Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЕЕ ДЕВИАЦИИ'

ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЕЕ ДЕВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ДЕВИАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аршинова Елена Владимировна, Янко Евгений Владимирович, Браун Ольга Артуровна, Билан Марина Анатольевна, Аркузин Михаил Геннадьевич

Введение. В статье рассмотрена проблема динамики профессиональной идентичности студентов в условиях цифровизации образовательной среды, и сделано предположение о возможном влиянии цифровых девиаций на такую динамику. Методология. В основе методологии исследования лежат система представлений о содержании и структуре профессиональной идентичности Дж. Марсия и А. А. Озериной, а также существующие представления о цифровизации образовательного пространства и цифровой девиации. Результаты. Была рассмотрена динамика профессиональной идентичности посредством анализа статусов профессиональной идентичности у студентов первого, второго, четвертого и пятого курсов. Выявлена тенденция уменьшения количества студентов с высокими профессиональными статусами от первого к пятому курсу. Предпринята попытка изучить проблему цифровых девиаций и их влияние на профессиональную самооценку студентов. Заключение. Наблюдаются такие явления, как негативная динамика профессиональной идентичности к пятому курсу и относительно невысокое количество студентов со статусами «достигнутая» и «мораторий» на старших курсах. Обсуждены проблемы профессионального становления студентов в условиях девиации цифровой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аршинова Елена Владимировна, Янко Евгений Владимирович, Браун Ольга Артуровна, Билан Марина Анатольевна, Аркузин Михаил Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTSIN THE DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND ITS DEVIATION

Introduction. The article considers the problem of the dynamics of students' professional identity in the context of digitalization of the educational environment, and makes an assumption about the possible impact of digital deviations on such dynamics. Methodology. The research methodology is based on the system of ideas about the content and structure of professional identity of J. Marcia and A. Ozerina, as well as existing ideas about the digitalization of the educational space and digital deviation. Results. The dynamics of professional identity by means of analyzing the status of professional identity among students of the first, second, fourth and fifth years was considered. The tendency of decrease in the number of students with high professional statuses from the first to the fifth year was revealed. An attempt was made to study the problem of digital deviations and their impact on the professional self-esteem of students. Conclusion. There are such phenomena as negative dynamics of professional identity by the fifth year and a relatively low number of students with the “achieved” and “moratorium” statuses in the senior years. The problems of professional development of students in the conditions of deviation of the digital environment are discussed.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЕЕ ДЕВИАЦИИ»

МАТЕРИАЛЫ

МЕЖДУНАРОДНОГО МОЛОДЕЖНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРУМА «RE:nOCT (ПАТРИОТИЗМ, ОБРАЗОВАНИЕ, СТУДЕНЧЕСТВО): СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ» (6-10 ДЕКАБРЯ 2021 Г.)

PROCEEDINGS

OF THE INTERNATIONAL YOUTH SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL FORUM "RE:POST (PATRIOTISM, EDUCATION, STUDENTSHIP): SOCIALIZATION OF YOUTH IN A DIGITAL SOCIETY" (DECEMBER 6-10, 2021)

УДК^С 159.9

DOI 10.54509/22203036_2022_1_116

Аршинова Елена Владимировна

старший преподаватель кафедры психологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Янко Евгений Владимирович

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Браун Ольга Артуровна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Билан Марина Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Аркузин Михаил Геннадьевич

старший преподаватель кафедры психологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Пфетцер Алена Алексеевна

начальник центра развития образовательных технологий АО «Кузбасский технопарк», г. Кемерово

Arshinova Elena V.

Senior lecturer of the Department of psychological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

Yanko Eugene V.

PhD in Psychology, Assistant Professor, Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

Braun Olga A.

PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

Bilan Marina A.

PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

Arkuzin Mikhail G.

Senior lecturer of the Department of psychological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

Pfettser Alena A.

