М.К. Шемякина. Концепт «возрождение» сквозь призму анализа жанрово-структурного содержания русского народного художественного творчества
К последним исследователи относят категорию ритма. Ритм, отмечает М.М. Бахтин, предполагает предопределенность стремления, действия, переживания (некую смысловую безнадежность), ритмом преодолевается самая граница между прошлым и будущим. В традиционной русской культуре ритм становится не только формой, но и содержанием - отношением к другому: к быту, укладу, нации, государству, божьему миру. Ритм становится и формой, и средством, и способом, и содержанием выражения творческой активности. Не случайно, характерными жанровыми предпочтениями русского народа определились именно ритмообразующие формы: певческое искусство, народное инструментальное музицирование с элементами игр и драматического действа [2, с. 80].
Образно-символическое и жанрово-
структурное содержание народного художественного творчества станет многоплановым выражением идей и ценностей традиционной культуры, познания ее духовных и материальных категорий, способом и формой коммуникации, критерием этнической самоидентификации носителя культуры, универсальной формой выражения человеческого бытия в культуре, его ментальных характеристик.
Символическая система традиционной культуры с закрепляемым антиномическим началом определяется как центральная категория художественного творчества, свидетельствует об ее «исключительной роли во всех проявлениях человеческого бытия» [14, с. 39].
Представляя собой морально-нравственные своды жизнеустройства, произведения русского традиционного творчества одновременно являются и философией народа, и практическим руководством к действию.
Не случайно, народное художественное творчество определяется исторической основой всей русской художественной культуры и выразителем концепта «возрождение» в своей первичной субстантивной основе.
Литература
1. Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. - 2-е изд., доп. - М.: КДУ, 2004. - 432 с.
2. Бахтин М. М. Человек в мире слова. - М.: Изд-во РОУ, 1995. - 140 с.
3. Бибихин В.В. Символ и «другое» // Апокриф. - М., 1992. - № 2. - С. 48-59.
4. Блинова Г.П. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах // Народная художественная культура: учебник / под.ред Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. - М.: МГУКИ, 2000. - С. 76-111.
5. Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. - М: ГРВЛ «Наука», 1974. - 422 с.
6. Ильин И. А. Что такое искусство. Одинокий художник // Сост., предисл. и примеч. В.И. Белов. - М.: Искусство, 1993. - С. 243-249.
7. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств: учеб. пособие. - М: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. - 288 с.
8. Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору: учебное пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2004. - 336 с.
9. Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики. - Л.: Наука,1989. - 165 с.
10. Потебня А. А. Символ и миф в народной культуре. -М.: Лабиринт, 2000. - 480 с.
11. Пропп В.Я. Русская сказка (Собрание трудов В.Я. Проппа) / науч. ред., коммент. О.С. Рассказова. - М.: Лабиринт, 2000. - 416 с.
12. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность.
- Л.: Наука, 1988. - 225 с.
13. Сказитель / А.Б. Лорд; пер. с англ., коммент. Ю.А. Клейнер, Г.А. Левинтон. - М.: Восточная литература, 1994.
- 368 с.
14. Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 328 с.
15. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. - М. : Наука, 1983. - 296 с.
Шемякина Мария Константиновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории культуры Белгородского государственного института культуры и искусств, докторант кафедры теории и истории культуры Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, г. Белгород, e-mail: [email protected].
Shemyakina Maria Konstantinovna, candidate of philological science, associate professor, department of theory and history of culture, Belgorod State Institute of Culture and Arts, doctoral degree, department of theory and history of culture, Kostroma State University named after N.A. Nekrasov, Belgorod, e-mail: mary-
УДК 008 (470) © Э.Д. Чагдурова
ДИНАМИКА ОДИНОЧЕСТВА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
В этой статье автор осуществила попытку раскрыть сущность феномена культурного одиночества России, проявляющегося в национальной картине мира россиян. Эту проблему автор рассматривает в контексте динамики культурных изменений, используя метод синергетического анализа. Интересным является то, что динамические изменения культурной системы отчетливо отражаются в основных тенденциях развития художественной культуры, о чем говорится в работе.
