ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ МАСШТАБОВ НЕЛЕГАЛЬНОГО СЕКТОРА ТУРЕЦКОЙ ЭКОНОМИКИ В 1950-2010 ГОДЫ НА ФОНЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМ ПРЕСТУПНОСТИ
И.В. Охрименко,
соискатель Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), референт первого заместителя директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков,
подполковник полиции Научная специальность 08.00.14 -мировая экономика Научный руководитель: кандидат экономических наук Ульченко Н.Ю. Рецензент: доктор экономических наук, профессор Песчанских Г.В. E-mail: bizans1923@mail.ru
Аннотация. Теневая экономика значительно влияет на экономические и политические процессы в Турции. Автором собран и обработан обширный материал по вопросу развития теневой экономики Турции, проанализированы и раскрыты особенности теневого сектора, описаны этапы и факторы развития теневой экономики и организованной преступности в Турции, предприняты попытки показать взаимосвязь между динамикой изменения масштабов теневой экономики и преобразованием форм организованной преступности.
Ключевые слова: теневая экономика, Турция, организованные формы преступности
DYNAMICS OF CHANGING IN THE SCALE OF THE ILLEGAL TURKISH ECONOMY SECTOR IN THE YEARS 1950-2010 OF ORGANIZED FORMS OF CRIME TRANSFORMATION
I.V. Ohrimenko,
the competitor of the Center of studying of the countries Near and Middle East of Institute of oriental studies of the Russian Academy of Sciences (IV of the Russian Academy of Sciences), the reviewer of the first deputy of the director of Federal Agency of the Russian Federation on control over drug trafficking
Annotation. The shadow economy significantly affects the economic and the political development in Turkey. The author has collected and processed extensive material on the development of the illegal economy in Turkey, analyzed and disclosed features of the informal sector, describes the stages and factors of development of the shadow economy and organized crime in Turkey, attempts to show the relationship between the changing dynamics of the shadow economy and the forms of organized crime transformation.
Keywords: shadow economy, illegal economy, Turkey, organized forms of crime
Любая из существующих экономических систем содержит в себе совокупность видов не регламентируемой, не учитываемой государственной статистикой и поэтому обладающей криминальными признаками хозяйственной деятельности, которую принято относить к скрытой или теневой. История возникновения теневых экономических отношений связана с возникновением института государства и связанной с этим системы, устанавливающей обязательные для исполнения «правила поведения» для хозяйствующих субъектов. Так, возникновение института налогообложения повлекло желание уклониться от его соблюдения, за учреждением таможен следовало появление контрабандистов, следствием наделения избранных лиц особыми полномочиями явилось мздоимство.
Однако, несмотря на длительную историю существования скрытых экономических отношений, объектом изучения они стали достаточно недавно -с конца 60-х-начала 70-х годов прошлого века, в том числе отечественными (советскими) исследователями - с конца 80-х-начала 90-х годов прошлого века (Г. Гроссман, А.Каценелинбойген и др.1), которым в то время была естественно присуща достаточная доля влияния постулатов марксистско-ленинской политэкономии. Как новаторский и переходный можно охарактеризовать политэкономический анализ теневой экономики, предпринятый экономистом О.В.Осипенко в 1989 г. По мнению исследователя, сущность теневой экономики проявляется через взаимодействие различных типов производственных отношений, свойственных различным общественно-политическим формам. Отмечая наличие в сущности теневой экономики криминальной составляющей, экономические отношения внутри организованных преступных групп О.В. Осипенко сравнивает с феодальным хозяйством, а ряд видов криминального бизнеса рассматриваются им как отношения в рамках частнокапиталистического пред-принимательства2.
Дальнейшие работы отечественных исследователей теневой экономики сформировали весомую научную базу, для которой характерно значительное количество различных принципов определений понятия «теневая экономика», а также различие в понимании тех видов экономической деятельности, которые следует включать в теневую экономику.
В современных российских исследованиях наиболее употребим институциональный подход3 к сегментированию теневой экономики. Так, В.В. Радаев выделяет следующие четыре типа теневых отноше-ний4.
«Легальная неофициальная экономика» - экономическая деятельность, не нарушающая действу-
ющих законодательных норм, которая, однако, не фиксируется в отчетности и контрактах. Примером такой деятельности, нарушающей нормы отчетности, служит натуральное производство домашних хозяйств.
«Внеправовая экономика» - экономическая деятельность, не регламентированная действующим законодательством и находящаяся во внеправовых зонах. Примером данной деятельности В.В. Радаев считает российские «финансовые пирамиды» 1990-х гг., использующие пробелы в законодательстве и нарушения экологической безопасности, лоббирование и т.д.
«Полуправовая экономика» - экономическая деятельность, по своим целям соответствующая законодательству, но выходящая за его пределы в связи с уклонением от налогов. Эта деятельность, нарушающая нормы налогообложения, включает, по В.В. Радаеву, использование «черного нала», бартерные обмены, работу без патента и лицензии, трудовой найм без оформления контрактов.
«Нелегальная, криминальная экономика» - экономическая деятельность, запрещенная законом (наркобизнес, проституция, рэкет, кражи и т.д.), т.е. нарушающая уголовные запреты на некоторые виды деятельности.
