Научная статья на тему 'Динамика показателей красной крови школьников при фортификации питания'

Динамика показателей красной крови школьников при фортификации питания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
157
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCHOOL CHILDRAN / FOOD / HAEMOGRAMME / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тарасова О. В., Громова Л. Е.

Intraduction of milk enriched by the fluorine and vitamin С in children food in combination with haematogen promotes the improvement of the red blood. This changes have antianaemic character and traced both in case of children with normal haemo-gramme and in case of haematological signs of anaemia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тарасова О. В., Громова Л. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of the red blood results of school children under the nutrition fortification

Intraduction of milk enriched by the fluorine and vitamin С in children food in combination with haematogen promotes the improvement of the red blood. This changes have antianaemic character and traced both in case of children with normal haemo-gramme and in case of haematological signs of anaemia.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей красной крови школьников при фортификации питания»

О. В. ТАРАСОВА, Л. Е. ГРОМОВА

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КРАСНОЙ КРОВИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ФОРТИФИКАЦИИ ПИТАНИЯ

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

В школьном возрасте в связи с продолжающимся ростом, интенсивными умственными и физическими нагрузками потребность в пищевых веществах и энергии у детей особенно высока [6]. Актуальная задача сегодняшнего дня - рациональная организация питания учащихся общеобразовательных школ, отвечающая принципам, обеспечивающим правильный рост и развитие. Результаты специальных научных исследований свидетельствуют об увеличении числа детей с алиментарно-зависимыми заболеваниями. Так, распространенность анемии увеличилась в детской популяции за последние годы в 1,5 раза [7]. Нередко у детей развиваются дефицитные состояния, связанные с недостаточным обеспечением витаминами, йодом, железом, селеном, цинком. В частности, дефицит железа выявляется у 17,5% школьников. Физиологическое значение железа для организма трудно переоценить. Железо является обязательной составной частью многих гемопротеидов, металлопротеидов и энзимов, участвующих в различных метаболических процессах. Способствует всасыванию и накоплению железа, образованию гемоглобина аскорбиновая кислота [5].

В северных регионах изменение микроэлементного гомеостаза инициируется природно-биохимическими условиями, метаболической перестройкой организма при холодовой адаптации [1]. Микроэлементом, недостаток которого приводит к нарушению ряда обменных процессов и развитию анемии, является фтор. Исследования свидетельствуют, что фтор влияет на архитектонику эритроцитов крови и скорость созревания эритроидных клеток, улучшает усвоение железа, активирует ряд ферментов [11]. Для этой категории детей требуется разработка специальных рационов питания, включающих пищевые продукты, обогащенные микронутриентами и витаминами.

Промышленное производство продуктов питания в нашей стране сегодня ориентировано прежде всего на детей грудного и раннего возраста. В то же время существует потребность в пищевых продуктах нового поколения для детей старших возрастов, что позволит использовать средства диетологического лечебно-профилактического воздействия на рост и развитие детей и подростков. Разработка продуктов специального назначения, рекомендаций по их использованию, правильному построению питания школьников предполагает научные исследования и апробации пищевых продуктов новой рецептуры.

В современных условиях многие пищевые продукты рафинированы или прошли определенную переработку, в связи с чем значительно ухудшается витаминный и минеральный состав. Поэтому для обеспечения растущего организма ребенка достаточным количеством необходимых витаминов и минералов существуют два пути, дополняющих друг друга. Это, во-первых, потребление продуктов, обогащенных витамина-

ми и минеральными солями. Второй путь - прием витаминно-минеральных комплексов [6]. Безусловно, более физиологичным является первый путь решения проблемы. Искусственное обогащение пищевых продуктов, то есть фортификация витаминами, микроэлементами, пищевыми волокнами и другими природными или идентичными природным биологически активными веществами, - один из перспективных путей рационализации питания [2]. С этих позиций представляет большой интерес проблема разработки и применения фортификационных продуктов питания в комплексе профилактических мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников. К продуктам, наиболее перспективным для обогащения витаминами и минеральными веществами, относятся молоко и молочные продукты в связи с их постоянным использованием в рационах детского питания.

