необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальными ролями, т. е. происходит социальное развитие индивида, в котором он сам выступает активным субъектом.
Ребёнок младшего школьного возраста испытывает весь комплекс воздействий микросоциума: направленное и ненаправленное, прямое и косвенное. Направленное воздействие педагогов и родителей на сознание, волю, эмоции ребёнка, организацию его деятельности и общения в интересах развития личности мы рассматриваем как воспитательное воздействие, а его результат как воспитательное влияние. Кроме прямых и целенаправленных воздействий ребёнок испытывает массу косвенных и стихийных, связанных с различными социокультурными и психолого-педагогическими факторами микросреды. Среди них имеются не только положительные, но и отрицательные воздействия и влияния.
Итак, в реальной жизни процессы социализации, воспитания и развития личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. В целостном процессе формирования личности происходит вза-
Библиографический список
имное усиление или ослабление этих компонентов. В ходе социализации личность испытывает как стихийное разнонаправленное влияние среды, так и целенаправленное влияние в процессе обучения и воспитания.
Микросреда не всегда действует на личность положительно. Имеют место и отрицательные ее влияния как прямые (образцы асоциального поведения, антисоциальной ориентации и убеждения, нормы и ценности), так и косвенные (социально-психологического и психолого-педагогического характера), требующие создания воспитательной среды. Негативные влияния микросреды могут усиливаться индивидуальными особенностями детей [8].
Младший школьник очень чувствителен к влиянию микросреды, «впитывает» в себя и положительное, и отрицательное. Поэтому необходимо всесторонне изучать микросреду младшего школьника, выявляя негативно действующие факторы, искать пути компенсации негативных влияний микросреды, гармонируя, тем самым, отношения ребёнка с окружающим его социумом.
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября_2009 г. № 373._
3. Выготский Л.С. Собр. сочинений: в 6 томах. Под редакцией А.М. Матюшкина. Москва: Педагогика, 1983; Т. 1.
4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Изд. 2-е, перераб. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2009.
5. Крылова Н.Б. Взаимодействие детей и взрослых: позиция понимающей педагогики: Воспитательная система как социокультурный феномен: прошлое, настоящее, будущее: сборник статей международной научно-практической конференции. Москва, 5-6 октября 2010 года. Москва: Институт теории и истории педагогики РАО, 2010.
6. Вебер М. Основные социологические понятия. Теоретическая социология: Антология: в 2 ч. Пер. с англ., фр., нем., ит. Составление и общая редакция С.П. Баньковской. Москва: Книжный дом «Университет», 2002; Ч. 1.
7. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Москва: Издательство МГУ, 1976.
8. Компенсация негативных влияний микросреды на младших школьников: методическое пособие. Автор-составитель Т. В. Богуцкая. Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2003.
References
1. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. N 996-r.
2. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 6 oktyabrya_2009 g. № 373._
3. Vygotskij L.S. Sobr. sochinenij: v 6 tomah. Pod redakciej A.M. Matyushkina. Moskva: Pedagogika, 1983; T. 1.
4. Mudrik A.V. Vvedenie vsocial'nuyupedagogiku. Izd. 2-e, pererab. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2009.
5. Krylova N.B. Vzaimodejstvie detej i vzroslyh: poziciya ponimayuschej pedagogiki: Vospitatel'naya sistema kak sociokul'turnyj fenomen: proshloe, nastoyaschee, buduschee: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 5-6 oktyabrya 2010 goda. Moskva: Institut teorii i istorii pedagogiki RAO, 2010.
6. Veber M. Osnovnye sociologicheskie ponyatiya. Teoreticheskaya sociologiya: Antologiya: v 2 ch. Per. s angl., fr., nem., it. Sostavlenie i obschaya redakciya S.P. Ban'kovskoj. Moskva: Knizhnyj dom «Universitet», 2002; Ch. 1.
7. Lomov B.F. Obschenie i social'naya regulyaciya povedeniya individa. Psihologicheskie problemy social'noj regulyaciipovedeniya. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1976.
8. Kompensaciya negativnyh vliyanij mikrosredy na mladshih shkol'nikov metodicheskoe posobie. Avtor-sostavitel' T. V. Boguckaya. Barnaul: Barnaul'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2003.
