ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 796.035
Гуторова Галина Анатольевна Украинцева Юлия Альбертовна Дайнеко Сергей Анатольевич
Брянский государственный университет gacherepok@yandex.ru, yulya-gudova@yandex.ru, daineko@yandex.ru
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕВОЧЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ СТЕП-АЭРОБИКА
В данной статье рассматриваются вопросы поиска новых форм, средств и методов повышения физического уровня развития школьников. Различные виды оздоровительной аэробики, в том числе, спет-аэробика, являются востребованы в настоящее время. Степ-аэробика является одним из самых простых и эффективных стилей и направлений в большом семействе аэробики. Шаговая аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений.
В статье исследована динамика роста физических качеств девочек занимающихся в секции степ-аэробики, на базе фитнесс клуба.
Ключевые слова: оздоровительная аэробика, степ-аэробика, двигательные качества.
Высокий уровень патологий у детей школьного возраста выдвигает в настоящее время на первый план решение проблемы здоровья. Поиск новых средств, форм и методов, а также их применение являются одним из способов привлечения школьников к занятиям физической культурой, фитнессом и спортом [5].
Занятия аэробными видами оздоровительной аэробики, в том числе, спет-аэробикой, являются очень востребованными в настоящее время. Степ-аэробика, один из самых простых и эффективных стилей и направлений в большом семействе аэробики. «Степ» в переводе с английского языка буквально означает «шаг». Шаговая аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений.
Степ-аэробика интересна и разнообразна. Она развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие и позволяет сжигать большое количество калорий. С помощью степ-аэробики можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать у детей выразительные, точные движения. Но самый главный результат занятий степ-аэробикой - укрепление
нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата, а также улучшение всех основных двигательных качеств (выносливость, сила, ловкость, быстрота, координация). Основным достоинством степ-аэробики является ее оздоровительный эффект [4].
Продумывая содержание занятий аэробикой, необходимо учитывать морфофункциональные особенности школьников, уровень их физической подготовленности и развития, соблюдая при этом основные физиологические принципы:
- рациональный подбор упражнений;
- равномерное распределение нагрузки на организм;
- постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки.
Одно из главных условий для занятия степ-аэробикой является музыкальное оформление занятий. Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у занимающихся хорошее настроение. От правильного подбора музыкального сопровождения во многом зависит успех занятий степ-аэробикой.
# </ к,
о? ^ Л?
.й'
Ж
У
I Контрольная группаДо эксперимента
Контрольная группа После эксперимента
Экспериментальная группа До эксперимента
Экспериментальная группа После эксперимента
Рисунок 1. Динамика изменений двигательных качеств
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Гуторова Г.А., Украинцева Ю.А., Дайнеко С.А., 2016
234
Динамика изменения физических качеств у девочек, занимающихся в секции степ-аэробика
Музыка должна быть активным компонентом движений, эмоциональным стимулом к ним. Музыкальные произведения должны быть обязательно с ярко выраженным ритмом. Выполнение заданий под задорную музыку не позволяет замечать утомление, превращая занятие в веселую игру [3].
Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:
- в форме занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-35 минут;
- как часть занятия (продолжительностью от 10 до 15 минут);
- в показательных выступлениях детей на праздниках;
- как степ-развлечение;
- как дополнительное занятие в спортивной секции.
Степ-аэробика - не просто сочетание разнообразных движений, но красивый спортивный танец, который приносит пользу здоровью занимающихся и улучшает их настроение.
Целью нашего исследования являлось проследить за динамикой роста физических качеств девочек занимающихся в секции степ-аэробики.
Для определения роста физических показателей, нами было проведено исследование на девочках, занимающихся в секции степ-аэробики на базе женского клуба «Фрау-Класс» г. Брянска. В исследовании принимало участие 16 девочек. Занятия проходили 3 раза в неделю.
Для измерения физических показателей ними применялись следующие тесты:
1) отжимание от пола (кол-во раз);
2) челночный бег (сек);
3) поднимание туловища, лежа на полу (кол-во раз);
4) наклон вперед из исходного положения, стоя (см);
5) прыжок в длину (см).
В начале и в конце исследования были проведены контрольные тестирования по данным тестам.
Динамику изменений мы видим на рисунке 1.
В процессе педагогического исследования доказана эффективность экспериментальной методики развития гибкости. По всем тестам в экспериментальной группе мы наблюдаем достоверное
улучшение: в тесте № 1 на 3,2%; в тесте № 2 на 3,6; в тесте № 3 на 4,5%; в тесте № 4 на 5,1; в тесте № 5 на 3,2%. В контрольной группе прирост физических показателей значительно ниже.
Мы видим, что занятия на степ-платформе, способствуют повышению уровня развития двигательных качеств.
В результате проведенного эксперимента доказано, что регулярные занятия по оздоровительной аэробике (степ-аэробике), оказывают положительный тренировочный эффект в воспитании физических качеств. Занятия можно рассматривать как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему целенаправленных оздоровительных занятий разной направленности как в фитнесс центрах, так и в учебном процессе с целью достижения оптимального физического состояния, повышения физических качеств, профилактики заболеваний, укрепления состояния здоровья и приобщения к здоровому образу жизни детей и подростков.
Даная методика может приняться как в тренировочном, так и в учебном процессе развития двигательных качеств.
Библиографический список
1. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Частные методики. - Т. II. - М.: ФАР, 2002. - 211 с
2. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста / под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. - М.: Педагогика, 2003.
3. Сайкина Е.Г., Смирнова Ю.В. Требования к подбору музыкального сопровождения занятий фитнесом // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 68-71.
4. Украинцева Ю.А., Дайнеко С.А., Гуторо-ва Г.А. Влияние занятий степ-аэробики на показатели физического развития и двигательных качеств // Перспективы развития научных исследований в XXI веке: сб. материалов 6-й междунар. науч.-практ. конф. - Махачкала, 2014. - С. 167-169.
5. Украинцева Ю.А., Дайнеко С.А., Гуторо-ва Г.А. Применение средств оздоровительных технологий для улучшения физического развития и двигательных качеств // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2014. -№ 11. - С. 121-124.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
235