Уместно отметить, что приведенные виды деятельности, относящиеся к нелегальному (криминальному) сегменту теневых экономических отношений, присущи в первую очередь организованным формам преступности, т.е. устойчивым, высокоорганизованным, законспирированным, достаточно защищенным от быстрого разоблачения преступным формированиям, объединившимся на криминально-профессиональной основе в целях криминального обогащения, действующим самостоятельно или в составе еще более сложной структуры на региональном, межрегиональном или межгосударственном уровнях.
В настоящее время известен ряд методов измерения масштабов теневой экономики, базой для которых являются те или иные показатели или факторы. Исследователи теневой экономики условно объединяют методы расчета ее масштабов в четыре (методы специфических индикаторов, структурный метод, метод мягкого моделирования, смешанные методы)5 или в пять групп (к вышеназванным добавляется метод экспертных оценок). Как правило, масштабы теневой экономики выражаются в процентах от официального ВВП.
Методы специфических индикаторов основываются на единственном, полученным прямым или косвенным методом, показателе, характеризующем теневой сектор экономики.
Структурный метод основан на анализе данных о размерах теневой экономики в различных отраслях производства.
Метод мягкого моделирования (оценки детерминант) нацелен на выделение ряда характеризующих факторов и направлен на расчет ее объемов относительно базового показателя.
Метод экспертных оценок является самым распространенным из вышеперечисленных и используется при проведении «досчетов» доли теневого сектора при расчете макроэкономических показателей. Данный метод используется практически во всех существующих методиках оценки масштабов теневой экономики. Полезность экспертного метода основывается на совокупности опыта и знаний эксперта, проводящего исследование. Увеличение круга исполнителей уменьшает время проведения исследования и повышает объективность его результатов.
Смешанные методы представляют собой совокупность различных методов, включающих в себя различные методики.
Исследователи теневой экономики, проводящие структуризацию методов расчета ее масштабов на прикладном уровне, прежде всего разделяют эти методы на прямые и косвенные. В свою очередь, прямые и косвенные методы подразделяются ими на ряд методов с учетом тех или иных прикладных методик проведения расчета.
Прямые методы включают специальные выборочные обследования (например, путем проведения опроса) и основаны на получении количественной информации, характеризующей не охваченные статистической отчетностью области экономики. К таковым можно отнести продажу товаров народного потребления на вещевых, продовольственных и смешанных рынках, а также некоторые сферы индивидуального предпринимательства - платные ритуальные услуги, оказываемые населению физическими лицами; частный извоз, репетиторство и т.д.
Косвенные методы определения масштабов теневой экономики используются в макроэкономике и основываются на анализе статистических данных, предоставляемых официальными источниками -органами государственной власти и научно-исследовательскими учреждениями. Данные методы, в свою очередь, целесообразно разделить на три основные группы.
Метод по показателю занятости разработан Итальянским институтом статистики (ИСТАТ), который предлагает проведение исследования масштабов теневой экономики путем анализа трудозатрат в ходе производства. Эксперты проводят подробный опрос о количестве отработанных ча-
сов физическими лицами в той или иной отрасли, на крупных или мелких предприятиях, государственных органах, индивидуально и т.д. То, что эксперты в ходе опроса в отношении предпринятых трудозатрат не спрашивают об уровне доходов членов домашних хозяйств, позволяет им получать относительно правдивые сведения. По результатам опроса полученная информация обрабатывается и применяется с той или иной методикой расчета масштабов теневой экономики6. Суть данного метода в анализе расхождений между определенным фактическим и официально зарегистрированным уровнями занятости населения.
В основе монетарных методов оценки масштабов теневой экономики лежит анализ соотношения количества наличных и безналичных денежных средств. Наиболее широкое использование данных методов происходит при оценке масштабов теневой экономики в развитых странах.
Метод расхождений основан на сравнительной оценке двух и более показателей, характеризующих одно экономическое явление, но полученных из различных источников или с использованием различных методик подсчета. В основе этих методов
- несовпадение взаимосвязанных количественных показателей, которое дает базу для подсчета объемов теневой экономики. Отмечается, что одним из условий достижения максимальной объективности оценки уровня теневой экономики является максимально возможное количество базисных значений при проведении оценки и подсчетов.
Таким образом, мы можем уверенно говорить об общем понимании понятия и сущности теневой экономики, о существовании ряда методов по подсчету ее масштабов, а также о наличии в теневой экономике криминальной составляющей, связанной с извлечением доходов от преступной деятельности
- афер, мошенничества, организации проституции, рэкета и т.д. Реалии современного мира показывают, что данные виды деятельности присущи прежде всего организованным преступным формам (или организованной преступности).
Не является исключением и Турецкая Республика, обладающая на настоящий момент хорошо организованной, структурированной и эффективной преступной системой.
