УДК 619:616-089 Н.А. Малыгина
ДИНАМИКА МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ РАНЕВЫХ РУБЦОВ НА БРЮШНОЙ СТЕНКЕ ПРИ КОСОВЕРТИКАЛЬНОЙ ЛАПАРОТОМИИ
У СОБАК И КОШЕК
Ключевые слова: собаки, кошки, раневой лапаротомная рана, хирургический шов, гистология
За последнее время значительно увеличился объем ветеринарного обслуживания мелких животных, проведения хирургических вмешательств и в частности кесарева сечения у собак и кошек.
Традиционные способы закрытия раны матки и брюшной полости как в медицине, так и в ветеринарии сводятся к наложению двухэтажных и трехэтажных швов. Недостатком многоэтажного шва являются внесение большого количества шовного материала в ткани, стягивание и их деформация, что нарушает кровообращение и регенерацию.
Совершенствование этой операции у мелких животных имеет исключительно важное значение.
За последние годы наблюдается тенденция к усовершенствованию методики наложения одноэтажных швов путем прямой стыковки различных анатомических слоев.
Лапаротомию при проведении кесарева сечения у кошек и собак мы осуществляли косовертикальным доступом. На операционную рану брюшной стенки накладывали у опытных групп кошек (п = 24) и опытных групп собак (п = 18) одноэтажный шов Медведевой, а у контрольных групп кошек (п = 6) и собак (п = 6) — традиционный двухэтажный шов, в качестве первого использовали шов Ревердена, второго — узловатый. Внутренние (погружные) швы выполняли кетгутом, съёмные кожные швы — шелком.
Шов Л.В. Медведевой был разработан в 2000 г. для закрытия лапаротомных ран у мелких животных (медианный и параме-дианный разрез). Мы его применили для закрытия косовертикального (совпадающего с внутренней косой мышцей живота) разреза брюшной стенки у собак и кошек
(рис. 1).
Шов Л.В. Медведевой имеет больший линейный захват тканей и, следовательно,
большую площадь опоры, поэтому он является более прочным, оказывает меньшее давление на ткани и меньше нарушает их кровообращение и иннервацию, что способствует полноценной регенерации (Медведева Л.В. 2001).
Рис. 1. Схема наложения стежка на белую линию живота у кошки по способу Л.В. Медведевой:
1 — раневое отверстие; 2 — прямая мышца живота; 3 — апоневротический футляр прямой мышцы живота; 4 — брюшина с поперечной фасцией; 5 — первый вкол снаружи;
6 — второй вкол изнутри; 7 — третий вкол изнутри; 8 — четвертый вкол изнутри;
9 — стежок в завершенном виде
В качестве шовного материала при закрытии лапаратомных ран у кошек и собак мы использовал шелк № 3-6, так как он является доступным материалом с приемлемыми качествами.
Для изучения динамики изменений послеоперационных рубцов на брюшной стенке мы провели гистологические исследования в четырех опытных группах кошек и трех опытных группах собак, а также в контрольных группах у собак и кошек на 11-й и 21-й дни послеоперационного периода. Результаты исследований показали, что при использовании испытываемого метода закрытия раны брюшной стенки заживление шло по типу первичного натяжения.
Биопсию участков послеоперационных рубцов проводили на 11-й и 21-й день после проведения оперативного вмешательства. Проведение биопсии сочетали с визуальным исследованием послеоперационных рубцов и определяли наличие или отсутствие спаек внутренних органов с париетальной брюшиной.
У собак и кошек, оперируемых с наложением на лапаротомную рану шва Л.В.Медведевой, патологоанатомические изменения были адекватны тяжести операции, спаечных процессов не обнаружено. При применении двухэтажного шва у одной собаки (контрольная группа) обнаружили плотную спайку между париетальной брюшиной и маткой. У кошек спаечных процессов не обнаружено.
Исследуя гистологическое строение послеоперационных рубцов у кошек, мы наблюдали следующую картину. После проведения лапаротомии по косовертикальному доступу и закрытия операционной раны швом Л.В. Медведевой происходит формирование третичной соединительнотканной спайки. Сохраняется умеренная воспалительная инфильтрация. Практически все место расположения рубца закрыто эпителием.
На 21-й день послеоперационного периода можно наблюдать сформированный рубец, представленный фиброзной тканью с наличием коллагеновых волокон, продуцируемых фибробластами. С поверхности рубец покрыт типично растущим многослойным плоским эпителием.
У собак при применении одноэтажного шва Л.В. Медведевой для закрытия лапа-ротомной раны на 11-й день наблюдается остаточная воспалительная инфильтрация. Хорошо видны липоциты в области сформировавшегося рубца.
