Научная статья на тему 'Динамика изменений восприятия рекламных сообщений студенческой молодежью'

Динамика изменений восприятия рекламных сообщений студенческой молодежью Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / ADVERTISING / ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА / INTERNET ADVERTISING / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Сергеева Дарья Сергеевна

В данной статье обсуждается проблема восприятия студенческой молодежью современной интернет-рекламы. Реклама рассматривается как социокультурный феномен, реализующийся в информационном пространстве. Рассматриваются специфические особенности восприятия интернет-рекламы студенческой молодежью в процессе онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF CHANGES IN PERCEPTION OF ADVERTISING COMMUNICATIONS BY STUDENT YOUTH

This article discusses the problem of students' perception of modern Internet advertising. Advertising is considered as a socio-cultural phenomenon that is realized in the information space. Specific features of perception of Internet advertising by students in the process of ontogenesis are considered.

Текст научной работы на тему «Динамика изменений восприятия рекламных сообщений студенческой молодежью»

Так или иначе, с проблемами коммуникации сталкиваются специалисты множества отраслей человеческой деятельности. В целях повышения эффективности коммуникации следует уделять внимание проблеме коммуникативных барьеров и совершенствованию практических навыков их преодоления.

Необходимо также эмоционально воздействовать, апеллировать к эмоциям, к чувствам человека, создавать такие ситуации общения, в которых человеку захочется выразить свое мнение, согласиться или не согласиться, поспорить. Человек должен понимать, что каждое конкретное слово, каждая конкретная ситуация, каждая конкретная структура нужна ему для решения той или иной коммуникативной задачи как на занятиях, так и потом в реальной жизни [10; 11].

Выводы. Система современных социально-психологических исследований дает возможность широкого рассмотрения тенденций взаимодействия различных социальных групп, эксплицированных в различные аспекты человеческой деятельности и социальной коммуникации, обеспечивающей существование и развитие человеческих отношений в процессе передачи информации, что и является лейтмотивом всестороннего анализа проблем межкультурной коммуникации.

Значимость межкультурной коммуникации в жизни современного российского общества усиливается в процессе преодоления устаревших стереотипов межкультурного взаимодействия при росте социальной миграции, увеличении числа конфликтогенных ситуаций на межэтнической почве. Необходимость межкультурной коммуникации как непременного условия успешной социализации индивида в глобальном мире актуализирует осмысление этого процесса в ракурсе социальной коммуникации представителей разных культур. Важность роли межкультурной коммуникации возрастает при формировании толерантных отношений между представителями разных социокультурных сообществ с целью предотвращения разного рода конфликтов и сопровождается социальной востребованностью воспитания переводчиков, как посредников в межкультурной коммуникации.

Литература:

1. Ting-Toomey S. Communicating Across Cultures. The Guilford Press. 1999

2. Боброва С.П., Смирнова Е.Л. Основы теории коммуникации / Учеб. пособие. - Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2015.

3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М.: ИНФА-М, 2009. - 224 с.

4. Воробьева В.Л. Основы социально-бытовых знаний / Учеб. Пособие для учащихся групп коррекционно-развивающего обучения в системе начального профессионального образования. - М.: Колледж сферы услуг, 2015.

5. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 352 с.

6. Садохин А.П. Межкультурные барьеры и пути их преодоления в процессе коммуникации: Обсерватория культуры: Журнал - обозрение, 2008. - № 2. - 26 - 32 с.

7. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации М.: Юнити-Дана, 2014. - 271 с.

8. Emmert P., Donaghy W. C. Human Communication: Elements and Contexts. Addison-Wesley Publishing Company. 1981

9. Reading On Communicating With Stranger. Ed. by W. B. Gudykunst, Y. Y. Kim. McGraw-Hill. 1992

10. Infante D. A., Rancer A. S., Womack D. F. Building Communication Theory. Waveland Press. 1993

11. Jandt F. E. Intercultural Communication: An Introduction. Sage Publications. 2011

Психология

УДК 159.9

доцент, заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования Медведева Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

магистрант Сергеева Дарья Сергеевна

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ВОСПРИЯТИЯ РЕКЛАМНЫХ СООБЩЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖЬЮ

Аннотация. В данной статье обсуждается проблема восприятия студенческой молодежью современной интернет-рекламы. Реклама рассматривается как социокультурный феномен, реализующийся в информационном пространстве. Рассматриваются специфические особенности восприятия интернет-рекламы студенческой молодежью в процессе онтогенеза.