Наиболее полное описание этапов и факторов становления организованной преступности в Турции содержится в исследовании турецкого криминолога, бывшего директора Управления по организованной преступности и контрабанде полиции Стамбула Адиля Сердара Саджана «Организация «Акбабалар» - турецкая мафия»7. Автор в первую очередь отмечает, что становление турецкой орга-
низованной преступности происходило в своеобразных формах, почти не встречающихся в других странах. Это связано с тем, что мафиозные структуры зарождаются и развиваются при определенных условиях, индивидуальных для каждой из стран. Вопрос о времени зарождения турецкой мафии также достаточно спорный: так, некоторые специалисты утверждают, что история турецкой мафии восходит к временам турков-Сельджуков, а другие склонны связывать появление мафии с возникновением культуры «kabadayl».8
Например, по мнению турецкого исследователя Чулджу, специализирующегося на истории турецкой мафии, турецкое общество находилось под влиянием мафиозных структур уже во времена правления турков-сельджуков. Таким образом, основы турецкой мафии были заложены в период возникновения государства Сельджуков Анатолии (1071 год) и получили дальнейшее развитие после основания Османского государства (1299-1361 годы), а затем и Османской Империи (официально Высокого Османского государства) (1361-1.11.1922 годы).
Заключительный период существования Османской империи характеризовался ощутимым «вакуумом» власти, который явился причиной возникновения понятия «кабадайылык», ставшим своего рода фундаментом современной организованной преступности. Упразднение янычарского корпуса9 в июне 1826 года на фоне его криминализации привели к тому, что члены корпуса начали заниматься бандитизмом.
Турецкая организованная преступность в ее современном понимании появилась в начале 1950-х годов XX века, когда в турецкой прессе появилось сообщение о столкновении двух стамбульских группировок - арабской из района Топхане и лазской из района Галата - участники которого получили ранения или были убиты. На следующий день в газетах были опубликованы списки с фотографиями присутствующих на похоронах, причем имена известных личностей подпольного мира были перечислены в строгой иерархии, в соответствии с их преступной славой. Примечательно, что список замыкали 20 сотрудников органов государственной безопасности и около 50 высших полицейский чинов, а среди сотен возложенных венков оказался отправленный сыном действовавшего президента Джевдета Суная.10 Таким образом, данная церемония явственно обозначила переход стамбульской мафии на новый уровень. Городская управа фактически уступила свои полномочия организованной преступности во главе с «отцом», находящимся под покровительством представителей власти.
В 50-е годы прошлого века рост влияния орга-
низованной преступности в Турции почти не отражался на изменении масштабов ее теневой экономики. По мнению автора, это было обусловлено прежде всего общей слабостью легальной экономики в указанный период. Однако именно в следующем десятилетии, характеризующемся некоторым ростом легальной экономики, связанным в том числе с временным снижением роли государственного участия, мы можем наблюдать зарождение нелегального экономического сектора и последующий рост его масштабов.
Так, в исследовании «DYMIMIC-оценки размеров теневой экономики Турции и близлежащих стран»11, проведенном профессором кафедры экономики Университета И.Кепплера (г. Линц, Австрия) Ф. Шнайдером совместно с сотрудником Университета г. Ушак (Турция) Ф.Савашаном, приведена сводная таблица с результатами оценок масштабов теневой экономики Турции, проведенных турецкими исследователями12 (таблица 1).
Исследования теневой экономики, проведенные турецкими экономистами Ф. Каснакоглу и Ю. Яйла, показывают рост турецкой нелегальной экономики в 60-е годы. Однако в указанный период времени организованная преступность в Турции в наименьшей мере была ориентирована на первоочередное получение преступных прибылей, склоняясь к криминальной доминанте, связанной с «отвоевыванием» территории и откровенными силовыми криминальными проявлениями.
В 1970-е годы XX века на фоне мощных миграционных процессов произошло зарождение новых характерных признаков турецкой мафии. Они связаны с криминальными рекрутами из числа мигрантов, переселившихся из небольших селений и поселков в крупные города. Чтобы закрепиться на новом месте (в первую очередь в Стамбуле) сельские «кабадайы» прибегали к различным силовым методам, создавая мафиозные группы, чаще семейного и этнического типа. Практически все они сохранили свои настоящие имена с добавлением названия мест, откуда они были родом, например: Идрис Курд, Исмаил из Офа, Зия Лаз, Хасан Черкес и т.д.
