Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПРОБЛЕМНОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ КАК РЕАКЦИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ'

ДИНАМИКА ПРОБЛЕМНОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ КАК РЕАКЦИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ВЫРАВНИВАЮЩАЯ И ПОЛЯРИЗОВАННАЯ СЕЛЕКТИВНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / MODELS OF REGIONAL POLICY / EQUALIZING AND POLARIZED SELECTIVE REGIONAL POLARIZED POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Леонов С.Н., Сидоренко О.В.

В статье оценены последствия реализации различных моделей региональной политики в отношении дальневосточных субъектов Российской Федерации. Показано, что селективная региональная политика в отношении дальневосточных субъектов РФ, заложенная в Стратегии - 2025, не позволит полностью устранить проблемность регионов Дальнего Востока России в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM DYNAMICS OF THE RF FAR EASTERN REGIONS AS FEEDBACK ON THE REGIONAL POLICY MODEL CHANGE

The paper assesses the consequences of different models of regional policy in respect to the Far Eastern regions of Russia. It is shown that selective regional policy in the Far East against the subjects of the Russian projects, planted in the Strategy - 2025, will not completely eliminate the problems of the Far East regions of Russia in the long run.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПРОБЛЕМНОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ КАК РЕАКЦИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ»

С.Н. Леонов, д-р экон. наук, проф., зам. директора по науке Института экономических исследований ДВО РАН О.В. Сидоренко, канд. экон. наук, доц. ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права»

УДК: 332.142 (571.6)

ДИНАМИКА ПРОБЛЕМНОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ КАК РЕАКЦИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье оценены последствия реализации различных моделей региональной политики в отношении дальневосточных субъектов Российской Федерации. Показано, что селективная региональная политика в отношении дальневосточных субъектов РФ, заложенная в Стратегии - 2025, не позволит полностью устранить проблем-ность регионов Дальнего Востока России в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: модели региональной политики, выравнивающая и поляризованная селективная региональная политика.

S.N. Leonov, D.Sc. Economics, Prof. O.V. Sidorenko, Cand. Sc. Economics, Assoc.Prof.

PROBLEM DYNAMICS OF THE RF FAR EASTERN REGIONS AS FEEDBACK ON THE REGIONAL POLICY MODEL CHANGE

The paper assesses the consequences of different models of regional policy in respect to the Far Eastern regions of Russia. It is shown that selective regional policy in the Far East against the subjects of the Russian projects, planted in the Strategy - 2025, will not completely eliminate the problemsof the Far East regions of Russia in the long run.

Key words: models of regional policy,equalizing and polarized selective regional polarized policy

В долгосрочной перспективе в отношении дальневосточных регионов существует возможность применения двух моделей региональной политики («эффективность»/ «равенство»), реализация которых возможна в рамках использования двух видов селективной региональной политики: поляризованной и выравнивающей [5]. Под селективной региональной политикой авторы понимают сознательную деятельность органов государственного управления, состоящую в избирательном воздействии на определенные территории, с целью достижения эффективного и/или равномерного распределения экономической активности по территории страны [2].

Поляризованная селективная региональная политика базируется на принципах нодальной системы и на предпосылке о наличии в регионах «полюсов», генерирующих их поступательное движение с целью максимизации национального дохода. Ее объектами являются опорные регионы - полюса роста. Выравнивающая селективная политика направлена на сглаживание межрегиональных различий путем избирательного воздействия на проблемные регионы.

Цель статьи - оценить влияние выравнивающей и поляризованной селективной региональной политики на динамику проблемности дальневосточных регионов.

Таблица 1

Оценка результативности влияния селективной региональной политики на динамику проблемности регионального развития за конкретный период

Критерии проблемности регионального развития Результативность селективной региональной политики

Динамика межрегиональных различий Динамика числа проблемных регионов

Дивергенция Рост Отрицательная

Дивергенция Снижение Положительная низкая

Конвергенция Снижение Положительная сниженная

Конвергенция Отсутствие (устранение) Положительная высокая

С целью оценки результативности селективной региональной политики авторами предложен методический подход, позволяющий определить ее влияние на динамику проблемности регионального развития. При этом под проблемностью регионального развития понимается имманентное свойство межрегиональной дифференциации, которое характеризует степень влияния межрегиональных различий на динамику проблемных регионов (табл. 1).