Ключевые слова: реклама, интернет-реклама, студенческая молодежь.

Annotation. This article discusses the problem of students' perception of modern Internet advertising. Advertising is considered as a socio-cultural phenomenon that is realized in the information space. Specific features of perception of Internet advertising by students in the process of ontogenesis are considered. Keywords: advertising, Internet advertising, student youth.

Введение. Интенсивные изменения на нынешнем этапе развития информационного общества определяются не возможностями современных средств получения информации, а готовностью к применению этих средств в своей деятельности. Не подлежит сомнению тот факт, что развитие информационного пространства, расширение средств массовой коммуникации стали неотъемлемой частью прогресса современного общества. Мы рассматриваем интернет-пространство, как развитую сеть, представляющую собой основную составляющую средств массовой коммуникации и прочно укоренившуюся в сознании каждого человека [6].

Формулировка цели статьи. Целью нашего исследования является изучение восприятия интернет-рекламы на сайтах предприятий студенческой молодежью и выявить зависимость ценностно-эмоционального отношения студентов к информации рекламного характера от возрастных особенностей.

Изложение основного материала статьи. Как уже говорилось ранее целью нашего исследования является изучение восприятия интернет-рекламы на сайтах предприятий студенческой молодежью.

Объектом нашего исследования выступает восприятие интернет-рекламы предприятий студентами.

Предметом изучения являются ценностно-эмоциональное отношение, возникающее у студентов в процессе восприятия информации рекламного характера на сайтах предприятий.

Рекламные сообщения как специфический способ коммуникации с потребителем - это пласт культуры современного общества. Реклама является отражением жизни, культуры, традиций, отражением менталитета народа [21. На наш взгляд, практическая потребность изучения эффективности информационного сопровождения деятельности предприятий и организаций в сети Интернет (сайты, социальные сети и т.п.) как деятельности по взаимодействию с потенциальным потребителем, т.е. рекламной, является одним из актуальных направлений в современной науке. Информационное наполнение интернет-порталов сопровождает жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях. Обновления интернет-сайтов определяются социальным заказом населения, ориентированного на мобильность в получении необходимой информации в новых социально-экономических условиях. На сайтах организаций обычно четко выделены директории и определены их функции, знакомство с которыми связано с получением новых фактов, тенденций и изменений, происходящих на производстве (в организации). Информационное сопровождение - это ориентация на развитие интереса потенциального потребителя к событиям и мероприятиям организации с помощью интернет-средств. Информационный ландшафт сайтов направлен на обеспечение оптимальных условий для получения удовольствия (удовлетворения) в процессе посещения сайта. Таким образом, технологическое решение данной задачи связано с систематизацией информационных потоков в соответствии с их функциями и практической задачей повышения информированности потенциальных потребителей о системе товаров (услуг) организации.

Реклама в последнее десятилетие стала объектом научного исследования ряда отечественных авторов, как специфическая форма коммуникации рассматривается в трудах В.Н. Иванова, А.А. Кошелева, М.М. Назарова и др., как механизм регуляции социального поведения в работах В.Ю. Бородина, В.Д. Ушакова и др. [2]. В современной науке накоплено немало исследований в сфере изучения рекламных сообщений как явления не только экономики, но и культуры, социальной коммуникации. Исследование психологических основ в рекламной деятельности представлено в работах Л.Н. Федотовой, Н.А. Зимней, А.Н. Лебедева-Любимова, В.Г. Зазыкина, Т.И. Краско и др.). А.В Ларина в своих исследованиях определяет рекламную деятельность как «сложный социокультурный феномен, продолжающий свое развитие и трансформацию под непосредственным воздействием новых политических, экономических, социокультурных, технологических процессов современности» [31.

