Белик В.П. 2008. Материалы к мониторингу орнитофауны Камыш-Самарских озер (Западный Казахстан) // Стрепет 6, 2: 5-28. Белик В.П. 2009. Птицы искусственных лесов степного Предкавказья: Состав и формирование орнитофауны в засушливых условиях. Кривой Рог: 1-216. Белик В.П., Бабич М.В., Трофименко В.В. 2001. Материалы к орнитофауне Доно-До-нецкого займища и его окрестностей // Инвентаризация, мониторинг и охрана ключевых орнитологических территорий России. М., 3: 23-46. Белик В.П., Ветров В.В. 1991. К распространению и численности грача в нижнем течении Северского Донца // Актуальные вопросы экологии и охраны природы Ставропольского края и сопредельных территорий. Ставрополь: 144-148. Белик В.П., Ветров В.В., Милобог Ю.В. 2004. Распространение и современная численность ворона в Западном Предкавказье // Стрепет 2, 1: 138-142. Белик В.П., Сидельников В.В. 1989. Опыт оценки численности грача в Ростовской области на основе анкетных данных // Врановые птицы в естественных и антропогенных ландшафтах. Липецк, 2: 68-70. Вакаренко В.И., Михалевич О.А. 1986. Пространственная структура популяций сороки:
линейный вариант // Орнитология 21: 150-152. Иваненко И.Д. 1955. О численно прогрессирующих видах птиц в древесных насаждениях
степи // Зоол. журн. 34, 2: 408-414. Хохлов А.Н., Ильюх М.П., Хохлов Н.А. 2007. О сокращении гнездовой численности грача в Центральном Предкавказье // Экология врановых в естественных и антропогенных ландшафтах. М.; Ставрополь: 99-100.
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2034: 684-687
Динамика населения врановых птиц в Новокузнецке
Л.К.Ваничева, А.С.Родимцев
Второе издание. Первая публикация в 2010*
Маршрутные учёты, проводимые в разные сезоны на протяжении последних 25 лет, показали, что в городе Новокузнецке и его окрестностях встречаются 7 видов врановых птиц. Характер пребывания этих видов в городе различен. Оседлыми являются сорока Pica pica, галка Corvus monedula, серая ворона Corvus cornix и ворон Corvus corax. Те птицы, которые гнездятся в городе и пригородах, остаются зимовать на своих территориях, расширяя кормовые перемещения. Другая часть особей этих видов является кочующей, птицы используют городские территории для отдыха и кормёжки весной и осенью. Сойки Garrulus glandarius и вороны обитают только в пригородных лесопарковых массивах. Это
* Ваничева Л.К., Родимцев А.С. 2010. Динамика населения врановых птиц в г. Новокузнецке // Врановые птицы Северной Евразии. Омск: 34-35.
оседлые птицы, которые зимой способны кочевать на значительные расстояния от мест гнездования и отмечаются на окраинах города.
Грачи Corvus frugilegus — перелётные птицы, они прилетают в конце марта - начале апреля и распределяются по гнездовым территориям в пригородах (Васильченко 2004). В настоящее время грачи начинают осваивать городские кварталы: в 2007 году гнездовая колония грачей впервые обосновалась в одном из жилых кварталов Центрального района. В 2009-2010 годах число гнёзд в ней увеличилось до 18 и от неё отпочковались дочерние колонии (с числом гнёзд 14, 8, 6, 4 и даже 1), расположившиеся в соседних дворах микрорайона. После вылета птенцов грачи образуют многочисленные стаи, которые сначала кормятся внутри городских кварталов, позднее перекочёвывают в сельскохозяйственные угодья. С образованием устойчивого снегового покрова грачи улетают на юго-запад в места зимовок.
Чёрные вороны Corvus corone orientalis в районе Новокузнецка не гнездятся. Они появляются лишь в конце сентября и служат хорошим индикатором наступления холодов и выпадения снега. В марте чёрные вороны постепенно улетают на восток, и в конце апреля их практически не остаётся в черте города.
Обилие и характер пребывания врановых на территории города не остаётся постоянным. Наблюдается многолетняя тенденция снижения общей численности врановых (кроме грача) в городской черте. Городские районы заметно отличаются друг от друга характером жилой застройки, наличием промышленных предприятий, степенью озеленённости, что, несомненно, отражается на количестве кормовых ресурсов, пригодных мест для гнездования и степени беспокойства птиц.
Анализ данных показывает, что в настоящее время самыми многочисленными в разных районах города являются сороки и серые вороны. Галки встречаются только по берегам Томи и в Новоильинском районе. В последнем отмечена и максимальная численность серых ворон и грачей. Скопление врановых в этом районе города в конце лета объясняется тем, что он граничит с зерновыми полями совхоза «Металлург», на которых в это время созревает урожай. Берега Томи также богаты кормом. В целом обилие врановых птиц в городе за последние 15 лет уменьшилось. Особо существенно сократилась численность галок, при этом грачей стало заметно больше. Следует учитывать, что мы не приводим данных о численности врановых на территориях городских свалок.
Зимняя фауна врановых Новокузнецка относительно бедна. Наи -большую численность в настоящее время имеют серые вороны, тогда как 15 лет назад доминировали чёрные вороны и галки. Последний вид практически перестал встречаться зимой в городских кварталах.