Для данного этапа развития турецкой организованной преступности характерен захват определенных отраслей производства, содержание и использование в качестве исполнителей земляков или родственников. Их деятельность была хорошо организована, при этом у них сохранялись крайне уважительные и близкие отношения с государством. Они пользовались лояльностью государства и симпатией народа, что и обеспечило их длительное существование.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица 1
Размер теневой экономики Турции по результатам различных исследований
Автор(ы) Период/год Размеры теневой экономики (% от «официального» ВВП) (среднее значение на период или год) Размеры теневой экономики (% от «официального» ВВП) (среднее значение на период 1988-1990 гг.) Min-Max База подсчета (метод)
Kasnakoglu (1993) 1968-1990 1963-1990 3.08; 4.53; 6.20; 5.11; 8.96; 7.35 4.91; 5.4; 10.87; 11.57; 4.15; 5.06; 10.79; 13.35; 4.62; 5.74; 5.58; 7.18 12.55; 12.55; 25.7; 20.36; 25.7; 20.36 6.13; 7.01; 12.49; 13.87; 4.39; 5.76; 10.03; 12.87; 5.94; 7.70; 6.26; 8.53 -4.22-34.85 0-22.55 Денежное соотношение£ Спрос на деньги£
Temel et al. (1994) 1987-1992 1984-1991 1970-1992 1970-1992 1975-1992 2.25 23.1; 37.7 10,83 10.85 12.14 2.16 14.37; 29.81 1.83 1.83 7.38 1.48-3.61 8.2-91.55 0-26.26 0-26.26 6.34-20.29 Метод расхождений Оценка рез-в налоговых проверок£ Денежное соотношение Метод трансакций Спрос на деньги
Yayla (1995) 1968-1993 1968-1993 1968-1993 5.61; 6.80; 8.32; 9.48; 12.39; 9.99; 11.41; 14.69 12.88; 11.60; 12.16; 12.18; 6.28; 5.75; 4.83; 5.68; 6.70; 5.84; 7.41; 6.59 32.89 11.73; 11.73; 16.93; 19.03; 24.04; 16.93; 19.03; 24.04 12.75; 10.86; 11.82; 11.33; 5.69; 4.67; 4.2; 4.74; 6.73; 5.42; 7.41; 6.04 37.77 -4.30-99.55 0-42.09 0-62.45 Денежное соотношение£ Спрос на деньги£ Метод трансакций
Ogunj& Yilmaz (2000) 1987-1999 1980-1998 1971-1999 -1.18 16.05 15.09 -1.97 13.87 15.23 -10.6-7.53 0-46.2 10.5-22.1 Метод расхождений Денежное соотношение Спрос на деньги
Qetinta§ &Vergil (2003) Us (2003) 1971-2000 1985-2002 1978-2000 1987-2003 1987-2003 24.68 65 4.41; 20 48 6 21.86 46.33 5; 21.67 16.78-31.29 26-184 -1-33 0-90 3-12 Спрос на деньги Оценка рез-в налоговых проверок Оценка потребления Денежное соотношение Спрос на деньги
Sava^an (2003) 1970-1998 1998 27 28,05 16.8 10-44.8 MIMIC Вычисление средней величины
Результаты оценок могут отличаться под воздействием взаимоотношений долгового характера
Внедрение организованной преступности в легальную экономику Турции, испытывающую в 70-е годы ХХ века этап подъема, привело к росту теневого экономического сектора. Именно к указанному периоду времени относятся первые опыты размещения преступных доходов в легальную экономику, зарождение системы уклонения от уплаты налогов, организация нелегально занятой рабочей силы, рэкета, проституции и т.д. Подтверждением данного тезиса являются статистические данные и проведенные на их основе расчеты масштабов теневой экономики, предпринятые турецкими экономистами. Так, сотрудник кафедры экономи-
В конце 1970-х годов ХХ века турецкая организованная преступность претерпела изменения и достигла международных масштабов, приобрела более организованную, динамичную и состоятельную структуру. Указанный период характеризуется целым рядом негативных тенденций турецкой экономики, и в том числе бюджетным дефицитом, снижением народного доверия к государству, нахождением у власти слабого коалиционного правительства, проводящего недальновидную политику, включающую расширение бюрократического аппарата с преобладающей долей государства в ущерб проведения экономических реформ. Результатом политики, проводящейся турецким правительством в указанный период, явилось несправедливое распределение дохода и, как следствие, сильные социально-демографические колебания, характеризующиеся массовой миграцией сельского населения в города. Рост террористической напряженности, предшествующий военному перевороту 12 сентября 1980 года, привел к качественным и количественным преобразованиям внутри турецкой организованной преступности. Так доходы, обеспечиваемые черным
ки Стамбульского университета Ф.Халыджыоглу в работе «Черная» экономика в Турции: эмпи-
13
рическое исследование»13 приводит следующие результаты собственных расчетов масштабов теневой экономики в Турции (таблица 2), наглядно демонстрирующие зарождение теневой экономики, последующий рост и дальнейшие стабильные показатели ее масштабов. Согласно собственным комментариям, расчеты размеров теневой экономики Ф.Халыджыоглу проводил, основываясь на оценке показателя уклонений от уплаты налогов, исчисленного на основании официальной статистики спроса на деньги.
рынком, а также контрабанда оружия и боеприпасов способствовали разрастанию организованных группировок нового типа, имеющих международную направленность. Например, контрабандисты Бекир Челенк и Абузер Угурлу создали огромную организованную группировку по контрабанде оружия и боеприпасов. Проводимая экономическая политика также способствовала захвату мафией черного рынка, включавшего сбыт топлива, извлечению ей колоссальных доходов и приобретению более упорядоченной и властной структуры.
В 80-е годы (время правления президента Тур-гута Озала) в экономике и политике Турции был проведен ряд жестких социально-экономических реформ. Были внесены изменения в таможенное законодательство, произошли существенные изменения в политике государства, связанной с экспортно-импортными операциями. Все это нанесло ощутимый удар по черному рынку страны и, безусловно, по деятельности мафиозных структур, которые были вынуждены разрабатывать новую стратегию деятельности. Таким образом, под давлением объективных обстоятельств организованная пре-
Таблица 2
Приблизительный размер «черной» экономики в Турции (% от официального ВВП
1969 0,00 1979 2,46 1989 3,77
1970 1,76 1980 2,87 1990 4,47
1971 1,94 1981 3,30 1991 5,23
1972 1,91 1982 2,62 1992 6,95
1973 2,00 1983 2,69 1993 8,15
1974 1,98 1984 2,84 1994 9,49
1975 2,18 1985 3,84 1995 10,07
1976 2,28 1986 3,84 1996 9,60
1977 2,17 1987 3,88 1997 9,28
1978 2,34 1988 4,12
ступность трансформировалась в следующую фазу, совпавшую по времени с началом активизации рыночной экономики и переходом к политике экономического либерализма. Изменились и масштабы, а также методика преступной деятельности.