Актуальность исследований в данной области заключается в том, что современное информационное сопровождение оказывает неоспоримое воздействие на молодежную аудиторию, формируя ее определенные социальные, культурные и психологические установки. Поэтому изучение эмоционального отношения молодежи к интернет-контенту, и, в связи с этим, процессов формирования убеждений, социальных установок молодого поколения является важным на современном этапе развития общества [4].

Данная проблема представляет значительный интерес еще и как проблема междисциплинарная, где представлены аспекты профессиональной сферы, но также и психолого-педагогические, социально-правовые вопросы, менеджмент и др.

На современном этапе развития общества интернет-реклама является сферой деятельности, популярность которой интенсивно растет. Но можно отметить, что мало внимания уделяется анализу специфических особенностей той целевой группы, на которую рассчитана информация на интернет-странице. Важно, чтобы контент интернет-страницы был понятен потребителю, привлекал внимание, вызывал положительные эмоции и при этом формировал позитивное эмоциональное отношение. Очевидно, что информационное сообщение в интернет-пространстве должно обращаться к целевой аудитории на понятном языке, что отражает социокультурные, возрастные закономерности. Если это не учитывать, то обращение будет безрезультативным, а может иметь и обратный эффект. Соответственно определена необходимость изучения информационного контента интернет-порталов предприятий и организаций для определения практических рекомендаций в деятельности информационного сопровождения работы.

В настоящее время молодежь имеет определенные особенности своего социального положения, современные молодые люди имеют свои собственные жизненные ценности, свое отношение к социальной активности, обладают совершенно разными интересами и увлечениями и предпочтения их далеко неодинаковы. Свои представления о мире молодежь чаще всего получает с помощью продуктов массовой культуры, средств массовой информации, в том числе посредством интернет. При этом картина потребления количества и качества интернет-информации, в том числе и рекламы, в молодежной среде не достаточно представлена в виде научного анализа. Интернет-реклама в современном мире воздействует на всё общество в целом, но в большей степени на молодежь, которая испытывает потребность в получении разнообразной информации. В связи со сформированной готовностью к восприятию новой информации, главным реципиентом рекламы является студенчество. Поэтому существует необходимость изучения восприятия и переработки рекламной информации будущими специалистами различных сфер. Студенческая молодежь -основной интеллектуальный потенциал любого общества - сегодня испытывает потребность в получении разнообразной информации. С развитием новых информационных технологий возникают новые задачи -взаимодействия индустрии информации с ее потребителем. Однако, механизм этого взаимодействия еще недостаточно изучен, тем более не задействован. В нашей стране это явление носит скорее стихийный характер, картина потребления количества и качества информации в молодежной среде не достаточно представлена в виде научного анализа. Картина потребления в нашей стране количества и качества информации в молодежной среде не достаточно представлена в виде научного анализа, это и определило актуальность нашего исследования.

Социальная ситуация развития студента определяется прежде всего особенностями данной группы как особой категории молодежи, которая организационно объединена институтом высшего образования и получает профессиональную подготовку. Высшие учебные заведения готовят интеллектуальную элиту для

различных сфер жизни и деятельности российского общества, специалистов, которые в дальнейшем будут определять политическое, экономическое и культурное развитие России. Студенты составляют наиболее образованную часть молодежи и способны показывать, каким образом позитивно мыслящие люди воспринимают ту или иную информацию. Факт обучения в вузе укрепляет веру молодого человека в свои силы и способности, порождает надежду на полноценную, интересную в профессионально-творческом отношении жизнь и деятельность. Приобретаемые знания, умения, навыки выступают для студента, как правило, в качестве средств будущей профессиональной деятельности и личностной реализации.

Очевидно, что образование является вектором прогрессивных изменений в обществе, именно фундамент образования определяет материальную, техническую, нравственную и культурную основу жизнедеятельности, отвечает за количественный и качественный кадровый состав страны. Роль и значение инновационного образования определяются, прежде всего, его функциями, реализуемыми с целью прогрессивного развития человечества [1, с. 22]. Динамичные изменения в социально-культурной сфере, современная экономическая ситуация, основой которой являются новейшие технологии и интеллектуальный труд, требуют от специалиста не только профессиональной готовности к своему труду, но, что не менее важно, самостоятельного ориентирования и инициативного поиска в информационных потоках, осмысления и преобразования получаемой информации, грамотного применения её в трудовой деятельности.