Во время учётов отмечено, что серые вороны занимают участки, расположенные в непосредственной близости от мусорных баков, внутри
жилых кварталов, возле рынков. Это птицы, принадлежащие к оседлой городской популяции. Вороны активно защищают свою территорию от посягательства других птиц, в первую очередь чёрных ворон, сорок и сизых голубей Columba livia, а также от собак (Родимцев и др. 1995). При этом птицы обычно лишь демонстрируют угрозу, не завершая её атакой, однако зафиксированы случаи нападения ворон на детей и бомжей. За людьми этой категории вороны часто следуют от одного мусорного бака к другому, роясь в выброшенном ими мусоре в поисках пищи.
Сороки в разных районах города присутствуют примерно в равном количестве, тогда как чёрные вороны обнаруживают склонность к агрегации. В связи со сформировавшейся территориальной структурой населения серых ворон, чёрные вороны проникает в глубину жилых кварталов, используя лесонасаждения, не занятые серой вороной, городские площади и вновь построенные общественные сооружения (дворцы спорта, гаражи и т.п.). Отсюда они делают набеги на места кормежки, исходно принадлежащие серым воронам.
Гибриды серой и чёрной ворон составляют в Новокузнецке 1 -2% от общей численности врановых и чаще встречаются зимой. Перемены в пропорциональном соотношении видов ворон связаны, на наш взгляд с тем, что в 1980-е годы урбанистическая популяция оседлых серых ворон только начинала складываться, поведенческие механизмы агрессивной защиты своей территории у них находились в стадии становления, поэтому чёрные вороны численно преобладали.
Зимние стаи врановых ночуют в определённых местах. Как правило, это высокие тополя в парках, на больших озеленённых междворовых территориях и лесополосах. Чёрные и серые вороны, галки совершают суточные перелёты в богатые пищей районы. К последним относятся территории оптовых рынков (особенно торгующих продуктами питания), городские свалки, скотомогильники пригородных сельхозов. Скапливаясь в подобных местах, врановые отмечают самые загрязненные зоны, являясь своеобразными «индикаторами» антисанитарного состояния территорий. Самые крупные ночёвки наблюдались около Чистогорска (свиноферма), в верховьях реки Аба (птицефабрика), на территории, прилегающей к аглофабрике (свалки). Отмечены случаи отстрела ворон жителями на местах ночёвок внутри городских кварталов.
Большая часть сорок (78%), встреченных нами во время учётов зимой, держалась стайками по 2-5 особей. Мы связываем это с тем, что более мелкая сорока вынуждена довольствоваться остатками от трапез ворон. Однако, находясь в численном преимуществе (3 сороки — 1 ворона), сороки нередко проявляют агрессивность и вполне успешно отстаивают пищу (Родимцев и до. 1995).
Таким образом, наше исследование показало, что наблюдается многолетняя тенденция снижения обилия врановых в Новокузнецке. Галки
вытесняются из городских местообитаний, в настоящее время в черте города этот вид не гнездится и зимой в его жилых районах отсутствует. Грачи расширяют гнездовые территории за счёт освоения жилых кварталов города. В зимний период разные виды врановых концентрируются у источников корма, в процентном соотношении доминируют серые вороны.
Литер атур а
Васильченко А.А. 2004. Птицы Кемеровской области. Кемерово: 1-487. Родимцев А.С., Ваничева Л.К., Котенков А.Л. 1995. Межвидовые отношения зимних видов врановых в антропогенных ландшафтах юго-востока Западной Сибири // Вопросы орнитологии. Тез. докл. к 5-й конф. орнитологов Сибири. Барнаул: 67-69.
ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2034: 687-689
Видовое разнообразие разорителей гнёзд птиц-дуплогнездников в Карелии
К.А.Петрова, Р.С.Петров
Второе издание. Первая публикация в 2016*
Многолетние исследования экологии воробьиных птиц, привлекаемых человеком в искусственные гнездовья, позволяют получить сведения о видовом составе хищников и хищничающих животных на данной территории, об их численности, маршрутах, о величине их охотничьего участка. В Карелии такие исследования проводились на нескольких особо охраняемых природных территориях: с 1960-х годов в заповеднике «Кивач», с 1970-х годов на орнитологическом стационаре «Маячино» на территории зоологического заказника «Олонецкий» и с 1975 года в заказнике «Кижские шхеры». Нами проанализированы причины гибели гнёзд в искусственных гнездовьях и оценено влияние хищничающих птиц и зверей. В роли разорителей гнезд выступили следующе виды.
Большой пёстрый дятел Dendrocopos major. Частота разорений кладок и выводков дуплогнездников дятлом сильно варьирует год от года. В «Маячино» в 1979-2000 годах на хищничество дятла приходится 22.1% от всех разорённых гнезд (n = 145) (Артемьев 2008). В заповеднике «Кивач» в 1977-1980 годах урон от дятлов был особенно значителен
* Петрова К.А., Петров Р.С. 2016. Видовое разнообразие разорителей гнёзд птиц-дуплогнездников в Карелии // Научные исследования в .заповедниках и национальных парках России: Тез. Всерос. науч. -практ. конф. с международ. участием, посвящ. 25-летнему юбилею биосферного резервата ЮНЕСКО «Национальный парк «Водлозерский». Петрозаводск: 173-174.