а£с&
Лингвистика
Меграбова Э.Г.
Динамика образа Китая в дискурсе журнала Newsweeh (2008 - 2012: лингвистический аспект)
Образ современного Китая не может не привлекать внимание зарубежных средств массовой информации, которые создают свою вторичную языковую картину фрагмента мира под названием "Китай", исходя из собственных представлений, ценностей и определённых социальных посылов.
В американских СМИ статьи о Китае занимают одно из центральных мест среди публикаций, посвящённых зарубежным странам. И это не случайно. Китай, также как и США, - ведущая сверхдержава, влияющая на историческое развитие современного мира. Между ними существуют достаточно большие культурные различия, поскольку Китай - страна с пятитысячной историей, в то время как США насчитывает около трёх веков. Китай относится к так называемым традиционным обществам. Соединённые Штаты Америки являются индивидуалистическим обществом.
Современный мир живёт в информационном пространстве. Масс-медиа - одни из основных источников конструирования социальных, политических, культурных идей и мнений, мощный инструмент распространения этих идей и влияния на сознание людей. Информационная картина мира - специально организованная конструкция, категоризирующая реальный мир в соответствии с взглядами и идеологией его создателей: "Идеологическую функцию не без основания считают важнейшей функцией СМИ" [3, р. 22].
Практический материал включает статьи о Китае в одном из ведущих представителей американских СМИ - американском политическом журнале Меюзюввк за период с января 2008 г. по апрель 2009 г. и с января 2011 г. по апрель 2012 г. Такие временные рамки и трёхлетний перерыв объясняются нашим намерением показать в динамике и сравнении исследуемый фрагмент картины мира в журнале Меюзюввк.
Образ, создаваемый политическим изданием, - это реализация его идей и ценностей, некое специфическое видение мира или его фрагментов. "Ведущие средства массовой информации обладают собственной властью, хотя бы управляя общественным имиджем других элит и занимая ключевую позицию в осуществлении контроля над общественным дискурсом, и, следовательно, косвенным образом, над общественным сознанием" [5, р. XXIII].
Сумма ценностей, которых придерживаются авторы журнала Newsweek, позволяют нам квалифицировать дискурс Newsweek как либеральный. Либеральный дискурс Newsweek базируется на главной доктрине Запада - либерализме. "Либерализм ... стал философской базой основ современной западной социальной и экономической жизни" [11, p. 102]. Джордж Лакофф пишет: "Я определяю "классический теоретический либерализм" как имеющую долгую историю систему взглядов относительно того, что индивидуумы являются или должны быть свободными, автономными субъектами, каждый из которых преследует свой собственный интерес" [8, p. 19]. Авторы Newsweek защищают принципы индивидуализма, конкуренции, потребительства, свободной самореализации, открытости общества, плюрализма, свободного обмена товарами внутри открытого нерегулируемого рынка. Комментируя стремления и решения руководства Китая обратиться к конфуцианскому наследству как моральной основе для страны, авторы Newsweek критически и даже иронически отзываются об этой идеологической стратегии: So China has at long last found something to fill its "values vacuum"... Confucian values -unity, morality, respect for authority, the importance of hierarchical relationships - are being touted by Beijing’s communist leaders as never before (March 20, 2008, pp. 30, 32). Журналисты Newsweek выражают свое сомнение по поводу приемлемости этих ценностей молодым поколением Китая: It is naive to expect that Chinese society, especially its wired younger generation, would embrace Confucianism simply because its government has urged it to do so (March 20, 2008, p. 32).
Либеральные ценности - основание для описания и анализа политических, социальных и культурных аспектов жизни Китая [7]. Однако существует и другой идеологический компонент в дискурсе Newsweek о Китае, который весьма важен для исследования отношений между языком и экстралингвистическими факторами. Существенный аспект информационной картины мира о Китае в Newsweek - это то, что Китай стал активным участником в борьбе за влияние в современном мире: The much-heralded advent of China as a global power is no longer a forecast but a reality (Dec. 31, 2007/ Jan/ 7, 2008, p.20). Поэтому мы полагаем, что дискурс Newsweek о Китае является также геополитическим. Геополитический дискурс Newsweek можно рассматривать в качестве разновидности либерального дискурса: индивидуализм в международной политике расценивается как игнорирование интересов других субъектов международных отношений. "Индивидуализм в его внешнеполитическом аспекте проявляется в рассмотрении существования собственной национальнополитической общности как самоцели, а существования других подобных общностей как средства для ее реализации; в игнорировании интересов других субъектов международных отношений при определении собственной внешнеполитической стратегии и тактики" [2, с. 180].