2G12/6
Ключевые слова: картина мира, культурное одиночество России, художественная культура России, культурная динамика.
E.D. Chagdurova
DYNAMICS OF RUSSIA LONELINESS IN A CONTEXT OF ART CULTURE
In this article the author has carried out an attempt to open essence of a phenomenon of cultural loneliness of Russia shown in a national picture of the world of Russians. The author considers this problem in the context of dynamics of cultural changes, using a synergistic method of the analysis. That dynamic changes of cultural system are distinctly reflected in the basic tendencies of development of art culture is interesting.
Key words: a world picture, cultural loneliness of Russia, art culture of Russia, cultural dynamics.
В теме данной работы обозначены две основные линии исследования: художественная культура России как феномен, культурное одиночество России в контексте культурной динамики. Логика статьи диктует необходимость начать исследование с последней позиции.
Проблема культурной динамики, решавшаяся по преимуществу с эволюционной точки зрения (Тит Лукреций Кар, К.Маркс, Р.Арон и У.Ростоу), в последние десятилетия ХХ века обогащается разнообразными попытками раскрытия ее внутренних законов и закономерностей. Среди этих попыток особое место заняла теория синергетики, согласно которой система культуры имеет как эволюционные стадии, так и революционные [1].
Эволюционное развитие происходит лишь в течение определенного отрезка времени. В течение этого периода вполне возможно утверждение К.Маркса о том, что «люди сами делают свою историю», однако традиции прошлого определяют будущее, и развитие является закономерным. Именно на этом этапе развитие обусловлено наличествующей в обществе национальной картиной мира, включающей в себя религиозную, художественную, научную, этическую и повседневную ее составляющие.
Когда эволюционирующая система выходит на пересечение возможных траекторий будущего, в момент неустойчивого равновесия, в точку бифуркации, дальнейший ход развития оказывается непредсказуемым. В этот момент огромную роль приобретают иногда совсем немногочисленные активные социальные группы, или даже отдельные люди, усилия и деятельность которых оказываются способными не только косвенно повлиять на траекторию дальнейшего развития системы, но и в определённых условиях достаточно жестко на неё воздействовать. Здесь происходит слом существующей картины мира и осуществляется активный поиск новых смыслообразующих координат.
Наиболее близкими нам примерами подобных переломных моментов в истории России являются Великая Октябрьская социалистическая революция и «перестройка».
В масштабах одного столетия данные события являются грандиозными по своим последствиям, и их влияние еще долгое время будет ощущаться в дальнейшем. Объясняется этот феномен созданием и внедрением в историческую память поколений символов, рожденных в подобные значимые периоды, и впоследствии превращающихся в архетипические. Эти символы осмысляются и созидаются художниками, а механизм внедрения их в историческую память объясняется спецификой функционирования художественной культуры. И не важно, что основное население страны зачастую может быть равнодушно и к самому художнику, и к созданному им произведению искусства. Может быть и так, что искусство вообще в жизни какой-то части населения страны не играет сколько-нибудь значимой роли и представлено лишь на уровне передач, транслируемых по ТУ. В любом случае, произведение искусства, рожденное как ответ на вызов истории, является событием в культурной жизни социума. К.Поппер отмечает: «социальное событие не только оказывает влияние, не только влечет за собой в свое время другие события, но сам факт его существования изменяет значение широкого круга других событий. Оно создает новую ситуацию, требующую переориентации и новой интерпретации всех объектов и всех действий в ближайшей конкретной области... Мы должны понимать, что всякое событие играет определенную и особую роль в рамках целого. Значение события формируется его влиянием на целое, значит, отчасти определяется целым» [2, с. 216].
