Научная статья на тему 'Влияние рекламы на потребительское поведение студенческой молодежи'

Влияние рекламы на потребительское поведение студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3391
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ADVERTISING / STUDENTS YOUTH / CONSUMER BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Обозная Мария Владимировна

В статье предлагаются результаты авторского социологического исследования к вопросу о влиянии рекламы при формировании потребительского поведения студенческой молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF ADVERTISING ON CONSUMER BEHAVIOR OF STUDENT''S YOUTH

The article proposes the results of author's sociological research to the question of the influence of advertising in shaping consumer behavior of students

Текст научной работы на тему «Влияние рекламы на потребительское поведение студенческой молодежи»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 3(13), 2017

УДК 316

Обозная Мария Владимировна, студентка Юго-Западного государственного университета

e-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация: в статье предлагаются результаты авторского социологического исследования к вопросу о влиянии рекламы при формировании потребительского поведения студенческой молодежи.

Ключевые слова: реклама, студенческая молодежь, потребительское поведение.

Maria Oboznaya, student at Southwest state University

e-mail: [email protected]

THE IMPACT OF ADVERTISING ON CONSUMER BEHAVIOR OF

STUDENT'S YOUTH

Annotation: the article proposes the results of author's sociological research to the question of the influence of advertising in shaping consumer behavior of students.

Keywords: advertising, students youth, consumer behavior.

Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стал стремительный рост информационных процессов, распространение более прогрессивных массовых и универсальных медиасредств работы с потребителями: радио, интернет, телевидение.

Реклама занимает одно из лидирующих мест в социально-экономической среде. Это глубоко продуманный и научно организованный процесс, в котором принимают активное участие маркентологи, психологи, социологи и др. Сама реклама создает заданные образы, убеждает потребителя в необходимости и возможности приобрести тот или иной товар, формирует у него желание купить рекламируемый товар ненавязчиво и эффективно и в конечном итоге формирует модальную личность «экономического человека» [1, c. 39].

В условиях становления рыночных отношений для производителей товаров и услуг одной из самых привлекательных потребительских групп стала молодежь. Молодежь сегодня - важнейший интеллектуальный, культурный и профессиональный резерв российского общества, от качества жизни и развития которого зависит судьба нашей страны. В наше время молодежь большую часть своих знаний берет из телевизора и сети Интернет, а вовсе не от родителей, поэтому ее характер может быть сформирован рекламой очень свободно.

ISSN: 2414-0309

1

Многочисленные рекламные ролики, постоянно присутствующие на телевизионных, компьютерных экранах, сообщают о полезных свойствах того или иного товара, представляют широкий спектр продуктов потребления, о которых, возможно, мы ранее не подозревали. Можно считать, что реклама некоторым образом формирует наши представления об образе жизни [2, с. 301]. Реклама воспринимается современной молодёжью как элемент массовой культуры, приобретая значение элемента окружающей среды, телевизор и интернет стали постоянными спутниками и друзьями современного человека [3, с. 64].

Для иллюстрации того, каким образом реклама влияет на потребительское поведение студенческой молодежи, автором было проведено социологическое исследование в марте-апреле 2016 г. В опросе участвовали студенты г. Курск, отобранных по квотной выборке (п=100).

В процессе интерпретации полученных данных было выявлено следующее.

Свое отношение к рекламе процент выбора вариантов ответа распределился следующим образом: положительно - 14%, скорее положительно - 46%, скорее отрицательно - 22%, отрицательно - 18%. Как мы видим, большой процент приходится на вариант ответа скорее положительно (46%). Это позволяет сделать вывод, что респонденты не определились наверняка, доверяют ли они рекламе или нет. Современные потребители стали более грамотными, опытными и поэтому реклама воспринимается молодежью более рационально и критично.

Рисунок 1 - Распределение респондентов по их отношению к рекламе, %

На вопрос «Доверяете ли Вы рекламе?» респонденты ответили, что доверяют лишь частично (68%), не доверяют рекламе вообще 29%, и лишь 3% опрошенных полностью доверяют рекламе. Основными целями рекламной коммуникации являются убеждение потенциального потребителя в необходимости для него рекламируемого продукта или услуги, побуждение его к совершению покупки. Реакция потребителей на рекламу зависит от того, как

Определите Ваше отношенне к рекламе

■ а) положительно

■ б) скорее положительно

■ б) скорее отрицательно

■ г) отрицательно

ими обрабатывается информация, понимание этого процесса является чрезвычайно важным. Обработка информации потребителями - это процесс получения, интерпретации, сохранения в памяти и воспроизведения рекламного раздражителя [4, с.177].

