Научная статья на тему 'Динамика политико-экономических составляющих образа жизни населения города'

Динамика политико-экономических составляющих образа жизни населения города Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика политико-экономических составляющих образа жизни населения города»

Секция социологии и политологии

УДК 60.05

А.Н. Касьянова ДИНАМИКА ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА

Известные общественные подсистемы: экономика, политика, культура, рассматривают как макросферы социальной жизни, как три равнозначных проекции

,

социального действия [1]. Безусловно, в общественной жизни все явления и процессы тесно взаимосвязаны. «Все связано со всем» - этот вывод часто констатируется исследователями при анализе эмпирических социальных данных. Поэтому выделение определенных подсистем и их элементов является научным средством познания социальной реальности.

Анализ временных измене, -

,

,

интерес и актуальность в условиях трансформаций. Статистиче-

,

отражающие практически все стороны образа жизни населения, получены на основе реализации проектов «Таганрог - 2000» и «Таганрог - 2004». Рассмотрим конструкции смыс-, , которого складывается отношение населения к экономическим и политическим процессам. Проанализируем отношение населения к проблеме «рыночных отно-».

До середины 1980-х гг. рыночные отношения не были включены в реальную жизнь рос.

изменения произошли во время , -ально признан приоритет рынка , -бодные цены и конкуренция. И сегодня политические силы рассматривают рынок как основное средство преобразования экономики и образа жизни. Однако в общественном сознании это далеко не привлекательный, позитивный образ. Статистические данные за 2000 г. свидетельствуют о том, что 61 % населения проявляет к нему интерес,

смыслообраз N=2600 (2004 г) РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Ф сэп ИНДЕКС БАЛАНС, %

-30 25-21-52

интерес 24 50-24-26

удовлетворенность -9 36-20-45

вероятность -32 21-26-53

субъектность -46 14-26-60

смыслообраз N=1000 (2000 г) РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Ф СЭП ИНДЕКС БАЛАНС, %

-36 23-18-58

интерес 42 61-17-20

удовлетворенность -17 34-13-51

вероятность -38 19-22-56

субъектность -62 8-21-69

тем не менее, только 34 % удовлетворены сложившимися

,

19 % ,

, , , 69 % -

, -жившейся ситуации ничего не .

активных «строителей» таких отношений - всего 23 % населения, тогда как для 58 % такое строительство не имеет личностного смысла. Как оценило население перемены, те негативные и позитивные сдвиги в условиях, когда нарастают рыночные отношения?

По данным исследования к 2004 . 17 %

счет увеличения уровня удовлетворенности и субъектности. Показателен тот факт, что в рыночных отношениях наметился сдвиг в сторону уменьшения бессубъ-,

уровень готовности населения к участию в экономических про. , 43 % ,

изменений остается весьма низкой.

Актуальным является отношение населения к экономиче-. ,

что общественное сознание достаточно четко фиксирует реально сложившуюся экономическую ситуацию и главные характеристики функционирования хозяй-,

влияют на благосостояние людей. Население оценивает не провоз, .

Ж.Т. Тощенко: «конечным критерием жизнеспособности любых концепций и программ является реальная жизнь, а не умозрительные схемы». [2]. Несмотря на

очевидный интерес, который проявляют к экономическим рефор-73 % ,

,

70 % -

. 61% -

раз «экономические реформы»

.

данным исследования, проведенного в 2004 г., отношение населе-

смыслообраз N=2600 (2004 г) ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Ф СЭП ИНДЕКС БАЛАНС, %

-20 28-24-48

интерес 14 42-30-28

удовлетворенность 0 36-27-37

вероятность -19 25-31-44

субъектность -35 18-29-53

смыслообраз N=1000 (2000 г) ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Ф СЭП ИНДЕК с БАЛАНС, %

-36 22-20-56

интерес 21 48-22-28

удовлетворенность -22 29-18-51

вероятность -33 20-25-51

субъектность -52 11-24-62

смыслообраз N=2600 (2004 г) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

Ф СЭП ИНДЕКС БАЛАНС, %

-39 21-19-59

интерес 31 55-19-24

удовлетворенность -26 29-15-55

вероятность -42 16-25-57

субъектность -60 8-23-68

смыслообраз N=1000 (2000 г) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

Ф СЭП ИНДЕКС БАЛАНС, %

-41 21-16-61

интерес 62 73-13-12

удовлетворенность -55 16-12-70

вероятность -44 19-18-62

субъектность -65 8-17-72

5 %, -

находясь в дискомфортной зоне.

Значительным элементом трансформации социальной структуры российского общест-90- . -

рождения и становления пред.

эмпирического материала, охарактеризуем смыслообраз « », -жившийся в массовом сознании . 2000 . 22 % -, 48 % -

предпринимательству, у 11 % отмечен высокий уровень субъектности, т.е. само, , -

.

деятельности являются: мотивы прибыли; свобода принятия экономических решений в рамках правового пространства и само,

личном риске и личной ответст-.

в обществе перемен положительным образом повлияла на отношение населения к предпри-. 2004 . 44.

социальным зеркалом процесса экономических преобразований. Она отражает

, -ских явлений и процессов. Население не видит смысла во многих аспектах своей

экономической жизни, его отношение весьма далеко от уровня .

Рассмотрим ряд смыслооб-

,

политической практики населения среднего города. Какое отношение выражают жители среднего города к наиболее распространенному политическому

- ? 2000 :

55% , 29% , -

, 8% ,

« », 16% -

витии сценария. В целом, только 21%, каждый пятый житель имеет многомерно. 2004 .

