Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ СКОРОСТИ БЕГА НА 400 МЕТРОВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ СКОРОСТИ БЕГА НА 400 МЕТРОВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
157
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
YOUNG MALE ATHLETES / 400 M RUN / STEP LENGTH AND FREQUENCY / RUNNING SPEED / CORRELATION BETWEEN INDICATORS / CONTROL OF RUNNING PARAMETERS / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / БЕГ НА 400 М / ДЛИНА И ЧАСТОТА ШАГОВ / СКОРОСТЬ БЕГА / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / УПРАВЛЕНИЕ ПАРАМЕТРАМИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карпов В.Ю., Еремин М.В., Алифиров А.И., Бакулина Е.Д.

Цель исследования - разработать оптимальную модель динамики скорости бега на 400 м у юных спортсменов. Методика и организация исследования. Использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературных данных, методы оценки параметров бега, методы математической статистики. Исследование проводилось в период май-сентябрь 2019 г. на юношеских соревнованиях по легкой атлетике г. Москвы. В обследовании приняли участие 37 юных спортсменов в возрасте 16-17 лет, выполнивших нормативы III и II спортивных разрядов в беге на 400 м. Результаты исследования и выводы. Выявлены особенности динамики скорости бега на 400 м на различных участках дистанции у юных спортсменов: второй 100-метровый отрезок дистанции занимающиеся пробегали быстрее первого, а третий - медленнее второго, заключительный 100-метровый отрезок - значительно медленнее третьего. Время бега на дистанции 400 м зависит от длины и частоты шагов. Нами определена взаимосвязь показателей скорости бега с параметрами бегового шага на различных участках дистанции, определены особенности этой взаимосвязи у спортсменов различной спортивной квалификации. Разработаны средства подготовки, которые оказывают влияние на формирование навыка более равномерного передвижения по дистанции на 400 м за счет рационального соотношения длины и частоты шагов. Юные бегуны на 400 м должны пробегать первые 100 м на 0,3-0,5 с медленнее своего личного показателя в беге на 100 м, а первые 200 м - на 1,3-1,8 с хуже своего результата в беге на эту дистанцию. На последних 100 м скорость бега снижается, прежде всего, из-за уменьшения частоты шагов. Авторами составлена модель оптимальной динамики скорости бега на дистанции 400 м для юных спортсменов, которая позволяет достичь более высокий спортивный результат. Равномерность изменения скорости бега по дистанции - важный фактор повышения спортивной результативности в беге на 400 м, который во многом определяется возможностью управления параметрами бега.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карпов В.Ю., Еремин М.В., Алифиров А.И., Бакулина Е.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMAL MODEL OF SPEED DYNAMICS IN 400 M RUN IN JUNIOR ATHLETES

Objective of the study was to develop an optimal model of speed dynamics in 400 m run. Methods and structure of the study. For the purposes of the study, the following methods were applied: theoretical analysis of literary data, methods of estimation of running parameters, mathematical statistics methods. The study was carried out during the Moscow Youth Athletics Competition conducted from May to September 2019. Sampled for the study were the 16-17 year-old male athletes belonging to the II and III sports categories (n=37). Results of the study and conclusions. We identified the peculiarities of the running speed dynamics in 400 m run at different distance segments: the young males covered the second 100 m segment faster than the first one, and the third - slower than the second one, the final 100 m segment was covered significantly slower than the third one. The time of running the 400 m distance depends on the step length and frequency. We determined the correlation between the running speed rates and the running step structure at different distance segments, as well as identified the specifics of this correlation in the athletes of different sports qualifications. We developed the training tools to form the skill of smoother movement along the 400 m distance using the rational ratio between step length and frequency. The young males should cover the first 100 m segment 0.3-0.5 sec slower than their individual result in 100 m run, and the first 200 m segment - 1.3-1.8 sec slower than their individual result in 200 m run. At the last 100 m, the running speed decreases mainly due to the decrease in step frequency. The authors designed an optimal model of speed dynamics in 400 m run for junior male athletes, which makes it possible to achieve a higher sports result. The regularity of changes in running speed over the distance is an important factor in the improvement of athletic performance in 400 m run, which is largely determined by the possibility to control the running parameters.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ СКОРОСТИ БЕГА НА 400 МЕТРОВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ»

моделирование динамики скорости бега на 400 метров у юных спортсменов

УДК/UDC 796.012

Поступила в редакцию 20.03.2020 г.

