И.В. Лобастова, К.Г. Языков, А.Н. Корнетов
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ В ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ У ДЕТЕЙ С ДЦП В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Клинико-психологическое исследование проведено у 83 детей, страдающих церебральным параличом, в возрасте 5-16 лет. Изучены особенности эмоционально-волевой сферы в процессе проведения физической реабилитации. Методы физической реабилитации способны обеспечить некоторую психологическую адаптацию детей с детским церебральным параличом, стимулируя развитие работоспособности и стрессоустойчивости.
Ключевые слова: детский церебральный паралич; эмоционально-волевая сфера; физическая реабилитация; стрессоустойчивость.
Детский церебральный паралич (ДЦП) является ведущей причиной детской инвалидности в структуре заболеваний нервной системы [1].
Ряд авторов, изучая влияние социума на развитие детей с церебральным параличом, выявили, что дети частично являются продуктом среды, и что ранняя общественная среда более значима для ребенка с ДЦП, чем ранние физиологические факторы [2-4].
Некоторые исследователи отмечают, что если ребенку с какими-либо затруднениями не будет оказана своевременная нейропсихологическая помощь, эти трудности пройдут через все годы обучения, затрудняя полноценное формирование не только конкретных форм деятельности, но и негативно влияя на общее развитие ребенка [5].
Важно учитывать, что в результате двигательных нарушений дети с ДЦП ограничены не только в передвижении, но и в общении с окружающими. У таких детей отсутствует возможность полноценно познавать мир и развиваться как личность. В результате чего увеличивается отрицательное влияние на психическое развитие и эмоционально-волевую сферу ребенка, страдающего ДЦП.
Таким образом, своевременное проведение психологической реабилитации и устранение существующих барьеров в пределах окружающей среды являются актуальной задачей.
Целью нашего исследования являлось изучение влияния физической реабилитации на психоэмоциональную сферу детей с ДЦП.
В процессе реабилитационных мероприятий нами были исследованы особенности нервно-психических состояний у детей, страдающих церебральным параличом, посредством метода цветовых выборов Л.Н. Собчик.
В исследовании приняли участие 83 ребенка-инвалида, страдающие церебральным параличом, в возрасте от 5 до 16 лет, выбранные методом типического отбора.
Результаты, представленные в табл. 1, указывают на то, что у большинства испытуемых в эксперименталь-
В ходе исследования выборка испытуемых была разделена на две группы.
Первая опытно-экспериментальная группа включала 41 ребенка-инвалида с детским церебральным параличом, к которой в ходе исследования применялись различные специализированные методики по физической реабилитации.
Группу контроля составили 42 ребенка, соответствующих основной группе по тяжести заболевания, полу и возрасту, к которым методы физической реабилитации не применялись.
С помощью метода цветовых выборов Л. Н. Соб-чик - модифицированного варианта восьмицветового теста М. Люшера - была проведена диагностика психологического благополучия обследуемых детей. Индикатором благополучия явились суммарное отклонение от аутогенной нормы и вегетативный коэффициент, при помощи которого определялся энергетический баланс организма.
Исследование проводилось поэтапно. Первый этап включал измерение исходных показателей нервнопсихического состояния обследуемых детей.
На втором этапе, после применения методов физической реабилитации в экспериментальной группе, было проведено контрольное тестирование исследуемых параметров в обеих группах обследуемых детей.
В заключение оценивалась динамика выявленных изменений в экспериментальной и контрольной группах.
Оценка изменений осуществлялась с помощью анализа сдвигов в значениях итогового тестирования по статистическому Т-критерию Вилкоксона.
Проведенный анализ показал, что в экспериментальной группе наблюдается увеличение значений по шкале «Суммарное отклонение от аутогенной нормы» по тесту М. Люшера, которая отражает уровень нервно-
психической напряженности у испытуемых (табл. 1).
ной группе показатель «Суммарное отклонение от аутогенной нормы» при повторном исследовании умень-
Т а б л и ц а 1
Анализ сдвигов в значениях показателей по тесту М. Люшера в экспериментальной группе
Показатель по тесту М. Люшера в экспериментальной группе Т-критерий Вилкоксона (сумма проранжированных сдвигов в значениях) N 1 N 2 Достигнутый уровень значимости (р-уровень)
Суммарное отклонение от аутогенной нормы (психологическое благополучие) 34 4 12 0,04
Вегетативный коэффициент 95 6 17 0,19
Примечание. N 1 - количество испытуемых с увеличившимися значениями при повторном исследовании; N 2 - количество испытуемых с уменьшившимися значениями при повторном исследовании.