Head of the Center for the Development of Educational Technologies, Kuzbass Technopark JSC, Kemerovo

ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЕЕ ДЕВИАЦИИ1

DYNAMICS OF PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS IN THE DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND ITS DEVIATION

Введение. В статье рассмотрена проблема динамики профессиональной идентичности студентов в условиях цифровизации образовательной среды, и сделано предположение о возможном влиянии цифровых девиаций на такую динамику.

Методология. В основе методологии исследования лежат система представлений о содержании и структуре профессиональной идентичности Дж. Марсия и А. А. Озериной, а также существующие представления о цифровизации образовательного пространства и цифровой девиации.

Результаты. Была рассмотрена динамика профессиональной идентичности посредством анализа статусов профессиональной идентичности у студентов первого, второго, четвертого и пятого курсов. Выявлена тенденция уменьшения количества студентов с высокими профессиональными статусами от первого к пятому курсу. Предпринята попытка изучить проблему цифровых девиаций и их влияние на профессиональную самооценку студентов.

Заключение. Наблюдаются такие явления, как негативная динамика профессиональной идентичности к пятому курсу и относительно невысокое количество студентов со статусами «достигнутая» и «мораторий» на старших курсах. Обсуждены проблемы профессионального становления студентов в условиях девиации цифровой среды.

Introduction. The article considers the problem of the dynamics of students' professional identity in the context of digitalization of the educational environment, and makes an assumption about the possible impact of digital deviations on such dynamics.

Methodology. The research methodology is based on the system of ideas about the content and structure of professional identity of J. Marcia and A. Ozerina, as well as existing ideas about the digitalization of the educational space and digital deviation.

Results. The dynamics of professional identity by means of analyzing the status of professional identity among stu-

dents of the first, second, fourth and fifth years was considered. The tendency of decrease in the number of students with high professional statuses from the first to the fifth year was revealed. An attempt was made to study the problem of digital deviations and their impact on the professional self-esteem of students.

Conclusion. There are such phenomena as negative dynamics of professional identity by the fifth year and a relatively low number of students with the "achieved" and "moratorium" statuses in the senior years. The problems of professional development of students in the conditions of deviation of the digital environment are discussed.

Ключевые слова: идентичность, профессиональная идентичность, цифровая образовательная среда, цифровые девиации, профессиональная самооценка, студенты.

Keywords: identity, professional identity, digital educational environment, digital deviations, professional self-assessment, students.

Введение

Процесс обучения в высшем учебном заведении все больше носит черты цифрового общества. В настоящий момент очень трудно дать определение цифровой культуре. Однако мы можем выделить ее основные тенденции: образовательная деятельность все больше происходит посредством разнообразных цифровых платформ (Zoom, Skype, Discord); в рамках научной деятельности студентов используются облачные средства обработки статистических данных; учащиеся вузов обмениваются знаниями и сведениями в рамках цифровых средств коммуникации, и, как следствие, сам процесс социализации, формирования профессиональной идентичности и ценностных ориентаций происходит в цифровой среде [3; 6; 8].

В данной статье будет рассмотрена проблема формирования профессиональной идентичности в условиях цифровой трансформации образовательной среды, в том числе и в рамках девиации в обще-

1 Статья написана при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00066 «Система идентичности личности учащейся молодежи: динамика, факторы, угрозы».

Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number 19-013-00066 «The system of identity of the personality of young students: dynamics, factors, threats».

ния в цифровой среде. Профессиональная идентичность - это совокупность таких личностных качеств, как профессиональные ценностные ориентации, смыслы профессиональной деятельности, соответствующие мотивация и потребности [1; 5; 9].