Статья поступила в редакцию 4.07.16
УДК 378
Zolotukhina I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: zolotuxina1979@rambler.ru
Dedlovskaya M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Povolzhskaya State Academy of Physical Education, Sports and Tourism (Kazan, Russia), E-mail: bmv300904@yandex.ru
IMPROVEMENT OF QUALITY OF TRAINING IN PHYSICAL EDUCATION THROUGH INTRODUCTION OF NEW FORMS OF LESSONS IN THE DISCIPLINE OF APPLIED PHYSICAL EDUCATION. The article reviews a problem of improvement of quality of training through introduction of new forms of lessons in the discipline of Applied Physical Education. The object of the article is the research on the most interesting for students' sets of exercises that can improve attendance, effort and interest in applied physical education. In the article there is a brief description and substantiation of following forms of physical exercises, which were used during the pedagogical experiment: step aerobics, kick aerobics, callanetics, stretching, golden exercises of Kifuta. The experimental facilities are based on introduction of new forms of physical exercises' organization, parallel to traditional sports and physical games, into the teaching process of applied physical education. For making a qualitative-quantitative analysis of experimental work's results the authors create a system of criteria that considers the evaluation of late changes, which are based on the dynamics of students' interest in physical education, the number of students who attend sports clubs, the average mark of progress in the subject and the attendance of lessons. The presented material allows making a conclusion about a positive effect on the quality of training in physical education through introduction of new forms of lessons' organization into the discipline.
Key words: physical education, applied physical education, fitness, step aerobics, kick aerobics, callanetics, stretching.
И.А. Золотухина, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: zolotuxina1979@rambler.ru
М.В. Дедловская, канд. пед. наук, ст. преп., Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, E-mail: bmv300904@yandex.ru
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В статье рассматривается проблема повышения качества подготовки посредством внедрения новых форм занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура». Целью статьи является изучение наиболее интересных систем упражнений для студентов, которые помогут повысить посещаемость, успеваемость и интерес к прикладной физической культуре. Дается краткая характеристика и обоснование следующим формам физических упражнений, используемые в педагогическом эксперименте: степ-аэробика, кик-аэробика, калланетика, стрейтчинг, золотые упражнения Кифута. Экспериментальная база основывается на внедрении в процесс преподавания прикладной физической культуры, наряду с привычными видами спорта и подвижными играми, новых форм организации физических упражнений.
Для проведения качественно-количественного анализа результатов экспериментальной работы разработан критериальный аппарат, предполагающий оценку произошедших изменений на основании динамики интереса студентов к физической культуре, количества занимающихся в спортивных секциях, среднего балла успеваемости по предмету и посещения занятий. Представленный материал, позволяет сделать вывод о положительном влиянии на качество подготовки по физическому воспитанию посредством внедрения новых форм организации занятий по дисциплине.
Ключевые слова: физическое воспитание, прикладная физическая культура, фитнес, степ-аэробика, кик-аэробика, калланетика, стрейтчинг.
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования физической культуре как учебной дисциплине отводится роль важнейшего компонента целостного развития личности.
Целью дисциплины «Прикладная физическая культура» является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психологической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности, что обеспечивает готовность к социально-профессиональной деятельности, включение в здоровый образ жизни, в систематическое физическое самосовершенствование.
Физическое воспитание, ставшее неотъемлемой составной частью обучения и профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений, направлено на подготовку всесторонне физически развитых молодых специалистов.
Физкультурно-спортивная деятельность по своей сути является преобразовательной. Она способствует выработке физических способностей и навыков, необходимых в повседневной жизни, начиная от исполнения профессиональных обязанностей и до проведения досуга.
В процессе физической подготовки решаются общие и специальные задачи.
Общие: развитие и совершенствование основных физических качеств, укрепление здоровья, закаливание организма, обеспечение активного долголетия, совершенствование морально-психологических качеств, формирование привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями, привитие навыков гигиены и самоконтроля.
Специальные: формирование эмоциональной устойчивости, совершенствование качеств внимания, поддерживание профессиональной работоспособности, формирование навыков и обучение методам активного отдыха. Решению всех этих задач служит, прежде всего, учебная физкультурная работа.
Прикладная физическая культура в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода обучения в объёме 328 часов.
