Научная статья на тему 'ДИНАМИКА КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ'

ДИНАМИКА КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ОДАРЕННОСТЬ / КОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинкина Евгения Михайловна, Носова Наталья Валентиновна, Вадурина Елена Николаевна

Статья посвящена изучению динамики когнитивных характеристик интеллектуально одаренных детей, демонстрирующих высокие достижения в различных предметных областях. В исследовании было выявлено, что между группами испытуемых, одаренных в гуманитарных, естественных и точных науках, существуют статистически значимые различия в динамике таких когнитивных характеристик, как математическая интуиция, понятийная категоризация, образный синтез и др. На основании полученных в работе данных сформулированы рекомендации по усовершенствованию технологии психологического выявления и сопровождения интеллектуально одаренных обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF COGNITIVE CHARACTERISTICS OF INTELLECTUALLY GIFTED SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the study of the dynamics of the cognitive characteristics of intellectually gifted children who demonstrate high achievements in various subject areas. The study revealed that between groups of subjects gifted in the humanities, natural and exact sciences, there are statistically significant differences in the dynamics of such cognitive characteristics as mathematical intuition, conceptual categorization, figurative synthesis, etc. Based on the data obtained in the work, recommendations for improving the technology of psychological detection and support of intellectually gifted students.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Калинкина Евгения Михайловна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Носова Наталья Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук Вадурина Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

ДИНАМИКА КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена изучению динамики когнитивных характеристик интеллектуально одаренных детей, демонстрирующих высокие достижения в различных предметных областях. В исследовании было выявлено, что между группами испытуемых, одаренных в гуманитарных, естественных и точных науках, существуют статистически значимые различия в динамике таких когнитивных характеристик, как математическая интуиция, понятийная категоризация, образный синтез и др. На основании полученных в работе данных сформулированы рекомендации по усовершенствованию технологии психологического выявления и сопровождения интеллектуально одаренных обучающихся.

Ключевые слова: интеллект, одаренность, когнитивные характеристики.

Annotation. The article is devoted to the study of the dynamics of the cognitive characteristics of intellectually gifted children who demonstrate high achievements in various subject areas. The study revealed that between groups of subjects gifted in the humanities, natural and exact sciences, there are statistically significant differences in the dynamics of such cognitive characteristics as mathematical intuition, conceptual categorization, figurative synthesis, etc. Based on the data obtained in the work, recommendations for improving the technology of psychological detection and support of intellectually gifted students.

Keywords: intelligence, giftedness, cognitive characteristics.

Введение. Важнейшим показателем прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Человек, имеющий возможность реализовать свои способности, вполне может являться успешной личностью, поскольку не только ощущает внутреннюю гармонию и удовлетворение, но и приносит большую пользу социуму. Раскрывая свой потенциал в деятельности, максимально соответствующей его способностям, он показывает высокие результаты и производит качественный продукт.

Психологическое изучение детской одаренности и разработка психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания одаренных детей в нашей стране долгое время оставались без внимания. Однако в последние годы все больший интерес начинают вызывать проблемы дифференциации одаренности [3].

Детская одарённость интенсивно начинает проявляться именно в школьные годы - в период становления способностей, личности и интегративных процессов в психике, уровень и широта которых характеризуют формирование и зрелость самого явления - одарённости [1, 2]. Среди эффективных форм выявления и работы с одарёнными детьми особое место занимают предметные олимпиады - интеллектуальные состязания, которые не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и помогают обучающимся формировать креативные способы решения задач [3].

Целью нашего исследования является анализ динамики когнитивных характеристик интеллектуально одаренных обучающихся, демонстрирующих высокие результаты в разных предметных областях.

В результате теоретического анализа психолого-педагогических научных работ по теме исследования и обобщения опыта, полученного при практическом взаимодействии с одаренными учащимися, мы выдвинули следующую гипотезу: интеллектуально одаренные обучающиеся, имеющие высокие результаты в той или иной предметной научной области, будут иметь разные когнитивные характеристики.

Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базе бюджетного общеобразовательного учреждения Вологодской области «Вологодский Многопрофильный Лицей». В исследовании были взяты данные учащихся за 5, 8 и 10-е классы (11, 15 и 17 лет). Количество исследуемых - 60 человек.

