УДК 796.012:611,612
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОСОБЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
В.И. Назмутдинова, А.А. Журавлева-Ярцева
Нижнетавдинский район Тюменской области входит в число экологически неблагоприятных: загрязнение воздуха, проводимые в 60-е годы мирные ядерные взрывы и др. В динамике трех лет изучены показатели физического развития детей дошкольного возраста Нижетавдинского района села Велижаны, установлены соответствие общим закономерностям роста и региональные особенности.
Ключевые слова: физическое развитие детей, мониторинг физического развития детей, индексная оценка, дошкольники
За последние годы произошло ухудшение не только морфофункционального состояния детей, но и возросло число самых различных заболеваний. Примерно у половины первоклассников психофизическое развитие не соответствует стандартам, существующим в России. По мнению ряда исследователей, индивидуальный потенциал здоровья при рождении приближается к нулю, то есть родившийся в наши дни человек сразу начинает терять здоровье. Анализ многочисленных исследований этой проблемы свидетельствует о том, что около 80 % рождающихся в России детей имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только около 30 % детей можно считать вполне здоровыми [2, 7, 10, 14, 18, 19, 20].
Качество атмосферного воздуха влияет на физическое развитие детей дошкольного возраста. Тюменская область входит в число регионов, где остро стоит проблема сокращения вредных выбросов в атмосферу. Ежегодно только на юге Тюменской области накапливается около 2,5 млн. тонн отходов, повторно используется около 7 % отходов, обезвреживается менее половины. Все остальное идет на 1150 свалок площадью 1300 га. За последние годы Государственным предприятием «Дирекция по строительству заводов и полигонов по переработке промышленных и бытовых отходов» вывезено за пределы области около 300 тысяч ртутных ламп, хранившихся на Велижанском полигоне, расположенном на 9 км Велижанского тракта, где очаг ртутного загрязнения в 1999 году полностью ликвидирован [9, 11, 12, 16].
В 1960-1980-е гг. в Советском Союзе проводились мирные ядерные взрывы (МЯВ) в рамках реализации программы «Ядерные взрывы для народного хозяйства» (Программа № 7). В октябре 1967 года в 70 км к северо-востоку от Тюмени был произведен мирный ядерный взрыв «Тавда». Глубина залегания заряда - 172 метра, мощность -0,3 килотонны. В результате изучения радиационно-гигиенической обстановки в месте проведения мирного ядерного взрыва «Тавда» в
Тюменской области установлено отсутствие выхода радионуклидов на поверхность [13].
Установлено влияние неблагоприятных природных факторов на показатели физического, нервно-психического и речевого развития, состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной и других систем организма. Радиоактивное загрязнение почв на территории Тюменской области соответствует значениям средней по РФ глобальной плотности загрязнения [5, 6].
Цель исследования: изучить физическое развитие и состояние здоровья детей дошкольного возраста, находящихся под влиянием неблагоприятной экологической обстановки в условиях развивающей образовательной среды.
Материал и методы исследования: 80 детей 2-7 лет Муниципального Автономного Образовательного Учреждения (МАОУ) «Велижанская СОШ» отделения дошкольного образования (ОДО) Нижнетавдинского района села Велижаны. Дети распределены по группам и занимаются в младшей, средней, старшей и подготовительной группах. Было получено согласие родителей на проведение исследований. Динамическое исследование проводилось с 2010 года, повторное исследование проходило в декабре 2012 года, феврале, мае и июне 2013 г. (в 5 этапов). Получено и обработано примерно 400 анкет. Мы придерживались периодизации, используемой в дошкольной педагогике.
Была проведена работа с медицинскими картами ребенка, с их помощью получены первичные данные - масса и длина тела детей на момент поступления в детский сад. В 2-5 этапы исследования измерялись масса и длина тела. Рассчитаны индексы, характеризующие физическое развитие детей, находящихся в особых экологических условиях.
