Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТИЛИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ДИНАМИКА / КУРСАНТЫ / ВОЕННАЯ СОЦИАЛИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мещеряков Денис Александрович

В статье рассматривается актуальная проблема межличностных отношений среди военнослужащих. Актуальность изучения данной проблемы определяется высокой значимостью этой особой социальной группы, выполняющей функцию защиты общества и государства. Цель исследования - в контексте изучения специфики межличностных отношений среди военнослужащих изучить динамику показателей различных характеристик (стилей) межличностных отношений курсантов военного вуза в процессе военно-профессиональной социализации. В качестве гипотезы выдвигается предположение, что специфика военной службы предполагает предпочтение курсантами определенных стилей межличностных отношений на всех этапах военной социализации. В исследовании приняли участие 182 курсанта мужского пола Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации в возрасте от 18 до 26 лет, М = 20,5 лет. Объем выборок: I курс - n = 38; II курс - n = 48; III курс - n = 28; IV курс - n = 32; V курс - n = 36. Для определения индивидуального стиля межличностного отношения использовалась методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири (модификация Л. Н. Собчик). В ходе эмпирического исследования было установлено, что характеристики межличностных отношений в процессе военной социализации развиваются достаточно активно. Наблюдается постоянная положительная динамика стилей межличностных отношений, направленных на сотрудничество, взаимопомощь, принятие ответственности. На основе сравнительного анализа выявлено, что наиболее предпочтительными стилями межличностных отношений являются авторитарный, эгоистичный, дружелюбный и альтруистический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мещеряков Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF INDICATORS OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF COURSES OF A MILITARY UNIVERSITY AT DIFFERENT STAGES OF MILITARY AND PROFESSIONAL SOCIALIZATION

The article deals with the actual problem of interpersonal relations among military personnel. The urgency of studying this problem is determined by the high importance of this special social group, which performs the function of protecting society and the state. The purpose of the paper is to study the dynamics of indicators of various characteristics (styles) of interpersonal relations among cadets of a military higher educational institution in the process of military-professional socialization in the context of studying the specifics of interpersonal relations among military personnel. As a hypothesis, it is suggested that the specifics of military service presupposes cadets’ preference for certain styles of interpersonal relations at all stages of military socialization. The study involved 182 male cadets of Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of National Guard Troops, aged 18 to 26 years, M = 20.5 years. Sample size: 1st academic year - n = 38; 2nd year - n = 48; 3rd year - n = 28; 4th year - n = 32; 5th year - n = 36. To determine the individual style of interpersonal relations, the methodology “Diagnostics of interpersonal relations” by T. Leary (modified by L. N. Sobchik) was used. In the course of empirical research, it was found that the characteristics of interpersonal relations in the process of military socialization are developing quite actively. There is a constant positive dynamics of the styles of interpersonal relations aimed at cooperation, mutual assistance, and acceptance of responsibility. Based on a comparative analysis, it was revealed that the most preferred styles of interpersonal relations are authoritarian, selfish, friendly and altruistic styles.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

ПСИХОЛОГИЯ

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 62-67

Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 1, pp. 62-67

Научная статья УДК 316.61

https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2021 -21 -1 -62-67

Динамика показателей межличностных отношений курсантов военного вуза на разных этапах военно-профессиональной социализации

Д. А. Мещеряков

Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Россия, 410023, г. Саратов, ул. Московская, д. 158

Мещеряков Денис Александрович, адъюнкт, dma21051980@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8959-3556