Цель исследования - изучить влияние на показатели красной крови детей младшего школьного возраста молока фортифицированного состава в сочетании с гематогеном, включенных в рацион школьного питания.

Материалы и методы исследования

Объект настоящего исследования - учащиеся младших классов МУ общеобразовательной школы № 10 г. Архангельска в количестве 40 человек в возрасте 9-10 лет. Сформированы 2 группы школьников в зависимости от исходного уровня гемоглобина в периферической крови. В основную группу вошли 20 детей (11 мальчиков и 9 девочек), гемоглобин крови которых исходно был ниже 120 г/л. В контрольную группу вошли 20 детей (10 мальчиков и 10 девочек), уровень гемоглобина которых перед началом исследования был выше 120 г/л. Руководствуясь рекомендациями ВОЗ (1973), за нижнюю границу нормального уровня гемоглобина у школьников 9-10 лет принят уровень 120 г/л [5]. Таким образом, основную группу составили дети с гематологическими признаками анемии. Основная и контрольная группы сопоставимы по возрасту и полу.

Проведено две серии клинико-лабораторных обследований - исходно и по окончании исследования. Проанализированы данные анамнеза жизни детей. Проведено углубленное объективное обследование по системам и дана комплексная оценка состояния здоровья по общепринятой методике [9]. Лабораторное обследование состояло в заборе капиллярной крови и определении показателей красной крови.

Количество эритроцитов (Ег) определяли при помощи прибора «Рюоэса!» (Чехословакия), гематокрит-ную величину (Ж) - используя микроцентрифугу МЦ-8. Определение общего содержания гемоглобина (НЬ) в г/л гемоглобинцианидным методом проводили фотометрически с использованием стандартных наборов «Реахим» по показаниям фотометра. Средний объем

УДК 612.128:614.31-053.5-084

Динамика показателей красной крови до и после коррекции питания

Ег (*1012/л) НЬ ЦП Ht, % СОбЭ, мкм3 ССГЭ, нг СКГЭ, нг/мкм3 СНЭГ Ретикуло-циты, %о Сут. эритропоэз, тыс. эр./мм3/сут. СПЖЭ (сут.)

я аа £ = ов уп 5 В о Исходные данные 4,20± 0,08 *** 111,1± 1 у*** 0,795± 0,008 34,3± 0,7 *** 81,7± 1,1 26,5± 0,3 0,324± 0,003 0,857± 0,008 1,17± 0,03 * 81,7±2,2 * 52,1±1,7 ***

После коррекции питания 4,22± 0,06 123,8± 1,1 ххх 0,882± 0,012 ххх 34,5± 0,4 81,9± 1,0 29,4± 0,4 ххх 0,359± 0,003 ххх 0,948± 0,009 ххх 1,05± 0,01 х 72,7±2,0 хх 58,9±1,7 хх

я а н ьа § 1 о Исходные данные 4,66± 0,05 125,5± 1,4 0,809± 0,005 38,4± 0,5 82,5± 0,5 27,0± 0,2 0,327± 0,002 0,863± 0,004 1,09± 0,02 75,4±1,9 56,6±1,7

После коррекции питания 4,54± 0,03 130,9± 1,3 // 0,864± 0,007 /// 38,2± 0,5 84,1± 0,9 28,8± 0,2 /// 0,343± 0,004 /// 0,906± 0,010 /// 1,03± 0,01 67,7±1,4 " 67,8±1,5 '

Достоверность различий по критерию Стьюдента:

между исходными показателями групп контрольной и основной: * р < 0,05, *** р < 0,001;

между показателями до и после проведения коррекционного питания в контрольной группе: ' р < 0,05, " р < 0,01, р < 0,001; между показателями до и после проведения коррекционного питания в основной группе: х р < 0,05, хх р < 0,01, ххх р < 0,001.