Масштабы теневой
В качестве универсального примера проанализируем приведенную таблицу 3, являющуюся результатом исследования теневой экономики, проведенного научными сотрудниками университета г. Мугла (Турция).
Таблица 3
экономики Турции14
Год Масштаб теневой экономики (млрд. дол. США) Доля от ВВП Год Масштаб теневой экономики (млрд. дол. США) Доля от ВВП
Турции (%) Турции (%)
1980 10,87 15,58 1992 24,16 15,03
1981 16,52 22,70 1993 23,52 12,92
1982 15,26 23,15 1994 33,93 25,87
1983 16,11 25,90 1995 28,26 16,43
1984 17,13 28,19 1996 28,81 15,60
1985 17,59 25,80 1997 30,44 15,66
1986 16,26 21,26 1998 29,86 14,50
1987 19,05 21,71 1999 26,57 14,16
1988 22,70 24,95 2000 28,46 14,13
1989 21,78 20,04 2001 32,64 22,57
1990 20,49 13,45 2002 28,00 15,39
1991 22,57 14,82 2003 25,72 10,80
Примечание: расчет показателей производился с использованием метода многоиндикаторного эконометрического моделирования.
Как видно из приведенной выше таблицы, в период с 1980 по 1989 год масштаб теневой экономики находился на уровне 15-20 млрд. долларов США и демонстрировал устойчивый и постоянный рост, достигнув в период с 1990 по 2003 год 20-30 млрд. долларов США. Однако, оценивая долю теневой экономики в ВВП Турции, в период с 1980 по 1988 год по сравнению с периодом с 1989 и позже наблюдается существенный спад. Данное обстоятельство показывает, что в указанный период ВВП развивался более высокими темпами, чем теневая экономика.
Со второй половины 1980-х годов и вплоть до 1988 года терроризм и неэффективная экономическая политика турецкого правительства продолжали способствовать развитию турецкой организованной преступности. Армянские террористические организации, имеющие внешние источники финансирования и просуществовавшие со второй половины 1970-х годов до второй половины 80-х годов, сыграли важную роль в развитии турецкой организованной преступности и ее сближении с некоторыми государственными служащими.
С началом вооруженных действий террористической организации «Рабочая партия Курдистана» (РПК) в 1984 году и до конца 90-х годов страна находилась под сильным и постоянным влиянием
террористических угроз. Подобная напряженная обстановка способствовала принятию государством достаточно эффективных мер по борьбе с терроризмом, но в то же время, отодвинула на дальний план проблему борьбы с организованной преступностью. Турецкая оргпреступность, воспользовавшись сложившимся положением, настолько расширила поле своей деятельности, что практически поделила страну, ее провинции, крупные города на сферы влияния. В противовес курдским наркодилерам, пользующимся поддержкой РПК, были сформированы преступные группировки, организованные бывшими крайне правыми террористами при поддержке некоторых госслужащих, в то же время обеспечение безопасности наркотрафика стало важнейшим источником дохода мафии.
В период с 1984 по 1998 годы турецкая оргпреступность проникла практически во все экономические сферы и сумела различными методами («крышевание», займы, долговые расписки и т.д.) подчинить себе многие палаты, общества, союзы, вакфы и крупных предпринимателей, принудив их к публичным поборам. С помощью извлекаемых средств турецкая мафия обеспечила выдвижение собственных кандидатов в депутаты, а впоследствии их избрание в парламент страны (меджлис).
Получив подобное политическое влияние, мафия, с одной стороны, держала под контролем силы безопасности, с другой - препятствовала принятию законов, направленных против нее.
Специалисты Центрального банка Турции Ф. Огюнч и Г. Йылмаз в исследовании «Оценка подпольной экономики в Турции»15 приводят следующие сводные данные по результатам расчетов уровня подпольной экономики турецкими специалистами (таблица 4) в указанный период.
Турецкий экономист Седат Этим в исследовании «Уклонение от налогов и теневая экономика в Турции» на основе сопоставления данных о чис-
ленности официально и реально занятых оценил масштабы теневой экономики в Турции в 1998 г. в 33,6%. Используя иную методику, в основе которой лежит учет уклонившихся от уплаты налогов, он получил гораздо более высокие показатели - 59% ВВП в 1994 г. и 49,4% в 1997 г.16
Сотрудник Университета Гази (Анкара) Ф.Юрдакул в 2009 году опубликовала исследование «Теневая экономика Турции: применение одной модели»17, в котором следующим образом систематизировала опыт подсчета масштабов теневой экономики, содержащийся в работах турецких исследователей (таблица 5).
Таблица 4
й экономики в Турции.