Наше исследование находится на стыке дискурсивного анализа и когнитивного подхода к политической коммуникации. Фундамен-
тальные идеи и ценности, разделяемые группой, обществом представляют инструмент социального познания: "... дискурс формирует общество так же, как и формируется обществом; оно определяет ситуации, объекты знания, социальную идентичность и отношения между отдельными людьми и группами людей" [6, p. 258].
Масс-медиа - творцы образов (имиджей). Как категория сознания образ имеет свой прототип в реальном мире. Идеология, основная когнитивная база, "обретает опору в образах" [1, с. 323]. Верования, ценности, идеи отражаются в идеологических пропозициях. "В наиболее общем виде многие учёные разделяют определение пропозиции как отражающей некие онтологически существующие отношения между предметами или предметом и его свойством, и осмысленные как таковые в голове человека" [4, с. 138]. Репрезентации идеологических верований принимают форму ментальных моделей, в которые неизбежно входят ценности культуры. Пропозициональное "содержание" "настраивается" на определённый контекст, и если дискурс идеологичен, то пропозиции при их вербальной репрезентации нацелены на конструирование основных идеологических постулатов. Такие пропозиции прагматически нагружены и составляют ядро образа Китая в либерально-геополитическом дискурсе Newsweek.
Прежде всего, Китай является страной противоречий. Эта основная пропозиция отражается в оппозициях силы - слабости, подъёма Китая и наличия массы проблем: контрастами между бедными и богатыми, расхождениями между полами, центром Китая и его провинциями и т.д. Ряд противоречий является следствием истории Китая и специфическими условиями жизни. Однако пропозиция противоречия не является предметом данной статьи, и наше внимание будет сосредоточено на других пропозициях, вскрывающих воплощение образа Китая во вторичной языковой картине мира журнала Newsweek.
Базовая пропозиция либерального дискурса Newsweek при формировании образа Китая в период исследования связана с традиционными ценностями Китая: традиционные ценности Китая конкурируют с западными ценностями (China’s traditional values compete against Western ones).
Либеральные ценности рассматриваются в данном случае как основные ценности для любого общества, как единственная современная идеология, которую должны разделять жители Китая: Confucian values must compete against Western individualism, consumerism... Contrary to the values of modesty and collectivism counseled by Confucius, the younger generation has been won over by the Western concepts of competition and self-realization... The best solution is... greater civic freedom, tolerance and individual rights (March 20, 2008, с. 32). Хотя трудно не согласиться с иной точкой зрения: "But collectivistic Chinese may value harmony, relationship and face more than individualistic Americans' ' [10, p. 43].
Теперь переходим к периоду с января 2011 года по апрель 2012 года. Критический подход к традиционным ценностям Китая остаётся, но, по мнению авторов Newsweek, эти ценности трансформиру-
ются, приближаясь к западным ценностям, при этом используется метафора "мутируют": ... as China sheds its communist mantle, it is not only Westernizing but also Sinicizing, rediscovering its traditional values. These values, however, are mutating... As a result, many worry that the China emerging from communism will know no values other than wealth materialism (March 12, 2012, p. 25).
Следовательно, пропозиция традиционные ценности Китая мутируют (China’s traditional values are mutating) выражают сдвиг к западным ценностям, идею некоторого слияния (... it is not only Westernizing but also Sinicizing.).
Следующая пропозиция: Китай - меняющаяся страна (China is a changing country). Образ Китая как страны, которая находится в состоянии перемен, конструируется ссылками на изменения в Китае в различных сферах его жизни: 1) ...with all of Chinese society changing around them (Aug. 18/Aug. 25, 2008, p.31). 2) China’s economic transformations over the past two decades is a fascinating. story (Dec. 31/ Jan. 7, 2008, p.33). Непредвиденный толчок к изменениям был дан трагедией землетрясения в Сычуани: 1) As China rebuilds from the great quake, a changed country is emerging with some surprising winners and losers (Jun. 30, 2008, pp.24-26). Авторы Newsweek делают следующий вывод: The Year That Changed China. 2008 will turn out to be remarkable year of change in China’s modern history (Jun. 30, 2008, p.24). Повторение слов change, shift, оппозиции, вербализованные местоимениями или адвербиальными конструкциями, метафоры и эпитеты выражают идею изменения: 1) Before the quake... now. 2) Following that catastrophe (1976 Jangshan earthquake). this time, Beijing has opened its arms to foreign help (Jun. 30, 2008, p.26). 2) The Deep Roots of China’s New Economic Nationalism (Apr. 13, 2009, p.4). 3) ... to speak out with newfound freedom; China’s new postquake social landscape (Jun. 30, 2008, p.25).
