Научная статья на тему 'Динамика изменений показателей сердечного ритма у студенток первого курса'

Динамика изменений показателей сердечного ритма у студенток первого курса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика изменений показателей сердечного ритма у студенток первого курса»

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОК ПЕРВОГО КУРСА

Цатурян Л.Д., Андросова Д. А.

ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека, г. Ставрополь

В последние десятилетия проблеме сохранения и укрепления здоровья уделяется большее внимание. Особую актуальность в этой связи приобретает проблема сохранения здоровья молодого поколения, так как именно оно живет в век научного прогресса и связанного с ним экологического кризиса. Студенты составляют особую социальную группу населения со специфическими условиями труда, быта и отдыха. Длительное психоэмоциональное напряжение приводит к функциональным изменениям в деятельности сердечнососудистой, эндокринной, нервной и других систем организма. Исходя из вышесказанного, целью данного исследования явилось изучение динамики морфологических показателей и вегетативной регуляции сердечного ритма у студенток 1 курса до и после сессии.

В соответствии с поставленной целью, нами обследованы девушки-студентки первого курса Ставропольского государственного университета. В исследовании приняли участие 17 девушек Факультета физической культуры (ФФК) - I группа и 23 девушки Медико-биолого-химического факультета (МБХФ) - II группа. В ходе эксперимента проведен анализ основных морфологических показателей: рост (см), вес (кг), окружность грудной клетки (ОГК) (см). С использованием программно-аппаратного комплекса «Варикард 2.5» проанализированы основные показатели спектрального анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР): мощность

высокочастотной составляющей спектра ОТ (%), мощность низкочастотной составляющей спектра LF (%) и мощность сверхнизкочастотной составляющей спектра VLF (%). Количественные различия между средними значениями оценивались по ^критерию Стьюдента, различия между средними величинами считались достоверными при р<0,05.

Учитывая, что вес тела характеризует не только физическое развитие, но отражает социальные и экологические изменения, а также проявление различных заболеваний, нами рассмотрена его динамика у девушек разных факультетов. Анализ средних значений веса тела показал, что до сессии у студенток II группы он составил 58±2,16 кг, а у девушек I группы - 56,75±1,89 кг. В послесессионный период эти показатели уменьшились до 56,2±1,49 кг и 55,15±1,44 кг соответственно. Аналогично можно охарактеризовать изменения показателя ОГК. До сессии у девушек II группы данный параметр составил 89,09±1,27 см, а у девушек I группы - 88,33±1,55 см. После сессии для обеих групп девушек ОГК уменьшилась до 88,54±1,15 см и 88,24±1,03 см соответственно. Спектральный анализ ВСР позволяет выделить диапазон частот, отражающий активность разных уровней системы управления сердечным ритмом. О вагусной активности и уровне дыхательной аритмии свидетельствует ОТ(%) компонента спектра. ОТ (%) волны до сессии у девушек обеих групп характеризовались доминированием парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, в большей мере выраженным у девушек II группы. После сессии у девушек отмечалось усиление вагусной активности, связанное с уменьшением стрессового влияния. Мощность составляющей спектра LF (%) характеризует уровень активности вазомоторного центра. У студенток I группы после сессии уровень активности вазомоторного центра был выше (44,53±2,24%). Индикатором управления метаболическими процессами являются VLF (%) волны, они также связаны с психоэмоциональных фоном. В нашем исследовании перед сессией и после нее большее эмоциональное напряжение испытывали девушки I группы (26,42±2,13%). Резюмируя полученные данные можно заключить, что условия обучения в вузе повышают стрессогенность женского организма. Данный фактор оказывает значительное влияние на состояние здоровья в период обучения в высшем учебном заведении. Об этом свидетельствует сдвиг морфологических показателей в сторону их уменьшения в послесессионный период. Основные показатели спектрограммы сердечного ритма характеризуют напряжение функциональных систем организма в большей мере выраженное у девушек ФФК.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.