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема межличностных отношений среди военнослужащих. Актуальность изучения данной проблемы определяется высокой значимостью этой особой социальной группы, выполняющей функцию защиты общества и государства. Цель исследования - в контексте изучения специфики межличностных отношений среди военнослужащих изучить динамику показателей различных характеристик (стилей) межличностных отношений курсантов военного вуза в процессе военно-профессиональной социализации. В качестве гипотезы выдвигается предположение, что специфика военной службы предполагает предпочтение курсантами определенных стилей межличностных отношений на всех этапах военной социализации. В исследовании приняли участие 182 курсанта мужского пола Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации в возрасте от 18 до 26 лет, М = 20,5 лет. Объем выборок: I курс - n = 38; II курс - n = 48; III курс - n = 28; IV курс - n = 32; V курс - n = 36. Для определения индивидуального стиля межличностного отношения использовалась методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири (модификация Л. Н. Собчик). В ходе эмпирического исследования было установлено, что характеристики межличностных отношений в процессе военной социализации развиваются достаточно активно. Наблюдается постоянная положительная динамика стилей межличностных отношений, направленных на сотрудничество, взаимопомощь, принятие ответственности. На основе сравнительного анализа выявлено, что наиболее предпочтительными стилями межличностных отношений являются авторитарный, эгоистичный, дружелюбный и альтруистический.

Ключевые слова: взаимодействие, межличностные отношения, стили межличностных отношений, динамика, курсанты, военная социалиация

Для цитирования: Мещеряков Д. А. Динамика показателей межличностных отношений курсантов военного вуза на разных этапах военно-профессиональной социализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 62-67 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-1-62-67

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Д А. Мещеряков. Динамика показателей межличностных отношений курсантов военного вуза

Article

https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-1-62-67

Dynamics of indicators of interpersonal relationships of courses of a military university at different stages of military and professional socialization

Denis A. Meshcheryakov, dma21051980@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8959-3556

Saratov military Order of Zhukov Red Banner Institute of National Guard Troops, 158 Moskovskaya St., Saratov 410023, Russia

Abstract. The article deals with the actual problem of interpersonal relations among military personnel. The urgency of studying this problem s determined by the high importance of this special social group, which performs the function of protecting society and the state. The purpose of the paper is to study the dynamics of indicators of various characteristics (styles) of interpersonal relations among cadets of a military higher educational institution in the process of military-professional socialization in the context of studying the specifics of interpersonal relations among military personnel. As a hypothesis, it is suggested that the specifics of military service presupposes cadets' preference for certain styles of interpersonal relations at all stages of military socialization. The study involved 182 male cadets of Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of National Guard Troops, aged 18 to 26 years, M = 20.5 years. Sample size: 1st academic year - n = 38; 2nd year -n = 48; 3rd year - n = 28; 4th year - n = 32; 5th year - n = 36. To determine the individual style of interpersonal relations, the methodology "Diagnostics of interpersonal relations" by T. Leary (modified by L. N. Sobchik) was used. In the course of empirical research, it was found that the characteristics of interpersonal relations in the process of military socialization are developing quite actively. There is a constant positive dynamics of the styles of interpersonal relations aimed at cooperation, mutual assistance, and acceptance of responsibility. Based on a comparative analysis, it was revealed that the most preferred styles of interpersonal relations are authoritarian, selfish, friendly and altruistic styles.

Keywords: interaction, interpersonal relations, styles of interpersonal relations, dynamics, cadets, military socialization

For citation: Meshcheryakov D. A. Dynamics of indicators of interpersonal relationships of courses of a military university at different stages of military and professional socialization. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 1, pp. 62-67. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-1-62-67

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Введение

Изучение проблемы взаимодействия людей по сей день является актуальной и важной задачей социальной психологии. Полноценное и всестороннее развитие личности в современном обществе невозможно вне социализации, без вступления в общественные отношения, без общения с другими людьми (межличностных отношений). Если брать военную организацию как часть общества, а военную социализацию как один из элементов общего процесса социализации, то можно утверждать, что полноценное и гармоничное становление будущего военного руководителя, офицера, невозможно без получения определенного опыта взаимодействия с сослуживцами, командирами, начальниками. Ни для кого не секрет, что межличностные отношения внутри любого коллектива существенно влияют на эффективность выполняемых этим коллективом задач, данный вопрос был освещен в работах ряда исследователей [1-3]. В случае с военнослужащими также прослеживается прямая связь характера межличностных отношений в воинском коллективе и успешного выполнения им коллективной служебной деятельности. То есть по сути весь процесс военной социализации направлен на формирование цельной личности - воина, защитника, способного эффективно выполнять

задачи в составе подразделения (как руководителя и как подчиненного). Для основной массы будущих офицеров процесс военной социализации начинается с поступления в военный институт. Проблема динамики показателей межличностных отношений у курсантов военного вуза в процессе военно-профессиональной социализации представляет собой большой научный интерес и несомненную актуальность. Во-первых, с научно-теоретической точки зрения, это связано с важностью получения нового научного знания в области социальной психологии общения и взаимодействия (в последующем направленного на совершенствование методов эффективного управления воинскими подразделениями); во-вторых, с практической точки зрения, связано с разработкой рекомендаций для командиров подразделений, офицеров органов по работе с личным составом и военных психологов.