При этом возникает целый ряд сложностей формирования профессиональной идентичности в цифровом обществе в целом и, в частности, в такой сфере, как девиации общения в цифровой среде. При многообразии виртуальной информации у студентов зачастую затруднено формирование профессиональных знаний, цифровая информация носит поверхностный характер, а иногда противоречит методологии обучения или даже. Более того, информация может быть ложной, искажающей систему представления студента о будущей профессии, целях, мотивах и смыслах. Цифровое пространство представляет ряд опасностей в рамках профессионального взаимодействия в цифровой среде, таких как кибербул-линг, хейтинг, флейминг, троллинг [2; 6; 7]. Безусловно, эти девиации влияют на цифровое профессиональное общение, искажают ценности профессиональной деятельности, нарушают процесс профессионального становления, участвуют в возникновении невротических расстройств у студентов, что мешает формированию профессиональной идентичности в цифровом обществе. При этом цифровое общество стало той реальностью, в которой происходит процесс общения, социализации, социально-психологической адаптации, что напрямую обусловливает, в том числе, и профессиональную идентичность. Соответственно, процесс обучения все больше переносится в виртуальную среду, что требует учета особенностей цифрового общества в профессиональной подготовке студента.

Методология

Профессиональная идентичность представляет собой системное образование, формирующееся в процессе взаимодействия с окружающим миром, включающее как учебно-профессиональную деятельность, так и ее компоненты: отношение к профессии, профессиональные планы, субъективный образ профессии, профессиональные самооценку и мотивацию. Для выявления и оценки компонентов, которые формируются и в цифровой среде, нами был использован «Опросник диагностики профессиональной идентичности студентов» А. А. Озериной. Опросник содержит 56 вопросов, ответы на которые складываются в две итоговые шкалы, отражающие уровень сформированности и зрелости профессио-

нальной идентичности (на основе сочетания показателей данных шкал определяется статус профессиональной идентичности: достигнутая, предрешенная, мораторий, диффузная). Также определенные элементы профессиональной идентичности представлены субшкалами:

1. Учебно-профессиональные планы.

2. Отношение к профессии.

3. Образ профессии.

4. Образ профессионала.

5. Профессиональная позиция.

6. Профессиональная самооценка.

7. Профессиональная мотивация [4; 10].

В данной статье нами представлены статусы профессиональной идентичности, их анализ и обсуждение.

В целях оценки влияния девиаций в цифровой среде на профессиональную идентичность нами была разработана анкета, позволяющая приблизительно оценить результат взаимодействия с цифровой девиацией на профессиональное становление.

1. Используете ли Вы цифровые технологии для получения профессиональных знаний?

2. Насколько часто Вы используете цифровые площадки для взаимодействия с преподавателем?

3. Какие площадки наиболее часто Вами используются (Zoom, Skype, Discord)?

4. Участвуете ли Вы в общении в цифровой среде?

5. Приходилось ли Вам подвергаться негативным оценкам за Вашу профессиональную позицию в цифровой среде?

6. Приходилось ли Вам подвергаться буллингу (издевательство в сетевом общении) за Вашу профессиональную позицию?

7. Приходилось ли Вам подвергаться троллингу (социальная провокация) за Вашу профессиональную позицию?

8. Приходилось ли Вам подвергаться хейтингу (проявление ненависти в сетевом общении) за Вашу профессиональную позицию?

9. Приходилось ли Вам подвергаться флеймингу (словесная война как результат троллинга) за Вашу профессиональную позицию?

10. Считаете Вы нормальным участие в перечисленных девиациях?

11. Участвуете ли Вы сами в процессе девиантного общения в цифровой среде?

12. Почему Вам нравится участие в различных видах конфликтного общения в цифровой среде?

13. Оцените, на сколько (от 0 до 9) столкновение с перечисленными девиациями в цифровой среде повлияло на Вашу профессиональную самооценку.

В исследовании приняли участие 229 студентов первых, вторых, четвертых, пятых курсов Кемеровского государственного университета направлений подготовки «Психология», «Клиническая психология», «Социальная работа», «Реклама и связи с общественностью», «Менеджмент», «Филология», из них 53 студента участвовали в анкетировании.

