О. В. ТАРАСОВА, Л. Е. ГРОМОВА
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КРАСНОЙ КРОВИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ФОРТИФИКАЦИИ ПИТАНИЯ
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
В школьном возрасте в связи с продолжающимся ростом, интенсивными умственными и физическими нагрузками потребность в пищевых веществах и энергии у детей особенно высока [6]. Актуальная задача сегодняшнего дня - рациональная организация питания учащихся общеобразовательных школ, отвечающая принципам, обеспечивающим правильный рост и развитие. Результаты специальных научных исследований свидетельствуют об увеличении числа детей с алиментарно-зависимыми заболеваниями. Так, распространенность анемии увеличилась в детской популяции за последние годы в 1,5 раза [7]. Нередко у детей развиваются дефицитные состояния, связанные с недостаточным обеспечением витаминами, йодом, железом, селеном, цинком. В частности, дефицит железа выявляется у 17,5% школьников. Физиологическое значение железа для организма трудно переоценить. Железо является обязательной составной частью многих гемопротеидов, металлопротеидов и энзимов, участвующих в различных метаболических процессах. Способствует всасыванию и накоплению железа, образованию гемоглобина аскорбиновая кислота [5].
В северных регионах изменение микроэлементного гомеостаза инициируется природно-биохимическими условиями, метаболической перестройкой организма при холодовой адаптации [1]. Микроэлементом, недостаток которого приводит к нарушению ряда обменных процессов и развитию анемии, является фтор. Исследования свидетельствуют, что фтор влияет на архитектонику эритроцитов крови и скорость созревания эритроидных клеток, улучшает усвоение железа, активирует ряд ферментов [11]. Для этой категории детей требуется разработка специальных рационов питания, включающих пищевые продукты, обогащенные микронутриентами и витаминами.
Промышленное производство продуктов питания в нашей стране сегодня ориентировано прежде всего на детей грудного и раннего возраста. В то же время существует потребность в пищевых продуктах нового поколения для детей старших возрастов, что позволит использовать средства диетологического лечебно-профилактического воздействия на рост и развитие детей и подростков. Разработка продуктов специального назначения, рекомендаций по их использованию, правильному построению питания школьников предполагает научные исследования и апробации пищевых продуктов новой рецептуры.
В современных условиях многие пищевые продукты рафинированы или прошли определенную переработку, в связи с чем значительно ухудшается витаминный и минеральный состав. Поэтому для обеспечения растущего организма ребенка достаточным количеством необходимых витаминов и минералов существуют два пути, дополняющих друг друга. Это, во-первых, потребление продуктов, обогащенных витамина-
ми и минеральными солями. Второй путь - прием витаминно-минеральных комплексов [6]. Безусловно, более физиологичным является первый путь решения проблемы. Искусственное обогащение пищевых продуктов, то есть фортификация витаминами, микроэлементами, пищевыми волокнами и другими природными или идентичными природным биологически активными веществами, - один из перспективных путей рационализации питания [2]. С этих позиций представляет большой интерес проблема разработки и применения фортификационных продуктов питания в комплексе профилактических мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников. К продуктам, наиболее перспективным для обогащения витаминами и минеральными веществами, относятся молоко и молочные продукты в связи с их постоянным использованием в рационах детского питания.
Цель исследования - изучить влияние на показатели красной крови детей младшего школьного возраста молока фортифицированного состава в сочетании с гематогеном, включенных в рацион школьного питания.
Материалы и методы исследования
Объект настоящего исследования - учащиеся младших классов МУ общеобразовательной школы № 10 г. Архангельска в количестве 40 человек в возрасте 9-10 лет. Сформированы 2 группы школьников в зависимости от исходного уровня гемоглобина в периферической крови. В основную группу вошли 20 детей (11 мальчиков и 9 девочек), гемоглобин крови которых исходно был ниже 120 г/л. В контрольную группу вошли 20 детей (10 мальчиков и 10 девочек), уровень гемоглобина которых перед началом исследования был выше 120 г/л. Руководствуясь рекомендациями ВОЗ (1973), за нижнюю границу нормального уровня гемоглобина у школьников 9-10 лет принят уровень 120 г/л [5]. Таким образом, основную группу составили дети с гематологическими признаками анемии. Основная и контрольная группы сопоставимы по возрасту и полу.
Проведено две серии клинико-лабораторных обследований - исходно и по окончании исследования. Проанализированы данные анамнеза жизни детей. Проведено углубленное объективное обследование по системам и дана комплексная оценка состояния здоровья по общепринятой методике [9]. Лабораторное обследование состояло в заборе капиллярной крови и определении показателей красной крови.