Для Дальнего Востока России (ДВР) в качестве варианта выравнивающей селективной региональной политики (модель «равенство») авторами была рассмотрена «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» [6] (далее - Стратегия-2025).

Альтернативным к выравнивающей выступает вариант реализации поляризованной селективной региональной политики в отношении ДВР. Данный вариант имеет своих сторонников и концептуальную базу. С 2005 г. в правительственных кругах обсуждается вопрос о смене приоритетов селективной региональной политики в Российской Федерации (от поддержки проблемных регионов к стимулированию наиболее динамично развивающихся - опорных регионов). Согласно мнению сторонников поляризованной селективной региональной политики (модель «эффективности») [3], поддержка опорных регионов позволит в дальнейшем распространить процессы развития на другие территории. Лозунг о переходе к поляризованной селективной региональной политике встретил жесткую критику со стороны уче-ных-регионалистов и политиков, и проект концепции не был принят. Однако, учитывая, что в действительности в период с 1991 по 2010 г. в Российской Федерации фактически реализовывалась поляризованная селективная региональная политика [5], вопрос оценки последствий ее реализации в отношении дальневосточных субъектов Федерации имеет научное и практическое значение.

Для оценки возможных последствий реализации поляризованной селективной региональной политики в отношении регионов ДВР в качестве опорных регионов - полюсов роста рассматривались субъекты Российской Федерации, в которых отношение показателя ВРП на душу населения к среднероссийскому показателю выше или близко к 1 (отклонение не должно превышать 5 п.п.). Согласно фактическим данным за 2009 г. к опорным регионам были отнесены: Республика (Саха) Якутия, Камчатский край, Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ. При проведении расчетов принималось, что в долгосрочной перспективе опорные регионы продолжат развитие с темпом на 3% выше, чем остальные дальневосточные субъекты Федерации, темп прироста которых будет равен среднему темпу прироста ВРП по ДВР за 2007-2009 гг. (5,3 %)

При принятых условиях были рассчитаны прогнозные объемы ВРП по регионам на период до 2025 г. Далее с учетом оценок численности населения, выполненных Госкомстатом РФ [4], были определены прогнозные значения ВРП на душу населения по всем дальневосточным регионам на период до 2025 г., что позволило рассчитать:

- ожидаемые показатели межрегиональной дифференциации по показателю ВРП на душу населения на период до 2025 г.;

- прогнозируемое количество дальневосточных субъектов Федерации, потенциально попадающих в число проблемных на прогнозном периоде до 2025 г.

Одним из основных критериев выявления проблемных регионов является показатель отношения среднедушевого ВРП в регионах к среднероссийскому показателю. В странах Европейского союза к проблемным территориям относятся регионы, в которых отношение ВРП на душу населения к среднему по стране меньше 0,75 [7]. При выделении проблемных регионов в долгосрочной перспективе мы опирались на этот критерий, полагая, что к 2025 г. уровень регионального развития Российской Федерации будет сопоставим с европейскими странами.

Официальная статистика и разработчики стратегических документов не публикуют данных о прогнозе среднедушевого ВРП по России на период 2015-2025 гг. В результате корреляционного анализа было установлено, что отношение показателя ВРП на душу населения в дальневосточных регионах к среднему по РФ и к среднему по ДФО коррелируют, так как коэффициент корреляции составил более 0,84 (согласно шкале Чеддока связь между параметрами высокая [1]). В дальнейшем показатель отношения среднедушевого ВРП в субъектах ДВР к среднедальневосточному значению ВРП был использован при выделении проблемных регионов Дальнего Востока.

Динамика межрегиональных различий дальневосточных субъектов РФ по показателям среднедушевого ВРП при реализации до 2025 г. поляризованной селективной региональной политики

Показатель различий 2015 г. 2020 г. 2025 г.