Информация для связи с автором: vu2014@mail.ru

Доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Карпов1 Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Еремин1 Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Алифиров1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.Д. Бакулина1

1 Российский государственный социальный университет, Москва

OPTIMAL MODEL OF SPEED DYNAMICS IN 400 M RUN IN JUNIOR ATHLETES

Dr.Hab., Professor V.Yu. Karpov1 PhD, Associate Professor M.V. Eremin1 PhD, Associate Professor A.I. Alifirov1 PhD, Associate Professor E.D. Bakulina1

1 Russian State Social University, Moscow

Аннотация

Цель исследования - разработать оптимальную модель динамики скорости бега на 400 м у юных спортсменов.

Методика и организация исследования. Использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературных данных, методы оценки параметров бега, методы математической статистики. Исследование проводилось в период май-сентябрь 2019 г. на юношеских соревнованиях по легкой атлетике г. Москвы. В обследовании приняли участие 37 юных спортсменов в возрасте 16-17 лет, выполнивших нормативы III и II спортивных разрядов в беге на 400 м.

Результаты исследования и выводы. Выявлены особенности динамики скорости бега на 400 м на различных участках дистанции у юных спортсменов: второй 100-метровый отрезок дистанции занимающиеся пробегали быстрее первого, а третий - медленнее второго, заключительный 100-метровый отрезок - значительно медленнее третьего.

Время бега на дистанции 400 м зависит от длины и частоты шагов. Нами определена взаимосвязь показателей скорости бега с параметрами бегового шага на различных участках дистанции, определены особенности этой взаимосвязи у спортсменов различной спортивной квалификации. Разработаны средства подготовки, которые оказывают влияние на формирование навыка более равномерного передвижения по дистанции на 400 м за счет рационального соотношения длины и частоты шагов. Юные бегуны на 400 м должны пробегать первые 100 м на 0,3-0,5 с медленнее своего личного показателя в беге на 100 м, а первые 200 м - на 1,3-1,8 с хуже своего результата в беге на эту дистанцию. На последних 100 м скорость бега снижается, прежде всего, из-за уменьшения частоты шагов. Авторами составлена модель оптимальной динамики скорости бега на дистанции 400 м для юных спортсменов, которая позволяет достичь более высокий спортивный результат. Равномерность изменения скорости бега по дистанции - важный фактор повышения спортивной результативности в беге на 400 м, который во многом определяется возможностью управления параметрами бега.

Ключевые слова: юные спортсмены, бег на 400 м, длина и частота шагов, скорость бега, взаимосвязь показателей, управление параметрами.

Annotation

Objective of the study was to develop an optimal model of speed dynamics in 400 m run.

Methods and structure of the study. For the purposes of the study, the following methods were applied: theoretical analysis of literary data, methods of estimation of running parameters, mathematical statistics methods. The study was carried out during the Moscow Youth Athletics Competition conducted from May to September 2019. Sampled for the study were the 16-17 year-old male athletes belonging to the II and III sports categories (n=37).

Results of the study and conclusions. We identified the peculiarities of the running speed dynamics in 400 m run at different distance segments: the young males covered the second 100 m segment faster than the first one, and the third - slower than the second one, the final 100 m segment was covered significantly slower than the third one.

The time of running the 400 m distance depends on the step length and frequency. We determined the correlation between the running speed rates and the running step structure at different distance segments, as well as identified the specifics of this correlation in the athletes of different sports qualifications. We developed the training tools to form the skill of smoother movement along the 400 m distance using the rational ratio between step length and frequency. The young males should cover the first 100 m segment 0.3-0.5 sec slower than their individual result in 100 m run, and the first 200 m segment - 1.3-1.8 sec slower than their individual result in 200 m run. At the last 100 m, the running speed decreases mainly due to the decrease in step frequency.