История культурного развития России изобилует примерами успешной ассимиляции бифуркационных переходов, характеризующихся перестройкой национальной картины мира, которая как воздух необходима и государству в це-
лом, и каждому человеку в отдельности, так как именно ею определяется смысл жизни и деятельности и индивида и общества. Индивидуальные картины мира зависят от субкультурной принадлежности индивида, так как все типы субкультур имеют своеобразные картины мира и характеризуются различающимися интересами и предпочтениями в сфере культуры. Обилие субкультур определяет стабильность общества, является необходимым условием развития и преобразования культуры. Государство в этих условиях обязано искать и находить баланс между интересами разных субкультур и защищать ядро национальной культуры. В то же время государство в лице политических и экономических элит занимается активным формированием именно такой картины мира социума в целом, которая была бы выгодна ему и позволяла бы успешно манипулировать общественным сознанием.
Закономерности формирования и реализации данных задач наглядно проявляются в жизни художественной культуры, представляющей собой сложную многоуровневую систему в составе культуры в целом. Она включает в себя само искусство, как собственное ядро, а также процесс его созидания, распространения, хранения, трансляции и восприятия. Искусство, представляя в художественно-образной и ценностноориентированной форме окружающую действительность, заставляет человека реально переживать предлагаемую ситуацию, дополнять, таким образом, личный жизненный опыт, превращая вымышленную реальность в процессе переживания в свою собственную. Обращаясь к литературе, музыке, изобразительному искусству, театру или кино, люди получают возможность преодолеть рутину повседневности, принять участие в приключении созидания собственной и национальной картины мира. Однако на этом пути самостоятельный выбор оказывается лишь относительно самостоятельным, так как в любом государстве на формирование национальной картины мира оказывают целенаправленное влияние образование, художественное воспитание, средства массовой информации. Здесь существует глубокая взаимная обусловленность: художественная культура влияет на формирование картины мира, а она в свою очередь влияет на тенденции развития художественной культуры.
Огромная роль искусства в формировании картины мира объясняет то внимание, которое всегда на него обращало государство. Причем отношение со стороны государства к искусству в России носило по преимуществу либо утилитарный характер, то есть, государство пыталось
использовать его для решения своих задач, эксплуатируя его уникальные возможности, либо роль искусства игнорировалась и недооценивалась. Закономерности функционирования художественной культуры в нашей стране обусловлены также специфической культурной историей, которая обладает уникальным своеобразием и в силу этого может рассматриваться как ситуация культурного одиночества.
На наш взгляд, правомерно говорить о культурном одиночестве России, выражающемся в невозможности её включения в существующие типологии культуры. Её история и культура представлены наслоениями культурноисторических парадигм, смешением традиций, норм и ценностей прошлого, настоящего и будущего. Вместе с тем, по определению Н.А.Бердяева, история отечественной культуры отличается дискретностью и катастрофизмом, когда каждый новый этап (новая культурноисторическая парадигма) отрицает предыдущий [3, с. 7]. Подобными чертами не обладает ни один известный тип культуры, что позволяет выделять русскую культуру в отдельный, самостоятельный тип и говорить о ее одиночестве.
Культурное одиночество России ведет свои истоки со времен язычества, когда в тесном взаимовлиянии славянской, тюркской, финноугорской, хазарской и византийской культур формировалась национальная картина мира. Она не могла преодолеть определённой мозаичности и стать стержнем, объединяющим племена и народы, населявшие Русь. Языческая вселенная была населена множеством враждебных человеку природных сил, в мире господствовали право сильного, жестокость первобытности - этические нормы талиона. Данное мировоззрение проявляло себя в устном народном творчестве, песнях, сказках, былинах, в традиционном орнаменте, архитектурном облике и украшении жилищ, Обособленность от христианского мира и одновременная отчужденность от мира восточного заставили государство искать способ внедрения в более стабильное культурное сообщество.