Отвечая на вопрос «Ориентируетесь ли Вы на рекламу при покупке товара / услуги?» респонденты ответили, что да, ориентируются (67%), и нет (33%). Любая реклама всегда говорит о предлагаемом товаре «хорошо» и никогда не говорит «плохо». Реклама - это всегда оценка товаров, услуг. Для привлечения внимания в рекламе могут использоваться различные, часто даже шокирующие образы, тексты, оригинальные шрифты, нестандартные сочетания цветов или геометрических фигур, т.е. иллюзии, сложные оптические эффекты, можно применить какую-либо необычную техническую конструкцию, например, мигающие неоновые осветительные приборы и т. д. Это показывает, что не смотря на то, что 68% респондентов доверяют рекламе лишь частично, более половины все же при покупке товара/услуги непроизвольно поддаются влиянию со стороны рекламы. Молодежь чаще всего не признает, что их действия в рамках потребительского поведения результат влияния рекламы. У них создается впечатление, что потребность в приобретении появилась намного раньше, чем они увидели рекламу.

На вопрос «Укажите фактор, влияющий на Ваше потребительское поведение» доминирующую роль занимает собственное мнение (75%), интуиция - 11%, третье место поделили варианты мнение друзей и мнение родственников - 5 и 7 % соответственно. Лишь 1% на тот фактор, что именно реклама влияет на потребительское поведение. Гипотеза, согласно которой реклама оказывает большое влияние на потребительское поведение становится «уязвимой».

Вопрос «Бывало ли такое, что в магазине при виде товара, у Вас в голове всплывал его рекламный ролик?» помог установить, что у 64% такое случается, а у 36% нет.

Следом стоял вопрос о характере реакции на рекламу о каком-либо товаре/услуге. Более половины опрашиваемых (51%) заинтересовались и захотели больше узнать о товаре/услуге, 36% - реклама не сильно заинтересовала, но товар/услуга запомнились. В строке другое 7% оказались едины во мнении, и указали, что своей реакции не помнят.

Также мы задали вопрос чем, за исключением рекламы, руководствуются при выборе товара/услуги, и получили, что 65% выбирают качество, 51% за цену, 10% доверяют советам родственников и друзей.

В заключении задавался вопрос «Как Вы считаете, меняются ли потребности человека под воздействием рекламы?» да - 21%, скорее да - 38%, скорее нет - 20%, нет - 21%. В данном случае отчетливо видно, что мнения респондентов оказались практически одинаковыми.

Современная молодежь лояльно относится к наличию рекламы в нашем обществе, однако многие доверяют лишь частично. Огромное количество рекламы, которое мы воспринимает каждый день, оказывает большое влияние на потребительское поведение студенческой молодежи.

Реклама стойко вписалась в нашу жизнь. Каждый день потребитель сталкивается с огромным количеством рекламных объявлений, просматривает более ста рекламных роликов. Она достигает главной цели: формирует у потребителя стойкое желание приобрести рекламируемый товар. Реклама побуждает людей приобретать товары, услуги все больше и больше каждый день. Она формирует преимущественно потребительские ценности, а не общечеловеческие. Мы очень часто обращаем внимания на рекламу, подчиняемся ей. Она "учит" потребителя различным эмоциям, создает образы жизни [5, с. 305]. Производители рекламы стремятся побудить в нас действия, покупки. Они стараются угодить нам, делая рекламу интересной и понятной, так же доступной для всех. Реклама может оказаться большим помощником в выборе некоторой продукции.

Таким образом, становится очевидным, что реклама - мощный механизм воздействия на поведение потребителей и инструмент социальной политики. Вначале она вызывает желание овладеть определенным товаром, затем внушает потребителю самыми различными способами необходимость приобретения определенной вещи.

Список литературы:

1. Абрамов А.П. Новый «экономический человек»: диалектика традиционных и современных форм экономической мотивации / А.П. Абрамов // Russian Journal of Sociology - 2016 - № 4 (2). - С. 38-43.

2. Алешина И.В., Поведение потребителей: учебник / И.В. Алешина. - М.: Экономисть, 2006. - С. 525.

3. Дубровин И.А., Поведение потребителей: учебное пособие // И.А. Дубровин. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - С. 312.

4. Савельева O.O. Реклама как социальный и экономический институт российского общества // Белорусский экономический журнал. - 2003. - №1. -С. 120.

5. Толмачева С.В., Влияние рекламы на молодежную аудиторию // Вестник челябинского государственного университета. - 2015. - № 9 (364). - С. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.