Количество эритроцитов (Ег) определяли при помощи прибора «Рюоэса!» (Чехословакия), гематокрит-ную величину (Ж) - используя микроцентрифугу МЦ-8. Определение общего содержания гемоглобина (НЬ) в г/л гемоглобинцианидным методом проводили фотометрически с использованием стандартных наборов «Реахим» по показаниям фотометра. Средний объем
УДК 612.128:614.31-053.5-084
Динамика показателей красной крови до и после коррекции питания
Ег (*1012/л) НЬ ЦП Ht, % СОбЭ, мкм3 ССГЭ, нг СКГЭ, нг/мкм3 СНЭГ Ретикуло-циты, %о Сут. эритропоэз, тыс. эр./мм3/сут. СПЖЭ (сут.)
я аа £ = ов уп 5 В о Исходные данные 4,20± 0,08 *** 111,1± 1 у*** 0,795± 0,008 34,3± 0,7 *** 81,7± 1,1 26,5± 0,3 0,324± 0,003 0,857± 0,008 1,17± 0,03 * 81,7±2,2 * 52,1±1,7 ***
После коррекции питания 4,22± 0,06 123,8± 1,1 ххх 0,882± 0,012 ххх 34,5± 0,4 81,9± 1,0 29,4± 0,4 ххх 0,359± 0,003 ххх 0,948± 0,009 ххх 1,05± 0,01 х 72,7±2,0 хх 58,9±1,7 хх
я а н ьа § 1 о Исходные данные 4,66± 0,05 125,5± 1,4 0,809± 0,005 38,4± 0,5 82,5± 0,5 27,0± 0,2 0,327± 0,002 0,863± 0,004 1,09± 0,02 75,4±1,9 56,6±1,7
После коррекции питания 4,54± 0,03 130,9± 1,3 // 0,864± 0,007 /// 38,2± 0,5 84,1± 0,9 28,8± 0,2 /// 0,343± 0,004 /// 0,906± 0,010 /// 1,03± 0,01 67,7±1,4 " 67,8±1,5 '
Достоверность различий по критерию Стьюдента:
между исходными показателями групп контрольной и основной: * р < 0,05, *** р < 0,001;
между показателями до и после проведения коррекционного питания в контрольной группе: ' р < 0,05, " р < 0,01, р < 0,001; между показателями до и после проведения коррекционного питания в основной группе: х р < 0,05, хх р < 0,01, ххх р < 0,001.
эритроцита (СОбЭ), среднее содержание гемоглобина в отдельно взятом эритроците (ССГЭ), среднюю концентрацию гемоглобина в эритроците (СКГЭ), среднее насыщение эритроцита гемоглобином (СНЭГ), а также цветной показатель (ЦП) рассчитывали по стандартным формулам [4]. По методу Е. Н. Мосягиной определяли суточный эритропоэз, среднюю продолжительность жизни эритроцитов (СПЖЭ) и количество ретикулоцитов [8].
Детям основной и контрольной групп рацион школьного питания был скорректирован дополнительным введением цельного коровьего молока, обогащенного фтором и витамином С. Три раза в неделю учащиеся получали по одному стакану молока новой рецептуры. Один стакан (200 мл) содержит 0,5 мг натрия фторида и 30 мг витамина С. Моделирование рецептуры молока проводилось с учетом рекомендуемых возрастных суточных потребностей в микронут-риентах и витаминах [10]. Помимо молока 2 раза в неделю дети получали по 50 граммов гематогена. Использован «Гематоген детский классный», изготовленный ООО «Гемакон», г. Москва, по заказу ЗАО «Фар-медсервис», с содержанием в 100 граммах 12 мг железа и 40 мг витамина С. Длительность апробации рациона питания, включавшего молоко фортифицированного состава в сочетании с гематогеном, составила три месяца. Дети положительно оценили органолептические характеристики молока, побочных реакций на прием не было.
Результаты исследования подверглись комплексной статистической обработке с использованием программ Microsoft Excel 98, Statistica for Windows. Расчет доверительных интервалов полученных значений и анализ достоверности различий между ними проводили по методу Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ показателей красной крови и оценка результатов исследования проведены до и после коррекции рациона школьного питания. Дети, вошедшие в контрольную группу, имели исходно нормальные показатели гемоглобина, уровень которого колебался в пределах 121-132 г/л. Однако, учитывая, что гемоглобин капиллярной крови на 10-20% выше, чем венозной, существует мнение, что оптимальным для детей старше 6 лет является уровень гемоглобина 130 г/л [5]. Таким образом, эти дети могут быть отнесены в группу риска по развитию анемии, что подтверждается снижением относительного содержания гемоглобина в эритроцитах: среднее значение цветного показателя составило 0,809±0,05.