Путем анализа интеллектуальных достижений обучающихся (сертификаты, дипломы, доказывающие факт получения призового места обучающимся в олимпиадах регионального уровня и выше) мы сформировали выборку, состоящую из интеллектуально одаренных детей, демонстрирующих высокие результаты в предметных научных областях. Данную выборку мы поделили на группы в зависимости от предметной области олимпиады: гуманитарные, естественные, точные науки.

К группе гуманитарных наук мы отнесли детей, получивших призовые места в таких областях как: философия, русский, иностранные языки, история, литература, обществознание и т.д. К естественным наукам отнесли тех, кто имел достижения в таких областях как: биология, химия, география, экология, астрономия и т.д. Группу точных наук составляли дети, имевшие призовые места в областях: математика, информатика.

Для изучения динамики когнитивных характеристик интеллектуально одаренных обучающихся был использован тест структуры интеллекта Амтхауэра (в адаптации Л.А. Ясюковой) [4].

При сравнении показателей различных субтестов между обучающимися 5, 8 и 10 классов при помощи статистического критерия Крускалла-Уоллиса было установлено, что существуют различия между группами одаренных в различных предметных областях по следующим показателям:

1. - математическая интуиция;

2. - формально-логическое мышление;

3. - пространственное мышление.

Самые высокие показатели по данным характеристикам наблюдаются у ребят, одаренных в точных науках. Это можно объяснить тем, что для решения математических задач крайне важны: математическая интуиция (усвоение и «автоматическое» использование математических алгоритмов), способности оперировать математическими закономерностями (формально-логическое мышление), пространственное мышление (мысленное оперирование пространственными представлениями). Высокие результаты обеспечиваются развитием именно этих показателей.

В группе испытуемых по гуманитарным предметным областям по сравнению с остальными группами наблюдается наименьшее проявление вышеперечисленных когнитивных характеристик, что может говорить об их второстепенности при выборе данной предметной области. В гуманитарных науках, безусловно, важна точность в описании исторического

события, но еще важнее ясность его понимания. В данной предметной области основными методами поиска решения вопроса является диалог, общение с другими, субъект-субъектные отношения. Полученное знание приобретает морально-нравственную составляющую.

Но интересен не только сам факт наличия различий в уровне выраженности различных когнитивных характеристик, сколько динамика развития способностей одаренных обучающихся, проявляющих способности к определенным предметным областям. Для анализа динамики показателей когнитивных характеристик мы сравнили данные испытуемых, которые были получены с помощью методики Ясюковой, за 5, 8 и 10 класс. Для оценки значимости различий на статистическом уровне нами был применен критерий Вилкоксона.

Таблица 1

Динамика когнитивных характеристик групп испытуемых за периоды с 5 по 8 классы и с 8 по 10 классы по

критерию Т-Вилкоксона

Гуманитарные Естественные Точные

Период 5-8 кл. 8-10 кл. 5-8 кл. 8-10 кл. 5-8 кл. 8-10 кл.

Субтест 1 «Ш» Практический интеллект ** * **

Субтест 2 «ЕЬ» Интуитивное понятийное мышление ** *

Субтест 3 «АЫ» Понятийное логическое мышление * **

Субтест 4 <ЮЕ» Понятийная категоризация * * * * *

Субтест 5 «AR» Математическая интуиция * * * ** **

Субтест 6 «N0» Формально-логическое мышление ** ** **

Субтест 7 «РЬ» Образный синтез * **

Субтест 8 «^Р» Пространственное мышление * ** *

Субтест 9 «МЕ» Оперативная логическая память * ** **

Примечание:

* (асимпт. знч.) р < 0,05

** (асимпт. знч.) р < 0,01

По полученным результатам, которые отражены в Таблице 1, можно сделать вывод, что между группами испытуемых по гуманитарным, естественным и точным предметным областям существуют статистически значимые различия в динамике когнитивных характеристик.

В группе обучающихся по гуманитарным предметным областям:

- наблюдается выраженный сдвиг в сторону увеличения показателей математической интуиции в период с 5 по 10 класса;

- наблюдается выраженность сдвига в значениях развития когнитивных характеристик формально-логического мышления в период с 8 по 10 классы;

- наблюдается сдвиг в значениях развития оперативной логической памяти в период с 8 по 10 класс.