Интернет-пространство является элементом культурной среды, занимает ее значимую часть. Существование виртуального компонента отделить от общего культурного контента невозможно. В контексте процессов информатизации, свойственной вектору развития современного общества, именно интернет становится основным каналом информационной трансляции обществу.

Гипотеза работы состоит в предположении, что ценностно-эмоциональное отношение студентов к информации рекламного характера на сайтах зависит от индивидуально-психологических характеристик личности и имеет тенденцию к изменению в процессе онтогенеза.

На основе теоретического анализа литературы по проблемам формирования отношения студентов к интернет-рекламе нами была разработана программа экспериментального исследования. Метод, наиболее адекватный целям нашего экспериментального исследования, - это опросный метод: формализованная анкета. В выборку экспериментального исследования вошли: 50 человек, которые являются студентами 1 и 5 курсов Мининского университета.

На первом этапе исследования было проведено анкетирование по и выявлен предпочтительный канал рекламной коммуникации у студентов - это интернет (Рис. 1).

□ Интернет ^Телевидение РРадио □ Печатные СМИ

Рисунок 1. Результаты проведения анкетирования по выявлению предпочтительного канала

рекламной коммуникации

На втором этапе исследования было проведено изучение отношения студентов 1 и 5 курсов к рекламе методом анкетирования. Анкета:

Определите ваше отношение к сообщениям рекламного характера на сайтах организаций:

— реклама меня раздражает

— реклама меня не интересует

— я рекламу изучаю

— мне реклама нравится

— из рекламы я могу получить информацию

Мы проанализировали материалы анкет, результаты изучения отношения к рекламе у респондентов на разных этапах обучения представлены на рисунках 2 и 3.

Рисунок 2. Результаты проведения анкетирования по выявлению отношения студентов 1 курса к

рекламе

Рисунок 3. Результаты проведения анкетирования по выявлению отношения студентов 5 курса к

рекламе

Обработав материалы исследования мы видим, что отношение к рекламе студентов 1 и 5 курсов различны, но в разных возрастных группах мы можем констатировать следующие различия в определенных параметрах:

- у студентов 1 курса выявлено отсутствие популярности к рекламным сообщениям как источнику информации, в связи с этим, отсутствие интереса, наличие раздражения к рекламе. Изучение сообщений не является приоритетной функцией при восприятии рекламы, также в целом, позитивная оценка рекламы является нечастым феноменом у первокурсников.

- у студентов 5 курса наблюдается тенденция к более осмысленному восприятию рекламной информации, увеличивается явления изучения рекламы, повышение уровня значимости рекламы как источника информации. Мы полагаем, это зависит от уровня образования, опыта, профессионального и личностного развития.

Выводы. Таким образом, гипотеза о том, что ценностно-эмоциональное отношение студентов к информации рекламного характера на сайтах имеет тенденцию к изменению в процессе онтогенеза.

Литература:

1. Белгородский, B.C. Роль инновационного образования в развитии российского общества, текст / B.C. Белгородский // Философия образования. - 2007 - № 2 - С. 21-26.

2. Болгарева К.Р. Социологическое измерение отношения студентов к рекламе: постановка проблемы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. №1 (156). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsiologicheskoe-izmerenie-otnosheniya-studentov-k-reklame-postanovka-problemy (дата обращения: 08.04.2018).

3. Ларина А.В. Реклама как социально-культурный феномен // Гуманитарные научные исследования. 2015 № 7 [Электронный ресурс].ШЬ: http://human.snauka.ru/2015/07/12183

4. Медведева Т.Ю., Куликова А.В., Малкин С.В., Звездина Н.А.Степень воздействия развлекательного контента на молодежную аудиторию / Мой профессиональный стартап. Сборник статей по материалам III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2016. С. 137-141.

