ДИНАМИКА НУЖДАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ СОГМА В ОРТОПЕДИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ ЗА 15 ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.
Хабиева Д. Г., Бобина Ю. В., Гусова З. А., Чехоева Л. Б., Хетагуров С.К.
ГОУ ВПО Северо-Осетинская государственная медицинская академия Росздрава, г. Владикавказ. Кафедра ортопедической стоматологии, зав каф. д.м.н., доц. Дзгоева М.Г.
Стоматологические заболевания - кариес зубов, болезни пародонта - относятся к числу самых распространенных заболеваний человека на земном шаре. Кариесом зубов поражаются представители всех возрастно-половых и социальных групп, начиная с раннего детского возраста.
Одним из важнейших аспектов проблемы стоматологической заболеваемости является профилактика, раннее выявление и лечение стоматологических больных. Однако, оказание помощи в полном объеме невозможно без хорошего знания ситуации по стоматологической заболеваемости в каждой конкретной географической зоне. Цель исследования: изучить стоматологический статус студентов СОГМА в динамике за 15 лет, определить потребность в ортопедическом лечении и оценить объем необходимых лечебно - профилактических мероприятий Материалы и методы. Осмотры проводились в соответствии с методическим рекомендациями ВОЗ 2003 г., по исследованию стоматологического статуса.
Для сравнения были взяты архивные данные исследований, проводившиеся ранее в СОГМА на кафедрах организации здравоохранения, ортопедической стоматологии, в 1995, 1998, 2005 годах. Нами было обследовано 73 студента СОГМА стоматологического, лечебного и педиатрического факультетов, с разных курсов. Оценивался индекс КПУ, состояние тканей пародонта, наличие зубочелюстных аномалий, аномалий прикуса, признаки патологии ВНЧС.
Результаты. Во всех группах пораженность кариесом составила 100%, как и в прошлые годы по архивным данным.
Показатель индекса КПУ - с годами несколько увеличился на всех факультетах примерно одинаковая тенденция. Показатель индекса К - традиционно высокие цифры на всех кроме стоматологического факультета. Обусловлено тем что стоматологи имеют легкий доступ к лечению, кариеса очень мало. Показатель индекса П -на стоматологическом факультете самый высокий показатель, так как студенты - стоматологи имеют легкий доступ к лечению, лечат друг друга.
Показатель индекса У - число удаленных зубов увеличилось на других факультетах. Возможно это связано с экономическими причинами - лечение становится все более дорогостоящим и проблемные зубы удаляют вместо лечения или протезирования
Наличие протезов - их количество с годами становится меньше - учитывая профилактические мероприятия и повышение качества стомат услуг в городе.
С годами нуждаемость в ортопедическом лечении падает, что обусловлено повышением качества услуг и наличием конкуренции в стоматологии, профилактическими мероприятиями.
Заключение: практически по всем показателям КПУ отмечается ухудшение стоматологического статуса
студентов СОГМА по сравнению с тем, что было в 1995, 1998, 2005 гг, Вместе с тем по сравнению с прошлыми годами снизилась потребность в ортопедическом лечении и уменьшилось количество имеющихся ортопедических конструкций.
Результаты обследования позволяют с уверенностью сказать о возросшем уровне оказания ортопедической стоматологической помощи в РСО- Алания по сравнению с 1995 и 1998 гг.
Стоматологический N=30 Педиатрический N=19 Лечебный N=24
1995 1998 2005 2010 1995 1998 2005 2010 1995 1998 2005 2010
К 2,8 2,9 2,5 2,63 4,98 5,1 3,9 3,88 4,5 4,9 5,5 5,4
П 3,97 4,5 5,8 5,29 2,77 3,2 4,3 4 2,1 3 3,4 3,78
У 0,48 0,37 0,27 0,2 0,5 0,5 0,8 0,75 0,6 0,77 0,8 1
КПУ 7,25 7,77 8,57 8,2 8,25 8,8 9 8,63 7,2 8,67 9,7 10,18
ВНЧС 8,1 9,1 7,2 11,9 6,6 8,7 5,1 9,3 12,5 14 8,24 9,2
Коронки 5,8 4,5 2,8 1,5 5,5 4,8 3,1 2,7 6,1 5,1 4,3 2,9
Аномалии 18 20,2 24 21 18 14 20 17 33 12 20 18
Потребность в протезировании 36,2 28 20,5 11 32,4 24,3 25 14,7 38,1 30 26 15,9
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010