Теоретический анализ проблемы

Проблема межличностного взаимодействия в целом и межличностных отношений в частности носит междисциплинарный характер. В таких науках, как социология, политология, конфликтология, педагогика, философия, психология (в курсе социальной психологии) сложились свои точки зрения на данную проблему. В настоящем

исследовании не ставится задача осветить все аспекты, касающиеся межличностных отношений в воинских коллективах, лишь реализуется попытка путем сравнительного анализа динамики их показателей в процессе военной социализации выявить наиболее предпочтительные стили межличностных отношений курсантов военных вузов. Значимую роль в изучении межличностных отношений сыграли такие исследователи, как Г. М. Андреева [4], Н. В. Гришина [5], Е. П. Ильин [6], Р. М. Шамионов [7] и другие авторы. К вопросу изучения развития личности в условиях военной социализации обращались

A. В. Созонник [8, 9], Т. Л. Лопуха, А. А. Манин,

B. А. Чебатарёв [10] и др. Явный недостаток научных трудов, посвященных динамике показателей стилей межличностных отношений в процессе военной социализации курсантов военных вузов, обусловил актуальность данной работы. Цель настоящего исследования - изучить динамику показателей различных характеристик (стилей) межличностных отношений курсантов военного вуза в процессе военно-профессиональной социализации. Гипотеза исследования заключается в том, что специфика военной службы предполагает выбор курсантами определенных стилей межличностных отношений на всех этапах военной социализации. Предметом исследования послужили особенности динамики показателей стилей межличностных отношений в процессе военно-профессиональной социализации. Сформулированы следующие задачи: выявить наиболее предпочтительные стили межличностных отношений; поэтапно изучить особенности динамики показателей стилей межличностных отношений в процессе военно-профессиональной социализации.

Методологическая основа исследования

Методологической основой исследования послужили общенаучный системный подход, принцип детерминизма, системно-диахронический подход к анализу процесса социализации личности (Р. М. Шамионов [11]). Эмпирические данные получены с помощью метода опроса и анкетирования. Изучение полученных результатов осуществлялось посредством применения метода сравнения и описательной статистики. Для определения индивидуального стиля межличностного отношения была использована модифицированная методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, которая включает в себя 128 пунктов и предоставляет возможность исследовать представления субъекта о себе и идеальном «Я», а также исследовать взаимоотношения, складывающиеся в малых группах. С помощью

данной методики определяется доминирующий тип отношений к людям в оценке самого себя и взаимной оценке с окружающими.

Результаты исследования и их обсуждение

В целях более качественного изучения динамики показателей различных характеристик стилей межличностных отношений курсантов военного вуза в процессе военно-профессиональной социализации рассмотрим данные средних и стандартных отклонений указанных характеристик и проанализируем их выраженность на разных этапах военной социализации (таблица).

Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что существуют различия в выраженности авторитарного стиля межличностного отношения на младшем и старших курсах. Если для первого курса авторитарный стиль заключается в большей степени в уверенности в своих силах, упорстве и настойчивости респондента (не обязательно лидерстве), то со второго по пятый курс авторитарный стиль характерен для энергичных, компетентных и авторитетных военнослужащих, требующих к себе уважения. Показатели эгоистического стиля межличностного отношения говорят о том, что на третьем курсе достаточно велика разница в ориентации на себя между курсантами. Индекс стиля на данном этапе варьирует от умеренного до откровенно высокого значения. Все это, в сравнении с начальным этапом военной социализации, указывает на то, что если на первом курсе у молодых людей данный стиль межличностного отношения выражается в большей степени как склонность к соперничеству, то на третьем курсе у ряда военнослужащих проявляются достаточно сильные эгоистические черты, яркая ориентация на себя и свои интересы. Агрессивный стиль межличностного отношения имеет схожие характеристики развития с эгоистическим. Но если на первом курсе агрессивность выражается, скорее, как упрямство, настойчивость, энергичность, то на третьем курсе этот стиль общения может воплотиться в непримиримость, склонность во всем обвинять окружающих, насмешливость, строгость и резкость в оценке других, переходящую в откровенную прямолинейность. Показатели подозрительного стиля межличностного отношения варьируют от низких до умеренных значений. Это свидетельствует о том, что в процессе военной социализации данный стиль общения реализуется в большей степени как критическое отношение к окружающей действительности (людям, социальным явлениям и т.д.).

Имеющиеся данные, характеризующие подчиняемый стиль межличностного отношения, позволяют нам сделать вывод, согласно которому

Данные средних и стандартных отклонений показателей стилей межличностных отношений на разных этапах военной социализации

Data of mean and standard deviations of indicators of styles of interpersonal relations at different stages

of military socialization

Стили

Курсы Авторитарный Эгоистичный Агрессивный Подозрительный Подчиняемый Зависимый Дружелюбный Альтруистический

Среднее, M ± SD

I 3,55 ± 2,53 3,03 ± 2,66 2,84 ± 2,16 2,34 ± 2,34 2,26 ± 2,25 2,87 ± 2,38 2,92 ± 2,65 2,66 ± 3,04

II 4,94 ± 4,23 3,81 ± 3,27 3,60 ± 3,26 2,44 ± 2,64 2,21 ± 3,19 3,04 ± 2,85 3,48 ± 3,31 3,65 ± 3,66

III 7,18 ± 4,00 6,89 ± 3,72 5,64 ± 4,20 2,79 ± 2,96 3,11 ± 2,48 3,61 ± 3,02 4,64 ± 3,75 4,14 ± 3,30

IV 6,66 ± 4,44 5,47 ± 2,97 5,22 ± 3,72 2,97 ± 3,55 2,78 ± 2,67 3,63 ± 2,81 4,94 ± 4,07 5,34 ± 3,86

V 7,61 ± 4,11 6,03 ± 3,28 5,25 ± 3,53 2,97 ± 2,88 3,28 ± 3,20 3,36 ± 2,66 5,03 ± 3,91 5,53 ± 3,81

Этапы военной социализации, %

I—II 39,15 25,74 26,76 4,27 -2,21 5,92% 19,17% 37,21%

II-III 45,34 80,83 56,66 14,34 40,72% 18,75% 33,33% 13,42%

III—IV -7,24 -20,60 -7,44 6,45 -10,61% 0,55% 6,46% 28,98%

IV—V 14,26 10,23 0,57 0,00 17,98% -7,43% 1,82% 3,55%

в целом для курсантов военного института данный стиль отношения выражается в скромности, эмоциональной сдержанности, способности подчиняться, послушном и честном выполнении своих служебных обязанностей. Для зависимого стиля межличностного отношения общими чертами среди курсантов в большинстве случаев являются конформизм, определенная мягкость, необходимость в посторонней помощи и ожидание советов, доверчивость по отношению к людям, явная склонность к восхищению окружающих, вежливость.

Дружелюбный стиль межличностного отношения более выражен по сравнению с предыдущими двумя. Но если на первом курсе дружелюбие в общении выражается в большей степени как ориентированность на сотрудничество, кооперацию, склонность к поиску компромиссов и конструктивному решению возникающих проблем, инициативный энтузиазм в достижении целей группы, то на пятом курсе оно может выражаться как позитив, приветливость и учтивость со всеми, стремление к целям микрогрупп, принятию обществом. Альтруистический стиль межличностного отношения сохраняет общую для всех стилей тенденцию к увеличению показателя от младшего курса к старшему. Если рассматривать раз-

личия в выраженности данного стиля на разных этапах военной социализации, то можно прийти к следующему выводу: на начальных этапах альтруистический стиль общения у курсантов выражен, скорее, ответственностью по отношению к окружающим людям, деликатностью, мягкостью, добротой, умением подбодрить и успокоить товарища, бескорыстием и отзывчивостью. На заключительных этапах данный стиль может отличаться гиперответственностью, навязчивостью в своей поддержке, излишним покровительством и зачастую гиперактивностью по отношению к окружающим людям, стремлением принимать на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа) (рисунок).