Масштаб различий: - с учетом крайних значений 4,32 5,15 6,14

- без учета крайних значений 3,35 4,02 4,80

Коэффициент вариации 0,73 0,84 0,91

Согласно расчетам, в результате реализации поляризованной селективной региональной политики в отношении ДВР в регионе может произойти увеличение межрегиональных различий (табл.2). Представленные в таблице 2 оценки межрегиональной дифференциации позволяют сделать вывод о том, что в случае реализации на Дальнем Востоке поляризованной селективной региональной политики в период до 2025 г. в регионе будет наблюдаться процесс устойчивой дивергенции.

При проведении федеральным центром поляризованной селективной региональной политики в отношении ДВР, регионом с самым высоким значением показателя ВРП на душу населения по ДВР будет Сахалинская область, а с самым низким - Еврейская автономная область. В этом случае в регионе к концу анализируемого периода в число проблемных территорий будут входить следующие: Еврейская автономная, Амурская области, Приморский, Хабаровский края (табл. 3).

Причем в двух фактически проблемных регионах (Амурская и Еврейская автономная области) динамика проблемности усугубится, так как доля региональных показателей ВРП на душу населения к среднедальневосточному показателю уменьшится: по Амурской области с 0,64 в 2009 г. до 0,53 в прогнозном 2025 г.; по Еврейской автономной области с 0,6 до 0,43 за этот же период.

Таким образом, проведение поляризованной селективной политики в отношении ДВО может отрицательно повлиять на динамику проблемности регионального развития, приводя к росту межрегиональных различий и числа проблемных регионов.

Таблица 3

Отношение среднедушевых показателей ВРП дальневосточных регионов к среднему значению по ДВР при реализации поляризованной селективной региональной политики

Регион 2009 г. (факт) 2015 г. 2020 г. 2025 г.

Республика Саха (Якутия) 1,53 1,37 1,48 1,59

Камчатский край 1,23 1,06 1,15 1,24

Приморский край 0,81 0,65 0,59 0,53

Хабаровский край 0,85 0,81 0,73 0,65

Амурская область 0,64 0,61 0,59 0,53

Магаданская область 1,31 1,24 1,35 1,45

Сахалинская область 3,38 2,67 2,89 3,11

Еврейская автономная область 0,60 0,59 0,48 0,43

Чукотский автономный округ 4,10 2,21 2,39 2,58

Кроме того, реализация поляризованной селективной региональной политики фактически может быть затруднена ограниченными возможностями экономического роста опорных регионов Дальнего Востока (Республика (Саха) Якутия, Камчатский край, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ) в силу ряда причин: 1) территория этих регионов характеризуется экстремальными климатическими условиями и относится к зоне, неблагоприятной для жизни человека; 2) на огромной территории этих регионов (4,1 млн. кв. км) проживает менее 15 % населения Дальнего Востока, что свидетельствует о низкой плотности населения и очаговом характере расселения; 3) основными факторами, сдерживающими реализацию экономического потенциала опорных регионов, являются их экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России, низкая внутренняя транспортная связь территории, высокая затратность, дотационность и сезонность обеспечения завоза грузов для арктических и северных районов.

Реализация в отношении Дальнего Востока выравнивающей селективной региональной политики, обозначенной в Стратегии-2025, может иметь для ДВР гораздо более позитивные результаты, чем поляризованная политика. К 2025 г. на Дальнем Востоке может наблюдаться процесс межрегиональной конвергенции, так как практически все расчетные показатели межрегиональной дифференциации снижаются (табл. 4).

Динамика межрегиональных различий дальневосточных субъектов Федерации по показателям среднедушевого ВРП при реализации выравнивающей селективной региональной политики, обозначенной в Стратегии-2025

Показатель различий 2015 г. 2020 г. 2025 г.

Масштаб различий: - с учетом крайних значений 4,19 3,99 3,50

- без учета крайних значений 2,47 2,03 1,63

Коэффициент вариации 0,57 0,47 0,41

Согласно расчетам авторов, в случае реализации Стратегии-2025 количество проблемных регионов в Дальневосточном федеральном округе уменьшится. Если в 2009 г. на Дальнем Востоке было два проблемных субъекта Федерации (Еврейская автономная и Амурская области), то к 2015-2025 гг. в числе проблемных останется только один субъект - Еврейская автономная область (табл. 5). Данная тенденция объясняется отставанием темпов роста хозяйственного комплекса автономной области от темпов роста других дальневосточных субъектов Федерации в период 2015-2025 гг.