Исследователь
Метод исчисления
Расчетный год
Размер подпольной экономики (в % от легальной экономики)
Алтуг
Дердийок Озсойлу
Каснакоглу Темель, Шимшек, Йазыджы
Оценка уровня заработной платы в теневом секторе экономики Монетарный метод Расчеты на базе ВВП Метод оценки простого денежного соотношения Метод трансакций Монетарный метод Расчеты на базе ВВП Оценка результатов налоговых проверок Метод оценки простого денежного соотношения Метод трансакций Оценка спроса на денежные средства
1993
1987 1990 1993
1993 1990
1994 1984
1981
1992 1992
35
27,3 7,5 12,9
8,5 9,3 2,2 23,1
7,8
Таблица 5
Оценки масштабов теневой экономики Турции
Автор(ы) Метод оценки Год Размер теневой экономики, % от ВВП
Алтуг Оценка уровня заработной платы в теневом секторе 1992 35
Дердийок Монетарный метод 1984 27,3
Оценка налогов 1991 40,4
Хакиоглу Монетарный метод 1984 137,8
Ылгын Метод простого процента 2002 31-84
Озсойлу Метод, основанный на ВВП 1990 7,5
Монетарный метод 1993 12,9
По объему денежных операций 1993 8.5
Каснакоглу Монетарный метод 1990 9,4
Темель, Шимшек, Языджы Оценка налогов 1991 16,4
Огюнч, Йылмаз Эконометрический метод 2000 15
Акалын, Кесикоглу Метод расширенного (сложного) процента 2005 14-134
1
Значительная часть турецкой мафии, пользуясь сложившейся в стране террористической обстановкой и заручившись поддержкой националистов, привлекла к себе правительственные силы, а также оказывала финансовую и материальную поддержку семьям погибших. В 1998 году турецкая мафия, воспользовавшись дефицитом, порожденным главным образом напряженной террористической обстановкой в стране, приобрела сильную экономическую структуру, а также заручилась поддержкой видных политических деятелей и некоторых государственных чиновников. Пресса, ставшая в течение этих 15 лет практически четвертой по значимости силой, также находилась в сфере интересов мафии - сначала она подвергла журналистов угрозам и силовому воздействию, затем принудила их к ведению пропаганды за денежное вознаграждение. В результате мафия под разными предлогами вошла в доверие к владельцам печатных изданий, и таким образом практически единолично начала управлять средствами массовой информации. Отставка в 1998 году 55-го турецкого кабинета министров по указанию главаря одной мафиозной группировки привлекло внимание общественности и государства к турецкой мафии. В 1998 году с создания спецподразделений было положено начало борьбе с турецкой организованной преступностью. В результате многочисленных операций, проведенных внутри страны и за ее пределами, были схвачены и заключены в тюрьму лидеры и члены мафиозных организаций. В этот период мафия снова проявила себя, прибегнув к использованию своего влияния в информационных, экономических и политических кругах, в результате чего был издан закон об условном досрочном освобождении, и практически все заключенные были отпущены на свободу. Принятый в 1999 году закон «О борьбе с оргпреступностью и незаконным извлечением прибыли» также подвергся натиску со стороны мафии и, просуществовав всего 2 года, был практически лишен действия с помощью правовых реформ, проведенных турецкими властями в 2001 году.
Члены религиозных и сепаратистских террористических организаций, оказавшиеся на свободе благодаря закону об условном освобождении, откололись от своих организаций и создали собственные организованные преступные группировки либо примкнули к наиболее близким им по духу уже существующим группировкам. Новые организованные преступные группировки были лишь средством для обретения необходимой экономической мощи для осуществления собственных задач. В основе этого лежала идея воспользоваться ситуацией в стране, когда борьбе с оргпреступностью уделялось значительно меньше внимания, чем борьбе с терроризмом.
Анализ сводных данных о масштабах теневой экономики позволяет выделить период наибольшей активности организованной преступности как важного сегмента теневой экономики - период с 1984 по 1998 годы. В указанный период турецкая организованная преступность, окончательно перебравшись с периферии в крупные города, совершила переход от сельской организованной группировки под руководством местного авторитета (явление «кабадайы-лык») к достаточно развитой и хорошо организованной мафиозной сети в ее современном понимании. В то же время, в ее организации по-прежнему продолжали играть важную роль принципы семейной (клановой) и этнической принадлежности, но ее усовершенствованная структура основывалась на четком представлении о государственном устройстве, т.е. мафия держала своих боссов в тени, не всегда действовала собственными силами, не брала на себя ответственность за любые акты лишь из тщеславия, а своего лидера представляла общественному мнению как положительного и справедливого деятеля, филантропа. Подобная организационная структура предполагала наличие абсолютно разноплановых специалистов: от юристов и экономистов до профессиональных снайперов. В этот период турецкая организованная преступность выходит на международный уровень и определяется с новыми направлениями деятельности, отвечающими требованиям времени. В их числе можно назвать:
- создание подложных фирм и т.н. «однодневок»;
- использование поддельных финансовых и хозяйственных счетов;
- использование кредитных карт, оформленных в странах со льготным налогообложением;
- получение кредитов в турецких банках под гарантии средств, заблокированных в иностранных банках;
- деятельность, связанная с азартными играми и тотализаторами на конных бегах;
- легализация денежных средств, связная с покупкой за наличные средства акций, облигаций, зданий, сооружений, объектов туризма и т.п.;
- контрабанда средств, полученных преступным путем, за границу, в том числе с использованием свободных зон.
