Научная статья на тему 'Динамика научных школ ЮУрГУ'

Динамика научных школ ЮУрГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Ольга Викторовна

This article analyzes problems of occurrence and development of scientific schools in the «sociocultural" (sociological-culture science) context of Urals Region in the XX century. The article gives features of interaction of scientific leaders and their pupils, «the scientific school» and «a scientific direction» in the SUSU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific schools of the South Ural State University (SUSU)

This article analyzes problems of occurrence and development of scientific schools in the «sociocultural" (sociological-culture science) context of Urals Region in the XX century. The article gives features of interaction of scientific leaders and their pupils, «the scientific school» and «a scientific direction» in the SUSU.

Текст научной работы на тему «Динамика научных школ ЮУрГУ»

Социология духовной жизни

УДК 378.08 О.В. Антонова

ББК 4488.74(2)61 +4251.1

ДИНАМИКА НАУЧНЫХ ШКОЛ ЮУРГУ

С появлением первых университетов передовая научная мысль сосредотачивалась именно здесь. Университеты стали центрами межличностных научных коммуникаций, что явилось подоплекой зарождения первых в истории научных школ. Обязательным условием существования такой школы является выделение из научной среды яркой личности, способной увидеть перспективу развития науки, определить очередность решения научных проблем, обеспечивая преемственность исследований, а также обладающей гибкостью и умением быстро перестраивать исследовательскую работу в зависимости от потребностей практики. При этом обязательным условием является сохранение единого подхода к исследуемым проблемам. Чаще всего научные школы создаются в достаточно крупных учебных заведениях и исследовательских центрах. Существование научной школы является признаком зрелости любого научного подразделения или кафедры в вузе. История Южно-Уральского государственного университета весьма показательна в этом плане. Началась она в годы Великой Отечественной войны.

В Челябинск, тыловой город, переместилось основное производство танков и оборонной техники. Сюда же были эвакуированы ученые и преподаватели Сталинградского механического института, вузов Харькова, Киева, Ленинграда. Наличие высококвалифицированных кадров и явилось первой предпосылкой создания научных школ.

После окончания ВОВ в специалистах стали нуждаться и многие отрасли восстанавливаемого хозяйства. В 1949 году ЧММИ был реорганизован в Челябинский политехнический институт. Одной из самых важных предпосылок активного становления и развития новых научных школ можно назвать интенсивное послевоенное развитие промышленности. В условиях холодной войны и гонки вооружения конца пятидесятых — начала шестидесятых годов оно требовало масштабного научного исследования самых разных технических и технологических проблем. Во многом развитие вуза в те годы диктовала необходимость создания все новой и новой военной техники. На кафедре «Двигатели внутреннего сгорания» начала свое развитие школа, основоположником которой является доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР Иван Иванович Вибе. Он предложил уравнение, описывающее закон горения в цилиндрах дизельных двигателей, существенно более точное, чем использовавшееся ранее. На его основе теория дизельных двигателей получила дальнейшее развитие, и это позволило создать лучшие в мире танковые двигатели [2].

Потребности быстро развивающегося ракетно-космического комплекса страны выдвинули на передний план научное направление в области систем автоматического управления. Научная школа была создана доктором технических наук, профессором, заслуженным деятелем науки и техники РСФСР Георгием Севировичем Черноруцким. Подготовка специалистов по системам управления летательными аппаратами была необходима таким предприятиям, как конструкторское бюро машиностроения (ныне государственный ракетный центр имени В. П. Макеева в городе Миассе), свердловское НПО «Автоматика». Совместная работа с этими и рядом других предприятий военно-промыш-ленного комплекса стимулировала развитие связанных с нею областей знаний, определила основные направления научных школ и прекрасные возможности их развития. Пример тому — научные школы академика В.П. Макеева («Ракетные комплексы морских баллистических ракет») и профессора А.Г. Бургвица («Гидродинамическая теория трения»), В это же время произошло становление Уральской школы прочнистов (основатель Д.А. Гохфельд) и школы сварщиков-прочнистов (основатель О.А. Бакши).

Специфика быстро развивающейся промышленной области с большим удельным весом металлургической промышленности обусловила возникновение научных школ на кафедрах «Обработка металлов давлением» («Челябинская научная школа прокатчиков», основатель — Владимир Николаевич Выдрин), «Литейное производство» («Научно-педагогическая школа литейного производства», основатель — Павел Васильевич Черногоров), «Металлургии и стали» (научная школа «Металлургия стали и сплавов», основатель Александр Николаевич Морозов), «Металловедения» (научная школа «Металловедение и термическая обработка металлов», основатель Михаил Максимович Штейнберг), «Физической химии» (научная школа «Физическая химия металлургических систем и процессов», основатель Владимир Александрович Кожеуров). Реализуя опыт теоретических и экспериментальных исследований, представители этих научных школ выполнили ряд фундаментальных разработок прикладного характера, которые занимают достойное место среди достижений научных школ металлургов России.

Существование столь различных научных школ позволило активизировать всю научно-исследовательскую деятельность вуза, так как они задавали тот уровень, по которому оценивалась работа всех остальных подразделений [3].