Установлено, что положительное отношение к дисциплине зависит, прежде всего, от методов, средств и форм, которые используются во время проведения занятий. Результаты анкетирования студентов показали, что при выборе формы занятий для своего физического совершенствования более 80% студентов предпочли бы формы организации занятий, взятых из фитнес индустрии или чтобы часть из них была адаптирована и внедрена в процесс преподавания дисциплины «Прикладная физическая культура».
Выяснено, что внедрение в учебный процесс по физическому воспитанию новых форм проведения занятий (таких как степ-аэробика, шейпинг, стретчинг, калланетика, кик-аэробика, золотые упражнения Кифута и др.) положительно влияет на качество их проведения.
Исследования показывают, что новые формы организации двигательной деятельности выступают средством снятия нервного напряжения, нейтрализации стрессов и депрессии.
Инновационные подходы к занятиям по дисциплине «Прикладная физическая культура» позволяют решать многие проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе обучения, а именно:
- сложное экономическое положение в стране и, следовательно, недостаточное материально-техническое обеспечение;
- большое количество студентов, имеющих рекомендации для занятий в специальных медицинских группах;
- низкий уровень физической подготовленности студентов;
- ослабленный интерес обучающихся к занятиям физической культурой.
При планировании новых форм занятий большое внимание уделяется музыкальному сопровождению, так как правильно подобранная музыка помогает избежать эмоциональной усталости и напряжения, а также развивает ритмичность, ловкость, укрепляет здоровье и увеличивает двигательную активность.
В связи с этим, проблема внедрения новых форм организации занятий в данный момент стоит достаточно остро. Её решение позволит максимально расширить социально-культурный смысл занятий по физическому воспитанию и добиться гармонии телесного и духовного в человеке.
Это не отрицание существующей системы физического воспитания, а определенная её конкретизация и систематизация, в основе которой заложено внесение дополнительных, целенаправленных воспитательных воздействий на формирование мо-тивационно-ценностного отношения студентов к физкультурной деятельности.
Цель нашего исследования - апробирование внедрения новых форм организации занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура».
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на занятиях прикладной физической культурой.
Предмет исследования - процесс формирования познавательного интереса студентов к новым формам организации занятий на дисциплине «Прикладная физическая культура».
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) определить новые формы организации занятий по дисциплине, наиболее целесообразные в связи с оснащенностью и профессионализмом преподавательского состава;
3) апробировать и проверить эффективность новых форм организации занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура».
Была сформулирована гипотеза, основывающаяся на предположении о том, что успеваемость, посещаемость и мотивация студентов на занятиях по дисциплине «Прикладная физическая культура» будет выше, если в процесс её преподавания внедрить новые формы организации занятий, с учетом материально-технической базы, пола студентов и подготовленности к данным занятиям преподавателей вуза.
Педагогический эксперимент по проверке эффективности внедрения новых форм занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура» проводился на базе Института психологии и педагогики Алтайского государственного педагогического уни-
верситета. За период с сентября 2015 года по июнь 2016 года в нем приняло участие 218 студентов и 12 преподавателей.
В контрольной группе занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура» велись по общепринятой методике, предполагающей использование традиционных форм физической активности студентов.
Занятия в экспериментальной группе проводились с внедрением элементов нижеперечисленных форм организации занятий.
Степ-аэробика - аэробика, основанная на танцевальных движениях, которая проводится на специальных платформах, называемых «степами».
Упражнения для занимающегося очень просты и их может выполнить любой человек, вне зависимости от возраста и физической подготовленности. Степ-аэробика является средством для профилактики и лечения артрита и остеопороза; укрепляет мышцы, нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы; улучшает вестибулярный аппарат [1].
Калланетика - система движений, включающая очень мягкие статические упражнения, которые рассчитаны на растяжку мышц и создание статических нагрузок. Если выполнять все упражнения правильно, то они позволят проработать глубокие мышцы, которые во время других, например, аэробных тренировок остаются незадействованными. Это позволяет весьма эффективно сбрасывать вес, укреплять тело и повышать его гибкость [2].