Дети основной группы исходно имели показатели красной крови, позволяющие говорить о гематологических признаках гипохромной анемии легкой степени: содержание гемоглобина колебалось в пределах 92-120 г/л, среднее значение цветового показателя составило 0,795±0,08.
Анамнез жизни и результаты объективного обследования учащихся не содержат данных о наличии патологических состояний и заболеваний, этиопатогене-тически связанных с развитием анемии. В то же время анализ фактического питания школьников установил, что все дети имели в той или иной степени несбалансированное питание: недостаточное потребление продуктов, богатых животным белком (мясо, рыба), витаминами и минеральными веществами (фрукты, соки, свежие овощи). Логично предположить, что в такой ситуации формируется полимикронутриентная недостаточность, которая патогенетически может быть связана с изменениями показателей красной крови.
Такие показатели отдельно взятого эритроцита, как СОбЭ, ССГЭ, СКГЭ, СНЭГ, не имели достоверных отличий между двумя группами обследованных. Характерно, что у школьников с гематологическими признаками анемии напряженность суточного эритропоэза была более выражена (р<0,05), что связано со снижением у этих детей продолжительности жизни эритроцитов (р<0,001) в сравнении с основной группой.
Обогащение рациона питания фортифицированным молоком и гематогеном имело следствием значительную динамику показателей красной крови (таблица). Уровень общего гемоглобина и цветной показатель достоверно увеличились в обеих группах (р<0,001). Относительное содержание гемоглобина в эритроцитах, определяемое по величине ЦП, нормализовалось. У 80% детей контрольной группы уровень гемоглобина поднялся выше 120 г/л. Увеличение средней продолжительности жизни эритроцита и соответствующее снижение суточного эритропоэза носили однонаправленный характер в основной и контрольной группах, но были выражены в большей степени на фоне исходных гематологических признаков анемии (р<0,01).
Известно, что увеличение СПЖЭ является признаком уменьшения скорости эритродиереза, а при неизменном количестве эритроцитов в периферической крови ведет к уменьшению напряженности суточного эритропоэза. Полученные результаты позволяют заключить, что процессы эритропоэза менялись не в сторону усиления продукции эритроцитов, а в сторону более полного созревания клеток эритрона, так как именно ретикулоциты имеют большее количество рецепторов к трансферину и в большей степени способны адсорбировать молекулы железа.
Было выявлено достоверное (р<0,001) увеличение у всех обследованных детей следующих характеристик отдельно взятого эритроцита: ССГЭ, СКГЭ, СНЭГ. При этом средний объем эритроцита оставался практически неизменным.
Все изменения показателей красной крови, полученные по завершении коррекционного питания, носят антианемический характер и прослеживаются у детей обеих групп. Тот факт, что не у всех школьников с исходными гематологическими признаками анемии удалось нормализовать гемограмму, согласуется с современным представлением: при дефицитных анемиях покрытие недостатка микронутриентов с помощью одной диетической коррекции не всегда достижимо даже при легкой степени анемии.
Выводы
Таким образом, введение в рацион питания младших школьников молока, обогащенного фтором и витамином С, в сочетании с гематогеном способствовало улучшению показателей красной крови, а следовательно, кислородно-транспортной функции крови.
Получена положительная динамика показателей красной крови у школьников как основной группы с исходными гематологическими признаками анемии, так и контрольной группы.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что молоко новой рецептуры в сочетании с гематогеном можно использовать для коррекции питания в целях оздоровления школьников и профилактики анемии. Прежде всего в предложенной коррекции питания нуждаются учащиеся фтордефицитных регионов.
Следует особо подчеркнуть, что реализация превентивных оздоровительных технологий по организации питания школьников в образовательном учреждении
УДК 615.22:616.127-005.4616-008.9
предполагает совместную деятельность медицинского персонала, администрации и педагогов. Большое значение на этапе внедрения коррекционных рационов имеет широкое информирование родителей и самих учащихся о значении для здоровья правильного питания.
Поступила 05.10.2006 ЛИТЕРАТУРА
1. Авцын А. П. Микроэлементозы человека: этиология, классификация, органопатология / А. П. Авцын, А. А. Жаворонков. М. А. Риш и др. М.: Медицина, 1991. 496 с.
2. Гаппаров М. М. Влияние структуры питания и окружающей среды на неспецифическую резистентность организма детей и их физическое развитие // Гаппаров М. М., Первова Ю. В. Вопросы питания. 2005. Т. 74, № 1. С. 33-36.