Для характеристики типа роста (соотношение массы и длины тела) использовали индекс Стении (ИС) или степени, предложенный И.М. Воронцовым (модифицированный индекс Вервека И.М.), рассчитанный по формуле:
ИС = ДТ/(2МТ+ОГК),
где: ОГК - окружность грудной клетки, см; МТ - масса тела, кг;
ДТ - длина тела, кг.
Оценка индекса: выраженная брахиморфия - ИС<0,75; умеренная брахиморфия (преимущественно поперечный рост, коренастый тип) при ИС=0,75-0,85; мезоморфный (нормальный) тип роста - ИС=0,8-1,25; умеренная долихоморфия, вытягивание - ИС=1,26-1,35; выраженная долихоморфия ИС>1,35 [1].
Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя, проба изучает состояние вегетативной нервной системы. Поддержание нормальной координации движений происходит за счет совместной деятельности нескольких отделов ЦНС. В клинической практике используется
простой вариант пробы Ромберга: сняв обувь, обследуемый принимает положение стоя с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), руки должны быть подняты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты. Учитывают степень устойчивости (стоит неподвижно или покачивается), дрожание (тремор) век и пальцев и длительность сохранения равновесия. При этом регистрируется время (секунды) удержания позы. Для детей 7 лет время сохранения устойчивости - 16 с [4, 8].
Пробы с произвольной задержкой дыхания. Проба Штанге. Обследуемый после 5-7 мин. отдыха в положении сидя, делает полный вдох и выдох, а затем снова вдох (80-90 % от максимального), закрывает рот, нос и задерживает дыхание. Время задержки дыхания фиксируется секундомером. Точность измерения 1 с. Возрастные нормы результатов пробы Штанге у детей 6 лет - 1б с, 7 лет - 26 с, 8 лет - 32 с, 9 лет - 34 с [4]. Проба Генчи. Обследуемый после полного выдоха и вдоха снова выдыхает и задерживает дыхание. Точность измерения - 1 с [3, 4, 10].
Результаты собственных исследований и их обсуждение.
Исследование динамики показателей физического развития по значениям массы и длины тела не обнаружило статистически достоверных различий между мальчиками и девочками ясельной группы в течение всего исследования (табл. 1).
Таблица 1
Динамика показателей массы и длины тела у мальчиков и девочек (M±m)
Период исследования Девочки Мальчики
Длина тела, см Масса тела, кг Длина тела, см Масса тела, кг
Ясельная группа
Поступл. в группу 91,63±3,34 13,83±0,85 94,65±1,75 14,42±0,34
Ноябрь 2012 г. 96,12±2,62 15,05±,079 97,05±1,35 14,82±0,30
Февраль 2013 г. 97,50±2,64 15,34±,073 98,40±1,38 15,17±0,30
Май 2013 г. 98,25±2,60 15,24±,079 98,80±1,40 15,24±0,30
Старшая группа
Поступл. в группу 101,45±2,48* 14,96±0,97 100,36±2,69* 16,14±0,93
Ноябрь 2012 г. 106,9±1,95 15,94±0,88 106±1,69 17,11±0,8
Февраль 2013 г. 108,2±1,87* 16,27±1,87 107,72±1,60* 17,39±0,82
Май 2013 г. 108,8±1,89* 16,32±0,87 108,18±1,52* 17,51±0,82
Подготовительная группа
Поступл. в группу 101,12±3,82* 15,87±1,69 105,03±2,34* 16,71±0,6*
Ноябрь 2012 г. 109,38±2,06 18,48±1,19 112,00±1,47* 18,76±0,55*
Февраль 2013 г. 110,75±2,14* 18,73±1,21 113,50±1,41* 19,00±0,56*
Май 2013 г. 112,00±2,27* 18,98±1,24 114,58±1,47* 19,20±0,50*
Примечание: * - статистически достоверные (Р<0,05) изменения показателя в месяце
по сравнению с маем 2013 г.
Абсолютные значения указывают на увеличение длины тела за период обучения в ОДО, хотя и не достоверно. У мальчиков и девочек не обнаружено достоверных изменений в значениях массы тела.