The authors designed an optimal model of speed dynamics in 400 m run for junior male athletes, which makes it possible to achieve a higher sports result. The regularity of changes in running speed over the distance is an important factor in the improvement of athletic performance in 400 m run, which is largely determined by the possibility to control the running parameters.

Keywords: young male athletes, 400 m run, step length and frequency, running speed, correlation between indicators, control of running parameters.

Введение. Спортивная практика свидетельствует о низком уровне подготовленности сильнейших бегунов России на 400 м, их неудачах на международных соревнованиях [3]. Спортивные педагоги в тренировочном процессе спринтеров отдают приоритет совершенствованию их физических

кондиций и, как правило, не обращают внимания на особенности техники локомоторных движений, редко корректируют параметры бегового шага, рациональную динамику передвижения по дистанции, что особенно важно формировать уже у юных спортсменов [1, 2]. К сожалению, при традиционном

планировании соревновательной деятельности тренеры и юные спортсмены испытывают затруднения по выбору рациональной динамики скорости бега по дистанции [4].

Цель исследования - разработать оптимальную модель динамики скорости бега на 400 м у юных спортсменов.

Методика и организация исследования. Работа проводилась в период май-сентябрь 2019 г на юношеских соревнованиях по легкой атлетике г Москвы. В обследовании приняли участие 37 юных спортсменов в возрасте 16-17 лет, выполнивших нормативы III и II спортивных разрядов в беге на 400 м. В ходе исследования определялась динамика скорости бега на 400 м на различных участках дистанции.

Результаты исследования и их обсуждение. Юноши III спортивного разряда пробегали второй 100-метровый отрезок (100-200 м) дистанции быстрее первого на 3,2 % (р>0,05). Третий отрезок (200-300 м) значительно медленнее (4,9 %, р < 0,05) второго, а четвертый - значительно медленнее третьего (10,7 %, р < 0,01). Средний результат бега на 400 м у данного контингента (по 100-метровым отрезкам) составляет 13,50 с.

Результаты обследования показывают, что в целом у юных спортсменов II спортивного разряда прослеживается аналогичная закономерность. Второй отрезок (100-200 м) 400-метровой дистанции эти спортсмены пробегали на 2,6 % (р<0,05) быстрее первого, а третий - медленнее второго (2,4 %, р<0,05). Заключительный отрезок юные спортсмены пробегали значительно (4,1 %, р<0,05) медленнее третьего. Средняя скорость бега у юных спортсменов II разряда составляла 7,65 м/с, что соответствует 13,06 с на каждые 100 м. Таким образом, спортсмены II разряда более равномерно пробегали дистанцию 400 м в сравнении с бегунами III разряда. Следовательно, пробегание 400-метровой дистанции с оптимальными параметрами скорости бега играет важную роль при достижении спортивного результата.

В основе техники бега на 400 м лежит свободный спринтерский бег. Развив необходимую скорость бега, спортсмен переходит на свободный шаг, стремясь поддерживать приобретенную скорость как можно дольше, пытаясь преодолеть

дистанцию с относительно равномерной скоростью. Кривая скорости бега на 400 м быстро поднимается в начале первых 100 м, держится примерно на том же уровне вторые 100 м, затем постепенно снижается на третьих 100 м и резко -на последних 100 м, особенно за 50-70 м до финиша.

По нашим данным, время бега на дистанции 400 м зависит от длины и частоты шагов. У юных спортсменов III разряда время пробегания первого 100-метрового отрезка не взаимосвязано с результатами бега на других отрезках дистанции. Второй и третий 100-метровые отрезки также не взаимосвязаны с анализируемыми показателями. Только время пробегания четвертого 100-метрового отрезка коррелирует с общим временем бега на 400 м (r = 0,721).

У бегунов II спортивного разряда нами выявлены достоверные взаимосвязи между общим временем бега на 400 м и результатами пробегания третьего (r = 0,663) и четвертого (r = 0,726) 100-метровых отрезков. Следовательно, высокую информативность в беге на 400 м имеют показатели заключительного отрезка дистанции. По мере роста спортивного мастерства повышается значимость характеристик скоростной выносливости, обеспечивающих более высокие результаты в беге на 400 м.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что темп и длина шагов изменяются на различных участках дистанции. У спортсменов III разряда наибольшая средняя длина шагов достигнута на втором 100-метровом отрезке, далее она снижается: на третьем отрезке - на 0,5 % (р>0,05), а на четвертом - на 7,2 % (р < 0,01).