3. Горелова Ж. Ю. Пути совершенствования организации школьного питания // Горелова Ж. Ю., Кучма В. Р., Мосов А. В. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904-1959-2004). М.: издательский дом «Династия», 2006. С. 58-62.
4. Кассирский И. А. Клиническая гематология / И. А. Кассирский, Г. А. Алексеев. М., 1962. 80 с.
5. Коровина Н. А. Железодефицитные анемии у детей: Руководство для врачей / Н. А. Коровина, А. Л. Заплатников, И. Н. Захарова. Москва: издатель ТЕРРОЦ 2001, 64 с.
6. Кучма В. Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: Руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы. М.: ГЭО-ТАР-Медиа, 2005. С. 263-342.
7. Ладодо К. С. Вопросы организации детского питания // Междисциплинарный научно-практический журнал «Права ребенка». 2003. № 1 (8). С. 44-45.
8. Мосягина Е. Н. Эритроцитарное равновесие в норме и патологии. М.: Медгиз, 1962. 273 с.
9. Руководство по клиническому исследованию ребенка / Под ред. проф. В. И. Макаровой. Издание второе, исправленное и дополненное. Архангельск, 2002. 280 с.
10. Спиричев В. Б. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами / В. Б. Спиричев, Л. Н. Шат-нюк, В. М. Позняковский. Новосибирск. 2004. 548 с.
11. Теддер Ю. Р. Эколого-физиологическая значимость фтора в процессе адаптации организма к холоду: Дис. д-ра мед. наук. Архангельск, 1992. 391 с.
O. V. TARASOVA, L. E. GROMOVA
DYNAMICS OF THE RED BLOOD RESULTS OF SCHOOL CHILDREN UNDER THE NUTRITION FORTIFICATION
Intraduction of milk enriched by the fluorine and vitamin С in children food in combination with haematogen promotes the improvement of the red blood. This changes have antianaemic character and traced both in case of children with normal haemo-gramme and in case of haematological signs of anaemia.
Key words: school childran, food, haemogramme, prevention.
H. Г. ФИЛИППЕНКО, Г. С. МАЛЬ, М. А. АЛЫМЕНКО
ФАРМАК0ЭК0Н0МИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЛИПИДНОГО ПРОФИЛЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ГИПЕРЛИПИДЕМИИ ВАЗИЛИПОМ И СИОФОРОМ У БОЛЬНЫХ ИБС С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ
Кафедра клинической фармакологии и фармакотерапии Курского государственного медицинского университета
Сердечно-сосудистые заболевания остаются на сегодняшний день наиболее частой причиной смертности в большинстве экономически развитых стран [1]. Главный патологический процесс, лежащий в основе этих заболеваний, - атеросклеротическое поражение сосудов [2]. В последние годы формирование атеросклеротического процесса связывают с метаболическими нарушениями в организме [3].
Эффективная вторичная профилактика у пациентов ИБС в сочетании с метаболическим синдромом (МС) возможна при своевременном и правильном лечении атерогенных гиперлипидемий (ГЛП), ведущую роль в которой играют статины [6].
В последние десятилетия произошли изменения и в коррекции углеводного обмена, особенно при ГЛП. В связи с этим встал вопрос об альтернативном использовании бигуанидов в коррекции ГЛП при углеводных нарушениях [5]. Особую актуальность в поиске оптимального лечения приобретает фармакоэкономический анализ одномоментной коррекции липидных и углеводных нарушений у больных ИБС с МС [7].
Целью настоящего исследования явилось
изучение фармакологических и фармакоэкономичес-ких возможностей альтернативного использования си-офора (метформина) в коррекции изолированной и сочетанной ГЛП у больных ИБС МС.
Исследование было проведено среди 168 мужчин в возрасте от 40 до 59 лет с ИБС, первичной ГЛП и МС. Исследование проводилось простым, перекрестным, рандомизированным способом, контролируемым плацебо-тестом. Критериями включения являлись: наличие стабильной стенокардии напряжения I или II функционального класса (ФК), уровень артериального давления (АД) выше 130/85 мм рт. ст., первичная изолированная или сочетанная гиперхолесте-ринемия (ГХС) или гипертриглицеридемия (ГТГ), уровень общего холестерина (ХС) выше 5,0 ммоль/л, уровень триглицеридов (ТГ) выше 1,7 ммоль/л и не более 4,0 ммоль/л, уровень липопротеидов низкой плотности (ЛНП) выше 3,0 ммоль/л, содержание ли-попротеидов высокой плотности (ЛВП) ниже 1,0 ммоль/л, глюкоза в плазме венозной крови натощак 6,1-7,8 ммоль/л, окружность талии >102 см, ИМТ: 30-34,9 кг/м2.