Полученные данные можно объяснить следующим образом. Математическая интуиция у детей, поступающих на

гуманитарное отделение в 5 класс, в среднем выражена недостаточно, вероятно, по причине диссинхронии психического развития. Программа обучения с 5 по 10 класс, включающая преподавание точных предметов, развивает данную когнитивную характеристику. Скачок в развитии формально-логического мышления именно после 8 класса может быть связан с введением учебных предметов, для которых необходимы способности к абстрактному оперированию понятиями для решения задач (геометрия, алгебра). Выраженный сдвиг в уровне развития оперативной логической памяти можно объяснить постоянной тренировкой этой когнитивной функции. Обучающиеся вынуждены запоминать большие объемы информации. Это возможно только при осмыслении материала и автоматическом выделении тезисов в его содержании. За счет таких упражнений логическая память к 10 классу достигает достаточно высокого уровня.

В группе обучающихся по естественным предметным областям в период с 5 по 8 класс наблюдается выраженность сдвига в развитии всех когнитивных характеристик за исключением понятийного логического мышления и пространственного мышления, образный синтез резко развивается с 8 по 10 класс.

Сдвиг в значениях развития понятийной категоризации в период с 5 по 10 класс указывает на тот факт, что данная когнитивная характеристика постепенно развивается именно при усвоении предметов школьной программы. Развитию категоризации способствуют упражнения, требующие объединения объектов в группы, осуществления поиска по общим признакам, формулирование определений, выделение существенных признаков и их объяснение, нахождение скрытых существенных признаков путем рассуждений.

Практически по всем остальным когнитивным характеристикам сдвиг происходит именно в период с 5 по 8 класс. Это можно объяснить тем фактом, что у учащихся естественно-научного профиля уже с 5 класса вводятся в образовательные программы такие предметы, как физика, химия, геометрия. Увеличено количество часов, отводимых на изучение математики. По-видимому, это способствует интенсивному развитию многих когнитивных функций. Однако не наблюдается такого скачка в развитии пространственного мышления и понятийного логического мышления. Это означает, что в учебные программы нужно добавить материал, способствующий развитию этих характеристик интеллекта.

При отборе в класс с естественнонаучным профилем обучения необходимо обратить внимание на сформированность практического интеллекта. Любознательность и обширную общую осведомленность детей можно выявлять во время проведения собеседования. При составлении контрольных работ необходимо учитывать важность этой когнитивной

характеристики. При обучении надо формировать практический интеллект путем предоставления возможностей самостоятельно изучать большое количество заданий, ориентированных на изучение закономерностей окружающего мира, лабораторных и проектных работ, где ребенок сможет не только действовать самостоятельно, но и имеет возможность обсудить с кем-то из ребят или со взрослыми все то новое, что он видит и узнает. Это способствует активизации познавательной активности и систематизации получаемой информации.

Сдвиг в значениях развития образного синтеза происходит в период с 8 по 10 класс. Данная когнитивная характеристика является одной из основных операций системного мышления, которое необходимо в эмпирических исследованиях, при работе по новым направлениям и на стыке наук. Поэтому при отборе в класс с естественнонаучным профилем обучения необходимо обратить внимание на сформированность образного синтеза. Данная характеристика проявляется в умении во внутреннем плане преобразовывать наблюдаемую ситуацию, представлять ее под разными углами зрения, образно оценивать возникающие смыслы и впечатления. При составлении контрольных, лабораторных работ нужно учитывать важность этой когнитивной характеристики. При обучении необходимо формировать образный синтез путем предоставления заданий в наглядно-действенном плане: находить схемы, соответствующие тем или иным изображениям. Только при условии равномерного развития и понятийного мышления, и образного синтеза возможно достижение высоких результатов.

В группе обучающихся по точным предметным областям в период с 5 по 8 класс наблюдается положительная динамика всех когнитивных характеристик, за исключением интуитивного понятийного мышления и образного синтеза. Дети из данной группы обладают самыми высокими показателями такой характеристики, как понятийное логическое мышление. Это может быть связано с появлением новых школьных предметов начиная с 5 класса (алгебра, геометрия), в которых ребенку необходимо понимать суть формул, правил и смысл законов. Обучающиеся без проблем способны выделять внутреннюю логику текста, вместо заучивания информации пользуются рассуждением и осмысливанием.