эритроцита (СОбЭ), среднее содержание гемоглобина в отдельно взятом эритроците (ССГЭ), среднюю концентрацию гемоглобина в эритроците (СКГЭ), среднее насыщение эритроцита гемоглобином (СНЭГ), а также цветной показатель (ЦП) рассчитывали по стандартным формулам [4]. По методу Е. Н. Мосягиной определяли суточный эритропоэз, среднюю продолжительность жизни эритроцитов (СПЖЭ) и количество ретикулоцитов [8].

Детям основной и контрольной групп рацион школьного питания был скорректирован дополнительным введением цельного коровьего молока, обогащенного фтором и витамином С. Три раза в неделю учащиеся получали по одному стакану молока новой рецептуры. Один стакан (200 мл) содержит 0,5 мг натрия фторида и 30 мг витамина С. Моделирование рецептуры молока проводилось с учетом рекомендуемых возрастных суточных потребностей в микронут-риентах и витаминах [10]. Помимо молока 2 раза в неделю дети получали по 50 граммов гематогена. Использован «Гематоген детский классный», изготовленный ООО «Гемакон», г. Москва, по заказу ЗАО «Фар-медсервис», с содержанием в 100 граммах 12 мг железа и 40 мг витамина С. Длительность апробации рациона питания, включавшего молоко фортифицированного состава в сочетании с гематогеном, составила три месяца. Дети положительно оценили органолептические характеристики молока, побочных реакций на прием не было.

Результаты исследования подверглись комплексной статистической обработке с использованием программ Microsoft Excel 98, Statistica for Windows. Расчет доверительных интервалов полученных значений и анализ достоверности различий между ними проводили по методу Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ показателей красной крови и оценка результатов исследования проведены до и после коррекции рациона школьного питания. Дети, вошедшие в контрольную группу, имели исходно нормальные показатели гемоглобина, уровень которого колебался в пределах 121-132 г/л. Однако, учитывая, что гемоглобин капиллярной крови на 10-20% выше, чем венозной, существует мнение, что оптимальным для детей старше 6 лет является уровень гемоглобина 130 г/л [5]. Таким образом, эти дети могут быть отнесены в группу риска по развитию анемии, что подтверждается снижением относительного содержания гемоглобина в эритроцитах: среднее значение цветного показателя составило 0,809±0,05.

Дети основной группы исходно имели показатели красной крови, позволяющие говорить о гематологических признаках гипохромной анемии легкой степени: содержание гемоглобина колебалось в пределах 92-120 г/л, среднее значение цветового показателя составило 0,795±0,08.

Анамнез жизни и результаты объективного обследования учащихся не содержат данных о наличии патологических состояний и заболеваний, этиопатогене-тически связанных с развитием анемии. В то же время анализ фактического питания школьников установил, что все дети имели в той или иной степени несбалансированное питание: недостаточное потребление продуктов, богатых животным белком (мясо, рыба), витаминами и минеральными веществами (фрукты, соки, свежие овощи). Логично предположить, что в такой ситуации формируется полимикронутриентная недостаточность, которая патогенетически может быть связана с изменениями показателей красной крови.

Такие показатели отдельно взятого эритроцита, как СОбЭ, ССГЭ, СКГЭ, СНЭГ, не имели достоверных отличий между двумя группами обследованных. Характерно, что у школьников с гематологическими признаками анемии напряженность суточного эритропоэза была более выражена (р<0,05), что связано со снижением у этих детей продолжительности жизни эритроцитов (р<0,001) в сравнении с основной группой.