Результаты

В целях изучения проблем формирования профессиональной идентичности в цифровом обществе нами проведено исследование динамики изменения статуса идентичности у студентов первого, второго, четвертого и пятого курсов. Для исследования данной динамики мы выделили две группы студентов: первая группа - первый и второй курсы, в количестве 150 человек; вторая группа - четвертый и пятый курсы, в количестве 79 человек. Далее провели сравнение двух групп на предмет динамики изменения статуса профессиональной идентичности. Сравнение проводили с использованием критерия Стьюдента. Кроме того, у части студентов обеих групп провели анкетирование с целью сравнения участия в цифровой среде и подверженности различным формам цифровой девиации.

Сравнение двух групп по признаку принадлежности к статусу профессиональной идентичности представлено в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ

по признаку принадлежности к разным статусам профессиональной идентичности (ПИ)

Таким образом, для первого и второго курсов (группа 1) среднее значение уверенно указывает на принадлежность большинства студентов к третьему статусу профессиональной идентичности -«мораторий». Этот статус профессиональной идентичности характеризуется кризисом выбора альтернатив. Студенты начальных курсов еще не до конца уверены в своем выборе, не определены предпочтения, студенты боятся сделать неверный профессиональный выбор, характерна тревога, связанная с внешней оценкой выбора, что провоцируют их на конфликты с близкими людьми. Выраженная потребность быть независимым в своих решениях конфликтует с потребностью в общении со сверстниками и семьей,

постоянный поиск, ожидание, полное мечтаний, или отчаяние, страх.

Для второй группы характерно относительно большее количество студентов с «предрешенным» профессиональным статусом, который характеризуется следующими проявлениями: студенты утвердились в своих профессиональных ориентациях, более спокойны, имеют тесные отношения с родителями, при этом нет переживаемого кризиса, они подчиняемы и сильно зависят от мнения родственников. По сути, этот статус предшествует статусу «мораторий» и является более низким уровнем развития профессиональной идентичности. Однако феномен большого количества студентов на старших и выпускных курсах с низкой профессиональной идентичностью еще предстоит объяснить, но мы думаем, что могут быть следующие причины. Это явление может быть связано, как бы это парадоксально не звучало, с проявлением кризиса профессионального становления, с выбором места работы, с построением дальнейшей карьеры и со сменой ведущего вида деятельности. Близкие отношения с родственниками могут отражать страх принятия решения, потребностью в поддержке профессионального выбора и, возможно, разделением ответственности за дальнейшую судьбу. Абсолютные значения в большей степени раскрывают проблему профессионального развития студентов (табл. 2).

Таблица 2

Статусы профессиональной идентичности студентов (чел.)

Статус профессиональной идентичности Группы

Первая Вторая

Диффузная 30 25

Предрешенная 12 9

Мораторий 30 17

Достигнутая 78 28

Как видно из таблицы 2, распределение по статусам сильно отличается в обеих группах. В первую очередь это касается статуса «достигнутая профессиональная идентичность». На первых курсах значительно больше людей относятся к статусу «достигнутая» как внутри группы, так и в сравнении со второй группой. То же касается статуса «мораторий». Количество студентов во второй группе с «предрешенным» статусом относительно других статусов невелико, а «диффузный» статус примерно равномерно распределен в обеих группах. Соответственно, необходимо внести уточнения в анализ, представлен-

Статус ПИ Первая группа Вторая группа t-критерий Статистическая значимость (p)

3,04 2,60 2,56 0,01

ный по результатам сравнения по усредненным значениям. Более высокий средний показатель статуса в первой группе достигнут за счет большего количества студентов со статусами «достигнутая» и «мораторий», тогда как абсолютное количество студентов во второй группе с такими статусами значительно ниже.

Анкетирование проводилось с целью изучения возможных девиаций в цифровой среде, анонимно посредством интернета. В анкетировании приняли участие 53 студента, из них 30 - первого и второго курсов и 23 студента - четвертых и пятых курсов.

Все опрошенные студенты погружены в цифровую среду. Это и коммуникация посредством различных цифровых платформ, участие в обсуждении различных аспектов социального взаимодействия и, главное, общение на предмет различных сторон профессиональной деятельности, процесс обучения в цифровой среде.