Как видно из рисунка, с первого по третий курс практически все стили межличностного отношения демонстрируют положительную динамику. Исключение составляет подчиняемый стиль, который с первого по второй курс характеризуется незначительной отрицательной динамикой (-2,21%). Это, по нашему мнению, свидетельствует о некотором уменьшении скромности и сдержанности и связанном с адаптацией обретением определенной уверенности курсантами к началу второго курса.

%

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

10 10

/ J

¿У

6>

у

rV

ж

«F

^

<У>

■ 1-2 курс ■ 2-3 курс ■ 3-4 курс ■ 4-5 курс

Изменение показателей стилей межличностных отношений на разных этапах военной социализации

(цвет online)

Change in indicators of styles of interpersonal relations at different stages of military socialization

(color online)

С третьего по четвертый курс идут на снижение показатели авторитарного, эгоистичного, агрессивного и подчиняемого стилей межличностного отношения. В то же время демонстрируют положительную динамику показатели подозрительного стиля общения, характеризующегося, как и агрессивный стиль, преобладанием неконформных тенденций и склонностью к конфликтным проявлениям (данная положительная динамика, по-видимому, связана с повышением критического отношения к окружающим явлениям и людям). Также положительная динамика затрагивает дружелюбный, альтруистический и зависимый стили. Вероятно, данная динамика стилей межличностных отношений связана с преодолением курсантами кризисного этапа военной социализации и большей включенностью в процесс боевой учебы и службы.

С четвертого по пятый курс положительная динамика затрагивает практически все стили межличностных отношений, за исключением подозрительного стиля, имеющего нулевую динамику, а также зависимого стиля, демонстрирующего отрицательную динамику (-7,43%). Считаем, что такие изменения, происходящие со стилями межличностных отношений, могут говорить о закономерном завершении процесса военной социализации в военном институте. Выпускники в основной своей массе в межличностном общении, по-видимому, более склонны демонстрировать энергичность, компетентность, склонность к здоровой конкуренции, продвиже-

нию своих интересов, достаточно критически относиться к окружающим; будущие офицеры понимают значение принципа единоначалия и демонстрируют способность подчиняться, склонны к дружелюбию и ориентированы на принятие и социальное одобрение, ответственны. В то же время снижаются доверчивость, потребность в ожидании помощи и советов, повышается самостоятельно сть.

Выводы

Полученные результаты свидетельствуют о том, что наименее предпочтительными на всех этапах социализации курсантов являются такие стили взаимоотношений, как подозрительный, подчиняемый и зависимый. Наиболее предпочтительными являются авторитарный, эгоистичный, дружелюбный и альтруистический стили.

Итоги проведенного сравнительного анализа подтверждают выдвинутую ранее гипотезу о том, что в процессе военной социализации курсанты в основном отдают предпочтение определенным (т. е. авторитарному, эгоистичному, дружелюбному и альтруистическому) стилям межличностных отношений. Это, в свою очередь, исходя из характеристик вышеупомянутых стилей, говорит о том, что в процессе военной социализации происходит становление (формирование) личности, умеющей управлять и подчиняться, действовать в команде, но не поступаться собственными интересами.

Список литературы

1. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики: методическое руководство. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. М. : Издательство МКЦ ГУ по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома, 1990. 48 с.

2. Донцов А. И. Психология коллектива : методологические проблемы исследования. М. : Издательство Московского университета, 1984. 208 с.

3. Будаева Э. В. Влияние межличностных отношений на эффективность труда в трудовом коллективе // Бюллетень науки и практики. 2016. № 8 (9). С. 237-241. DOI: 10.5281/zenodo.60268

4. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для высшей школы. М. : Аспект-Пресс, 1999. 375 с.