5. Медведева Т.Ю., Меренков Д.И. Психологические особенности восприятия рекламного образа студенческой молодежью / Фундаментальные и прикладные научные исследования. Сборник трудов Международной научно-практической конференции Научный Центр «Аэтерна». - 2015. - С. 303-306

6. Медведева Т.Ю., Пятакова О.А., Меренков Д.И. Специфика избирательности информационного контента молодежью. / Мой профессиональный стартап. Сборник статей по материалам III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2016. С. 132-134.

7. Шестерина А.М. Медиа // Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика. - Воронеж, 2013 - С. 181

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук, профессор Мельникова Нина Васильевна

Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск); кандидат психологических наук, доцент Едиханова Юлия Мансуровна

Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск)

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ САМОПОЗНАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме самопознания. В статье структурируется данный феномен изысканиями философов, физиологов, психологов отечественных и зарубежных исследований.

Ключевые слова: терминология психических состояний, исследования ученых, сущность «Я» человека.

Annotation. The article is devoted to the problem of self-consciousness. In the article this phenomenon is structured by researches of philosophers, physiologists, psychologists of domestic and foreign researches.

Keyword: the terminology of mental States, research scientists, the essence of the" I " of man.

Введение. «Самопознание» - первоначальные ощущения, комплекс анализаторов во временном пространстве организации восприятия окружающей действительности и понимания того, как нужно относиться к себе [3, с. 342]. В этом видении рассматриваются желания и стремления, мотивы и поступки осмысление своего поведения и переживаний. Это первое теоретически-философское представление о том, каков сам человек.

Изложение основного материала статьи. Французский философ Рене Декарт в XVII веке в трактате о человеке представил метод познания, описав первичное понятие о рефлексе и принципе рефлекторной деятельности, как модели организма функциями механизма машины тела, регулирующего его психическую жизнь. Это был метод философского познания - универсальный рационализм, как акт господства человека над силами природы.

Тем самым, он показал тонкость материи, состоящей из множества частиц природных явлений, стремясь найти в непосредственном самосознании человека абсолютный принцип знаний истины. Он считал, что с рождения дети уже составляют разные суждения, хотя полного разума у них еще нет. По нему познание: «Я» - мыслю, значит - существую, хотя мыслю еще и не существующим. Это уже путь познания души природы. Р. Декарт основатель теории экзистенциальной парадигмы. Это определение оптимального состояния: здесь и сейчас, а по-другому быть не может.

Он установил критерий достоверности: ясность убеждает человека разложить самосознание на части: идеи мышления и бытия. Их, соединение в сознании не образует умозаключение, а это - синтез, акт творчества, априорные синзетические суждения.

В нравственности истины он видел здравость житейской мудрости. В своем трактате он дает понятия о добродетели, которая, в нашем понимании, имеет отношение к назначению самопознания. «Самопознание» -это «Я», которое нужно изучать внутри себя. Сначала необходимо разобраться в себе и самому понять себя: «Каков «Я» на самом деле? Какова его структура? С чего нужно начинать этот процесс?».

Оно рационально и эмоционально конкретными компетентными требованиями к себе: нужно увидеть, услышать, сохранить, запомнить, воспроизвести, осмыслить, творчески приумножить воспринятые ситуации приемами и способами разных психических состояний.

Философ Гельвеций Клод Андриан обозначил социальную теорию (польза правит миром и служит мерой человеческих поступков). Он считал источником знаний и морали - ум человека, в котором интеллектуальные и нравственные качества полностью приобретены. К воспитывающим факторам отнес общественную среду, совокупляя её с внешними обстоятельствами. Это были первые высказывания о сущности воспитания человека, где утверждалась мысль о способности и нравственном облике человека, что определяет воспитание со своими случайностями.

Конец 18 и начало 19 веков показал некоторые изменения о сущности человеческого познания. Так. Трудами немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля определено понимание духовной культуры - закономерного развития творческих сил мирового разума. Гегель установил в общем сознании человека истинные понятия процесса развития: нет ничего отдельно взятого, не связанного с рассудком и мыслью.

Сознание происходит стадиями самопознания мирового духа от чувственно данных вещей к абсолютизму знаний форм и законов управления изнутри процессом духовного развития. Дух возрожден тремя стадиями в сознании: субъективного духа, объективного духа и высшая стадия абсолютного духа [5, с. 123].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.