Таблица 5

Отношение показателей среднедушевого ВРП дальневосточных субъектов Федерации к среднему значению по ДВР при реализации выравнивающей селективной региональной политики, обозначенной в Стратегии-2025

Регион 2009 г. (факт) 2015 г. 2020 г. 2025 г.

Республика Саха (Якутия) 1,53 1,15 1,11 1,08

Камчатский край 1,23 0,98 0,95 0,96

Приморский край 0,81 0,85 0,86 0,90

Хабаровский край 0,85 1,01 1,29 1,47

Амурская область 0,64 0,75 0,81 0,92

Магаданская область 1,31 1,08 1,14 1,15

Сахалинская область 3,38 2,50 1,95 1,97

Еврейская автономная область 0,60 0,57 0,46 0,45

Чукотский автономный округ 4,10 1,93 1,86 1,87

Резюмируя, отметим:

- выполненный анализ позволяет оценить результативность селективной региональной политики (Стратегии-2025), согласно введенной авторами шкале оценок (см. табл.1) как «положительную сниженную»;

- представленные аргументы, свидетельствуют о предпочтительности выравнивающей селективной региональной политики в Дальневосточном федеральном округе, обозначенной в Стратегии на период до 2025 г., так как ее реализация может привести как к снижению межрегиональных различий, так и к снижению количества проблемных субъектов Федерации на Дальнем Востоке;

- полностью снизить проблемность регионального развития субъектов Дальневосточного федерального округа реализация Стратегии-2025 не позволит в связи с тем, что Еврейская автономная область останется проблемным регионом в долгосрочной перспективе. Необходимо предусматривать разработку специального сценария снижения проблемности этого дальневосточного субъекта Федерации.

Библиография

1. Бережная Е.В. Математические методы моделирования экономических систем. - М.: Финансы и статистика, 2001. - С.143-147.

2. Леонов С.Н., Сидоренко О.В. Закономерности и особенности реализации селективной региональной политики зарубежных стран // Пространственная экономика. - 2011. - №1. - С. 67-80.

3. Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib/mert/ legisla-tion/documentsofministry/dos1193835322297 (дата обращения 10.11.2007).

4. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года: стат. бюл. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/

main/publishing/ catalog/statisticJournals/doc_1140095525812 (дата обращения 01.10.2010).

5. Сидоренко О.В. Виды селективной региональной политики: сравнительная характеристика // Предпринимательство. - 2010. - №4. - С. 28-32.

6. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. URL: http://www.minregion.ru/activities/territorial planning/strategy/federal development/ (дата обращения 07.10.2010).

7. Эйсмонд А.Г. Европейская региональная политика: анализ основных направлений исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. - 2008. - №3. - С. 95.

Bibliography

1. Berezhnaya E.V. Mathematical methods for modeling of economic systems/ E.V. Berezhnaya. - M: Finance and Statistics, 2001. - P. 143. - 147.

2. Leonov S.N., Sidorenko O.V. The regularities and features of the implementation of selective regional policies of foreign countries // Prostranstvennaya Ekonomika. 2011. - N 1. - P. 67-80.

3. Draft Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation until 2020.URL: http ://www. economy. gov. ru/wps/wcm/connect/economylib/mert/legislation/documentsofministry/dos 11938353 22297 (the date of the access 10.11.2007).

4. Estimated population of the Russian Federation to 2030: statistical bulletin.

URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticJournals/doc_1140095 525812. (the date of the access 10/01/2010).

5. Sidorenko O.V. Types of selective regional policy: a comparative analysis/ Predprinimatelstvo. - 2010. - N 4. -P. 28 - 32.

6. The strategy of socio-economic development of the Far East and the Baikal region in 2025.URL:http://www.minregion.ru/activities/territorial_planning/strategy/federal_development / (the date of the access 10/07/2010).

7. Eysmond A. G. European Regional Policy: an analysis of the main directions of research // Moscow University-Bulletin. Series 18.Sociology and political science. - 2008. - N 3. - P. 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.