Кик-аэробика - сравнительно молодое направление в спортивных занятиях. Основополагающаякик-аэробики -этозаня-тия кикбоксингом. Ведь цель занятий кик-аэробикой - укрепить организм, пов-зитьвашосливасть, ущучшитькаординацию движений, выработать гибкость мышц, укрепить сердце и сосуды, привести в порядок свое тело [3].
Стретчинг - это особы-видаэробики,направлеьньмгаав-ным образом на растяжку мышц тела, развитие гибкости и эластичности. Зонимадастст-нтуиноом мажно в любсмвозрасте, независимо от имеющегося уровня подготовки [4].
Золотые упссжненил Квфута-асполнзуются дльаеаМили-тации людей с искривлением позвоночника. Упражнения способствует проработке вска-р-пз мы шц опатно-двнгатольсмгаатьа-рата, заниматься могут люди без возрастного ограничения [5].
В Алтайском государственном педагогическом университете имеются все унловсядляфовндения зтнятиа по днсцислине
«Прикладная физическая культура»: стадион; спортивный зал для игровых видов спорта; малый зал с зеркалами и напольным покрытием, оборудованный музыкальным центром; малый зал с оборудованием для бокса, а так же специальный инвентарь (степы, гантели, гимнастические палки, скакалки и пр.). Такое оснащение позволило внедрить в процесс преподавания прикладной физической культуры, наряду с привычными видами спорта и подвижными играми, новые формы организации физических упражнений.
Для проведения качественно-количественного анализа результатов экспериментальной работы был разработан критериальный аппарат, предполагающий оценку произошедших изменений на основании динамики интереса студентов к физической культуре, количества занимающихся в спортивных секциях, среднего балла успеваемости по предмету и посещения занятий.
Интерес к физической культуре - это интегральный результат сложных процессов в мотивационной сфере студентов. Итоги сравнения отражены на рис. 1.
Сопоставление гистограмм по состоянию до и после эксперимента позволяет констатировать, что у студентов экспериментальной группы повысился интерес к физической культуре на 52,3%, а количество занимающихся в спортивных секциях выросло на 44,2%. В контрольной группе фиксируется меньшее значение увеличения интереса к физической культуре (1%). Количество же занимающихся в спортивных секциях снизилось на 1,7%.
Важным критерием внедрения новых форм организации занятий является качественная успеваемость студентов, отра-жающасстепзавьклн,нения програмаса1д материальд: знаааа-ми, двигательными умениями и навыками, способами физкуль-тна^^o-oз-таoвьтeмы■юMдаяуeльгюcФю За остовобнтопфинято качество успеваемости по прикладной физической культуре в группах. Сделан сравнительный анализ показателей занятий с тфадицикнныфподоодом в ктна^аьнойг^ппьи с изполозова-нием новых форм организации занятий в экспериментальной ккаппе.Резуаьнзты пседстнвлааына рнс. 3.
Сравнение графических данных показывает, что с приме-яeзиeмн овыхфорд организации занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура» качественная успеваемость в эвнпeакмeнптльнмHгpупгюгюесlcипФаь всщедкемна ЗЛ,И%.зв контрольной группе снизилась на 0,8%. Причинами наблюдаемого регресса видится однообразность традиционных форм заня-пай исавкый учрт ивдиведьклы^ыф отабзнностей студентов.
Рис.1.Динамика интересастудентовкфизическойкультуреиколичествазанимающихся вспортивных секциях,%
100 80 60 40 20 О
59,5 61,2 53,3
КГ до ЭК до КГ посла ЭГ посла
Рис.2.Динамика качественнойуспеваемостистудентовпопредмету«Прикладнаяфизическаякультура», %
100
во
GO
40
20
7Т,Я 71 4 74,1
КГ д о
ЭК да
КГпосла
ЭГ пасла
Рис. 3. Динамика посещаемости студентами занятий по предмету «Прикладная физическая культура», %
В качестве третьегокритерия была взятапосещаемость занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура». Результаты проведТнныхизмярений пртдсаавляны ну рис. 3.
Из представленных данных видно, что студенты экспериментальной группы стали более активно посещать занятия, демонстрируя рост на 21,8%, и с большим интересом вовлекаться в физические упражнения и спортивные игры. Студенты стали более мотивировары на ирсщялжыаиесамосиояменьного раи-вития своих физических способностей на различных спортивных площадках города, что выражается в их активном участии в системе вузыасаиялпортинно-бздортвитещсныхмеротриятий. В то же время динамика аналогичного показателя в контрольной группе укажывжыт лишоненезначиттльтоеувллиаенте лояещн-емости на 1,8%.