Подавляющее большинство студентов сталкивались с девиантными проявлениями в виртуальной среде, при этом среди них значительно больше студентов старших курсов (табл. 3).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из исследования, цифровые девиации являются крайне распространенным явлением. Практически по всем видам девиаций, за исключением хейтинга, студенты старших курсов в большем проценте встречаются с нарушением поведения в цифровой среде. Стоит обратить внимание на тот факт, что значительно более высокий процент студентов старших курсов подвергались цифровым девиациям за свою профессиональную позицию. Это говорит о том, что студенты второй группы в большей мере участвуют в обсуждении профессиональных аспектов в виртуальной среде и, к сожалению, в большей мере подвергаются различным формам виртуального насилия. При ответе на вопрос «Оцените, на сколько (от 0 до 9) столкновение с перечисленными девиациями в цифровой среде повли-

яло на Вашу профессиональную самооценку» студенты старших курсов показывают среднее значение 6,2 в противовес студентам младших курсов, где такое значение 3,5. То есть у студентов второй группы девиации в виртуальной среде оказывают негативное влияние на важнейший компонент профессиональной идентичности - профессиональную самооценку.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования выявлены особенности формирования профессиональной идентичности и возможных девиаций в цифровой среде у студентов. Для студентов первых курсов характерно большее количество будущих специалистов со следующими статусами профессиональной идентичности: «достигнутая», «мораторий», тогда как на последних курсах меньше студентов имеют вышеперечисленные статусы профессиональной идентичности при незначительном количестве студентов со статусом «предрешенные». Этим объясняются усредненные показатели выраженности разных статусов в двух группах. По сути, главная проблема заключается в уменьшении количества студентов со статусом профессиональной идентичности «достигнутая» и «мораторий» от первого курса к пятому.

То, что цифровая среда влияет на все аспекты жизни человека в условиях цифрового общества, очевидно. Тем не менее существуют и негативно влияют на профессиональную идентичность различные формы цифровых девиаций. Однако наибольшее влияние они оказывают на студентов старших курсов, что отражается на их профессиональной самооценке и препятствует становлению студента как профессионала. Несмотря на рассмотрение этой проблемы в данной статье, требуется дальнейшее, более глубокое исследование.

Литература

1. Психолого-педагогическое сопровождение развития гражданской идентичности студентов вузов как основы просо-циальной активности / О. А. Браун, М. Г Аркузин, Е. В. Арши-нова, М. А. Билан // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 1 (41). С. 48-56.

2. Билан М. А., Горбатова М. М. Психология молодежного общения. Кемерово, 2014. 153 с.

3. Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 2. С. 98-121.

4. Озерина А. А. Разработка опросника диагностики профессиональной идентичности студентов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 2. С. 15-22.

Формы цифровой девиации студентов (%)

Формы цифровой девиации Группы

Первая Вторая

Цифровой буллинг 12 21

Цифровой троллинг 40 41

Цифровой хейтинг 48 36

Цифровой флейминг 14 28

Девиации в отношении профессиональной позиции 7 48

5. Карьерные планы в профессиональном становлении молодежи / И. Ю. Рассохина, Е. В. Аршинова, М. А. Билан, М. М. Горбатова // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). С. 223-229.

6. Семенова Ю. А. Кризис гражданской идентичности в условиях трансформации современного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 7 (113). С. 87-92.

7. Солдатова Г У, Ярмина А. Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладания // Национальный психологический журнал. 2019. № 3 (35). С. 17-31.

8. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся / О. Н. Томюк, М. А. Дьячкова, Н. Б. Кириллова, А. Ю. Дуд-чик // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 422-434. DOI: 10.32744/р$е.2019.6.35.

9. Идентичность как динамическая иерархическая система: социальный и культурный контекст формирования / М. С. Яницкий, А. В. Серый, О. А. Браун, Ю. В. Пелех, О. В. Мас-лова, М. В. Сокольская, Р. Д. Санжаева, А. Р. Монсонова, С. Б. Дагбаева, Ю. Ю. Неяскина, Р. В. Кадыров, Т. В. Капустина // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2. С. 131-140.

