Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ БЕГОВОГО ШАГА У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ НА ДИСТАНЦИИ 1500 МЕТРОВ'

ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ БЕГОВОГО ШАГА У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ НА ДИСТАНЦИИ 1500 МЕТРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / БЕГ НА1500 МЕТРОВ / СКОРОСТЬ БЕГА / ДЛИНА И ЧАСТОТА ШАГОВ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тихонов Юрий Викторович, Никишин Игорь Валентинович, Комаров Михаил Никонорович, Петина Эльмира Шамильевна

Цель работы - выявить особенности изменения динамики скорости бега и параметров бегового шага у юных спортсменов на дистанции 1500 метров. Методика и организация исследования. Нами определялись показатели скорости бега и параметры бегового шага (длина и частота шагов) на дистанции 1500 м: по разработанной нами методике у спортсмена на середине каждого 200-метрового отрезка определялась скорость бега и время 5 двойных шагов. Исследование проводилось в период май-июнь 2021 года в процессе соревнований по легкой атлетике города Москвы, в них было обследовано 176 юных спортсменов в возрасте 15-17 лет. Результаты исследования. Нами выявлены различные варианты изменения скорости бега, длины и частоты шагов у 15-17-летних юных спортсменов на дистанции 1500 метров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тихонов Юрий Викторович, Никишин Игорь Валентинович, Комаров Михаил Никонорович, Петина Эльмира Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF THE RUNNING STEP PARAMETERS IN YOUNG ATHLETES AT DISTANCE OF1500 METERS

The purpose of the study was to identify the features of changes in the dynamics of running speed and running step parameters in young athletes at distance of 1500 meters. Methodology and organization of the study. We determined the indicators of running speed and the parameters of the running step (length and frequency of steps) at distance of 1500 m: according to the method developed by us, the athlete in the middle of each 200-meter segment was determined by the running speed and time of 5 double steps. The study was conducted in the period May-June 2021 during the athletics competitions in the city of Moscow, 176 young athletes aged 15-17 years old were examined. Research results. We have identified various options for changing the speed of running, length and frequency of steps in 15-17-year-old young athletes at a distance of 1500 meters.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ БЕГОВОГО ШАГА У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ НА ДИСТАНЦИИ 1500 МЕТРОВ»

ства и самоорганизации спортсменов обеспечивает возможности для создания инновационной системы тренировки. В рамках такой среды осуществляется взаимодействие тренера и спортсменов, формируется информационная культура участников тренировочного процесса. Это позволяет спортсменам адаптироваться к изменяющимся условиям спортивной среды.

Задача тренера заключается в том, чтобы создать условия по развитию и актуализации всех сил у спортсменов, в развитии у них общих двигательных способностей и умений. Задача развития таких способностей и умений остаётся актуальной для спортсменов. В последние годы в спортивной практике появилось значительное количество педагогических технологий, методов, средств, направленных на улучшение качества тренировочного процесса. В современном тренировочном процессе используются новые методы тренировки, групповые формы работы спортсменов с целью развития у них активности, инициативности, самостоятельности, ответственности, критичности мышления и др. В связи с этим широкое распространение, в частности, получило сотрудничество, осуществляемое в разных формах.

ВЫВОД

Таким образом, изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике спорта позволило выявить ряд противоречий между:

- потребностью общества в спортсменах, тренерах, способных работать в команде, и недостаточным уровнем научных исследований, предоставляющих педагогический инструментарий для решения этой задачи;

- наличием трудностей развития сотрудничества у спортсменов и их недооценкой со стороны тренеров в организации тренировочного процесса;

- большим потенциалом тренировочного процесса и недостаточным его использованием с целью развития сотрудничества у спортсменов.

Контактная информация: sdd@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 22.11.2022

УДК 796.422.1

ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ БЕГОВОГО ШАГА У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ НА

ДИСТАНЦИИ 1500 МЕТРОВ

Юрий Викторович Тихонов, кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет, Пенза; Игорь Валентинович Никишин, кандидат педагогических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва; Михаил Никонорович Комаров, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва; Эльмира Шамильевна Петина, преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет,

Астрахань

Аннотация

Цель работы - выявить особенности изменения динамики скорости бега и параметров бегового шага у юных спортсменов на дистанции 1500 метров.

Методика и организация исследования. Нами определялись показатели скорости бега и параметры бегового шага (длина и частота шагов) на дистанции 1500 м: по разработанной нами методике у спортсмена на середине каждого 200-метрового отрезка определялась скорость бега и время 5 двойных шагов. Исследование проводилось в период май-июнь 2021 года в процессе соревнований по легкой атлетике города Москвы, в них было обследовано 176 юных спортсменов в возрасте 15-17 лет. Результаты исследования. Нами выявлены различные варианты изменения скорости бега, длины и частоты шагов у 15-17-летних юных спортсменов на дистанции 1500 метров.