Бегуны II спортивного разряда имели более длинный шаг: средний показатель на всей дистанции превышал на 4,6 % (р<0,05) данную характеристику спортсменов III разряда. Наиболее высокий показатель длины шагов выявлен на втором отрезке. Существенное уменьшение (однопроцентный уровень значимости) данного показателя определен на заключительном 100-метровом отрезке дистанции 400 м.

У спортсменов III разряда показатели темпа бега были ниже среднего уровня на первом (0,5 %) и четвертом (2,1 %) 100-метровых отрезках дистанции 400 м, только на втором

Таблица 1. Средства специальной физической и технической подготовки юных бегунов на 400 м

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

G CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Упражнения Дозировка Организационно-методические указания

1. Бег «змейкой» 6-10 барьеров Продвигаться с максимальной частотой шагов. Упражнение выполняется на время

2. Бег через мячи 12-15 мячей, 6-8 раз Бег с изменением длины и частоты шагов

3. Бег на месте с высоким подниманием бедра с максимальной частотой шагов 3-5 раз по 8-10 с Быстро, ещё быстрее, «очень быстро», «как можно быстрее»

4. Пробегание отрезков: 50-100-150-200-150-100-50м 3-4 раза, отдых 1,5 мин На время

5. Пробегание отрезков: 200-300-250-150 м 2-3 раза, отдых 2,0 мин С изменением длины и частоты шагов

6. Пробегание отрезков: 100-150-250-300-100 м 2 -3 раза, отдых 3,0 мин Длинные прыжки по отметкам

7. Бег на 400 м с определением времени бега на последних 100 м, с 2-3 раза, отдых 2-3 мин Набегание на финиш

8. Пробегание отрезков: 200-300- 400- 600 м на время 1-2 раза, отдых 2-3-4 мин Пробегание с изменением длины и частоты шагов

9. Пробегание 4х200 м на время 2-3 раза, отдых 1 мин Сравнения с личным достижением в беге на 200 м в каждом повторении

10. Пробегание 3х300 м на время 1-2 раза, отдых 2-3-4 мин Преодоления дистанции в равномерном темпе

64

http://www.teoriya.ru

№7 • 2020 Июль | Yuli

Таблица 2. Оптимальная динамика скорости бега у юных спортсменов на 400 м различной спортивной квалификации

Спортивные разряды

№ п/п Участки дистанции, м III II

Время бега, с

1 0-100 13,15 ± 0,30 13,04 ± 0,16

2 100-200 12,73 ± 0,18 12,37 ± 0,11

3 200-300 13,35 ± 0,22 13,03 ± 0,15

4 300-400 14,78 ± 0,64 13,81 ± 0,33

5 0-400 54,01 ± 1,33 52,25 ± 0,61

отрезке (100-200 м) темп бега был выше (2,3 %, р < 0,05) среднего уровня. У бегунов II разряда проявляется аналогичная закономерность изменения темпа, только колебания бега от средней величины менее выражены.

Нами анализировалась у юных спортсменов взаимосвязь показателей скорости бега, длины и частоты шагов на различных участках дистанции 400 м. У бегунов III спортивного разряда на первом участке дистанции (0-100 м) скорость бега взаимосвязана главным образом с показателями частоты шагов (г = 0,721). Оценив тесноту связи, определили вклад частоты шагов в скорость бега на этом участке дистанции, который составил 61,7 %.

На втором участке дистанции (100-200 м) существенно повышалось влияние длины шагов (г = 0,734) и соответственно снижалась значимость частоты шагов (г = 0,461). Вклад длины шагов в скорость бега на этом отрезке составил 60,3 %о. На третьем отрезке (200-300 м) сохранялась данная закономерность: доминирование значимости длины шагов (62,5 %). На финишном 100-метровом отрезке вновь повышается влияние частоты шагов (г=0,814). Вклад данного фактора наибольший и составлял 76,4 %.