На фоне фиброзной ткани видны сосуды, окружающие их фибробласты, лимфоциты и макрофаги. Макрофаги, кроме прочих функций, осуществляют липолиз — ликвидацию жировых клеток подкожной клетчатки, препятствующих развитию грануляций и рубцовой ткани (рис. 2).
На 21-й день у собак, как и у кошек, можно наблюдать сформировавшийся рубец, покрытый полностью эпителием.
У кошек с применением традиционного двухэтажного закрытия лапаратомных ран на 11-й день после проведения оперативного вмешательства рубец представлен грануляционной тканью с выраженной воспалительной инфильтрацией и наличием сосудов, кроме того, инфильтрация на-
блюдается и по периферии рубца. Также хорошо видны клетки жировой ткани — липоциты. Эпителизация полностью не завершена (рис. 3).
Рис. 2. Область оперативного вмешательства на брюшной стенке у собак на 11-й день после операции (шов Л.В. Медведевой. Окрашивание гематоксилин-эозином, ок. — 10, об. — 10):
1 — рубец; 2 — покровный многослойный плоский эпителий; 3 — сосуды;
4 — жировая ткань;
5 — остаточная воспалительная инфильтрация
Рис. 3. Область оперативного вмешательства у кошек на 11-й день после операции (традиционный двухэтажный шов. Окрашивание гематоксилин-эозином, ок. — 10, об. — 10):
1 — рубец; 2 — сосуды; 3 — воспалительная инфильтрация по периферии рубца;
4 — покровный эпителий; 5 — воспалительная инфильтрация; 6 — липоциты
На 21-й день после операции в ткани рубца можно наблюдать умеренную воспалительную инфильтрацию. С поверхности рубец покрыт полностью сформировавшимся многослойным плоским эпителием.
48
Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 3 (53), 2009
При гистологическом исследовании раневого рубца, образовавшегося при использовании традиционного двухэтажного шва у собак, на 11-й день после операции в грануляционной ткани наблюдалась выраженная воспалительная инфильтрация (макрофаги, лимфоциты, фибробласты), свидетельствующая о прогрессировании миграционно-пролиферативных процессов. Видна неполная эпителизация рубца (рис. 4).
На 21-й день после операции можно наблюдать умеренную воспалительную инфильтрацию. Видна созревающая соединительная ткань. С поверхности рубец покрыт многослойным плоским эпителием.
Рис. 4. Область оперативного вмешательства у собаки на 11-й день после оперативного вмешательства традиционный двухэтажный шов. Окрашивание гематоксилин-эозином, ок. — 10, об. — 10): 1 — рубец; 2 — эпителий;
3 — выраженная воспалительная инфильтрация; 4 — неполная;
5 — эпителизация; 6 — грануляционная ткань
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что процессы регенерации быстрее протекают при закрытии лапаротом-ных ран у кошек и собак одноэтажным швом Л.В. Медведевой, т.к. на 21-й день структура его послеоперационного рубца представлена преимущественно фиброзной соединительной тканью и коллагено-
выми волокнами, покрытыми с поверхности многослойным плоским эпителием. Спаечные процессы обнаружены только в контрольной группе у собак при ушивании раны двухэтажным швом, поскольку внутренний шов из кетгута поддерживает воспалительную реакцию, в результате чего формируется обширный и грубый соединительнотканный рубец. Одноэтажный шов позволяет полностью убрать шовный материал.
Из сказанного следует, что при закрытии косовертикального доступа у собак и кошек предпочтение следует отдать шву Л.В. Медведевой. Этот шов в меньшей степени нарушает трофику ушиваемых тканей, что способствует лучшей регенерации и заживлению ран.
Библиографический список
1. Ален В.Э. Полный курс акушерства и гинекологии собак / В.Э. Ален. М.: Аквариум, 2002. 397 с.
2. Дюльгер Г.П. Физиология размно-
жения и репродуктивная патология собак / Г.П. Дюльгер. М.: Колос, 2002.
С. 87, 143.
3. Залмаев Е.А. Морфологические изменения в тканях матки овец и коров в зависимости от вида шва и шовного материала при кесаревом сечении: автореф. дис. канд. вет. наук / Е.А. Залмаев. М., 1973. 14 с.
4. Измайлов С.Г. Новый способ оценки регенерации послеоперационных ран / С.Г. Измайлов, О.С. Кочнев, Г.Я. Орен-буров // Журнал экспериментальной клинической медицины. 1987. № 1. Т. 27. С. 12-16.
5. Карпов В.А. Акушерство и гинекология мелких домашних животных /
B.А. Карпов. М.: Росагропромиздат,
1990. С. 152.
6. Мареева Л.С. Диагностика состояния рубца на матке / Л.С. Мареева // Акушерство и гинекология. 1998. № 3.
C. 37.
+ + +