В опубликованном МВФ исследовании «Теневая экономика в мире: масштабы, причины и последствия» оценил масштабы теневой экономики Турции по состоянию на 1999 г. в 28% ВВП, используя методику сопоставления динамики спроса, предъявляемого национальной экономикой на наличные деньги, и динамики налоговых преступле-ний18. В докладе «Размер и измерение неформальной экономики в 110 странах мира»19, озвученном
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
на семинаре в Австралийском национальном налоговом центре 17 июля 2002 года, Ф.Г.Шнайдер оценивает масштабы теневой экономики Турции в 32,1 от ВВП в 1999/2000 годах. При подсчете использовался балансовый метод, связанный с перекрестной оценкой энергозатрат и спроса на наличные денежные средства, с применением передовой эконометрической модели DYMIMIC (или MIMIC; от англ. Dynamic multiple-indicators multiple-causes, т.е. рус. - динамический мультииндикаторный муль-тифакторный), представляющей собой механизм, учитывающий множество взаимосвязанных показателей, фактов, индексов и т.д. и использующийся, как правило, для анализа и регулирования показателей, полученных в ходе оценки масштабов теневой экономики, проводимой с использованием одного из «традиционных» методов. В совместном исследовании Ф.Г.Шнайдера и специалистов из Института по изучению труда (IZA; Бонн, Германия) «Теневая экономика и коррупция в мире: что мы знаем в действительности?» содержатся выводы, что масштабы теневой экономики составляли 32.1%, 33,2% и 34,3% от ВВП в периоды 1999/2000, 2001/2002 и 2002/2003 годы соответственно20 (использовался метод оценки спроса на наличные денежные средства с применением модели DYMIMIC).
В опубликованном 4 октября 2006 г. «Официальной газетой» (турецким аналогом «Российской газеты») проекте KADiM (Kayit Di§i istihdamla Mticadele, «Проект по борьбе с нелегальной занятостью») отмечено, что доля теневой экономики составляет около 50% ВВП Турции21.
Счетная палата Министерства финансов Турции, основываясь на методе оценки теневой экономики через соотношение «затраты-выпуск», отражающем потоки товаров и услуг между отраслями, установило, что доля теневой экономики Турции занимает 30% ВВП22.
В докладе «Теневая экономика-2007», содержащимся в отчете Торговой палаты Анкары за 2007 г., указано, что масштабы теневой экономики в Турции по различным оценкам составляют от 2 до 137% (!) ВВП23.
Аналитический новостной сайт «antalyatoday.ru» (публикация 30 июля 2011 г.) отмечает, что за последние восемь лет (прим.: 2003-2011 гг.) теневая экономика нанесла Турции ущерб в размере 104 миллиардов лир. Отношение незарегистрированных фирм к легальным составляет, по мнению экспертов, не менее 50 %. Примерно 15 миллионов человек в стране работает неофициально. Если же учесть, что официально в Турции работает 25 миллионов человек, то получается, что теневой сектор может составлять до 60 % всей турецкой экономики24.
Конечно, либерализация экономики нанесла достаточно ощутимый удар по нелегальному сегменту экономики, занятому организованной преступностью Турции. С другой стороны, с изменением курса экономики на либерализацию существующие проблемы социального характера не только не прекратились, но и во многом усугубились. Таким образом, благоприятная среда для преступности сохранялась, и при условии временной несостоятельности прежней традиционной преступности ее место заняли террористические организации. В этот период повышенное внимание государства было сосредоточено на борьбе с терроризмом. Значительные средства направлялись для борьбы с террористическими организациями. Результаты этой войны неоднозначны. С одной стороны, властям Турции удалось остановить волну терроризма. С другой стороны, изъятие из бюджета значительных средств на нужды борьбы с терроризмом послужило косвенной причиной последующих экономических кризисов, вызванных в том числе бюджетным дефицитом и невозможностью проведения социальных программ и осуществления инвестиций.
В настоящее время существование организованной преступности в Турции - это объективная реальность. Турецкие мафиозные группировки, как правило, носят имя своего лидера и делятся на преступные организации и группы по следующим признакам:
1. Преступная группа, объединенная по семейному (клановому) принципу. Изначально основной особенностью турецкой мафии было ее устройство по принципу «клановой принадлежности», т.е. группа состояла исключительно из членов одной семьи: организатора - главы семьи, самый авторитетный член семейного клана и членов «ядра» - мужской части семьи.
Внутри семьи возможно также выделить периферийную структуру (оболочку), комплектующуюся по итальянскому принципу искусственного родства: исполнение роли «крестного отца» на церемонии обрезания-сунны (в Италии крестины или конфирмация), свидетеля во время бракосочетания-никяха и приобретение в результате объединения семей дополнительных родственников.
В настоящее время в качестве примера мафиозных групп данного типа можно назвать кланы Хаджы Сулейман Огуллары, Ведат и Нури Энгин Кардешлер, Чакырогуллары и Ихтиярогуллары (имеются в виду члены данных семей, занятых в мафиозной деятельности).