Принятие христианства, православия привело к кардинальным изменениям в картине мира, которая преодолела свою мозаичность, превратившись в новую, синтетическую. Это мировоззрение состояло из элементов язычества и православного христианства, впитав в себя все наиболее приемлемое из прежних образов и став близким и понятным россиянам на многие века. В то же время данная картина мира, будучи специфически русской, оказалась непонятной как европейскому, так и восточному сознаниям. В
2012/6
развитии художественной культуры этот этап характеризуется бурным храмовым зодчеством и развитием иконописи, созданием таких полу-языческих образов, как мозаика Богоматери Оранты в Софийском соборе в Киеве, или иконописного лика Параскевы Пятницы, являющихся по сути воплощением образа Берегини или Макоши. В этот же ряд встают образы святого Власия - языческого Волоса, Ильи-Пророка - языческого Перуна и т.п.
Колебания между Западом и Востоком продолжались далее в некоем рваном ритме. Сближение с восточным мировоззрением произошло в период татаро-монгольского завоевания, и усилено было впоследствии деятельностью таких национальных правителей, как Иван Грозный. Чувство национального унижения сменяется чувством преданности национальным идеалам, которое становится мощным стимулом роста национального самосознания. Из ига выросла идея будущей великой Российской империи, получившая подпитку из Византии в виде формулы «Москва - третий Рим, а четвертому не бывать».
Напряженная культурная ситуация периода завоевания Руси привела к созданию высочайших образцов иконописи, церковной музыки, религиозной литературы и архитектуры. Народное творчество этого времени изобилует сказаниями, в которых место традиционных врагов славян заняли монголо-татары, отношение к которым не является однозначным. С одной стороны, завоеватели вызывают справедливую ненависть, с другой стороны - уважение и признание их храбрости и доблести, воспевается прелесть свободной, вольной, степной жизни. Этот период ознаменован и началом закрепощения крестьян, что было удобно для взимания податей монголами и было признано удобным и разумным уже во время установившихся национальных правлений.
Смутное время, результатом которого стало тесное знакомство с культурой Запада, шатнуло маятник в другую сторону. Время правления династии Романовых характеризуется желанием власти сформировать стабильную национальную картину мира, в которой достойное место занимал бы образ царя. На деле задолго до реформ Петра I, до церковного раскола, шло формирование разных картин мира, разделивших русское общество на плохо понимающие друг друга субкультуры: народную и боярско-
дворянскую, ориентированную на европейские культурные образцы. Прекрасные достижения Злотого и Серебряного веков русской культуры являются преимущественно образцами именно
дворянской культуры, непонятной и чуждой крестьянской массе.
После Октябрьской революции, ставшей очередным переломом, точкой бифуркации, советское государство начало собственную работу по формированию новой национальной картины мира. Её удалось создать и внедрить в народные массы за удивительно короткое историческое время именно при активном содействии многочисленной армии художников, которая была поставлена новым государством на довольствие, получила социальный заказ и искренне верила в справедливое устройство нового общественного строя. Те же, кто не захотел вписаться в эти ряды, вынуждены были эмигрировать, и их творчество надолго выпало из процесса созидания российского образа мира. Культурное своеобразие советского периода было продиктовано одиночеством страны, осмелившейся бросить вызов магистральному пути развития, обозначенному западными странами как капиталистический.
Данный экскурс представляет собой беглый взгляд на проблему культурного одиночества России, в контексте типологии культуры, впервые осуществленной в трудах западников и славянофилов, а впоследствии подробно разрабатывавшейся евразийцами.
Другой подход к данной проблеме связан не столько с положением страны между Востоком и Западом, ее культурным противостоянием и в то же время постоянным полилогом, осуществляемым ею в ходе своей истории, сколько с особой внутренней природой российской ментальности и культуры. Ряд исследователей отмечает тот факт, что для российской ментальности характерно доминирование духовной традиции, нежели культурно-цивилизационной. Причем под культурно-цивилизационной понимается скорее внешняя сторона культурного творчества, освоения человеком окружающего мира и переустраивание его ради достижения собственного комфорта, что отличает в первую очередь культуры Европы и Америки. Духовная же традиция предполагает, прежде всего, глубокую внутреннюю работу, нацеленную на поиск путей самосовершенствования, поиск высшего смысла человеческого существования, что являлось прерогативой Востока, и что в большей степени сближает Россию с Востоком, а не пресловутая «рабская покорность» или «жестокость».