Следуит тотке оддежятн,что сярименддиидновыхферм организации занятий по дисциплине «Прикладная физическая
культура» студенты экспериментальной группы стали допускать меньше пропусков без уважительных причин. Снизилось количество предоставлений медицинских справок, освобождающих от занятий, случаев «забывания» спортивной формы и других субъективных показателей, уменьшение которых косвенно свидетельствует о росте мотивации студентов к занятиям прикладной физической культурой.
Таким образом, проведённое исследование показало, что внедрение таких новых форм организации занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура» как степ-аэробика, кик-аэробика, золотые упражнения Кифута, стрейтчинг, калла-нетика и др. даёт доказанный положительный эффект, выражающийся в повышении успеваемости по дисциплине, посещаемости, интереса к занятиям физической культурой в процессе учебной деятельности и, в последствии, во внеучебное время.
Библиографический список
1. Лисицкая Т. Спорт в школе. Первое сентября. 2009; 1 июля.
2. Томпсон В. Калланетика для красоты и здоровья. Available at: http://www.e-reading.by/bookreader.php/10487/Tompson_-_Kallanetika_ dlya_krasoty_i_zdorovya.html
3. Кик-аэробика. Zanfiz: портал финтеса. Available at: http://www.zanfiz.ru/kik-aerobika/
4. Годик М.А., Баралидзе А.М., Киселев Т.Г. Стрейтчинг. Подвижность, гибкость, элегантность. Москва: Советский спорт, 1991.
5. Золотые упражнения Кифута. Леди Фитнес: портал о красоте, фитнесе и здоровом питании. Available at: http://lady-fit.org/fitnes/ zolotye-uprazhneniya-kifuta.html
Reference
1. Lisickaya T. Sport v shkole. Pervoe sentyabrya. 2009; 1 iyulya.
2. Tompson V. Kallanetika dlya krasoty i zdorov'ya. Available at: http://www.e-reading.by/bookreader.php/10487/Tompson_-_Kallanetika_dlya_ krasoty_i_zdorovya.html
3. Kik-a'erobika. Zanfiz: portal fintesa. Available at: http://www.zanfiz.ru/kik-aerobika/
4. Godik M.A., Baralidze A.M., Kiselev T.G. Strejtching. Podvizhnost', gibkost', 'elegantnost'. Moskva: Sovetskij sport, 1991.
5. Zolotye uprazhneniya Kifuta. LediFitnes:portalo krasote, fitnese izdorovompitanii. Available at: http://lady-fit.org/fitnes/zolotye-uprazhneniya-kifuta.html
Статья поступила в редакцию 04.07.16
УДК 37.018
Boltykov ОМ, Cand. of Sciences (Pedagogy), doctoral postgraduate, Kostroma State University n. a. N.A. Nekrasov (Kostroma,
Russia), E-mail: boltykov@mail.ru
INTERDISCIPLINARY ANALYSIS OF PHENOMENON OF CIVIL IDENTITY AND WAYS OF ITS FORMATION. The article specifies a superordinate term of "identity", describes approaches to the outline of its structure and to the determination of this phenomenon's role and place in the process of a person's social development. The work defines a term of "civic identity" and reveals its aspects as well as gives the analysis of main ideas, tendencies and approaches to the specification of civic identity in Russian and foreign research works. The article highlights the structure of civic identity. It is based on the analysis of the contemporary scientific literature dealing with the research in the following categories: "identity", "social identity", "sociocultural identity", and "professional identity". The work proposes some ways of developing civic identity.
Key words: identity, civil identity, professional identity, identification, authentication, formation.
О.В. Болтыков, канд. пед. наук, докторант Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова,
г. Кострома, E-mail: boltykov@mail.ru
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПУТЕЙ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ
В статье охарактеризованы родовое понятие «идентичность», сложившиеся подходы к выделению структуры данного явления, определению его роли и места в процессе социального становления личности. Раскрыта сущность категории «гражданская идентичность», рассмотрены различные стороны «гражданской идентичности», проведен анализ основных идей,