При отборе в классы с технологическим профилем обучения необходимо учитывать прежде всего сформированность понятийного логического мышления. На собеседовании необходимо обратить внимание на логичность и структурированность речи, последовательность в изложении информации. При обучении можно развивать понятийное логическое мышление путем предоставления ребенку заданий, ориентированных на создание схем и таблиц или пользование опорными схемами для анализа содержания материала из научной литературы (не из школьных учебников), а также задания обобщающего характера для выделения внутренней логики изучаемой темы.

Также при отборе в класс с технологическим профилем обучения стоит обращать внимание на сформированность математической интуиции. На уроке эта когнитивная характеристика выражается в быстром производстве в уме примерных расчетов, применение без затруднений методов решения, адекватных условиям задачи. При обучении развивать математическую интуицию можно путем предоставления большого количества математических задач и предложения решать задачи сначала "прикидкой" в уме, а затем уже применять весь алгоритм расчетов, а также научить решать задачи «в общем виде».

Скачок в развитии пространственного мышления в период с 5 по 8 класс может быть связан с введением учебных предметов, для которых необходимы способности к оперированию внутренними структурными элементами в пространстве (геометрия, физика). К 10 классу наблюдается выраженный уровень развития пространственного мышления. На уроках это выражается в понимании заданий по чертежам, фигурам, обучающийся без проблем может построить чертеж, фигуру в соответствии с условиями задачи, оперирует пространственными схемами.

При отборе в класс с технологическим профилем обучения необходимо учитывать сформированность пространственного мышления. При обучении развивать пространственное мышление можно путем предоставления геометрических заданий, решение которых должно сопровождаться усиленными аудиальными нагрузками.

Выводы. На основании полученных эмпирическим путем результатов исследования, количественного и качественного их анализа, нами разработаны рекомендации по совершенствованию системы сопровождения одаренных обучающихся.

1) В гуманитарном профиле обучения:

1. При обучении развивать формально-логическое мышление путем предоставления творческих самостоятельных заданий и дискуссий при изучении новой темы, на которых обучающиеся используют воображение, абстрактное мышление.

2. При обучении формировать интуитивное понятийное мышление путем предоставления заданий, где необходимо выделить внутренний смысл высказывания, сообщения или отделить существенные, константные свойства, характеристики объектов.

3. При обучении развивать оперативную логическую память путем формулирования вопросов, ответы на которые имеются в содержании параграфа.

4. При обучении формировать оперативную логическую память путем предоставления заданий, где необходимо выделить главную мысль из прочитанного текста и сформулировать ее своими словами одним предложением.

2) В естественнонаучном профиле обучения:

1. При обучении формировать практический интеллект путем предоставления возможностей самостоятельно изучать большое количество заданий, ориентируемых на изучение закономерностей окружающего мира.

2. Формировать практический интеллект путем предоставления лабораторных и проектных работ, где ребенок сможет не только действовать самостоятельно, но и сможет обсудить с кем-то из ребят или с взрослыми все то новое, что он видит и узнает для активизации познавательной активности и систематизации информации.

3. При обучении давать ребенку задания на развитие понятийной категоризации. Научить ребенка использовать таблицы: объединение в группы, поиск по общим признакам, дать определение, выделение существенных признаков и их объяснение, найти скрытые существенные признаки путем рассуждений.

4. При обучении формировать образный синтез путем предоставления заданий в наглядно-действенном плане: находить схемы, соответствующие тем или иным изображениям.

3) В технологическом профиле обучения:

1. При обучении развивать понятийное логическое мышление путем предоставления ребенку заданий, ориентированных на создание схем и таблиц или пользование опорными схемами для анализа содержания материала из научной литературы, а также заданий обобщающего характера для выделения внутренней логики изучаемой темы.

2. При обучении развивать математическую интуицию путем предоставления большого количества математических задач.

3. Для оперирования обучающимся математической терминологией и числовой символизацией необходимо научить его решать любое математическое задание сначала «прикидкой», а также научить решать задачи «в общем виде».

4. Выполнение заданий, требующих пространственно-графического анализа, должно сопровождаться усиленными аудиальными нагрузками.