шился. Чем выше значение суммарного отклонения, тем в большей мере силы ребенка расходуются на поддержание собственной психической целостности, на борьбу с внутриличностными проблемами. Повторное исследование выявило, что у 56% детей отмечается незначительный уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, в отличие от первичного обследования, где этот показатель был отмечен у 46% обследуемых. Кроме того, повторное обследование установило увеличение количества детей с отсутствием нервнопсихической напряженности до 15% (первично 7%). В этой связи большой процент детей, страдающих цереб-
В данном случае статистически значимых изменений не произошло ни в показателях «Суммарное отклонение от аутогенной нормы», ни в «Вегетативном коэффициенте».
Однако отмечено некоторое увеличение количества детей со средним уровнем непродуктивной нервнопсихической напряженности на 7,1% от исходного значения. Процент детей с повышенным и выраженным уровнем непродуктивной нервно-психической напряженностью не изменился и составляет на 9,4% больше, чем в экспериментальной группе. Таким образом, в контрольной группе у 14,2% детей в общем эмоциональном фоне преобладают тревожность, неуверенность в своих силах, разочарование ходом своей жизни. Помимо этого дети являются повышенно возбудимыми, утомляемыми; потенциал их социальной активности очень невысок.
В результате проведенного исследования представлены данные, которые указывают на наличие в экспериментальной группе у большинства обследуемых детей с ДЦП незначительный уровень нервно-
ральным параличом, обладает оптимистичным эмоциональным настроем и высоким уровнем работоспособности. В то же время отмечено снижение числа детей с повышенной и выраженной непродуктивной нервнопсихической напряженностью, количество которых составило 5% в отличие от первичных 10%. Однако в значениях вегетативного коэффициента, отражающего энергетический баланс организма, изменений, которые бы имели статистическую значимость, не выявлено.
Результаты, полученные в контрольной группе, статистически значимых изменений не выявили ни в одном исследуемом параметре (табл. 2).
психической напряженности. Следовательно, в этой группе у детей преобладает установка на активную деятельность. Эмоциональный настрой у обследуемых детей оптимистичный. Более эффективно развит волевой самоконтроль при незначительном уровне нервнопсихической напряженности в отличие от повышенного и выраженного уровней. При наличии соответствующей мотивации дети способны сохранять интенсивную работоспособность в течение длительного времени. Кроме того, снижение значений в показателях «Суммарное отклонение от аутогенной нормы» при повторном тестировании свидетельствует о наличии определенных резервов работоспособности и стрессо-устойчивости у обследуемых детей.
Таким образом, полученные результаты указывают на психологические эффекты, приобретенные в результате проводимых реабилитационных мероприятий, которые ориентированы не только на компенсацию дефекта и приспособление к жизни в обществе, но и способствуют, как показал опыт, интеллектуальному и личностному развитию детей с ДЦП.
Т а б л и ц а 2
Анализ сдвигов в значениях показателей по тесту М. Люшера в контрольной группе
Показатель по тесту М. Люшера в контрольной группе T-критерий Вилкоксона (сумма проранжированных сдвигов в значениях) N 1 N 2 Достигнутый уровень значимости (р-уровень)
Суммарное отклонение от аутогенной нормы (психологическое благополучие) 56 11 6 0,3
Вегетативный коэффициент 44 10 6 0,2
Примечания. N 1 - количество испытуемых с увеличившимися значениями при повторном исследовании; N 2 - количество испытуемых с уменьшившимися значениями при повторном исследовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Green L.B., Hurvitz E.A. Cerebral palsy // Phys Med Rehabil Clin N Am. 2007. 18(4).
2. Miceli P.J. et al. Brief report: birth status, medical complications and social environment: individual differences in of preterm, very low birth weight
infants // J. Pediatr. Psychol. 2000. № 25. Р. 353-358.
3. Hammal D. et al. Participation of children with cerebral palsy is influenced by where they live // Dev. Med. Child. Neurol. 2004. № 46. Р. 292-298.
4. Cunningham S.D. et al. Parenting and social functioning of children with and without cerebral palsy // Rehabil. Psychol. 2009. № 54(1). Р. 109-115.
5. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж:
МОДЭК, 1997.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 31 марта 2010 г.