Расширение количества специальностей в рамках Челябинского политехнического института, ко-

104

Вестник ЮУрГУ, № 2(57), 2006

0.8. Антонова

Динамика научных школ ЮУрГУ

торое наблюдалось в начале восьмидесятых годов прошлого века, позволило уменьшить «однобокость» в подготовке специалистов с высшим образованием. В 1990 году ЧПИ стал Челябинским государственным техническим университетом. Его ученые были не просто высокообразованными людьми, они составляли культурную элиту города, интересуясь всем передовым и новым, они вольно или невольно соприкасались и с другими, не техническими направлениями науки, хорошо разбирались в вопросах искусства и культуры. Развитие сильных технических научных школ становится мощным базисом для развития в университете гуманитарных научных направлений. Вначале гуманитарные кафедры появлялись на технических факультетах, а затем стали формироваться в самостоятельные факультеты. Так, в 1996 году в ЧГТУ открывается первый в Челябинске самостоятельный факультет психологии. В университет пришли серьезные ученые, которые вели научные исследования в области истории, философии, искусствоведения, валеологии. Закономерное развитие в вузе гуманитарных наук позволило привлечь лидеров, объединивших вокруг себя сотрудников в молодые растущие научные школы. Например, профессор, доктор биологических наук Александр Петрович Исаев со своими многочисленными учениками занимаются проблемами адаптации человека к спортивной и учебной деятельности. Николай Павлович Парфентьев, профессор, доктор исторических наук, найдя свое особое историко-искусствоведческое направление, изучает проблемы истории и теории древнерусского музыкально-письменного искусства. Проблема соотношения нравственных ценностей и реальных политических практик — научное направление, в котором трудится профессор доктор исторических наук Игорь Вячеславович Сибиряков. Социокультурная динамика советской науки — тема исследований профессора, доктора исторических наук Виктора Сергеевича Балакина. Научные усилия профессора, доктора психологических наук, члена-корреспон-дента Международной академии психологии Николая Алексеевича Батурина связаны с исследованием проблем оценочной функции психики. Им разработан ряд диагностических комплексов для применения различных феноменов оценки, оценочных явлений личностного уровня [4]. Таким образом, можно говорить о новом, но быстро растущем гуманитарном направлении в развитии научных школ, которые объективно определили развитие вуза, изначально чисто технического, в полноценный университет. Для того, чтобы поддержать новые направления в науке и дать им развиться в полной мере, было принято решение об изменении статуса вуза. В 1997 году ЧГТУ стал Южно-Уральским государственным университетом.

Все созданные ранее научные школы продолжают развиваться. В XXI веке ни одна из них не прекратила существование. Университет по-прежнему уделяет серьезное внимание развитию фундамен-

тальной науки. В 2003 году в нем были открыты факультеты «Физика» и «Прикладная математика». В последние годы успешно развивается научное направление нелинейной оптики, основанное в ЮУрГУ членом-корреспондентом РАН Борисом Яковлевичем Зельдовичем. Физиками университета открыт ряд новых физических эффектов. Нынешний руководитель научного направления доктор физико-математических наук, профессор Наталья Дмитриевна Кундикова награждена медалью Галилео Галилея. Успешно развивается научная школа математиков. Получены серьезные результаты в области решения дифференциальных уравнений в частных производных, теории матриц, теории решения обратной задачи динамики.

Сегодня научные исследования в ЮУрГУ рассматриваются как важнейшее условие качественной подготовки специалистов. Научные кадры помогают готовить 12 диссертационных советов по 28 научным специальностям. Университет по своей сути предполагает включение в исследовательскую деятельность не только аспирантов, но и студентов. При наличии научных школ легко выстраивается вектор развития от новичка к полноценному специалисту, владеющему передовыми подходами к решению поставленной задачи, исследовательским инструментарием и умеющему видеть перспективу своей практической деятельности. В условиях современного общества специальность, полученная в начале трудовой деятельности, будет неоднократно трансформироваться под действием макроэкономических процессов, происходящих в стране и мире. Деятельность молодых ученых в рамках научных школ активизирует их возможности, позволяет полнее реализовать потенциал в дальнейшей трудовой и исследовательской деятельности. Развитие сильных научных школ в вузе стимулировало формирование в нем социально-гуманитарной среды. Она стала благодатной почвой для развития научных исследований в области гуманитарных наук, что послужило основой для создания новых научных школ. Благодаря формированию и развитию научных школ ЮУрГУ сегодня занимает достойное место в системе высшего образования России и вносит свой вклад в развитие мировой науки.

Литература

1. Конструктор Духов и его школа / Сост. А. П. Морозов. — Челябинск : Южно-Уральское книжное изд-во, 2004. — 448 с.

2. Шестаков, А. Л. Научная деятельность ЮУрГУ / Образование и наука — Южному Уралу. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2004. — С. 137—143..

3. Ученые Южно-Уральского государственного университета/Сост. С. В. Тулинский — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. — 297 с.

4. Тулинский, С. В. Южно-Уральский государственный университет 1943—2003. Исторический очерк. / С. В. Тулинский. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2003, —271 с.

Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 5

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.