10. The ego identity status approach to ego identity / Eds. J. E. Marcia, A. S. Waterman, D. R. Matteson, S. L. Archer, J. L. Orlofsky // Ego identity: A handbook for psychosocial research. New York: Springer-Verlag, 1993. P. 1-21.

References

1. Braun O. A., Arkuzin M. G., Bilan M. A., Arshinova E. V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya grazhdanskoj iden-tichnosti studentov vuzov kak osnovy prosocial'noj aktivnosti [Psychological and pedagogical support of the development of civil identity of university students as the basis of prosocial activity]. Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 1 (41), pp. 48-56. (In Russian).

2. Bilan M. A., Gorbatova M. M. Psihologiya molodezhnogo obsh-cheniya [Psychology of youth communication]. Kemerovo, 2014, 153 p. (In Russian).

3. Voiskounsky A. E., Evdokimenko A. S., Fedunina N. Y. Setevaya i real'naya identichnost': sravnitel'noe issledovanie [Network and

real identity: a comparative study]. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2013, vol. 10, no. 2, pp. 98-121. (In Russian).

4. Ozerina A. A. Razrabotka oprosnika diagnostiki professional'noi identichnosti studentov [Development of a student professional identity diagnostic questionnaire]. Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences, 2011, vol. 2, pp. 15-22. (In Russian).

5. Rassokhina I. Y., Arshinova Y. V., Bilan M. A., Gorbatova M. M. Kar'ernye plany v professional'nom stanovlenii molo-dezhi [Career plans in the professional development of young people]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 4 (28), pp. 223-229. (In Russian).

6. Semenova Yu. A. Krizis grazhdanskoj identichnosti v usloviyah transformacii sovremennogo obshchestva [The crisis of civic identity in the context of the transformation of modern society]. Vestnik of the Orenburg State University, 2010, no. 7 (113), pp. 87-92. (In Russian).

7. Soldatova G. U., Yarmina A. N. Kiberbulling: osobennosti, role-vaya struktura, detsko-roditel'skie otnosheniya i strategii sov-ladaniya [Cyberbullying: features, role structure, parent-child relationships and coping strategies]. National Psychological Journal, 2019, no. 3 (35), pp. 17-31. (In Russian).

8. Tomyuk O. N., Dyachkova M. A., Kirillova N. B., Dudchik A. Yu. Cifrovizaciya obrazovatel'noj sredy kak faktor lichnost-nogo i professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya [Digitalization of the educational environment as a factor of personal and professional self-determination of students]. Perspectives of Science and Education, 2019, no. 6 (42), pp. 422-434. doi: 10.32744/pse.2019.6.35. (In Russian).

9. Yanitskiy M. S., Seryy A. V., Braun O. A., Pelekh Yu. V, Maslova O. V., Sokolskaya M. V., Sanzhaeva R. D., Monsonova A. R., Bag-baeva S. B. Neyaskina Yu. Yu, Kadyrov R. V., Kapustina T. V. Iden-tichnost' kak dinamicheskaya ierarhicheskaya sistema: social'nyj i kul'turnyj kontekst formirovaniya [Identity as a dynamic hierarchical system: social and cultural context of formation]. Bulletin of Kemerovo State University, 2018, no. 2, pp. 131-140. (In Russian)

10. The ego identity status approach to ego identity. Eds. J. E. Marcia, A. S. Waterman, D. R. Matteson, S. L. Archer, J. L. Orlofsky. Ego identity: A handbook for psychosocial research. New York, Springer-Verlag, 1993, pp. 1-21. (In English).

УДК/UDC 378:316.61

DOI 10.54509/22203036_2022_1_121

Браун Ольга Артуровна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Билан Марина Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Аркузин Михаил Геннадьевич

старший преподаватель кафедры психологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Braun Olga A.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

Bilan Marina A.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

Arkuzin Mikhail G.

Senior Lecturer at the Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.