Обогащение рациона питания фортифицированным молоком и гематогеном имело следствием значительную динамику показателей красной крови (таблица). Уровень общего гемоглобина и цветной показатель достоверно увеличились в обеих группах (р<0,001). Относительное содержание гемоглобина в эритроцитах, определяемое по величине ЦП, нормализовалось. У 80% детей контрольной группы уровень гемоглобина поднялся выше 120 г/л. Увеличение средней продолжительности жизни эритроцита и соответствующее снижение суточного эритропоэза носили однонаправленный характер в основной и контрольной группах, но были выражены в большей степени на фоне исходных гематологических признаков анемии (р<0,01).

Известно, что увеличение СПЖЭ является признаком уменьшения скорости эритродиереза, а при неизменном количестве эритроцитов в периферической крови ведет к уменьшению напряженности суточного эритропоэза. Полученные результаты позволяют заключить, что процессы эритропоэза менялись не в сторону усиления продукции эритроцитов, а в сторону более полного созревания клеток эритрона, так как именно ретикулоциты имеют большее количество рецепторов к трансферину и в большей степени способны адсорбировать молекулы железа.

Было выявлено достоверное (р<0,001) увеличение у всех обследованных детей следующих характеристик отдельно взятого эритроцита: ССГЭ, СКГЭ, СНЭГ. При этом средний объем эритроцита оставался практически неизменным.

Все изменения показателей красной крови, полученные по завершении коррекционного питания, носят антианемический характер и прослеживаются у детей обеих групп. Тот факт, что не у всех школьников с исходными гематологическими признаками анемии удалось нормализовать гемограмму, согласуется с современным представлением: при дефицитных анемиях покрытие недостатка микронутриентов с помощью одной диетической коррекции не всегда достижимо даже при легкой степени анемии.

Выводы

Таким образом, введение в рацион питания младших школьников молока, обогащенного фтором и витамином С, в сочетании с гематогеном способствовало улучшению показателей красной крови, а следовательно, кислородно-транспортной функции крови.

Получена положительная динамика показателей красной крови у школьников как основной группы с исходными гематологическими признаками анемии, так и контрольной группы.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что молоко новой рецептуры в сочетании с гематогеном можно использовать для коррекции питания в целях оздоровления школьников и профилактики анемии. Прежде всего в предложенной коррекции питания нуждаются учащиеся фтордефицитных регионов.

Следует особо подчеркнуть, что реализация превентивных оздоровительных технологий по организации питания школьников в образовательном учреждении

УДК 615.22:616.127-005.4616-008.9

предполагает совместную деятельность медицинского персонала, администрации и педагогов. Большое значение на этапе внедрения коррекционных рационов имеет широкое информирование родителей и самих учащихся о значении для здоровья правильного питания.

Поступила 05.10.2006 ЛИТЕРАТУРА

1. Авцын А. П. Микроэлементозы человека: этиология, классификация, органопатология / А. П. Авцын, А. А. Жаворонков. М. А. Риш и др. М.: Медицина, 1991. 496 с.

2. Гаппаров М. М. Влияние структуры питания и окружающей среды на неспецифическую резистентность организма детей и их физическое развитие // Гаппаров М. М., Первова Ю. В. Вопросы питания. 2005. Т. 74, № 1. С. 33-36.

3. Горелова Ж. Ю. Пути совершенствования организации школьного питания // Горелова Ж. Ю., Кучма В. Р., Мосов А. В. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904-1959-2004). М.: издательский дом «Династия», 2006. С. 58-62.

4. Кассирский И. А. Клиническая гематология / И. А. Кассирский, Г. А. Алексеев. М., 1962. 80 с.

5. Коровина Н. А. Железодефицитные анемии у детей: Руководство для врачей / Н. А. Коровина, А. Л. Заплатников, И. Н. Захарова. Москва: издатель ТЕРРОЦ 2001, 64 с.

6. Кучма В. Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: Руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы. М.: ГЭО-ТАР-Медиа, 2005. С. 263-342.

7. Ладодо К. С. Вопросы организации детского питания // Междисциплинарный научно-практический журнал «Права ребенка». 2003. № 1 (8). С. 44-45.