У детей средней группы установлено достоверное (Р<0,05) увеличение массы и длины тела с периода поступления в группу по май 2013 г, гендерных различий не установлено. Динамическое исследование показало увеличение (Р<0,05) длины тела у детей старшей группы с момента поступления в ОДО: у мальчиков - на 7,82 см, у девочек - на 7,35 см. Масса тела значительно не изменилась (табл. 1).
Такая же динамика значений длины тела прослеживается у детей дошкольного возраста подготовительной группы: увеличение длины тела у девочек составило 10,88 см, у мальчиков - 9,55 см. У мальчиков повышение значений массы тела со времени поступления в ОДО составило 2,49 кг. Полученные данные подтверждают общие закономерности развития детей: от 4 до 7 лет у детей в большей степени увеличивается длина тела, этот период называют первым вытяжением.
У девочек старшей группы установлена выраженная долихоморфия. В возрасте от 4 до 7 лет (в период первого вытяжения) прибавление в длине тела выражено больше, чем прирост массы тела, поэтому наблюдаемую умеренную долихоморфию, вытягивание, можно считать нормальной (табл. 2).
Таблица 2
Индексная оценка, устойчивость организма к гипоксии детей дошкольного возраста (М±т)
Группа Девочки Мальчики
Индекс Стении
Подготовительная 1,13±0,02 1,2±0,64
Старшая 1,26±0,02 1,18±0,01
Средняя 1,2±0,02 1,19±0,01
Ясельная 1,05±0,13 1,18±0,01
Значения пробы Ромберга, с
Подготовительная 11,88±0,44 10,79±0,35
Старшая 11,6±0,27 11,18±0,55
Средняя 10,71±0,42 9,08±0,26
Ясельная 6,38±0,42 8,8±0,32
Проба Штанге, с
Подготовительная 12,00±0,38 12,00±0,18
Старшая 12,00±0,26 Д 11,09±0,34 Д
Средняя 11,57±0,37 Д 10,5±0,29 Д
Проба Генчи, с
Подготовительная 10,13±0,23 Д 9,43±0,23 Д
Старшая 9,30±0,26 8,82±0,35
Средняя 9,14±0,26Д 8,33±0,23Д
Примечание: Д - статистически достоверные различия (Р<0.05) между девочками и мальчиками; статистически достоверные различия (Р<0,05) между группами
Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Центральным органом координации движений является мозжечок. У детей подготовительной группы выявлены низкие значения пробы (табл. 2), у детей старшей группы продолжительность пробы совпадает со значениями здоровых детей г. Владивостока [17].
Исследование установило, что значения пробы Штанге у детей подготовительной группы ниже нормативных значений [4]. Возможно, это объясняется проживанием в данных экологических условиях (см.: табл. 2). Значения пробы достоверно выше у девочек средней и старшей групп, чем у мальчиков. У мальчиков подготовительной группы продолжительность пробы Штанге достоверно выше (Р<0,05), чем у мальчиков остальных групп (табл. 2). У детей подготовительной группы устойчивость к гипоксии по обеим пробам выше. У девочек средней и подготовительной групп группы значение пробы Генчи достоверно выше, чем у мальчиков.
Выводы: Исследование установило соответствие детей дошкольного возраста Нижнетавдинского района общим закономерностям развития детей. Например, период первого вытяжения - о чем свидетельствуют значения длины тела и индекса Стении. Выявлены низкие значения пробы Ромберга и Штанге у детей подготовительной группы, что может быть связано с особенностями экологической обстановки в Нижнетавдинском районе.
Список литературы
1. Боева А.В., Лещенко Я.А., Сафонова М.В. Особенности физического развития детей дошкольного возраста г. Ангарска // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. 2004. Т. 1. № 2. С. 47-54.
2. Герасимова И.Н., Сидорова И.Ю., Лебединский В.Ю. Изменение показателей физического развития и двигательных качеств детей 4-17 лет в различные периоды учебного года // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. 2010. № 3. С. 305-309.
3. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2004. 304 с.
4. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 512 с.
5. Ивакина Е.А. Анализ экологической ситуации в Тюменской и Челябинской областях, влияние ряда физических факторов опасности на
жизнедеятельность организма // Вестник Государственного аграрного университета Северного Зауралья. 2013. № 2 (21). С. 23-26.