Эмпирические факты и полученные на их основе выводы позволяют дать психологической службе основания для совершенствования технологий психологического выявления и сопровождения интеллектуально одаренных обучающихся. При отборе в профильные классы следует учитывать сформированность определенных когнитивных характеристик, измеряемых отдельными субтестами. Ориентируясь на выраженные сдвиги показателей в развитии разных когнитивных характеристик в конкретном классе с предметным профилем обучения, возможна психолого-педагогическая работа с одаренными детьми с высокой вероятностью будущих достижений в предметной области.

Литература:

1. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Издательство Магистр, 2010. - 68 с.

2. Казарина, В. В. О некоторых формах работы с одарёнными детьми (Из опыта Иркутской области) / В.В. Казарина // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 5. - С. 29-32.

3. Калинкина, Е.М. Психология одаренности : учебное пособие / Е.М. Калинкина, Т.А. Поярова. - Вологда: ВоГУ, 2016. - 96 с.

4. Ясюкова, Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). Методическое руководство. - Санкт-Петербург: ГП «ИМАТОН», 2002. - 80 с.

Психология

УДК 316.6

кандидат философских наук, доцент Константинова Наталия Петровна

Российский государственный социальный университет (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Филина Наталья Александровна

Российский государственный социальный университет (г. Москва)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ВО

ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация. Младший школьник - это будущий активный участник экономической, профессиональной жизни. Сегодня совместная работа в организациях производится по большей части на основе командной работы. В условиях настоящего времени команда представляется как один из самых важных факторов успеха организации, о чем свидетельствуют не только многие зарубежные исследования, но и практический опыт. Множество компаний, как зарубежных, так и нет, применяют в своей деятельности командный подход. Поэтому важно заложить основы командной работы уже в младшем школьном возрасте, который является достаточно сензитивным для этого. Сензитивность определяется спецификой младшего школьного возраста, общественным характером деятельности младшего школьника, характером психических новообразований в данном возрасте.

Ключевые слова: командная работа, младший школьник, детский коллектив.

Annotation. A younger student is a future active participant in economical professional life. Today, collaboration in organizations is mostly based on teamwork. In the conditions of the present time, the team is presented as one of the most important factors for the success of the organization. This is evidenced not only by many foreign studies, but also by practical experience. Many companies, both foreign and not, use a team approach in their activities. Therefore, it is important to lay the foundations of teamwork already at primary school age, which is sensitive enough for this. Sensitivity is determined by the specifics of primary school age, the social nature of the younger student's activity, the nature of mental neoplasms at this age.

Key words: teamwork, younger student, children's collective.

Введение. Роль малой группы в жизни младшего школьника многократно возрастает: у ребенка на ранних стадиях развития недостаточно сформировано собственное сознание и самоидентификация. Отмечается, что поведение и ценности сильно зависимы от людей, находящихся в окружении ребенка. Из чего следует вывод, что в зависимости от того, в какой группе проходила его социализация, станут складываться основные особенности психики. Важность командной работы в младшей школе определяется также тем, что современная школа является поликультурной, многонациональной. В процессе социализации детей важно воспитывать в них толерантность, терпимость к представителям других конфессий, национальностей [3]. Это способствует нравственному развитию ребенка. Командная работа при правильном построении педагогом способствует воспитанию толерантности у младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Понятие «команда» в современной науке широко обсуждается не только в сфере психологии, но и в консалтинге, бизнес-моделировании, менеджменте, так как командная работа является одним из важнейших инструментов достижения результатов в современных компаниях.

И. Салас, Р. Берд, С. Таненбаум дают следующее определение команды: «Команда - это небольшое количество человек (чаще всего 5-7, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе. Кроме того, члены команды имеют взаимодополняющие навыки, принимают ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли» [2].

По мнению Д. Катценбаха, Д.К. Смита, «команда - это небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия» [2].

Другие ученые определяют команду как «группу из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои взаимодействия и трудовые усилия» [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Майкл Армстронг под командой подразумевает «небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности или в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность» [1].

Концепция команды подразумевает, что все ее члены несут коллегиальную ответственность и преданы общей миссии. Таким образом, представляется возможным выделить три основных компонента команды:

- для формирования команды необходимо минимум два человека (обычно, юманды не превышают численность в 15 человек, но бывают и исключения);

- члены команды систематично взаимодействуют между друг другом (поэтому группа пассажиров в маршрутке или очередь в примерочную не будет являться командой);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.