8. Мосягина Е. Н. Эритроцитарное равновесие в норме и патологии. М.: Медгиз, 1962. 273 с.

9. Руководство по клиническому исследованию ребенка / Под ред. проф. В. И. Макаровой. Издание второе, исправленное и дополненное. Архангельск, 2002. 280 с.

10. Спиричев В. Б. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами / В. Б. Спиричев, Л. Н. Шат-нюк, В. М. Позняковский. Новосибирск. 2004. 548 с.

11. Теддер Ю. Р. Эколого-физиологическая значимость фтора в процессе адаптации организма к холоду: Дис. д-ра мед. наук. Архангельск, 1992. 391 с.

O. V. TARASOVA, L. E. GROMOVA

DYNAMICS OF THE RED BLOOD RESULTS OF SCHOOL CHILDREN UNDER THE NUTRITION FORTIFICATION

Intraduction of milk enriched by the fluorine and vitamin С in children food in combination with haematogen promotes the improvement of the red blood. This changes have antianaemic character and traced both in case of children with normal haemo-gramme and in case of haematological signs of anaemia.

Key words: school childran, food, haemogramme, prevention.

H. Г. ФИЛИППЕНКО, Г. С. МАЛЬ, М. А. АЛЫМЕНКО

ФАРМАК0ЭК0Н0МИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЛИПИДНОГО ПРОФИЛЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ГИПЕРЛИПИДЕМИИ ВАЗИЛИПОМ И СИОФОРОМ У БОЛЬНЫХ ИБС С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ

Кафедра клинической фармакологии и фармакотерапии Курского государственного медицинского университета

Сердечно-сосудистые заболевания остаются на сегодняшний день наиболее частой причиной смертности в большинстве экономически развитых стран [1]. Главный патологический процесс, лежащий в основе этих заболеваний, - атеросклеротическое поражение сосудов [2]. В последние годы формирование атеросклеротического процесса связывают с метаболическими нарушениями в организме [3].

Эффективная вторичная профилактика у пациентов ИБС в сочетании с метаболическим синдромом (МС) возможна при своевременном и правильном лечении атерогенных гиперлипидемий (ГЛП), ведущую роль в которой играют статины [6].

В последние десятилетия произошли изменения и в коррекции углеводного обмена, особенно при ГЛП. В связи с этим встал вопрос об альтернативном использовании бигуанидов в коррекции ГЛП при углеводных нарушениях [5]. Особую актуальность в поиске оптимального лечения приобретает фармакоэкономический анализ одномоментной коррекции липидных и углеводных нарушений у больных ИБС с МС [7].

Целью настоящего исследования явилось

изучение фармакологических и фармакоэкономичес-ких возможностей альтернативного использования си-офора (метформина) в коррекции изолированной и сочетанной ГЛП у больных ИБС МС.

Исследование было проведено среди 168 мужчин в возрасте от 40 до 59 лет с ИБС, первичной ГЛП и МС. Исследование проводилось простым, перекрестным, рандомизированным способом, контролируемым плацебо-тестом. Критериями включения являлись: наличие стабильной стенокардии напряжения I или II функционального класса (ФК), уровень артериального давления (АД) выше 130/85 мм рт. ст., первичная изолированная или сочетанная гиперхолесте-ринемия (ГХС) или гипертриглицеридемия (ГТГ), уровень общего холестерина (ХС) выше 5,0 ммоль/л, уровень триглицеридов (ТГ) выше 1,7 ммоль/л и не более 4,0 ммоль/л, уровень липопротеидов низкой плотности (ЛНП) выше 3,0 ммоль/л, содержание ли-попротеидов высокой плотности (ЛВП) ниже 1,0 ммоль/л, глюкоза в плазме венозной крови натощак 6,1-7,8 ммоль/л, окружность талии >102 см, ИМТ: 30-34,9 кг/м2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.