Ключевые слова: юные спортсмены, бег на1500 метров, скорость бега, длина и частота шагов, взаимосвязь показателей.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p556-559

DYNAMICS OF THE RUNNING STEP PARAMETERS IN YOUNG ATHLETES AT

DISTANCE OF 1500 METERS Yuri Viktorovich Tikhonov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Penza State University, Penza; Igor Valentinovich Nikishin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow; Mikhail Niko-norovich Komarov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Russian State Social University, Moscow; Elmira Shamilievna Petina, the senior teacher, Astrakhan State Medical

University, Astrakhan

Abstract

The purpose of the study was to identify the features of changes in the dynamics of running speed and running step parameters in young athletes at distance of 1500 meters. Methodology and organization of the study. We determined the indicators of running speed and the parameters of the running step (length and frequency of steps) at distance of 1500 m: according to the method developed by us, the athlete in the middle of each 200-meter segment was determined by the running speed and time of 5 double steps. The study was conducted in the period May-June 2021 during the athletics competitions in the city of Moscow, 176 young athletes aged 15-17 years old were examined. Research results. We have identified various options for changing the speed of running, length and frequency of steps in 15-17-year-old young athletes at a distance of 1500 meters.

Keywords: young athletes, 1500 meters run, running speed, length and frequency of steps, correlation of indicators.

ВВЕДЕНИЕ

Результативность бега на средние дистанции во многом зависит от рациональной тактики ведения поединка, которая обусловлена более равномерной скоростью передвижения по дистанции и оптимальным соотношением параметров бегового шага [1, 4, 5]. К сожалению, если динамику скорости бега тренеры постоянно анализируют в беге на 1500 м, то изменения величин длины и частоты шагов в процессе передвижения по дистанции часто не определяются, хотя произведение этих показателей и составляет величину средней скорости бега на эту дистанцию [2, 3]. Поэтому изучение динамики параметров бегового шага в беге на 1500 м является актуальным у юных легкоатлетов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На дистанции 1500 м нами выявлены возрастные особенности изменения скорости бега, длины и частоты шагов у юных спортсменов. У 15-летних мальчиков длина шагов по мере продвижения по дистанции постепенно повышалась и достигала наибольшей величины (1,80 м) на финише. Колебания частоты шагов у них были менее выражены. Средняя скорость бега на первой половине дистанции была достоверно (5,2%) выше, чем на второй.

У 16-летних мальчиков длина шагов относительно стабильна на отрезке 0-1400 м, а затем на финише существенно увеличивалась (1,85 м). Темп бега на протяжении всей дистанции изменялся несущественно. В возрасте 17 лет длина шагов постепенно повышалась, а темп бега был относительно стабилен. У юных легкоатлетов с возрастом средняя скорость бега существенно повышалась и становилась более равномерной.

У 15-летних спортсменок на дистанции 1500 м длина шагов постепенно повышалась, а темп бега, наоборот, снижался. Аналогичная закономерность прослеживалась и у 16-летних бегуний. У девушек в возрасте 17 лет постепенно повышалась и длина, и ча-

стота шагов. С возрастом средняя скорость бега у спортсменок также существенно повышалась и была более равномерной.

Таким образом, нами выявлены закономерности изменения скорости бега, длины и частоты шагов у различного контингента обследуемых, которые следует учитывать в процессе подготовки юных легкоатлетов.

Нами у юных спортсменов на различных участках дистанции 1500 м анализировалась взаимосвязь показателей скорости бега, длины и частоты шагов. У 15-летних мальчиков на первой половине дистанции скорость бега взаимосвязана главным образом с показателями частоты шагов (r=0,756), а на второй половине дистанции существенно повышалось влияние длины шагов (r=0,743) и соответственно снижалась значимость частоты шагов (r=0,454). У девочек этого возраста также проявлялась данная закономерность: доминирование значимости частоты шагов на первой половине дистанции и повышение влияния длины шагов на второй половине дистанции.

У мальчиков в возрасте 16 лет взаимосвязь параметров бегового шага и скорости бега наряду с общими закономерностями имеет и специфику. На первой половине дистанции также высока значимость частоты шагов, а на второй половине проявляется паритет длины и частоты шагов. У 16-летних девочек проявляется закономерность взаимосвязи показателей, характерная для 15-летних подростков.

17-летние юноши первую половину 1500-метровой дистанции пробегали с превалированием значимости частоты шагов, затем приоритет переходил к длине шагов, а на финише юные спортсмены ускорялись, и приоритет вновь переходил к частоте шагов (r=0,771). У 17-летних девушек значимость параметров бегового шага во многом совпадала с закономерностью, выявленной у юношей этого возраста: на первой половине дистанции и заключительном отрезке проявлялось доминирование значимости частоты шагов.