Испокон веков Россия жила идеальностью и выше своего «тварного» обустройства всегда ставила обустройство духовное и нравственное. В этом великая трагедия и великая сила русского стиля жизни: устремленность к духовным основаниям мироздания, неиссякаемость духовно-
го потенциала здесь всегда сочетались с бытовым аскетизмом. Вся история функционирования национальной картины мира, проявляющейся в художественном творчестве разных периодов отечественной истории, подтверждает эту тенденцию. Особенно отчетливо приоритет духовности проявляется в истории развития русской философской мысли, в которой практически отсутствует поиск основ материального бытия, что являлось главной проблемой истории философской мысли Европы с древности до Нового времени. Отечественных философов волновали вопросы смысла бытия России и отдельного человека, соборности и духовности, нравственности, свободы и ответственности.
В этом смысле советское время не нарушило основы духовно-нравственного стержня русского народа. В период всей истории СССР осуществлялась огромная работа по реализации морального кодекса строителя коммунизма, формированию нового человека - патриота своей страны, интернационалиста, превыше всего ставящего интересы своей страны, своего многонационального советского народа, а потом уже думающего о своих личных интересах. «Прежде думай о Родине, а потом о себе» - настойчиво внедрялось в сознание пренебрежение своим индивидуальным бытиём в противовес общественному.
Большевики пришли к власти в условиях послевоенного экономического спада, пережили со своим народом гражданскую войну, вторую мировую, восстановили разрушенное народное хозяйство, осуществили индустриализацию, электрификацию, освоили целину, вышли в космос, создали мощнейшую армию и флот, развили передовую науку, создали лучшую в мире систему образования. Все эти преобразования были осуществлены за короткое историческое время неимоверными усилиями, оптимистическим энтузиазмом огромных масс советского народа, терпевшего лишения, утраты, голод и холод ради великого светлого будущего, ведомого утопической идеей построения справедливого коммунистического общества.
Художественная культура этого периода характеризуется структурностью и неоднозначностью. Она включает в себя, как официальное искусство «социалистического реализма», так и огромный лагерь «вольнодумного творчества», преследующегося и репрессирующегося. При этом часть этого лагеря гонениям не подвергалась, то есть более или менее терпелась властью. Создавалось искусство элитарное, ориентированное на интеллектуальную элиту, массовое, адресованное всему обществу, существовал це-
лый пласт криминального искусства. Несмотря на всю сложность и амбивалентность художественной культуры советского периода, она была чужда идей утилитаризма, прагматизма обыденности, монетаризма, являющихся центральными в культуре Запада. Художественная гуманитарная интеллигенция России всегда была более бескорыстной, чем западная. Она следовала в своих социальных ориентациях, прежде всего, своим выстраданным мифам, которые она во вдохновенном полёте своего свободного творческого гения создавала, опираясь на свои прозорливые интуиции и религиозные настроения, на жизненную потребность реализации своих творческих инстинктов.
Русская художественная культура носила принципиально антибюрократический характер, она была всегда нацелена на поддержку слабых и обездоленных. Эта её особенность проявилась особенно ярко в конце существования СССР, когда она не только отражала в своих произведениях протестные настроения, но и активно создавала их, распространяла через САМИЗДАТ, через бардовские песни, через подражание новомодным западным культурным течениям и т.п. Весь этот протестный опыт являл собой уникальный код трансформации, перехода на новый исторический уровень, поиска принципов добра и справедливости, стремления к избавлению народа от страданий. В этом проявлялось своеобразие российской культуры, как культуры покаяния и трезвости, религиозного самопожертвования и бескорыстного героизма.
Именно в этом смысле современная социально-культурная ситуация в нашей стране воспринимается как глобальный системный кризис, охвативший всю структуру культуры, включая глубинные уровни семьи и личностного становления человека. Люди сегодня говорят о потере смысложизненных ориентиров, ощущают ностальгию по советскому времени, в то же время, отмечая тот факт, что по уровню комфорта современная жизнь не сравнима с советским периодом. Мы сегодня следуем в повседневной и праздничной одежде стилю ведущих дизайнеров моды, организуем интерьеры своих квартир и домов в соответствии с новым представлением о красоте и комфорте, пользуемся современной техникой и ощущаем пустоту обыденности, которую заполняем поиском смысла в религии, медитативных и оккультных практиках, гламурном образе жизни.