постепенном повышении уровня удовлетворенности состоянием демократии в со, -

.

смыслообраз N=1000 (2000 г) МНОГОПАРТИЙНОСТЬ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф сэп ИНДЕКС БАЛАНС, %

-46 16-22-60

удовлетворенность 4 42-19-38

интерес 2 38-23-36

вероятность -39 16-28-54

субъектность -62 6-26-66

смыслообраз N=2600 (2004 г) ДЕМОКРАТИЯ

Ф сэп ИНДЕКС БАЛАНС, %

-23 25-28-48

интерес 9 40-30-31

удовлетворенность 4 37-30-33

вероятность -33 18-32-51

субъектность -37 14-35-52

смыслообраз N=1000 (2000 г) ДЕМОКРАТИЯ

Ф сэп ИНДЕКС БАЛАНС, %

-39 21-19-59

интерес 31 55-19-24

удовлетворенность -26 29-15-55

вероятность -42 16-25-57

субъектность -60 8-23-68

Важнейшими факторами политической жизни общества . -

бого государства определяется

,

большинство населения. Посредством партий выражаются интересы социальных групп. Много- -

теристика демократического ре.

общественным феноменом 38% жителей, 42% - существующее состояние многопартийности вполне устраивает. В целом, проблема «многопартийности» потеряла 60% . 2004 .

позитивных сдвигах в двух направлениях: повышения уровня удовлетворенности и

субъектности. Важнейшая политическая практика населения -это участие в выборах. Согласно Конституции, именно народ является единственным источником власти. Смыслообраз «выбо-» -

телей к главному атрибуту наро-.

2000 . 18 % -

- , 63 %

- этот образ потерял смыл. Значимым это событие считают 50%, устраивает то, как реализуется этот процесс - 29%. Только 16% уверены в позитивном развитии сце-, 8% , - , -ния. Таким образом, у населения среднего города к «выборам» зафиксирован значительный интерес, а вот все остальные диспозиции, включая потребность, вероятность и субъектность - не активированы.

Вследствие чего, выборы -как важнейший канал обратной связи между гражданами и вла-,

.

2000 2004 .

совсем незначительные позитив,

13 %,

уровня удовлетворенности и субъектости, 12 % населения имеют внутренний локус-контроля и считают, что лично от них в данной ситуации многое зависит. Однако отмечена тенденция снижения интереса к важнейшему компоненту современной политики - выборам. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что у населения существует интерес к ряду важнейших политических проблем, таких как демократия, выборы, многопартийность, но он сочетается с эквилитарной удовлетворенностью, низкой вероятностью изменения ситуации и массовидной бессубъектостью, чем и

смыслообраз N=1000 (2000 г)

ВЫБОРЫ

Ф СЭЛ ИНДЕКС БАЛАНС, %

-45 18-17-63

интерес 21 50-18-30

удовлетворенность -25 29-15-54

вероятность -44 16-23-59

субъектность -63 8-20-70

смыслообраз N=2600 (2004 г) МНОГОПАРТИЙНОСТЬ

Ф сэп ИНДЕКС БАЛАНС, %

-35 17-31-52

удовлетворенность 8 35-37-28

интерес -11 27-35-37

вероятность -38 13-36-51

субъектность -46 8-36-56

смыслообраз N=2600 (2004 г)

ВЫБОРЫ

Ф сэп ИНДЕКС БАЛАНС, %

-39 21-18-60

интерес 18 50-18-32

удовлетворенность -9 38-14-48

вероятность -43 18-22-61

субъектность -54 12-22-66

объясняется низкое участие населения в политической жизни общества, его социально-политическая отчужденность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кирдина СТ. Институциональные матрицы и развитие России. - Новосибирск, 2001.

- 308с.

2. ТощенкоЖ.Т. Парадоксальный человек. - М., Гардарика, 2001. - 398с.

УДК 60.05

. . , . .

ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО НЕДОВОЛЬСТВА РОССИЯН ОРГАНАМИ ВЛАСТИ

Отношение россиян к органам различных уровней власти можно характеризовать как сложное и неоднозначное. Несмотря на высокие оценки деятельности , . , 2003 . , -

сийской выборке, Президенту доверяли 66,6%. А уровень доверия к Правительству РФ составил 29,6%; к Совету Федерации -- 20,8%; к Государственной думе -12,8%; - 17,9%. ,

в 2003 г. при проведении репрезентативного опроса 1157 жителей, также фиксируют низкий уровень социальной лояльности к основным уровням власти. Позитивно

22% ,

- 20%, - 26%.

положительно оценивают более трети опрошенных. Таким образом, вся властнополитическая конструкция обыденного правосознания держится на образе Прези-

,

.

правовое пространство и обыденное правосознание граждан. Эти последствия фиксируются не только в соцопросах, но и в данных статистики по России.

Статистика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Год Россия Ростовская

область

Кол-во Размер ущерба, Кол-во Размер ущерба,

преступлении тыс. руб. преступлении тыс. руб.

2002 24669 2023355 449 11862

2003 25570 2388775 577 23185

2004 30603 3384109 671 11087

2005 30658 61125757 752 14632

,

управления в существенные материальные потери. Рост подобных издержек функционирования всех уровней явно указывает на снижение эффективности власти. Это указывает на плохую организацию системы управления, которую не может компенсировать даже позитивный образ Президента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.