ВЫВОДЫ

Нами выявлены различные варианты изменения показателей скорости бега и параметров бегового шага у юных спортсменов на дистанции 1500 метров. Однако большинство тренеров по легкой атлетике не уделяют должного внимания этим особенностям изменения кинематических характеристик бега на средние дистанции в тренировочном процессе и часто в условиях спортивных соревнований предоставляют самим легкоатлетам самостоятельно решать свои проблемы рационального изменения скорости бега.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аленуров Э.А. Особенности физического развития и физической подготовленности юных спортсменов 14-17 лет и учащихся, посещающих уроки физической культуры / Э.А. Алену-ров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 28-31.

2. Володин Р.Н., Содержание тренировочных нагрузок бегунов на средние дистанции спортивного клуба вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Володин Роман Николаевич. - Москва, 2021. - 23 с.

3. Использование теста Конкони в подготовке студентов вузов, бегунов на средние дистанции / В.Д. Кряжев, Э.А. Аленуров, Р.Б. Краснов, И.В. Назарова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 184-188.

4. Карпов В.Ю. Методы реализации рекордных режимов соревновательной деятельности в беге на средние и длинные дистанции на основе управляемых искусственных условий : автореферат дис. ... канд. пед. наук / Карпов Владимир Юрьевич. - Москва, 1985. - 25 с.

5. Подготовка бегунов на средние дистанции в спортивном клубе вуза / В.Д. Кряжев, Э.А. Аленуров, Н.В. Марьина, Р.Б. Краснов. - Москва : Перспектива, 2021. - 124 с.

REFERENCES

1. Alenurov, E.A. (2021), "Features of physical development and physical readiness of young athletes 14-17 years old and students attending physical education lessons", Uchenye zapiski universiteta

imeni P.F. Lesgafta, Vol. 194, No. 4, pp. 28-31.

2. Volodin, R.N. (2021), The content of training loads of runners for middle distances of the sports club of the university, dissertation, Moscow.

3. Kryazhev, V.D., Alenurov, E.A., Krasnov, R.B. and Nazarova, I.V. (2020), "Using the Coco-ni's test at the training of university students, the middle-distance runners", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 187, No. 9, pp. 184-188.

4. Karpov, V.Yu. (1985), Methods for realizing record modes of competitive activity in middle and long distance running based on controlled artificial conditions, dissertation, Moscow.

5. Kryazhev, V.D., Alenurov, E.A., Maryina, N.V. and Krasnov, R.B. (2021), Training of runners for middle distances in the sports club of the university, collective monograph, Prospect, Moscow.

Контактная информация: mirus73@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.11.2022

УДК 796.332.6+796.011.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-ФУТБОЛА В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Андрей Александрович Третьяков, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Иванович Лопатин, старший преподаватель, Антон Алексеевич Лазарев, преподаватель, Светлана Викторовна Курдюкова, преподаватель, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород

Аннотация

Актуальность. Эффективность образовательной деятельности по дисциплине «Физическая подготовка» достигается за счет умелого применения преподавателями на занятиях средств и методов физической культуры и спорта. Одним из таких средств являются спортивные игры. Применение спортивных игр в образовательном процессе позволяет расширить двигательный опыт, совершенствовать двигательные умения, развивать физические качества, тем самым повышать уровень физической подготовленности обучающихся. мини-футбол является ярким представителем спортивных игр. В связи с этим была предложена цель исследования, которая заключалась в оценке эффективности применения мини-футбола на занятиях по «Физической подготовке» у курсантов образовательных организаций МВД для повышения физической подготовленности и некоторых психофизических показателей. Организация и методы исследования. Исследование проводилось с курсантами Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. В эксперименте приняли участие юноши, которые были распределены на две группы (экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ)). В общей сложности 44 курсанта 2 года обучения приняли участие в педагогическом эксперименте. Результаты исследования. Можно утверждать, что спортивные игры позволяют игрокам столкнуться и с дефицитом времени, и с изменением интенсивности игры, быстротой принятия решения, напряженностью и т.д. Применение спортивных игр в учебном процессе положительно оказывает влияние на состояние курсантов. Проведенное исследование доказало эффективность применения мини-футбола в физической подготовке курсантов. Отмечены положительные изменения в физической подготовленности, соматическом здоровье и психофизических характеристиках.

Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовка, спортивные игры, курсанты, образовательные организации.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p559-563

USE OF MINI-FOOTBALL IN THE PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF

THE RUSSIAN FEDERATION

Andrey Aleksandrovich Tretyakov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Igor Iva-novich Lopatin, the senior teacher, Anton Alekseevich Lazarev, the teacher, Svetlana

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.