Пропозиция Китай - меняющаяся страна (China is a changing country) во втором периоде (2011 - 2012 гг.) охватывает ситуации, связанные со сдвигом в ценностях и верованиях китайцев. Новый Китай - не патриархальная страна, а страна, ломающая традиции: They (female billionaires) are a beguiling advertisement for the New China - bold, entrepreneurial, and tradition - breaking (March 12, 2012, p. 22). If in a preceeding period "new" was more associated with economic results, in the period of 2011-2012 it refers to morality ... (March 12, 2012, p. 23).
Все эти изменения, новые подходы к традиционному образу жизни, заставляют других акторов на международной арене, Соединённые Штаты в первую очередь, удивляться, беспокоиться и вырабатывать свои стратегии: 1) Now, as China plays a bigger and bigger role on the world stage ... (Jul. 21, 2008, p.51). 2) China’s successful use of command capitalism also carries, at most, limited lessons for the United States or Europe... (Jan. 19, 2009). В исследуемый период средства массовой информации формируют определённый образ Китая: Китай является единственным, самым важным вызовом США
(China is the single most important challenge for the USA). Создание этого образа - результат новой политики США по отношению к Китаю, которые учитывают рост и успех Китая на пути преодоления кризиса: 1) Washington needs a new approach to Beijing. 2) Americans need to accept China’s rise (Dec. 31, 2008).
Важным для сегодняшнего Китая становится место в мире в процессе глобализации [9]. Новый подход требует, как полагают журналисты Newsweek, нового поворота в американо-китайских отношениях. Идеологическая пропозиция в этом случае может быть представлена следующим образом: Китай является страной с потенциалом, способным формировать XXI век (China is the country with the potential to shape the 21st century). Это идеологическая пропозиция приводит к выводу о прагматическом использовании возможностей Китая: Trade and investment... also contribute to the web of ties that would bind China into an orderly world order (Dec. 8, 2008). Данное заявление отражает менталитет истеблишмента США, стремящегося приспособить Китай к своим политическим замыслам. Выбор слов, принадлежащих к определённым лексическим группам, метафорам, эпитетам, демонстрирует новый взгляд либеральных журналистов на Китай: 1) Once seen as the bad habit of an immature economy, China’s state meddling is now seen as a bulwark of stability (Jan. 19, 2009, p.32). 2) The goal should be to make China a pillar of a globalized world (Dec. 31, 2008). Комментируя появление Китая как новой супердержавы, журналист (Kishore Mahbubani) называет это: a geopolitical miracle (Mar. 9, 2009, p.31).
В период 2011 - 2012 гг. Китай позиционирует себя как су-перкомпьютерная сверхдержава: a supercomputing superpower... Not long ago you wouldn’t mention China and supercomputing in the same breath. They’ve made dramatic studies (Dec. 5, 2011, p. 29). Прилагательные в превосходной степени передают мощь Китая: . when it comes to developing the newest, biggest, fastest machines, the inconvenient truth is that China, our №1 military and political rival, now runs neck and neck with the U.S. in a field that for decades the U.S. dominated (Dec. 5, 2011, p. 28). Геополитический соперник США, Китай, вступил в игру: For years, the U.S. had the best and biggest arsenal. Until China got in the game. (Dec. 5, 2011, pp. 27-28). Ситуация вызывает определённое беспокойство у США. Метафора, описывающее потрясение, передаётся сочетанием a Sputnik moment (аллюзия на запуск спутника в СССР): But to the scientists, industry titans, and world leaders who understand how delicate America’s position as a global superpower really is, this was a Sputnik moment (Dec. 5, 2012, p. 28). Пропозиция Китай - страна, на которую нельзя оказывать давление (China is not the country to put pressure on) тесно связана со следующей пропозицией: China is the country to continue the Sino-American "coevolution" with. Стремление детализировать понятие "coevolution" вербализовано в слове-слитке "Chimerica" (May 23/30, 2011, p. 38), метафорах alchemy, fuse, melding. Эти метафоры отражают желание США вовлечь Китай в свою орбиту: Each has found a way to dynamically fuse East and West... if China
can achieve a similar alchemy - melding its tremendous economic potential and traditional values with Western innovation; the rule of law, and individual liberties - it would be a land of opportunity tough to beat (March 12, 2012, p. 25).
Институциональный дискурс либерализма не может игнорировать излюбленную тему либералов - "нарушение прав человека". Идеологическая пропозиция Китай является авторитарным государством (China is an authoritarian state) достаточно разнообразно представлена в языковом выражении и может стать предметом отдельного исследования.