6. Климова Т.В. Взаимосвязь различных экзогенных факторов среды и состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. 2005. № 5. С. 17-20.
7. Лимаренко О.В., Романова С.В. Результаты исследования основных показателей физического развития как составляющих здоровья и качества образования в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, проживающих на Севере Иркутской области // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 01. С. 245-250.
8. Макарова Г.А. Спортивная медицина: учебник. М.: Советский спорт, 2004. 480 с.
9. Московченко Д.В. Нефтегазодобыча и окружающая среда: эколого-геохимический анализ Тюменской области. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. 112 с.
10. Назмутдинова В.И. Динамика физического развития и функционального состояния кардиореспираторной системы у студентов вузов с различной двигательной активностью: автореф. дис. ...канд. биол. Наук. Тюмень, 2006, 24 с.
11. Назмутдинова В.И., Журавлева-Ярцева А.А. Влияние экологической обстановки и развивающей образовательной среды на гармоничность физического развития детей дошкольного возраста Тюменской области // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития: мат. Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участием. Ч. 1. Тюмень: «Вектор Бук», 2013. С. 156-161.
12. Особенности формирования здоровья детей, проживающих в промышленных центрах / Л.И. Колесникова [и др.] // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2008. № 4. С. 72-76.
13. Отношение населения Тюменской области к последствиям поведения мирного ядерного взрыва «Тавда» / Г.В. Архангельская [и др.] // Радиационная гигиена. 2013. Т. 6. № 2. С. 5-10.
14. Петросян Г.Г. Оценка физического развития и структура заболеваемости сельских дошкольников ставропольского края // Вестник новых медицинских технологий. 2009. Т. XVI. № 3. С. 174-175.
15. Рудковская С.В. Оздоровительная направленность учебно-тренировочных занятий по плаванию детей младших классов в условиях Крайнего Севера // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2010. № 3. С. 68-74.
16. Савченко Т.А., Шкатова Е.А., Якимчук С.А. Региональные исследования развития детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2006. № 7-1. С. 73-83.
17. Стеблий Т.В. Физическое воспитание детей 5-6 лет в условиях функциональной интеграции (на примере интеграции детей с задержкой психического развития) интеграции: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2008. 21 с.
18. Цыренжапова Н.А., Погорелова И.Г. Анализ показателей физического развития детей дошкольного возраста г. Иркутска // Сибирский медицинский журнал (г. Иркутск). 2013. Т. 116. № 1. С. 101-102.
19. Шарлаева Е.А., Костырина И.С. Изучение влияния качества воздуха на физическое развитие детей дошкольного возраста // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 3-1. С. 74-77.
20. Шатилович Л.Н., Пинегина А.Э. Физическая культура в детском возрасте // Проблемы и пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях: мат. Всерос. науч. конф. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2003. С. 87-89.
Назмутдинова Вероника Иршатовна, канд. биол. наук, доц., [email protected], Россия, Тюмень, Тюменский государственный университет, Институт физической культуры.
Журавлева-Ярцева Анастасия Александровна, специалист,
[email protected], Россия, Тюменская обл., с. Иска, МАОУ «Велижанская СОШ»
DYNAMICS OF INDICATORS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN IN SPECIAL ECOLOGICAL CONDITIONS
V.I. Nazmutdinova, A.A. Zhuravleva-Yartseva
Nizhnetavdinsky district of the Tyumen region is among the ecologically unfavorable: air pollution, held in the 60 years of peaceful nuclear explosions, etc. In the dynamics of the three years studied indicators of physical development of children of preschool age Nizhnetavdinsky district, established under the General laws of growth and regional characteristics.
Key words: physical development of children, monitoring of physical development of children, index score, preschoolers.
Nazmutdinova Veronica Irshatovna, candidate of biological Sciences, associate professor, [email protected]. Russia, Tyumen, Tyumen State University,
Zhuravleva-Yartseva Anastasia Aleksandrovna, specialist, [email protected], Russia, Tyumen Region, Place of work - MAOU "Belianska school"