2. Преступная организация, объединенная по этническому принципу.
3. Преступная группа, объединенная единым
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
местом исполнения наказания или по иному уголовному принципу. В последнее время данный вид криминальной структуры, состоящий как правило из рецидивистов, наиболее динамично развивается.
4. Преступная организация, объединенная по религиозному признаку.
5. Преступная организация, объединенная по политическому признаку.
6. Мафия реакционной направленности.
7. Мафия с государственной поддержкой.
Начало XXI века, характеризующееся прежде
всего ростом процесса глобализации, дает новый толчок развитию деятельности турецкой организованной преступности, которая гибко реагирует на новые веяния в турецкой экономике с использованием новейших технических средств. Сложившаяся ситуация сыграла отрицательную роль в произошедших сбоях в экономике Турции, которые привели к биржевым спекуляциям и недавнему спаду национальной экономики. Высказывания премьер-министра Турции и представителей государственных экономических структур по данному вопросу также сводятся к тому, что произошедшие изменения явились скрытой угрозой экономике страны. Современные технологические возможности объективно способствуют открытию нового пространства для деятельности организованной преступности не только в пределах государственных границ, но и в любой точке мира.
чил пост пожизненного сенатора.
= Friedrich Schneider, Fatih Savajan. Dymimic Estimates of the Size of Shadow Economies of Turkey and of Her Neighbouring Countries / International Research Journal of Finance and Economics. 2007. Issue 9.
12 Там же, с. 133.
13 Ferda HALICIOGLU The Black Economy In Turkey: An Empirical Investigation http://dergiler.ankara.edu.tr/dergiler/42/479/5541.pdf
14 Источник: Dr.Ercan Baldemir, Dr. M.Faysal Gokalp, Dr. Mehmet Avci 'Turkiye'de Kayitdiji ekonominin MIMIC Model ile tahminlenmesi'. Mugla Universitesi, 2005. http://www. ekonomidernegi.org
15 Oguny, F. and G. Yilmaz (2000), "Estimating the Underground Economy in Turkey", Research Department, Discussion Paper, September, The Central Bank of the Republic of Turkey http://www. tcmb.gov.tr/research/discus/dpaper43.pdf
16 Capital. 6.2000. Р. 90.
17 Funda Yurdakul 'SBF dergisi' Ankara Universitesi: Turkiye'de kayitdiji ekonomi: Bir model denemesi. Ekim-aralik 2008
18 Capital. 6.2000. Р. 90.
19 Friedrich Schneider. Size and Measurement of the Informal Economy in 110 Countries Around the World. July 2002 / http:// www.economics.uni-linz.ac.at.
20 Friedrich Schneider and IZA Bonn. Shadow Economies and Corruption All Over the World: What Do We Really Know? / http:// ftp.iza.org/dp2315.pdf
21 Resmi gazete. 4.10.2006.
22 Ali Sarili М. 'Turkiye'de Kayitdiji ekonominin boyutlari, nedenleri, etkileri ve alinmasi gereken tedbirler' // Bankacilar Dargisi. Sayi 41. 2002.
23 Ознакомиться с докладом можно на официальном сайте Торговой палаты Анкары http://www.atonet.org.tr/yeni/index. php?p=827&1=1.
24 http://antalyatoday.ru/news/antalya-1481.html
1 Каценелинбойген А. Цветные рынки в Советском Союзе // Экономическая теория преступлений и наказаний. Реферат. журнал. Вып. 4. Теневая экономика в советском и постсоветском обществах. Часть 2. Статьи. Библиография. М.: РГГУ, 2002.
2 Осипенко О.В. «Теневая экономика»: попытка политико-экономического анализа // Экономические науки. 1989. № 8. С.47
3 К институциональному подходу к экономике (англ. -institutional approach) принято относить такой подход к изучению функционирования экономической системы, при котором основное внимание уделяется роли социальных, политических и экономических институтов (прим. автора).
4 Радаев В.В. Теневая экономика в СССР/России: основные сегменты и динамика // Восток. 2000. № 1. С. 90.
5 Бокун Н., Кулибаба И. Проблемы статистической оценки теневой экономики // Вопросы статистики. 2007. № 7. с.11-19.
6 Пономаренко А. Подходы к определению параметров «теневой экономики» // Вопросы статистики. 2007. № 1. с. 24
7 Dr. Adil Serdar Sayan, Akbabalar Orgutu, 1st.: Bir Harf Yay., 365 s., ekim 2005
8 Буквально: местный авторитет, промышляющий в небольшом районе или квартале, отсидевший в тюрьме, сильный, хорошо владеющий ножом, покровительствующий местному населению, разрешающий ссоры и драки, руководствующийся собственными принципами.
9 Янычары (от турецк. yeniyeri - «новые войска») - регулярная пехота Османской империи; существовала с 1330 по 1826гг.
10 Джевдет Сунай (1899-1982) - турецкий военный и политический деятель. В молодости принимал участие в 1-й мировой войне и в войне за независимость Турции, затем сделал военную карьеру, в 1960-1966 - начальник Генштаба Турции. С 28.03.1966 по 28.03.1973гг. - 5-й президент Турции, после полу-