5. ГришинаН. В. Психология конфликта. СПб. : Питер, 2001. 448 с.

6. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб. : Питер, 2009. 321 с.

7. Шамионов Р. М. Личность как субъект отношений и взаимоотношений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11, вып. 1. С. 94-99.

8. Созонник А. В. Характеристики личности и преодолевающего поведения в условиях военно-профессиональной социализации // Вектор науки То -льяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4 (7). С. 260-263.

9. Созонник А. В., Веретельникова Ю. Я. Трансформации ценностной структуры личности курсанта в процессе военно-профессиональной социализации // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20, № 4. С. 153-157.

10. Лопуха Т. Л., Манин А. А., ЧебатарёвВ. А. Воинская социализация военнослужащих в системе работы с личным составом // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 113-118.

11. Шамионов Р. М. Социализация личности : системно-диахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. URL: http://psystudy.ru/ index.php/num/2013v6n27/782-shamionov27.html (дата обращения: 09.12.2020).

References

1. Sobchik L. N. Metody psikhologicheskoy diagnostiki: Metodicheskoe rukovodstvo. Vypusk 3. Diagnostika mezh-lichnostnykh otnosheniy. Modifitsirovannyy variant inter-personalnoy diagnostiki T. Liri [Methods of Psychological Diagnostics: Methodical Guidance. Iss. 3. Diagnostics of

Interpersonal Relations. Modified Version of T. Leary's Interpersonal Diagnostics]. Moscow, Izdatel'stvo MKTs GU on labor and social issues of the Moscow City Executive Committee Publ., 1990. 48 p. (in Russian).

2. Dontsov A. I. Psikhologiya kollektiva. Metodologicheskie problemy issledovaniya [Psychology of the Team. Research Methodological Problems]. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1984. 208 p. (in Russian).

3. Budaeva E. V. The influence of interpersonal relations on the efficiency of labor in the labor collective. Byul-leten nauki ipraktiki [Bulletin of Science and Practice], 2016, no. 8 (9). pp. 237-241 (in Russian). DOI: 10.5281/ zenodo.60268

4. Andreeva G. M. Sotsialnayapsikologiya: Uchebik dlya vysshey shkoly [Social Psychology: Textbook for Higher School]. Moscow, Aspect-Press Publ., 1999. 375 p. (in Russian).

5. Grishina N. V. Psikhologiya konflikta [Psychology of Conflict]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 448 p. (in Russian).

6. Ilyin E. P. Psikhologiya obshcheniya i mezhlichnostnykh otnosheniy [Psychology of Communication and Interpersonal Relations]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. 321 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Shamionov R. M. Personality as a subject of relations and relationships. Izvestiya Saratov University. New Series, Series Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2011, vol. 11, iss. 1, pp. 94-99 (in Russian).

8. Sosonnik A. V. Characteristics of personality and overcoming behavior in the conditions of militaryprofessional socialization. Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Science Vector of Togli-atti State University. Series: Pedagogy, Psychology], 2011, no. 4 (7), pp. 260-263 (in Russian).

9. Sozonnik A. V., Veretelnikova Yu. Ya. Transformation of the value structure of a cadet's personality in the process of military-professional socialization. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsialnaya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika [Bulletin of the Kostroma State University named after N. A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social Work. Juvenology. Sociokinetics], 2014, vol. 20, no. 4, pp. 153-157 (in Russian).

10. Lopukha T. L., Manin A. A., Chebatarev V. A. Military socialization of servicemen in the system of work with personnel. Mir nauki, kultury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education], 2018, no. 2 (69), pp. 113-118 (in Russian).

11. Shamionov R. M. Socialization of personality: system-diachronic approach. Psikhologicheskie issle-dovaniya (Psychological Research), 2013, vol. 6, no. 27. Available at: https: http://psystudy.ru/index. php/num/2013v6n27/782-shamionov27.html (accessed 9 December 2020) (in Russian).

Поступила в редакцию 11.12.2020, после рецензирования 14.12.2020, принята к публикации 20.12.2020 Received 11.12.2020, revised 14.12.2020, accepted 20.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.