Итак, образная форма репрезентации знания реализована пропозициями, позволяющими отразить события и факты внешнего мира в их связях и взаимодействии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. / Н.Д. Арутюнова. М.: "Языки русской культуры", 1999. 896 с.
2. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества / Э.Я. Баталов. М.: Наука, 1990. 256 с.
3. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи) / Т.Г. Добросклонская. М.: Едиториал УРСС, 2005. 288 с.
4. Кубрякова Е.С., Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубряко-ва. М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. 242 с.
5. Dijk, T. van Preface / Discourse as interaction in society // Discourse as Social Interaction. Discourse Studies: A Multidisciplinary Introduction. Vol. 2. London.: Sage Publications, 1997. P. IV-XXXVII.
6. Fairclough, N., Wodak, R. Critical Discourse Analysis.// Discourse as Social Interaction. Discourse Studies: A Multidisciplinary Introduction. Vol. 2. London.: Sage Publications, 1997. P. 258 - 284.
7. Kohls, R.L. The Values Americans Live By [Электронный ресурс]. URL: http: //center.fio.ru/method/RESOURSES/PROHOROVANA/ 2002/07VALUES. HTM/ (дата обращения: 10.05.2005 г.).
8. Lakoff, G. Moral Politic: What Conservatives Know that Liberals Don’t / G. Lakoff. Chicago: The University of Chicago Press, 1996. 413 p.
9. Liu Changyan & Wang Song. Chinese cultural transformation in the context of globalization // Intercultural communication. Research and exploration. Shanghai: Shanghai Foreign Language Education Press, 2007. P. 326 - 335.
10. Qin Zhang, Jibao Zheng. Conflict Types, Resolution, and Relational Satisfaction: A U.S. - China Investigation // Intercultural communication Studies, 2012, Vol. XXI: 3. P. 41-52.
11. Scollon R., Scollon S. Intercultural Communication: A Discourse Approach / R. Scollon, S. Scollon. Peking: Foreign Languages Teaching and Research Press; Blackwell Publishers Ltd., 2005. 276 p.
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б
1. Arutyunova N.D. YAzyk i mir cheloveka. 2-e izd., ispr. / N.D. Arutyunova. M.: "YAzyki russkoj kul'tury", 1999. 896 s.
2. Batalov EH.YA. Politicheskaya kul'tura sovremennogo amerikanskogo obshhestva / EH.YA. Batalov. M.: Nauka, 1990. 256 s.
3. Dobrosklonskaya T.G. Voprosy izucheniya mediatekstov (opyt issledovaniya sovremennoj anglijskoj mediarechi) / T.G. Dobrosklonskaya. M.: Editorial URSS, 2005. 288 s.
4. Kubryakova E.S., Kratkij slovar' kognitivnykh terminov / E.S. Kubryakova. M.: Filologicheskij fakul'tet MGU im. M.V. Lomonosova, 1997. 242 s.
5. Dijk, T. van Preface / Discourse as interaction in society // Discourse as Social Interaction. Discourse Studies: A Multidisciplinary Introduction. Vol. 2. London.: Sage Publications, 1997. P. IV-XXXVII.
6. Fairclough, N., Wodak, R. Critical Discourse Analysis.// Discourse as Social Interaction. Discourse Studies: A Multidisciplinary Introduction. Vol. 2. London.: Sage Publications, 1997. P. 258 - 284.
7. Kohls, R.L. The Values Americans Live By [EHlektronnyj resurs]. URL: http: //center.fio.ru/method/RESOURSES/PROHOROVANA/ 2002/07VALUES. HTM/ (data obrashheniya: 10.05.2005 g.).
8. Lakoff, G. Moral Politic: What Conservatives Know that Liberals Don’t / G. Lakoff. Chicago: The University of Chicago Press, 1996. 413 p.
9. Liu Changyan & Wang Song. Chinese cultural transformation in the context of globalization // Intercultural communication. Research and exploration. Shanghai: Shanghai Foreign Language Education Press, 2007. P. 326 - 335.
10. Qin Zhang, Jibao Zheng. Conflict Types, Resolution, and Relational Satisfaction: A U.S. - China Investigation // Intercultural communication Studies, 2012, Vol. XXI: 3. P. 41-52.
11. Scollon R., Scollon S. Intercultural Communication: A Discourse Approach / R. Scollon, S. Scollon. Peking: Foreign Languages Teaching and Research Press; Blackwell Publishers Ltd., 2005. 276 p.