Новые политические лидеры России отказываются от классического интеллигентского чувства гражданского долга и «вины перед народом». Именно с их подачи в обществе через
2012/б
СМИ распространяются идеалы гламура, безыдейности, настроя на то, что нужно успевать брать от жизни все лучшее, так как мы этого достойны. Параллельно осуществляется массированное создание образа России, как выпавшей из русла мирового развития, третьесортной страны, народа с рабским менталитетом, которому нечем гордиться и не к чему стремиться, народа спивающегося, вырождающегося, побежденного собственной преступной натурой [4, 5, 6]. Таким образом, многие каналы СМИ выполняют разрушительные функции по отношению к традиционным духовным ценностям, обескураживают российских граждан, лишают их способности нравственного суждения, перевертывают систему их духовных оценок. Думается, что таким образом государством осуществляется разрушение национальной картины мира, которая, скорее всего, уже не отвечает вызовам времени.
Однако большая и, думается, что лучшая часть представителей художественной интеллигенции, даже в нелёгкие для неё 2000-е не отступила от своих взглядов. Исследование, проведенное нами в период с 2006 по 2008 годы среди представителей художественной интеллигенции Бурятии, показало, что «художники» превыше любых материальных ценностей, статусных позиций ставили ценности культуры, религии, свободы, морали, свободного от цензуры творческого труда. Ворча и негодуя на материальные трудности, они тем не менее, поддерживали тягостные для них социальноэкономические реформы. Словно мифические атланты - небо. Веря и надеясь, что именно через свободу творчества, через самостоятельный поиск, рефлексию, ей удастся найти ответы на извечные вопросы: во что верить, на что надеяться, где истина и каким путем к ней идти [7,
8]. Другое дело, опираться им сегодня на традиционные духовно-нравственные ценности, или ориентироваться на ценности западной монетарно-прагматической культуры при формировании новой национальной картины мира - этот вопрос пока еще остается без ответа.
Литература
1. Моисеев Н.Н. Модели экологии и эволюции. - М.: Знание, 1983.
2. Поппер К. Открытое общество и его враги. / пер. В.Н.Садовский. - М.: Soros foundation USA, Изд. Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.
- М., 1990.
4. Соловей В.Д. Кровь и почва русской истории. - М.: Русскш миръ, 2008.
5. Токарева С.Б. Проблема духовного опыта и методологические основания анализа духовности. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.
6. Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. -М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005.
7. Очиров А.Д., Чагдурова Э.Д. Отношение к реформам и процессы социальной адаптации художественной интеллигенции Бурятии в историческом контексте // Диаспоры в контексте современных этнокультурных и этносоциальных процессов. - Т.3. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006.
- С.82-95.
8. Очиров А.Д., Чагдурова Э.Д. Сравнительный анализ гендерных аспектов социальной адаптации художественной интеллигенции Бурятии // Экологическая этика и образование для устойчивого развития: материалы Байкальской международной конференции ЮНЕСКО. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. - С. 67-76.
Чагдурова Эржена Дондобовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Chagdurova Erzhena Dondobovna, candidate of philosophical science, associate professor, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 37: 2.87 © О.М. Тихомирова
МЕТОДЫ ОСВОЕНИЯ ЭТНОДИЗАЙНА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА
Статья посвящена проблеме повышения эффективности образовательного процесса в высшей школе. Обосновывается использование современных проблемно-исследовательских методов в процессе подготовки специалистов в области дизайна, в рамках дисциплины этнодизайн. Раскрыты возможности применения метода реконструкции как инструмента комплексного изучения наследия этнического искусства.
Ключевые слова: дидактический метод, технологическая реконструкция, дизайн, этническое искусство, этнодизайн.