У спортсменов II разряда взаимосвязь параметров бегового шага и скорости бега наряду с общими закономерностями имеет и специфику. На первой половине дистанции высока значимость частоты шагов: соответственно на первом отрезке вклад составил 65,1%, на втором - 64,1 %. На третьем 100-метровом участке отмечен рост значимости длины шагов (54,1 %), Результативность заключительного 100-метрового отрезка находится под влиянием частоты шагов (г = 0,725).

Нами предлагаются следующие средства подготовки, которые оказывают влияние на формирование навыка более равномерного передвижения по дистанции на 400 м за счет рационального соотношения длины и частоты шагов (табл. 1).

Разработанные нами средства рекомендуется применять на подготовительном и соревновательном этапах тренировочного процесса квалифицированных бегунов на 400 м, так как мы считаем, что это будет способствовать выработке навыка управления двигательными действиями в беге на эту дистанцию.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что у бегунов III и II спортивных разрядов практически отсутствуют модели раскладки скорости бега на 400 м. Это, безусловно, значительно снижает их результативность в процессе соревновательной деятельности.

Анализ результатов бегунов (II и III спортивные разряды) показал, что на первых 100 м скорость бега должна быть выше средней на 2,0-2,5 %, вторых - на 2,5-3,0 %, третьих -

на 1,0-1,5 %, а четвертый отрезок спортсмены должны пробегать на 5,5-6,0 % ниже средней скорости.

Нами составлены модели динамики скорости бега на дистанции 400 м для юных спортсменов II и III спортивных разрядов, которые позволяют достичь более высокий результат в этой дисциплине легкой атлетики (табл. 2).

В беге на 400 м для поддержания более равномерной скорости по дистанции следует темп и длину шагов поддерживать в оптимальных пределах. Следовательно, относительно равномерное передвижение по 400-метровой дистанции, рациональная структура бегового шага на различных участках дистанции обеспечивают более высокий спортивный результат.

Вывод. Юные бегуны на 400 м должны пробегать первые 100 м на 0,3-0,5 с медленнее своего личного показателя в беге на 100 м, а первые 200 м - на 1,3-1,8 с хуже своего результата в беге на эту дистанцию. На последних 100 м скорость бега снижается прежде всего из-за уменьшения частоты шагов. Равномерность изменения скорости бега по дистанции - важный фактор повышения спортивной результативности в беге на 400 м, который во многом определяется возможностью управления параметрами бега.

Литература

Германов Г.Н. Физическая культура школьников: учеб. пособие / Г.Н. Германов, М.М. Кубланов, М.Е. Злобина. - Воронеж: ВГИФК, 2008. - 333 с.

Карпов В.Ю. Повышение скоростных возможностей у школьников на основе формирования двигательных навыков бега / В.Ю. Карпов, Н.В. Марьина // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 2 (20). С. 135-141. Кудинова В.А. Мониторинг развития видов спорта в России / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 5. - С. 42-43.

Филимонова, С.И. Метапредметный подход: новый взгляд на методологию подготовки спортсменов в многолетнем процессе / С.И. Филимонова, Г.Н. Германов, И.А. Сабирова // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 1. - С. 100-101.

3.

4.

3.

4.

References

Germanov G.N., Kublanov M.M., Zlobina M.E. Fizicheskaya kultura Shkolnikov [School physical education]. Study guide. Voronezh: VSIPC publ., 2008. 333 p.

Karpov V.Yu., Marina N.V. Povyshenie skorostnykh vozmozhnostey u Shkolnikov na osnove formirovaniya dvigatelnykh navyikov bega [Building motor running skills to improve speed capabilities of schoolchildren]. Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. No.2 (20). pp. 135-141.

Kudinova V.A., Karpov V.Yu. Monitoring razvitiya vidov sporta v Rossii [Sports progress statistics analysis for Russia]. Teoriya i praktika fiz. kulturyi. 2019. No. 5. pp. 42-43.

Filimonova, S.I., Germanov G.N., Sabirova I.A. Metapredmetny podkhod: novy vzglyad na metodologiyu podgotovki sportsmenov v mnogoletnem protsesse [Metasubject approach: new approach to athletes' long-term training methodology]. Teoriya i praktika fiz. Kultury. 2015. No. 1. pp. 100-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.