Ljach W. Ksztattowanie i diagnozowanie koor-dynacyjnych zdolnosci motorycznych. 143 Podrcznik dla nauczycieli, trenerow I studentow. Katowice, AWF, 2002. p. 237.

7. Seifert L., Chollet D., Allard P. Arm coordination symmetry and breathing effect in front crawl. Hum. Mov. Science. 2005. Vol. 24. No. 2. pp. 234-256.

8. Steinberg N. et al. Longitudinal study evaluating postural balance of young athletes. Percept Mot Skills 2016 Feb. No. 122 (1). pp. 256-279.

9. Wilczynski J. Postural Stability in Goalkeepers of the Polish National Junior Handball Team. J. Hum. Kinet. 2018. Vol. 63. No. 1. рp. 161170.

10. Winter D.A. The biomechanical and motor control offhuman gait. University Waterloo Press, 2002. 56 p.

11. https://loza.ru/komplex_pakpf-02

12. https://scenar.com.ru/produktsiya/stabilan.html?ysclid=la8gfpva 5n490169936.

НОВЫЕ КНИГИ

БАЗОВЫЕ И НОВЫЕ ВИДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / В.П. ОВЧИННИКОВ, А.М. ФОКИН, О.А. ГАБОВ И ДР.; ПОД РЕД.: ОВЧИННИКОВ В. П.. - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ:

ЛАНЬ, 2023. - 152 С. - ISBN 978-5-507-45118-0.

Учебное пособие предназначено для студентов среднего профессионального образования, изучающих дисциплины «Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности», «Теория и история физической культуры». Соответствует современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным квалификационным требованиям. Пособие будет полезно для специалистов, тренеров, учителей физической культуры, инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений, преподавателей ссузов.

.0 а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.